ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА.
Одной из основных проблем,
стоящих сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация
к условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы – необходимое условие для
их выживания и дальнейшего развития.
Современная рыночная
экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой
продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое пoложение на рынке товаров и услуг
определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь
конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем
качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.
Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству
продукции.
Концепция национальной
политики России в области качества продукции и услуг совершенно справедливо
подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в XXI веке является
рост конкурентоспособности за счет роста качества.
Качество – это авторитет
фирмы, увеличение прибыли, рост процветания,
поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом
деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.
Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1.1).
Пирамида качества
Качество продукции –
важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в
значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы
научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех
видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции –
характерная тенденция работы ведущих фирм мира.
Вместе с тем нельзя
рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Без
обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров
качества, определяемых техническими условиями (ТУ), не может быть осуществлена
сертификация продукции, т.е. ее оценка на соответствие требованиям.
Разнообразные физические
свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной
стоимости.
Важными свойствами для
оценки качества являются:
·
технический
уровень, материализующий в продукции научно-технические достижения;
·
эстетический
уровень, характеризующийся комплексом свойств, связанных с эстетическими
ощущениями и взглядами;
·
эксплуатационный
уровень, связанный с технической стороной использования продукции (уход за
изделием, ремонт и т. п.);
·
техническое
качество – гармоничная увязка предполагаемых и фактических потребительных
свойств в эксплуатации изделия (функциональная точность, надежность,
длительность срока службы).
Преобладающая часть
современного мирового производства представлена производством товаров, поэтому
изготовление того или иного изделия воплощает в себе как потребительную
стоимость, так и стоимость товара. Следовательно, качество является комплексным
понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы.
Качество — не абстрактная
категория, а осязаемый каждым человеком конкретный измеритель полезности,
целесообразности и эффективности любого труда. Повышение качества обязательно
приводит к снижению издержек (потерь) на всех этапах жизненного цикла продукции
(маркетинг – разработка — производство — потребление – утилизация), а следовательно, к снижению себестоимости, цены и повышению
жизненного уровня людей.
Разработка и внедрение
системы управления качеством — одна из самых важных сфер деятельности
предприятий. Сегодня качество становится политической, экономической и
нравственной категорией. Качество — это здоровье, деньги, уровень душевного
комфорта и достоинство нации и государства.