Каждый
населенный пункт, каждая маленькая деревенька имеет собственную
легенду о своем происхождении, о каких-то знаменательных событиях
своей истории.

В
течение нескольких лет в нашей школе работает кружок «Краевед».
Посещают его дети разных возрастов: здесь есть и любители
фотографии, и юные художники, молодые писатели и поэты,
корреспонденты и ораторы, а главное, что их объединяет, это любовь к
родине, своему краю, селу, школе.

В
течение нескольких лет учащиеся от 7 до 17 лет занимаются
исследовательской деятельностью: встречаются со старожилами села,
интересными людьми, ветеранами войны и труда, тружениками тыла. По
крупинкам собираются материалы: проводятся беседы и интервью,
тщательно записываются воспоминания, изучается различная
документация. Сегодня мы хотим представить вашему вниманию летопись
нашей родной школы.

Откуда есть, пошла
Ключи-Булакская школа? Где ее истоки? Где корни ее?
Свою историю
Ключи-Булакская средняя школа ведет от двух школ: Шамановской,
которая была перевезена из зоны затопления, и Ключи-Булакской.
Сегодня свой рассказ мы начинаем о Шамановской школе.
В конце 19 века была
открыта Шамановская школа – это был дом, уже не новый, его размеры
6х10(м), половина дома являлась квартирой учителя, а во второй
половине располагалась классная комната. Эта школа называлась
приходской, т.е. в ней учились дети, родители которых составляли
церковный приход, а священник был шефом школы. В 1896 году в школе
осуществлялось трехлетнее обучение: были младшая группа (1класс),
средняя и старшая. В школу принимали с 8 лет. Обучались все три
группы параллельно – в одно время. Уроки длились по два часа, в
день было по 4 урока, по вторникам и четвергам первые уроки проводил
священник. Учебный год начинался после покрова – религиозного
праздника – 14 октября. К этому времени заканчивалась уборка урожая,
и жители села приезжали со своих заимок.
Родители не хотели
отправлять детей в школу, т.к. они должны были помогать дома по
хозяйству. Девочек с 6-7 лет приучали прясть пряжу и вязать, кроме
того, в хозяйствах держали помногу скота, и девочек заставляли
ухаживать за ним, девочки нянчили детей, заменяли матерей дома по
хозяйству и по кухне, т.к. матери и зимой принимали участие в
полевых работах. Среди учеников девочки не составляли даже одной
четвертой части. Мальчики с 6-7 лет тоже привлекались к работе по
хозяйству, а в семьях, где не было девочек, они выполняли ту же
работу, что и девочки, а в семьях, где не хватало рабочих рук,
мальчиков не отпускали в школу. Кроме того, в селе грамотных было
очень мало, и крестьяне вовсе не знали цену грамотности. Семьи в
селе были очень большие, а труд ручной, многие семьи с трудом могли
прокормиться, одежду и обувь готовили сами, в ней ощущался острый
недостаток, и многие дети не могли посещать школу из-за недостатка
одежды и обуви.
Вот что рассказывал
Вотяков К.П. (1888г рождения) о первом дне учебы в 1896году: «В
младшую группу школы пришли 12 человек. Все были грязны и лохматы,
руки были грязны особенно. Учительница, Мария Филипповна, и ее
стряпка нагрели воду и стали отмывать будущих учеников, стричь их и
приводить в порядок. Но порядок наведен был ненадолго, т.к. дети не
были приучены к чистоте, у многих дома вовсе не знали мыла, а в бане
готовили для мытья щелок (в горячую воду клали узелок с золой).
Стригли только под кружок и мальчиков, и девочек».

В младшей группе
учащиеся писали не на бумаге, т.к. она была очень дорогой, а на
грифельной доске, очень похожей на классную доску, но размером с
классный журнал. Писали на ней специальным карандашом – грифелем,
написанное легко стиралось. Доски эти берегли, они передавались от
старших к младшим. Часов учащиеся не знали, в школу ходили наугад,
опозданий не было вовсе, т.к. все крестьяне вставали очень рано и
ориентировались при этом на пение петуха.
В 1908 году в Шамановской школе
обучались дети из Устья, Варгалика, Ключи-Булака, но оттуда приезжало очень мало
детей.
В это же время многие дети учились
грамоте дома от «поселенцев», - людей, которые занимались разными ремеслами. В
селе они были приезжими, некоторые из них отбывали ссылку (ведь вся Сибирь до
революции была местом изоляции, местом отбытия наказаний).
Подавляющее большинство учащихся
уходили из школы после окончания первой группы, некоторые заканчивали две
группы, и только очень немногие заканчивали все три группы.
В прошлом веке окончила Шамановскую
приходскую школу только одна Заболотская Апполинария Алексеевна. Ее отец был
купцом, он отвез ее учиться в Братск, там в прихотской школе она за плату
обучалась еще два года, а после, в Нижнеудинской семинарии, она получила
учительское образование. А в 1910-1912гг работала учительницей в приходской
Шамановской школе.
В 1908 г из Шамановской школы поехал
учиться в Братск сын купца Заболотского, а с ним выпускники Шамановской школы
Горностаев Константин Иванович и Часовитин Константин Самойлович. Они окончили 5
классов в Братске и расстались. Горностаев К.И. в Нижнеудинске окончил семинарию
и стал работать учителем в Братске. Односельчане о нем вспоминали с уважением,
т.к. Константин Иванович помогал своим братьям, оставшимся в селе, культурно
вести хозяйство. Много усилий он приложил при организации кредитного
товарищества в с.Шаманово, которое помогало крестьянам покупать машины, сортовые
семена, ядохимикаты для протравки семян.
Часовитин К.С. учился в Иркутской
семинарии и вместе с учительским образованием получил офицерское звание.
Участвовал в войне. После войны работал учителем в Шаманово в 1922-1925гг, потом
работал учителем в г.Иркутске и был директором школы № 15 г.Иркутска.
В начале 20 века интерес к школе
возрос, в школу стало приходить гораздо больше учеников – началась борьба за
место в школе, ведь школа-то была все та же, и все желающие учиться не могли
быть приняты.
В школу шли также наугад, без часов,
учащихся было около 50 человек. Парты стояли до самой двери. Почти у всех
учеников были учебники и тетради, в школе была библиотека, но книг в ней было
мало. Ребята также бросали школу, недоучившись до конца, всего 8-10
человек учились до окончания школы.
Кочнев Е.А. рассказал, что с ним в
1915-1916гг училось 70 ребят. Занимались в две смены, с утра и с обеда. Домашнее
задание выполнять было трудно, т.к. семья у них была большая, а лампа одна, да и
керосин был очень дорогим. Часто вечером работали под свет горящей лучины, а
утром под свет топящейся русской печи.
Вотяков Г.К. рассказывал, что он в
школу пришел в 1920г. учила его Гаева Татьяна Ивановна, которая раньше училась в
этой же школе. Теперь уже школа размещалась в трех домах, один из которых
перевезен в Ключи-Булак, в нем потом располагался детский сад. Школа стала
четырехклассной. Учащихся было уже около 100 человек, а учебников мало: 5-6
человек пользовались одним учебником. Тетрадей тоже было очень мало, порой даже
контрольные работы выполняли на газетах между строчек.
В 1924 году школу закончило больше
20 человек и большинство из них не поехало никуда учиться дальше, а остались
дома, так как только что закончилась гражданская война, надо было поднимать
хозяйство.
В 1930г в Шаманово привезли дом из села Николаевский Завод и
сделали из него школу с тремя классными комнатами, к тому времени школа
размещалась в 5 домах, имелось 8 классных комнат, учащихся насчитывалось до 160
человек, учителей было 8 человек.

В 1931г впервые в Шамановской школе
открылся пятый класс. В него приехали учащиеся из Коби, Леонова, Ключи-Булака,
Куватки, Атуби, Варгалика, Ардея, Братской Кады, Большой Кады и Большеокинска,
но среди учеников была большая текучесть. В шестой класс перешло 15 человек.
Интерната при школе не было, в школу ребята добирались пешком. Только осенью на
лошади привозили постель, картофель, а потом учащиеся еженедельно ходили домой
помыться в бане и забрать продуктов на неделю. На дорогу в один конец уходило
4-5 часов, одежда была плохой, нередко дети обмораживались и простывали. На
квартирах, где жили ученики, для кровати не всегда было место и хорошо, если
ребенку приходилось спать на печи, а то и просто на полу. Для работы по
подготовке домашнего задания на квартирах условий почти не было. В доме обычно
имели одну керосиновую лампу и один стол, а если были в доме ученики кроме
квартирантов, то работать было вовсе невозможно. Если ученики жили на квартирах
у родственников, то им вменяли в обязанность или ежедневно готовить дрова и
носить воду, или ухаживать за животными.
Нередко по вечерам, когда случалась
хорошая погода, приезжие и местные ребята собирались на улице и организовывали
игры, т.к. уроки готовить нельзя было (стол обычно был занят хозяевами), а в
игре время проходило очень быстро. Вечером, когда после игр ребята возвращались
домой, хозяева или родители уже спали, а лампы были потушены. И если надо было
готовить уроки, то нужно было разжигать камин или ложиться животом на пол и
работать под свет топящейся печи. В домах тогда ставили железные печи, а иногда
чугунные, и топили их чуть ли не круглосуточно. На железной трубе такой печи
делалось расширение с дверцей, в этом расширении, называемом камином, сжигались
мелкие дрова и под этот свет работали ребята над домашними заданиями.
Следующий, 1933 год был очень
тяжелым, т.к. урожай собрали очень плохой. Были эпидемии тифа, скарлатины, а
летом – дизентерии. Было очень много смертных случаев, особенно среди детей. В
5-6 классы на 1933-1934 учебный год пришло совсем мало детей.
Только в 1934 г состоялся первый
выпуск седьмого класса. Выпускников было 10 человек. Это были самые грамотные
люди в селе, конечно, после учителей. Все выпускники продолжили свое обучение
дальше. Многие из них участвовали потом в Великой Отечественной войне, некоторые
погибли. Кобелев М.С. до войны окончил офицерскую школу, всю войну готовил
военные кадры. Тельнов Михаил Григорьевич еще до войны был призван в ряды
Советской Армии, служил в авиации. После войны Михаил Григорьевич вернулся в
школу и стал работать учителем начальных классов в селе Ключи-Булак. Обучаясь
заочно, окончил учительский институт и стал работать учителем географии. Свою
педагогическую деятельность он начал еще до войны и проработал более 30 лет.
В довоенные годы школа очень быстро
росла, все начальные классы имели по два комплекта, а 5-7классов в 1935г имели
по три комплекта.
В 1935 году в Шаманово была
построена новая типовая школа на 120 мест (позднее это здание было перенесено в
с.Ключи-Булак, где размещались начальные классы, многие жители ее помнят как
«маленькая школа»). Количество учеников в ней превышало 350 человек, учителей
работало 15-17 человек. В то же время в Шамановской школе организуется интернат
на 10-12 человек в частном доме. Для оборудования интерната в школьной
мастерской сделали тумбочки, табуретки. Вечером в интернате зажигали две лампы,
на середине комнаты стоял стол, за которым и обедали, и учили уроки.

В 1938 году в школе было три
выпускных класса, занятия велись в две смены. В сумерки в каждом классе зажигали
по 4 лампы-молнии, но обеспечить нормальное освещение было очень трудно. Лампы
то подвешивали к потолку, то ставили на парты. Однажды у висячей лампы лопнуло
стекло, и упавший осколок ранил ученика Московских М., который с этой раной
пролежал в больнице два месяца. Освещение классов было очень плохим, часто
случались поломки: то стекло разобьется, то прольется керосин, - но в старших
классах двоечников не было вовсе. В то время при переводе из класса в класс
принимались экзамены, и те, кто учились в 1937 году в 7 классе, начали сдавать
экзамены с четвертого класса и до 7 класса ежегодно.
В этом же году в школе
организовывается комсомольская организация. Прием в комсомол был строго
индивидуальным, но в то время очень много внимания уделялось биографии родителей
вступающего, этот вопрос разбирался специальной комиссией до комсомольского
собрания, и если биография родителей не была «чистой», то вопрос о приеме даже и
не ставился на собрании. На комсомольских собраниях комсомольцев учили работать
и вести собрание, каждый комсомолец имел поручение. За малейшую провинность
комсомольцев слушали на собрании. Провинностью являлись низкая оценка,
опоздание, грубое отношение к товарищам. Комсомольцы были авангардом школы, они
были лучшими учениками и были помощниками не только учителя, им поручали
разъяснительную работу с населением по линии сельсовета и приезжавших в село
уполномоченных РК КПСС. Так весной 1937г комсомольцы школы под руководством
сельсовета проверяли готовность колхозов Шамановского сельсовета к весеннему
севу. Проводили разъяснительную работу по подписке на государственные займы.
В период войны школа работала как и
в довоенные годы. Все дети школьного возраста были охвачены всеобучем, но
плодотворной работе мешали трудности. Не хватало учителей, дрова для школы
заготавливали ученики, они же оказывали большую помощь колхозам во время уборки
урожая.
Вот одна выписка из школьной книги
приказов:
Приказ № 4
по Шамановской нсш
от 24 августа 1942г
В связи с установленным лимитом на
расход тетрадей в 1942-1943 уч.году приказываю всем учителям следить за
максимальным использованием учеником полученных тетрадей. Ученикам 2-3-4 классов
выдать по две тетради для арифметики и русского языка. Письмо в них и решение
задач производить только в классе. Все внеклассные работы производить на
подсобной использованной бумаге.
Тов. Чирцевой (счетный работник
школы) подобрать старые использованные тетрадки и выдать ученикам через классных
руководителей по возможности.
Директор Чевпило.
В послевоенные годы семилетние школы
открываются в Атуби, Коби, Б.Каде и Большеокинске. Приток учащихся в Шамановскую
школу уменьшился.
В 1954 году в Шамановской школе
открылся первый восьмой класс. Школа снова растет. В нее едут выпускники
соседних семилетних школ. Нижне-Ийский ЛПХ строит при школе интернат на 46 мест.
В 1956 году первый выпуск десятого
класса составили 14 человек. Этот выпуск – большое событие для школы и для села,
ведь это произошло в первый раз в истории села и школы, ведь впервые в истории
села юноши и девушки, окончившие школу, получили право ехать поступать в
институт, и 5 человек из этого выпуска получили высшее образование.
В 1959 г с.Шаманово переносится на
новую незатопляемую отметку – в Ключи-Булак. В ключи-Булаке строят новую школу,
но она еще не готова и полгода учащиеся занимались в 4 домах в 2 смены. Но вот
нам сдали новое здание школы на 280 мест, восстанавливается здание Шамановской
школы, мастерские школы. Но много еще лет школа в Ключи-Булаке называлась
Шамановской.

В 1966 г школа принимает учеников в
9-10 классы из Леонова, Кумейки, Эльбина, Харанжина, Варгалика и других школ. В
этом же году школа отметила юбилейный, десятый выпуск десятого класса.
Юные краеведы школы, учащиеся 6а
класса, Федорова Валя, Распутина Аля, Горностаева Люба, Сывороткин Саша,
Черемных Валя, Павлов Саша, Аверкина Надя, Распутин Толя (классный руководитель
Вотяков Иван Кузьмич) работали над летописью нашей школы.
Вот о чем они рассказывают: «В
нынешнем, 1966 году, наша школа отметила юбилейный, десятый выпуск десятого
класса. Нашей школе есть чем гордиться, она дала знания многим сотням наших
односельчан и людям, приезжавшим учиться в нашу школу. Выпускники нашей школы
работают в народном хозяйстве СССР. Среди них – специалисты всех родов
человеческой деятельности.
Многие выпускники нашей школы
принимали участие в Великой Отечественной войне, некоторые были офицерами.
Многие из них награждены орденами и медалями. Вот некоторые из них: Храмцов
М.Г., закончил военную академию им.Фрунзе, был командиром, много раз награжден,
продолжает службу в армии в звании полковника.
Московских М.В. воевал лейтенантом,
командиром артиллерийского взвода, много раз награжден, демобилизовался в звании
капитана. Теперь живет в Калтуке.
Власов И.М. окончил войну в звании
майора, живет и работает в Анзеби.
Часовитин Иван Филиппович окончил 7
классов во втором выпуске в 1936г., окончил Нижнеудинское педучилище, был
призван в армию, там окончил офицерскую школу. Командиром пулеметной роты
участвовал в войне, неоднократно ранен, награжден орденами и медалями. После
войны окончил учительский институт и пединститут, а теперь около 10 лет работает
директором школы и преподает математику в старших классах.
Кузнецов Михаил Филиппович окончил 7
классов в 1937г. и сразу же был приглашен работать в школу. В годы войны окончил
офицерскую школу и воевал, командуя пулеметной ротой. Был награжден орденами и
медалями, демобилизован в звании лейтенанта. После войны вернулся работать в
школу, окончил педучилище и работает в нашей школе. Более 10 лет он бессменно
руководит стрелковым кружком, много лет руководил обществом ДОСААФ и ведет уроки
по гражданской обороне.
Еще раньше окончила нашу школу Вера
Ивановна Садовникова. Она окончила 4 класса в 1929г., а в пятый класс поехала
учиться в Братск. Там она в 1932г закончила семилетку, а в 1934г закончила
Нижнеудинское педучилище и приехала работать в свою родную школу. С тех пор Вера
Ивановна все время работает в школе, была и рядовым учителем и директором.
Последние годы она преподает литературу и русский язык. Многих, очень многих
Вера Ивановна научила грамоте. Уже дети ее первых учеников учатся в институтах,
а она все работает и теперь полна творческой энергии.
В 1938г окончил нашу школу Вотяков
Иван Кузьмич. Прошел всю войну, командуя взводом, награжден боевыми орденами и
медалями. В школу работать пришел в 1948 году, заочно окончил педучилище,
учительский и педагогический институты и теперь работает учителем биологии и
химии.
В 1944г окончил нашу школу Вотяков
Василий Кузьмич, потом окончил педучилище, учительский институт и с 1950г
работает в школе, преподавая физику.
За 70 лет существования нашей школы,
она очень сильно изменилась. В 1966-1967 учебном году в нашей школе обучается
466 учеников. С ними ведут занятия 24 учителя, 12 из них имеют среднее
образование, 4 – незаконченное высшее, 9 учителей имеют высшее образование.
В школе есть оборудование для
кабинетов физики, химии, биологии, географии, есть мастерские по обработке
древесины и металла, а в мастерских есть токарные, строгальные и долбежные
станки, станки для заточки инструментов. Все они оборудованы электромоторами и
подключены к источникам тока. В школе оборудован типовой спортзал, имеется
некоторое оборудование для кабинета домоводства».
В ноябре 1990г введено в
эксплуатацию новое здание школы.

Решением № 95 от 2.02.95г по
Братскому РайОНО Ключи-Булакская средняя школа переименована в муниципальную
среднюю общеобразовательную школу.
Муниципальная средняя
общеобразовательная Ключи-Булакская школа является юридическим лицом, имеет свою
печать.
На 01.09.1994г в Ключи-Булакской
школе обучалось 336 учащихся, 19 классов, в т.ч. 4 класса компенсирующего
(выравнивания) обучения, 2 класса с сельскохозяйственным уклоном. Работает в
школе 36 учителей, 30 человек технического персонала.
В настоящее время в школе обучается 197 учащихся. Работает 32 учителя. В школе
имеется компьютерный класс из восьми компьютеров, с выходом в Интернет;
несколько
принтеров и сканеров, два мультимедиа проектора, факс, ноутбук. Директор школы Рябцева Елена Дмитриевна.
Работа школы и воспитание
подрастающего поколения неразрывно связано с учительством. В нашем селе работали
и работают прекрасные учителя. Многие из них посвятили школе и детям всю свою
жизнь, стаж педагогической работы многих из них достигает до 40 лет.
Вот
имена
ветеранов педагогического труда нашей школы:
Вотякова
Татьяна Александровна
Вотяков Иван
Кузьмич
Вотякова
Надежда Константиновна
Вотяков Василий
Кузьмич
Чупина Зоя
Ивановна
Тельнова
Евдокия Павловна
Тельнов Михаил
Григорьевич
Лунёнок Евдокия
Ивановна
Демешко
Антонина Петровна
Дубынин Василий
Иванович
Светлакова
Валентина Макаровна
Черных Виктор
Еремеевич
Горбунов Виктор
Григорьевич
Янькина Мария
Михайловна
Филюк Полина
Степановна
Филюк
Константин Михайлович
Жаркова Клавдия
Андреевна
Часовитина
Альбина Михайловна
Часовитин Иван
Филиппович
Судьба каждого из них – это
отдельная большая история, которая тесно связана с детством, воспитанием, со
школой, которая находится в центре села Ключи-Булак. Мы хотим рассказать о них,
чтобы об этих прекрасных людях знала наша любимая Родина.
За годы работы в «Краеведении»
учащимся удалось собрать большое количество материала о школе, учителях, родном
селе, ветеранах войны и труда. Это воспоминания и отзывы, фотографии и
документы, личные дневники и предметы быта.
Работа не останавливается, она
продолжается до сих пор. История продолжает писать новые страницы жизни, а мы ее
участники, и мы ее создаем. И пусть все это останется нашим потомкам, чтобы не
были они Иванами, не помнящими родства.
Литература:
В докладе использованы материалы
исследовательской и поисковой работы членов кружка «Краевед» МОУ
«Ключи-Булакская СОШ».