       |
Литература 20 – 30-х гг. Х1Х столетия
Литература 20
– 30-х гг. Х1Х столетия в общим интересом к мифологии, к быту и
мировоззрению простолюдина, сохранявшего преданья старины, сразу обратила
внимание на «личность» домового. Буквально в одно время создаются
несколько произведений о домовом, причем все они не похожи друг на
друга, все рассказывают о своем духе дома.
 |
|
1826 г. –
появляется баллада Д.В.Веневетинова «Домовой»; 1827 г. – А.С.Пушкин пишет
в жанре баллады «Всем красны боярские конюшни…», О.Ф. Слепушкин сочиняет
притчу «Конь и домовой», а в 1823 г. А.А.Алябьев преподнес русской публике
комическую оперу «Лунная ночь, или Домовые»
Молодой,
романтически настроенный Д.В.Веневитинов, над вариантом баллады о
домовом, опирался и на народные верования, и на литературную
традицию в лице Гете и Жуковского. |
«Объединенный» немецко – русский образ беса, представленный
в чуть шутливой манере, занял свое место в ряду литературных героев.
Пушкинская
баллада, написанная слогом «Сказка о рыбаке и рыбке», содержит жалобу
старого конюха на домового, причем дается настолько фольклорное описание
поступков невидимого хозяина конюшни, будто сделано оно со слов простого
мужика:
По ночам ходит он в конюшни
Чистит, холит коней боярских,
Заплетает гриву им в косички,
Туго хвост завязывает в узел.
Как не взлюбит он вороного
<…>gt;
Конь не тих, весь в мыле, жаром пышет,ет,
С морды каплет кровавая пена.на.
Во всю ночь домовой на нем ездил…ил…ил…
|
|
 |
Подробности
рассказа конюха и эпически неторопливый, сказовый ритм стихов заставлял
читателя полностью погрузиться в повествование о домовом. И вдруг – лукаво
– насмешливо:
Ах ты старый конюх, неразумный,
Разгадаешь ли, старый, загадку?
Полюбил красну девку младой конюх…-
И каждую ночь скачет к ней,
Загоняя коня, чтоб вернуться к рассвету.
Здесь
явственно прослеживается характерная для большинства литературных
произведений «двухуровневая» стилистика фольклорных образов в литературе:
серьезное, часто точное этнографически описание соседствует с
переосмыслением образа светским, «цивилизованным» человеком.
Беззлобно
посмеяться над верой в домовых, принимающей иногда причудливые,
анекдотические формы, позволяли себе ухе писатели ХV111 в.
Обращаясь к
народным поверьям, литераторы прошлого столетия обычно выбирали одну
из черт сложного образа домового.
 |
В быличках он очень разнообразен, да и
именуется в зависимости от «амплуа»: домовой, дворовый, запечник, жихарь,
хлевник, старичок, живущий при лошадях, и т.п. Он одновременно добр и
опасен, невидим, но всегда напоминает о себе, пугает и сторожит,
заботится о благополучии дома и двора, но и изводит, выгоняет тех,
кто ему не полюбился (лошадь, корова, чужой человек и пр.). |
 |
Авторы литературных произведений из
богатого набора характеристик останавливались, как правило, на чем-то
одном. Исключение составляли писатели – выходцы из крестьян. Если они
затрагивали тему верований народа, то в основу их произведений ложился
достоверный фактический материал, разнообразный и многозначный. Скажем, в
очерках и рассказов «суриковцев» - С.Я. Дерунова, С.А. Григорьева, М
Козырева – «нашли отражение крестьянские поверья о домовом, который бережет
скотину, иногда “шалит”, первым чует смерть хозяина, предчувствует беду в
доме, зовет хозяина на новое место, не любит пьяных и т.п.»
|






 |