        |
Н.Заболоцкий,
Ф.Солозуб и другие
В поэзии Н.
Заболоцкого видим еще большее сближение образа русалки с человеческим
миром, с его грязными, пошлыми сторонами. Нагота, способность завлекать
мужчин превращают в условиях нэпмановской России таинственных и недоступных
русалок в профессиональных проституток:»Сирена бледная за стойкой»
(«Вечерний бар», 1926), «толстозадые русалки» («Меркнут знаки зодиака»,
1929).
…А на Невке
Не то сирены, не то девка,ка,
Но нет, сирены – на заре,
Все в синеватом серебре
Холодноватые, но звали
Прижаться к палевым губам…
(«Белая ночь»,
1926)
|
|
 |
Рубеж
веков – очередное для России смутное время – породил не только поэзию
контрастов, эпатажа, но и мучительной тоски по невозвратно уходящему.
Почти одновременно с А.Измайловым вспоминает русалку Ф.Сологуб, в одном
из стихотворений которого с ней связана грусть, сожаление по чему-то
светлому, чудесному, отвергнутому рациональным, ориентированным на «матерьялистские»
идеи и дела, отсюда – преступно бездушным и безнравственным:
 |
Покрыла зелень ряски
Пустынный, старый пруд –
Я жду, что оживут
Осмеянные сказки:
Русалка приплывет,
Подымется, нагая,
Из сонной глади вод
И запоет, играя
Зеленою косой,
А в омуте глубоком
Сверкнет огромным оком
Ревнивый водяной…
Но тихо дремлет ряска;
Вода не шелохнет, -
Прадедовская сказка
Вовек не оживет…
|
|
|
 |
Настоящие русалки и в самом деле уходили из верований и поэзии со
стареющим Х1Хв., задерживаясь порой в детском сознании или у
неисправимых идеалистов. В 1911 г. молодая Анна Ахматова, болезненно
ощущая «бег времени», как бы прощаясь с детством и юностью, написала:
Над засохшей повиликою
Мягко плавает пчела:
У пруда русалку кликаю,
А русалка умерла. а. а. а.
Остается добавить, что образ русалки привлекал и композиторов: в 1848 г.,
взяв за основу произведение А.С.Пушкина, А.С.Даргомыжский создает оперу
«Русалка»; в 1883 г. Н.В. Лысенко завершает работу над оперой
«Утопленница» по мотивам повести Н, В. Гоголя «Майская ночь или
Утопленница».
 |
|
Влияние
литературы прослеживается и в творчестве художников, например Н.М.
Крамского, чья картина 1871 г. «Русалка» создана под впечатлением названной
повести Гоголя. «Русалка» К.Е.Маковского появились, видимо, тоже в
результате обращения к Гоголю. Интересно отметить, что если В.Стасов и
особенно Вс.Гаршин раскритиковали картину Маковского за слишком «эффектную
пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических
приёмов», то именно эти качества привлекли большинство современников
художника, обеспечив успех полотна. |
Над образом
русалки работал В.А.Серов (эскиз 1880-хгг.). Близка народно-поэтическому
«Русалка» И. Билибина (1934), сопровождаемая собственноручной подписью
художника: «Русалка парней завлекает и топит».
Хочется привести и эпизод из биографии В.Э.Мусатова, относящийся к тому
времени, когда художник одно или два лета «провел в Хлыновке, над нижним
черемшанским прудом, у старой мельницы». К. Петров-Водкин
вспоминал:»…заросшая ветлами, вязами и калинником старая, колдовских
времен, механика ворочала своим колесом. Узоры дубов окаймляли
противоположный берег пруда. Причудливо здесь было лунной ночью.
-- Ни одной , черт
побери, русалки не стало, радикалы по домам терпимости разогнали
их всех! – забавно огрызнулся Мусатов, когда плотиной, под
сводами зарослей, проходили мы с ним такой ночью». Однако в созданной здесь
картине «Ожерелье» («Изумрудное ожерелье», 1903) «исчезнувшие русалки
снова водворены были в жизнь. Измененные костюмами и новой лирикой, они не
хохотали дико, не защекочивали страстью путника, а близким, нашим
бередили чувства зрителя».
|
|
 |
Из
скульпторов, воплотивших в своих материалах образ русалки, можно назвать
П.А.Ставассера («Русалка», 1847), П.П.Забелло («Русалка»,1876) и,
разумеется, С.Т.Коненкова с его серией деревянных лесных духов, среди
которых приютилась и трогательная русалочка.
 |
Образ Русалки в творчестве
поэтов и писателей |
 |
 |
 |
|







|