 |
В ноябре 2000 г. Президентом России
Владимиром Путиным была создана рабочая группа по вопросам
совершенствования законодательства в сфере судопроизводства.
Законопроекты, разработанные комиссией, вызвали дискуссии в судейском
сообществе. В конце 2001 г. компромиссный вариант законодательных
изменений был принят Госдумой. В России был введен институт мировых
судей, реально заработал суд присяжных (хотя и не во всех регионах), был
введен институт судебных приставов, тизменился сам статус судей,
существенно сокративший возможности для злоупотреблений, а также
усиливший независимость судебного корпуса. |
|
Была также проведена
реформа процессуального законодательства. Госдумой в течение 2001 - 2002
гг. были приняты Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК),
Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Арбитражно-процессуальный кодекс
(АПК). Рассмотрение корпоративных споров теперь находилось в компетенции
только арбитражного суда. Оспаривание решений министерств и ведомств,
курирующих экономические вопросы, например налоговых органов,
Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, также проходило в
арбитражных судах. Было исключено вмешательство прокуратуры в судебный
спор, в котором отстаиваются частные интересы вне зависимости от того,
кто судится - граждане или компании. Из гражданского процесса были
выведены народные заседатели, которые не могли квалифицированно
оценивать хозяйственные споры. Принятие Уголовно-процессуального кодекса
было вызвано неэффективной практикой уголовного производства. Кодекс
обеспечил подсудимым, обвиняемым, пострадавшим и свидетелям
дополнительные права в уголовном процессе.
В 2001 г. были приняты: новый Кодекс об административных
правонарушениях, Трудовой кодекс, Земельный кодекс и третья часть
Гражданского кодекса. В 2003 г. был принят Таможенный кодекс. В 2004 г.
с принятием Жилищного кодекса кодификация российского законодательства
считается фактически завершенной. |