|
КУЛЬТУРА /
АРХИТЕКТУРА
Романская и готическая архитектура
Достоверная история французской архитектуры начинается с эпохи средневековья, с XI века, ибо достоверных сведений
о более ранних кельтской и франкской культурах не сохранилось. На территории Франции, главным образом на юге, в Провансе
и Дофине, сохранились остатки храмов галло-римского периода.
Романский период в архитектуре (XIX-XIII века)
Паломничество и многочисленные нововведения (в том числе пришедшие с севера) полностью изменили архитектурный
облик храмов во Франции. Наиболее значительными памятниками являются: церковь Mont-St-Michel на западе Франции,
аббатство St-Auben в Анже, церкви St-Severin в Тулузе, St-Lazar в Отене, St-Madeleine в Везеле.
Готический период
Франция является родиной готического стиля, его основой считается церковное зодчество. Применение стрельчатых
сводов для придания своду большей легкости, впервые использованное в 1140 г. при перестройке усыпальницы королей
в монастыре Сен-Дени, было революцией в зодчестве того времени. Отражением эпохи ранней «строгой» готики является
собор Парижской Богоматери. Своего расцвета французская готика достигает в эпоху «лучистого» стиля (style rayonnant),
яркими образцами которого являются соборы Шартра, Лана, Руана, Реймса, Амьена, Дижона и Sainte-Chapelle в Париже.
Возрождение
На протяжении XV столетия происходили изменения в области французского изобразительного искусства,
приобретавшего постепенно светский характер. При Франциске I был создан оригинальный вариант национальной
архитектуры, в котором соединились античный архитектурный опыт Италии и достижения французских зодчих. Ярким
примером пожет служить множество замков, построенных в XVI в. в долине Луары (Шамбор, Шенонсо, Шеверни, Амбуаз, Блуа)
и королевские резиденции (замок Фонтенбло).
Стиль Людовика XIV
В эпоху правления Людовика XIV складывается новый стиль, королевский, который наиболее полно выражал идеи торжества
национального единства и абсолютной королевской власти. В нем соединились элементы классицизма и барокко.Новый
классицистический Париж возник как начало коренного преобразования, продолженного в XVIII и XIX вв. В основу планировки
города была положена трехлучевая система улиц, исходящих из одной точки. В Париже такой точкой является парк Тюильри
с лучом — Елисейскими полями. В Версале эта идея была реализована полностью. Самым ярким архитектурным образцом раннего
классицизма с еще готическими элементами явился Люксембургский дворец, построенный для Марии Медичи. Первый дворцово-
парковый ансамбль классицистического стиля — Во-ле-Виконт — является в определенной степени предвестником Версаля, ансамбля,
в котором все тенденции классицизма получили полное и всестороннее развитие.
Неоклассицизм
Эпоха Просвещения пересмотрела сущность архитектуры как искусства: теперь во главу угла ставилась функциональная задача,
а не строгое соблюдение античных канонов. Знаменитый Малый Трианон, построенный в Версале по заказу Людовика XV,
определил тип паркового дворца-павильона. Площадь Согласия также является образцом неоклассического стиля, органично
вписывающегося в непрерывно меняющийся план Парижа.
Инженерный стиль
Эйфелева башня, построенная Гюставом Эйфелем в Всемирной выставке 1889 г. была задумана как инженерный проект, однако
после бурного неприятия и волн критики стала символом столицы Франции.
. Современная архитектура
Широкомасштабные работы, предпринятые с начала 80-х гг. XX века, отвечают стремлению дать стимул творческому воображению
архитекторов. Так, Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду построен в 70-е гг. по совместному
англофранкоитальнскому проекту. Бывший вокзал Орсэ, символ железнодорожной архитектуры конца прошлого века, был
переоборудован в музей Орсэ для размещения художественных собраний XIX века по плану трех французских и одного итальянского
архитектора. В свою очередь, самый знаменитый из парижских музеев, обновленный по случаю двухсотлетия, — Большой Лувр —
был полностью перестроен американским архитектором Пеем. Этот ансамбль.Символом которого стала стеклянная пирамида,
формирует ось великолепной перспективы, проходящую через сад Тюильри, Елисейские поля и заканчивающуюся у Большой арки
района Дефанс, которая была сооружена по проекту датского архитектора Шпрекельсена. В северной части города парк Ла Виллет
(La Villette), спланированный Бернаром Чуми, выглядит городом-садом, в котором находится целый ряд сооружений: от «Зенита»,
где даются большие эстрадные представления, до удивительного «Геода» (круговая кинопанорама) Адриана Фэльсиндера и Центра
Музыки, где архитектурно-акустическая часть выполнена по замыслу автора, Кристиана де Порзампара. Наконец, обращают на
себя внимание набережные Сены вверх по течению от Собора Парижской Богоматери — они окаймлены Институтом Арабских стран и
новым комплексом Министерства финансов на набережной Берси. В глубине просматриваются здание оперы на площади Бастилии и
четыре башни Национальной библиотеки Франции.
|
 |