![]() |
|
![]() |
|||||||||||||||
|
Источники сведений о славянской мифологии В настоящее время судить о мифологии, т.е. мировосприятии древних славян, достаточно сложно уже потому, что о славянском язычестве сохранилось очень мало сведений. Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: христианство, яростно боровшееся против язычества, искореняло все древние верования, все обряды и обычаи, как только могло. Так что о славянской мифологии теперь можно судить только по вторичным – письменным, фольклорным и вещественным источникам.
Помимо письменных сообщений, очень богатым источником для исследователей славянской мифологии является фольклор – сказки, былины, обрядовые песни, заговоры и пр., основанные на древних мифах и легендах. Конечно, мифы в таком изложении сильно исказились, и основная проблема исследователей заключается в том, чтобы вычленить, реконструировать древнейшие представления, очистить их от всего, привнесенного позднее. Например, по предположениям специалистов, многие сказки содержат описания быта людей каменного века, охотничьих обрядов, инициации сцен охоты и т.п. Сказка, а также былины в ряде случаев сохраняют некоторые сюжеты языческих мифов о животных, богах, духах и мироустройстве. Некоторые песни и заговоры сохранили имена языческих богов, хотя в большинстве случаев эти сведения упоминались лишь мимолетно, например, в форме припева. Календарные обрядовые песни и древние заговоры были неотъемлемой частью магических ритуалов, обрядов, позволяющих людям общаться с богами и духами. Эти ритуалы в глазах славян были необходимы для людского благополучия, так как они стимулировали плодородие земли, кормящей земледельцев, и потому многовековые старания христианских деятелей не смогли полностью уничтожить ни эти обряды, ни связанные с ними песни и заклинания.
Вообще все археологические находки можно разделить на несколько групп, каждая из которых дает свои сведения о мифологии. Например, на основе захоронений древних людей можно судить о том, какие в древности проводились погребальные обряды, и уже на их основе судить о представлениях людей о жизни и о смерти, о потустороннем мире и пр. Раскопки языческих святилищ дают информацию о древних языческих богах и тех ритуалах, которые с этим были связанны, например о жертвоприношениях. В некоторых случаях удается отыскать сохранившихся идолов, что позволяет установить приблизительный внешний облик богов в представлении язычников.
К сожалению данные этнографии – самый ненадежный источник информации по древней языческой мифологии. Так как на протяжении столетий остатки языческой мифологии скрылись под многочисленными наслоениями: свое влияние оказало и христианство, и просто время, стершее6 или лишившее смысла древние представления. А хуже всего то, что с середины XIX в.традиционность славянских крестьянских общин стала разрушаться новыми социально-экономическими отношениями. Но, тем не менее, этнографический материал до сих пор служит источником для исследователей славянской мифологии.
|
![]() |