Н.Заболоцкий, Ф.Солозуб и другие

 

В поэзии Н. Заболоцкого видим еще большее сближение образа русалки с  человеческим миром, с его грязными, пошлыми сторонами. Нагота, способность завлекать мужчин превращают в условиях нэпмановской  России таинственных и недоступных русалок  в  профессиональных  проституток:»Сирена бледная за стойкой» («Вечерний бар», 1926), «толстозадые русалки» («Меркнут знаки зодиака», 1929).

                                   …А на Невке

                                   Не то сирены, не то  девка,ка,

                                   Но нет, сирены – на заре,

                                   Все в синеватом серебре

                                   Холодноватые, но звали

                                    Прижаться к  палевым губам…

                                                           («Белая ночь», 1926)

 

 

 

                                                                

Рубеж веков – очередное  для России смутное  время – породил не только  поэзию контрастов, эпатажа, но и  мучительной тоски по невозвратно  уходящему. Почти  одновременно с А.Измайловым  вспоминает  русалку   Ф.Сологуб, в одном из стихотворений  которого с ней  связана грусть, сожаление по чему-то светлому, чудесному, отвергнутому  рациональным, ориентированным на  «матерьялистские» идеи и дела, отсюда – преступно бездушным и безнравственным:

                                  

Покрыла зелень  ряски

Пустынный, старый  пруд –

Я жду, что оживут

Осмеянные  сказки:

                                  

Русалка приплывет,

Подымется, нагая,

Из сонной глади вод

И запоет, играя

 

Зеленою косой,

А  в омуте глубоком

Сверкнет огромным оком

Ревнивый водяной…

 

Но тихо дремлет ряска;

Вода не шелохнет, -

Прадедовская сказка

Вовек не оживет…

 
 

                                  

 

     Настоящие русалки и в самом деле   уходили из верований и поэзии со стареющим Х1Хв., задерживаясь  порой  в  детском сознании или у неисправимых  идеалистов. В 1911 г. молодая  Анна  Ахматова, болезненно  ощущая «бег времени», как бы прощаясь с детством и юностью, написала:

           

                                   Над  засохшей  повиликою

                                   Мягко плавает пчела:

                                   У пруда  русалку кликаю,

                                   А русалка  умерла. а. а. а.

 

     Остается  добавить, что  образ русалки привлекал и композиторов: в 1848 г., взяв за основу  произведение А.С.Пушкина, А.С.Даргомыжский  создает  оперу «Русалка»; в 1883 г. Н.В. Лысенко завершает  работу   над оперой  «Утопленница» по мотивам  повести Н, В. Гоголя «Майская ночь или  Утопленница».

  Влияние литературы прослеживается и  в творчестве  художников, например Н.М. Крамского, чья  картина 1871 г. «Русалка» создана под впечатлением названной повести  Гоголя.  «Русалка»  К.Е.Маковского  появились, видимо,  тоже в  результате  обращения к Гоголю. Интересно отметить, что если  В.Стасов и особенно Вс.Гаршин раскритиковали  картину  Маковского за слишком «эффектную пластику  обнаженных женских тел с использованием салонно-академических  приёмов», то именно эти качества привлекли большинство  современников художника,  обеспечив успех полотна.

 

Над образом русалки работал  В.А.Серов (эскиз 1880-хгг.). Близка  народно-поэтическому «Русалка» И. Билибина (1934), сопровождаемая  собственноручной подписью художника: «Русалка  парней  завлекает и топит».

 

        Хочется привести  и эпизод из биографии В.Э.Мусатова, относящийся к тому времени, когда художник одно или два лета «провел в Хлыновке, над нижним  черемшанским прудом, у старой мельницы». К. Петров-Водкин вспоминал:»…заросшая  ветлами, вязами и калинником старая, колдовских времен, механика ворочала  своим колесом. Узоры дубов окаймляли  противоположный берег пруда. Причудливо здесь было лунной ночью.

    -- Ни  одной , черт побери, русалки не стало, радикалы  по домам терпимости  разогнали их всех! – забавно огрызнулся Мусатов, когда плотиной, под сводами  зарослей, проходили мы с ним такой ночью». Однако в созданной здесь картине «Ожерелье» («Изумрудное  ожерелье», 1903) «исчезнувшие русалки снова  водворены были в жизнь. Измененные костюмами и новой лирикой, они не хохотали дико, не  защекочивали  страстью путника, а  близким, нашим  бередили чувства зрителя».

 

  

         Из скульпторов, воплотивших в своих материалах образ русалки,  можно назвать П.А.Ставассера («Русалка», 1847), П.П.Забелло («Русалка»,1876) и, разумеется, С.Т.Коненкова с его серией  деревянных лесных духов, среди которых  приютилась  и трогательная  русалочка.         

                                                          

И.Бунин, А.Толстой Образ Русалки в творчестве поэтов и писателей Русалка
А.Блок, А.Пушкин С.Есенин