Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Темы должны быть настолько интересны, чтобы у учащихся возникло желание заниматься ею длительное время. Важно наличие достаточного количества материала для целенаправленного поиска, а также общественная значимость исследования. Следующим шагом в исследовательской работе является общий инструктаж по составлению плана и сбору нужной информации из разных видов источников. Взявшись за такой вид познавательной деятельности учащиеся приобретают навыки интеллектуального труда.
|
Участие в поисковой работе, защита результатов на районной конференции заставили моих учеников по-другому взглянуть на события Великой Отечественной войны, ведь современные школьники не вовлечены в восприятие войны через повседневность, как это было с послевоенным поколением. Да и особенности восприятия нынешнего поколения , вступившего в технотронное общество, совершенно иные. На конференции многим моим учащимся впервые пришлось столкнуться с интереснейшими фактами из жизни нашего района в годы Великой Отечественной войны, пообщаться с участниками боевых действий на Дальнем Востоке протии Японии. Все эти факты вызвали противоречивые чувства у детей. Возникли вопросы: Ä как сохранить память о героях Великой Отечественной войны, которых осталось в районе десятки человек; Ä что сделать для того чтобы, каждый школьник мог узнать об участии нашего района в Великой Отечественной войне; Ä как сохранить школьные музейные экспонаты на долгие годы для последующих поколений.
Так возник проект: «Где живет память?», ведь это был главный вопрос, на который мои ученики искали ответ.
|
Одним из способов вовлечения в исследовательскую деятельность является работа в школьном музее и защита результатов поисково-исследовательской деятельности на районной краеведческой конференции. В 2004/2005 учебном году районная краеведческая конференция посвящалась 60-летию победы в Великой Отечественной войне. Актив музея предоставил богатый материал и экспонаты об участниках Великой Отечественной войны, о тружениках тыла на конференцию. Поисковая группа нашей школы, МОУ СОШ № 4, заняла 1 место. |
Были сформулированы цели работы над проектом: ۞ Научить самостоятельному достижению намеченной цели; ۞ Научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит потом решить; ۞ Сформировать умение работать с информацией, находить и анализировать необходимую информацию; ۞ Сформировать умение проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт; ۞ Сформировать навыки совместной работы и делового общения. |
Участие в проекте «Где живет память? » помогает сформировать у учащихся следующие ключевые компетентности в гражданско-патриотической и общественной деятельности: Ä самостоятельная, творческая деятельность; Ä социализация и социальная адаптация личности; Ä самостоятельное достижение намеченной цели; Ä умение предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить; Ä умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт; Ä навыки совместной работы и делового обсуждения в группе; Ä духовно-ценностная и практическая ориентация; Ä осознание значимости наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; Ä осознание проблемы окружающего микромира; Ä интерес к жизни, истории своего района. |