Народные промыслы
Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций
декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность
такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо уяснить, что
такое народное искусство. Народным называют искусство широких масс. Главной,
определяющей чертой народного искусства является
коллективный характер. Это, прежде всего, проявляется в преемственности
многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков
использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы,
сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами.
Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.
Коллективный характер народного искусства выражается также в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер создает вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живет в таких же условиях, как и он. В декоративно-прикладном искусстве видное место занимают народные художественные промыслы. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.
Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи.
1) Балахнинские кружева.
С незапамятных времен Балахна славилась своими самобытными промыслами и
ремеслами.
Но поистине мировую известность принесло Балахне кружевоплетение, которое
связывают с появлением в России в XVIII в. нитяного кружева. Особое влияние на
балахнинское кружевоплетение оказала Нижегородская и Макарьевская Ярмарки, куда
поставлялись нитки и иноземные кружева. В результате на Балахнинской земле
сформировался новый тип кружева – «балахонский манер». Своеобразность «балахонского
манера» заключалась в легкости тюлевых решеток, на которых располагаются густые
букеты цветов и винограда. Орнамент почти всегда очерчен толстой шелковой нитью,
и внутреннее пространство между лепестками заполнено прозрачной решеткой.
Особенностью балахнинского кружева является многопарная техника плетения – самая сложная и трудоемкая. В ней применяется большое количество пар коклюшек, доходящих до 500 пар. Гордостью мастериц всегда были кружевные шелковые «виноградные» косынки. Шелковая ниточка, протянутая из глубины веков, дает новую жизнь старому промыслу.
2) Городецкая вышивка.
Городецкая золотная
вышивка - это один из самых старинных и уникальных в России видов
высокохудожественного народного искусства. Крупным промысловым центром золотной
вышивки Нижегородской губернии являлся г. Городец. Коротенькая, сборчатая,
веерообразная
душегрея, прикрывавшая только грудь и спину и называемая по-местному
«кафтанчиком», была обычно из вишневого или темно-зеленого бархата с пышным
золотошвейным узором. Традиционным в узоре были - два вазона с букетом из роз,
причудливых цветов, виноградных гроздьев. Узор равномерно заполнял всю переднюю часть душегреи и
рассыпался удлиненными гирляндами по крупным сборам по спине. Как правило, такая
душегрея становилась композиционным центром женского костюма. Особым богатством
и красотой отличался золотошвейный орнамент девичьих и женских головных уборов:
платков, повязок, кокошников, повойников.
Городецкие мастерицы великолепно владели труднейшим ремеслом золотного шитья и тонко чувствовали декоративные возможности металлических нитей разных фактур и круток. Городецкие мастерицы по сей день сохраняют традиции орнамента сказочных «разметных трав» или растительных мотивов, раскрывающих красоту окружающей природы и проникнутых тонкой поэзией.
Чеканный кованый шов «по карте», слегка возвышающийся над узором, подчеркивает упругость и округлость виноградных ягод. Сочетание плотного настила из золотных нитей с разряженными стежками показывает трепещущую нежность лепестков крупных цветов. Длинные тонкие петли листьев и маленькие блестки вместе с просвечивающим ярким фоном шелка создают необычную среду узора, через которую проступают крупные, пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда - излюбленные мотивы городецкой вышивки.
3) Казаковская филигрань.
Один из древнейших
видов художественной обработки металла – скань (от древнерусского - свивать),
или, как еще называют эту разновидность ювелирной техники - филигрань (от
итальянского
filigrana, в свою очередь это слово происходит от латинского слов filum (нитка)
и granum (зерно), поскольку узор иногда выполняется не только из витой
проволоки, но из мельчайших металлических шариков). В России одним из крупнейших центров сканного
производства становится село Казаково Нижегородской области.
Приемником традиций и навыков Казаковской артели стало ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ). Предприятие наследует и развивает богатейшие традиции прошлого, ищет и осваивает все новые виды изделий. Компонуя узор, художники следят не только за соразмерностью его отдельных частей, за плавностью и красотой изгибов крупных и мельчайших элементов, но и за рисунком просветов, поскольку он играет большую роль в построении узора. Находясь в постоянном творческом поиске, художники находят новые мотивы, сочетания. Так пришли к применению золочения, включению в рисунок природных камней, хрусталя, кости, финифти.
Уникальность филигранным изделиям придает то, что все изделия выполняются мастерами вручную. Филигрань изготавливается только в ручную, поэтому каждое изделие уникально. Приобретая казаковские изделия, вы можете быть уверены, что второго такого нигде не встретите.
4) Лысковские узоры.
Строчевышивальный
промысел издавна был широко развит в древнем городе Лыскове и его окрестностях,
особенно, когда у стен Макарьевского монастыря шумела знаменитая
ярмарка. Среди многих кустарных изделий лысковчан, особой любовью и спросом на
ярмарке пользовались изделия, выполненные в технике золотного шитья, шитья «по
выдергу» - так называемого, «лысковского гипюра». Другой наиболее
распространенный прием народной вышивки – это белая строчка, иногда с
добавлением цветного контура. Нередко
строчке сопутствовала белая гладь, которую выполняли плотным высоким настилом.
Многочисленные мотивы из цветов, листьев, бутонов на гибких стеблях
составляли изящный узор.
ЗАО "Лысковские узоры" - это прежняя строчевышивальная фабрика, которая была создана в 1960 году. Орнаментальные формы, разработанные в течение веков народными мастерами - вышивка "решилье", вышивка с характерным растительным узором получили новое применение в изделиях лысковских вышивальщиц. На предприятии специалисты используют машинную вышивку вприкреп со своеобразной фактурой графического рисунка.
5) Ножевой промысел.
Еще с XVI века в
Павловской слободе, что известна сегодня как город Павлово-на-Оке, зародился
металлический промысел. Издревле эти места в России славились мастерами,
изготавливающими холодное оружие, охотничьи ножи, столовые приборы. Павловские
мастера и соседей своих ремеслу обучили - в селе Ворсма тоже стали делать ножи.
Да еще какие! Ручки отделывали и яшмой, и перламутром, и костью. Из поколения в
поколение передаются сказы о том, как на всемирных ярмарках оценивался
ворсменский товар: на одну чашу весов - нож, а на другую - золотые монеты.
Стальные изделия братьев Птициных, Бирютина и Завьялова снискали славу на
всемирных выставках в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге, Берлине, Филадельфии.
Вековые традиции промысла продолжает современное ворсменское предприятие «САРО». Сегодня это предприятие с законченным циклом работ, на котором трудится более 250 человек, освоено и внедрено более 500 видов изделий. Художники завода при разработке ножей используют способы плоской и глубокой ручной гравировки по стали. Мастерами завода освоены методы литья по выплавляемым моделям, а также филигрань для отделки рукоятей ножевых изделий. Специалисты «САРО» создали современные конструкции ножей, разработали и внедрили новые технологии и новые материалы. Восстановлены секреты дамасской стали. В настоящее время г. Ворсма, как российский ножевой центр России, начал новый этап своего развития.
Продолжая лучшие традиции местных мастеров, завод складных ножей осваивает производство художественно оформленных ножевых изделий с применением техник гравировки и глубокого травления, рукоять ножа изготавливается из бука, ореха и бересты с применением техник художественного литья из латуни или серебра.
6) Хохломская роспись.
Золотая хохлома – один
из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков
формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой
частью российской
культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой
деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная
растительно-травная роспись. Символом хохломской росписи стала огненная
жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву
считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода.
Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. В XVII веке промысел формировался вокруг торгового села Хохлома Семёновского уезда, в окрестностях которого жили мастера, в базарные дни привозившие туда свои изделия. Расписанную деревянную посуду стали называть хохломской. Так и сам промысел получил название «хохломского».
7) Семеновская роспись.
Одним из символов России является традиционная
русская матрешка - яркая нарядная красавица с розовыми щечками и алыми розами на
фартучке. Древний
народный промысел изготовления деревянной игрушки с росписью зародился на
талантливой Нижегородской земле в начале XX века. Постепенно, на смену
мастерам-кустарям, точившим и расписывавшим на дому матрешку и игрушки, в
20-50-ые годы прошлого века пришли артели промысловой кооперации. Позднее артели
объединились в крупное промышленное предприятие, оснащенное техникой. Тогда
начала осваиваться точка крупных уникальных матрешек и производство в
промышленных масштабах.
Сегодня, основанная в 1932 году ООО «Семеновская роспись» - одна из старейших фабрик России по производству детской игрушки, сувениров, традиционной русской матрешки.
8) Городецкая
роспись.
Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края.
Он получил
развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ
Городца. Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь
другой – так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без
пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя
городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими,
роспись получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной. Другой важной
отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность.
Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.
Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием синих, красных, белых и черных цветов. В наши дни мастера перешли на масляную краску, сильно расширили цветовую гамму, и уже не расписывают донца прялок, но технология росписи осталась такой же, как и много лет тому назад и те же образы и мотивы присутствуют в их работах.
Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия. Это – декоративные панно, ларцы, шкатулки, разнообразные комплекты для кухни: шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, наборы поставков, а также игрушки, детская мебель. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия городецких мастеров и украшают ими свой дом.
9) Художественная вышивка. Одним
из известных нижегородских промыслов является художественная вышивка.
Она получила развитие в Нижнем Новгороде в 1933 году с созданием
строчевышивальной фабрики «Юнона». Сохраняя древние традиции, фабрика и сегодня
специализируется на разработке и выпуске женской одежды с элементами художественной
вышивки. Ассортимент фабрики достаточно разнообразен: ажурные блузки, изящные
платья, сарафаны, деловые костюмы, элегантные вечерние наряды, шарфы и платки,
золотошвейные шали и палантины. При создании изделий,
художники используют как древнюю традиционную вышивку, так и мотивы городской
вышивки прошлого века. Одним из самых популярных направлений вышивки в
последние годы стал фольклорно-романтический стиль.
Так, наряду со строгими жакетами и классическими блузками, предлагаются модели фольклорного стиля, придающие женскому образу неповторимое очарование. В числе художественных изделий фабрики - вышитые иконы, панно, гербы, постельное белье, полотенца, скатерти, салфетки из натуральных тканей.
10) Художественная обработка металла. С давних времен славился Нижегородский край традициями металлообработки. Одним из центров кузнечного и ножевого промыслов был и остается древний город Павлово, расположенный на берегу красавицы реки Оки. В конце XVII века в Павлово насчитывалось до 50 кузниц. Одним из самых знаменитых был оружейный промысел. Позднее промысел металлообработки нашел свое развитие в производстве предметов бытового назначения: ножей, замков, ножниц. В числе современных экспонатов – нож «невидимка» и «подкованная» золотая механическая блоха.
Славные традиции
металлообработки сегодня продолжает ОАО «Павловский ордена Почета завод
художественных металлоизделий им. Кирова». Он является крупнейшим в России
производителем столовых приборов из нержавеющей стали
- ложек, вилок, ножей, изделий буфетных принадлежностей и ресторанной группы с
художественной росписью и чеканкой, а также декоративным покрытием «под золото».
Выпускаемые изделия отличаются изяществом, высококачественной отделкой и
практичностью. Вековой опыт в металлообработке,
передаваемый из поколения в поколение, был возрожден вновь в производстве
туристических, охотничьих ножей, сабель.
Прекрасное сочетание дизайна с лучшими традициями в высокохудожественной обработке металла придает ножам неповторимый вид. Забытый когда-то промысел - изготовление изделий методом художественной ковки тоже получил здесь свое второе рождение. Изящные каминные наборы, подсвечники, карнизы, оконные решетки, двери и др. стали модными элементами современного интерьера. Творческие изыскания мастеров коснулись и производства художественных металлоизделий православно-церковной направленности с применением художественных эмалей и других традиционных для этих изделий технологий.
11) Чкаловский гипюр.
Открытое акционерное общество «Гипюр» бережно сохраняет вековые традиции
уникальной вышивки «нижегородский гипюр» и благодаря творческим поискам
художников и мастеров промысла умело сочетает их с современностью. В конце XIX
века на территории современного Чкаловского района
сложился особый вид вышивки «по выдергу», то есть по крупной сетке, образованной
путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна, известная под
названием «гипюр». Прозрачностью и мягкостью эта вышивка напоминает кружево.
Главным элементом узора, характерным для «нижегородского гипюра», являются
ромбы, которые вышивальщицы называют «цветками».
Существует около 50 видов швов - разделок, которыми заполняются «цветки». Строчевая вышивка становится предметом промысла и все женское население сел и деревень от зари до зари сидело за пяльцами, покрывая ажурным узором белое полотно. На базе объединенных артелей была создана Чкаловская строчевышивальная фабрика, которая в 1998 году была преобразована в ОАО «Гипюр». Предприятие производит комплекты постельного и столового белья, дорожки, салфетки, а также юбки, блузы, халаты из экологически безопасных тканей льна и хлопка с художественной вышивкой. Вышитые изделия чкаловских мастериц - скатерти, покрывала, портьеры, дорожки и полотенца привлекают ясностью композиции, свежестью узора, богатством и разнообразием приемов исполнения.
12) Резьба по камню.
История камнерезного промысла уходит корнями в далекое прошлое и неразрывно
связана с таинственной «мраморной» пещерой, расположенной
на берегу реки Пьяны в с. Борнуково Бутурлинского района. Издавна эта пещера
славилась своим поделочным камнем - ангидритом или как его называли
«нижегородским мрамором». Он был самых разных оттенков: розового, белого,
голубоватого, коричневого, серого и зеленоватого, с разнообразными рисунками и
узорами. Во времена Екатерины II камень, добываемый в пещере отправлялся в
Санкт-Петербург на отделку дворцов.
Расцвет борнуковского камнерезного искусства приходится на 30-е годы XX века, когда в с. Борнуково была создана фабрика художественно-камнерезных изделий «Борнуковская пещера». Сначала она работала как филиал Казаковского объединения ювелирных изделий, потом самостоятельно. Через несколько лет, переняв опыт уральских мастеров, борнуковские резчики по камню достигли вершин мастерства и неоднократно удостаивались самых высоких наград на российских и международных выставках, в том числе на выставке в 1937 году в Париже. Традиции камнерезного искусства сегодня продолжает фабрика «Борнуковская пещера».
Мастера сохранили и технологию обработки камня, и традиции ассортиментного ряда изделий. Резьба по мягкому камню - одна из наиболее сложных областей современного декоративного искусства, и среди камнерезных промыслов России мастера предприятия «Борнуковская пещера» обладают индивидуальным творческим лицом, продолжая традиции анималистического жанра в русском народном творчестве. При обработке камня используется токарная обработка в сочетании с объемной и рельефной резьбой, гравировкой. Образцы животных и птиц отличаются лаконичностью и в тоже время неповторимыми «характерами», которые позволяют выявлять природную красоту материала. Выразительный силуэт, мягкая пластичность, лиричность, бесхитростность создаваемых образцов передают красоту и своеобразие животного мира и доброту русской души.
Помимо скульптур птиц и зверей, в большом ассортименте мастера предприятия изготавливают предметы быта: изящные подсвечники, вазы, шкатулки, письменные наборы. На фабрике работает музейно-выставочный зал, для желающих проводятся мастер-классы резьбы по камню, экскурсии по фабрике и к Борнуковской пещере.
13) Узорно-ремизное ткачество. Узорно-ремизное
ткачество - старинный вид народного ремесла - было развито во многих деревнях
Нижегородского края, особенно на северных его окраинах. Домоткаными узорами
крестьянки украшали половики, одежду, покрывала, скатерти, столешницы,
полотенца. Материалом для ткачества служили лен, шерсть и хлопок. Нижегородское
ткачество отличалось
большой узорностью геометрического орнамента и тонкостью колорита.
Количество цветов в ткани немногочисленно, гармонично и благородно в оттенках. В основном это белый, красный, синий цвета. Благодаря тонко найденному композиционному решению цвета и орнамента изделия ткачих имели особенную изысканность. Эти народные традиции возродились в 1971 году на севере Нижегородской области в городе Шахунья на строчевышивальной фабрике в результате экспедиции, проведенной НИИ художественной промышленности совместно с художниками фабрики. В 1972 году для Шахунской фабрики были заказаны ручные ткацкие станки по народным образцам. Был открыт ткацкий цех по производству изделий ручного художественного ткачества. С 1973 года утверждены образцы и начат массовый выпуск изделий. Тканые изделия пользовались повышенным спросом, фабрика расширялась. Были открыты два филиала в рабочих поселках Сява и Пижма Нижегородской области по производству изделий ручного ткачества.
В 1998 году произошла реорганизация фабрики и создано дочернее предприятие ОАО «Тканые узоры». В настоящее время ОАО «Тканые узоры» является одним из ведущих предприятий России, сохраняющих народные традиции ручного ткачества с применением ажурной, браной, выборной техник исполнения. На предприятии работает 60 человек, из них 35 - высококвалифицированные ткачихи.