Глава 2


Начало
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Практикум
Словарь терминов
Содержание
От Автора

Глава 2


Компьютер как универсальное устройство обработки информации


 

2.1. Программная обработка данных на компьютере

 

Данные. Числовая, текстовая, графическая и звуковая информация может обрабатываться компьютером, если она представлена в двоичной знаковой системе. Информация в двоичном компьютерном коде, т. е. данные, представляет собой последовательность нулей и единиц. Данные обрабатываются компьютером в форме последовательностей электрических импульсов.

В табл. 2.1 приведены примеры представления человеком и компьютером различных типов данных: числа 5, буквы «А», точки черного цвета и звука максимальной громкости.

Таблица 2.1. Представление информации человеком и компьютером

Тип информации  

  

Человек  

  

 Компьютер

Двоичный код  

Последовательность электрических импульсов

Числовая  

5  

00000101  

 

Текстовая  

А  

11000000  

 

Графическая  

•  

00000000  

 

Звуковая  

Звук максимальной громкости  

11111111  

 


Данные — это информация, которая обрабатывается компьютером в двоичном компьютерном коде.


 

 

Программы. Для того чтобы компьютер «знал», что ему делать с данными, как их обрабатывать, он должен получить определенную команду (инструкцию). Например: «сложить два числа»; «заменить один символ в тексте на другой».

Обычно решение задачи представляется в форме алгоритма, т. е. определенной последовательности команд. Такая последовательность команд (инструкций), записанная на «понятном» компьютеру языке, называется программой.

Глава 2. Основы алгоритмизациии объектно-ориентированного программирования    Информатика 9


Программа — это последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки данных.


 

 

Функциональная схема компьютера. Центральным устройством компьютера, которое обрабатывает данные в соответствии с заданной программой, является процессор. Процессор обрабатывает данные в двоичном компьютерном коде в форме последовательностей электрических импульсов (нет импульса — «О», есть импульс — «1»).

Однако пользователь компьютера (человек) очень плохо понимает информацию, представленную в двоичном компьютерном коде, и вообще не воспринимает ее в виде последовательностей электрических импульсов. Следовательно, в состав компьютера должны входить устройства ввода и вывода информации. Устройства ввода «переводят» информацию с языка человека на язык компьютера. Устройства вывода, наоборот, «переводят» информацию с двоичного языка компьютера в формы, доступные для человеческого восприятия.

Для того чтобы компьютер мог выполнить обработку данных по программе, программа и данные должны быть загружены в оперативную память. Процессор последовательно считывает команды программы, а также необходимые данные из оперативной памяти, выполняет команды, а затем записывает полученные данные обратно в оперативную память. В процессе выполнения программы процессор может запрашивать данные с устройств ввода и пересылать данные на устройства вывода.

Однако при выключении компьютера все данные и программы в оперативной памяти стираются. Для долговременного хранения большого количества различных программ и данных используется долговременная память. Пользователь может запустить программу, хранящуюся в долговременной памяти, она загрузится в оперативную память и начнет выполняться. Необходимые для выполнения этой программы данные, хранящиеся в долговременной памяти, будут также загружены в оперативную память.

В процессе программной обработки данных на компьютере пересылка данных и программ между отдельными устройствами компьютера осуществляется по магистрали (рис. 2.1).
 

Рис 2.1. Функциональная схема компьютера

Контрольные вопросы

1. В чем состоит различие между данными и программами?

2. Опишите с использованием функциональной схемы компьютера процесс программной обработки данных.

 

2.2. Устройство компьютера

 

Современный персональный компьютер может быть настольным, портативным или карманным, при этом его устройство может быть отображено с помощью одной и той же функциональной схемы (см. рис. 2.1).
 

2.2.1. Процессор и системная плата

Процессор. Производительность процессора зависит от частоты, т. е. количества базовых операций (например, операций сложения), которые производит процессор за 1 секунду.

На производительность процессора влияет также его разрядность. Разрядность процессора определяется длиной двоичного компьютерного кода, который процессор может обрабатывать одновременно в процессе выполнения базовых операций.

Чем выше частота процессора и больше его разрядность, тем больше его производительность.

 


За последнюю четверть века (с 1979 по 2004 год) ха-рактеристики процессоров существенно улучшились:

• тактовая частота процессора увеличилась в 760 раз, с 5 миллионов операций в секунду до 3,8 миллиарда операций в секунду;

• разрядность процессора увеличилась в 4 раза, с 16 битов до 64 битов.

Рис 2.2. Процессор Intel 8086 (1978 г.)

Рис 2.3. Процессор Intel Pentium 4 (2004 г.)


Процессор аппаратно реализуется на большой интегральной схеме (БИС), которая содержит десятки миллионов микропереключателей и представляет собой маленькую плоскую полупроводниковую пластину площадью несколько квадратных сантиметров, заключенную в плоский корпус с рядами металлических штырьков (контактов).

Свойства полупроводниов    Физика 10


Процессор устанавливается в специальный разъем на системной плате. Для различных типов процессоров требуются различные типы разъемов.


 

Системная плата. Системная плата является основным аппаратным устройством компьютера. На системной плате реализована магистраль обмена информацией, имеются разъемы для установки процессора и модулей оперативной памяти. Для подключения контроллеров внешних устройств (например, звуковой платы) имеются специальные слоты (рис. 2.4).

Рис 2.4. Системная плата

 

Контрольные вопросы

1. Какие характеристики процессора влияют на его производительность?

2. Какие разъемы и слоты имеются на системной плате?

 

Задания для самостоятельного выполнения

2.1. Задание с кратким ответом. Во сколько раз увеличилась производительность процессоров за последние четверть века?

 

2.2.2. Устройства ввода информации

Клавиатура. Для ввода числовой и текстовой информации используется клавиатура. Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши и 3 световых индикатора в правом верхнем углу, информирующих о режимах работы (рис. 2.5).

Алфавитно-цифровые клавиши (49 клавиш, включая клавишу {Пробел} и клавишу перевода строки {Enter}) размещаются в центре клавиатуры. Переключение между русской раскладкой и латинской раскладкой клавиатуры производится нажатием комбинации специальных клавиш.

Клавиши редактирования и листания документа (7 клавиш) размещаются справа от алфавитно-цифровых клавиш и позволяют вставлять символы (клавиша {Insert}), удалять символы (клавиши {Backspace} и {Delete}), а также перемещаться по документу.

Клавиши управления курсором (4 клавиши со стрелками) размещаются под клавишами редактирования и листания документа и предназначены для перемещения курсора.

Специальные клавиши (12 клавиш) размещаются в верхнем, левом и нижнем рядах и предназначены для переключения клавиатуры в верхний регистр (клавиши {CapsLock} и {Shift}), прямого воздействия на функционирование компьютера (клавиши {Esc}, {Pause}, {Ctrl}, {Alt}) и выполнения других действий.

Функциональные клавиши (12 клавиш от {F1} до {F12}) занимают верхний ряд клавиатуры и предназначены для выбора или изменения режима работы некоторых программ.

Windows-клавиши (З клавиши) размещаются в нижнем ряду между клавишами {Ctrl} и {Alt} и предназначены для работы с графическим интерфейсом операционной системы Windows.

Цифровой блок (17 клавиш) размещается с правой стороны клавиатуры и дублирует цифровые клавиши из алфавитно-цифрового блока.
В некоторых современных клавиатурах имеются дополнительные клавиши управления питанием (3 клавиши), которые размещаются над клавишами управления курсором и предназначены для включения/выключения компьютера, а также для перевода его в «спящий» режим и обратно.


Для подключения клавиатуры к настольному компьютеру обычно используется разъем PS/2.


 

Координатные устройства ввода. Для ввода графической информации и для работы с графическим интерфейсом программ используются координатные устройства ввода информации: манипуляторы (мышь, трекбол), сенсорные панели и графические планшеты.

В оптико-механических манипуляторах мышь и трекбол основным рабочим органом является массивный шар (металлический, покрытый резиной), вращение которого преобразуется в движение указателя мыши на экране монитора. У мыши шар вращается при перемещении ее корпуса по горизонтальной поверхности, а у трекбола вращается непосредственно рукой.

В настоящее время широкое распространение получили оптические мыши, в которых источник света, размещенный внутри мыши, освещает поверхность, а отраженный свет фиксируется и преобразуется в перемещение указателя мыши на экране.

Манипуляторы имеют обычно две кнопки управления, которые используются при работе с графическим интерфейсом программ. В настоящее время появились мыши с дополнительным колесиком, которое располагается между кнопками. Оно предназначено для прокрутки вверх или вниз изображений и текстов, не умещающихся целиком на экране (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Манипуляторы: оптическая беспроводная мышь и трекбол


Для подключения манипуляторов к компьютеру могут использоваться разъемы PS/2, СОМ или USB. Некоторые современные модели мышей являются беспроводными, т. е. подключаются к компьютеру без помощи кабеля.


В портативных компьютерах вместо манипуляторов используется сенсорная панель, перемещение пальца по ее поверхности преобразуется в перемещение курсора на экране монитора. Нажатие на поверхность сенсорной панели эквивалентно нажатию кнопки мыши (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Сенсорная панель на корпусе портативного компьютера

 

Для рисования и ввода рукописного текста используются графические планшеты. С помощью специальной ручки и мыши на графическом планшете можно рисовать, чертить схемы и добавлять подписи к электронным документам (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Графический планшет

 

Сканер. Для оптического ввода в компьютер и преобразования в компьютерную форму изображений
(фотографий, рисунков, слайдов),
а также текстовых документов используется сканер (рис. 2.9). Сканируемое изображение последователь но освещается светом источников, размещенных на движущейся вдоль изображения линейке, а отраженный свет преобразуется в высококачественное изображение в компьютерном формате.

Рис. 2.9. Сканер


Для подключения графических планшетов, сканеров и цифровых камер к компьютеру обычно используется разъем USB. Для передачи высококачественного цифрового видеоизображения с цифровых видеокамер используется специальный разъем DV.


Цифровые камеры. Последние годы все большее распространение получают цифровые камеры (видеокамеры и фотоаппараты). Цифровые камеры позволяют получать видеоизображение и фотоснимки непосредственно в цифровом (компьютерном) формате. Для передачи «живого» видео по компьютерным сетям используются недорогие цифровые Web-камеры (рис. 2.10).

Рис. 2.10. Цифровая фотокамера и Web-камера


Важнейшей характеристикой устройств ввода графи-ческой информации является разрешающая способ-ность, которая измеряется в dpi (dot per inch — точек на дюйм).

Для координатных устройств ввода разрешающая спо-собность обычно составляет около 500 dpi. Это означа-ет, что при перемещении мыши на 1 дюйм (1 дюйм = 2,54 см) указатель мыши на экране перемещается на 500 точек.

Разрешающая способность сканеров и цифровых ка мер может достигать 2400 dpi и более. Это означает, что на 1 дюйме полученного изображения может уместиться 2400 точек различного цвета.


Звуковая карта и микрофон. Для ввода звуковой инфор-мации используется микрофон, который подключается ко входу звуковой карты. Звуковая карта имеет также возмож-ность синтезировать звук (в ее памяти хранятся звуки раз-личных музыкальных инструментов, которые она может воспроизводить) (рис. 2.11).

Рис. 2.11. Звуковая карта и микрофон

 

Джойстик. Джойстики (игровые манипуляторы) предназначены для более удобного управления ходом компьютерных игр. Обычно они представляют собой рукоятку с кнопками на подставке (рис. 2.12). Многие звуковые платы имеют специальный игровой порт, к которому подключаются джойстики.

Рис. 2.12. Джойстик

 

Контрольные вопросы

1. Какую функцию обеспечивают устройства ввода информации?

2. Какие основные группы клавиш можно выделить на клавиатуре и каково их назначение?

3. Какие существуют типы координатных устройств ввода и каков их принцип действия?

4. Для каких целей предназначен сканер?

5. Чем отличаются цифровые камеры от обычных видеокамер и фотоаппаратов?

 

Задания для самостоятельного выполнения

2.2. Задание с кратким ответом. Какова разрешающая способность мыши, выраженная в точках на сантиметр?

 

2.2.3. Устройства вывода информации

Монитор. Монитор является универсальным устройством вывода информации. В настольных компьютерах обычно используются мониторы на электронно-лучевой трубке (рис. 2.13), которые подключаются к компьютеру с помощью аналогового входа VGA.

Рис. 2.13. ЭЛТ монитор

 

Мониторы на электроннолучевой трубке могут являться источником вредных для человека излучений. Современные мониторы соответствуют жестким санитарно-гигиеническим требованиям и не оказывают неблагоприятного воздействия на здоровье человека.

В портативных и карманных компьютерах применяют плоские мониторы на жидких кристаллах (рис. 2.14). В настольных компьютерах для подключения таких мониторов используется цифровой вход DVI. Преимущество мониторов на жидких кристаллах состоит в отсутствии излучений и компактности.

Рис. 2.14. ЖК монитор

 

Информация на экране монитора представляется в виде растрового изображения, которое формируется из отдельных точек (пикселей). Растровое изображение состоит из определенного количества строк, каждая из которых в свою очередь содержит определенное количество точек (рис. 2.15).

Рис. 2.15. Формирование растрового изображения

Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации    Информатика-9


Качество изображения определяется разрешающей способностью монитора, т. е. количеством точек, из которых оно складывается. Чем больше разрешающая способность, т. е. чем больше количество строк растра и точек в строке, тем выше качество изображения. В современных персональных компьютерах обычно используются три основные разрешающие способности экрана: 800 х 600, 1024 х 768 и 1280 х 1024 точки.


Принтеры. Принтеры предназначены для вывода на бумагу (создания «твердой копии») числовой, текстовой и графической информации. По своему принципу действия принтеры делятся на матричные, струйные и лазерные.

Матричные принтеры (рис. 2.16) — это принтеры ударного действия. Печатающая головка матричного принтера состоит из вертикального столбца маленьких стержней (9 или 24), которые под воздействием магнитного поля «выталкиваются» из головки и ударяют по бумаге через красящую ленту. Перемещаясь, печатающая головка оставляет на бумаге строку символов.

Недостатки матричных принтеров состоят в том, что они печатают медленно, производят много шума, и качество печати оставляет желать лучшего. Однако матричные принтеры применяются до сих пор в банках, так как они обеспечивают защиту документов от подделок, оставляя на них не только напечатанные символы, но и их механические отпечатки.

Рис. 2.16. Матричный принтер

 

В струйных принтерах (рис. 2.17) используются чернильные печатающие головки, которые под давлением выбрасывают на бумагу из ряда мельчайших отверстий капельки чернил различных цветов. Перемещаясь вдоль бумаги, печатающая головка оставляет строку символов или полоску изображения.

Струйные принтеры позволяют достаточно быстро (до нескольких десятков страниц в минуту) печатать тексты. Последнее время они широко используются в цифровой фотографии для печати цветных изображений высокого качества, полученных с помощью цифровых фотокамер. Недостатком струйных принтеров следует считать большой расход чернил при их довольно высокой стоимости.

Рис. 2.17. Струйный принтер

 

Лазерные принтеры обеспечивают типографское качество печати и высокую скорость печати (несколько десятков страниц в минуту), поэтому они применяются для печати документов, рефератов и т. д. (рис. 2.18).

Современные лазерные принтеры могут обеспечивать также высококачественную цветную печать при меньших затратах на расходные материалы по сравнению со струйными принтерами.

деоизображение и фотоснимки непосредственно в цифровом (компьютерном) формате. Для передачи «живого» видео по компьютерным сетям используются недорогие цифровые Web-камеры (рис. 2.10).

Рис. 2.18. Лазерный цветной принтер


Качество печати определяется разрешающей способностью принтера, т. е. количеством точек изображения на линии длиной 1 дюйм. В струйных и лазерных принтерах разрешающая способность может достигать 2400 dpi и более.

Для подключения принтеров к компьютеру ранее использовался порт LPT, в настоящее время обычно используется более скоростной порт USB.


Акустические колонки и наушники. Для прослушивания звука используются акустические колонки или наушники, которые подключаются к выходу звуковой платы (рис. 2.19).

Рис. 2.19. Колонки и наушники

 

Контрольные вопросы

1. Какую функцию обеспечивают устройства вывода информации?

2. Какой тип принтера целесообразно использовать для печати финансовых документов? Фотографий? Рефератов?

 

Задания для самостоятельного выполнения

2.3. Задание с выборочным ответом. При несоблюдении санитарно-гигиенических требований вредное влияние на здоровье человека может оказать следующее устройство компьютера:

1) принтер;     2) монитор;     3) системный блок;     4) мышь.

 

2.2.4. Оперативная память

Оперативная память. Данные и программы хранятся в оперативной (внутренней) памяти компьютера. Оперативная память представляет собой последовательность пронумерованных, начиная с нуля, ячеек. В каждой ячейке оперативной памяти может храниться двоичный код (рис. 2.20).

Номер ячейки  

Информация в ячейке

268435455  

11111111

...  

...

4  

00000000

3  

11110000

2  

00001111

1  

10101010

0  

01010101

Рис. 2.20. ячейки оперативной памяти

 

Объем Iоп оперативной памяти компьютера можно определить, если количество информации IЯЧ, хранящейся в каждой ячейке, умножить на N — количество ячеек:


Iоп = Iяч * N                                                                         (1.3)


 

 

В современных персональных компьютерах количество ячеек оперативной памяти очень велико, например N = 268 435 456. Количество информации, хранящееся в каждой ячейке, Iя = 8 битов = 1 байт. Тогда информационный объем оперативной памяти данного компьютера равен:

Iоп = Iя * N = 1 Байт  * 268 435 456 = 268 435 456 байтов = 262 144 Кбайт = 256 Мбайт

Оперативная память изготавливается в виде модулей памяти. Модули памяти представляют собой плоские пластины с электрическими контактами, по бокам которых размещаются БИС памяти (рис. 2.21). Модули памяти устанавливаются в специальные разъемы на системной плате компьютера.

Современные модули памяти обычно имеют информационную емкость 128, 256 или 512 Мбайт.

Рис. 2.21. Модуль оперативной памяти

 

Контрольные вопросы

1. Что и как хранится в ячейках оперативной памяти?

 

Задания для самостоятельного выполнения

2.4. Задание с кратким ответом. Какое количество ячеек имеет оперативная память объемом 512 Мбайт?

 

2.2.5. Долговременная память

Для долговременного хранения информации используется долговременная (внешняя) память. Устройство, которое обеспечивает запись и считывание информации, называется накопителем, или дисководом, а хранится информация на носителях информации. Информация на носителях хранится в двоичном компьютерном коде, т. е. в форме последовательностей нулей и единиц.

Дискеты. Внутри пластмассового корпуса дискеты размещается гибкий магнитный диск. Информация на диске хранится на концентрических дорожках, на которых чередуются намагниченные и ненамагниченные участки. Намагниченный участок хранит компьютерную единицу «1», а ненамагниченный — компьютерный нуль «0».

Для записи или считывания информации дискета вставляется в дисковод, который вращает диск внутри пластмассового корпуса дискеты. Магнитная головка дисковода устанавливается на определенную концентрическую дорожку диска и производится запись или считывание информации (рис. 2.22).

 

Рис. 2.22. Считывание информации с дискеты

 

 

Так как количество дорожек невелико (по 80 на каждой стороне), информационная емкость дискеты составляет всего 1,4 Мбайт.

Жесткие магнитные диски. Жесткий магнитный диск представляет собой несколько тонких металлических дисков, очень быстро вращающихся на одной оси и заключенных в металлический корпус (рис. 2.23). Сверхминиатюрные магнитные головки могут записывать или считывать информацию с сотен тысяч концентрических дорожек, поэтому информационная емкость жестких дисков очень велика и может достигать 1 Тбайта.

Рис. 2.23. Жесткий диск со снятой крышкой корпуса

 

Оптические дисководы и диски. В оптических дисководах используется оптический принцип записи и считывания информации. Информация на оптическом диске хранится на одной спиралевидной дорожке (похожей по форме на раковину улитки), идущей от центра диска к периферии и содержащей чередующиеся участки с хорошей и плохой отражающей способностью.

В процессе считывания информации с оптического диска луч лазера, установленного в дисководе, падает на поверхность вращающегося диска и отражается. Т.к. поверхность оптического диска имеет участки с различной отражающей способностью, отраженный луч также меняет свою интенсивность и преобразуется в цифровой компьютерный код (отражает — компьютерная единица «1», не отражает — компьютерный нуль «0».

Существуют два типа оптических дисков:

• CD-диски (CD — Compact Disk, компакт-диск), на которые может быть записано до 700 Мбайт информации;

• DVD-диски (DVD — Digital Versatile Disk, цифровой универсальный диск), которые имеют значительно большую информационную емкость (4,7 Гбайт и более), так как оптические дорожки на них имеют меньшую толщину и размещены более плотно (рис. 2.24).

 

Энергонезависимая память. Энергонезависимая память (карты памяти и flash-диски) применяется для долговременного хранения информации и не требует, в отличие от оперативной памяти, подключения источника электрического напряжения (например, батарейки). Такая память не имеет движущихся частей и поэтому обеспечивает высокую сохранность данных при использовании в мобильных устройствах (портативных компьютерах, цифровых камерах и т« Д.)- Информационная емкость flash-памяти может достигать 1 Гбайт и более.

Карта энергонезависимой памяти представляет собой БИС памяти, помещенную в миниатюрный плоский корпус. Существуют различные типы карт, которые различаются между собой формой и размером.

Для записи и считывания информации с карт памяти используются специальные адаптеры. Адаптеры встраиваются в мобильные устройства (портативные компьютеры, цифровые камеры и др.) или подключаются к настольным компьютерам с помощью USB-разъема (рис. 2.25).

Flash-диск представляет собой БИС памяти, помещенную в миниатюрный корпус. Flash-диск подключается к USB-разъему компьютера (рис. 2.26).

Рис. 2.25. Карты энергонезависимой памяти и адаптер

Рис. 2.26. Flash-диск


Для предотвращения потери информации на носителях и их выхода из строя необходимо:

• модули оперативной памяти оберегать от электростатических зарядов при установке;

• дискеты оберегать от нагревания и сильных магнитных полей, которые могут изменить намагниченность участков поверхности диска;

• жесткие диски оберегать от ударов при установке, которые могут привести к поломке механизма перемещения магнитных голово и повреждению поверхности магнитных дисков;

• оптические диски оберегать от загрязнений и царапин, которые могут привести к изменению отражающей способности отдельных участков поверхности;

• flash-память оберегать от неправильного отключения от компьютера.


Контрольные вопросы

1. Почему информационная емкость жестких магнитных дисков во много раз больше, чем гибких?

2. В чем состоит различие между CD- и DVD-дисками? В чем их сходство?

3. Почему энергонезависимую память целесообразно использовать в мобильных устройствах?

 

Задания для самостоятельного выполнения

2.5. Задание с развернутым ответом. Заполните таблицу, содержащую основные характеристики устройств долговременной памяти.

Наменование устройства  

Максимальная информационная емкость  

Опасные воздействия

Гибкий магитный Диск  

  

 

Жесткий магнитный диск  

  

 

CD-диск  

  

 

DVD-диск  

  

 

Flash-память  

  

 

 

2.3. Файлы и файловая система

 

2.3.1. Файл

Все программы и данные хранятся в долговременной памяти компьютера в виде файлов.

 


Файл - это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти.


 

 

Имя файла. Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имени файла и расширения, определяющего тип файла (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании. Имя файла может включать до 255 символов (можно использовать русский алфавит), из которых обычно 3 символа отводится под расширение. Например, текст сочинения можно сохранить в долговременной памяти в файле с именем Сочинение.doc, где расширение doc определяет тип текстового файла, а фотографию класса — в файле Kлacc.bmp, где расширение bmp определяет тип графического файла.

Форматирование дисков. Для того чтобы на диске можно было хранить файлы, диск должен быть предварительно отформатирован. В процессе форматирования на диске выделяются концентрические дорожки, которые, в свою очередь, делятся на секторы. Каждой дорожке и каждому сектору присваивается свой порядковый номер (рис. 2.27).

После форматирования гибкого диска значения его параметров будут следующими:

• информационная емкость сектора — 512 байтов;

• количество секторов на дорожке — 18;

• дорожек на одной стороне — 80;

• сторон — 2.

В процессе форматирования диск разбивается на две области: область хранения файлов и каталог. Если провести аналогию диска с книгой, то область хранения файлов соответствует содержимому книги, а каталог — ее оглавлению. Книга состоит из страниц, а диск — из секторов. Оглавление книги содержит название параграфа и его начальную страницу, а каталог диска содержит имя файла и указание на номер его начального сектора на диске (а также объем файла, а также дату и время его создания) (табл. 2.2).

 

Таблица 2.2. Каталог диска

Имя файла  

Адрес первого сектора  

Объем файла в секторах  

Дата создания  

Время создания

Сочинение.doc  

34  

241  

14.12.1997  

13.51

Класс.doc  

275  

104  

30.11.2002  

14.45

...  

 

 

 

  

 

Существуют два различных вида форматирования дисков: полное и быстрое. Полное форматирование включает в себя разметку диска на дорожки и секторы, поэтому все хранившиеся на диске файлы уничтожаются.

Быстрое форматирование производит лишь очистку каталога диска. Информация, т. е. сами файлы, сохраняется и существует возможность их восстановления.

Контрольные вопросы

1. Из каких частей состоит имя файла?

2. Чем различаются полное и быстрое форматирования дисков?

 

Задания для самостоятельного выполнения

2.6. Задание с выборочным ответом. Файл — это:

1) данные в оперативной памяти;

2) программа или данные на диске, имеющие имя;

3) программа в оперативной памяти;

4) текст, распечатанный на принтере.

 

2.7. Задание с выборочным ответом. При быстром форматировании гибкого диска:

1) стираются файлы;

2) стираются файлы и каталог;

3) производится разметка диска на дорожки и секторы;

4) стирается каталог диска.

 

2.3.2. Файловая система

На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется используемой файловой системой.

Одноуровневая файловая система. Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) может использоваться одноуровневая файловая система, когда каталог диска (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов и соответствующих номеров начальных секторов. Такой каталог можно сравнить с оглавлением детской книжки, которое содержит названия отдельных рассказов и номера страниц (см. табл. 2.2).

Многоуровневая иерархическая файловая система. Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы хранятся в многоуровневой иерархической файловой системе, представляющей собой систему вложенных папок. В каждой папке могут храниться папки нижнего уровня, а также файлы.

Каталог иерархической файловой системы можно сравнить с оглавлением данного учебника, являющимся иерархической системой ссылок на начальные страницы глав, параграфов и пунктов.

Оглавление

Каждый диск имеет логическое имя, обозначаемое латинской буквой со знаком двоеточия: А:, В: — гибкие диски, С:, D:, Е: и т. д. — жесткие и оптические диски. Папкой верхнего уровня для диска является корневая папка, которая обозначается добавлением к имени диска наклоненной влево косой черты «\» (обратного слэша), например:

А:\

Рассмотрим конкретный пример иерархической файловой системы. Пусть в корневой папке диска А: имеются две вложенные папки первого уровня Документы и Изображения, а в папке Изображения — одна вложенная папка второго уровня Фото. При этом в папке Документы имеется файл Сочинение.doc, а в папке Фото — файл Класс.bmp (рис. 2.28).

 

Рис. 2.28. Пример иерархической файловой системы

 

Путь к файлу. Как найти файлы в иерархической файловой системе? Для этого необходимо указать путь к файлу. Путь к файлу начинается с логического имени диска, затем записывается последовательность имен вложенных друг в друга папок, в последней из которых содержится нужный файл. Имена диска и папок записываются через разделитель «\». Пути к файлам Сочинение.doc и Класс.Ьтр можно записать следующим образом:

A:\Документы

A:\Изображения\Фото

 

Путь к файлу вместе с именем файла называют иногда полным именем файла. Примеры полных имен файлов:

А:\Документы\Сочинение.doc

А:\Изображения\Фото\Класс.bmp

 


В операционных системах Linux и Mac OS в полных именах файлов в качестве разделителя используется знак «/» (прямой слэш).


Контрольные вопросы

1. В чем заключается различие между одноуровневой и иерархической файловыми системами?

2. Из каких частей состоит путь к файлу? Полное имя файла?

3. Могут ли несколько файлов иметь одинаковые имена?
 

Задания для самостоятельного выполнения

 

2.8. Задание с кратким ответом. Дана иерархическая файловая система. Запишите полные имена файлов.

 

2.3.3. Работа с файлами и дисками

Операции над файлами. При сохранении файла на диске всегда будет занято целое количество секторов, соответственно, минимальный объем дискового пространства, которое может занимать файл, составляет один сектор, а максимальный объем соответствует общему количеству секторов на диске.

С помощью специальных программ — файловых менеджеров — можно производить над файлами следующие операции:

• копирование (копия файла помещается в другую папку);

• перемещение (файл перемещается в другую папку);

• удаление (запись о файле удаляется из каталога);

• переименование (в каталоге изменяется имя файла).

Архивация файлов. Для долговременного хранения или передачи по компьютерным сетям целесообразно архивировать файлы (уменьшать их информационный объем). В процессе архивации файлы сжимаются без потери информации, т. е. при разархивации данные и программы восстанавливаются в исходном виде.

Существуют различные методы архивации файлов (ZIP, RAR и другие), которые различаются степенью сжатия файлов, скоростью выполнения и другими параметрами. Лучше всего сжимаются файлы данных и практически не сжимаются файлы программ.

Для проведения архивации файлов используются специальные программы — архиваторы, которые часто входят в состав файловых менеджеров.

Фрагментация и дефрагментация дисков. В операционной системе Windows при сохранении, копировании или перемещении файл записывается в произвольные свободные секторы диска, которые могут находиться на различных дорожках. С течением времени это приводит к фрагментации файлов на диске, т. е. к тому, что фрагменты файлов хранятся в различных, удаленных друг от друга секторах.

Фрагментация файлов существенно замедляет доступ к ним (магнитным головкам приходится постоянно перемещаться с дорожки на дорожку) и, в конечном счете, приводит к преждевременному износу диска. Рекомендуется периодически с помощью программ дефрагментации проводить дефрагментацию диска, в процессе которой файлы записываются в секторы, расположенные последовательно друг за другом.


В операционных системах Linux и Mac OS дефрагментации файлов не происходит, так как файлы всегда записываются в секторы, расположенные последовательно друг за другом.


Контрольные вопросы

1. Какие возможны операции над файлами?

2. В каких случаях целесообразно проводить архивацию файлов?

3. Почему необходимо периодически проводить дефрагментацию дисков и что происходит с диском в процессе ее выполнения?

 

Задания для самостоятельного выполнения

2.9. Задание с фиксированным ответом. Какой минимальный объем дискового пространства может занимать файл?

 

2.4. Программное обеспечение компьютера

 

2.4.1. Операционная система

Базовой и необходимой составляющей программного обеспечения компьютера является операционная система. Без операционной системы компьютер не может работать в принципе и является лишь набором отдельных аппаратных устройств (процессор, память и пр.).

Первой задачей операционной системы является обеспечение совместного функционирования всех аппаратных устройств компьютера. Для этого в состав операционной системы входят драйверы устройств — специальные программы, которые обеспечивают управление работой устройств и согласование информационного обмена с другими устройствами. Каждому устройству соответствует свой драйвер.

Второй задачей операционной системы является предоставление пользователю доступа к ресурсам компьютера. Пользователь получает возможность запуска программ на выполнение, осуществления операций над файлами, печати документов и т. д.


Операционная система обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляет пользователю доступ к его ресурсам.


 


На персональные IBM-совместимые компьютеры устанавливаются операционные системы Windows или Linux, а на персональные компьютеры Macintosh — операционная система Mac OS.


Установка и загрузка операционной системы. Операционные системы распространяются в форме дистрибутивов на оптических дисках. В первую очередь, необходимо провести установку операционной системы, в процессе которой файлы операционной системы копируются с диска дистрибутива на жесткий диск компьютера.

После установки файлы операционной системы хранятся в долговременной памяти на жестком диске, который называется системным. Однако программы (в том числе операционная система) могут выполняться, только если они находятся в оперативной памяти компьютера. Поэтому необходима загрузка файлов операционной системы с системного диска в оперативную память (рис. 2.29).


Загрузка операционной системы начинается в одном из трех случаев — после:

• включения питания компьютера;

• нажатия кнопки Reset на системном блоке компьютера;

• одновременного нажатия комбинации клавиш {Ctrl}+{Alt}+{Del} на клавиатуре.


В процессе загрузки операционной системы сначала производится тестирование работоспособности процессора, памяти и других аппаратных средств компьютера, причем краткие диагностические сообщения о процессе тестирования выводятся на экран монитора.

После окончания загрузки операционной системы пользователь получает возможность управлять компьютером с использованием графического интерфейса операционной системы.

2.5. Графический интерфейс операционных систем и приложений

Контрольные вопросы

1. Программы каких типов входят в системное программное обеспечение компьютера?

2. Опишите процесс установки и загрузки операционной системы, используя рис. 2.29.

3. Каким образом можно перезагрузить компьютер?

 

Задания для самостоятельного выполнения

2.10. Задание с выборочным ответом. В процессе загрузки операционной системы происходит:

1) копирование файлов операционной системы с гибкого диска на жесткий диск;

2) копирование файлов операционной системы с CD-диска на жесткий диск;

3) последовательная загрузка файлов операционной системы в оперативную память;

4) копирование содержимого оперативной памяти на жесткий диск.

 

2.4.2. Прикладное программное обеспечение

Прикладные программы обычно называют приложениями.


Приложение - это программа, дающая возможность обрабатывать текстовую, графическую, числовую, аудио- и видеоинформацию, а также работать в компьютерных сетях, не владея программированием. Приложение функционирует под управлением определенной операционной системы.


Приложения общего назначения. Практически каждый пользователь компьютера нуждается в приложениях общего назначения, в которых он создает и редактирует документы различного типа и назначения.

В 40-60-е годы XX века для проведения вычислений на ЭВМ разрабатывались программы на языках программирования. В настоящее время существуют специальные приложения для обработки числовых данных — калькуляторы и электронные таблицы.

В 70-е годы XX века компьютер «научили» работать с текстом, для этого были разработаны специальные приложения — текстовые редакторы. Пользователь получил возможность редактировать и форматировать текстовые документы. В настоящее время большая часть компьютеров и большую часть времени используется для работы именно с текстовыми данными.

В 80-е годы XX века были разработаны специальные приложения — графические редакторы, которые позволили создавать и редактировать рисунки. Сейчас существуют различные типы приложений для работы с компьютерной графикой, позволяющие рисовать, чертить, создавать анимацию и редактировать видео.

В 90-е годы были созданы звуковые редакторы, позволяющие обрабатывать звуковую информацию. Любой пользователь современного персонального компьютера может прослушивать, записывать и редактировать звуковые данные.

Для воспроизведения звука, анимации и видео были созданы специальные приложения — мультимедиа проигрыватели.

В последние годы широкое распространение получили программы разработки презентаций. Презентации позволяют демонстрировать на экране для большой аудитории слайды, содержащие текст, изображения, анимацию и звук, и используются в процессе выступлений на конференциях, для рекламы товаров на выставках, при объяснении нового материала на уроке и т. д.

Для упорядоченного хранения и обработки больших объемов информации используются базы данных. Примером базы данных может служить база данных под названием «Записная книжка», которая содержит упорядоченный перечень людей и организаций с телефонами и адресами. Для поиска и сортировки данных используются системы управления базами данных.


Интегрированные офисные приложения обычно включают в себя необходимый набор приложений (текстовый и графический редакторы, электронные таблицы, программу разработки презентаций и систему управления базами данных), объединенных общим интерфейсом. Наибольшее распространение получили:

• Microsoft Office — для операционных систем Windows и Mac OS;

• StarOffice или OpenOffice для операционных систем Windows и Linux.


В связи со стремительным развитием глобальных и локальных компьютерных сетей все большее значение приобретают различные коммуникационные программы. Для путешествий по Всемирной паутине необходимы браузеры, для работы с электронной почтой — почтовые программы, для общения в Интернете — программы интерактивного общения и т. д.

В последнее время разработчики операционных систем включают коммуникационные программы непосредственно в состав операционной системы.

Приложения специального назначения. Для профессионального использования в различных сферах деятельности квалифицированными пользователями компьютера применяются приложения специального назначения. К ним относятся системы компьютерного черчения, компьютерные словари и энциклопедии, системы автоматического перевода, системы распознавания текста, бухгалтерские программы и др.

Все большее число пользователей использует обучающие программы для самообразования или в учебном процессе. Прежде всего, это электронные учебники и репетиторы, тесты по различным предметам, конструкторы и т. д.

Достаточно большое число пользователей начинают знакомство с компьютером с компьютерных игр, которые бывают самых разных типов: логические, стратегические, имитаторы-тренажеры и т. д.

Приложения для пользователей разрабатывают программисты, которые используют для этого системы программирования (например, системы объектно-ориентированного визуального программирования Visual Basic и Delphi).

Основы алгоритмизации и программирования     Информатика 9

Контрольные вопросы

1. В чем заключается основное различие между операционной системой и прикладными программами?

2. Какие приложения относятся к прикладным программам общего назначения?

3. Какие приложения относятся к прикладным программам специального назначения?
 

Задания для самостоятельного выполнения

 

2.11. Задание с развернутым ответом. Подумайте, какие программы вы установили бы на свой компьютер.

 

2.5. Графический интерфейс операционных систем и приложений

 

В настоящее время операционные системы и приложения предоставляют пользователю возможность доступа к ресурсам компьютера с использованием графического интерфейса.

Графический интерфейс представляет собой совокупность диалоговых панелей, меню и окон.


Графический интерфейс позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон, меню, диалоговых панелей и элементов управления.


 

Диалоговые панели. Диалоговые панели могут включать несколько вкладок, переключение между которыми осуществляется щелчком мышью по их названиям. На диалоговой панели размещаются разнообразные управляющие элементы (рис. 2.30):

кнопка — обеспечивает выполнение того или иного действия, а надпись на кнопке поясняет ее назначение;

текстовое поле — в него можно ввести последовательность символов;

раскрывающийся список — представляет собой набор значений и выглядит, как текстовое поле, снабженное кнопкой с направленной вниз стрелкой;

счетчик — представляет собой пару стрелок, которые позволяют увеличивать или уменьшать значение в связанном с ними поле;

флажок — обеспечивает присваивание какому-либо параметру определенного значения. Флажки могут располагаться как группами, так и поодиночке. Флажок имеет форму квадратика, когда флажок установлен, в нем присутствует «галочка»;

переключатель — служит для выбора одного из взаимоисключающих вариантов, варианты выбора представлены в форме маленьких белых кружков. Выбранный вариант обозначается кружком с точкой внутри;

ползунок — позволяет плавно изменять значение какого-либо параметра.

Рис. 2.30. Эленменты управления на диалоговой панели

 

Пользователь с помощью координатного устройства ввода (например, мыши) может указателем мыши осуществлять одинарные или двойные щелчки левой или правой кнопкой мыши по элементам графического интерфейса. В результате операционная система будет выполнять определенные действия: запуск программ, операции над файлами и т. д.

Контекстные меню. Контекстные меню дисков, папок и файлов позволяют ознакомиться с их свойствами, а также выполнить над этими объектами различные операции (копирование, перемещение, удаление и др.).

Окна. Важнейшим элементом графического интерфейса операционных систем и приложений являются окна. Основные элементы окна (рис. 2.31):

рабочая область: внутренняя часть окна, в которой производится работа с дисками, файлами и документами;

заголовок окна: строка под верхней границей окна, содержащая название окна;

меню управления состоянием окна: кнопка слева в строке заголовка открывает меню, которое позволяет развернуть, свернуть или закрыть окно;

кнопки управления состоянием окна: кнопки справа в строке заголовка позволяют развернуть, свернуть или закрыть окно;

меню окна: располагается под заголовком и представляет собой перечень тематически сгруппированных команд;

панель инструментов: располагается под строкой меню и представляет собой набор кнопок, которые обеспечивают быстрый доступ к наиболее важным и часто используемым пунктам меню окна;

границы: рамка, ограничивающая окно с четырех сторон. Размеры окна можно изменять, ухватив и перемещая границу мышью;

полосы прокрутки: появляются, если содержимое окна имеет больший размер, чем рабочая область окна, позволяют перемещать содержимое окна по вертикали или горизонтали.

Рис. 2.31. Основные элементы окна

 

Существуют три основных типа окон — окна папок, окна приложений и окна документов. В окне папки, которое можно открыть щелчком по его значку или ярлыку, отображаются значки и имена вложенных папок и файлов. Например, в папке Мой компьютер (см. рис. 2.33), находятся значки папок жестких дисков и устройств со съемными носителями (гибких и оптических дисков).

Окно приложения открывается после запуска приложения. Закрытие окна приложения приводит к завершению работы приложения.

Окна папок и окна приложений можно с помощью мыши перемещать на любое место Рабочего стола, изменять их размеры, разворачивать на весь экран или сворачивать в кнопки на Панели задач.

Окна документов предназначены для работы с документами и «живут» внутри окна приложения (рис. 2.32). Можно раскрывать, сворачивать, перемещать или изменять размеры этих окон, однако они остаются в пределах окна своего приложения.

Рис. 2.32. Окно приложения и окна документов

 

Например, если после запуска программы обработки изображений открыть в ней несколько графических файлов, то каждое изображение окажется в своем окне документа.

Контрольные вопросы

1. Какие управляющие элементы могут содержаться на диалоговых панелях и каково их назначение?

2. Каковы основные элементы окон?

3. Что общего имеют и чем различаются между собой окна приложений, окна папок и окна документов?

 

Задания для самостоятельного выполнения

2.12. Практическое задание. Произведите установку параметров экранной заставки, которая в случае бездействия пользователя появляется через заданное время на экране монитора.

2.13. Практическое задание. Ознакомьтесь с контекстными меню файла, папки и диска.

2.14. Практическое задание. Запустите программу обработки изображений и откройте в окне приложения несколько окон документов с различными изображениями.

 

2.6. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса

 

Информационное пространство. При работе на компьютере пользователь запускает программы и использует данные, хранящиеся в файлах. Файлы, доступные пользователю, являются его информационным пространством.

Если компьютер автономный, то информационное пространство включает в себя иерархическую систему папок данного компьютера.

Если компьютер подключен к локальной сети, то информационное пространство включает в себя иерархическую систему папок, доступных пользователю на компьютерах, подключенных к сети.

Если компьютер подключен к Интернету, то информационное пространство расширяется до миллиардов файлов, находящихся на сотнях миллионов компьютеров, подключенных к глобальной сети.

Глава 5. Крммуникационные технолонии    Информатика 9


Информационное пространство - это доступные пользователю папки и файлы на локальном компьютере и в компьютерных сетях.


 

 

Информационное пространство, доступное пользователю компьютера, представляется в форме иерархической системы папок. В операционной системе Windows вершиной иерархической системы является папка Рабочий стол. Следующий уровень представлен папками Мой компьютер, Корзина и Сетевое окружение.

В папке Мой компьютер находятся папки следующего уровня — корневые папки имеющихся на компьютере гибких, жестких и оптических дисков. Корневая папка каждого диска содержит иерархическую систему вложенных папок, которая отображает иерархическую файловую систему данного диска.

В папке Корзина хранятся удаленные папки и файлы.

В папке Сетевое окружение находятся папки компьютеров, подключенных к локальной сети (рис. 2.33).

Рис. 2.33. Иерархическая система папок графического интерфейса операционной системы Windows

 

Пользователь компьютера может «обустроить» доступное ему информационное пространство. Например, создать на одном из дисков отдельные папки для хранения документов, фотографий и презентаций, а также поместить их ярлыки на Рабочий стол для быстрого доступа.


В операционных системах Linux и Mac OS нет папки Мой компьютер, и поэтому папки дисков помещаются непосредственно в папку Рабочий стол.


Рабочий стол операционной системы. После загрузки операционной системы на экране монитора появляется Рабочий стол, на котором автоматически размещаются значки некоторых папок и приложений. Для быстрого доступа к часто используемым папкам и приложениям пользователь может создать на Рабочем столе их ярлыки. Для того чтобы открыть папку или запустить приложение, достаточно осуществить щелчок мышью по соответствующему значку или ярлыку.

В операционной системе Windows автоматически в левой части экрана размещаются значки папок Мой компьютер, Сетевое окружение и Корзина, а также значок коммуникационной программы Internet Explorer. Для быстрого доступа к папкам дисков рекомендуется поместить их ярлыки на Рабочий стол (рис. 2.34).

Рис. 2.33. Рабочий стол операционной системы Windows

 

В нижней части экрана располагается Панель задач, на которой слева находится кнопка Пуск. Щелчок мышью по кнопке Пуск вызывает Главное меню, которое позволяет запускать программы.

В центре Панели задач располагаются свернутые окна приложений и папок.

Справа на панели задач находятся Часы. Левее Часов располагаются индикаторы состояния системы, в том числе индикатор раскладки клавиатуры. Значение индикатора Ru обозначает, что в текущий момент используется русская раскладка клавиатуры.

Внешний вид Рабочего стола можно настраивать. В операционных системах Linux и Mac OS существует возможность сделать его похожим на Рабочий стол операционной системы Windows.

Контрольные вопросы

1. Какая папка является вершиной иерархической файловой системы диска? Графического интерфейса операционной системы?

2. Каковы основные элементы Рабочего стола?

3. В чем состоит различие между значками и ярлыками?

4. Что размещается на панели задач?

Задания для самостоятельного выполнения

2.15. Практическое задание. Спланируйте удобное для работы информационное пространство, создайте на одном из дисков папки (Рефераты, Графика и Презентации) и поместите их ярлыки на Рабочий стол.

2.16. Практическое задание. Создайте на Рабочем столе ярлыки жестких дисков и устройств со съемными носителями информации (дисковода гибких дисков и дисководов оптических дисков).

 

2.7. Компьютерные вирусы и антивирусные программы

 

Компьютерные вирусы. Первая «эпидемия» компьютерного вируса произошла в 1986 году, когда вирус по имени Brain (англ. «мозг») «заражал» дискеты персональных компьютеров. В настоящее время известно более 50 тысяч вирусов, заражающих компьютеры и распространяющихся по компьютерным сетям.

Компьютерные вирусы являются программами, которые могут «размножаться» (самокопироваться) и незаметно для пользователя внедрять свой программный код в файлы, документы, Web-страницы Всемирной паутины и сообщения электронной почты.

Глава 5. Коммуникационные технолонии    Информатика 9

После заражения компьютера вирус может активизироваться и начать выполнять вредные действия по уничтожению программ и данных. Активизация вируса может быть связана с различными событиями: наступлением определенной даты или дня недели, запуском программы, открытием документа и некоторыми другими.

По «среде обитания» вирусы можно разделить на файловые вирусы, макровирусы и сетевые вирусы.

Файловые вирусы внедряются в программы и активизируются при их запуске. После запуска зараженной программы вирусы находятся в оперативной памяти компьютера и могут заражать другие файлы до момента выключения компьютера или перезагрузки операционной системы.

Макровирусы заражают файлы документов, например текстовых документов. После загрузки зараженного документа в текстовый редактор макровирус постоянно присутствует в оперативной памяти компьютера и может заражать другие документы. Угроза заражения прекращается только после закрытия текстового редактора.

Сетевые вирусы могут передавать по компьютерным сетям свой программный код и запускать его на компьютерах, подключенных к этой сети. Заражение сетевым вирусом может произойти при работе с электронной почтой или при «путешествиях» по Всемирной паутине.

Наибольшую опасность создают почтовые сетевые вирусы, которые распространяются по компьютерным сетям во вложенных в почтовое сообщение файлах. Активизация почтового вируса и заражение компьютера может произойти при просмотре сообщения электронной почты.

Лавинообразная цепная реакция распространения почтовых вирусов базируется на том, что вирус после заражения компьютера начинает рассылать себя по всем адресам электронной почты, которые имеются в электронной адресной книге пользователя.

Например, даже если в адресных книгах пользователей имеются только по два адреса, почтовый вирус, заразивший компьютер одного пользователя, через три рассылки поразит компьютеры уже восьми пользователей (рис. 2.35).

Рис. 2.35. Лавинообразное заражение компьютеров почтовым вирусом


Всемирная эпидемия заражения почтовым вирусом началась 5 мая 2000 года, когда десятки миллионов компьютеров, подключенных к глобальной компьютерной сети Интернет, получили почтовое сообщение с привлекательным названием ILOVEYOU (англ. «Я люблю тебя»). Сообщение содержало вложенный файл, являющийся вирусом. После прочтения этого сообщения получателем вирус заражал компьютер и начинал разрушать файловую систему.


Антивирусные программы. В целях профилактической защиты от компьютерных вирусов не рекомендуется запускать программы, открывать документы и сообщения электронной почты, полученные из сомнительных источников и предварительно не проверенные антивирусными программами.

Наиболее эффективны в борьбе с компьютерными вирусами антивирусные программы. Антивирусные программы используют постоянно обновляемые списки известных вирусов, которые включают название вирусов и их программные коды. Если антивирусная программа обнаружит компьютерный код вируса в каком-либо файле, то файл считается зараженным вирусом и подлежит лечению, т. е. из него удаляется программный код вируса. Если лечение невозможно, то зараженный файл удаляется целиком (рис. 2.36).

Рис. 2.35. Заражение файла компьютерным вирусом т его лечение с использованием антавирусной программы

 

Для периодической проверки компьютера используются антивирусные сканеры, которые после запуска проверяют файлы и оперативную память на наличие вирусов и обеспечивают нейтрализацию вирусов.

Антивирусные сторожа (мониторы) постоянно находятся в оперативной памяти компьютера и обеспечивают проверку файлов в процессе их загрузки в оперативную память.

1. К каким последствиям может привести заражение компьютера компьютерными вирусами?

2. Какие типы компьютерных вирусов существуют, чем они отличаются друг от друга, и какова должна быть профилактика заражения?

3. Каким способом антивирусные программы обнаруживают компьютерные вирусы и обеспечивают их нейтрализацию?

 

2.17. Задание с фиксированным ответом. Попробуйте подсчитать, какое количество компьютеров будет заражено почтовым вирусом после его четвертой саморассылки, если в адресных книгах всех пользователей содержится по 10 адресов электронной почты.

 

Практические работы компьютерного практикума, рекомендуемые для выполнения в процессе изучения главы 2

 


Компьютерный практикум

 

№ 2: Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера

№ 3:  Работа с файлами с использованием файлового менеджера

№ 4:  Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты

№ 5:  Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши

№ 6: Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы

№ 7: Защита от вирусов: обнаружение и лечение


Наверх


Начало | Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Практикум | Словарь терминов | Содержание | От Автора

 Электронный учебник©

Бабий Даниил

2008 год