Домовые

 Известный русский этнограф С. В. Максимов так рассказывал о происхождении поверий о домовых: ‘Когда Господь при сотворении мира сбросил на землю всю непокорную и злую небесную силу, которая возгордилась и подняла мятеж против своего Создателя, на людские жилья тоже попадали нечистые духи. Отобрались ли сюда те, которые были подобрее прочих, или ‘же так случилось, что, приселившись поближе к людям, они обжились и пообмякли, умягчились нравом. Не сделавшись злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, они как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом даже оказались с привычками людей весёлого и шутливого нрава. Большая часть верующих так к ним привыкла, что не согласна признавать домовых за чертей и принимает их в своих представлениях за особую отдельную добрую породу...

Искушённые житейским опытом, хозяйки-бабы... отрезают один сукрой от каравая хлеба и кладут его под печку. Это — тому незримому хозяину, который вообще зовётся ,домовым”...

  В таких местах, где ему совершенно верят и лишь иногда, грешным делом, позволяют сомневаться, соблюдается очень древний обычай, о котором в других местах давно уже и забыли. Кое-где... хозяйка дома до рассвета (чтобы никто не видел) старается три раза обежать новую избу нагишом, с приговором: ,,Поставлю я около двора железный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не перескочил, ни гад не переполз, ни лихой человек ногой не переступил и дедушка-лесной через него не заглядывал”.

 

А чтобы был этот ,,замок” крепок, баба в воротах перекидывается кубарем, также до трех раз тоже с заученным приговором....

С домовым  был хорошо «знаком» Г.Р. Державин, приписавший характерные черты его мифическому Волхву Злогору:

В куту кикиморой незримой

Сидел он часто на печи;

 

Весь ужин, к вечеру хранимый,

Съедал, зубами срипучи;

А по ночам к хозяйску диву

Скакал на клячах  по сту верст;

Коню ж любимому плел гриву

И как трубу  волнистый хвост.

 («Новгородских Волхв Злогор»)

 

 
 

Здесь  все детали полностью соответствуют  представлению о домовом – дворовом. Печь ,а особенно кут (угол дома у печи) – типичные местонахождение домового, как  типично  и  отношение его к  лошадям. Точно указание на ночное  время – пору  самой активной деятельности домашней нечисти, и на способность принимать вид иного существа  (кикиморы), и подчеркнутое сочетание в домовом заботы и вреда. Даже такой нюанс,  как скрипение зубами, не выдумка поэта, а свидетельство прекрасного  знания  им народной  демонологии.

 

       

 

20-30гг. XIX века Домовой в литературе Первая половина XIX в.
  Рубеж XIX-XX вв.