Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе |
Для осмысления природы человеческой агрессии необходимо прежде всего уточнить, какой смысл и значение самого этого понятия, что предполагает выявление особенностей исследуемого понятия. Это позволяет различным авторам вкладывать в само понятие совершенно различное содержание. Например, Басе считал, что агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее вред или ущерб другим. С точки зрения Зильманна, агрессия это попытка нанесения другим телесных повреждений. Но, несмотря на различные разногласия относительно определений агрессии, многие специалисты придерживаются определения, в которое входит и категория намерения и актуальное применение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: агрессия это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Существует несколько разнонаправленных перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии. Самое раннее теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - - это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому подходу • агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрограммированы» на подобные действия. Теоретики-эволюционисты (Лоренц, Ардри) не считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая человека. Теория побуждения предполагает, что источником агрессии является вызываемый внешними причинами позыв или побуждение причинить вред другим. Более распространенным является предположение, согласно которому агрессия берет начало от побуждения, определяемого как «неинстинктивная мотивационная сила, являющаяся результатом лишения организма каких-либо существенных вещей или условий, и возрастающая по мере умиления такого рода депривация». В случае агрессии побуждения рассматриваются как производные от аверсивной стимуляции, и их напряжение снимается благодаря агрессивным действиям. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации - агрессия, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, фрустрация, т. е. блокирование происходящих в настоящее время целенаправленных реакций, провоцирует агрессивно, что, в свою очередь, облегчает проявление или поддерживает агрессивное поведение. Но в некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно. Когнитивные модели агрессии помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Согласно этим теориям, поведение можно контролировать, «просто» научая людей реально представлять собой потенциальную опасность, которая может исходить от явно угрожающих ситуаций или людей. Однако мы не должны игнорировать важную роль эмоций в этих моделях поведения. И Берковиц, и Зильманн признают, что агрессия иногда бывает импульсивной, не подвластной контролю рассудка. Как полагает Зильманн, большинство людей научаются реагировать на воспринятую ими провокацию ответной агрессией. Так что «навык», который они приобретают, когда когнитивные процессы дезинтегрированы, является деструктивным. В соответствии с данными положениями, подходящим способом научиться контролировать или устранять импульсивную агрессию представляется выработка конструктивных или неагрессивных привычек в ответ на провокацию. И последнее теоретическое направление рассматривает агрессию прежде всего как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. Теория социального научения, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия рассматривается здесь как некое специфическое поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие формы социального поведения. Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ А. Поведения требует учета трех моментов: 1. способов усвоения подобных действий; 2. факторов, провоцирующих их появление; 3. условий, при которых они закрепляются. Таким образом, согласно взгляду на А., как на инстинкт или побуждение индивидов, постоянно заставляют совершать насилие либо внутренние силы, либо непрерывно действующие внешние стимулы. Теории же социального научения утверждают, что А. Появляется в соответствующих социальных условиях. |