Немного из истории

Славяне - крупнейшая в Европе группа родственных народов. Современные славяне подразделяются на три ветви: восточные (русские, украинцы, белорусы). Южные (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы) и западные (поляки, чехи, словаки, лужичане).

  Все они говорят на языках славянской группы индоевропейской семьи. Происхождение названия «славяне» до сих пор недостаточно ясно. По-видимому, оно восходит к общеевропейскому корню, смыслом которого является понятие «человек», «люди», «человек, «говорящие» (в таком значении термин «славяне» встречается в ряде славянских языков).

Как и многие другие народы, славяне и их предки прошли долгий путь от первобытно-охотничьего строя к скотоводству и земледелию. На этом пути менялись их взгляды на мир, менялась и их мифология.  Что же такое мифология? Само это слово, если буквально перевести его с греческого, означает «изложение преданий». С точки же зрения ученых это прежде всего «выражение особой формы общественного сознания, способ осмысления окружающего мира, присущий людям на ранних стадиях развития». Славянская мифология, по одному из определений, - это «совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до конца 1 тыс. н.э.)».

Известно, что эта мифология была языческой. Славянское язычество – это часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий. Славянское язычество было суммой тех религиозных представлений, которые христианство  застало в VI-Xвв. На славянских землях. Эти представления претерпели множество изменений с момента их зарождения в глубине веков, когда первые люди еще только начали создавать себе богов и упорядочивать свое представление об окружающем мире.  

 Языческие представления древних людей тесно связывали их с природой. Язычник воспринимал мир как живое существо, такое же, как и он сам. Следствием этого было одушевление природы, олицетворение вещей и явлений, перенос на природные объекты человеческих и животных свойств. При помощи такого одушевления природы люди пытались объяснить, почему происходят те или иные природные процессы, и так рождались мифы – мифы о богах и духах, управляющих миром и постоянно воздействующие на человека.

  Древние мифы славян пытались объяснить все сразу. Из-за этого в мифологическом сознании практически не разделялись сущность и явление, вещи и слова, имя и то, что им называют. Миф не углублялся в поиски сущности, поэтому внешне6е сходство в нем представало как тождество. Для мифа объяснить явление означало рассказать об их возникновении.
 

И мифы об устройстве мира выглядели как рассказы о происхождении его элементов. Мифы славянских народов во все времена были очень разными и в тоже время очень похожими. При этом мифы являлись частью религиозных верований и были сопряжены с ритуальными действиями и общении с богами и духами