До наших дней дошло много воспоминаний крестьян Тверской губернии о Пушкине. Понимание
заветов Пушкина и его творчества изложено в безграмотной форме, но исключительно интересном по содержанию
письме крестьянина С. Никитина.
Пушкин "показывал жизнь и науку", он учил узнавать людей, ведь человек "может представиться покровителем, а оказаться губителем ". Пушкин - пример и образец поведения,
(в этом суть основного содержания письма), он был за правду, "от того он не искал себе почета, более приставал к простонародию,
потому что простонародье скорее возьмет пример, к чему он расположен ".
Далее о Пушкине говорится: "Если бы он не имел в себе правды, не пошел на дуэль,а как пошел на дуэль, то больше
засвидельствовал свою правду , ради правды не пожалел своей жизни". Сопоставляя поведение Пушкина с примерами из окружающей
жизни, Никитин заключает: "А мы ради приятеля и богача какого-нибудь говорим облыжные слова, клевещем... Только такие люди не пойдут
на дуэль..." Из деревни Козлово Новоторжского уезда крестьянин Д. Кирсаков с огорчением писал, что среди его односельчан
многие "о Пушкине и понятие не имеют. Начни такому говорить или читать произведения Пушкина
, а он, в свою очередь, спросит вас: "Кто же этот был Пушкин - анерал и аблакат?" Вина этому малограмотность, отсутствие школ. Для того чтобы
"узнал наш народ всех великих людей родной земли, не только Пушкина, Гоголя и Белинского, а многих и других печальников и песенников русской земли" ,
этот читатель предлагал увековечить память Пушкина открытием не храма, а хотя бы одного училища на волость. Передавались из уст в уста рассказы
о близости Пушкина к народу, о его сочуствии всем срадавшим от властей. Вот один из рассказов :
"Пушкин жил в имении; в том стане становой был страшный взяточник, через что с Пушкиным, заступавшимся за обиженных, частенько бывали у него
горячие споры. И вот приставу за долгую службу выслали выслали орде; в это время в местном погосте была ярмарка, где пристав и захотел щегольнуть полученною
наградою; на той же ярмарке был и Пушкин, который, встретив станового и увидав у него в петлицы орден,
сказал:"Господи Иисусе Христе,ты спас разбойника на кресте. а нынче пришло ко мне горе, вижу - крест надет на воре ","чем будто бы и смутил станового " (Из письма
крестьянина Михаила Чихаева)
Интерес вызывали памятные места, связанные с Пушкиным.
Крестьянин Кузмин-Карельский обратился к редакции с вопросом :"А хотелось бы знать, найдено ли то место доподлинно. где был убит гений и почтенно ли оно чем-либо?"
Читая эти строки, нельзя не вспомнить снова отзывы о Пушкине крестьян другой эпохи, послереволюционных лет... В этих отзывах тоже восхищение Пушкиным как
великим другом народа, певцом свободы и справедливости, та же беспредельная восторженность, увлеченность прелестью его образов. Такова живая традиция восприятия пушкинского
творчества, но теперь уже восприятия его освобожденном народом.
|