   |
«Слово о полку Игореве» и языческие боги
Жемчужина
древнерусской литературы конца ХII в. Слово о полку Игореве —
произведение, созданное в эпоху двоеверия и сохранившее многие
языческие представления. Наиболее архаичны плач Ярославны и бегство
Игоря. Герои в этих сценах обращают свои мольбы непосредственно к
стихиям (ветру, солнцу, Днепру, Инду), а не к божествам.
 |
|
Более
того, автор говорит о самих героях как об оборотнях (хотя в Слове
это, скорее, литературный приём) — Ярославна летит кукушкой, Игорь
бежит из плена в облике то горностая, то утки, то волка или сокола.
Волком рыскал по Руси и князь Всеслав.
В Слове. упомянуты языческие боги, наиболее древний из которых —Лив
(его имя первоначально означало небесный бог, а затем — «чудесный.).
Это полузабытое божество было близко к Семарглу (он мыслился
крылатым и сидящим на вершине древа) и представлялось враждебным —
Лив накликал беды на Русь, он набрасывался на страну, потерпевшую
поражение.
|
В
Задоншине. — памятнике древнерусской литературы ХIУ в., описывающем
победу на Куликовом поле, — о Ливе, воплошении бед Руси, говорится
как о поверженном, сброшенном на землю. Из слова, мы узнаём, что
ветры — внуки Стрибога, а русский народ — Дажьбожий внук; движущееся
по небу солнце названо Хорсом. Несмотря на то что в основе «Словаэ’
лежит битва, Перун не упомянут ни разу — видимо, потому, что его
культ не был популярен в народе и быстро забылся. Зато упомянут
Велес; его внуком назван вещий Боян — поэт, знаток старины,
возможно, провидел. Велес мыслился покровителем поэтов-пророков, а
Лажьбог — защитником всей Руси; это покровительство обозначено в
Слове, как родство — народ и поэт названы внуками богов
 |
Смотри также |
 |
|



|