Трудовое обучение

Дзюба Галина Анатольевна, учитель обслуживающего труда (высшая квалификационная категория)

Пояснительная записка

Большая роль в сохранении и развитии народной культуры отводится учреждениям образования.

Глубоко национальное искусство народных промыслов, народные традиции, обычаи, фольклор помогут в воспитании возрастающего поколения, помогут осознать истоки отечественной культуры, сохранить их.

В ходе реализации программы учащиеся приобщаются к истокам русской культуры, русских национальных традиций. Целостная эстетическая культура подростков формируется через развитие исторической памяти, обучение практическим навыкам, основам ремесла.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет освоить отдельные приемы и навыки ремесла с учетом современной технологии. Ориентирует учащихся на конечный результат.

Настоящая программа предусмотрена для индивидуальной подготовки учащихся средней школы профессии вышивальщицы вручную.

Программа составлена на основании программы индивидуальной и бригадной подготовки вышивальщиц по ручной вышивке из числа молодежи, окончившей среднюю школу.

Программа включает тематические планы и определяет объем содержания учебного материала и последовательность его изучения.

Программа теоретического обучения предусматривает технологии производства, устройство оборудования, инструментов и приспособлений, передовых способов труда и организации рабочего места, правил техники безопасности.

В основу содержания программы положены сведения о вышивке народов Севера.

Учащиеся должны уметь:
  1. Подготовить пяльца для работы.
  2. Разметить рисунок на ткани.
  3. Запялить образец.
  4. Выполнить работу мережками, техникой тарлата, декоративными швами, свободными швами (тамбур), ростисью, счетной гладью.
  5. Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.
  6. Разметить рисунок на ткани, прочитать рисунок, определить начало работы.
  7. Выполнить работу качественно, в соответствии с техническими требованиями, сделать зашивки.
  8. Соблюдать правила санитарии и гигиены, технику безопасности.
Учащиеся должны знать:
  1. Народные промыслы Вологодской области.
  2. Основы материаловедения.
  3. Способы выдергивания нитей из ткани.
  4. Способы зашивок.
  5. Способы нанесения рисунков на ткань.
  6. Применения мережек, тарлаты, свободных швов, ростиси в изделиях.

Задачи трудового обучения

  1. Привитие трудолюбия, как качества личности, независимо от индивидуальных способностей и будущей профессии.
  2. Вооружить учащихся практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.
  3. Формировать у учащихся техническое мышление, умение применять полученные знания, развивать способности к самообразованию.
  4. Содействовать возрождению русских народных ремесел, несущих нравственный этнический потенциал.
  5. Развивать у учащихся трудовую сноровку, мелкую мускулатуру пальцев, усидчивость, терпение, многоумение, потребность доводить начатое до конца.
  6. Развитие эстетического чувства и представления. Формирование художественного вкуса.
  7. Знакомить учащихся с закономерностями взаимоотношений цветов (их оттенков).
  8. Пробудить глубокий интерес к самому процессу работы, приносящему человеку высшую радость – радость творчества, которая никогда не даст остановиться на достигнутом, побуждая к поискам нового.

Тематическое планирование учебного материала
8 класс.

 

Тема

Количество часов

1.

Вводная беседа.

Народная вышивка русского Севера, ее особенности, применение в декоративном оформлении костюма и предметов быта.

1 час

2.

Выполнение простых и узорных мережек.

Ткань, инструменты и приспособления для вышивки.

25 часов

3.

Декоративные, украшающие швы (панка, капелька, козлик, косичка, крест) с изготовлением изделий.

22 часа

4.

Тамбур. Изготовление изделия.

6 часов

5.

Вышивка по сетке. Изготовление изделия.

6 часов

 

Итого

68 часов

Программа

Краткие сведения о нитках и тканях

Значение тканей с полотняным переплетением для вышивки.

Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, тонине.

Виды мережек и их применение в оформлении современных изделий. Их декоративные качества, значение мережек в оформлении изделий различного назначения самостоятельно и в сочетании с другой вышивкой (показ образцов).

Технология выполнения простых мережек. Виды простых мережек.

Виды простых мережек: кисточка, столбик(колышек), раскол и последовательность их выполнения.

Ткани и нитки, применяемые для мережек.

Технический расчет рисунка и его назначение.

Требования, предъявляемые к выполнению мережек.

Причины неаккуратного выполнения вышивки (показ чертежей швов).

Практическая работа.

Технический рисунок простых мережек на миллиметровке.

Зарисовка мережек: кисточка, столбик, раскол. Точный расчет ниток ткани, указание хода рабочей нитки. Освоение рабочих приемов выполнения простых мережек. Освоение последовательности выполнения мережек. Выдеры нитей в одном направлении, стягивание нитей по счету их набора на иглу. Ход рабочей нити при затягивании пучков (кисточек), образование столбиков (колышек) и получение мережки, раскол. Выполнение изделия, оформленного простыми мережками (носовой платок, салфетка).

Выполнение узорных мережек.

Виды узорных мережек и их применение. Виды простых узорных мережек и их декоративные качества. Узоры, получаемые путем стягивания столбиков мережек или нанесение плотных разделок.

Значение простых узорных мережек в декоративном оформлении изделий различного назначения.

Технология оформления простых узорных мережек. Последовательность выполнения мережек: снопик (разновидности), паучок, из перевитых столбиков (разновидности) и нитей с воздушной петелькой, настил, козлик (разновидности), заделка углов и обработка узких сторон мережек (петельный шов, подкладной валик).

Технический расчет рисунка. Причины небрежного выполнения мережек и способы их предупреждения.

Самоконтроль.

Практическая работа.

Технический рисунок простых узорных мережек. Зарисовка мережек с точным расчетом нитей ткани. Последовательность выполнения узорных мережек.

Выдергивание нитей, образование столбиков, объединение столбиков в рисунок, обметка краев мережки гладьевым валиком.

Выполнение изделия, оформленного простыми узорными мережками (салфетка, детское полотенце).

Технический расчет каждой мережки. Последовательность выполнения каждой мережки: выдергивание нитей в двух направлениях, стягивание столбиков, нанесение на них узора, заполнение угла двух пересекающихся мережек.

Тамбур.

Выполнение тамбурной вышивки с изготовлением изделия.

Тамбурные вышивки русского Севера. Характер орнамента, калорит вышивки, сочетание тамбура с другими техниками вышивки (гладью, ажурными сетками, цветными разделками).

Практическая работа.

Зарисовка тамбура народных образцов. Технология выполнения тамбура (разновидности). Последовательность выполнения.

Дефекты тамбурной вышивки.

Технический рисунок тамбурного шва. Композиция современного изделия с тамбуром (салфетка, полотенце, фартук, наволочка).

Выбор места вышивки. Освоение рабочих приемов. Подбор ткани, нанесение рисунка на ткань, подбор ниток.

Выполнение изделия по образцу или собственной композиции (фартук, полотенце, наволочка и т.д.)

Тарлата

Тарлата и ее местные особенности.

Сведения о тканях и нитках. Ткани, применяемые для изделий с вышивкой тарлата.

Технология выполнения тарлаты. Особенности подготовки сетки для тарлаты, расчет нитей, способы нанесения узора на готовую сетку.

Дефекты и причины их возникновения.

Практическая работа.

Технический рисунок тарлаты. Зарисовка тарлаты карандашом на миллиметровке с показом направления стежков, переплетающих широкие столбики и дополнительных сновок в просветах ячеек (показ технического рисунка).

Освоение рабочих приемов выполнения тарлаты.

Определение последовательности выполнения вышивки: расчет необходимого количества нитей для продержки и столбиков сетки по основе и утку с учетом толщины нитей, перевив столбиков крупной сетки (гитопальным швом), нанесение узора путем прокладывания сновок и различных разделок. Сочетание тарлаты с другими вышивками.

Выполнение изделия в материале по выбранному образцу (салфетка, полотенце).

Декоративные швы

Назначение декоративных швов. Виды декоративных швов (панка, капелька, козлик, косичка, крест).

Техника выполнения декоративных швов. Освоение приемов выполнения декоративных швов. Сочетание швов с другими видами вышивки.

Подбор ткани и ниток, цветовая гамма.

Зарисовка швов.

Требования к качеству выполняемой работы.

Выполнение изделия. Подбор ткани, ниток, композиция изделия, творчество.

Тематическое планирование учебного материала
9 класс.

Тема

Количество часов

1. Вышивка

Беседа "Народная вышивка, выполненная счетными швами. Счетные швы и их применение в оформлении изделий. Орнаменты и цвет в народных вышивках счетными швами. Значение счетных швов в оформлении современных изделий" (демонстрация образцов, таблиц).

2 часа

2. Шов "Роспись"

Выполнение вышивки швом "роспись" с изготовлением изделия.

Сочетание шва "роспись" с другими вышивками (счетная гладь, мережки, декоративные швы).

26 часов

2. Работа с тканью.

Изготовление изделия (летнее платье, сарафан, жилет, майка)

40 часов

Итого

68 часов

Программа

Вышивка.

Сведения о тканях, нитках, приспособлениях для вышивки. Способы нанесения рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка.

Счетные швы: роспись, счетная гладь.

Декоративное качество швов. Оформление ими современных костюмов и интерьеров. Зарисовка народного орнамента.

Символика. Сочетание растительных узоров с фигурами птиц, зверей, человека. Расположение узора на изделии. Способы закрепления рабочей нити в начале и конце работы. Чтение рисунков.

Технология выполнения счетных швов.

Двухсторонние швы.

Расчет нитей основы и утка для выполнения этих швов. Требования к выполнению швов (точность расчета, направление стежков, аккуратность лицевой и изнаночной стороны).

Дефекты выполнения швов.

Разработка изделия со счетными швами (проект, творческая работа).

Освоение последовательности выполнения вариантов счетных швов:

а) роспись линейного рисунка, клетка, шашки;

б) счетная гладь по горизонтали, вертикали, диагонали.

Выполнение изделия.

Работа с тканью.

Знакомство с историей развития одежды.

Классификация одежды по назначению.

Требования к тканям и одежде в зависимости от назначения.

Плечевые изделия. Цвет, рисунок, силуэт. Мерки, необходимые для построения чертежа выкройки плечевого изделия.

Построение чертежа цельнокроенного платья. Последовательность построения. Расчетные формулы. Построение чертежа в масштабе 1:4 и по своим меркам.

Понятие о моделировании. Виды моделирования.

Разработка фасонов из журналов.

Разработка фасона своего изделия.

Раскрой плечевого изделия. Подготовка ткани. Расчет ткани для изделия. Прибавки на швы.

Влияние рисунка на раскрой.

Раскладка выкройки на ткани. Лицевая и изнаночная стороны.

Соблюдение направления долевой нити при раскрое.

Осыпаемость ткани, усадка, растяжение (повторение).

Раскрой плечевого изделия. Контрольные метки, силки. Экономия при раскрое. Правило резания. Техника безопасности при раскрое.

Соединение деталей плечевого изделия (сметывание).

Примерки. Выявление и исправление дефектов.

Соединение деталей изделия машинной строчкой. Требования к качеству работы.

Обработка горловины, пройм, застежки, линии низа.

Виды отделок.

Обработка внутренних срезов.

Значение влажно - тепловой обработки и ее последовательность при изготовлении изделия.

Подведение итогов.

Учащиеся должны уметь:
  • Правильно снимать мерки.
  • Делать необходимые расчеты для построения чертежа.
  • Построить чертеж выкройки цельнокроенного платья в масштабе 1:4 и по своим меркам.
  • Разработать 4-5 фасонов.
  • Разработать фасон своего изделия.
  • Подготовить ткань к раскрою.
  • Разложить выкройку на ткани, учитывая ширину ткани, ее рисунок, направление долевой нити, осыпаемость ткани.
  • Раскроить изделие, сделав необходимые прибавки.
  • Соединить детали кроя сметочными стежками.
  • Сделать примерку.
  • Устранить дефекты.
  • Обработать изделие на швейной машине.
  • Выполнить влажно - тепловую обработку.
  • На каждом этапе выполнять технику безопасности.
  • Учащиеся должны знать:
  • Историю развития одежды.
  • Классификацию одежды по назначению.
  • Виды силуэтов в одежде.
  • Мерки, необходимые для построения чертежа выкройки плечевого изделия.
  • Виды моделирования.
  • Виды прибавок.
  • Различные свойства тканей.
  • Правила раскладки выкройки на ткань.
  • Правила раскроя.
  • Технику безопасности.
  • Виды отделок.
  • Правила влажно-тепловой обработки.
  • Литература:
  • Богуславская "Русская народная вышивка".
  • Емельянова "Декоративная вышивка в быту"
  • Королева "Народная вышивка РСФСР"
  • Климова, Работнова "Русская народная вышивка"
  • Гумилевская "Строка и вышивка"
  • Климова, Федосова "Ручная и машинная вышивка"
  • Наглядность:
  • Таблицы:
  • Роспись
  • Мережки
  • Тарлата
  • Тамбур
  • Рисунки - плакаты: мережки, крест.
  • Раздаточный материал "Декоративные швы" (косичка, капелька).
  • Образец мережек (простых и узорных).
  • Изделия, изготовленные учителем (столешники, полотенца, панно).
  • Изделия учащихся по различным темам (мережки, вышивка по сетке, тамбур, декоративные швы, роспись).