      |
Божества-чудовища.
Змей — могучее враждебное чудовище — встречается в
мифологии практически любого народа. древние представления славян о
Змее сохранились в сказках. В них герой сражается с многоголовым
чудовищем, как правило, возле реки (Змей связан с подземными
водами), победив его, освобождает царевну, а былинный герой Добрыня
— многочисленных пленников.
 |
|
Освобождение
пленных — отзвук древнейшего мифа, в котором герой-колдун,
отправляясь в иной мир, оказывался проглоченным Змеем и
обнаруживал, что царство смерти находится в брюхе чудища.
Там он встречал умерших предков, учился у них мудрости,
копил силы, а затем выбирался обратно. Со временем
представления о Змее менялись, он воспринимался всё более
враждебно, и если в древних вариантах мифа попасть к нему в
брюхо считалось большой удачей, то позже такое событие стало
восприниматься как беда. |
Северные славяне (новгородцы и др.) поклонялись Змею — владыке
подземных вод — и называли его Ящер. Святилища Ящера располагались на
болотах, берегах озёр и рек; наиболее известное из них находилось в Перыни,
недалеко от Новгорода, в том месте, где из озера Ильмень вытекает река
Волхов. Название «Перынь» древнее святилище получило, когда по приказу ещё
молодого Владимира Святославича идол Ящера был повержен и заменён Перуном.
Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму — круг как символ
совершенства, порядка противопоставлялся разрушительной силе этого бога. В
качестве жертв Ящеру кидали в болото чёрных кур, а также молодых девушек,
что отразилось во многих поверьях (будто бы водяные уносят к себе под воду
женщин или женятся на утопленницах). Отзвук тех же мифов сохранился и в
детской игре в «Яшу», т. е. в Ящера, ждущего свою невесту-жертву.
Все славянские племена, поклонявшиеся Ящеру, считали его
поглотителем солнца: ежедневно вечернее светило опускается за пределы мира и
подземной рекой плывёт на восток. Река эта течёт внутри двуглавого Ящера,
проглатывающего солнце своей западной пастью и изрыгающего из восточной. О
древности мифа говорит то, что Ящер не враждебен солнцу: он возвращает
светило добровольно. |
|
 |
Наиболее подробные мифы о Ящере сохранились в Новгородской области.
Новгородцы называли его «князем Волхова». Летописец сообщал, что Ящер
«перекрывал в той реке Волхове водный путь. И не поклоняющихся ему иных
пожирал, иных... потоплял. Поэтому люди, тогда несведущие, сущим богом
окаянного того называли». Когда же бог был умерщвлён, его тело пошло вверх
по Волхову, было выброшено на берег в Перыни и там погребено с великими
почестями, как сообщают поздние летописи. Отголоски жертвоприношений Ящеру в
Перыни дожили до ХХ в. Рыбаки, проплывая мимо святилища, по древней традиции
совершали жертвоприношение — кидали в воду монеты.
 |
|
Одним из самых подробных изложений мифа о Ящере является былина о Садко —
гусляре, восхитившем своей игрой подводного владыку (названного в былине
Морским царём). Садко получил от него дары и сказочно разбогател. Во второй
части былины рассказывается о том, что Садко отправился на дно морское как
жертва Ящеру-царю, но с помощью его дочери выбрался обратно.
Обычай приносить в жертву подводному богу человека очень долго существовал
на севере в преобразованном Виде: так, на Онеге ещё в начале ХХ в. старики
делали чучело и в дырявой лодке отправляли в озеро, где оно и тонуло. Другой
жертвой, приносимой Ящеру, был конь, которого сначала выкармливали всей
деревней, а потом топили. |
С переходом к земледелию многие мифы и религиозные представления
охотничьей эпохи видоизменялись или забывались, жестокость древних обрядов
смягчалась: жертвоприношение человека сменялось жертвоприношением коня, а
позже — чучела. Славянские боги земледельческой поры более светлы и добры к
человеку.
 |
Читайте также |
 |
|
 



|