Северо-Кавказская железная дорога

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск
Здание управления Северо-Кавказской железной дороги
Здание управления Северо-Кавказской железной дороги

Се́веро-Кавка́зская желе́зная доро́га пролегает по территории юга России от Азовского и Чёрного морей на западе до Каспийского моря на востоке. Дорога проходит по территориям Калмыкии, Дагестана, Чечни, Ингушетии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, Краснодарского края, Ростовской области. Управление дороги находится в Ростове-на-Дону.

В состав дороги на 2005 год входили Грозненское, Краснодарское, Махачкалинское, Минераловодское и Ростовское отделения, а также Владикавказская детская железная дорога и Северо-Кавказская детская железная дорога (г. Ростов-на-Дону). Эксплуатационная длина дороги составляет 6315,9 км, численность сотрудников — 80757 человек, число станций — 403 (из них на 281 производятся грузовые операции). Начальник дороги — В. Б. Воробьёв.С 28 декабря 2006 года начальником дороги назначен Владимир Николаевич Голоскоков.

Северо-Кавказская железная дорога выполняет очень важную транспортную задачу, обеспечивая выход грузопотоков на Российские черноморские порты: Туапсе, Новороссийск, Грушевая. Важную роль для всей России в летний и осенний сезон играют пассажирские перевозки, осуществляемые дорогой к таким курортам, как Сочи, Туапсе, Анапа, Кисловодск.

Основные узловые станции дороги: Батайск, Таганрог, Лихая, Тихорецкая, Кавказская, Армавир, Минеральные Воды, Махачкала, Тимашевская, Краснодар, Туапсе, Белореченская, Сальск, Новороссийск.

Поезд идёт вдоль черноморского побережья
Поезд идёт вдоль черноморского побережья

Строительство железных дорог на Северном Кавказе началось в 1861 году с прокладки линии ШахтнаяАксай. Затем были построены участки ЗверевоШахтная (1871), АксайРостов (1875), РостовВладикавказ (18721875). В начале XX века введены в эксплуатацию участки: КавказскаяКраснодар (1901), БатайскАзов, СосыкаЕйск, АрмавирМайкоп (1911), БелореченскаяТуапсе (1912), КраснодарАхтари, КрымскаяТимашевскКущевка (1914), БатайскСальск, ПрохладнаяГудермес (1915), ПалагиадаВинодельное (1916). К октябрю 1917 года общая длина дороги составляла 5000 вёрст. В 20-е40-е годы XX века на дороге построены участки: ТуапсеСочи (1923), СочиАдлер с веткой на Мацесту (1927), Петровское СелоБлагодарное (1928), ВинодельноеДивное, РостовХапры, КомсомольскаяНефтегорск, МайкопХаджох (1931), ЛабинскаяШедок (1940). Во время Великой Отечественной войны на дороге были построены линии: ГудермесАстрахань и АдлерСухуми (1942), КрымскаяСтаротитаровка (1944). В послевоенные годы строятся участки: ДивноеЭлиста (1969), ЗверевоКраснодонская (1971), АнапаЮровский (1977), КраснодарТуапсе (1978), западный обход Ростовского узла (1983), БлагодарноеБудённовск (1987), ПесчанокопскаяКрасная Гвардия (1989), западный обход Батайска (1990), восточный обход станции Лихая (1991).

Электрификация дороги начинается в 1957 году с участков Минеральные ВодыКисловодск, БелореченскаяКуринская, в 1958 году электрификация продлевается до Туапсе и Сочи.

Дорога награждена орденом Ленина (1984).

[править] Реформирование дороги

  • 7 марта 1937 года Северо-Кавказская железная дорога ненадолго переименована в «Орджоникидзевскую железную дорогу».

[править] Ссылки


Российские железные дороги
Восточно-Сибирская | Горьковская | Дальневосточная | Забайкальская | Западно-Сибирская | Калининградская | Красноярская | Куйбышевская | Московская | Октябрьская | Приволжская | Сахалинская | Свердловская | Северная | Северо-Кавказская | Юго-Восточная | Южно-Уральская
Личные инструменты
На других языках