Отчего музыкальные
инструменты звучат по - разному?

Музыкальные инструменты звучат по -
разному потому, что они создают колебания различными путями. Характер
создаваемых ими колебаний зависит от их формы, материалов,
из которых они изготовлены, и от того, как на них играют. Из - за этого
каждый инструмент обладает собственным диапазоном звуков и особым
тембром звучания.
Все музыкальные ноты звучат по
одной и той же схеме. Звук рождается,
постепенно нарастает до максимальной силы, а затем затухает.
Продолжительность каждой из этих фаз зависит от самого инструмента и от
того, как с ним обращается музыкант. Духовые
инструменты, например флейта, обладают весьма коротким временем атаки и
релиза. Нота тянется ровно столько, сколько флейтист дует в свой
инструмент. Щипковые инструменты,
такие как гитара, обладают очень
быстрой атакой и фактически не имеют протяженности. Звук медленно
затухает по мере того, как струна постепенно перестает колебаться.
Звук может ласкать слух, но может стать и
смертельно опасным. Под действием сверхмощных звуков мгновенно вскипает
вода, зажигаются спички, начинает дымиться в трубке табак, поднимаются
в воздух бильярдные шары, дробится мрамор. Невольно вспоминаются
легенды о звуках библейских труб, разрушивших стены древнего города
Иерихона.
2 000 лет назад в Китае был издан закон, который
гласил: "Кто поносит всевышнего, не должен быть повешен, но флейтисты,
барабанщики, крикуны должны непрерывно играть перед ним днем и ночью,
пока он не упадет замертво, так как такая пытка является самой
мучительной". Звук убивал человека.
В средние века осужденного сажали под колокол, и
колокольный звон умерщвлял его.
С губительными воздействиями шума мы с
вами сталкиваемся и сегодня. Поставьте вазу со свежими, благоухающими
гвоздиками на гремящий радиоприемник - на ваших глазах цветы увянут.
И в тоже время мелодичные звуки рояля,
скрипки, флейты привлекают домашних животных, птиц,
грызунов, насекомых, даже львов. Можно тут вспомнить и историю об одном
узнике Бастилии, скрашивавшем свое одиночество игрой на
флейте в окружении несметного множества пауков и
мышей.
В наше время ученые после многочисленных
экспериментов установили, что звуки не только привлекают к
себе некоторые виды живых существ, но и влияют на их поведение.
Интересные результаты получили ученые
Техасского университета, изучавшие влияние звуков на новорожденных
крыс. В течение двух месяцев крысята, разделенные на три группы
подвергались музыкально - шумовой обработке. Первая группа слушала
произведения Моцарта, вторая - атональную музыку, третья группа
довольствовалась шумом работающего вентилятора. После двухнедельного
перерыва животных поместили в клетку, снабженную специальными
клавишами. Включая и выключая их, крысы имели возможность "выбирать"
приятные для себя звуки. Большинство животных отдало предпочтение
музыке Моцарта.
Рояль называют королем музыкальных
инструментов, к его несомненным достоинствам относится то, что
рояль
простирает свое влияние почти до границ музыкального диапазона.
Если брать во внимание только высоту звука, то в музыкальное
пространство рояля может уложиться большой симфонический оркестр со
всем многообразием его инструментов. И только два инструмента
составляют исключения. Один из них - контрафагот. Его самые низкие
звуки ниже, чем тот, что извлекается левой крайней клавишей рояля.
Второй инструмент - флейта - пикколо. Она не останавливается там, где
пролегает верхняя граница рояля, а забирается еще выше.
И все же контрафагот и флейта -
пикколо могут считаться рекордсменами только у себя в оркестре, а не
вообще. Обе границы музыкального пространства удерживает орган, и тут у
него никаких конкурентов нет.