Как и положено главному храму, Исаакиевский собор стоит в самом центре города. По размерам он самый крупный, лишь высотой (101,5 м) немного уступая шпилю Петропавловского собора, и самый вместительный - в нем может молиться одновременно до 14 тыс. человек. Строительство собора обошлось в невиданную сумму - 23 млн. руб. - и длилось целых 40 лет .
До сих пор верно звучат слова, написанные сразу после освящения: 'Гармония внешнего и внутреннего убранства, стройность и красота целого и деталей, роскошь и вместе с тем величавая простота всего храма делают собор одним из замечательнейших зданий в мире'.
Первая неказистая церковь, однако, мало походила на нынешний многоколонный храм, увенчанный золоченым шпилем с крестом, который виден за 30 верст. Это было длинное деревянное здание с небольшой маковкой и одноярусной колокольней над входом. Оно было переделано в 1710 из чертежного амбара, стоявшего на лугу против входа в Адмиралтейскую верфь, и посвящено св. Исаакию Далматскому, чья память 30 мая приходилась на день рождения Петра Великого. Здесь Император, ради народа, 19 февраля 1712 торжественно обвенчался с Екатериной, хотя пятью годами раньше он проделал это в другом месте и в более скромном виде.
6.VIII.1717 Петр I заложил на месте будущего 'Медного всадника' каменный собор по проекту Г. И. Матарнови, внешним видом напоминавший Петропавловский, - с двухъярусной колокольней, увенчанной высоким шпилем. На ней были установлены привезенные из Амстердама куранты. Строительством в 1719-1723 руководил Н. Ф. Гербель, затем - Д. Трезини. Освящение состоялось в 1727 в присутствии Екатерины I. Известный резчик И. П. Зарудный исполнил для собора великолепный резной позолоченный иконостас. Однако местоположение нового здания было выбрано неудачно: он стоял слишком близко к Неве, и за-за сильной осадки почвы в его стенах появились трещины. Для укрепления собор обнесли каменной галереей, которая в мае 1735 сгорела вместе с колокольней от удара молнии. Нереализованный проект нового собора составил в 1761 С. И. Чевакинский, который впервые наметил для него новую городскую площадь - Исаакиевскую. Старый собор, отремонтированный и достроенный в 1739-1742 П. А. Трезини, простоял до 1764 года.
Третий Исаакиевский собор был заложен 8.VIII.1768 по проекту А. Ринальди, выполненному в духе раннего классицизма. Это было пятикупольное здание с высокой двухъярусной колокольней. Деньги были отпущены, но строительство под руководством самого зодчего и А. Виста шло очень медленно - к кончине Екатерины II собор был только подведен под карниз, хотя его стены внутри и снаружи уже были облицованы разного цвета финским и итальянским мрамором. Недовольный затянувшейся стройкой Павел I поручил арх. В. Бренна быстро завершить ее, упростив проект и заменив мрамор кирпичом. 30.V.1802 митрополит Амвросий освятил в высочайшем присутствии собор, который одновременно из придворного ведомства был передан епархиальному. Скульптурное убранство исполнили К. Альбани, П. П. Соколов и И. Шварц, лепное - Бернаскони, образа - Гуалтьери и А. И. Иванов, роспись - Ф. Д. Данилов. Вопреки замыслу, вид наскоро завершенного собора оказался маловыразительным, и уже в 1809 среди столичных зодчих был объявлен конкурс на его перестройку, который окончился безрезультатно. В 1816 за-за аварийного состояния собора службы в нем прекратили и перенесли в ближайшую сенатскую церковь, а позже - в Адмиралтейство, где был устроен новый храм св. Спиридона Тримифунтского.
В1818 Александр I неожиданно утвердил проект, составленный молодым и еще неизвестным французским арх. О.Монферраном, и 26.VI.1819 в высочайшем присутствии был заложен новый собор. По замыслу Монферрана восточная часть прежней постройки сохранялась, а из разобранной предполагалось возвести ограду со статуями русских святителей. В 1822 за-за технического несовершенства проекта работу по подготовке фундамента приостановили; при Академии художеств была создана специальная комиссия по исправлению проекта, в которую вошли известные зодчие: В. П. Стасов, А. И. Мельников, братья Михайловы, В. И. Беретти. Предложения комиссии Монферран использовал в новом проекте, утвержденном в 1825 году. В марте 1828 была поднята первая гранитная колонна портика, весившая 114 тонн. По оригинальной идее Монферрана колонны портиков устанавливали до кладки стен. В 1836 началось возведение перекрытий и огромного металлического купола, одного из крупнейших в мире, на позолоту которого пошло около 100 кг червонного золота. Под смотрением валдайского мастера И. М. Стуколкина в Петербурге из старых медных пятаков были отлиты одиннадцать колоколов, самый большой из которых (и величайший в столице) весил 1860 пудов. К 1841 собор был вчерне готов, началась его отделка. Облицованное серым рускольским мрамором здание во фронтонах украшено бронзовыми барельефами Ф. Лемера ('Воскресение Христово' и 'Прп. Исаакий перед Императором Валентом') и И. П. Витали ('Прп. Исаакий благословляет Императора Феодосия' и 'Поклонение волхвов'), исполнившего также статуи апостолов и евангелистов по углам, ангелов со светильниками и большие двери. Рельефы в нишах принадлежат двум другим скульпторам: П. К. Клодту и А. В. Логановскому, ангелы на балюстраде купола - И. Герману.
Если снаружи собор кажется несколько тяжеловесным, то внутри он поражает великолепием и разнообразием. В убранстве широко применен цветной мрамор. Большая часть стен облицована светлым итальянским мрамором, колонны и пилястры сделаны из розового тивдийского, филенки и медальоны - из желтого сиенского и зеленого генуэзского, пол выложен серым финляндским. Очень эффектно выглядят исполненные на Петергофской гранильной фабрике трехъярусные иконостасы из белого мрамора с колоннами и инкрустацией из малахита и лазурита. Главные царские врата отлиты из бронзы и позолочены; над ними высится бронзовая группа работы Клодта с изображением Христа-Вседержителя во славе. Образа в центральном иконостасе написали Т. А. Нефф, Ф. П. Брюлло, С. А. Живаго, в боковых - К. Дузи и Н. А. Майков. К 1860 все они были заменены точными мозаичными копиями. Заалтарный витраж изготовил в Мюнхене мастер М. Э. Эйнмиллер. В росписи интерьера участвовали виднейшие мастера академической школы: К. П. Брюллов, В. К. Шебуев, Ф. П. Брюлло, Н. М. Алексеев и менее значительные - А. Т. Марков, Ф. Н. Рисе. Брюллов изобразил в плафоне купола Богоматерь с апостолами и ангелами, Бруни с учениками - сцены из Библии, Нефф на пилонах- евангельские сюжеты. Всего в технике фрески и масляной живописи в соборе выполнено более 150 произведений. По предложению Монферрана иконы в иконостасах и живописные изображения в парусах купола было решено заменить мозаиками. Эти работы велись до самой революции уже после смерти архитектора специально созданным мозаичным отделением Академии художеств и положили начало возрождению мозаичного искусства в России. Собор все время пополнялся художественными произведениями. Так, в 1902 в него поступили 'Четыре евангелиста' Г. И. Семирадского. Золотую утварь для ризницы изготовила фирма Никольс и Плинке, серебряную - мастерские П. И. Сазикова и Ф. А. Верховцева. Последняя отлила из серебра весившую 12 пудов гробницу для плащаницы, образ на которой написал П. М. Шамшин. Освещался интерьер семью люстрами из золоченой бронзы. Престол в 1895 был украшен серебряной одеждой с чеканными рельефами. В соборе после его возведения ничего не менялось, шли только мозаичные и реставрационные работы, в том числе выпрямление в 1873-1881 по проекту М. Е. Месмахера под руководством И. В. Штрома колонн портиков. Несмотря на длинную историю, святынь и древностей в храме было не так много. С правой стороны в великолепном киоте и золотой ризе находился образ Тихвинской Божией Матери, перенесенный в 1859 с Песков и прославившийся несколькими исцелениями; с левой - Корсунской Божией Матери, почитаемый с конца XIX века. Александр II подарил храму Нерукотворный Спас (1693) кисти Ф. Ф. Ухтомского, перед которым молился Петр Великий. Синод к освящению поднес серебряный крест с частью Животворящего Древа и мощами, а митрополит Григорий - панагию с частицами мощей апостолов Матфея, Марка, свт. Иоанна Златоуста и др. Из старого собора в новый перешли три иконы XVIII века. Солею украшали знамена петербургского ополчения 1855 года. 30.V.1858, в престольный праздник, митрополит Григорий освятил собор, который был объявлен кафедральным, отчего в нем всегда торжественно отмечались церковные праздники и царские дни. Особенно привлекали богомольцев два обряда: торжество Православия в первое воскресенье Великого поста и умовение ног - в Великий четверг. 19 февраля архиерейской службой праздновалась годовщина освобождения крестьян; II мая, в день свв. Кирилла и Мефодия, славянское благотворительное общество служило молебен о единстве всех славян. 30 августа из собора начинался великолепный крестный ход, шедший по Невскому проспекту к лавре. По инициативе долголетнего старосты генерала Е. В. Богдановича 'Кафедра Исаакиевского собора' стала с 1879 издавать брошюры и листки, обращенные к простому народу и имевшие большую популярность. С 1896 при соборе действовало братство, содержавшее несколько благотворительных учреждений, с 1911 - общество хоругвеносцев. 1.Х.1909 в нем впервые в городе прозвучала литургия, сопровождаемая всенародным пением. В конце августа, когда отмечался день трезвости, на площадь перед собором стекались крестные ходы трезвенников из столичных церквей и на ней служился молебен. Перед революцией в соборе служило пять священников. С 1909 настоятелем являлся прот. Александр Иоаннович Исполатов, последним, с 1917, - прот. Николай Григорьевич Смирягин. Их предшественником в 1836-1855 был прот. Алексей Иоаннович Малов, красноречивый проповедник, член Российской академии, а в 1886-1897 - прот. Петр Смирнов, автор богословских трудов. Большой популярностью пользовался в народе служивший в 1863-1905 протодиакон Василий Николаевич Малинин, обладавший феноменальным басом.
В конце 1919 собор перешел под управление 'двадцатки', а три года спустя был ограблен при пресловутом 'изъятии церковных ценностей', которое обошлось собору в 48 кг золота и 2200 кг серебра. В 1923 и 1927 власти пытались его закрыть за-за 'неправильной эксплуатации', но преуспели в этом лишь 14.VII.1928 года. 10.XII.1930 в нем открылся антирелигиозный музей, проработавший семь лет. В том же году сняты и отданы в переплавку все колокола. В 1957 после больших реставрационных работ, которые продолжались и позже, собор открыт как музей-памятник, охраняемый государством. В июне 1991 зарегистрирована церковная община, а через год было принято решение о совместном использовании собора верующими и музеем. Службы в нем совершаются только по особым дням с разрешения дирекции музея.
|