     |
Боги войны
Среди общеславянских богов плодородия
особое место занимают воинственные боги, которым приносились кровавые
жертвы, — Ярило и Перун. Несмотря на глубокую древность, а следовательно,
широкую известность этих богов, они были мало почитаемы большинством
славянских племён из-за своего воинственного облика.
 |
|
Ярило — бог зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться колосом, —
был одновременно и прекрасным, и жестоким. Язычникам он представлялся юношей
на белом коне, в белой одежде, в венке из полевых цветов, со снопом ржи в
одной руке и отрубленной человеческой головой — в другой. Корень его имени —
«яр» — встречается в словах, связанных с идеей плодородия и расцвета ЖИЗНИ:
яровая пшеница; ярочка — молодая овца; но тот же корень означает гнев, пыл:
яростный, ярый — сердитый или пылкий; яркий огонь. |
Яриле как богу смерти и
воскресения приносилась в жертву молодая овца, кровью которой окропляли
пашню, дабы сделать урожай более обильным.
В эпоху двоеверия культ Ярилы был соотнесён с культом Георгия
Победоносца, поскольку имя святого воителя означает «земледелец». Не
последнюю роль сыграло и созвучие Ярило — Юрий (одна из форм имени Георгий).
Лучше всего сближение языческого и христианского культов можно видеть на
примере Ярослава Мудрого, чьё крёстное имя было Георгий; он ввёл осенний
Юрьев день праздник окончания сельскохозяйственного года, отмечавшийся
только на Руси. |
|
 |
 |
|
Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из
древнейших и восходит ещё к III тыс. до н. э., когда воинственные пастухи на
боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием, подчиняли себе соседние
племена. Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощением
оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому неудивительно, что вплоть до Х
в. — времени военных походов киевлян — его культ не занимал центрального
места, а в некоторых областях славянского мира был вообще не известен.
|
Основной миф о Перуне повествует о сражении бога со Змеем —
похитителем скота, вод, иногда светил и жены громовержца. Оба героя мифа
связаны с камнем: либо бой происходит на горе, либо Змей — каменный, либо
Перун поражает его каменным оружием (слово молния по происхождению
родственно слову молот и означает «каменный топора»; так же и небосвод
древним людям представлялся каменным, а тучи — сталкивающимися небесными
горами).
 |
|
Перун-змееборец, обладатель молнии-молота, тесно связан с образом
магического кузнеца. Так, в русских сказках Змея часто побеждают кузнецы,
ухватив её клещами за язык. Кузнечное ремесло осознавалось как волшебство.
Молодой Владимир Святославич провозглашает Перуна верховным богом Руси и
отправляет своего дядю Добрыню в Новгород, дабы ввести новый культ и там.
Торговым новгородским людям бог-воин был чужд, они сопротивлялись киевлянам,
но их возмущение было подавлено, идол Ящера изрублен, и на его месте
поставлен идол Перуна. |
Перуна называли «княжьим богом», поскольку он был покровителем князей,
символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству общинных
славян-земледельцев, и это равнодушие народа к богу, объявленному верховным,
неоднократно наводило учёных на мысль, что Перун — неславянское божество,
заимствованное у варягов. Однако имя бога — исконно славянского
происхождения; скандинавские сказания о громовержцах мало похожи на мифы о
Перуне.
 |
Смотри также |
 |
|
 



|