Русалка

 

  К числу наиболее популярных образов русской демонологии, представленной в отечественном  искусстве, относится  русалка. Очень многие писатели и поэты классического века  русской литературы, в творчестве которых русалка заняла  значительное или весьма скромное место.

 

   Не стоит напоминать с ранних  лет памятную строчку Пушкина: «Русалка  на ветке сидит», его  же драму «Русалка», до сих пор очаровывающую и ставящую в тупик  пушкинистов-литературоведов и режиссеров театра и кино. На слуху  и лермонтовское: «Русалка плыла по реке голубой…»; и  гумилевское: «На русалке горит ожерелье,/ И рубины  греховно-красны». Вспоминается  и прекрасная панночка Гоголя («Майская ночь, или  Утопленница»), и «Русалочьи сказки» А.Н. Толстого, и рассказ Кости из тургеневского «Бежина луга» о плотнике Гавриле, которого встреча с русалкой сделала навеки невесёлым, и «Русальные действа» А.Ремизова.

          

 «Литературные» русалки, пожалуй, не менее разнообразны, чем  подлинно фольклорные. Время,. мода, интересы и мировидение, индивидуальный стиль, художественные задачи делали  образ русалки сугубо личностным для каждого автора.

 

И все же есть  общие мотивы, сюжеты, есть  традиционные для литературы характеристики внешности русалки, её поведения.

 

Интерес к этому персонажу подогревался  как бы с двух сторон.

     Первое – увлечение  античной  и германской  мифологией, средневековыми  европейскими сказаниями  и творчеством западных романтиков, где  бесконечное  количество раз поёт  свою дивную песнь  белокурая  красавица Лолерея с берегов Рейна. Русская поэзия конца  ХV111 – первой половины  Х1Хв. (особенно переводная и подражательная)  часто использовала  эти образы.  

      

Это: баллада В.А.Жуковского «Рыбак» и  его старинную повесть «Ундина», стихотворение А.Майкова «Лорелея», М.Муравьёва «Сельская жизнь», А.Апухтина  «Фея моря»

 

 Второй источник – русская мифология, где-то с середины ХV111в. привлекшая внимание  писателей, собирателей, издателей, широкую  читающую  публику.

Неудивительно, что  в нашей поэзии довольно рано сложился  собственный образ русалки, опирающийся на русские  народные поверья, но наделенный и чертами близкого ей  европейского персонажа.

 

Если  в  представлении русских крестьян русалка всегда связана с рекой, прудом, то в книжной поэзии она  нередко – дочь моря, переселённая сюда не без влияния  знаменитой сказки Х.-К.Андерсена.

 

   Известный всем европейским  народам мотив опасности русалки (в первую очередь для юношей, мужчин) в поэзии  получал уточнение: опасна поющая дева. В русских фольклорных  текстах русалка  чаще слушает  певца (былинный Садко), сама же почти не поет, у неё  нет чар сирен и романтической  Лорелеи.  Русская русалка  завлекает чарующим смехом или пугает диким  хохотом. Она  скорее  страшна, чем  прекрасна. Длинные  волосы  ее похожи на  кудель, и  расчесывает она их не для того, чтобы «шелком кудрей» заманить пловца или путника, а по невысказываемой, но  глубоко чувствуемой  архаической связи с прядением. Русалка – нечисть , поэтому всегда  простоволоса и нерасчесана, какие бы усилия  она не  прикладывала в попытке  уподобиться человеку, волосы которого должны быть  соответствующим  образом уложены, приведены в порядок.

       

 Русские поэты, создавая свой , романтический облик русалки, наделили её неземным голосом и невероятно  красивыми волосами, сделав акцент на роковом сочетании внешней привлекательности и смертельной опасности. Таким образом, волшебное  пение и роскошные волосы поэтических русалок – результат влияния  творчества европейских  собратьев по перу.

 

          

 

 

 

И.Бунин, А.Толстой Образ Русалки в творчестве поэтов и писателей Н.Заболоцкий и др.
А.Блок, А.Пушкин С.Есенин