     
|
Домовые
Известный русский этнограф С. В. Максимов так рассказывал о происхождении
поверий о домовых: ‘Когда Господь при сотворении мира сбросил на землю всю
непокорную и злую небесную силу, которая возгордилась и подняла мятеж против
своего Создателя, на людские жилья тоже попадали нечистые духи. Отобрались
ли сюда те, которые были подобрее прочих, или ‘же так случилось, что,
приселившись поближе к людям, они обжились и пообмякли, умягчились нравом.
Не сделавшись злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, они как бы
переродились: превратились в доброхотов и при этом даже оказались с
привычками людей весёлого и шутливого нрава. Большая часть верующих так к
ним привыкла, что не согласна признавать домовых за чертей и принимает их в
своих представлениях за особую отдельную добрую породу...
Искушённые житейским опытом, хозяйки-бабы... отрезают один сукрой
от каравая хлеба и кладут его под печку. Это — тому незримому хозяину,
который вообще зовётся ,домовым”...
 |
|
В таких местах, где ему совершенно верят и лишь иногда,
грешным делом, позволяют сомневаться, соблюдается очень древний обычай, о
котором в других местах давно уже и забыли. Кое-где... хозяйка дома до
рассвета (чтобы никто не видел) старается три раза обежать новую избу
нагишом, с приговором: ,,Поставлю я около двора железный тын, чтобы через
этот тын ни лютый зверь не перескочил, ни гад не переполз, ни лихой человек
ногой не переступил и дедушка-лесной через него не заглядывал”. |
А чтобы был этот ,,замок” крепок, баба в воротах перекидывается
кубарем, также до трех раз тоже с заученным приговором....
С домовым
был хорошо «знаком» Г.Р. Державин, приписавший характерные черты его
мифическому Волхву Злогору:
 |
В куту
кикиморой незримой
Сидел он
часто на печи;
Весь ужин, к
вечеру хранимый,
Съедал,
зубами срипучи;
А по ночам к
хозяйску диву
Скакал на
клячах по сту верст;
Коню ж
любимому плел гриву
И как трубу
волнистый хвост.
(«Новгородских Волхв Злогор»)
|
|
|
 |
Здесь все
детали полностью соответствуют представлению о домовом – дворовом. Печь ,а
особенно кут (угол дома у печи) – типичные местонахождение домового, как
типично и отношение его к лошадям. Точно указание на ночное время –
пору самой активной деятельности домашней нечисти, и на способность
принимать вид иного существа (кикиморы), и подчеркнутое сочетание в домовом
заботы и вреда. Даже такой нюанс, как скрипение зубами, не выдумка поэта, а
свидетельство прекрасного знания им народной демонологии.
|
 




|