| | |
Изобразительное искусство
Тема урока: |
|
Учитель: |
Беспредметное искусство монотипия
(7 класс).
|
|
Смирнова Е.В., учитель I квалификационной категории. |
|
|
|
Цель урока: Знакомство с абстрактной живописью. Формирование чувства ассоциативного цветовосприятия.
Задачи:
Воспитывать чувство гордости за своих соотечественников, внёсших большой вклад в развитие мировой культуры
Развивать культуру образного восприятия цвета
Знать: Абстрактное искусство В. Кандинского. Что такое монотипия
Уметь: Создавать монотипию в определённой цветовой гамме
Навыки: Использования цвета, как средства выразительности в живописи.
Материалы: Меловая бумагаКраски (гуашь или акварель)Кисти №7, №9, готовые паспарту чёрного цветаКлейНожницыЛинейка.
Оборудование:ДиапроекторДиапозитивы с картин В. КандинскогоМагнитофонМузыкальные записи К. ДебюссиМагниты
Вспомогательный материал:
Литературный ряд:
Цитата В. Кандинского из воспоминаний о русской избе, увиденной в этнографической экспедиции по Вологодской губернии.
Стихотворение А. Рембо “Гласные”.
Высказывание М. Танка “Требовать от искусства, чтобы оно было отражением действительности - очень мало. Тогда хватит и фотографов”.
Понятия,термины,фамилии художников,поэтов,композиторов:
Астракция Василий Кандинский – рус., сов. художник .
Монотипия Клод Дебюсси – фр. композитор.
Живопись Артюр Рембо – фр. поэт.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Изложение |
Время |
Трудности |
I этап
Вступление |
Организационный момент (приветствие, посадка)
Учитель: Ребята! Прежде чем мы познакомимся с темой урока, мне бы хотелось провести с вами одну игру. Я попрошу двоих учеников (по желанию) удалиться за дверь (дети выходят) |
2 мин. |
Большое кол-во желающих, трудность выбора |
II этап
Игра “угадай смысл изобра-жения” |
Ребята! Я очень рада вас видеть. Мне приятно смотреть в ваши добрые, понимающие глаза.
Сейчас я выразила вам свои чувства. Как я это сделала? При помощи чего?
Ответ: При помощи слов.
Вопрос: А как ещё можно выразить свои чувства?
Ответ: При помощи жестов, мимики, музыки.
Вопрос: А при помощи цвета?
Учитель: Я попрошу подойти к доске ученика (выбор учителя - более способный в живописи). Все вместе мы создадим картину “Палитра чувств”.
Дети по очереди называют цвета, которые, по их мнению, выражают те или иные настроения и чувства (радость, восторг, светлая грусть, страх,
равнодушие)
Ученик у доски наносит на бумагу цвета разных чувств, создавая абстрактную композицию. Далее вызываются дети, стоящие за дверью.
Вопрос: Как вы думаете, что здесь изображено? Нравится ли это вам? Почему?
Ответы: Мазня, что-то непонятное, не нравиться, какие-то пятна, перевод краски и.т.д. |
  |
  |
III этап Итоги игры, раскрытие темы |
Учитель: Неудивительно, что ребята не могли чётко определить, что изображено и то, что наше творчество не привело их в восторг. В нашей работе нет ни людей, ни предметов, ни природы. Такое искусство существует вот уже почти 100 лет. Его называют беспредметным, абстрактным (в переводе отвлечение). Впервые такая картина появилась во Франции в конце 19 в. и называлась “Девушка под снегом”- это был чистый лист бумаги. |
8 мин. |
  |
Продолжение III этап |
Но настоящим началом этого направления считают 1910 год, а основоположником В. Кандинского 1910 год, начало XX в. – время новых свершений, открытый, перемен. Не сразу В. Кандинский стал худ-м, готовился статть юристом, не сразу пришел он от реальной живописи и графики к абстарктной. Что же всё таки побудило худ-ка писать такие карттны? Он, как любая творческая натура любил музыку, поэзию, изучал творчество друггих художников. И как сам говорил Кандинский, самое большое влияние на его поворот к абстракционизму оказало несколько явлений. Во-первых: музыка Клода Дебюсси (он увидел, услышал в ней сопоставление звука и цвета; во-вторых: стих-е А.Рембо “Гласные”, в котором каждому гл. звуку соответствовал цвет. Послушайте его (читают дети), а в-третьих; картина Клода Моне “Стога сена” . Кандинский долго смотрел на нее замороженный, хотя не сразу понял, что там изображено. Но это не всё. Пожалуй самым ярким было впечатление от посещения русской избы Вологодской губернии (зачитывается высказывание) А теперь посмотрим картины В. Кандинского |
  |
Недостаток времени для более глубокого изложения. |
IV этап просмотр слайдов |
Учитель показывает слайды с картин В. Кандинского, комментирует их, здесь дети тоже принимают участие, отвечая на вопросы.
- Пейзаж в Ахтырке 1901 г.;
- Русская краса в пейзаже 1905 г.;
- Пейзаж с башней 1907 г.;
- Импровизация №26 (кое-что можно разглядеть реальное, не …);
- “Потоп” (Вспышка, вихри, зигзаги);
- “Импровизация без названия” 1914 г.;
- Композиция без названия в жёлто-красно-синих тонах 1925 г.(здесь царство форм, геометрических фигур);
- "Синие небеса" 1925 г. (Амёбы и инфузории, змеи)
|
7 мин |
  |
V этап |
Объяснение учителя: понятие монотипия, вид графики, оттиск, почти непредсказуемое, учитель показывает на доске этапы работы и поиска композиции
Практическая работа выполняется учащимися. Учитель рекомендует использовать цветовую гамму, соответствующую настроению ребёнка. В это время звучит музыка К. Дебюси. |
3
мин
10 мин |
Небольшой формат, плохая видимость с задних парт. |
VI этап |
Оформление выставки детских работ на магнитной доске.
ИТОГ УРОКА: Учитель спрашивает у детей:
- С каким искусством мы познакомились
- Кто первым создал такие картины?
- Легко ли понимать это искусство?
- Нужно ли оно человечеству?
- Какую работу мы сегодня выполняли?
Учитель: Сегодня на уроке я не преследовала цели, чтобы все поняли и полюбили абстрактное искусство. Главное, что мы о нем узнали, узнали, что оно выражает чувства человеческой души, хотя не показывает ничего реального, ничего конкретного. Но оно занимает достойное место среди других видов живописи. И в конце мне хочется привести слова М. Танка (записаны на доске) . |
4
мин
|
Работы заканчивают дети почти одновременно,
Их много и все хотят попасть на выставку. |
| |
|
|
|