Внешне политические проблемы
Обладая отсталой экономикой и слабой
государственностью, занимая промежуточное положение в мире "холодной войны",
большинство развивающихся стран изначально были склонны к проведению осторожной,
сбалансированной внешней политики, использованию межимпериалистических и
советско-американских противоречий в своих интересах.
США после II мировой войны рассматривали деколонизацию как процесс замены
политического господства европейских колонизаторов в афро-азиатских странах на
экономическое господство американского капитала. Это позволило лидерам молодых
государств добиваться экономической и иной помощи как от США, так и от бывших
метрополий. Просьбы их о помощи обычно удовлетворялись по принципу: "Давай заем
и властвуй". Но можно было и оказаться жертвой межимпериалистических
противоречий в борьбе за влияние и контроль над природными ресурсами третьего
мира (судьба Конго-Заира и П. Лумумбы в результате американо-бельгийского
противоборства).
В отсутствие односторонней ориентации на Москву или Вашингтон можно было
использовать советско-американское противоборство за сферы влияния на Востоке в
свою пользу. Однако игра на советско-американских противоречиях была опаснее
использования межимпериалистического соперничества - можно было самой логикой
борьбы оказаться втянутыми в "холодную войну" на той или иной стороне в качестве
ее плацдармов или младших партнеров. Как сказал министр иностранных дел Индии К.
Менон: "День, когда Индия приобретет союзника, станет последним днем ее
независимости".
Будучи составной частью мирового капиталистического хозяйства, развивающиеся
страны имели, соответственно, претензии только к Западу и фактически не имели
спорных проблем с Советским Союзом. Это способствовало созданию
политико-дипломатического блока развивающихся и социалистических государств в
ООН по вопросам, касающимся стран Востока.
Для решения общих для третьего мира задач требовалось объединение усилий
развивающихся стран на различных уровнях. Так возник ряд политических,
экономических и региональных организаций афро-азиатских государств: Движение
неприсоединения, Организация африканского единства (ОАЕ), организации
экспортеров нефти ОПЕК и ОАПЕК, Лига арабских стран (ЛАС), Организация Исламская
Конференция (ОИК), Ассоциация экономического сотрудничества стран ЮВА (АСЕАН) и
др.
Через эти организации и движения РС громко заявили о свих главных требованиях к
мировому сообществу в деле преодоления их экономической отсталости, и прежде
всего об установлении нового мирового экономического порядка (НМЭП) отношений
развитых стран с развивающимися.
Создание НМЭП предполагает реализацию комплекса мер, содействующих
экономическому прогрессу РС:
- ликвидация "ножниц цен" на сырьевые товары РС и товарную продукцию развитых
стран, установление прямых торговых контактов между ними помимо монопольных
посредников;
- установление льготных тарифов для РС на рынках других государств;
- увеличение экономической помощи РС развитыми странами до 1% их ВНП;
- изменение порядка предоставления РС научно-технической информации.
Советская дипломатия практически полностью солидаризировалась с принципами НМЭП
(кроме оказания помощи в размере до 1% ВНП самим Советским Союзом, не несущим
ответственности за колониальное ограбление афро-азиатских стран и ликвидацию его
последствий). Что касается западных правительств, то они практически не в
состоянии побудить предпринимателей и ТНК перейти на фактически бесприбыльный
тип экономических отношений с РС. Кроме того, этому препятствует
протекционистское законодательство - например, закон США о внешнеэкономической
деятельности №480, запрещающий предоставление американских займов "на цели
производства товаров для экспорта их в США".
Международное сообщество установило ряд льгот для РС, столь существенных, что
Сингапур энергично протестовал против предложения ООН лишить его статуса
развивающейся страны. Но эти второстепенные льготы в целом проблему не решают.
Сами РС смогли нанести только один крупный удар по старому мировому
экономическому порядку, подняв в 1973 г. цены на нефть и вызвав на Западе так
называемый энергетический кризис. На этом страны ОПЕК выиграли только в 70 гг.
более 1 трлн. долл. Однако это была локальная победа узкой группы
нефтедобывающих стран, относительно благополучных в сравнении с основной массой
РС, которые тоже пострадали от повышения цен на нефть. К тому же эта победа
стран ОПЕК была временным достижением: западные страны провели комплекс
мероприятий по уменьшению своей зависимости от арабской нефти (развитие
собственных нефтепромыслов в Северном море Англией и Норвегией, создание
энергосберегающих технологий, смена автомобильной моды на малолитражки, развитие
альтернативных нефти источников энергии). В результате, в 80 гг. соотношение цен
на нефть и готовую западную продукцию практически вновь вернулось к уровню до
1973 г.
Причина неудовлетворенности требований РС по НМЭП в их неспособности
объединиться не на словах и в декларациях, а в реальных действиях, что
обусловлено рядом обстоятельств:
- превышение предложения афро-азиатской сырьевой продукции над спросом мирового
рынка, сбивающего на нее цену;
- монокультурные РС, производители однотипного экспорта, выступают на мировом
рынке в качестве конкурентов, а не союзников, с целью сбыть товар любой ценой.
Ограниченность финансовых ресурсов РС не позволяет им, даже объединившись,
придерживать товар в ожидании повышения цены на него продолжительное время (тем
более, товар скоропортящийся). К тому же, в развитых странах на этот случай
имеется большой стратегический запас восточной минерально-сырьевой продукции,
кофе, чая и т. д. Следует также иметь ввиду, что экономика развивающихся стран
больше зависит от экспорта, составляющего 23% ВНП, чем развитые западные страны
- 16% ВНП;
- слаба экономическая база политического сотрудничества РС. Экономики РС в
большей степени через экспорт-импорт связаны с развитыми странами, чем между
собой (только 30% экспорта РС реализуются в зоне третьего мира, в Африке
реализуется всего 10% экспорта африканских стран, в то время как на Запад идет
60% их экспорта);
- достижение единства действий РС на международной арене затрудняется также
наличием между многими из них не только принципиальных расхождений, но и
конкретных проблем (территориальных, пограничных).
Таким образом, пока не будет единого фронта РС по общим для них вопросам на
деле, а не на словах, НМЭП не будет создан. Ситуация усугубляется также тем, что
впервые с 1917 г. страны Востока оказались без союзника в борьбе за установление
равноправных отношений с Западом.
Неудачей закончилась и попытка РС установить новый мировой информационный
порядок (НМИП) на основе ликвидации монополии полудюжины западных агентств на
распространение информации, представляющей собой "информационный империализм".
РС узнают о событиях в своих странах в западной трактовке: из Африки в Европу
идет в 100 раз меньше информации, чем в обратном направлении; Запад имеет
возможность манипулировать общественным сознанием в РС. НМИП - составная часть
борьбы за духовную деколонизацию. Однако США объявили попытки ликвидации
западной монополии "покушением на свободу информации".
Экологические проблемы развивающихся странЗначительную остроту не рубеже тысячелетий в развивающихся странах приобрели неконтролируемые процессы разрушения природной среды, которые могут стать не только причиной политической нестабильности во многих регионах мира, но и источником экологической и эпидемиологической опасности для всего населения Земли. Демографический взрыв в развивающихся странах, обусловленный преодолением массового голода и улучшением питания в результате приобретения национальной независимости, привели к резкому росту населения в этих странах. Если за период 1950-1996 гг. население развитых стран увеличилось в 1,5раза, то в развивающихся странах – в 2,7 раза, в том числе в Африке и Латинской Америке – в три, в Азии – в 2,5 раза. В итоге их доля в обшей численности жителей Земли выросла за последние полвека с 2/3 до 4/5. Правда за последние десятилетия темпы роста населения в развивающихся странах замедлились. Так, в Индии число детей, рожденных в течении жизни матери, снизилось с шести в 60-е годы до 3,8 ребенка в 90-е годы, в Индонезии и Бразилии - соответственно с 6,2 до двух детей. В результате роста населения сокращается площадь сельскохозяйственных угодий на душу и интенсивность обработки земли, а это приводит к истощению плодородия почвы, сокращению продуктивности и выведению земель из сельскохозяйственного оборота, превращение их в пустыни и полупустыни. С 1970 г., в Африке и Азии площадь пустынь увеличилась на 120 млн. га., резко ухудшилось состояние почв в странах Латинской Америки. Использование примитивных орудий труда приводит к тому, что африканский крестьянин выращивает не более 600 кг зерна, тогда как американский фермер – не менее 80 т. Ускоренная эрозия почв связана также с сокращением лесного покрова планеты. За период 1991 –1995 гг. средний объем вырубки лесов в бассейне Амазонки составлял около 126 км, в год, при этом не проводилась никаких серьезных восстановительных работ. А ведь амазонские леса – наиболее значимых источник кислорода для всей земной атмосферы. Темпы вырубки лесов Восточной Азии составляет ежегодно 1,4%. Наибольшие вырубки приходится на Индонезию, где сегодня вырубается 12 тыс. кв. км. Лесов в год против 5,5 тыс. кв. км. в середине 70-х годов. Все больший урон лесами развивающихся стран наносят лесные пожары. Перемещение экологически опасных производств из развитых в развивающиеся страны сопровождается загрязнением почвы, воды и атмосферы. Использование угля и других низкоэффективных источников энергии приводит к повышенному содержанию углекислоты в атмосфере планеты, что является одной из важнейших причин глобального потепления климата. Многие развивающиеся страны участвуют в производстве веществ, способствующих разрушению озонового слоя в атмосфере Земли. После подписания Монреальского протокола, направленного на сокращение и последующие прекращение производства таких веществ, страны ЕС, Япония и СССР в 10 раз сократили их производство. США полностью перестали производить эти вещества. При этом Китай стал лидером производя почти 91 тыс. т.(более чем все развитые страны и Россия), значительно выросло производство этих веществ в Южной Корее, Мексике, Малайзии, Индонезии и в Индии. Безусловно, проблемы связанные с загрязнением окружающей среды, можно эффективно решать с помощью технических средств, но для этого необходимы большие капитальные затраты. На поддержание экосистем развивающихся стран в их нынешнем состоянии требуется около 125 млрд. долл. в год на протяжении не менее 20 лет, тогда как вся сумма ассигнований по всем программам помощи развитых стран развивающимся в начале 90-х годов не превышала 55 млрд. долл. Таким образом, деградация окружающей среды развивающихся стран в ближайшей перспективе будет продолжаться. |
Экономические проблемы развивающихся странСреди комплекса серьезных проблем, которые нужно было решить на пути к национальной независимости, на первый план выдвинулись проблемы экономические. В своей экономической политике освободившиеся страны стали исходить из национальных интересов, в большинстве случаев не совпадающих с интересами иностранных монополий и бывших метрополий. В 60-70 годы в большинстве этих стран производились национализация предприятий иностранных монополий и установлением национального контроля над природными ресурсами. По данным ООН, было национализировано свыше 1,5 тыс. филиалов иностранных корпораций. Во многих странах были национализированы иностранные фирмы в банковской сфере, в сфере страхования, торговли, введены ограничения и даже запреты на функционирование филиалов ТНК в ряде отраслей. Предприняты меры по защите национальных ресурсов то расхищения иностранным капиталом, в частности их огосударствление. Сформировавшийся в большинстве освободившихся стран государственный сектор экономики способствовал достижению значительных экономических результатов. Так, среднегодовые темпы прироста их ВВП в 1956-1980 гг. составил 5,54% против 4,06% в промышленно развитых странах. Государство на первой стадии индустриализации взяло на себя расходы по формированию современной инфраструктуры, улучшению качества образования, повышению общественного благосостояния и решения других социальных проблем. В первую послевоенную четверть века аграрное и промышленное производство развивающихся стран испытали большой подъем. По данным Мирового банка, годовой доход в расчете на одного жителя в 1950-1970 гг. увеличивался на 3% в год Ускорение темпов экономического роста, структурная перестройка экономики бывших колоний и полуколоний способствовали усилению их роли в мировом хозяйстве. Если в 1950г. население развивающихся стран насчитывало 1089 млн. чел. (43,4% от населения Земли), а объем их ВВП равнялся 1220 млрд. долл. (21,7% от мирового ВВП), то в 1997 г. население составило уже 3392 млн. чел. (57,6 населения Земли), а объем ВВП вырос до 11130 млрд. долл. (32,3% от мирового ВВП). Однако за 60-70-е гг. освободившимся странам не удалось преодолеть экономическую отсталость. По оценкам ЮНИДО, доля этих стран в продукции мировой обрабатывающей промышленности изменялось медленными темпами: с 8,2% в 1960 г. до 8,8% в 1970 г., с 10,3 в 1975 г. до 10,9 в 1980 г. Такие темпы роста обрабатывающей промышленности значительно отставали от программы разработанной ООН для стран третьего мира на два десетелетия (60-70-е годы). В 70-е годы средние темпы роста сельскохозяйственного производства развивающихся стран составили 2,8% против 4%, определенных программой ООН. В результате уменьшился не только фактический рост сельскохозяйственного производства, но и ухудшились отдельные показатели по сравнению с 50-ми годами. Если в 50-х годах развивающиеся страны были в целом чистыми экспортерами зерна, а в 1970 г. они импортировали 42 млн. т. зерновых, в 1979 – около 80 млн. т. В условиях быстрого роста населения замедленные темпы промышленного и сельскохозяйственного производства привели к снижению доходов на душу населения. Оценивая итоги развития освободившихся стран за два столетия, конференция ЮНИДО в Дели (1980 г.) пришла к выводу, что богатые стали богаче, а бедные – беднее, что более 1/4 населения этих стран испытывает постоянный рост бедности, а 800 млн. чел. (40% от всего населения) живут в абсолютной нищете. В первой половине 80-х годов развивающиеся страны в среднем отставали от развитых стран по производству на душу населения валового продукта в 11,6 раза, по производству сельскохозяйственной продукции – в 2,6, всей промышленной продукции – в 12,4, а продукция машиностроения – в 33,5 раза. Отставание по производительности труда в промышленности составило 5,8 раз, в том числе и обрабатывающей – 8,6, в сельском хозяйстве – 17,8 раз. Основной причиной, тормозящей социально-экономическое развитие освободившихся стран, я считаю научно-техническую отсталость. Решение задач ускорения темпов экономического роста и повышения уровня экономического развития бывших колоний определяется прежде всего модернизацией производства на основе современной техники и технологии. В результате полного отсутствия в этих странах национальной научно-технической инфраструктуры и квалифицированных кадров сложились отношения их научно-технологической зависимости от стран – лидеров НТП. По оценкам голландского экономиста Я.Тинбергена, ни в одной области неравенство между развитыми и развивающимися странами не проявляется столь сильно, как в области научных исследований и уровня технологии. По формам получения новых технологий среди развивающихся стран можно выделить несколько групп. Для азиатских стран основную роль играет импорт машин и оборудования, для латиноамериканских стран выше значение иностранных прямых капиталовложений. Для многих африканских и наименее развитых стран в целом технологическое сотрудничество в форме даров выступает основным источникам поступления технологии. Быстрое развитие научно-технического прогресса и сокращение притока новой технологии во многие развивающиеся страны расширили разрыв между развитыми и развивающимися странами. Иностранные инвестиции, являющиеся основным инструментом передачи технологических новшеств, концентрируются в наиболее продвинувшихся в экономическом отношении странах, в наименее развитых странах ТНК предпочитают использовать не акционерные формы участия. Импорт технологии, стимулирующей экономический рост, требует не только необходимых финансовых средств, но и подготовленной рабочей силы, возможностей использовать импортную технологию. В этом отношении способности большинства развивающихся стран ограничены. Освоения достижений НТП требовало создания многоотраслевых рыночных структур, интегрированных в мировое хозяйство, и прежде всего индустриализации во взаимодействии с обновлением других сфер общественной жизни. Индустриализация развивающихся стран начиналась с промышленного импортозамещения, т.е. создавались отрасли обрабатывающей промышленности для вытеснения с местных рынков импортных изделий, оплачиваемых выручкой от сырьевого и продовольственного экспорта. В 50-е годы сложилась благоприятная для развивающихся стран конъюнктура на мировых сырьевых рынках, обусловленная послевоенной реконструкцией экономики стран в Европе и войной в Корее. В результате высокая динамика иностранных валютных поступлений способствовал импорту оборудования и ускоряла становление исходных индустриальных структур. Важную роль в индустриализации развивающихся стран играло государство, которое, во–первых, определяло основные параметры и цели индустриализации, а также средства их достижения; во-вторых, способствовало развитию экономической и социальной инфраструктуры; в-третьих, осуществляло масштабное промышленное предпринимательство; в-четвертых, оказывало разнообразное содействие частному национальному предпринимательству. В этот период возобладало естественное стремление защитить свои национальные хозяйства от разорительной конкуренции извне, создать собственный промышленный и финансовый потенциал, ограничить доступ в страну «эксплуататорского» капитала ТНК. Развивающиеся страны начали объединять свои усилия в целях осуществления стратегии «коллективной опоры на собственные силы». В 60-70 годы в Латинской Америке, Африке и Азии возникло более трех десятков зон свободной торговли, таможенных союзов или общих рынков по типу Европейского сообщества. На деле такая стратегия обернулась консервацией слаборазвитости, технологической и культурной отсталости и дальнейшем углублением отставания от промышленно развитых стран. Дело в том, что первая фаза индустриализации, направленной на импортозамещение, привела к созданию предприятий текстильной, швейной, кожевенно-обувной, деревообрабатывающей, мебельной и других отраслей промышленности, производящих потребительские товары кратко- и среднесрочного пользования. Эти отрасли по технико-экономическим параметрам в основном соответствовали возможностям и потребностям слаборазвитых экономик. В них использовались относительно простые трудоинтенсивные технологии, практически не требующие сложной системы смежных производств по выпуску исходных и вспомогательных материалов. Однако попытки создать промышленное производство товаров долговременного пользования и необходимой для их изготовления промежуточной продукции в большинстве стран закончились провалом. Такие отрасли, как нефтехимия, металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, где производится основная масса исходных конструкционных материалов, являются капиталоемкими, рассчитаны на большой объем производства и, следовательно, на емкий рынок. Если объемы производства не достигают определенного минимума, то издержки производства увеличиваются. На емкие рынки рассчитано и большинство отраслей, выпускающих машиностроительную продукцию производственного и потребительского назначения. Созданные интеграционные объединения развивающихся стран не способствовали в силу разных причин формированию общего рынка, и отрасли промышленности, рассчитанные на массовое производство, оказались в условиях ограниченной емкости отдельно взятых рынков. Промышленные мощности зачастую не только уступали оптимальным размерам, но и недоиспользовались, что обуславливало потери в экономии на масштабах, увеличение удельной капиталоемкости производства, низкую эффективность промышленности и неконкурентоспособность основной массы товаров. Снижающаяся капиталоотдача сдерживала накопление. Даже в наиболее крупных развивающихся странах платежеспособный спрос на промышленные товары долговременного пользования с избытком покрывался продукцией одного или нескольких предприятий. Это приводило к монополизации и сговору о разделе рынка. В результате вздутые цены на промышленные изделия и отсутствие конкуренции лишали молодую индустрию стимулов к технологическим и организационным инновациям и обрекали ее на прозябание. К тому же потребность в импорте, несмотря на повышение доли местного производства в потреблении промышленных товаров, не только не уменьшалась, но и возросла, прежде всего за счет импортного сырья и полуфабрикатов для изготовления ранее импортировавшихся изделий. Так в Пакистане и Таиланде отношение импортируемой промежуточной продукции для выпуска потребительских товаров к импорту таких изделий с начала 50-х до конца 60-х годов возросло более чем в 5,2 раза, в Бирме – в 5,5, на Филиппинах – в 7,9, в Индии – 1,8 раза. Экспорт традиционных видов сырья и продовольствия из бывших колоний в этот период развивался медленно, чему препятствовали усиливавшаяся конкуренция между экспортерами и начавшийся в 70-е годы переход в этих странах к материало- и энергосберегающим технологиям. Разрыв между ростом импортных и экспортных ресурсов привел к неизбежному увеличению внешних займов и помощи. Их приток стал непременным условием не только расширенного, но во многих странах и простого воспроизводства. Задолженность стран третьего мира в сумме достигла 1,7 трлн. долл. и сохраняет тенденцию к дальнейшему росту. На погашение внешнего долга и уплату процентов по нему уходит примерно половина всех новых внешних финансовых поступлений в развивающиеся страны. Таким образом, политика опоры на собственные силы, стратегия имортозамещения, жестокий протекционизм и значительная роль государства в экономике большинства развивающихся стран не оправдали надежд. Другая модель ориентировано но экспорт национальной промышленной продукции, завоевание позиций на внешнем рынке. Отсюда ее название – экспортоориентированная индустриализация. Она основана на открытости экономики, активном участии в международном разделении труда, использовании мировой торговли для увеличения финансовых ресурсов страны и модернизации структуры хозяйства. Это направление индустриализации оказало сильное влияние на стратегию развития в третьем мире благодаря успехам четыре азиатских тигров (Гонконг, Сингапур, Тайваня, Южной Кореи), не имея богатых природных ресурсов, сделали ставку на экспорт готовой продукции, используя дешевую рабочую силу. Экономическому подъему во многом способствовали тесные экономические связи с Японией на основе модели «летящие гуси». Суть последней состояла в том, что страна-лидер (в данном случае Япония) через свои инвестиции, а также новые технологии, опыт менеджмента и маркетинга приобщила их современному производству, расширяя экспортные возможности. На основании обследования 40 развивающихся стран Всемирный банк выявила, что в 1963-1973 гг. большая часть этих стран придерживалась имортозамещения, в 1973-1985 гг. их число несколько снизилось, а с конца 80-х гг. и особенно в 90-е быстро растет число развивающихся стран, в первую очередь в Азииатско-Тихоокеанском регионе, проводящих политику стимулирования экспорта. |
Социальные проблемы развивающихся странБолее высокие темпы экономического роста в развивающихся странах по сравнению с развитыми на протяжении последних десятилетий способствовали постоянному сокращения между ними по экономическим показателям. Однако этот разрыв все еще разителен. Среднедушевой объем ВВП и промышленной продукции в развивающихся странах составляет 15% от уровня развитых стран, а по объему сельскохозяйственной продукции – около 50%. На основе паритета покупательных способностей валют в долл. (1995 г.), рассчитанных Б. Болотиным, среднедушевой объем ВВП у 67-68% населения Земли не превышал 20% от уровня развитых стран. Поэтому проблема бедности и углубления дифференциации населения, развивающихся стран по уровню среднедушевых доходов остается острейшей социальной проблемой этих государств на рубеже веков. Так, в большинстве развитых странах коэффициент Джини, применяемый для оценки неравномерности распределения совокупных доходов общества, составляет от 0,32 до 0,39. А в большинстве развивающихся стран он превышает 0,50. Вместе с тем правительственная верхушка в беднейших странах имеет чрезмерно высокие доходы. В 1992 г. по данным журнала Forbes, в государствах с низкими и средними доходами проживали 62 миллиардера, а уже через год из было 88. В Заире, где сосредоточено до 60% мировых месторождений кобальта и магния, в начале 1997 г. 80% населения были безработными, промышленные мощности были загружены менее чем на 10%. Инфляция превышала 8000% в годовом исчислении, а президент республики Мобуту Сесе Секо обладал состоянием, оцениваемым более чем в 9 млрд. долл.
К середине 90-х годов примерно 20 развивающихся стран, где проживало 1834 млн. чел., или 41,6% всего населения третьего мира, постепенно приближались к развитым странам по уровню ВВП на душу населения. Это страны Юго-Восточной и Южной Азии, Латинской Америки. В 19 развивающихся странах с населением 227 млн. чел. (5,2% населения развивающегося мира) люди стали жить хуже. Остальные 53,2% населения третьего мира проживают в 59 государствах, где жизненный уровень повышается, но пока недостаточными темпами для того, чтобы сократить разрыв с развитыми странами. Одним из главных путей преодоления разрыва в уровне развития и повышения благосостояния, как показала практика последних десятилетий, является либерализация внешнеэкономической деятельности. Среднегодовые показатели роста открытости, внешнего торгового оборота, ВВП и доходов на душу населения в пяти регионах мира в 1991-1995 гг. (%)
Данные этой таблицы показывают, что чем выше темпы роста внешнеторгового оборота и степень открытости национальной экономики, тем выше темпы валового продукта и потребления на душу населения. Правда, в Латинской Америке темпы роста валового продукта и потребления при высокой скорости роста внешнеторгового оборота и «открывания» экономики относительно медленные, что объясняется сохранением там диктаторских режимов и отсутствием гарантий прав частной собственности. На динамику роста среднедушевых доходов существенно воздействуют темпы прироста населения, особенно в наименее развитых странах Южнее Сахары. К середине 90-х годов в среде экономистов и политиков развитых стран получило распространенное мнение о том, что проблема бедности в развивающихся странах не может быть решена только экономическими методами, так как финансовая помощь развитых стран и международных организаций зачастую способствует укреплению наиболее реакционных политических режимов и умножению богатств правящей верхушки. Поэтому в последние годы общественное мнение по поводу оказания финансовой помощи наименее развитым странам изменилось. Если в конце 70-х – начале 80-х годов 88% граждан развитых стран поддерживали предоставление помощи развивающимся странам, то с конца 80-х годов сторонников оказания помощи стало уменьшатся. В течение первой половины 90-х годов все страны резко снизили объемы предоставляемой наименее развитым странам помощи. Сокращается не только финансовая помощь, но и продовольственная помощь беднейшим странам: объем выделяемого на эти цели зерна только между 1991 и 1994гг. снизился более чем вдвое, а продовольственная помощь Африке сократилось с 1983 г. почти в два раза. Решение проблемы бедности в развивающихся странах предполагает широкое содействие развитых стран в снижении внешней задолженности, создания благоприятного внешнеторгового климата, а также оказание прямой финансовой и технологической поддержке.
|
И на последок...
1.Развивающиеся страны – особая категория государств, сохраняющих, хотя и в разной степени, определенные общие признаки социально-экономического отставания, в том числе многоукладность хозяйства, традиционные формы собственности и общественных институтов, низкую производительность общественного труда. 2. В ходе социально-экономического развития эта общность претерпевает существенные изменения, усиливается расслоение на подгруппы. 3.Различия в темпах роста, скорости модернизации экономики и воздействие мирового хозяйства способствуют дифференциации развивающихся стран. 4.Социально-экономические стратегии развивающихся стран ставят целью преодоление отсталости, преобразование традиционных хозяйственных структур, изменение позиции в международном разделении труда, интеграцию в мировое хозяйство. Методом достижения этих целей в большинстве развивающихся стран стала индустриализация по двум основным моделям – импортозамещающая и экспортоориентированной. 5.Социально-экономические процессы в развивающихся странах в возрастающей степени формируются под воздействием мирового хозяйства. Это в первую очередь связано с импульсами научно-технического прогресса, распространяющимися от развитых к развивающимися странам, растущим значением мировой торговли, а также активностью ТНК. 6.Значительную остроту на рубеже тысячелетий в развивающихся странах приобрели неконтролируемые процессы разрушения природной среды, которые могут стать не только причиной политической нестабильности во многих регионах, но и источником экологической и эпидемиологической опасности для всего населения Земли. 7.Нехватка внутренних ресурсов, спад цен на основные сырьевые экспортные товары, рост неопротекционизма со стороны развитых стран, затрудняющий расширение экспорта развивающихся стран, усиливают необходимость внешних заимствований. 8.Поступления средств по межгосударственным программам помощи развитию и от международных финансовых организации, привлечение частного иностранного капитала расширяют финансовые и технические ресурсы развивающихся стран. В то же время ограниченная эффективность использования заемных средств и растущие выплаты по внешней задолженности стали постоянным фактором, осложняющим социально-экономическое положение. |