Ухо-необычайно
чувствительный орган . Благодаря большой чувствительности уха мы
в состоянии слышать звук на значительном расстоянии от его
источника.Громкость звука - это величина физиологическая,
определяющая
степень слухового ощущения. Конечно, чем больше сила звука,тем он
кажется громче, но связь между этими величинами сложная и неодинаковая
для звуков различных частот. Громкость убывает гораздо медленнее, чем
убывает сила звука. Если сила звука уменьшится в 10 раз, человеку
кажется, что громкость звука уменьшилась примерно в 2 раза.

Слуховой аппарат человека состоит из
звукопроводящей и звуковоспринимающей части. Звукопроводящая часть
состоит из наружного слухового прохода, барабанной перепонки и
связанных с ней 3 слуховых косточек: молоточка, наковальни и стремечка,
которые расположены в полости, называемой средним ухом. Стремечко
плоским основанием прикреплено к перепонке, закрывающей просвет
отверстия, которое сообщается с внутренним ухом.
Внутреннее ухо,
или
перепончатый лабиринт, представляет собой
звуковоспринимающий аппарат. Перепончатый лабиринт состоит из
преддверия с полукружными каналами и улиткой. Улитка -
спирально завитой канал, отходящий от преддверия. Вдоль всей
длины канала улитки расположен собственно звуковоспринимающий
аппарат уха-кортиев орган. Вдоль всей длины улитки
расположены 2 перепончатые перегородки, называемые основной и
рейснеровой мембранами.
Звуковые
колебания, действующие на барабанную перепонку, через цепь слуховых
косточек и перепонку передаются основной мембране. Звуковые колебания
могут передаваться через окружающие кости черепа, но при
этом не используется действие слуховых косточек,
поэтому такая передача менее эффективна. Звуковые колебания ,
достигая основной мембраны и кортиева органа, приводят их в
колебания с соответствующей частотой и амплитудой. Возникающие при этом
нервные импульсы передаются в центральную нервную систему. Нервные
клетки возбуждают и посылают нервные импульсы в центральный отдел
слухового анализатора, где они, суммируясь, вызывают ощущения высоты и
тембра звука.
Орган слуха функционирует со дня рождения. На
второй неделе жизни
можно наблюдать слуховое сосредоточение, что указывает на достаточную
функциональную зрелость слухового анализатора и на возможность
возникновения слуховой доминанты в центральной нервной системе. На
втором месяце жизни ребенок дифференцирует качественно различные звуки.
С трех месяцев появляется пространственная слуховая ориентировка.
Некоторые авторы отмечают наличие элементов пространственной
ориентировки в первые дни жизни. В три - четыре месяца наблюдается
дифференцировка звуков по тональности.
Острота слуха школьников в возрасте от 7 до 13 лет
довольно высока, но наибольшей остроты слух достигает у подростков 14 -
19 лет.
Порог слышимости речи у детей меняется с
возрастом. У детей 6,5-9,5 лет порог слышимости речи выше, чем у
взрослых.
В развитии речевого и
музыкального слуха большое значение имеет общение со взрослыми,
беседы взрослых с детьми. Подобная тренировка способствует
развитию слуха и обогащению словарного запаса ребенка. Большое
значение имеет также музыкальное воспитание детей.
Слух детей страдает от чрезмерных
звуков. Это обстоятельство должно быть учтено при работе школьников на
заводах и фабриках, в особенности в цехах с большим звуковым давлением.