«Слово о полку Игореве» и языческие боги

Жемчужина древнерусской литературы конца ХII в. Слово о полку Игореве — произведение, созданное в эпоху двоеверия и сохранившее многие языческие представления. Наиболее архаичны плач Ярославны и бегство Игоря. Герои в этих сценах обращают свои мольбы непосредственно к стихиям (ветру, солнцу, Днепру, Инду), а не к божествам.
  Более того, автор говорит о самих героях как об оборотнях (хотя в Слове это, скорее, литературный приём) — Ярославна летит кукушкой, Игорь бежит из плена в облике то горностая, то утки, то волка или сокола. Волком рыскал по Руси и князь Всеслав.
В Слове. упомянуты языческие боги, наиболее древний из которых —Лив (его имя первоначально означало небесный бог, а затем — «чудесный.). Это полузабытое божество было близко к Семарглу (он мыслился крылатым и сидящим на вершине древа) и представлялось враждебным — Лив накликал беды на Русь, он набрасывался на страну, потерпевшую поражение.

В Задоншине. — памятнике древнерусской литературы ХIУ в., описывающем победу на Куликовом поле, — о Ливе, воплошении бед Руси, говорится как о поверженном, сброшенном на землю. Из слова, мы узнаём, что ветры — внуки Стрибога, а русский народ — Дажьбожий внук; движущееся по небу солнце названо Хорсом. Несмотря на то что в основе «Словаэ’ лежит битва, Перун не упомянут ни разу — видимо, потому, что его культ не был популярен в народе и быстро забылся. Зато упомянут Велес; его внуком назван вещий Боян — поэт, знаток старины, возможно, провидел. Велес мыслился покровителем поэтов-пророков, а Лажьбог — защитником всей Руси; это покровительство обозначено в Слове, как родство — народ и поэт названы внуками богов

Боги земледельческой эпохи

Смотри также

Боги войны