|
Вычисление количества информации с помощью калькулятора
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой и электронным калькулятором.
Цель работы. Овладеть навыками сложных вычислений, в том числе вычисления степени числа 2 с натуральным показателем, для перевода единиц количества информации. Задание. Вычислить: • какое количество информации в битах содержится в 1 гигабайте; • информационный объем гибкого диска 1 457 664 байтов выразить в мегабайтах. Указания по выполнению работы. Минимальной единицей измерения количества информации является бит, а кратные единицы (байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт и т. д.) образуются путем умножения на коэффициент 2n, где n = 3, 10, 20 и т. д. Поэтому наиболее простым способом перевода количества информации из одних единиц в другие с использованием калькулятора является умножение или деление на 2n. В электронном калькуляторе для этого можно использовать кнопку {X^Y}, которая обеспечивает возведение числа X в степень Y (в нашем случае X = 2, Y = n).
Для перевода более крупных единиц измерения в более мелкие заданное значение необходимо умножать на коэффициенты 2n: 1 Гбайт = 1*210*210*210*23 бит. 1. Запустить электронный калькулятор NumLock Calculator командой [Программы-NumLock Calculator]. 2. Ввести числа и арифметические операции с помощью кнопок. Для ввода операции возведения числа 2 в степень 10 необходимо последовательно щелкнуть по кнопкам 2, х^у, 1, 0, =. 3. В окне вычислений калькулятора появится последовательность введенных чисел и арифметических операций и результат: 8589934592, т. е. 1 Гбайт = 8 589 934 592 бит.
Для перевода более мелких единиц измерения в более крупные заданное значение необходимо делить на коэффициенты 2n: 1 457 664 байт = 1457664/210/210 Мбайт. 4. Очистить окно вычислений щелчком по кнопке С.Ввести числа и арифметические операции с помощью кнопок. 5. В окне вычислений калькулятора появится последовательность введенных чисел и арифметических операций и результат: 1,39013671875, т. е. информационный объем гибкого диска примерно равен 1,39 Мбайт.
Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой и клавиатурным тренажером, который содержит многоуровневую систему упражнений для обучения десятипальцевому вводу информации на русской раскладке клавиатуры.
Цель работы. Добиться уверенного ввода текстовой и числовой информации с клавиатуры с помощью десятипальцевого ввода на русской раскладке клавиатуры. Задание. С использованием клавиатурного тренажера научиться вводить с помощью десятипальцевого метода все буквы русского алфавита и цифры.
Выберем русскую раскладку клавиатуры. 1. Запустить клавиатурный тренажер BabyType. Активизировать пункт Раскладка и в появившемся списке выбрать пункт Русская.
Ознакомимся с правильным расположением пальцев рук на клавишах клавиатуры в режиме десятипальцевого ввода. 2. Активизировать пункт Демонстрация. Появится окно, в котором показано правильное расположение пальцев рук в режиме десятипальцевого ввода. Пальцы правой руки (указательный, средний, безымянный и мизинец) должны быть расположены последовательно на клавишах {о}, {л}, {д}, {ж}.
Требуемая скорость ввода символов задается забавными анимированными персонажами в строке символов. В информационной строке выводится информация об используемом уровне сложности, количестве введенных символов и совершенных ошибок. Достичь требуемых навыков десятипальцевого ввода можно путем успешного выполнения упражнений на выбранном уровне и последовательного перехода на следующие, более сложные уровни.
Работа с файлами с использованием файлового менеджера
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой и файловым менеджером, который использует две панели для отображения каталогов и файлов и позволяет осуществлять операции над файлами с использованием как клавиатуры, так и мыши.
Цель работы. Научиться выполнять операции над файлами и папками, а также проводить их архивацию. Задание 1. На гибком магнитном диске создана иерархическая файловая система, изображенная на рис. 2.28. Осуществить просмотр содержимого диска в форме списка и в форме дерева каталогов. Задание 2. Создать каталог Школа и скопировать в него файлы Сочинение.doc и Класс.bmp. Задание 3. Заархивировать для уменьшения информационного объема файлы Сочинение.doc и Класс.bmp, находящиеся в каталоге Школа.
Осуществим просмотр содержимого диска в форме списка и в форме дерева каталогов. 1. Для просмотра содержимого диска в форме списка активизировать левую панель щелчком мышью по панели и выбрать логический диск А: щелчком по кнопке диска. На левой панели появится список каталогов, находящихся в корневой папке диска А:. 2. Для просмотра содержимого диска в форме дерева каталогов активизировать правую панель нажатием клавиши {Tab} на клавиатуре и выбрать логический диск А: из раскрывающегося списка логических имен дисков. 3. Ввести команду [Вид-Дерево]. На правой панели появится дерево каталогов диска А:.
Создадим каталог Школа и скопируем в него файл Сочинение.doc из каталога Документы и файл Класс.bmp из подкаталога Фото каталога Изображения. 1. Для создания новой папки на правой панели активизировать корневую папку и щелкнуть по кнопке F7 Каталог. На появившейся диалоговой панели ввести имя папки Школа. Для копирования первого файла на правой панели двойным щелчком мышью открыть каталог Документы и с помощью мыши перенести файл Сочинение.doc на правую панель в папку Школа. Для копирования второго файла на правой панели двойным щелчком мышью открыть каталог Изображения, а затем — вложенный каталог Фото. С помощью мыши перенести файл Класс.bmp на правую панель в папку Школа. 2. На левой панели щелчком мышью открыть папку Школа. Появится список файлов, скопированных в эту папку, содержащий данные об информационном объеме файлов, дате и времени их создания.
Для уменьшения информационного объема заархивируем файлы Сочинение.doc и Класс.bmp. 1. Для архивации файлов сначала щелкнуть мышью по именам файлов, а затем выделить их нажатием клавиши {Insert} на клавиатуре. 2. Ввести команду [Файл-Упаковатъ...]. На появившейся диалоговой панели Упаковка файлов установить параметры архивации и щелкнуть по кнопке ОК.
3. Процесс архивации будет отображаться с помощью информационного окна. В результате архивации будет получен файл Школа.zip, информационный объем которого будет примерно в три раза меньше суммарного информационного объема исходных файлов Сочинение.doc и Класс.bmp.
Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой, дискета.
Цель работы. Научиться работать с носителями информации на примере гибкого магнитного диска. Задание 1. Отформатировать дискету методом полного форматирования. Задание 2. Проверить дискету на наличие ошибок в файловой системе. Задание 3. Осуществить дефрагментацию дискеты.
1. Открыть папку Мой компьютер щелчком по значку Мой компьютер. Щелкнуть правой кнопкой мыши по значку гибкого магнитного диска. В контекстном меню выбрать пункт Форматировать. 2. На открывшейся диалоговой панели Форматирование с помощью переключателя Способ форматирования выбрать пункт Полное. В поле Метка можно ввести название диска. Для получения сведения о результатах форматирования установить флажок Вывести отчет о результатах. Щелкнуть по кнопке Начать.
3. После окончания форматирования диска появится информационная панель Результаты форматирования. Доступный для размещения файлов информационный объем диска равен 2847 кластеров (секторов).
1. Запустить служебную программу Проверка диска командой [Пуск-Программы-Стандартные-Служебные-Проверка диска]. 2. На появившейся диалоговой панели Проверка диска выбрать диск для проверки из списка. С помощью переключателя Проверка выбрать тип проверки Стандартная или Полная. Начать проверку щелчком по кнопке Запуск. В нижней части диалоговой панели ход проверки будет отображаться с помощью индикатора.
3. После окончания проверки появится информационная панель Результаты проверки диска, на котором будет отображена информация о результатах проверки.
1. Запустить служебную программу Дефрагментация диска командой [Пуск-Программы-Стандартные-Служебные-Дефрагментация диска]. 2. Диалоговая панель Выбор диска позволяет выбрать диск, нуждающийся в процедуре дефрагментации.
После щелчка по кнопке ОК появится панель Дефрагментация диска. 3. Процесс дефрагментации диска можно визуально наблюдать, если щелкнуть по кнопке Сведения. Каждый квадратик соответствует одному сектору, при этом неоптимизированные, уже оптимизированные, а также считываемые и записываемые в данный момент секторы имеют различные цвета.
Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой, линейка. Цель работы. Определить разрешающую способность мыши. Задание. Узнать установленную разрешающую способность экрана монитора и определить разрешающую способность мыши. Использовать для вычислений электронный калькулятор. Указания по выполнению работы. Переместить указатель мыши на определенное количество точек (например, от одного края экрана до другого) и измерить с помощью линейки расстояние, на которое переместится мышь по поверхности стола. Перевести расстояние из сантиметров в дюймы и разделить количество точек на расстояние в дюймах.
Узнаем разрешающую способность экрана монитора.
1. Щелкнуть правой кнопкой мыши по Рабочему столу и в
контекстном меню выбрать пункт Свойства.
На открывшейся диалоговой панели Свойства:Экран перейти на вкладку Параметры.
Определим разрешающую способность координатного устройства ввода (например, мыши). 2. Установить указатель мыши на экране монитора в крайнее левое положение, а нулевое деление линейки совместить с центром мыши. Переместить указатель мыши на экране монитора в крайнее правое положение и считать с линейки положение центра мыши. Указатель мыши переместится по экрану на 1024 точки, а измеренное расстояние, на которое переместится мышь, будет равно, например, 5,5 см. 3. Запустить стандартное приложение Калькулятор командой [Пуск-Программы-Стандартные-Калъкулятор] и произвести вычисления: расстояние, на которое переместилась мышь, равно в дюймах: 5,5 см : 2,54 см/дюйм ~ 2,2 дюйма; разрешающая способность мыши: 1024 точки : 2,2 дюйма ~ 465 точек/дюйм.
Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой. Цель работы. Научиться работать с графическим интерфейсом операционной системы, использующим различные управляющие элементы. Задание. С использованием диалоговой панели Дата и время: • определить день недели, в который вы родились; • определить разницу во времени между местом вашего проживания и Гринвичем.
С помощью календаря, встроенного в операционную систему, определим день недели, в который вы родились.
1. Осуществить двойной щелчок по значку Часы на панели задач. Выбор в поле даты рождения позволяет определить день недели.
2. В целях сохранения установки правильной текущей даты щелкнуть по кнопке Отмена. С помощью часов, встроенных в операционную систему и показывающих время в различных часовых поясах, определим разницу во времени между вашим местом жительства и Гринвичем.
3. Осуществить двойной щелчок по значку Часы на панели
задач.
Разница во времени составляет +3 часа, т. е. в Москве на 3 часа больше, чем в Гринвиче. 4. В целях сохранения установки правильного часового пояса щелкнуть по кнопке Отмена.
Защита от вирусов: обнаружение и лечение
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой, дискета с файлами.
Цель работы. Научиться использовать антивирусные программы для проверки компьютера на наличие вирусов и его излечения. Задание. Проверить дискету на наличие вирусов с использованием антивирусной программы.
Произведем настройки режима обнаружения вирусов и лечения файлов антивирусным сканером Антивирус Касперского. 1. Запустить антивирусный сканер Антивирус Касперского.
Ввести команду [Настройки-Поиск вирусов-уровень безопасности-настройки].
2. На появившейся диалоговой панели Настройки Антивируса Касперского
выбрать вкладку Типы и установить переключатель Режим проверки в положение
Все файлы.
Установить флажки Файлы, в архивах, Упакованные
файлы и Почтовые файлы. 3. Выбрать вкладку Действия и при нажатой кнопке Для инфицированных установить переключатель в положение Вылечить.
Щелкнуть по кнопке Для неизлечимых и установить переключатель в положение Удалить. Щелкнуть по кнопке Для подозрительных и установить переключатель в положение Информировать. Выберем объект (диск, папку или файл) для проверки на наличие вирусов. 4. В окне приложения выбрать диск для проверки щелчком по значку Диск 3,5 (А). Щелчком по кнопке Пуск начать проверку. После окончания проверки ознакомимся с ее результатами: наличием и количеством инфицированных, вылеченных и удаленных файлов. 5. Щелкнуть по кнопке Статистика.В окне приложения появится информация о количестве проверенных файлов, об обнаруженных вирусах и выполненных действиях по их удалению.
Кодирование текстовой информации
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой.
Цель работы. Научиться определять числовые коды символов, вводить символы с помощью числовых кодов и осуществлять перекодировку русскоязычного текста в текстовом редакторе. Задание 1. В текстовом редакторе Word определить числовые коды нескольких символов: • в кодировке Windows; • в кодировке Unicode (Юникод). Задание 2. В текстовом редакторе Блокнот ввести с помощью числовых кодов последовательность символов в кодировках Windows и MS-DOS. Задание 3. В текстовом редакторе Hieroglyph представить слово «Кодировка» в пяти различных кодировках: Windows, MS-DOS, КОИ-8, Mac, ISO.
1. Запустить текстовый редактор Word командой [Программы-Microsoft Word]. 2. Ввести команду [Вставка-Символ...]. На экране появится диалоговая панель Символ. Центральную часть диалоговой панели занимает таблица символов.
(В других версиях Word вид диалоговой панели Символ может быть другим.) 3. Для определения десятичного числового кода символа в кодировке Windows с помощью раскрывающегося списка из: выбрать тип кодировки кириллица (дec). 4. В таблице символов выбрать символ (например, прописную букву «А»). В текстовом поле Код знака: появится десятичный числовой код символа (в данном случае 192).
5. Для определения шестнадцатеричного числового кода символа в кодировке
Unicode с помощью раскрывающего 6. В таблице символов выбрать символ (например, прописную букву «А»). В текстовом поле Код знака: появится шестнадцатеричный числовой код символа (в данном случае 0410). 7. С помощью электронного калькулятора перевести шестнадцатеричный числовой код в десятичную систему счисления: 041016 = 104010.
1. Запустить стандартное приложение Блокнот командой [Программы-Стандартные-Блокнот]. 2. С помощью дополнительной цифровой клавиатуры принажатой клавише {Alt} ввести число 0224, отпустить клавишу {Alt}, в документе появится символ «а». Повторить процедуру для числовых кодов от 0225 до 0233, в документе появится последовательность из 12 символов «абвгдежзий» в кодировке Windows.
3. С помощью дополнительной цифровой клавиатуры при
нажатой клавише {Alt} ввести число 224, в документе
появится символ «р». Повторить процедуру для числовых кодов от 225 до 233, в документе появится последовательность из 12 символов «рстуфхцчшщ» в кодировке
MS-DOS. Перекодирование русскоязычного текста в тексто вом редакторе Hieroglyph 1. Запустить текстовый редактор Hieroglyph командой [Программы-Hieroglyph]. 2. В раскрывающемся списке исходных кодировок выбрать кодировку WIN и ввести текст «Кодировка Windows». 3. Скопировать текст четыре раза. Для каждой строки выделить ее, выбрать конечную кодировку в раскрывающемся списке (DOS, KOI, Mac и ISO), щелкнуть по кнопке Перевод кодировки. Для каждой кодировки отредактировать ее название.
В результате получим пять строк символов в различных кодировках, соответствующих одной и той же последовательности числовых кодов.
Создание визитных карточек на основе шаблона
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой.
Цель работы. Научиться создавать документы с использованием шаблонов. Задание. Создать на основе существующего шаблона Визитная карточка документ, содержащий на стандартном листе А4 десять ваших визитных карточек.
1. запустить интегрированное офисное приложение Star-Office (OpenOffice) командой [Программы-StarOffice]. 2. Для создания нового документа на основе шаблона необходимо ввести команду [Файл-Создать-Из шаблонов...]. 3. На появившейся панели Создать выбрать в окне Категории: набор шаблонов (Personal Correspondens&Documents), а в окне Шаблоны выбрать конкретный шаблон (Визитная карточка).
4. В окне приложения откроется шаблон, содержащий 10 экземпляров визитных карточек.
5. Внести в левую верхнюю карточку собственные данные и щелкнуть по кнопке
Обновить данные. Новые данные будут внесены во все карточки. 6. Сохранить шаблон ваших визитных карточек в файле card.vor, в который при необходимости можно будет вносить изменения. 7. Напечатать визитные карточки (если это возможно).
Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой.
Цель работы. Научиться устанавливать параметры страницы, вставлять колонтитулы и номера страниц. Задание. Создать документ на основе пустого шаблона Новый документ и установить следующие параметры страницы: • ориентация книжная, стандартный лист А4, верхнее и нижнее поля — 2,5 см, левое и правое поля — 2 см; • верхний колонтитул должен содержать вашу фамилию и имя; • номер страницы должен располагаться внизу с выравниванием по центру.
1. Запустить текстовый редактор Word командой [Программы-Microsoft Word]. Создать новый документ с помощью команды [Файл-Создать...]. 2. Ввести команду [Файл-Параметры страницы...]. Появится диалоговая панель Параметры страницы с тремя вкладками: Поля, Размер бумаги, Источник бумаги. Установим параметры страницы. 3. На вкладке Поля установить книжную ориентацию страницы с помощью графического переключателя Ориентация:.
Задать размеры полей с помощью счетчиков Верхнее:, Нижнее:, Левое: и Правое:. 4. На вкладке Размер бумаги с помощью раскрывающегося списка Размер бумаги выбрать формат стандартного листа А4. Установим параметры колонтитулов и вставим текст верхнего колонтитула. 5. На вкладке Источник бумаги установить расстояния от краев страницы до колонтитулов с помощью счетчиков От края: до верхнего колонтитула: и до нижнего колонтитула: 6. Для ввода текста в колонтитулы необходимо дать команду [Вид-Колонтитулы] и ввести в верхний колонтитул фамилию и имя. Установим параметры расположения и формат номера страницы. 7. На вкладке Источник бумаги щелкнуть по кнопке Нумерация строк.... На появившейся диалоговой панели Нумерация строк установить флажок Добавить нумерацию строк и с помощью счетчиков уточнить параметры установки номеров страниц.
8. Ввести команду [Вставка-Номера страниц...] и на диалоговой панели Номера страниц с помощью раскрывающихся списков задать положение номера и тип его выравнивания.
9. Щелкнуть по кнопке Формат... и на появившейся диалоговой панели установить формат номера.
Вставка в документ формул
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной
системой.
Цель работы. Научиться вставлять в документ физические и математические формулы с использованием Редактора формул (Microsoft Equation), встроенного в текстовый редактор. Задание. Вставить в документ формулу закона Ома и формулу определения корней квадратного уравнения.
1. Запустить текстовый редактор Word командой [Программы-Microsoft Word]. Создать новый документ с помощью команды [Файл-Создать...]. Вызвать Редактор формул (Microsoft Equation). 2. Для вставки в документ формулы необходимо ввести команду [Вставка-Объект...], появится диалоговая панель Вставка объекта. На вкладке Создание в списке Тип объекта: выбрать пункт Microsoft Equation 3.0 и щелкнуть по кнопке ОК.
3. В тексте документа появится рамка для ввода формулы, а в окне документа — панель инструментов Редактора формул.
Вставим в документ формулу закона Ома. 4. Внутри рамки для ввода формул ввести на латинской клавиатуре левую часть формулы и знак равенства: I=. На панели инструментов Редактора формул щелкнуть по кнопке Шаблоны дробей и радикалов. На открывшейся панели выбрать кнопку с изображением дроби и щелкнуть по ней. В рамке для ввода формулы появится заготовка дроби, в которую ввести знаки U и R. 5. В результате в рамке для ввода формул появится формула закона Ома.
Вставим в документ формулу определения корней квадратного уравнения.
6. Внутри рамки для ввода формул ввести на латинской клавиатуре левую часть формулы и
знак равенства: x=.
7. В рамке для ввода формулы появится заготовка дроби. Ввести в нее числитель и знаменатель.
Для ввода квадратного корня щелкнуть по соответствующей кнопке на панели Шаблоны
дробей и радикалов.
Форматирование символов и абзацев
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной
системой.
Цель работы. Научиться устанавливать в документе различные параметры форматирования символов и абзацев. Задание 1. Ввести в документ строки и отформатировать их по указанным в самих строках образцам (шрифт, размер, начертание и цвет): Times New Roman, 14, курсив, красный, 102
Arial, 8, полужирный подчеркнутый, зеленый, 102
Courier New, 10, полужирный курсив, синий
Задание 2. Ввести в документ абзацы и отформатировать их по указанным в самих абзацах образцам (выравнивание, отступы первой строки, отступы абзаца целиком, междустрочные интервалы и интервалы между абзацами):
Абзац с выравниванием по ширине, отступ слева 6 см, шрифт Times New Roman, размер 12 пт, обычный
Абзац с выравниванием по центру, шрифт Arial, размер 14 пт, полужирный
Абзац с выравниванием по левому краю, отступ первой строки 1,25 см, шрифт Courier New, размер 10 пт, курсив, подчеркнутый
1. Запустить текстовый редактор Word командой [Программы-Microsoft Word]. Создать новый документ с помощью команды [Файл-Создать...]. 2. Ввести в документ указанные в задании 1 строки.
3. Для форматирования шрифта ввести команду [Формат-Шрифт...], откроется
диалоговая панель Шрифт.
4. Установить верхний (102) и нижний (102) индексы с помощью флажков верхний индекс и нижний индекс группы Видоизменение.
1. Запустить текстовый редактор Word командой [Программы-Microsoft Word]. Создать новый документ с помощью команды [Файл-Создать...]. 2. Ввести в документ указанные в задании 2 абзацы. 3. Для форматирования абзаца ввести команду [Формат-Абзац...].
На появившейся диалоговой панели Абзац на вкладке Отступы и интервалы установить тип выравнивания с помощью раскрывающегося списка Выравнивание:. 4. Для установки типа отступа первой строки абзаца выбрать необходимое значение в раскрывающемся списке первая строка: и установить конкретное числовое значение отступа с помощью счетчика на:. 5. Для задания отступов абзаца целиком от границ полей страницы выбрать нужное значение отступов с помощью счетчиков Отступ слева: и справа:. Для того чтобы текст выходил на левое (правое) поле страницы, задать отрицательное значение отступа. 6. Междустрочный интервал выбрать с помощью раскрывающегося списка междустрочный:. 7. Интервалы перед и после абзаца установить с помощью счетчиков Интервал перед: и после:.
Создание и форматирование списков
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой.
Цель работы. Научиться создавать маркированные, нумерованные и многоуровневые списки. Задание. Создать маркированный (см. рис. 3.11), нумерованный (см. рис. 3.12) и многоуровневый (см. рис. 3.13) списки.
1. Запустить текстовый редактор Word командой [Программы-Microsoft Word]. Создать новый документ с помощью команды [Файл-Создать...]. Вставим в документ и отформатируем маркированный список. 2. Ввести команду [Формат-Список...] и на диалоговой панели Список на вкладке Маркированный с помощью графического переключателя выбрать внешний вид списка.
Для детальной установки параметров списка щелкнуть по кнопке Изменить.
3. На диалоговой панели Изменение маркированного списка
с помощью графического переключателя Знак маркера С помощью счетчика Положение маркера отступ: установить отступ списка. С помощью счетчиков Положение текста табуляция после: и отступ: установить отступ текста списка от маркера.
Вставим в документ и отформатируем нумерованный список. 4. Ввести команду [Формат-Список...] и на диалоговой панели Список на вкладке Нумерованный с помощью графического переключателя выбрать внешний вид списка.
Для детальной установки параметров списка щелкнутьпо кнопке Изменить.
Вставим в документ и отформатируем многоуровневый список, на первом уровне которого находится нумерованный список, а на втором — маркированный. 5. Ввести команду [Формат-Список...] и на диалоговой панели Список на вкладке Многоуровневый с помощью графического переключателя выбрать внешний вид списка.
Для детальной установки параметров списка щелкнуть по кнопке Изменить. 6. На панели Изменение многоуровневого списка уточнить порядок нумерации списка, отступы элементов списка, параметры шрифта, используемого для нумерации, и др.
Вставка оглавления в документ, содержащий заголовки
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой.
Цель работы. Научиться создавать оглавления к сочинениям по литературе и
рефератам по предметам.
1. Запустить текстовый редактор Word командой [Программы-Microsoft Word]. Создать новый документ с помощью команды [Файл-Создатъ...] и ввести текст сочинения. Отформатируем названия глав и параграфов путем установки для них различных стилей заголовков. 2. Выделить в сочинении название главы, в раскрывающемся списке Стиль выбрать Заголовок 1 и щелкнуть мышью. Повторить эту процедуру для всех названий глав. 3. Выделить в сочинении название параграфа, в раскрывающемся списке Стиль выбрать Заголовок 2 и щелкнуть мышью. Повторить эту процедуру для всех названий параграфов.Вставим в документ оглавление. 4. Ввести команду [Вставка-Ссылка-Оглавление и указатели...]. На диалоговой панели Оглавление и указатели выбрать вкладку Оглавление.Установить флажки Показать номера страниц и Номера страниц по правому краю. Установить с помощью счетчика Уровни: количество уровней заголовков (2 — главы и параграфы).
5. Для изменения внешнего вида оглавления щелкнуть покнопке Изменить. 6. Щелкнуть по кнопке ОК, оглавление будет вставлено в документ.
Вставка в документ таблицы,ее форматирование и заполнение данными
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой.
Цель работы. Научиться вставлять в документ таблицы, настраивать их внешний вид и вставлять данные (текст, изображения, числа и формулы). Задание. Вставить в документ таблицу, настроить ее внешний вид и заполнить данными, включая вычисления по формуле (см. табл. 3.7).
1. Запустить текстовый редактор Word командой [Программы-Microsoft Word]. Создать новый документ с помощью команды [Файл-Создать...]. Вставим в документ таблицу, состоящую из определенного количества строк и столбцов. 2. Вставить в документ таблицу при помощи команды [Таблица-Вставитъ таблицу...]. На панели Вставка таблицы указать в соответствующих полях ввода количество столбцов (3) и строк (6) в создаваемой таблице.
Отформатируем таблицу по образцу (см. табл. 3.7). 3. Автоматическое форматирование внешнего вида таблиц производится с помощью команды [Таблица-Автоформат...].
Диалоговая панель Автоформат таблицы предоставляет возможность выбора стиля оформления с помощью списка Стили таблиц:, содержащего несколько десятков вариантов оформления таблицы. Внешний вид выбранных вариантов оформления можно просматривать в окне Образец. 4. Форматирование таблицы вручную можно выполнить с помощью команды [Формат-Границы и заливка...]. Диалоговая панель Границы и заливка позволяет выбрать требуемые параметры.
На вкладке Граница можно задать тип границы (Нет, Сетка, Рамка и др.), тип и ширину линий границы. На вкладке Заливка можно задать цвет фона ячеек или выбрать узор. Введем в таблицу данные (текст, изображения и числа).
5. Вставить в ячейки таблицы данные. 6. Вставить в последнюю ячейку третьего столбца таблицы формулу суммирования с помощью команды [Таблица-Формула...]. На диалоговой панели Формула ввести в поле Формула: функцию =SUM(ABOVE), суммирующую числа, находящиеся в вышележащих ячейках.
Создание гипертекстового документа
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой.
Цель работы. Научиться создавать гипертекстовые документы. Задание. Создать гипертекстовый документ (см. рис. 3.14) и в готовом документе провести апробацию работы с гипертекстом.
Создадим документ, содержащий 4 страницы. 1. Запустить текстовый редактор Word командой [Программы-Microsoft Word]. Создать новый документ с помощью команды [Файл-Создатъ...]. 2. Ввести команду [Вставка-Разрыв...].На диалоговой панели Разрыв установить переключатель Начать в положение новую страницу. Повторить процедуру еще два раза.
Создадим на второй, третьей и четвертой страницах документа закладки Закладка 1, Закладка 2 и Закладка 3.
3. На второй странице ввести текст Закладка 1 и выделить его.
Ввести команду [Вставка-Закладка...].
На первой странице создадим гиперссылки на вторую, третью и четвертую страницы. 4. На первой странице ввести строки Страница 2, Страница 3 и Страница 4, которые будут указателями гиперссылок. 5. Для создания гиперссылки выделить указатель ссылки Страница 1 и ввести команду [Вставка-Гиперссылка...]. На диалоговой панели Добавление гиперссылки с помощью графического переключателя Связать с: выбрать местом в документе.
В окне Выберите место в документе: выделить закладку Вторая_страница и щелкнуть по кнопке ОК. Повторить процедуру еще два раза для вставки гиперссылок на вторую и третью страницы. Проведем апробацию работы с гипертекстовым документом. 6. Для представления документа в виде, удобном для апробации технологии гипертекста, ввести команду [Вид-Масштаб...]. На диалоговой панели Масштаб с помощью счетчика Произвольный: подобрать такой масштаб, чтобы в окне текстового редактора умещались сразу все четыре страницы документа.
7. Последовательно щелкнуть мышью при нажатой клавише {Ctrl} по гиперссылкам на первой странице. Убедиться, что курсор перемещается на соответствующие страницы документа.
Перевод текста с помощью компьютерного словаря
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной
системой.
Цель работы. Научиться использовать компьютерные словари для перевода текстов.
1. Запустить текстовый редактор Word командой [Программы-Microsoft Word]. Создать новый документ с помощью команды [Файл-Создатъ...]. 2. Ввести английское предложение, выделить его и скопировать в буфер обмена командой [Правка-Копироватъ]. 3. Запустить компьютерный англо-русский словарь Sokrat командой [Программы-Sokrat]. Вставить предложение из буфера обмена командой Вставить. 4. Последовательно подвести указатель мыши к словам английского предложения и с помощью появляющихся русских переводов перевести предложение целиком.
5. Для перевода английских текстов можно также использовать встроенный словарь,
который запускается командой Словарь.
Сканирование и распознавание бумажного текстового документа
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной
системой, сканер.
Цель работы. Научиться сканировать бумажные тексты и преобразовывать их в компьютерные текстовые документы с помощью систем оптического распознавания. Задание. Отсканировать и преобразовать в компьютерный текстовый документ страницу учебника.
1. Запустить систему оптического распознавания документов FineReader командой [Программы-ABBYY FineReader]. 2. Положить учебник, открытый на нужной странице, на стекло сканера. 3. В окне системы оптического распознавания щелкнуть по кнопке Сканировать.В появившемся окне сканера щелкнуть по кнопке Сканировать.
4. В окне Проектор программы... появится отсканированное изображение текстовой страницы. Для передачи изображения в систему оптического распознавания щелкнуть по кнопке Принять. 5. В окне системы оптического распознавания появится отсканированное изображение текстовой страницы. Для преобразования графического изображения страницы в текстовый файл щелкнуть по кнопке Распознать.
После окончания процесса распознавания ввести команду [Файл-Сохранить текст как...], выбрать место сохранения, имя и тип полученного текстового файла. 6. Открыть полученный документ в текстовом редакторе и исправить возможные ошибки, допущенные в процессе распознавания.
Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой.
Цель работы. Научиться с помощью калькулятора переводить целые числа из двоичной системы счисления в десятичную и, наоборот, из десятичной в двоичную. Задание 1. Перевести: • восьмизначное целое двоичное число в десятичную систему счисления; • двузначное целое десятичное число в двоичную систему счисления. Задание 2. Перевести десятичное число в восьмеричную, шестнадцатеричную и римскую системы счисления.
Для перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную необходимо установить в качестве исходной системы счисления двоичную, а в качестве конечной — десятичную. 1. Запустить электронный калькулятор NumLock Calculator командой [Программы-NumLock Calculator]. 2. С помощью меню ввести команды [Формат чисел в выражении-Двоичный] и [Формат результата-Десятичный]. Ввести восьмиразрядное двоичное число и щелкнуть по кнопке =.
Для перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную необходимо установить в качестве исходной системы счисления десятичную, а в качестве конечной — двоичную. 3. Очистить окно вычислений щелчком по кнопке С. С помощью меню ввести команды [Формат чисел в выражении-Десятичный] и [Формат результата-Двоичный]. Ввести двухзначное десятичное число и щелкнуть по кнопке =.
Для перевода чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и римскую необходимо установить в качестве исходной системы счисления десятичную, а в качестве конечной последовательно установить восьмеричную, шестнадцатеричную и римскую. 1. Очистить окно вычислений щелчком по кнопке С. С помощью меню ввести команду [Формат чисел в выражении Десятичный] и ввести десятичное число. Затем последовательно ввести команды [Формат результата-Восъмеричный], [Формат результата-Шестнадцатеричный], [Формат результата - Римский].
Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью калькулятора
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой.
Цель работы. Научиться с помощью калькулятора производить арифметические вычисления в различных системах счисления. Задание. Произвести арифметические действия (сложение, вычитание, умножение и деление) над двоичными числами 10102 и 102. Проконтролировать правильность полученных результатов в десятичной системе счисления. Ознакомиться с результатами, полученными в восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.
1. Запустить электронный калькулятор Wise Calculator командой [Программы-Wise Calculator]. 2. Запустить мультисистемный режим работы калькулятора командой [Tools-Multi-Base Calculator...]. 3. Ввести в строку BIN в столбцы А и В двоичные числа 10102 и 102. и установить переключатель в положение А+В. Ознакомиться с результатом сложения заданных чисел в различных системах счисления.
4. Установить переключатель в положение А-В и ознакомиться с результатом вычитания заданных чисел в различных системах счисления.
5. Установить переключатель в положение А*В и ознакомиться с результатом умножения заданных чисел в различных системах счисления.
6. Установить переключатель в положение А/В и ознакомиться с результатом деления заданных чисел в различных системах счисления. Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой.
Цель работы. Научиться использовать: • в формулах электронной таблицы относительные, абсолютные и смешанные ссылки; • производить суммирования значений ячеек в заданном диапазоне с использованием встроенной функции; • устанавливать требуемый формат представления данных в ячейках. Задание 1. В электронных таблицах с использованием в формулах относительных ссылок создать фрагмент таблицы умножения (см. табл. 4.7) Задание 2. В электронных таблицах с использованием в формулах абсолютных ссылок вычислить цены отдельных устройств компьютера и компьютера целиком в рублях, если заданы цены отдельных устройств компьютера в условных единицах и курс доллара к рублю (см. табл. 4.9). Задание 3. В электронных таблицах с использованием в формулах смешанных ссылок вычислить цены отдельных устройств компьютера и компьютера целиком в рублях, если заданы цены отдельных устройств компьютера в условных единицах и курсы доллара и евро к рублю (см. табл. 4.11).
1. Запустить электронные таблицы Excel командой [Программы-Microsoft Excel]. Создать новый документ с помощью команды [Файл-Создать...] и присвоить листу имя Относительные ссылки. Создадим фрагмент таблицы умножения, в которой числа от 1 до 9, хранящиеся в диапазоне ячеек А1:А9, умножаются на числа от 1 до 9, хранящиеся в диапазоне ячеек В1:В9. 2. Ввести в ячейки А1 и В1 число 1, а в ячейку С1 — формулу =А1*В1, содержащую относительные ссылки. 3. Для быстрого ввода последовательностей чисел, различающихся на фиксированную величину (в данном случае на 1), ввести в ячейки А2 и В2 формулы =А1+1 и =В1+1, содержащие относительные ссылки. Скопируем формулы, вычисляющие числа, в нижележащие ячейки с использованием операции заполнения диапазона. 4. Выделить диапазон ячеек А2:А9 и ввести команду [Правка-Заполнить-Вниз].
5. Выделить диапазон ячеек В2:В9 и ввести команду [Правка-Заполнить-Вниз]. Скопируем формулу, вычисляющую произведения чисел, в нижележащие ячейки с использованием операции заполнения диапазона. 6. Выделить диапазон ячеек С1:С9 и ввести команду [Правка-Заполнить-Вниз]. 7. Для отображения в ячейках не чисел, а формул ввести команду [Сервис-Параметры...] и на появившейся диалоговой панели Параметры на вкладке Вид установить флажок формулы.
В результате получим фрагмент таблицы умножения, сначала с отображением в ячейках результатов вычислений по формулам, а затем с отображением формул.
8. Обратить внимание, что при копировании формул, содержащих относительные ссылки, происходило автоматическое увеличение номера строки в относительной ссылке на единицу при смещении формулы на одну строку.
1. Перейти на новый лист и присвоить листу имя Абсолютные ссылки. Величина курса доллара к рублю должна храниться в конкретной ячейке, и поэтому в формулах для вычисления цены в рублях должна быть использована абсолютная ссылка на адрес этой ячейки. 2. Ввести наименования устройств, входящих в компьютер, в столбец А, их цены в условных единицах — в столбец В и курс доллара к рублю — в ячейку Е2. 3. Ввести в ячейку С2 формулу =В2*$Е$2, содержащую относительную ссылку на цену в условных единицах и абсолютную ссылку на курс доллара к рублю. Скопируем формулу, вычисляющую цену в рублях, в нижележащие ячейки с использованием операции заполнения диапазона. 4. Выделить диапазон ячеек С2:С11 и ввести команду [Правка-Заполнить-Вниз]. Подсчитаем в ячейке С12 общую цену компьютера с помощью встроенной функции СУММ(). 5. Сделать активной ячейку С12. Щелкнуть по кнопке Суммирование, будет выделен диапазон ячеек для суммирования, а в ячейку помещена функция =СУММ(С2:С11). Если предложенный диапазон не подходит, перетащить указатель по ячейкам, которые нужно просуммировать. Нажать клавишу {Enter}. Представим цены устройств компьютера и курс доллара к рублю в денежном формате.
6. Выделить диапазон ячеек С2:С12 и ввести команду [Формат-Ячейки...].
7. Для отображения в ячейках не чисел, а формул ввести команду [Сервис-Параметры....] и на появившейся диалоговой панели Параметры на вкладке Вид установить флажок формулы. В результате получим таблицу цен устройств компьютера, сначала с отображением в ячейках результатов вычислений по формулам, а затем с отображением формул.
8. Обратить внимание, что при копировании формул относительные ссылки изменяются, а абсолютные не изменяются.
1. Скопировать лист Абсолютные ссылки и присвоить лис
4. Для отображения в ячейках не чисел, а формул ввести команду [Сервис-Параметры...]
и на появившейся диалоговой панели Параметры на вкладке Вид установить флажок
формулы.
5. Обратить внимание, что при копировании формул относительные ссылки
изменяются, а абсолютные не изменяются. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой.
Цель работы. Научиться создавать таблицы значений функций в заданном диапазоне значений аргумента и с заданным шагом его изменения.
Задание. В электронных таблицах создать таблицы значений квадратичной функции у
= х2 - 3 и функции квадратного корня
1. Запустить электронные таблицы Excel командой [Программы-Microsoft Excel]. Создать новый документ с помощью команды [Файл-Создать...] и присвоить листу имя Функция. Введем значения аргумента функции в первую строку электронных таблиц. 2. В строке значений аргумента в ячейку А1 ввести название строки значений аргумента (например, х), а в ячейку В1 — минимальное значение аргумента (число -4). В ячейку С1 ввести формулу =В1+1. Выделить диапазон ячеек С1:J1 и скопировать формулу во все ячейки этого диапазона с помощью команды [Правка-Заполнитъ-Вправо]. Введем значения функции у = х - 3 во вторую строку электронных таблиц. Ввод формулы для вычисления функции произведем с клавиатуры. 3. В строке значений функции в ячейку А2 ввести название строки функции (например, у = х^2-3).В ячейку В2 ввести формулу =В1^2-3. Выделить диапазон ячеек B2:J2 и скопировать формулу во все ячейки этого диапазона с помощью команды [Правка-Заполнитпъ-Вправо].
Введем значения функции
4. В строке значений функции в ячейку A3 ввести название строки функции (например, y=КОРЕНЬ(x+4)). 5. Выделить ячейку ВЗ и ввести команду [Вставка-Функция...]. На диалоговой панели Мастер функций -шаг 1 из 2 в списке Категория: выбрать вариант Математические, а в списке Выберите функцию: выбрать вариант Корень. Щелкнуть по кнопке ОК.
6. На появившейся панели Аргументы функции в поле Число ввести В1+4. Щелкнуть по кнопке ОК.
7. Выделить диапазон ячеек B3:J3 и скопировать формулу во все ячейки этого диапазона с помощью команды [Правка-Заполнитъ-Вправо]. В результате будет получена таблица значений функций.
8. Для отображения в ячейках не чисел, а формул ввести команду
[Сервис-Параметры...] и на появившейся диалоговой панели Параметры на вкладке Вид установить
флажок формулы. Построение диаграмм различных типов
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой.
Цель работы. Научиться строить линейчатые и круговые диаграммы, а также диаграммы типа график. Задание 1. В электронных таблицах построить на листе с данными линейчатую диаграмму с вертикальными столбцами (гистограмму) с легендой, позволяющую сравнить численность населения в восьми наиболее населенных странах мира (см. табл. 4.13). Задание 2. В электронных таблицах построить на отдельном листе круговую диаграмму без легенды, позволяющую наглядно представить долю цены каждого устройства в общей цене компьютера (см. табл. 4.14).
Задание 3. В электронных таблицах построить на листе с данными графики
квадратичной функции у = х2 - 3 и функции
квадратного корня
1. Запустить электронные таблицы Excel командой [Программы-Microsoft Excel].
Создать новый документ с помощью команды [Файл-Создать...] и присвоить листу имя
Линейчатая диаграмма.
2. Вставить в электронные таблицы данные из табл. 4.13 («Население некоторых
стран мира»). 4. На появившейся диалоговой панели Мастер диаграмм (шаг 1 из 4) в списке Тип: выбрать Гистограмма. Гистограммы могут быть различных видов (плоские, объемные и т. д.), в окне Вид: выбрать плоскую диаграмму. Щелкнуть по кнопке Далее>.
5. На появившейся диалоговой панели Мастер диаграмм (шаг 2 из 4) на вкладке Диапазон данных с помощью переключателя Ряды в: выбрать строках. В окне появится изображение диаграммы, в которой исходные данные для рядов данных и категорий берутся из строк таблицы. Справа от диаграммы появляется легенда, которая содержит необходимые пояснения к диаграмме. Щелкнуть по кнопке Далее>.
6. На появившейся диалоговой панели Мастер диаграмм (шаг 3 из 4) на вкладке Заголовки ввести в соответствующие поля название диаграммы, а также названия оси категорий и оси значений. На других вкладках можно уточнить детали отображения диаграммы (шрифт, цвета, подписи и т. д.). Щелкнуть по кнопке Далее>.
7. На появившейся диалоговой панели Мастер диаграмм (шаг 4 из 4) с помощью переключателя Поместить диаграмму на листе: выбрать имеющемся. Щелкнуть по кнопке Готово.
8. В результате на листе с данными Линейчатая диаграмма получим гистограмму с легендой, изображенную на рис. 4.7.
1. Создать новый документ с помощью команды [Файл-Создать...] и присвоить листу имя Данные для круговой диаграммы. 2. Вставить в электронные таблицы данные из табл. 4.14 («Цены устройств компьютера»). 3. Выделить диапазон ячеек А1:В11, содержащий исходные данные. Запустить Мастер диаграмм с помощью команды [Вставка-Диаграмма...]. 4. На появившейся диалоговой панели Мастер диаграмм (шаг 1 из 4) в списке Тип: выбрать Круговая, а в окне Вид: выбрать плоскую диаграмму. Щелкнуть по кнопке Далее>. 5. На появившейся диалоговой панели Мастер диаграмм (шаг 2 из 4) на вкладке Диапазон данных с помощью переключателя Ряды в: выбрать столбцах. В окне появится изображение диаграммы, в которой исходные данные для рядов данных и категорий берутся из столбцов таблицы. Щелкнуть по кнопке Далее>. 6. На появившейся диалоговой панели Мастер диаграмм (шаг 3 из 4) на вкладке Подписи данных установить флажки имена категорий и доли. На вкладке Легенда убрать флажок Добавить легенду. Щелкнуть по кнопке Далее>. 7. На появившейся диалоговой панели Мастер диаграмм (шаг 4 из 4) с помощью переключателя Поместить диаграмму на листе: выбрать отдельном. Щелкнуть по кнопке Готово. В результате на листе Круговая диаграмма получим круговую диаграмму без легенды, но зато с указанием процентов цен отдельных устройств, изображенную на рис. 4.8.
1. Создать новый документ с помощью команды [Файл-Создатъ...] и присвоить листу имя Диаграмма типа график. 2. Для вставки в электронные таблицы данных воспользоваться результатами практической работы № 22 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». 3. Выделить диапазон ячеек B1:J3, содержащий в качестве исходных данных значения функций. Запустить Мастер диаграмм с помощью команды [Вставка-Диаграмма...]. 4. На появившейся диалоговой панели Мастер диаграмм (шаг 1 из 4) в списке Тип: выбрать График, а в окне Вид: выбрать график с маркерами. Щелкнуть по кнопке Далее>. 5. На появившейся диалоговой панели Мастер диаграмм (шаг 2 из 4) на вкладке Диапазон данных с помощью переключателя Ряды в: выбрать столбцах. 6. На вкладке Ряд выбрать для подписей категорий значения аргумента. В текстовое окно Подписи оси X: ввести данные путем щелчка по кнопке со стрелочкой и выделения в таблице диапазона ячеек В1:Л. Щелкнуть по кнопке Далее>.
7. На появившейся диалоговой панели Мастер диаграмм (шаг 3 из 4) на вкладке Заголовки ввести в соответствующие поля название диаграммы, а также названия оси категорий и оси значений. На других вкладках можно уточнить детали отображения диаграммы (формат осей, наличие и вид сетки и т. д.). Щелкнуть по кнопке Далее>.
8. На появившейся диалоговой панели Мастер диаграмм (шаг 4 из 4) с помощью переключателя Поместить диаграмму на листе: выбрать имеющемся. Щелкнуть по кнопке Готово.
9. В результате на листе Диаграмма типа график получим графики двух функций с
легендой, изображенные на рис. 4.9. |
Бабий Даниил 2008 год |