   
|
Древний пантеон и культ
Древнейшим верховным
мужским божеством славян был Род. В христианских поучениях против
язычества ХII—ХIII
вв. о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все народы:
Начали эллины ставить трапезу Роду и Рожаницам, также египтяне,
также римляне. Даже и до славян дошло, эти же славяне начали трапезу
ставить Роду и Рожаницам прежде Перуна, бога их. Другой христианский
книжник наставляет: «Всем бо есть творец Бог, а не Род». Этим
противопоставлением летописец невольно даёт понять, какое
значительное место отводилось Роду в пантеоне древнеславянских
божеств.
Род был богом неба, грозы, плодородия.
О нём говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь,
и от этого рождаются дети (очень похоже на мифы об Оленихах-прародительницах). Род —
повелитель земли и всего живого, он — языческий бог - творец. Имя
Рода восходит к иранскому корню со значением божества и света, а в
славянских языках корень «род» означает родство и рождение, воду
(родник), прибыль (урожай). Такие понятия, как народ и родина, кроме
того — красный цвет (рдяный) и молнию, особенно шаровую, называемую
«родия». Такое разнообразие однокоренных слов, несомненно,
доказывает величие языческого бога.
|
|
 |
Много общего с Родом имеют Стрибог и Сварог. «Стрибог»
означает бог-отец, его внуками считались ветры. «Сварог» переводится
как «небесный» , в мифах о нём говорится как о боге, пославшем людям
клещи, благодаря чему они научились обрабатывать железо. Сварог
связан и с огнём, который называли «сварожичем».
 |
|
Спутницами Рода были Рожаницы — безымянные богини
плодородия, изобилия, благополучия. Образ их восходит ещё к древним
Оленихам, однако Рожаницы — не столько подательницы плодородия (это
забота Рода), сколько хранительницы жизни. По наиболее древнему
представлению Рожаницы мыслились в виде двух небесных богинь,
подательниц дождя, но дольше всего держалась вера в них как в
защитниц молодых матерей и маленьких детей. С принятием на Руси
христианства культ Рожаниц постепенно слился с культом Богородицы,
надолго пережив культ Рода.
В честь Рода и Рожаниц устраивались ритуальные пиры во
время осеннего праздника урожая и на зимнее солнцестояние.
Приношения богам состояли из хлеба, мёда, творога, пирогов.
|
Языческая сущность
этих весёлых пиров на протяжении столетий вызывала критику со
стороны христианской церкви, но, несмотря на это, многие русские
князья, например Андрей Боголюбский, не
отказывались от древних обычаев.
|
 


|