![]() |
|
![]() |
Говоря о традициях празднования Нового года в России, нельзя не сказать о сибирских традициях этого праздника. Как свидетельствуют СМИ, Новый год как праздник в Сибири долго не приживался. Даже в настоящее время традиционно коренные жители Таймыра (нганасаны, долганы, ненцы) Новый год не отмечают. Для них 1 января ничего не символизирует. Все календари народов Севера тесно связаны с различными природными явлениями. Отделить один месяц от другого здесь помогает долгота дня и ночи, наступление дождливых дней и морозов, прилёт первых птиц, рождение первого оленёнка, появление комаров и многое другое. По-настоящему большим праздником для них является «Праздник Хэйро» - окончание полярной ночи и появления ночи. |
|
|
Впервые увидев солнце после полярной ночи, северяне становятся в круг и водят хоровод, крича: «Хэйро! Хэйро!», тем самым приветствуя солнце. Так танцуют несколько дней подряд с утра до вечера. Выдерживают самые стойкие. В это же время молодежь участвует в соревнованиях: стрельбе из лука, прыжках через нарты, перетягивании каната, накидывании маута на рога оленя. Праздничный стол тунгусов, ненцев, алеутов и других народов ничем не отличается от повседневного – это традиционные блюда из оленины и рыбы. |
|
|
Нганасаны (самый северный этнос) в феврале отмечают праздник чистого чума, когда полярная ночь сменяется полярным днём. На праздник сооружается новый чум, в нём и происходит камлание – ритуал, сопровождающийся пением и ударами в бубен, во время которого шаман общается с духами. Эвенки устраивали большой праздник в честь окончания промыслового сезона, в апреле-мае. У реки люди собирались на суглан, на котором проходили общеродовые празднества – с пением, танцами и праздничным столом. Жители Енисейской губернии справляли праздник по-другому. По словам старшего научного сотрудника Красноярского краеведческого музея Людмилы Антоненко, ёлка как символ Нового года, да и сам праздник у сибиряков долгое время не приживались. Только с середины XIX века «лесную красавицу» всё же стали ставить в домах. Этот обычай переняли у немцев, живущих в Сибири. По-настоящему массово и весело Новый год стали отмечать лишь с 50-х гг. XX века, после войны, а до этого праздновали только Святки и Рождество. Во время Святок (с 7-го по 18 января по новому стилю) сибиряки плясали, пели и веселились, а по ночам девушки ворожили, предсказывая свою судьбу. Парни в эти вечера «чудили» - будучи допущенными в общество ворожей, они развлекали их шутками, прибаутками, а порой и двусмысленными побасёнками. Рождество же, напротив, считалось исключительно семейным праздником. В канун сочельника вся семья садилась за стол и вкушала постную пищу – пшеничную кашу, взвар, кутью. Поздно вечером, после первой звезды (символа рождения Христа), ели сочиво (зёрна, сваренные на воде). А уже утром наступал настоящий пир. На стол подавались жидкие блюда (например, суп из бычьих хвостов), рыба (сиг), мясо (фаршированный гусь, свиная голова). Тут же подносилась закуска – солёные огурчики, грибы, икра. |
© МОУ Чулымская средняя
общеобразовательная школа
Адрес: 662342, Красноярский край, Балахтинский район, пос. Чистое Поле, ул.
Пришкольная, 19
Телефон: (248) 33-1-42, 33-1-49