      |
А.И.Бунин,М.Зощенко
Похожие
обстоятельства привлекли внимание А.И.Бунина Рассказ «Ужас» в подробностях и
с тонким проникновением в психику человека, выиужденного ночевать в
непривычной для него обстановке, раскрывает состояние страха, испытанное
героем в деревенском доме, когда, проснувшись от непонятного стука, оп
увидел, «что за окном, все его затемняя, стоял кто-то громадный, черный,
длинный и покатый, лез в стучал, стараясь пробить верхние стекла. Я схватил
двустволку’, дико крикнул: ,,Кто это? Стрелять буду!”. Он, не отвечая,
вытянулся еще выше, надвинулся на окно еще плотнее и застучал еще громче
<..>. |
|
 |
Это
была старая, худая лошадь, без призору шатавшаяся ночью по усадьбе». «Ужас»
по-своему является художественной иллюстрацией к не раз высказываемой
Буниным мысли об отсутствии, по существу, или малом различии в психике
мужика и дворянина.
 |
|
Работник Кошель из повести Бунина «Деревня»
(1910) очень напоминает каронинского Филата. Отслужив в солдатах на Кавказе, он «ничего не мог
рассказать о Кавказе, кроме того, только, что там гора на горе, что из земли
бьют там страшно горячие в странные воды», зато «верил, божился, что недавно
под сельцом Басовым катилось в сумерки тележное колесо — ведьма» и что «один
мужик, не будь Дурак, взял да я поймал это колесо, всунул во втулок
подпояску и завязал ее <...>. Проснулась эта ведьма на-рани, глядь — а у ней
подпояска изо рта и из заду торчит, на животе завязана...» |
Близок таким персонажам и чеховский унтер Пришибеев.
Темное крестьянское начало особенно ярко выдает себя в тексте доноса,
составленного им на жителей подопечной ему территории: «Которые крестьяне
сидят с огнем: Илья Прохоров, Савва Микифоров, Петр Петров. Солдатка
Шустрова вдова живет в развратном беззаконии с Семеном Кисловым. Игнат
Сверчок занимается волшебством, и жена его Мавра есть ведьма, по ночам ходит
доить чужих коров».
Русским
писателям свойственно было не ограничиваться констатацией подобных фактов,
но доискиваться до причин отмеченных явлений. Разнообразие здесь
удивительное, обусловленное как взглядами самих писателей, так и законами
жанра. Шутливо-комическая интонация пушкинского «Вурдалака» задана его
первой строчкой: «Трусоват был Ваня бедный…»
Серьезность, фактографичность этнографического очерка заставила
Глеба Успенского подойти к проблеме народных суеверий с позиций
социолога-народоведа. Это привело его к осознанию двух главных, как ему
казалось, причин сохранения подобных взглядов: исторически обусловленной
власти земли над земледельцами и преднамеренной сознательной поддержке
темноты и забитости со стороны тех, кто вершит судьбы России. И. Бунин в
споре с идеологами «розового» народолюбия нарочито подчеркивал косность,
агрессию и моральную деградацию современного ему крестьянина, оставался ли
он патриархальным «мужиком-рабом» или становился новым «мужиком-хозяином»:
ничего иного не может произойти с «земляной личностью» в условиях резкого
распада прежнего социалыю-экономического уклада, в условиях «падающей
деревни». |
|
 |
IОмористический рассказ М.Зощенко «Колдун» как бы продолжает
пессимистические размышления Г.Успенского в И. Бунина. Россия вступила в
новый век, произошла революция, сменилась идеология и государственные
приоритеты, а мужик остался мужиком. Ратуя за проведение в жизнь
большевистского лозунга борьбы с «родимыми пятнами» «проклятого прошлого»,
поборник новой программы перевоспитания крестьянства произносит типичный для
того времени монолог: «Чудеса, граждане! Кругом, можно сказать, пар,
электрическая энергия, швейные ножные машинки — и тут же наряду с этим —
колдуны и кудесники. Совершенные чудеса! У мужика в деревне сеялка и веялка,
и землю свою мужик раздраконивает паровым трактором, и тут же рядом и почти
в каждой деревне проживает колдун. Живет, хлеб жует и мужичков поцукивает.
Странные непонятные вещи!»
 |
Влияние славянской мифологии
на творчество писателей |
 |
 |
 |
|






|