МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ
НАДЗОР ЗА СРЕДСТВАМИ ИЗМЕРЕНИЙ
3.11.1. Государственные и
отраслевые поверочные схемы
В основе обеспечения
единообразия средств измерений лежит система передачи размера единицы
измеряемой величины.
Технической формой надзора за единообразием средств
измерений является государственная (ведомственная) поверка средств измерений,
устанавливающая их метрологическую исправность.
Достоверная передача размера
единиц во всех звеньях метрологической цепи от эталонов или от исходного
образцового средства измерений к рабочим средствам измерений производится в
определенном порядке, приведенном в поверочных схемах.
Поверочная схема – это утвержденный в установленном порядке документ, регламентирующий
средства, методы и точность передачи размера единицы физической величины от
государственного эталона или исходного образцового средства измерений рабочим
средствам.
Различают
·
государственные,
·
ведомственные
·
и локальные
поверочные схемы
органов государственной или
ведомственных метрологических служб.
Государственная поверочная схема
·
распространяется
на все СИ данной ФВ, применяемые в стране, например, на средства измерений
электрического напряжения в определенном диапазоне частот.
Устанавливая много-ступенчатый порядок
передачи размера единицы ФВ от государственного эталона, требования к средствам
и методам поверки, государственная поверочная схема представляет собой как бы
структуру МО определенного вида измерений в стране.
·
Эти схемы
разрабатываются главными центрами эталонов и оформляются одним ГОСТом ГСИ.
Ведомственная поверочная схема
·
разрабатывается
органом ведомственной метрологической службы,
·
согласовывается с
главным центром эталонов – разработчиком государственной поверочной схемы
средств измерений данной ФВ
·
и
распространяется только на СИ, подлежащие внутриведомственной поверке.
Локальные поверочные схемы
·
распространяются
на РСИ, подлежащие поверке в данном метрологическом подразделении на
предприятии, имеющем право поверки средств измерений и оформляются в виде
стандарта предприятия.
Ведомственные и локальные поверочные схемы не должны
противоречить государственным и должны учитывать их требования применительно к
специфике конкретного министерства или предприятия.
Виды поверок и способы их выполнения
Одной из главных форм
государственного метрологического надзора и ведомственного контроля,
направленных на обеспечение единства измерений в стране, как указывалось ранее,
является поверка СИ.
Поверке подвергаются СИ,
1.
выпускаемые из
производства и ремонта,
2.
получаемые из-за
рубежа,
3.
а также
находящиеся в эксплуатации и хранении.
Основные требования к
организации и порядку проведения поверки СИ установлены ГОСТ “ГСИ. Поверка
средств измерений. Организация и порядок проведения”.
Термин “поверка” введен ГОСТ “ГСИ.
Метрология. Термины и определения” как “определение метрологическим органом
погрешностей средства измерений и установление его пригодности к применению”.
В отдельных случаях при поверке вместо
определения значений погрешностей проверяют, находится ли погрешность в
допустимых пределах. Таким образом, поверку СИ проводят для установления их
пригодности к применению.
Пригодным к применению в
течение определенного межповерочного интервала времени признают те СИ, поверка
которых подтверждает их соответствие метрологическим и техническим требованиям
к данному СИ. Средства измерений
подвергают
·
первичной,
·
периодической,
·
внеочередной,
·
инспекционной
·
и экспертной
поверкам.
Первичной поверке подвергаются СИ при выпуске из производства или ремонта, а также СИ,
поступающие по импорту.
Периодической поверке подлежат СИ, находящиеся в эксплуатации или на
хранении через определенные межповерочные интервалы, установленные с расчетом
обеспечения пригодности к применению СИ на период между поверками.
Инспекционную поверку производят для выявления пригодности к применению СИ
при осуществлении госнадзора и ведомственного метрологического контроля за
состоянием и применением СИ.
Экспертную поверку выполняют при возникновении спорных вопросов по метрологическим
характеристикам (MX), исправности СИ и пригодности их к применению.
Обязательной государственной поверке подлежат:
·
средства
измерений, применяемые органами государственной метрологической службы;
·
образцовые
средства измерений, применяемые в качестве исходных в метрологических органах
министерств и ведомств;
·
средства
измерений, применяемые при учете материальных ценностей, взаимных расчетах и
торговле;
·
средства
измерений, связанные с охраной здоровья трудящихся и техникой безопасности;
·
средства
измерений, применяемые при государственных испытаниях новых средств измерений;
·
средства
измерений, результаты которых используются при регистрации официальных
спортивных международных и национальных рекордов.
Так, например, к рабочим
средствам измерений, подлежащим обязательной государственной поверке,
относятся:
1.
весоизмерительные
приборы,
2.
расходомеры
3.
, счетчики
электроэнергии, газа, нефтепродуктов и воды,
4.
топливо- и
маслораздаточные колонки и ряд других приборов, применяемых для учета и в
торговле;
5.
шумомеры;
6.
дозиметры;
7.
рентгенометры и
тонометры, медицинские термометры и другие приборы, служащие для охраны
здоровья трудящихся;
8.
радиометры,
измерители напряженности поля СВЧ, газоанализаторы и другие измерительные
приборы, обеспечивающие безопасность работ,
и т.п.
Все остальные средства измерений подлежат
обязательной ведомственной поверке.
Сроки периодических поверок (межповерочные интервалы) устанавливаются и
корректируются метрологическими подразделениями предприятий, организаций и
учреждений, эксплуатирующих средства измерений с таким расчетом, чтобы
обеспечить метрологическую исправность средств измерений на период между
поверками. Начальный межповерочный интервал устанавливается при государственных
испытаниях средств измерений.
Поверка средств измерений
должна осуществляться в соответствии с действующими государственными
стандартами на поверочные схемы, методы и средства поверки. Положительные
результаты поверки удостоверяются: а) наложением на средства измерений
поверительного клейма установленного образца; б) выдачей свидетельства о
поверке.
Метрологическая ревизия заключается в поверке состояния средств изменений и
выполнения правил их поверки. Результаты метрологической ревизии оформляются
актом, содержащим конкретные результаты проверки, а также предложения по
изъятию средств измерений, признанных непригодными к применению, и предложения
по устранению обнаруженных недостатков с указанием сроков.
Метрологическая аттестация – это комплекс мероприятий по исследованию
метрологических характеристик и свойств средства измерения с целью принятия решения
о пригодности его применения в качестве образцового.
Обычно для метрологической
аттестации составляют специальную программу работ, основными этапами которых
являются:
1.
экспериментальное
определение метрологических характеристик;
2.
анализ причин
отказов
3.
; установление
межповерочного интервала и др.
Метрологическую аттестацию
средств измерений, применяемых в качестве образцовых, производят перед вводом в
эксплуатацию, после ремонта и при необходимости изменения разряда образцового
средства измерений. Результаты метрологической аттестации оформляют
соответствующими документами (протоколами, свидетельствами, извещениями о
непригодности средства измерений).
Особенности применяемых видов
средств измерений определяют методы их поверки. В практике поверочных
лабораторий известны разнообразные методы
поверки средств измерений, которые для унификации сводятся к следующим:
·
непосредственное
сличение при помощи компаратора (т.е. при помощи средств сравнения);
·
метод прямых
измерений;
·
метод косвенных
измерений;
·
метод независимой
поверки (т.е. поверки средств измерений относительных величин, не требующий
передачи размеров единиц).
Средства измерений, состоящие из нескольких частей
(элементов), можно поверять
поэлементно или комплектно. При поэлементной поверке погрешности средства
измерений определяют по погрешности составных частей. Этот вид поверки является
расчетно-экспериментальным и, как правило, применяется для сложных приборов,
для которых отсутствуют образцовые средства измерений, позволяющие определять погрешность
во всем диапазоне измерений. Например, поэлементная поверка практикуется для
различных измерительных магазинов, измерительных линий, информационных
измерительных систем и т. д.
При комплектной поверке определяют погрешности средства измерений в целом для
всего измерительного прибора или измерительной системы. Этот вид поверки
является более информативным и достоверным. Его целесообразно применять для
средств измерений, в которых влияние взаимодействия составных компонентов на
метрологические характеристики трудно оценить заранее.
Поверку измерительных систем
проводят государственные метрологические органы, называемые Государственной
метрологической службой.
Достоверность поверки
Совершенство системы
метрологического надзора за единством средств измерений определяется качеством
поверки.
Одной из важнейших
характеристик качества поверки является достоверность.
Эта характеристика процесса измерительного контроля отражает степень доверия к
полученным после поверки результатам.
На ее формирование влияет
большое количество факторов. Наиболее существенными из них являются
·
точность
измерительного контроля,
·
полнота контроля
поверяемых параметров,
·
временные
·
показатели
поверки,
·
надежность
поверяемых и образцовых средств измерений,
·
методика операций
поверки,
·
способы
регистрации и обработки измерительной информации,
·
наличие системы
самоконтроля.
Для решения задачи
обеспечения достоверности поверки созданы комплексы правил, регламентирующих
порядок подготовки, выполнения и обработки результатов измерений, а также
эталонная база и комплекс образцовых средств измерений.
Определение объема поверочных работ
Под объемом поверочных работ
понимают совокупное число основных поверочных операций (без подготовительных),
в результате выполнения которых можно сделать вывод о пригодности прибора к
применению.
Объем поверки зависит от
числа поверяемых метрологических характеристик; числа поверяемых отметок в
диапазоне измерений; числа измерений в каждой поверяемой отметке. Первое число
определяется числом измерительных функций прибора; второе – характером
измерения поверяемой метрологической характеристики; третье – возможным
разбросом случайной составляющей погрешности прибора.
Нормативные документы на
разработку методик по поверке средств измерений требуют определять минимум
поверяемых метрологических характеристик, достаточный для решения вопроса о
пригодности поверяемых средств измерений к применению.
Анализ существующих подходов
к определению состава поверяемых параметров показал, что наиболее
распространены способы, основанные на обеспечении апостериорной надежности
контролируемых технических систем. Однако при этом трудно определять
характеристики надежности анализируемых параметров на этапе разработки средства
измерений. Поэтому объем операций при первичной поверке, как правило, больше,
чем при периодической поверке прибора.
Установленные
научно-технической документацией (НТД) объемы поверочных работ являются, как
правило, значительными, требуют больших трудозатрат и длительного изъятия
средств измерений из обращения, что влияет на снижение готовности устройств к
применению, а следовательно, и на их эффективность.
Поверка средств измерений в
полном объеме, установленном НТД, в ряде случаев становится неоправданной. Так,
из опыта эксплуатации конкретных средств измерений известно, что значительное
число их не используется на всех диапазонах и пределах измерений и не все
нормируемые метрологические характеристики необходимы при оценке точности
выполняемых измерений. Это обусловлено некоторыми объективными причинами.
Например, большинство радиоизмерительных приборов являются
многофункцио-нальными, а электроизмерительные приборы класса точности 0.5 и
выше – многопредельными.
Положительный эффект от
введения поверки средств измерений по сокращенной программе выражается в
следующем:
снижаются трудозатраты на
поверочные работы и время изъятия средств измерений из сферы применения их по
назначению; исключаются случаи браковки средств измерений на тех диапазонах и
пределах измерений, а также по тем метрологическим характеристикам, которые
практически не используются;
повышаются характеристики
надежности за счет снижения случаев браковки средств измерений из-за
неисправности комплектующих элементов и отдельных блоков, не участвующих в
работе средств измерений на ограниченных диапазонах;
появляются возможности
увеличения межповерочных интервалов;
уменьшаются время
восстановления и номенклатура требуемого для восстановления ЗИП (запасные
части, инструменты и материалы);
обеспечиваются возможность
поверки средств измерений без демонтажа с технических устройств и автоматизация
выполнения поверочных работ.
Недостатком поверки средств
измерений по сокращенной программе является невозможность использования данных
средств измерений на диапазонах, пределах измерений и с теми метрологическими
характеристиками, поверка которых была исключена. Поверка средств измерений по
сокращенной программе не должна нарушать единства и требуемой точности
измерений. Соблюдение этих условий обусловливает требование к методу
определения сокращенной программы поверки средств измерений.
Программу сокращенной поверки
следует составлять так, чтобы исходя из конкретных.условий применения средств
измерений объем поверки был минимальным и за межповерочный интервал
обеспечивалась погрешность измерений, определяемая нормируемыми значениями
соответствующих метрологических характеристик. Введение программы сокращенной
поверки не должно приводить к созданию новой или дополнительной НТД на поверку
средств измерений.
Исходя из специфики методов
разработки программ сокращенной поверки целесообразно разделить средства
измерений на широкодиапазонные, многопредельные и многоцелевые
(комбинированные). К широкодиапазонным следует относить средства измерений, у
которых область значений измеряемой (воспроизводимой) величины расширена, вид
измеряемой или воспроизводимой физической величины (напряжение, ток, мощность и
др.) фиксирован, а параметры данной физической величины (частотный диапазон и
др.) имеют расширенную область значений. К многопредельным относят средства, позволяющие
измерять одноименные физические величины на двух и более пределах; к
многоцелевым (комбинированным) – средства, предназначенные для измерения ряда
физических величин.
Как показал опыт поверки
средств измерений по сокращенной программе, технико-экономический эффект от ее
введения становится значительным и такая поверка целесообразна тогда, когда при
эксплуатации широкодиапазонных средств измерений используется менее 3/4
рабочего диапазона измерений; при эксплуатации многопредельных средств измерений
не используется хотя бы один предел; при эксплуатации многоцелевых средств
измерений не используется измерение хотя бы одной из физических величин.
3.11.2. Государственные испытания средств измерений
Все средства измерений,
предназначенные для серийного производства, ввоза из-за границы, подвергаются
со стороны органов Государственной метрологической службы обязательным
государственным испытаниям, под которыми понимается экспертиза технической
документации на средства измерений и их экспериментальные исследования для
определения степени соответствия установленным нормам, потребностям народного
хозяйства и современному уровню развития приборостроения, а также
целесообразности их производства.
Установлены два вида
государственных испытаний:
приемочные испытания опытных
образцов средств измерений новых типов, намеченных к серийному производству или
импорту в РФ (государственные приемочные испытания);
контрольные испытания
образцов из установочной серии и серийно выпускаемых средств измерений
(государственные контрольные испытания).
Государственные приемочные
испытания проводятся метрологическими органами Госстандарта или специальными
государственными комиссиями, состоящими из представителей метрологических
институтов, организаций-разработчиков, изготовителей и заказчиков.
В процессе государственных
приемочных испытаний опытных образцов средств измерений проверяется
соответствие средства измерений современному техническому уровню, а также
требованиям технического задания, проекта технических условий и государственных
стандартов. Проверке подлежат также нормированные метрологические
характеристики и возможность их контроля при производстве, после ремонта и при
эксплуатации, возможность проведения поверки и ремонтопригодность испытуемых
средств измерений.
Государственная приемочная
комиссия на основании изучения и анализа представленных на испытание образцов
средств измерений и технической документации принимает рекомендацию о
целесообразности (или нецелесообразности) выпуска средства измерения данного
типа.
Госстандарт рассматривает
материалы государственных испытаний и принимает решение об утверждении типа
средств измерения к выпуску в обращение в стране. После утверждения тип средств
измерения вносится в Государственный реестр средств измерений.
Государственные контрольные
испытания проводятся территориальными организациями Госстандарта. Их цель –
проверка соответствия выпускаемых из производства или ввозимых из-за границы
средств измерений требованиям стандартов и технических условий.
Контрольные испытания средств
измерений серийного производства проводятся: при выпуске установочной серии,
при наличии сведений об ухудшении качества средств измерений, выпускаемых
предприятием-изготовителем; при внесении изменений в конструкцию и технологию
изготовления средств измерений, влияющих на их нормируемые метрологические
характеристики, а также в порядке государственного надзора за качеством
выпускаемых средств измерений в сроки, устанавливаемые Госстандартом.
Контрольные испытания
проводятся периодически в течение всего времени производства (или импорта)
средств измерений данного типа на испытательной базе предприятия-изготовителя.
По окончании испытаний составляется акт о контрольных испытаниях, содержащий
результаты испытаний, замечания, предложения и выводы. На основании акта
контрольных испытаний организация, проводившая их, принимает решение о
разрешении продолжения выпуска в обращение данных средств измерений, или об
устранении недостатков, обнаруженных при контрольных испытаниях, или о
запрещении их выпуска в обращение.
3.11.3. Применение средств измерений и контроля
При поверке технических
средств, находящихся в эксплуатации, необходимо использовать только те средства
измерений и контроля, которые находятся в исправном состоянии и имеют оттиски
поверительных клейм, свидетельства или аттестаты, удостоверяющие факт их
поверки.
Физические величины
технических устройств необходимо измерять только теми средствами, которые
указаны в эксплуатационной документации на эти объекты либо в стандартных
(аттестованных) методиках.
Если в эксплуатационной
документации или в методиках измерений не определены средства измерений
параметров технических устройств, то их целесообразно выбирать с учетом
требуемой точности и условий проведения измерений. При этом для достижения требуемого
качества и точности измерения необходимо тщательно планировать, т.е. выбирать
метод измерений (прямой, косвенный, метод совместных или совокупных измерений)
и определять условия, в которых должны быть произведены измерения.
При анализе условий, в
которых будут производиться измерения, учитываются: уровни механических
нагрузок (вибраций, ударов, линейных ускорений и т.п.); климатические условия
(температура, влажность, атмосфер-ное давление и т.п); наличие или отсутствие
активно разрушающей среды (агрессивные газы и жидкости, высокое напряжение и
т.п.), в которой будет эксплуатироваться измерительная техника или ее элементы;
наличие электрических и магнитных полей и других помех. Уровни воздействующих
факторов не должны превышать значений, указанных в техническом описании для
выбранных средств измерений и контроля.
При подготовке средств
измерений к работе необходимо:
провести внешний осмотр;
заземлить в соответствии с
инструкцией по эксплуатации прибор и установить его в рабочее положение;
установить органы управления
в исходное положение;
проверить функционирование
(опробовать).
При внешнем осмотре должно
быть установлено: количество механических повреждений корпуса, переключателей;
наличие штатных принадлежностей, необходимых для проведения измерений, оттиска
доверительного клейма или соответствующей отметки в формуляре (паспорте);
надежное крепление кабеля питания и гнезд для подключения внешних цепей к
средству измерения.
Проверка функционирования
органов управления должны выполняться в соответствии с инструкцией по
эксплуатации средств измерений и контроля.
3.11.4. Техническое обслуживание средств измерений и
контроля
Основой поддержания средств
измерений и контроля в исправном состоянии и постоянной готовности к применению
по назначению является техническое обслуживание. Периодичность, объем и порядок
проведения технического обслуживания приборов, применяемых автономно,
определяются эксплуатационной документацией на эти приборы, а приборов,
встроенных в технические устройства, – эксплуатационной документацией на эти
устройства. При этом не допускается нарушение пломб, оттисков клейм, если это
не предусмотрено эксплуатационными документами. Различают техническое
обслуживание по установленному регламенту или по текущему состоянию. В
зависимости от объема работ техническое обслуживание по регламенту может быть
ежедневным, еженедельным, ежемесячным, полугодовым, годовым. Ежедневно
обслуживаются только применяемые в данный день приборы.
Все неисправностей средств
измерений и контроля, выявленные в процессе технического обслуживания, должны
быть устранены. Запрещается выполнять последующие операции до устранения
обнаруженных неисправностей. Приборы с неустраненными неисправностями бракуют и
направляют в ремонт. При техническом обслуживании должна быть обеспечена
безопасность персонала. Условия работы, срочность ее выполнения и другие
причины не могут служить основанием для нарушения мер безопасности.
Результаты технического
обслуживания заносят в соответствующую учетную документацию.
Для выбора различных
вариантов построения системы ремонта прежде всего определяют направления
развития и возможный состав ремонтно-технологического оборудования с учетом
перспектив развития средств измерений и указанных ограничений на систему
ремонта.
В настоящее время используют,
как правило, трехуровневую систему ремонта средств измерений :
на местах эксплуатации с
помощью ремонтно-поверочных лабораторий измерительной техники,
на ремонтных участках
лабораторий измерительной техники,
на ремонтных заводах.
Кроме того, средства
измерений можно отремонтировать на заводах-изготовителях и на
специализированных заводах приборостроительных министерств. Размещение
ремонтно-технологического оборудования фактически определяет порядок ремонта
средств измерений, т.е. виды и методы ремонта на различных уровнях системы
ремонта и потребную квалификацию ремонтника.
В зависимости от характера
отказов, степени выработки ресурса и трудоемкости восстановления различают
текущий, средний и капитальный виды ремонта средств измерений. Такое разделение
видов ремонта необходимо для планирования ремонтного производства. Сразу же
следует отметить, что после ремонта средство измерений допускается к
эксплуатации при проведении поверки, позволяющей удостовериться в соответствии
его метрологических характеристик.
К текущему ремонту относят
работы, связанные с устранением отдельных неисправностей средств измерений
посредством замены комплектующих изделий и не требующие сложного
диагностического и технологического оборудования. К этому виду ремонта относят
также несложные в технологическом отношении операции по регулировке средств
измерений для доведения метрологических характеристик до нормируемых значений в
случае забракования прибора при поверке.
При среднем ремонте помимо
операций, выполняемых при текущем ремонте, проводятся трудоемкие операции по
замене или восстановлению (реставрации) элементов и составных частей работы по
частичному восстановлению ресурса средств измерений, контроль технического
состояния всех составных частей прибора (помимо выработавших ресурс и
отказавших) с устранением выявленных неисправностей, настройка (регулировка)
прибора и его составных частей после ремонта.
При капитальном ремонте
ресурс полностью или почти полностью восстанавливается: прибор фактически полностью
разбирают и определяют техническое состояние каждой детали, элемента, несущих и
базовых конструкций; устраняют тяжелые повреждения и отказы, требующие сложного
диагностического оборудования, трудоемких и сложных технологических процессов
по обнаружению, замене и восстановлению отказавших (поврежденных) элементов и
составных частей (восстановление или нанесение гальванических покрытий,
изготовление новых деталей взамен вышедших из строя, восстановление
электрической схемы прибора согласно принципиальной схеме и т. п.); прибор в
целом комплексно настраивают и регулируют; после ремонта его испытывают.
Анализ обязательных работ при
капитальном ремонте позволяет сделать заключение о том, что средства измерений
при этом виде ремонта должны быть подвергнуты технологическим операциям и
испытаниям в объеме основного производства. Однако производственные возможности
ведомственных ремонтных предприятий, как правило, не позволяют производить его
в требуемом объеме и с должным качеством. В связи с этим в процессе эксплуатации
наблюдается значительное увеличение интенсивности отказов средств измерений
после капитального ремонта. Поэтому во многих случаях экономически капитальный
ремонт средств измерений не оправдывает себя, так как затраты на него
соизмеримы с затратами на приобретение новых средств измерений, а качество
отремонтированных приборов существенно уступает новым. О нецелесообразности
капитального ремонта свидетельствует и тот факт, что при достигнутых уровнях
надежности моральный износ средств измерений наступает раньше физического. Для
перспективного парка средств измерений с большим ресурсом и сроком службы
целесообразно планировать только текущий и средний ремонт. И только в отдельных
случаях при остром дефиците каких-либо типов средств измерений допустима
организация их капитального ремонта.
Таким образом, при среднем и
капитальном ремонте фактически восстанавливают основные потребительские
свойства средств измерений, а при текущем ремонте поддерживают работоспособное
состояние посредством устранения “текущих отказов, т.е. отказов, неизбежно
встречающихся при эксплуатации любых технических изделий ввиду их ограниченной
надежности.
Рассмотренные виды ремонта
различаются сложностью и трудоемкостью. Поэтому для их реализации используют
системы ремонта различного уровня.
Текущий ремонт обычно
выполняет выездная группа специалистов ведомственной лаборатории измерительной
техники, осуществляющая одновременно поверку средств измерений непосредственно
на местах их эксплуатации. Текущий ремонт не требует сложного специального
технологического оборудования и при наличии группового ЗИП и подготовленных
специалистов может быть освоен в короткие сроки. При такой организации ремонта
имеет место минимальное время изъятия средств измерений из сферы эксплуатации.
Текущий и частично средний
ремонт проводят в лабораториях измерительной техники предприятий и ведомств,
средний и капитальный – в специализированных цехах (участках) ведомственных
ремонтных заводов.
На время и стоимость ремонта
существенно влияют методы ремонта, среди которых различают детальный и
агрегатный.
При детальном методе ремонта
отказавшие средства измерений восстанавливают на уровне комплектующих
элементов. Основными недостатками этого метода являются: большее время ремонта,
особенно сложных радиоизмерительных приборов; сложность диагностического
оборудования; высокие требования к квалификации ремонтника; необходимость в
тщательно отработанной ремонтной документации с описанием методов поиска и
устранения отказов до комплектующего электрорадиоэлемента. С учетом все
возрастающей сложности парка средств измерений детальный метод ремонта приводит
к значительным трудозатратам и увеличению времени отсутствия средств измерений
на местах использования.
Суть агрегатного метода
ремонта заключается в замене отказавших агрегатов (узлов, блоков, плат) новыми
или отремонтированными. Основными преимуществами данного метода ремонта
являются минимальное время ремонта, простота технологического оборудования,
невысокие требования к квалификации ремонтного персонала, относительная
простота ремонтной документации. Однако агрегатный метод ремонта требует
блочно-модульного построения средств измерений. Особенно эффективен он при
текущем ремонте. Анализ характера отказов средств измерений показал, что до 80%
для восстановления работоспособности требует ремонта в объеме текущего. Поэтому
агрегатный метод представляется перспективным в плане сокращения времени
восстановления.
К недостаткам этого метода
относится высокая стоимость ЗИП. Агрегатный групповой ЗИП почти в 10 раз дороже
детального.
Результаты поверки средств
измерений оформляют в разделе “Поверка прибора метрологическими органами”. В
формулярах приборов, забракованных при поверке, отмечают непригодность к
эксплуатации и необходимость ремонта. Сведения о характере ремонта прибора
заносит в формуляр лицо, непосредственно осуществляющее ремонт. При отправке
прибора в ремонт, передаче в другую организацию, консервации или упаковке на
длительное хранение в формуляр записывают итоговые данные о наработке.
3.11.5.
КАЛИБРОВКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ
Калибровка средств измерений введена Законом РФ «Об обеспечении единства
измерений» (далее по тексту - «Закон»); этот термин обозначает «совокупность операций, выполняемых с целью
определения и подтверждения действительных значений метрологических
характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не
подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору» (Ст. 1
Закона).
Ст.
11 (п.2) Закона определяет калибровку как вид метрологического контроля и
разрешает ее проведение метрологическим службам юридических лиц без каких-либо
ограничений.
Исходя
из положений Закона, калибровка не подлежит государственному
метрологическому надзору, а необходимость ее проведения определяется
только на предприятии, изготавливающем или использующем средство измерений.
Любому
предприятию, ответственно относящемуся к обеспечению качества своей продукции,
вопрос калибровки следует решить однозначно; все СИ которые не подвергаются
поверке, должны проходить калибровку.
Принципиальное
отличие калибровки от поверки по определению состоит в том, что
·
при калибровке
определяются и подтверждаются действительные характеристики_СИ;
·
поверка
определяет и подтверждает соответствие СИ установленным требованиям.
Исходя
из этого результаты калибровки могут быть более информативны, чем поверки.
Однако на практике как поверка, так и калибровка проводятся «с использованием
эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин» (Ст. 23
Закона), при этом для калибровки используется поверочная схема и методики
поверки.
Следует
отметить, что в ряде методик поверки предусматривается получение данных о
действительных значениях метрологических характеристик СИ, а далее -
сопоставление этих данных с установленными техническими требованиями, т.е. в
поверке на определенном этапе проводится калибровка; такая методика
поверки приемлема для использования в калибровке.
В
ряде методик подтверждение соответствия требованиям осуществляется без фиксации
действительных значений метрологических характеристик, такие методики нуждаются
в некоторых дополнениях. Естественно, что используемые
для калибровки эталоны должны иметь подтверждение соответствия своих
метрологических характеристик в четком соответствии с государственным
регламентом.
В соответствии со Ст. 23 Закона
«заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть
аккредитованы на право проведения калибровочных работ».
«В этих случаях аккредитованным
метрологическим службам предоставляется право выдавать сертификаты о калибровке
от имени органов и организаций, которые их аккредитовали».
«Калибровочная
деятельность аккредитованных метрологических служб юридических лиц
контролируется государственными научными метрологическими центрами или органами
Государственной метрологической службы в соответствии с условиями заключаемых
договоров». Порядок аккредитации. выдачи
сертификата о калибровке или нанесения калибровочного знака, а также требования
к выполнению калибровочных работ устанавливаются Госстандартом России.
Аккредитация
на право проведения калибровочных работ - процедура добровольная и проводится
по заявлению метрологической службы. В раде метрологических служб сохранилось
оборудование, установки, средства, специалисты и др. что ранее позволяло
проводить ведомственную поверку СИ; такие службы могут проводить калибровку -
Закон не требует обязательной аккредитации.
Однако отсутствие подтверждения
технической компетентности вызывает недоверие к производителю работ, профессионально проведенная аккредитация создает не
только доверие, но и обеспечивает некоторые гарантии качества
3.11.6. Метрологическая аттестация средств
измерений
распространяется на:
·
рабочие и
образцовые средства измерений, а также поверочные установки, не подлежащие
государственным испытаниям по ГОСТ 8.001;
·
измерительные
каналы, входящие в системы автоматического или автоматизированного измерения,
контроля, управления и другие системы (комплексы), не предназначенные для
серийного производства;
·
единичные
экземпляры средств измерений серийного выпуска, применяемые в условиях и
режимах, отличающихся от условий и режимов, для которых нормированы их
метрологические характеристики, либо в конструкцию которых внесены изменения,
влияющие на эти характеристики;
·
опытные
(головные) и экспериментальные образцы средств измерений (за исключением
образцов, прошедших государственные приемочные испытания с положительными
результатами), изготовленные в процессе выполнения опытно-конструкторских и
научно-исследовательских работ, передаваемые в эксплуатацию;
·
средства
измерений, приобретаемые по импорту в единичных экземплярах или мелкими
партиями.
Допускается
проведение метрологической аттестации
единичных экземпляров средств измерений серийного выпуска, стабильность
метрологических характеристик которых позволяет устанавливать для них
индивидуальные метрологические характеристики.
Предприятия
(организации), при необходимости,
устанавливают в нормативно-технических документах порядок проведения
метрологической аттестации средств измерений с учетом их специфики.
Основными задачами метрологической
аттестации являются:
·
определение и
установление соответствия метрологических характеристик средств измерений
требованиям распространяющихся на них документов с указанием полученных данных
в свидетельстве;
·
установление
перечня метрологических характеристик средств измерений, подлежащих контролю
при поверке;
·
опробование
методики поверки.
Планирование
работ по метрологической аттестации, проводимой государственной метрологической
службой осуществляют на основании предложений (писем) организаций
(предприятий), направляемых в территориальный орган Госстандарта РФ по месту их
нахождения.
В
случаях, когда территориальный орган Госстандарта PФ не может выполнить
метрологическую аттестацию средств измерений, необходимо обращаться в
метрологические НПО (НИН) Госстандарта РФ по специализации.
В
остальных случаях, когда в рамках существующей специализации не представляется
возможным отнести средство измерений к сфере деятельности какого-либо
метрологического НПО (НИИ) Госстандарта РФ, заявку на проведение
метрологической аттестации направляют в Госстандарт РФ.
Головной
организацией, осуществляющей общее научно-методическое руководство работами по
метрологической аттестации средств измерений, а также осуществляющей
регистрацию типовых программ метрологической аттестации (ТПМА), является
Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС).
Средства
измерений, прошедшие метрологическую аттестацию, подлежат поверке в процессе
эксплуатации, хранения и после ремонта в соответствии с методикой, указанной в
свидетельстве о метрологической аттестации.
Повторной
метрологической аттестации подлежат средства измерений, в конструкцию или в условия применения которых внесены
изменения, образцовые средства измерений и поверочные установки при
необходимости изменения разряда, а также средства измерений, для которых
требуется изменить нормируемые метрологические характеристики.
Решение
о пригодности изготовленных средств измерений к применению для целей и в условиях, определяемых их назначением,
следует принимать на основании положительных результатов метрологической
аттестации:
1. средств измерений, прошедших метрологическую
аттестацию в государственной метрологической службе,— руководителем организации
(предприятия), проводившей метрологическую аттестацию;
2. остальных средств измерений — руководителем
предприятия (организации), разработавшего, изготовившего или применяющего
средства измерений по представлению организации (подразделения) метрологической
службы, проводившей их метрологическую аттестацию.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ
АТТЕСТАЦИИ
Метрологическую
аттестацию средств измерений осуществляют:
1. государственная метрологическая служба;
2. ведомственные метрологические службы (головные и
базовые организации метрологической службы министерств и ведомств,
метрологические службы предприятий и организаций, в том числе кооперативных)
3. головные
организации по государственным испытаниям средств измерений министерств
(ведомств) в соответствии с положениями об этих службах.
Метрологической аттестации в
государственной метрологической службе должны подвергаться средства измерений,
подлежащие обязательной государственной поверке в соответствии с ГОСТ 8.513.
Средства
измерений, не относящиеся к указанным в п. 2.2, подлежат метрологической
аттестации ведомственными метрологическими службами.
Метрологическую
аттестацию средств измерений, не указанных в п. 2.2, разработанных по договорам
со сторонними предприятиями (организациями), должны проводить метрологические
службы предприятий-разработчиков (изготовителей) с участием представителей
метрологической службы заказчика, если это оговорено в техническом задании (или
договоре).
Допускается
совмещение метрологической аттестации средств измерений с ведомственными
(межведомственными) приемочными и приемосдаточными испытаниями.
При
положительных результатах метрологической аттестации средств измерений
оформляют свидетельство
Допускается
результаты метрологической аттестации,
проведенной по сокращенной программе, отражать
в эксплуатационной документации на средства измерений. При этом указывают
номер свидетельства о метрологической аттестации первого образца средств
измерений, исследованного по полной программе, и организацию, проводившую
метрологическую аттестацию.
Свидетельства
о метрологической аттестации подлежат учету и сохраняются до изъятия средств
измерения из обращения.
Копии
свидетельств о метрологической аттестации средств измерений, приобретенных по
импорту, направляют во ВНИИМС.
Результаты метрологической аттестации средств измерений, проведенной в процессе
ведомственных (межведомственных) приемочных и приемосдаточных испытаний, а
также в процессе аттестации испытательного оборудования, отражают в акте (протоколе) испытаний (аттестации), на основании
которых оформляют свидетельство о метрологической аттестации средств измерений.
При
отрицательных результатах метрологической аттестации оформляют протокол с
указанием полученных результатов я (или) извещение о непригодности средства
измерений к применению с соответствующим обоснованием
Сертификация
средств измерений
Согласно
Номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в
Российской Федерации (Постановление Госстандарти №8 от 31.03.1994, приложение)
большинство средств измерения подлежит обязательной сертификации.
Виды
сертификатов.
Согласно
Номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в
Российской Федерации (Постановление Госстандарта №8 от 31.03.1994, Приложение),
большинство средств измерения подлежит обязательной сертификации.
Сертификация
должна обеспечить соответствие средств измерения стандартам и другим
национальным документам, устанавливающим обязательные требования согласно
российскому законодательству:
·
безопасность и
экологическую чистоту;
·
функциональные
свойства;
·
уверенность в объективности
и компетентности сертификации.
·
При
этом следует иметь в виду, что в данной области существует два вида
сертификатов
- сертификат на безопасность и сертификат об утверждении типа средств
измерения.
ВСЕ
сертифицируемые средства измерения подлежат сертификации на безопасность
согласно системе сертификации ГОСТ Р.
Для
ряда средств измерений получению сертификата на безопасность предшествует
сертификация на электромагнитную совместимость. Следует подчеркнуть, что
требования российских стандартов по электромагнитной совместимости существенно
отличаются
от международных, например группы IEC1000 или EN61000, а тем более широко
применяемых американских рекомендаций FCC, значительно менее полных и строгих.
Поэтому зарубежные сертификаты на электромагнитную совместимость в России не
признаются.
Постановлением
Верховного Совета РФ №5152-1 от 10.06.1993г. введен в действие закон РФ “Об
обеспечении единства измерений”, действующий и в настоящее время. Согласно
этому закону, для средств измерений, подлежащих применению в сферах
распространения государственного метрологического контроля и надзора, должен
быть оформлен сертификат об утверждении типа средств измерения, подтверждающий
соответствие не только нормам безопасности, но и установленным метрологическим
требованиям.
Оплата
работ по обязательной сертификации определяется Госстандартом и другими
уполномоченными Государственными органами управления России. Средства,
израсходованные заявителем на обязательную сертификацию своей продукции,
относятся на её себестоимость.
Для
средств измерений, не подлежащие применению в сферах распространения
государственного метрологического контроля и надзора сертификация с целью
утверждения типа является добровольной.
Добровольная
сертификация, в том числе и по требованиям, где законодательством не
предусмотрено обязательной сертификации, может проводиться по инициативе
юридических лиц (предприятий) или граждан (изготовителей, дилеров, покупателей)
на условиях договора между заявителем и органом сертификации. Орган по добровольной
сертификации устанавливает порядок проведения работ, включая оплату.
Следует
учесть серьёзные ограничения, которые влечёт отсутствие сертификата об
утверждении типа. Такие средства измерения можно, при соответствующей
калибровке, использовать внутри предприятия, например при исследованиях или
контроле технологических процессов. Но вне предприятия они признаются только
индикаторами, на численные значения показаний которых нельзя ссылаться в
официальных документах. Такие средства, кроме того, не подлежат поверке.
Важно
отметить, что признание зарубежных сертификатов и протоколов испытаний
существует только на условиях взаимности. Например, если отсутствует соглашение
о взаимном признании результатов с некоторой страной, результаты сертификации в
этой стране, полученные даже по более высоким техническим требованиям, в России
не признаются.
Кем
проводится сертификация.
Сертификация
товара и оформление сертификатов соответствия, действующих на территории России
(в части безопасности), может осуществляться:
В России:
·
органом
сертификации, аккредитованным в Системе сертификации ГОСТ Р по соответствующей
группе продукции;
·
при отсутствии
органа, аккредитованного в Системе сертификации ГОСТ Р по соответствующей
группе продукции или решении спорных вопросов Госстандартом или, по его
поручению, его территориальным органом.
За рубежом:
·
представительством
Госстандарта за рубежом; зарубежным органом сертификации, прошедшим проверку
Госстандартом России на основе двустороннего соглашения с зарубежным национальным
органом сертификации.
Сертификация
производится на основе протоколов испытаний, полученных в
испытательных
лабораториях, аккредитованных:
-
в международной системе сертификации, к которой присоединилась Россия;
-
Госстандартом России в Системе сертификации ГОСТ Р ;
-
Зарубежной национальной системой сертификации, проверенной Госстандартом России
на основе двустороннего соглашения с этой системой;
в
стране-члене Межгосударственного соглашения по стандартизации, метрологии и
сертификации.
Сертификация
на электромагнитную совместимость проводится в аккредитованных для этой цели
органах на основании результатов испытаний, полученных в аккредитованных для
этой цели лабораториях.
Сертификация
с целью утверждения типа средств измерения, подтверждающая соответствие не
только нормам безопасности, но и установленным метрологическим требованиям,
проводится Государственными центрами испытаний средств измерения по поручению
Госстандарта.
Рассмотрение
результатов испытаний и окончательное решение об утверждении типа средства
измерения проводится Научно-технической комиссией по метрологии и измерительной
технике Госстандарта России.
Разработку
нормативных документов по правилам и принципам системы
сертификации
с целью утверждении типа средств измерения, формирование банков данных и
информационное обеспечение возложено на Всероссийский
научно-исследовательский
институт метрологической службы.
Информацию
о действующих документах, органах сертификации и аккредитованных испытательных
лабораториях можно получить в Госстандарте и его территориальных органах,
торговых представительствах посольств России за рубежом и зарубежных стран в
России.
Что
должен представить заявитель (производитель или продавец).
Для
проведения сертификации заявитель, производитель или продавец, представляет
заявку в один из органов по сертификации данного вида продукции, который в
дальнейшем непосредственно взаимодействует с заявителем в ходе сертификации, в
частности оказывает необходимые консультации. На проведение сертификации между
заявителем и органом по сертификации составляется договор. Как правило, в
течение месяца орган по сертификации сообщает решение, содержащее все основные
условия, включая схему (способ, форму), перечень необходимых технических
документов, аккредитованных испытательных лабораторий, одну из которых может
выбрать заявитель. Если схемой сертификации предусмотрена не только
сертификация изделия, но также и производства, заявителю сообщается, какие
органы могут её провести.
Когда
соответствующие лаборатории по испытанию на безопасность и, если
необходимо,
на электромагнитную совместимость выбраны, орган сертификации даёт им
соответствующее поручение.
Согласно
“Порядку проведения сертификации в Российской Федерации,
утвержденным
постановлением Госстандарта России №15 от 21.09.1994г. установлено всего, с
учётом вариантов, 16 схем сертификации, существенно отличающихся друг от друга.
Выбор схемы сертификации может быть откорректирован органом по сертификации с
учётом дополнительных сведений, представленных заявителем.
Сертификация
отечественной и импортируемой продукции производится по одним и тем же
правилам.
Для
испытаний на безопасность заявитель представляет:
1.
Образцы средств измерений (обычно 3 экземпляра).
2.
Эксплуатационные документы, а для импортируемых средств измерения - проспект
фирмы-изготовителя
с переводом на русский язык.
3.
Акт отбора образцов для испытаний, составленный заявителем совместно с
испытательной
лабораторией.
Поручение
на проведение на проведение испытаний с целью утверждения типа даёт управление
метрологии Госстандарт. Испытания проводятся Государственными центрами
испытаний средств измерения (ГЦИ СИ) в соответствии с их областью аккредитации.
На проведение сертификации между заявителем и ГЦИ СИ составляется договор.
Для
испытаний с целью утверждения типа заявитель представляет:
1.
Образцы средств измерений (обычно 3 экземпляра).
2.
Программу испытаний, утвержденную ГЦИ СИ.
3.
Проект технических условий (если предусмотрена их разработка), а для
импортируемых
средств измерения - проспект фирмы-изготовителя с переводом на русский язык.
4.
Паспорт и инструкция по эксплуатации, которые могут объединяться в единый
документ “Инструкция по эксплуатации”. Для импортируемых средств измерения эти
документы должны быть переведены на русский язык.
5.
Проект нормативного документа по поверке (по ГОСТ, по аналогии с известным или
новый) - при отсутствии раздела по поверке в инструкцию по эксплуатации
6.
Проект описания типа по установленной форме и 3 экземпляра с фотографиями
внешнего вида размером не менее 13Х18см.
7.
Акт о возможности публикации описания в открытой печати.
Детально
требования для испытаний с целью утверждения типа изложены в документе
ПР50.2.009-54 “Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств
измерений”.