Помолясь усердно Богу
Мастер сел за стол дубовый.
А в руках кусочек неба
Ловко из железа выбит.
Первые мазки туманны -
Путь художник намечает.
А вторые - долгожданны -
Буйной краской расцветают.

Что было необходимо для производства? Да по материальному счёту ничего особенного: нужны были ножницы, деревянный молоток и кисти с красками.
А по большому счёту ручное производство подносов требовало умелых рук.
Для создания жостовского подноса требовался кузнец (коваль),
шпаклёвщик (грунтовщик) и живописец (рисовальщик).

Кузнец

Кузнец из листового железа, ножницами выкраивал листы нужной формы и размеров. Нарезанное железо выбивал деревянным молотком на чугунной плите, соответствующей форме и размеру будущего подноса. Формы подносов были достаточно разнообразные: прямоугольные, круглые, овальные, «гитарные» или восьмиугольные. Размер тоже варьировался: маленький – «блюдечко», средний – «тазик» и великан – «скатертный». Бортик также требовал от кузнеца внимания, выбивался зубилом и мог быть «простым» или волнистым – «крылатым». В крупных мастерских ручной труд уже не применялся, там подносы, что называется, массово «клепались», т.е. применялись, так называемые «боевые машины», предназначенные для штамповки подносов. Вот такой поднос-заготовка передавался в руки шпаклёвщика. Современное дополнение: В настоящее время процесс изготовления стальных листов-заготовок для подносов
(толщиной до 1 мм), конечно же, механизирован: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера,
а затем на мощном прессе ей придают одну из 30 принятых на фабрике форм.
Но эксклюзивные авторские подносы изготавливаются мастером-ковалем на чугунной форме до сих пор.
И расписываются они не так, как штампованные,
да и стоят соответственно.

Шпаклёвщик

Шпаклёвщик покрывал поднос сначала лаком и отправлял в сушильную печку с t-60-80 градусов. Затем острым ножичком удалял мелкие пылинки, образующие некоторые шероховатости. Далее наносил на поднос несколько слоёв густого грунта (шпаклёвки), который представлял собой сложный состав из сажи и олифы, а потом ещё раз лак, и отправлял на 3-4 часа снова в жаркую печку на просушку. Самый главный секрет Жостова – это лак! До конца его состав не разгадан до сих пор! Но, тем не менее, известно, что главная загадка заключалась в одном из основных ингредиентов. Это копал – природная смола африканского или азиатского происхождения. Надо думать, покупался он на торговых ярмарках у заезжих купцов. Состав «вороного» или «хрустального» лака ценился на вес золота! Это был совершенно особый масляный лак, «который на железе, меди и дереве ни мало не трескается и с которым никакие в России делаемые лаки в доброте и прочности сравниться не могут, даже самый аглицкий лак он превосходит и равняется с китайским». Да и ко всему прочему этот лак, «когда в жаркой печи хорошо иссохнет, то, как зерцало становится». Другими словами от лака зависело, потемнеет ли роспись или сохранит свой цветущий вид и зеркальную поверхность. Подносам, покрытым натуральным растительным лаком, время было ни почём. Когда поднос высыхал, его передавали живописцу. Современное дополнение: Такие операции, как грунтовка и лакировка (как и штамповка подносов на прессе), также механизированы. Для этих целей используются автонапылители: манипулятор и пульверизатор. Что касается лака, то звучит смешно, но в те далёкие годы качество подносов было гарантированно отменным, ведь мастера-то не знали синтетики и работали с экологичными растительными компонентами. А вот что происходит с качеством лака сейчас в «век полимеров» - это вопрос. Поэтому хотя в 50-е годы Жостово ещё работало на натуральном лаке с копалом, в настоящее же время его полностью вытеснили искусственные эпоксидные смолы, с добавлением которых лак медленно сохнет и неприятно пахнет.

Живописец

Живописец делает фон и расписывает поднос. Основной фон жостовсих подносов – чёрный, но бывает и цветным (красный, синий, золотистый, цвета слоновой кости). Инструмент художника – мягкие беличьи кисти (именно такие позволяют вбирать в себя большое количество краски); масляные краски и льняное масло, которым обильно разбавляют краски; палитра и шпатель для смешивания красок; и линейка (муштабель), которая кладётся на бортик подноса и служит подставочкой для рук. Кисти, специально подобранные по длине волоса и по размеру, меняются живописцами каждый месяц.
Да, и конечно же – не обойтись без фантазии и таланта! Мастер пишет исключительно по воображению – образцов нет. Думаю, что проблем в деревне с воображением нет. Стоит выйти за околицу, а там раскинулось душистое луговое разнотравье, наливаются соком спелые ягоды, птицы щебечут в ветвях деревьев и всё такое.

Образцов может и нет, но правила есть - отточенные поколениями семей деревенских художников и связанные с целым рядом очень прочных жостовских традиций. В основе росписи подносов лежит виртуозное мастерство! Начинают обучаться азам росписи с детства, и лишь годам к семнадцати молодой рисовальщик овладевает всеми приёмами кистевого письма. Во время работы над росписью рисовальщик сидит на стуле и держит поднос на коленях. Поднос постоянно вращают во время работы, что помогает осмотреть роспись со всех сторон и оценить композицию с разных точек. Над одним подносом мастер работает 14 дней. «Изюминкой» именно жостовской росписи является мазок – он кладётся в несколько приёмов и называется «долгим», при этом он должен быть и щедро густым, округлым и упругим. Именно мазок придаёт объём знаменитому жостовскому букету, позволяя в буквальном смысле каждому цветку донести до нас свой аромат…

На главную   Назад   Мотивы   Секреты