В 1895 году началось переоборудование под
электрическую тягу одного из участков конки - от Страстной (ныне Пушкинской) площади до
Петровского парка - и в 1899 году 6 апреля по нему стал ходить трамвай.
С тех пор этот
вид транспорта стал быстро развиваться. В 1913 году трамвай перевозил ежегодно свыше 250
миллионов пассажиров. Трамвайные поезда двигались медленно (средняя эксплуатационная
скорость около 11 км/ч; в 1979 году - 16 км/ч).
Газеты писали, что внутри вагона может поместиться 20 человек, а на площадках еще
18: 8 - на передней и 10 - на задней. Наибольшая скорость движения - 35 верст в час.
“Два из множества трамвайных маршрутов раньше имели буквенное обозначение:
“А” и “Б”. Москвичи ласково называли их “Аннушкой” и “букашкой”.
Трамвай сделался единственным средством массовых внутригородских перевозок.
Трамвайная сеть покрыла городскую территорию неравномерно: на окраинах линии трамвая
располагались на расстоянии нескольких километров друг от друга, а в центре, где сходились
радиальные лучи, образовался настоящий лабиринт трамвайных путей. Последствия не замедлили
сказаться - в центре начали возникать заторы.
В настоящее время протяженность одиночного эксплуатационного трамвайного пути
составляет 433 км. Общая протяженность трамвайных маршрутов - 840 км. На линии выходят
приблизительно 890 трамваев (В 1994 году их было 620). Они перевозят за год 1 480 тысяч
пассажиров.
В Москве появились супертрамваи.
Московские власти рассматривали возможность использования в городе скоростных трамваев.
Первый маршрут такого трамвая соединил Волгоградский проспект и шоссе Энтузиастов
на востоке столицы.
Скоростные трамваи способны развивать скорость до 80 км в час, при этом
передвигаться достаточно бесшумно. Тем не менее существующие трамвайные пути для них
вряд ли пригодны.
C развитием сети трамвая были сооружены Миусский (в 1903 году, на базе парка Конки),
Пресненский, Новосокольнический, Рязанский, Золоторожский, Замоскворецкий и Уваровский трамвайные парки.