Все, приведенные в названии главы образцы народного творчества, берут свое начало также с глубокой древности. Они доносят до нас дыхание давно прошедших эпох. Каждый элемент является символизацией какого-то события, произошедшего на Руси, ну а вера в чудодейственные силы кошки подкрепляла слова народа еще большей силой.
На горе Брынской лежит зверь богатырский,
Усы как у турка, гладенька шкурка,
Идёт детина, несёт выше себя дубину,
Четыре четырки, две растопырки,
У нашей бабуси живёт зверь в кожухе,
Возле печки греется,
Без водички моется,
Лапка мягонька, коготок остёр.
Один вертун, два яхонта.
Мохнатенька, усатенька,
Сидит- песенки поёт.
Острые ушки,
На лапах подушки,
Усы как щетинка,
Дугою спинка.
Днём спит,
На солнышке лежит,
Ночью бродит,
На охоту ходит.
У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.
Тур-потутур потутурившись сидит,
Ждёт гостей из Нова-града.
Овечка-ярочка соскочила с лавочки,
Соскочила с лавочки, копытца яблочком,
Мохнатенькая, усатенькая
Днём спит или сказки говорит.
Без расчёски причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днём всё видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
Мордочка усатая,
Шубка волосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
Жить привык он снами вместе:
Приласкай – затянет песню.
А обидишь – обдерет.
Что за зверь усатый? - …
• Четыре четырки, две растопырки, один вертун, два яхонта. (Кошка)
• Под полом, ходит барыня с колом. (Кошка)
• Девица, девица! А где ваша царица?
- Наша царица ушла в городы по ваши головы.(мышонок и котенок).
• Вышло чудо из печуры, спрашивает чудо у царя растопыря:»Где живет Марья Хохловна?»(Мышь таракану о кошке)
Бежит кошка по небу, догоню да поиму(скороговорка).
Позвал поп кота среди поста:
Поди, кот, возьми пирога в рот;
А кот привел с собой и кошурку,
Да и сел с ней в печурку.
Кот Евстафий, ты постригся?
- Постригся.
- И посхимился?
- И посхимился.
- Пройти мимо тебя можно?
- Можно.
Мышка побежала, а кот её цап.
- Оскоромишься, кот Евстафий!
- Кому скоромно, а нам на здоровье!
Уж ты, котенька-коток,
Уж ты, серенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока,
Дам кусок пирога.(колыбельная песня)
Пошёл котик во лесок,
Нашёл котик поясок,
Нарядился,
Воротился,
Стал он люлечку качать:
-Баю-бай, баю-бай,
Ляг, малышка, скоренько,
Встань, малышка, с зоренькой.(колыбельная песня)
Во всех этих небольших стихотворения отразился многовековой опыт. Но не только педагогический – в них отразились следы магических представлений. По происхождению многие элементы народного творчества сближаются с заговорами. По древним поверьям кот связан с потусторонним миром, он может быть проводником в мир сладких снов и видений. Вероятно, именно поэтому так много колыбельных песен и других творений о котах. Однако со временем их магическое значение полностью забылось, и они превратились в забавные стихотворения. В большинстве из них мы опять сталкиваемся с кошкой, как с неизменной гостьей фольклора детской тематики. Дети и по сей день любят кошку, за её мягкость, кротость, терпение – качества, так необходимые для общения с детьми.
Главным для ребенка становился процесс запоминания маленьких стишков, который превращался в своеобразную словесную игру. А ведь намного интереснее, когда главным действующим лицом является такой мягкий, пушистый, теплый зверек!