![]() |
После Крымской
войны (1853-1856) в военном министерстве и Министерстве путей сообщения
убедились, что необходимо строить железные дороги. В казне не было денег и все
надежды возлагались на частное предпринимательство и на внешние займы.
Модный в то время экономист Энгель подсчитал, что выгода от эксплуатации железных дорог составляет 24% от вложенных в них денег. Капиталисты Поляковы, Гладилины, Струве, Губонины, Шиповы и другие проголосовали за 24% прибыли. Сложившаяся структура производительных сил обусловила направление строительства. Одним из главных центров этого строительства стала Москва. К концу 1870 года из Москвы были открыты следующие линии:
Москва - Владимир (июнь 1861, 177 верст)
Москва - Коломна (июль 1862, 117 верст)
Москва - Сергиев Посад (август 1862, 66.1 версты)
Москва - Серпухов (ноябрь 1866, 92 версты)
Москва - Смоленск (сентябрь 1870, 392 версты)
Москва стала
главным железнодорожным узлом страны. Радиальные железнодорожные магистрали в
значительной степени следовали направлениям издавна проложенных грунтовых дорог.
Но старинные
дороги могли не считаться с подъемами и спусками, а железнодорожные пути
требовали ровного рельефа. Поэтому железнодорожные вокзалы и пути строились не в
центре города, а используя более низкие местности, к северу от него (Рижский и
Савеловский вокзалы) , северо-востоку (Ленинградский, Ярославский, Казанский
вокзалы на Комсомольской - бывшей Каланчевской площади) , востоку (Курский
вокзал) и юго-востоку (Павелецкий вокзал) . Внутрь садового кольца ни одна из
железнодорожных линий не зашла, все вокзалы находятся за пределами бывшего
Земляного города. Если главные грунтовые дороги, а затем шоссейные шли к центру
города, к Садовому кольцу, то железнодорожный центр смещен к востоку от него -
это Комсомольская площадь и расположенная невдалеке от нее площадь Курского
вокзала. Четыре вокзала на этих двух площадях пропускают основную часть
пригородных поездов и поездов дальнего следования.
К западу от
Садового кольца были построены Белорусский и Киевский вокзалы, от которых
отходят не только пригодные и внутрироссийские дальние поезда, но и много
поездов в страны Европы.
Первый пробный
рейс поезда от Москвы до станции Троицко-Раменское состоялся в январе 1862 года.
Поезд был составлен из 2 вагонов. В поездке участвовало 30 человек.
Летом того же года
из Москвы прибыл поезд в Коломну. Так было открыто пригородное сообщение. В 1928
году на пригородных линиях появились первые электропоезда.
Сегодня Московская
железная дорога располагает в Москве 9 вокзалами. Общая протяженность железной
дороги превысила 500 км. В год услугами железной дороги пользуются свыше 830
миллионов человек, в том числе на пригородных направлениях 730 миллионов
человек. |
|||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |