Промышленность
Расположенная на давно обжитой территории Нижегородская область отличается
развитой инфраструктурой, высоким научно промышленным потенциалом, сложившимися
рабочими и инженерными кадрами. Область характеризуется отсутствием собственной
сырьевой базы, преобладанием перерабатывающей промышленности (преимущественно
транспортного и оборонного машиностроения), вспомогательной ролью сельского
хозяйства, выгодным географическим положением. Все это подробно будет
рассмотрено ниже.
Развитие промышленности
По промышленному производству Нижегородская область занимает седьмое место в Российской Федерации, причем в ее хозяйственной структуре преобладают перерабатывающие отрасли. Доля добывающей промышленности не превышает 1,7%. Промышленность области на 1998 год представлена более чем 2800 предприятиями с численностью работающих около 700 тыс. человек, или 62% от численности работников, занятых в материальной производственной сфере области. Интересна динамика увеличения количества промышленных предприятий на территории Нижегородской области.
Если к концу 1985 года промышленных предприятий было около 600, то к концу 1998 года количество предприятий увеличилось до 2800. За 13 лет число предприятий выросло в более чем в 4 раза. В первую очередь- это связано с изменением форм собственности и созданием большого числа малых предприятий.
За годы реформ объем производства промышленной продукции
существенно снизился. В то же время за последние годы наметился небольшой рост
объема продукции, который проходит на основе качественных изменений в
ассортименте выпускаемой продукции. Ярким примером качественных изменений
является запуск в серийное производство автомобилей марки “Газель”, которые
стали основным транспортным средством современной России. Кроме того, дешевые
грузовики “Газель” стимулировали развитие малого бизнеса в транспорте и сфере
услуг.
В промышленности производится 83% совокупного валового продукта области, здесь формируется около 89% всех материальных затрат в отраслях промышленного производства. Из отраслевой структуры промышленности хорошо видно, что основной отраслью промышленности является машиностроение и металлообработка.
В этой отрасли работают более 50 % промышленных предприятий. Это является одной из главных особенностей экономики Нижегородской области. И от развития этой области экономики во многом зависит и развитие региона в целом. За машиностроением и металлообработкой, следуют химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, далее лесное хозяйство, деревообрабатывающая и бумажная промышленности. Три первые отрасли промышленности дают примерно 75% всего объема промышленного производства. Вместе с тем существуют хотя и менее весомые, но важные для региона производственные сферы, например, швейная, обувная, производство строительных материалов и пищевая промышленность.
Основным направлением промышленности Нижегородской области является транспортное и оборонное машиностроение. Транспортное машиностроение представлена: автомобилестроением, судостроением, производством дизельных двигателей, самолетостроением, станкостроением, но основная роль принадлежит автомобилестроению (50%). Общенациональное значение машиностроение и в частности автомобилестроение видно из следующих цифр – 34% выпускаемых в России грузовиков и 26% автобусов производится в Нижегородской области.
Автомобилестроение в регионе берет свое начало с 1932 года, когда был построен
Горьковский автомобильный завод. За годы существования завода было освоено более
100 моделей и модификаций автомобилей, изготовлено свыше 15 миллионов легковых и
грузовых машин. Сегодня в регионе ОАО "ГАЗ" самое крупное предприятие. В
структуру завода входят 5 крупных завода, 10 самостоятельных производств, более
100 цехов, 2 мощных завода по изготовлению строительных материалов,
научно-технический центр и испытательный полигон, агропромышленный комбинат.
Удельный вес ОАО "ГАЗ" в производстве автомобилей в России составляет: легковые
- 7,9%, грузовые - 38,5%. Автозавод имеет тесные связи с множеством
предприятий-смежников. ОАО "ГАЗ" - градообразующее предприятие. Доля автозавода
в машиностроительной промышленности города составляет 76,2%, области - 50,3%.
Автозавод является крупнейшим налогоплательщиком. От того как "ГАЗ" работает, во
многом зависит развитие экономики города и области. Перспективы развития ОАО
“ГАЗ” связаны: с проектами сотрудничества с зарубежными партнерами, освоением
выпуска новых автомобилей, подготовкой собственных кадров, а также с расширением:
фирменной сети продаж и сборочных предприятий в удаленных от головного
предприятия регионах. В настоящее время в области и в других районах
Волго-Вятского экономического региона имеются десятки заводов, выпускающих
комплектующие узлы, детали и изделия для автомобильной промышленности: АО "Этна",
Заволжский моторостроительный завод, Лысковский электротехнический, Павловский
инструментальный, Борский стекольный, Богородские кожзаводы и др. Заводы
автомобильной промышленности построены в Павлове (автобусный), в Заволжье (гусеничных
тягачей), в Арзамасе (автозапчастей). Различные изделия и сырье для
автомобилестроения поставляют в область многие заводы Поволжья, Урала, Юга
России. Все это так же является одной из особенностей экономики Нижегородского
региона.
Отдельное место занимает входящий в ОАО “ГАЗ” Арзамаский завод спецавтомобилей. На этом предприятие выпускаются бронетранспортеры БТР-80, БТР-90, которые являются самой массовой военной техникой сухопутных войск.
Одним из основных поставщиков ОАО “ГАЗ” является Борский стекольный завод. В настоящее время Борский стекольный завод обеспечивает более 80% потребностей в стекле всего российского автомобилестроения, имеет хорошую деловую репутацию среди традиционных потребителей продукции и поставляет комплектующие для крупных автомобильных предприятий: ОАО "ГАЗ", ОАО "ВАЗ", ОАО КамАЗ и др. За последние годы контрольный пакет акций предприятия приобретен Бельгийским концерном, крупнейшим производителем стекла в Европе. На сегодняшний день главной особенностью Борского стекольного завода являются развитый научно-технический потенциал, высокая культура производства, стабильно работающий персонал (отсутствие социальной напряженности), способность руководства завода успешно решать проблемы выживаемости в постоянно меняющихся политических и экономических условиях. Перспективы предприятия связаны с модернизацией 1-ой линии ЛПС (листового полированного стекла) - установки нового оборудования фирмы "Гранценбах" (Германия) на завершающий этап технологического процесса. То есть, автоматизация процессов контроля качества стекла и его выбраковки, резки стекла больших форматов и упаковки его в деревянные ящики. Модернизация линии позволит значительно снизить себестоимость, как листового полированного стекла, так и других изделий, где это стекло применяется (автомобильное, стеклопакеты, зеркала), значительно уменьшить процент брака, и, наконец, вырабатывать тонкое стекло среднеевропейских форматов ("Middle"), пользующееся повышенным спросом, как среди российских, так и среди зарубежных потребителей. Увеличение объема экспорта тонкого полированного стекла составит от 100 до 150 %.
Судостроение - старейшая отрасль Нижегородского машиностроения. Промышленное
судостроение в Нижегородской области начало развиваться около 150 лет назад,
благодаря созданию завода “Красное Сормово”. На базе старейшего в России
Сормовского завода, а также Мордовщиковского (Навашино) завода созданы крупные
судостроительные предприятия по серийному производству новейших судов. Были
построены и строятся принципиально новые речные и морские суда, суда смешанного
плавания "река-море", дизель электроходы, железнодорожные паромы, катамараны,
суда на подводных крыльях, на воздушных подушках, экранопланы. На сегодняшний
день, завод “Красное Сормово” способен строить суда любых типов и назначения,
решать задачи по ремонту и обновлению, как военного, так и гражданского флота,
завод может создавать и выпускать продукцию любой технической сложности.
Подводные лодки, выпускаемые заводом “Красное Сормово”, пользуются большим
спросом у Индии и Китая. Кроме судостроения, завод "Красное Сормово" выпускает
много другой продукции.
Судостроение, как и автомобилестроение, имеет широко разветвленную производственную сеть. Судостроительные и судоремонтно-механические заводы действуют в Городце, Чкаловске, на Бору, в Воротынском, Борском, Выксунском и Богородском районах. На них строятся плавучие краны, дебаркадеры, доки, железобетонные суда, понтоны и другие суда, изготавливаются лебедки, водоподогреватели, насосы и др. изделия судового машиностроения, ведутся судоремонтные работы. Ведущее место в производстве судовых двигателей принадлежит АО "РУМО" в Н. Новгороде - крупнейшему в России предприятию по дизелестроению.
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) занимает определяющее положение в наукоемком машиностроении области. По целому ряду направлений в области высоких технологий ОПК сохраняет приоритеты или ведущие позиции. 43% организаций из его состава являются головными в своих отраслях. Доля нижегородского ОПК в общем, объёме машиностроительной продукции промышленного сектора экономики области составляет около 24%. С 1999 года наблюдается положительная динамика по общим объёмам производства ОПК, наметилась определенная стабильность в его работе, обусловленная ростом объёмов гособоронзаказа и гарантированностью его оплаты. В 2001 г. темп роста объёмов научно-технической продукции оборонного назначения по сравнению с 2001 г. составил 122%.
В соответствии с концепцией промышленной политики Нижегородской области отрасли промышленности, составляющие оборонно-промышленный комплекс, признаны ключевыми отраслям промышленности.
Авиационная промышленность Нижегородской области представлена 11 предприятиями и организациями, в том числе 5 научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями. Предприятия и организации обладают высоким научным и производственным потенциалом. Крупнейшим авиастроительным заводом области является акционерное общество "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" - одно из ведущих предприятий авиационной промышленности России. “Сокол” - преемник Горьковского авиационного завода им. Серго Орджоникидзе, который ведет свою историю с 1932 года. От деревянного И-5 до стального цельносварного самолета МиГ-31 -целая эпоха в развитии самолетостроения. В период 1941-45 гг. завод выпускал лучшие истребители своего времени: Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. За годы Великой Отечественной войны завод поставил фронту 17691 самолет. С 1949 года началось сотрудничество завода с ОКБ им. Микояна. Результатом плодотворной совместной работы стало производство целого семейства широко известных истребителей: МиГ 15, МиГ-17, Миг-19, МиГ-21. Следующий этап - серийный выпуск стального цельносварного самолета МиГ-25 и его дальнейшего развития двухместного истребителя-перехватчика МиГ-31. В 1984 году было успешно налажено серийное производство одного из лучших истребителей современности - учебно-боевого МиГ-29УБ. За 45 лет серийного производства истребителей серии МиГ предприятие выпустило около 2000 боевых самолетов, а такие известные, как МиГ-21 и МиГ-29УБ, были экспортированы в более чем 30 стран мира. За 70 лет своего существования ОАО "НАЗ "СОКОЛ" поставлял технику более чем в 30 стран мира. На протяжении многих лет завод был технологическим предприятием министерства авиационной промышленности, на котором отрабатывалась технология серийного производства новых самолетов, в последствие внедрявшиеся на других предприятиях отрасли. В настоящее время осуществляется программа модернизации самолетов МиГ-21БИС для зарубежных партнеров. По контракту с фирмой "Aermacchi S.P.A." предприятие изготавливает системы планера самолета SF-260. Имеет сертификаты качества «Дорнье» (Германия), «Аэромакки» (Италия). Перспективы развития завода связаны с выпуском двухместного учебно-тренировочного самолета ЯК-130.
Также на нужды ОПК работают: завод “Гидромаш”, Машиностроительный завод, ОАО “Восход”, ОКМБ им. Африкантова, ЦНИИ “Буревестник” и многие другие.
“Гидромаш” выпускает шасси для военных и гражданских самолетов. Первые шасси были произведены на предприятии в конце тридцатых годов и устанавливались на боевые самолёты того времени. Сегодня лучшие отечественные образцы боевых и пассажирских самолетов и вертолетов используют шасси и гидроагрегаты, изготовленные ОАО “Гидромаш”. Авиационная продукция ОАО “Гидромаш” отлично зарекомендовала себя благодаря высокоточным и технологичным конструкциям, рассчитанным на длительный срок эксплуатации. Выпускаемые изделия ОАО “Гидромаш” имеют превосходную репутацию во всем мире. Каждое из изделий представляет собой результат работы квалифицированного персонала, заинтересованного в сохранении традиций производства шасси и других гидроагрегатов высшего качества. Все изделия характеризуются простотой в обслуживании, надежностью и долговечностью в эксплуатации. В настоящие время завод сотрудничает с зарубежными партнерами, выполняет заказы на шасси для европейской программы “Airobus”.
Машиностроительный завод выпускает артиллерийские установки и другую технику военного назначения. За годы войны он выпустил половину всех пушек, произведенных в СССР. И в настоящее время он является ведущим предприятием оборонного комплекса страны.
Павловский завод ОАО “Восход”, выпускает гидроприводы для систем управления самолетов, ОКМБ им. Африкантова занимается разработкой и производством атомных реакторов, а ЦНИИ “Буревестник” разрабатывает боеприпасы для высокоточного оружия.
Особое место в промышленности Нижегородской области принадлежит городу Саров. Впрочем, Саровом город начал называться недавно, в разные годы он носил название Кремлев и Арзамас-16. Город мало кому известен в стране, потому что это был первый в стране ядерный центр. Судьба города, от основания которого прошло более трех веков, круто изменилась весной 1946 года, когда руководство страны решило разместить здесь "объект" по созданию ядерного оружия. В апреле Совмин СССР принял закрытое постановление о создании в Сарове КБ-11, начальником которого был назначен П.Зернов, а главным конструктором - Ю.Харитон, курировал атомный проект всесильный Берия. Международная обстановка требовала скорейшего ответа американцам, сделавшим свой первый ядерный ход в Хиросиме. Было несколько вариантов размещения КБ-11 в разных точках страны, но история распорядилась так, что ядерный щит стал коваться в глухом лесном углу на границе Мордовии и Горьковской области. Под "объект" была отведена территория в двести с небольшим квадратных километров. Сталин лично завизировал постановление, по которому КБ-11 относилось к особо режимным предприятиям с превращением его территории в закрытую режимную зону. Город знаменит в первую очередь тем, что в нем была создана первая советская атомная бомба. Федеральный атомный центр Саров и сейчас играет важнейшую роль в поддержании ядерного паритета с США.
Около 130 лет действует в Нижнем Новгороде ОАО "Мельинвест", производящее самые современные автоматизированные комплексы, которые используются в отраслях пищевой промышленности. Сегодня ОАО "Мельинвест" – один из крупнейших производителей подобного оборудования не только в России, но и в СНГ.
Химическое машиностроение в области стало особенно эффективным с созданием завода "Химмаш". Предприятие специализируется на выпуске оборудования для химической, нефтеперерабатывающей, микробиологической, медицинской, пищевой, зерноперерабатывающей и других отраслей народного хозяйства. Технологический и кадровый потенциал позволяет предприятию выполнять уникальные заказы по производству химического оборудования. Заводы этого объединения работают в Дзержинске, Заволжье, Семенове и других городах Волго-Вятского района.
В
индустриальное развитие области большой вклад вносит химический и
нефтехимический комплексы. В 20-е годы в городе Дзержинске было начато
строительство нескольких химических заводов. Сейчас это один из крупнейших в
стране центров химического производства. Здесь впервые в стране был создан
синтетический корунд, используемый при изготовлении текстильных машин, лазеров,
ювелирных изделий. Крупнейшим предприятием Дзержинского промышленного района
наряду с предприятием "Химмаш" является завод ОАО “Капролактам”. В состав ОАО
“Капролактам” входит 2 технологических завода, ремонтный и энерго - заводы,
более 70 цехов. ОАО “Капролактам” является крупнейшим среди химической группы
предприятий г. Дзержинска, объединенным единой технологической схемой с другими
предприятиями Дзержинского промышленного района производственными связями
кооперации, как поставщик, так и как потребитель химической продукции. Основной
производственный профиль предприятия это хлорорганические производства на базе
привозной соли и этилена: производство хлора и каустической соды; производство
продуктов хлорорганического синтеза: дихлорэтана, винил хлорида,
поливинилхлорида, трихлорэтилена, хлорэтила, этиленхлоргидрина, монохлорамина;
производства, связанные с переработкой поливинилхлорида (кабельные пластикаты,
пленки, профили, линолеум и пр.). Еще одним крупным предприятием города является
ОАО "Сибур-Нефтехим". Основным видом деятельности ОАО "Сибур-Нефтехим" является
производство и реализация продуктов переработки углеводородного сырья. Объем
переработки углеводородного сырья на нефтехимическом заводе сегодня составляет в
среднем 45 тыс. тонн в месяц. Продукция, выпускаемая ОАО "Сибур-Нефтехим",
служит сырьем для крупных химических предприятий г. Дзержинска (ОАО "Капролактам",
ОАО "Оргстекло", ОАО "Заря", ОАО "Корунд", ОАО "Синтез" и др.) С созданием ОАО "Сибур-Нефтехим"
заложена основа для стабильной работы всего нефтехимического комплекса
Нижегородской области. В планах развития ОАО "Сибур-Нефтехим" - дальнейшая
интеграция компании и Дзержинских химических предприятий в рамках подъема всего
нефтехимического комплекса региона. Также другими предприятиями города
Дзержинска производятся серная кислота, жирные кислоты, каустическая сода,
поливинилхлоридные смолы и сополимеры, органическое стекло, пластики,
высокоэффективные средства защиты растений, минеральные удобрения, разнообразные
катализаторы, активаторы, консерванты, моющие средства и многое другое.
В 1957 году в г. Кстове построено ПО "НОРСИ" - крупнейший производитель бензина, керосина, дизельного топлива, мазута, нефтебитума, минеральных масел, парафина и других нефтепродуктов. В начале 80-х годов на его базе создан комплекс по производству этилена, пропилена и бензола, которые по продуктопроводу поступают в Дзержинск для изготовления полимерных материалов. На сегодняшний день предприятие имеет в своем составе более 50 технологических объектов и является одним из крупнейших нефтеперерабатывающих комплексов Европы. Мощность предприятия по переработке нефти составляет 18 миллионов тонн в год, а ассортимент выпускаемой продукции превышает 100 наименований. Приобретение завода “НОРСИ” компанией “Лукойл” решило проблему с поставкой сырья, и получением необходимых инвестиций в развитие производства. В программе развития предприятия предусмотрено строительство комплекса глубокой переработки нефти, который позволит вдвое увеличить выработку бензина и довести глубину переработки нефти до уровня лучших мировых показателей.
Станкостроительная и металлообрабатывающая промышленность размещена в Нижнем Новгороде и в Волжско-Окской зоне, а также в старых металлопромысловых районах области: Павловском, Вачском, Сосновском. Она специализируется на производстве заготовительной, инструментальной и метизной продукции для машиностроительной промышленности, а также на выпуске потребительских металлоизделий (ножей, вилок, ножниц, замков и др.) и инструментов (медицинских, слесарно-монтажных, автомобильных, деревообрабатывающих). В станкостроении ведущая роль принадлежит АО "ЗеФС", изготавливающему фрезерные станки с числовым программным управлением. Нижегородский Завод Фрезерных Станков один из наиболее крупных российских производителей фрезерных станков, используемых во всех отраслях промышленности. Начиная с 1932 года, предприятие занимается выпуском фрезерных станков и является экспертом в разработке и производстве различного металлорежущего оборудования. На сегодняшний день станки, изготовленные ОАО “Зефс” работают более чем на 4000 предприятиях СНГ. Годовой выпуск составляет свыше 400 станков, включая универсальные фрезерные станки, станки с ЧПУ и специальные станки.
Металлургия и металлообработка в регионе представлена Выксунским
металлургическим заводом. ОАО “Выксунский металлургический завод” – один из
старейших центров металлургической промышленности он основан в 1757 году.
Сегодня ОАО “Выксунский металлургический завод” – мощное, оснащенное современным
оборудованием предприятие, одно из ведущих в России и странах СНГ по
производству практически полного ассортимента стальных электросварных труб и
цельнокатаных железнодорожных колес. В перспективе предприятия – реализация ряда инвестиционных программ, ориентированных на дальнейшее повышение качества
продукции и расширения ассортимента. В этих целях предполагается модернизация
цеха обсадных труб, выпуск газопроводных магистральны труб с антикоррозионным
трехслойным покрытием и производство железнодорожных колес с повышенными
эксплуатационными свойствами.
Широко развита в Нижегородской области лесохимическая промышленность. В поселках Вахтан, Сява, Ветлужский, городах Урень и Н. Новгород созданы предприятия ПО "Оргсинтез". Здесь вырабатывают канифоль, скипидар, смазки для алмазного бурения, препараты для копчения рыбы, особо высоко стойкие лаки.
Важными составляющими нижегородской промышленности являются лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли. Начало их развития было связано с тем, что на территории области раскинулись крупные лесные массивы, уступающие в Центральной России лишь лесам Кировской и Костромской областей. Нижегородский край испокон веков считался лесным и был одним из главных поставщиков древесины в другие районы страны. Но из-за чрезмерных лесозаготовок в 50 - 60-е годы сырьевая база отрасли сильно сократилась. Это привело к ограничению лесозаготовок. Лесопромышленность была переориентирована на более глубокую переработку древесины. В настоящее время лес перерабатывают для получения конструкционных материалов, таких, как древесностружечные плиты, фанера и др. В Нижегородской области создана мощная мебельная промышленность (Борская, Балахнинская и Городецкая мебельные фабрики, фабрика "Нижегородец" в Н. Новгороде).
Целлюлозно-бумажная и картонная промышленности сконцентрированы в Балахнинском и Ветлужском районах. ОАО "Волга" (ранее Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат), расположенное в городе Правдинске, с 1928 года выпускает бумагу. За 70 лет здесь было произведено около 20 миллионов тонн бумаги и сотни тысяч тонн продуктов комплексной переработки отходов производства. ОАО "Волга" по праву считается одним из крупнейших производителей газетной бумаги в России – его продукция составляет около одной трети российского рынка бумаги. Производственные мощности рассчитаны на выпуск свыше 500 тысяч тонн бумаги в год. На предприятие установлена одна из самых современных в Европе бумагоделательная машина. Перспективы развития предприятия связаны с созданием собственной инфраструктуры транспортировки продукции и снижению ее себестоимости. Контрольный пакет акций предприятия принадлежит американской инвестиционной компании. Выпуск продукции ориентирован в первую очередь на экспорт.
Кроме
Правдинского бумажного комбината в области действуют две картонные Фабрики - в
Балахне и поселке им. М. И. Калинина Ветлужского района.
В Нижегородской области очень велика концентрация производства: до 80% валовой продукции промышленности выпускается на 40-50 предприятиях. Из этого можно сделать вывод, что в Нижегородской области довольно много крупных предприятий. И большинство из них находится в Нижнем Новгороде. Ведущая и определяющая роль Нижнего Новгорода в промышленности может быть сравнена с такой же ролью Москвы по отношению к промышленности Московской области: и там и тут больше половины валовой продукции промышленности и около половины рабочих области приходится на областные центры. Кроме Нижнего Новгорода высокое развитие получили города расположенные вокруг областного центра на Волге и Оке: Дзержинск, Балахна с Правдинском, Павлово, Городец с Заволжьем, Бор, Кстово. Такое размещение индустриальных центров показывает, что тяготение к Нижнему Новгороду является одной из главных особенностей развития промышленности Нижегородской области.
Перспективы развития отдельных предприятий промышленности связаны с их интеграцией в большие производственные компании. Так целью приобретения завода “Красное Сормово” компанией “Объединенные машиностроительные заводы” Бендукидзе является попытка создания технологической цепочки решения глобальной задачи – производство плавучих буровых установок для шельфа Каспийского моря. Разделение обязанностей в рамках этой компании видится следующим образом: уральские заводы производят буровое и другое нефтегазовое оборудование, “Красное Сормово” изготавливает платформу из отдельных плавучих блоков, потом все это собирается вместе на судосборочном заводе на Каспии.
Примером вертикальной интеграции служит приобретение Кстовского нефтеперабатывающего завода “Норси” компанией “Лукойл”. Одно из крупнейших нефтеперабатывающих предприятий Европы последнее время задыхалось без стабильного поставщика нефти. В тоже время компании “Лукойл” выгодно заниматься не только добычей нефте - газового сырья, но и его дальнейшей переработкой. Теперь у завода “Норси” появился мощный инвестор. К отрицательному моменту этой взаимовыгодной сделки относится то, что в области появился монополист на рынке продажи бензина -“Лукойл”, который стал спекулятивно подымать розничные цены. Очевидно, администрация области при продаже контрольного пакета “Норси” должна была спрогнозировать это развитие событий и выделить сбытовую сеть в отдельное предприятие. В настоящее время выход видится в привлечении в область другого крупного производителя бензина и создании им сети фирменных заправочных станций.
Еще одной особенностью, на мой взгляд, является то, что по использованию сырья промышленность Нижегородского региона можно четко разделить на две части. Отрасли, работающие на привозном сырье: машиностроение, химия, нефтепереработка, отрасли, работающие на местном сырье: лесная и лесообрабатывающая промышленность, торфодобыча, промышленность стройматериалов. Смешанный характер имеют энергетика, пищевая, легкая промышленность, металлургия и металлообработка.
Анализ развития трудовых ресурсов
По численности население Нижегородская область входит в десятку самых густонаселенных областей страны, а областной центр Нижний Новгород по численности населения третий город России, после Москвы и Санкт-Петербурга. В области проживает около 3,6 миллиона человек это примерно 2,5% от общего числа людей в стране. Число жителей Нижнего Новгорода в последние время достигло порядка 1,4 миллиона человек. Плотность населения в области 48,5 человек на кв. км.
Особое место занимает нижегородская агломерация, численность населения которой превышает 2 миллиона человек. По этому показателю она занимает третье место в стране, после Московской и Ленинградской. В нижегородскою агломерацию входят такие города как: Дзержинск, Кстово, Бор, Балахна, Заволжье и т. д.
Начиная
с 1990 года в области, как и в целом по России, складывается неблагоприятная
демографическая ситуация, которая характеризуется, прежде всего, высокими
темпами сокращения населения вследствие его естественной убыли (превышение числа
умерших над числом родившихся). В 2001 году в области было зарегистрировано 28,2
тысячи родившихся и 66,8 тысячи человек умерших. Естественная убыль составила
38,6 тысяч человек. Регистрируемый рост абсолютной убыли населения области на
3,1% обусловлен снижением миграционного прироста с 7,0 тыс. человек в 2000 г. до
4,0 тыс. человек в 2001 г. Всего за счет мигрантов было компенсировано 10,3 %
естественной убыли населения области. Положительное сальдо миграции в 2001 г.
область имела в обмене населением с бывшими республиками Советского Союза.
Наибольший прирост был по-прежнему обеспечен за счет Казахстана (1018 чел.),
Украины (363 чел.), государств Средней Азии (844 чел.) и Закавказья (290 чел.).
В потоке международной миграции наша область потеряла за 2001 год 339 человек (на
11,9% меньше, чем в
2000г.). Больше всего нижегородцев выехало в Германию (184
человека), США (66) и Израиль (55). Впервые за последнее десятилетие наблюдается
миграционная убыль сельского населения (793 человека).
Тенденцию снижения числа населения можно увидеть на. С 1992 года по 1998 год в области численность населения сократилась примерно на 100 тысяч человек.
Но в этом году есть серьезные основания полагать, что показатели рождаемости будут расти. За 4 месяца 2002 года число родившихся составило 9920 человек, что на 1057 человек (на 11,9%) больше, чем за аналогичный период 2001 г.
В Нижегородской области высокий уровень урбанизации, примерно 78% населения проживает в городах. Процент урбанизации хоть немного, но постоянно растет.
На мой взгляд, это можно объяснить тем, что Нижегородская область промышленный регион и большинство производств находится в городах, поэтому люди из сельской местности переселялись ближе к месту работы.
Сегодня в экономике Нижегородской области занято порядка 1,6 миллиона человек, число безработных составляет примерно 150 тысяч человек.
В течение 2001 года предприятия и организации области заявили о наличии 25229 вакантных мест, нагрузка незанятого населения, состоящего на учете на одну заявленную вакансию, составила 0,6 человека.
Подавляющее большинство работает в промышленности. Если посмотреть на занятости населения по формам собственности, то из нее видно, что большинство трудоспособного населения занято в частном секторе за ним идет государственный сектор экономики. В сумме этих сектора дают 80% от общего числа занятых. Большая часть занятых работает в сфере материального производства - 70%.
В возрастном составе населения Нижегородской области устойчиво сокращается удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста и, напротив, растет доля лиц пенсионного возраста. Эту динамику можно увидеть на.
Это свидетельствует о продолжающемся процессе "старения" населения, формировании регрессивного типа возрастной структуры населения. Причем в сельской местности такая структура давно свершившийся факт: в численном составе сельского населения лиц пенсионного возраста 30,2%, в том числе среди женщин – 39%. Демографическая нагрузка в регионе на 1000 лиц трудоспособного возраста - 702,5 человека моложе и старше трудоспособного возраста, в Нижнем Новгороде - 627 человек, а всего в городских поселениях - 645,9 человек. По прогнозу министерства экономики и развития предпринимательства возрастная структура населения будет меняться, так как начнут входить в трудоспособный возраст лица, рожденные в 80-е годы (годы наибольшей рождаемости), а выходить из него рожденные в военные годы, т.е. число жителей в трудоспособном возрасте начнет увеличиваться.