Причины формирования детской агрессивности |
Дети берут знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они обучаются также при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. В-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических, предлагаемых масс-медиа. Уровень агрессивности детей зависит от конкретной ситуации, существуют также устойчивые индивидуальные различия в склонности к агрессивному поведению. Например, рождение нового ребенка в семье или развод родителей могут вызвать временное усиление агрессии, но сильная агрессия, которая сохраняется дальше, чем несколько месяцев, часто является признаком устойчивого типа поведения. В результате агрессивный ребенок сам часто подвергается нападкам со стороны других детей, и его враждебность укрепляется. Установлено, что закрепление форм агрессивного поведения происходит под влиянием неблагоприятных внешних условий авторитарный стиль воспитания, недостатки нравственного воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях и тому подобное. Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей, которые стараются разрядить его посредством агрессивного поведения. В какой-то период многим малышам свойственна агрессивность. Их жизнь полна разочарований, которые взрослым кажутся мелкими, на мм которые становятся всепоглощающими для ребенка. И наиболее удовлетворительным решением для ребенка может показаться и физическая реакция, особенно если у малыша ограниченная способность к самовыражению. Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии, за которой стоит чисто неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным и отыграться за собственные обиды. В среднем и старшем дошкольном возрасте агрессивное поведение может расцениваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми (в первую очередь, со сверстниками). Чаще всего именно в этот период появляются жалобы на драки, агрессивные действия ребенка по отношению к младшим братьям и сестрам, на попытки мучить животных. Появление агрессивных тенденций в поведении ранее спокойного, доброжелательного ребенка всегда настораживает, особенно когда это совпадает с поступлением его в детское учреждение. Если же агрессивные действия в той или иной форме уже закрепились в поведении ребенка, то их развитие и перенос на более широкую арену дает повод для обоснованной тревоги за его дальнейшее развитие как личности. |