               |
Боги
земледельческой эпохи
С переходом славян к
земледелию важную роль в их верованиях стали играть солнечные (солярные)
боги. Многое в культе славяне заимствовали у соседних восточных кочевых
племён, имена божеств также имеют скифские (иранские) корни.
 |
|
Несколько столетий одним из самых
почитаемых на Руси языческих божеств был Дажьбог (Даждьбог) — бог солнечного света, тепла, времени
созревания урожая, плодородия вообще (его имя переводится как «бог жары»).
Славяне называли его «Солнце-царь, сын Сварогов», символами этого бога были
золото и серебро. Культ дажьбога особенно расцвёл на Руси в ХI—ХII
вв., в эпоху государственный раздробленности, сосуществуя с христианством
(религия той поры носит название двоеверие). Юный и прекрасный языческий
бог, податель всевозможных благ, в сознании древних людей был как бы
дополнением, «своим», русским вариантом образа Христа; на ритуальных
диадемах древнерусских княгинь в центре изображался или дажьбог, или
Христос. |
Со временем древнее значение
имени, дажьбога забылось, и о нём
стали говорить как о Дайбоге, т. е. «боге дающем».
 |
Русские люди почитали дажьбога как своего защитника, называя себя
его внуками. О дажьбоге — Солнце- царе — говорили как о первом правителе,
учредителе календарного счёта дней, законодателе. Великого князя киевского
Владимира Святого называли Красным Солнышком. |
 |
Дажьбог изображался летящим на колеснице, в которую запряжены
грифоны — собаки с птичьими крыльями, спутники богов плодородия; в руках
бога — ритуальные жезлы с изображением листьев папоротника. Такие жезлы (тояги)
использовали болгарские жрецы во время летних молений о дожде.
Дажьбог
был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила. Богом солнца был
Хорс. Представление о том, что солнечный свет существует независимо от
солнца, свойственно многим народам; славянские книжники подчёркивали
зависимость светила от вечного света: «Вещь бо есть солнце свету» («Солнце
только воплощение света»).
Хорс, чьё имя означает «солнце» «круг», воплощал в себе движущееся
по небу светило. Это очень древнее божество, не имевшее человеческого облика
и представлявшееся просто золотым диском. С культом Хорса были связаны
ритуальный весенний танец — хоровод (движение по кругу). Обычай печь на
Масленицу блины. напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажжённые
колёса, также символизировавшие светило. |
|
 |
Спутником богов солнца и плодородия был Семаргл (Симаргл) — крылатый пёс,
охранитель посевов, бог корней, семян, ростков. О древности его говорит
звериный облик; представление о Семаргле — защитнике посевов — как о
чудесной собаке легко объяснимо: реальные псы оберегали поля от диких косуль
и коз.
Хорс и Семаргл — божества скифского происхождения, их культ пришёл
от восточных кочевников, поэтому оба этих бога широко почитались только в
Южной Руси, граничившей со Степью.
Женскими божествами плодородия, благополучия, весеннего расцвета
жизни были Лада и Леля. Они подобны безымянным Рожаницам — спутницам Рода;
сопоставление с мифологией других народов позволяет утверждатъ, что богини
были матерью и дочерью.
 |
|
Лада — богиня брака,
изобилия, времени созревания урожая. Её культ прослеживается
у поляков вплоть до ХVв.; в
древности он был распространён у всех славян, а также балтов. К богине
обращались с мольбами поздней весной и в течение лета,
приносили в жертву белого петуха (белый цвет символизировал
благо). Имя её повторялось в
припевах песен: «Ой, Ладо!». |
Образ Лады как богини урожая и свадеб ярче всего отражён в народной
игре «А мы просо сеяли», где сначала перечислялся весь цикл земледельческих
работ, а затем одна из групп играющих «сваталась» к другой, и заканчивалась
игра-обряд «свадьбой» — переходом одной из девушек в
другую группу. Эта игра сопровождалась песней, каждая строфа которой
заканчивалась припевом «Ой, Дид-Ладо!», т. е. игра являлась не чем иным, как
молением об урожае и замужестве, обращённым к богине.
Ладу называли «матерью Лелевой». Леля — богиня незамужних девушек,
богиня весны и первой зелени. Её имя встречается в словах, связанных с
детством: «ляля», «лялька» — кукла и обращение к девочке; «люлька»; «лелеко»
— аист, приносящий детей; «лелеять» — заботиться о маленьком ребёнке. Особо
почитали Лелю молодые девушки, справляя в её честь весенний праздник
Ляльник: выбирали самую красивую из подруг, надевали на её голову венок,
усаживали на дерновую скамью (символ прорастающей молодой зелени), водили
вокруг неё хороводы и пели песни, прославляющие Лелю, затем девушка-«Леля»
одаривала подруг заранее приготовленными венками.
К
древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит
общеславянское почитание Макоши (Мокоши) — богини земли, урожая, женской
судьбы, великой матери всего живого. Макошь как богиня плодородия тесно
связана с Семарглом и грифонами, с русалками, орошающими поля, с водой
вообще — Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей
пряжу в колодцы (отсюда объяснение другого варианта написания имени богини:
Мокошь — от «мокнуть»; однако при таком понимании имени богиня оказывается
только покровительницей воды и прядения, а не земли и урожая).
|
|
 |
Макошь была
также богиней женских работ, чудесной пряхой.
Священным днём Макоши считалась пятница; особо праздновались
двенадцать пятниц в году (каждый месяц), из них наиболее важны девятая и
десятая (конец октября — ноябрь), когда заканчивались все работы в поле и
начинались женские посиделки, где пряли, ткали, шили.-
На эти пятницы
девушки приглашали парней, угощали их, пели песни, загадывали загадки, В
честь девятой пятницы девушки ткали «обыденную пелену» (т. е. ткань,
сделанную за один день): собравшись вместе, они за этот день проделывали
весь годовой цикл
работ — теребили лён, пряли, ткали, белили; эту ткань приносили в жертву
богине. В северных русских вышивках часто встречается женская фигура среди
растительного орнамента. Предполагается, что это — Макошь.
Мужским божеством плодородия, связанным снижним миром, был Велес
(Волос).
 |
|
Его образ и культ существенно отличались от образа и культа Рода —
небесного бога плодородия. Имя Велеса восходит к древнейшему корню «vе1»
со значением «мёртвый»; Велес — владыка мира мёртвых. Но поскольку с миром
мёртвых связывались представления о магической силе, обладатель которой
подчиняет себе людей, то этот же корень означает могущество и встречается в
словах «власть», «велеть», «владеть», «великий». Нисхождение в иной мир
приносит герою мифа всеведение, особую мудрость, нередко связанную с
поэтическими способностями, поэтому Велес одновременно бог мудрости и поэзии
(вещий певец Боян в «Слове о полку Игореве» назван «внуком Велеса»).
|
Хозяин
иного мира — божество-прародитель — в древнейшей мифологии имеет
облик животного, и образ Велеса восходит к образу Медведя как
могущественного божества: бог долго сохраняет черты зверя,
представляется мохнатым (в южнославянских языках название шерсти —
волна — восходит к тому же корню; другая форма имени бога — Волос). .
Соединение этих представлений о
боге даёт ключ к пониманию слова «волхв», он общается с иным миром, наделён
великой мудростью и поэтическим даром, он могущественный маг и, возможно,
пророк (как известно, с вопросами о будущем люди нередко обращались к
умершим) |
|
 |
Культ Велеса у славян сильно менялся на протяжении времени.
Наиболее древний облик бога — Медведь, являющийся прародителем диких
животных, на которых ведётся охота. С переходом к скотоводству Велес
превратился в покровителя домашних животных, «скотьего бога», почитание же
Медведя становится самостоятельным культом и постепенно забывается. Но
«скотий бог ещё не окончательно теряет медвежий облик: так, русские
крестьяне до ХХ в. хранили в хлевах медвежью лапу как оберег и называли её
«скотий бог». Совершая магические действия, призванные охранять скот, хозяин
надевал шубу мехом наружу. С развитием у славян земледелия Велес становится
богом Урожая, оставаясь по-прежнему богом мёртвых — предки, похороненные в
земле, были покровителями и подателями урожая. Представление о Велесе как о
боге мёртвых и боге урожая отразилось в обычае оставлять Велесу на бородку
несжатым не первый, а последний сноп хлеба
 |
|
Ещё со времён скотоводческого образа
жизни славяне почитали Велеса как бога богатства (в
древности расплачивались домашними животными, слово «скот»)
имело значение .деньги). В Древней Руси Велес был и
покровителем купцов. Культ Велеса — великого подземного
бога, подателя плодородия и богатства, владыки мудрости,
колдовства, поэзии, повелителя мёртвых — был очень широко
распространён на Руси. Об этом, в частности, говорит обилие деревень и сёл с
названиями Велесово, Волосово, Волотово. |
Во
многом схожа с Велесом Морена (Марена) — богиня мира мёртвых, её имя
имеет общий корень со словами («смерть и «мор») и плодородия земли.
Следы её культа у славян прослеживались до недавнего
времени: Марой или
Мареной называли соломенное чу- чело — олицетворение зимней стужи, которое
на Масленицу разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый
урожай. Представления о Морене как царице иного мира, подательнице благ,
сохранились и в русских сказках, где она названа элатокудрой царевной Марьей
Моревной. |
|
 |
Её
обычно похищает Кощей (пленение богини плодородия приводит к голоду
и бедам), Иван-царевич освобождает её, и наступает счастье, расцвет
жизни (символ победы над зимней стужей и прихода весны
 |
Дальше еще интереснее |
 |
|
 












|