      |
Русалка
К числу наиболее популярных образов русской демонологии,
представленной в отечественном искусстве, относится русалка. Очень
многие писатели и поэты классического века русской литературы, в
творчестве которых русалка заняла значительное или весьма скромное
место.
 |
|
Не стоит напоминать с ранних лет памятную строчку
Пушкина: «Русалка на ветке сидит», его же драму
«Русалка», до сих пор очаровывающую и ставящую в тупик
пушкинистов-литературоведов и режиссеров театра и кино. На
слуху и лермонтовское: «Русалка плыла
по реке голубой…»; и гумилевское: «На русалке горит ожерелье,/ И
рубины греховно-красны». Вспоминается и прекрасная панночка Гоголя
(«Майская ночь, или Утопленница»), и «Русалочьи сказки» А.Н.
Толстого, и рассказ Кости из тургеневского «Бежина луга» о плотнике
Гавриле, которого встреча с русалкой сделала навеки невесёлым, и
«Русальные действа» А.Ремизова. |
«Литературные» русалки, пожалуй, не менее разнообразны,
чем подлинно фольклорные. Время,. мода, интересы и мировидение,
индивидуальный стиль, художественные задачи делали образ русалки
сугубо личностным для каждого автора.
И все
же есть общие мотивы, сюжеты, есть традиционные для литературы
характеристики внешности русалки, её поведения.
Интерес к этому персонажу подогревался как бы с двух сторон.
Первое – увлечение античной и
германской мифологией, средневековыми европейскими
сказаниями и творчеством западных романтиков, где
бесконечное количество раз поёт свою дивную
песнь белокурая красавица Лолерея с берегов Рейна. Русская поэзия
конца ХV111 – первой половины Х1Хв. (особенно переводная и
подражательная) часто использовала эти образы.
|
|
 |
Это: баллада В.А.Жуковского «Рыбак» и его старинную повесть
«Ундина», стихотворение А.Майкова «Лорелея», М.Муравьёва «Сельская жизнь»,
А.Апухтина «Фея моря»
Второй источник – русская мифология, где-то с середины
ХV111в. привлекшая внимание писателей, собирателей, издателей,
широкую читающую публику.
Неудивительно, что в нашей поэзии довольно рано сложился
собственный образ русалки, опирающийся на русские народные поверья,
но наделенный и чертами близкого ей европейского персонажа.
Если в представлении русских крестьян русалка всегда
связана с рекой, прудом, то в книжной поэзии она нередко –
дочь моря, переселённая сюда не без влияния знаменитой сказки
Х.-К.Андерсена.
 |
|
Известный всем европейским народам мотив опасности
русалки (в первую очередь для юношей, мужчин) в поэзии
получал уточнение: опасна поющая дева. В русских фольклорных
текстах русалка чаще слушает певца (былинный
Садко), сама же почти не поет, у неё нет чар сирен и
романтической Лорелеи. Русская
русалка завлекает чарующим смехом или пугает диким хохотом. Она
скорее страшна, чем прекрасна. Длинные волосы ее похожи на
кудель, и расчесывает она их не для того, чтобы «шелком кудрей»
заманить пловца или путника, а по невысказываемой, но глубоко
чувствуемой архаической связи с прядением. Русалка – нечисть ,
поэтому всегда простоволоса и нерасчесана, какие бы усилия она не
прикладывала в попытке уподобиться человеку, волосы которого должны
быть соответствующим образом уложены, приведены в порядок. |
Русские поэты, создавая свой , романтический облик русалки,
наделили её неземным голосом и невероятно красивыми волосами,
сделав акцент на роковом сочетании внешней привлекательности и
смертельной опасности. Таким образом, волшебное пение и роскошные
волосы поэтических русалок – результат влияния творчества
европейских собратьев по перу.
 |
Образ Русалки в
творчестве поэтов и писателей |
 |
 |
 |
|
 




|