Их имена прославили наш край   

Алексеев Ростислав Евгеньевич

      Ростислав Евгеньевич родился в декабре 1916 года в семье сельского агронома и учительницы в г. Новозыбкове Брянской области. С 1930 по 1933 год учился в ФЗУ г. Нижний Тагил, Свердловской области, затем на рабфаке и в Горьковском индустриальном институте на кораблестроительном факультете. Одновременно работал художником-оформителем, чертежником, тренером по парусному спорту. В 1939-41 годах был председателем Горьковской городской парусной секции. Тогда уже воРостислав Евгеньевич Алексеев лгари и в шутку, и всерьез называли Алексеева "адмиралом" за то, что на яхте он "ходил головой", с математической точностью рассчитывая силу и направление ветра. Если бы они тогда могли знать: адмиралом, какой флотилии будет Ростислав?

       В октябре 1941 года студент Ростислав Алексеев рассмотрел в дипломном проекте несколько схем катеров на подводных крыльях, в которых смело, отбросил традиционное направление в конструировании судов этого типа, связанное со стремлением глубоко погружать крылья и высоко поднимать корпус судна. Зимой 1943 года на заводе "Красное Сормово" в маленькой будке на понтонах в свободное от работы на производстве время Алексеев построил первый устойчивый катер на малопогруженном подводном крыле. В 1949 году он поднял на крылья торпедный катер. В 1951 году за эту работу молодой конструктор получил Сталинскую премию.

      Простота, надежность, естественная устойчивость, высокая гармония и красота - отличительные черты алексеевского стиля. Совершенный классический корабль - это гармония десятков, сотен элементов, которые входят в состав этой системы, среди которых главными являются корпус, силовая установка, система управления. В скоростном судостроении есть одна фамилия, один человек, которому эта гармония, это произведение искусства удалось - Алексеев.

       В 50-е годы Р.Е. Алексеев начал проектировать и в 60-е годы поднял на крылья классическую серию скоростных судов: "Ракету", "Метеор", "Буревестник", "Спутник", "Комету". Самой совершенной работой специалистами признан "Метеор". Самым скоростным судном был "Буревестник", оснащенный двумя авиационными турбинами АИ-20. Этот водолет развивал скорость до 100 км/час. Толпы иностранцев собирались в портах, чтобы своими глазами взглянуть на русское чудо - скоростной крылатый корабль. Своеобразие "Кометы", особенно на фоне "плавающих утюгов", поражало воображение.

       Уже в 1947 году Ростислав Евгеньевич начал задумываться о скоростях намного превышающих 100 км/час. В скоростном судостроении в ту пору существовало три основных направления: суда на подводных крыльях, глиссеры и суда на воздушной подушке. Все три направления Алексеев считал тупиковыми, не соответствующими требованиям эры авиации и космонавтики.

       В результате, отрицая традиционные подходы, Р.Е. Алексеев совершил вторую революцию в области скоростного судостроения, наметил перспективный рубеж: водоизмещение 1000 тонн, скорость 500-600 км/час, мореходность 5-6 баллов - и открыл четвертое генеральное направление. На эти пределы скоростное судостроение могли вывести только корабли-экранопланы, суда нового неведомого типа.

      Алексеев полагал, что чем больше будет экраноплан, тем выше будут его летные качества. В 1966 году он осуществил строительство крылатого корабля-макета "КМ": громадных размеров: длина 96 м, размах крыльев 37 м, высота по стабилизатору 22 м. В 1973 году на испытаниях экраноплан был поднят с взлетным весом 544 тонны! В течение 25 лет этот вес был абсолютным мировым рекордом грузоподъемности летательных аппаратов, правда, неизвестным практически никому, кроме узкого круга лиц, которые занимались испытаниями. Судно развивало скорость до 600 км/час.

       Для экранопланов первого поколения конструктор использовал самолетную компоновку, то есть цельнометаллический сигарообразный фюзеляж (корпус), широкие короткие крылья, восемь двигателей, по четыре над каждым крылом, и высокий хвостовой стабилизатор с двумя маршевыми двигателями.

      Ростислав Евгеньевич был первым пилотом-испытателем всех летающих кораблей.

Алексеев расположил испытательную базу далеко от посторонних глаз на безлюдном острове Чечень в Каспийском море. Любознательные американцы из года в год по системе спутникового наблюдения следили за развитием экранопланостроения в СССР. Фотографии летящего "КМ" появились в зарубежной печати.

      Очень скоро на острове появились другие корабли-экранопланы, младшие "братья" гиганта, названного зарубежными специалистами "Каспийским монстром". Американцы видели, но не знали главного - гигантской грузоподъемности этих скоростных машин и не знали самого главного, того, что Р.Е. Алексеев решил проблему вертикальной устойчивости летательных аппаратов над поверхностью воды, земли, заболоченной тундры, ледяных озер и ковыльных степей. В мире аналогичных разработок не было.

      Суть открытия Алексеева в том, что он открыл, обнаружил природный эффект, который мог естественным образом регулировать высоту полета в зоне экрана. Низко над водой подъемная сила крыла вырастает в два раза. Набирая скорость, экраноплан поднимается над поверхностью, подъемная сила падает и он опускается снова к экрану. Работает то же "алексеевский" эффект, что и на мало погруженных подводных крыльях, только в обратном, зеркально отраженном варианте и в менее плотной воздушной среде. Экранопланы, как и СПК на мало погруженных крыльях, обладают естественной природой данной устойчивостью по высоте и крену.

      Следом за экранопланом "КМ" был построен для морского флота десантный корабль водоизмещением 140 тонн, скоростью 350 км./час. И мореходностью 5 баллов. Корабль брал на борт два танка и батальон морских пехотинцев, преодолевал отмели и плесы, высаживал десант на любой отлогий берег, через устья рек мог проникать в глубь территории и даже преодолевать протяженные возвышенности. Конструкция судна позволяла осуществление моментального десантирования. Нос корабля отстегивался, танки с заведенными моторами с ходу вступали в бой.

      В 70-е годы гениальный русский конструктор совершает третий шаг за горизонт, начинает проектирование серии экранопланов второго поколения. Эту серию аппаратов Алексеев компоновал по схеме летающего крыла. Они отличаются высоким аэродинамическим качеством. Ростислав Евгеньевич своими руками создал более двухсот моделей, каждую продул в аэродинамической трубе, рассчитал характеристики. На экранопланах второго поколения он готовился штурмовать звуковой барьер, бить свои же рекорды грузоподъемности и выводить на орбиту Земли космические корабли.

В январе 1980 года Ростислав Евгеньевич лично заложил камень в стапель нового экраноплана. А 9 февраля 1980 года Ростислав Евгеньевич Алексеев умер.

      Уже после смерти Р.Е. Алексеева в ЦКБ по СПКа в 1987 году был построен морской ракетоносец, который имел водоизмещение более 300 тонн, скорость 450 км/час. И вооружение из шести стратегических ракет, способных нести ядерные боеголовки. Появление таких судов могло бы коренным образом изменить стратегический баланс сил в мировом пространстве.

       Среди космических проектов использования экранопланов можно выделить два направления. Первое, проектирование летающего экраноплана для запуска и приема из космоса многоразовых аппаратов, типа "Буран", для старта которых требуется высокая начальная скорость. Второе направление, проектирование спускаемых, вездеходных аппаратов для исследования планет Солнечной системы. Космические проекты не были реализованы, но в принципе имеют реальную перспективу в будущем.

      Разглядывая фотографии экранопланов, люди часто задают вопрос: могут ли эти "самолеты" высоко летать? Экранопланы, действительно летать умеют, как все летательные аппараты. Корабли Алексеева обладали потенциальной возможностью перелета из Каспийского моря на Черное или в Персидский залив. Конструктор планировал, готовил, добивался разрешения на перелет: из Каспия - на Балтику.

      Экранопланы в два раза экономичнее самолетов по расходу топлива, многократно безопаснее, им не требуется строительство аэродромов и портов. Экранопланы обладают амфибийными качествами и такими показателями проходимости, что могли бы не только осуществлять круглогодичную пассажирскую навигацию на сибирских реках, разгружать корабли в любой точке побережья, но и могли бы вдохнуть жизнь в самые удаленные уголки северных европейских и сибирских равнин.

      Экономическая философия Р.Е. Алексеева проста: скорость экономит время, основной ресурс жизни. Он жизнь понимал, как время, заполненное созидательным трудом. Алексеев оставил после себя на Земле корабли и заводы, друзей и великую тайну, которая лежит как сказочный меч-кладенец в ожидании героя, способного оторвать корабли от земли.

Балакирев Милий Алексеевич

        Балакирев Милий Алексеевич родился 21 декабря (2 января 1837) в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской семье. Привезенный в Москву в возрасте десяти лет, Балакирев некоторое время брал уроки у Джона Фильда; позже большое участие в его судьбе принял А.Д. Улыбышев – просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте.

    В 1855 году Балакирев встретился в Петербурге с М. И. Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе. Балакирев в 1853-55 Балакирев Милий Алексеевичсостоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. В 1856 дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр. Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций Балакирева оказала его дружба с критиком В. В. Стасовым.

    В начале 60-х гг. под руководством Балакирева складывается музыкальный кружок, известный как "Новая русская музыкальная школа", "Балакиревский кружок", "Могучая кучка". В 1862 Балакирев совместно с хоровым дирижёром Г. Я. Ломакиным организует в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки. В 1867-69 был главным дирижёром Русского музыкального общества. Балакирев способствовал популяризации опер М. И. Глинки: в 1866 дирижировал в Праге оперой "Иван Сусанин", в 1867 руководил пражской постановкой оперы "Руслан и Людмила".

    Конец 1850-х - 60-е гг. были периодом интенсивной творческой деятельности Балакирева. Сочинения этих лет - "Увертюра на три русские темы" (1858; 2-я ред. 1881), вторая увертюра на три русские темы "1000 лет" (1862, в поздней ред. - симфоническая поэма "Русь", 1887, 1907), чешская увертюра (1867, во 2-й ред. - симфоническая поэма "В Чехии", 1906) и др. - развивают традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль "Новой русской школы" (в частности, опора на подлинную народную песню).

    В 1866 был опубликован его сборник "40 русских народных песен для голоса с фортепьяно", явившийся первым классическим образцом обработки народных песен. В 70-е гг. Балакирев уходит из Бесплатной музыкальной школы, перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка. В начале 80-х гг. он вернулся к музыкальной деятельности, но она утратила боевой "шестидесятнический" характер. В 1881-1908 Б. вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу и одновременно (1883-94) состоял директором Придворной певческой капеллы. Центральная тема творчества Балакирева - тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Балакирева характерен также интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской). Основная сфера творчества Балакирев - инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка.

    Балакирев работал преимущественно в области программного симфонизма. Лучший образец симфонической поэмы Балакирева - "Тамара" (около 1882, по одноименному стихотворению Лермонтова), построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. С именем Балакирева связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м гг. относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть - в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 написана 2-я симфония. Балакирев - один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Лучшее из фортепианных произведений Балакирева - восточная фантазия "Исламей" (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском. Видное место в рус. камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни Балакирева.        

Булганин Николай Александрович

    Советский политический и военный деятель. Согласно официальной биографии, «из семьи служащих». Учился в реальном училище. С 1918 г. в органах ВЧК, возглавлял Нижегородскую ЧК на железной дороге. В 1922—1927 гг. в ВСНХ. Председатель Моссовета (1931—1937), Председатель Совнаркома РСФСР (1937—1938), возглавлял правление Госбанка СССР (1938—1940).

Николай Александрович Булгарин   Во время войны член военных советов армий и фронтов, с 1944 член Государственного комитета обороны, а с 1945 — Ставки верховного главнокомандования. В 1947—1949 министр Вооружённых сил СССР, ему было присвоено звание Маршала Советского Союза (3 ноября 1947). Назначение Булганина, гражданского политического деятеля, никогда не командовавшего войсками, было, вероятно, связано со стремлением Сталина сохранить контроль над армией в послевоенный период и избежать усиления популярных военачальников. С 1 февраля 1948 Булганин также стал членом Политбюро.

    В 1949—1953 Булганин оставался лишь заместителем председателя Совета Министров СССР, но после смерти Сталина, в марте 1953, Военное и Военно-морское министерство СССР были объединены в Министерство обороны, которое вновь возглавил Булганин.

    В 1955, с усилением политической роли Никиты Хрущёва, Булганин, не бывший самостоятельной политической фигурой, сменил смещённого Георгия Маленкова на посту Председателя Совета Министров СССР. Министром обороны стал вместо Булганина Георгий Жуков.

    Как премьер СССР Булганин (вместе с Хрущёвым) совершил ряд важных официальных визитов: в Югославию (где состоялось примирение советского руководства с Иосипом Тито), Индию и Великобританию.

    После того, как политические позиции Хрущёва окончательно упрочились (победа над «антипартийной группировкой» в 1957), в марте 1958 года, при истечении полномочий Верховного Совета СССР, Булганин не был переизбран на пост советского премьера. Вместо него, по предложению Климента Ворошилова, был избран сам Хрущёв. Булганин был назначен руководителем правления Госбанка СССР. В том же году (в сентябре) Булганина вывели из Политбюро, а 26 ноября он был лишён маршальского звания, понижен до генерал-полковника и уволен в отставку; его отправили в фактическую ссылку в Ставрополь, где назначили председателем совнархоза. С 1960 года Булганин вышел на пенсию. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды:

Волский Михаил Иванович

       Позади областного культурного центра в Нижнем Новгороде притулилось небольшое двухэтажное зда­ние. Особнячок. Долгое время об этом особнячке ходили самые удивительные слухи. Таинственный вид зданию придавали вечно зашторенные окнаМихаил Иванович Волский. Знатоки говорили, что в особняке находится секретная лаборатория ученого, преподавателя водного института Михаила Ивановича Волского. Сейчас это уже очевидно: недавно на здании открыли мемориальную доску.

      Волский, неизменно ходивший в фуражке речника и ничем иным внешне не отличавшийся от простых смертных, работал над интереснейшей проблемой, связанной с космическими по­летами.

...Первый роковой звонок раздался на пилотируемом американском корабле «Джемини». На 14-е сутки экипаж потерял работоспособность. Астронавтов спасла аварийная посадка. Специалисты определили, что человеческий организм не может долгое время дышать чистым кислородом. 12 суток на кислороде летать можно, 14 — уже нет.

       В январе 1967 года прозвенел второй звонок в кабине корабля «Апполо-I» возник пожар. Кислородная атмосфера под­держала горение. Погибли три космонавта.

      Почему же американцы предпочли чистый кислород обык­новенному земному воздуху, на три четверти состоявшему из азота? Потому, что считали азот бесполезной добавкой, лишним грузом. Рационализм победил.

      По какому же пути пошли наши ученые? На заре космической эры главный конструктор пилотируемых кораблей Сергей Павлович Королев досконально вникал в проблему жизнеобеспечения космонавтов в полете. Немало других ученых ломало голову над этим. Королев узнал, что в Горьком профессор Михаил Иванович Волский проводит эксперименты с азотом, опровергнув классические опыты Лавуазье, который доказывал, что живые организмы не могут усваивать азот из воздуха.

      Волскому пришло в голову продувать куриные яйца обыч­ным воздухом и смесью, где азот был заменен аргоном. Инертный газ, казалось бы, не мог повлиять на куриные эмбрионы, а между тем жизнь в яйцах, продуваемых воздухом без азота, замирала.

      Существовало неопровержимое мнение, что азот усваивается человеком или живым организмом через пищу. Размышляя об этом, Волский отмечал «Нам кажется странным, что человеческий организм, допустим, 80 килограммов и содержащий 13 килограммов белка (что составит 2,08 килограмма азота), может быть поддерживаем потреблением в сутки от 0 до 1 грамма азота и круговоротом белка, выводимого из тканей организма в процессе обмена веществ». Это следовало понимать так, что принимаемой пищи оказывалось явно недостаточно, чтобы обеспечить в организме баланс азота. Откуда же тогда он брался в живом организме? Из воздуха? Выходило так.

        Инженер-механик, специалист по паровым котлам и машинам Волский заинтересовался физиологией дыхания. Для окружающих его людей это не было удивительным. Ученый подвергал сомнению все, в чем его пытались убедить. Имея ученое звание доктора технических наук, он защитил еще докторскую диссертацию по биологии. Утверждали, что он готовился к защите диссертации и на соискание ученой степени по истории. Он всецело жил наукой.

       Лабораторию Волский выстроил на свои деньги. На них же содержал штат и покупал приборы.

      За экспериментами и застал его посланец Королева Григорий Иванович Воронин, главный конструктор систем жизнеобеспечения пилотируемых летательных аппаратов. Лаборатория перешла в космическое ведомство. Это были лучшие годы работы.

        Но не все складывалось легко. Решено было все работы по «азоту» перенести в сферу подводников. Их объединяли с космо­навтами общие проблемы. Что же получилось? При глубоководных погружениях азот вдруг начал оказывать на аквалангистов наркотическое воздействие. Водолазы теряли работоспособность и не могли контролировать свои действия. Экспериментаторы заменили азот гелием. Но от этого водолазам становилось еще хуже. Волский предложил дозировать азот в количествах, не приводящих к наркозу. Дело пошло...

       Работы Волского очень пригодились космонавтике. Но за ними открывается более грандиозная перспектива.

       Как ни безумна идея найти путь обелковливания» атмосфер­ного азота, может, наука доберется до нее. Кормиться человечеству надо не одно тысячелетие. Проблема поставлена. Волский начинал над ней работать и создал научную базу. Кто же разработает технологию переработки воздушного азота в готовый к питанию белок? Когда это будет?

       Казалось бы, фантастика: живое существо, вдыхающее азот и тут же перерабатывающее его в белок. А потом снова в азот. Питаться атмосферой и одновременно ее охранять. Но теоретически доказано, что это возможно.

Горький Максим

    Горький Максим, настоящее имя - Пешков Алексей Максимович (1868 - 1936), Максим Горькийпрозаик, драматург, поэт, публицист. Родился в Нижнем Новгороде в семье столяра краснодеревщика, после смерти отца жил в семье деда В.Каширина, владельца красильного заведения.

    В одиннадцать лет, став круглым сиротой, начинает работать, сменив многих "хозяев": посыльным при обувном магазине, посудником на пароходах, чертежником и др. Только чтение книг спасало от отчаяния беспросветной жизни.

    В 1884 приезжает в Казань, чтобы осуществить свою мечту - учиться в университете, но очень скоро понимает всю нереальность такого плана. Начинает работать. Позже Горький напишет: "Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай... Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде." В свои 16 лет он уже многое знал о жизни, но четыре года, проведенных в Казани, сформировали его личность, определили его путь. Начал вести пропагандистскую работу среди рабочих и крестьян (с народником М.Ромасем в селе Красновидово). С 1888 начинаются странствия Горького по России, с целью лучше узнать ее и ближе познакомиться с жизнью народа.

    Прошел через донские степи, по Украине, до Дуная, оттуда - через Крым и Северный Кавказ - в Тифлис, где провел год, работая молотобойцем, затем конторщиком в железнодорожных мастерских, общаясь революционными деятелями и участвуя в нелегальных кружках. В это время написал свой первый рассказ - "Макар Чудра", опубликованный в тифлисской газете, и поэму "Девушка и смерть" (напечатан в 1917).

    С 1892, вернувшись в Нижний Новгород, занимается литературным трудом, публикуясь в поволжских газетах. С 1895 рассказы Горького появляются в столичных журналах, в "Самарской газете" стал известен как фельетонист, выступая под псевдонимом Иегудиил Хламида. В 1898 выходят в свет "Очерки и рассказы" Горького, сделавшие его широко известным в России. Много трудится, быстро вырастая в большого художника, новатора, способного повести за собой. Его романтические рассказы звали к борьбе, воспитывали героический оптимизм ("Старуха Изергиль", "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике").

     В 1899 был опубликован роман "Фома Гордеев", выдвинувший Горького в ряд писателей мирового класса. Осенью этого года он приезжает в Петербург, где знакомится с Михайловским и Вересаевым, с Репиным; позже в Москве - с Л.Толстым, Л.Андреевым, Максим ГорькийА.Чеховым, И.Буниным, А.Куприным и другими писателями. Сходится с революционными кругами и за написание прокламации, призывавшей к свержению царской власти в связи с разгоном студенческой демонстрации, был выслан в Арзамас.

    В 1901 - 02 написал свои первые пьесы "Мещане" и "На дне", поставленные на сцене МХАТа. В 1904 - пьесы "Дачники", "Дети солнца", "Варвары".

    В революционных событиях 1905 Горький принимал самое активное участие, был заключен в Петропавловскую крепость за антицаристские прокламации. Протест русской и мировой общественности заставляет правительство освободить писателя. За помощь деньгами и оружием во время Московского декабрьского вооруженного восстания Горькому грозила расправа со стороны официальных властей, поэтому было решено отправить его за границу. В начале 1906 прибыл в Америку, где пробыл до осени. Здесь были написаны памфлеты "Мои интервью" и очерки "В Америке".

    По возвращении в Россию пишет пьесу "Враги" и роман "Мать" (1906). В этом же году Горький едет в Италию, на Капри, где живет до 1913 года, все силы, отдавая литературному творчеству. В эти годы написаны пьесы "Последние" (1908), "Васса Железнова" (1910), повести "Лето", "Городок Окуров" (1909), роман "Жизнь Матвея Кожемякина" (1910 - 11).

    Используя амнистию, в 1913 возвращается в Петербург, сотрудничает в большевистских газетах "Звезда" и "Правда". В 1915 основал журнал "Летопись", руководил литературным отделом журнала, объединив вокруг него таких писателей, как Шишков, Пришвин, Тренев, Гладков и др.

    После Февральской революции Горький участвовал в издании газеты "Новая жизнь", являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием "Несвоевременные мысли". Высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что "диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков...", размышлял о роли интеллигенции в спасении нации: "Русская интеллигенция снова должна взять на себя великий труд духовного врачевания народа".

Вскоре Горький стал активно участвовать в строительстве новой культуры: помогал организации. Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство "Всемирная литература". В годы гражданской войны, голода и разрухи проявлял заботу о русской интеллигенции, когда многие ученые, писатели и художники были спасены им от голодной смерти.

    В 1921 Горький по настоянию Ленина едет лечиться за границу (возобновился туберкулез). Сначала жил на курортах Германии и Чехословакии, затем переехал в Италию в Сорренто. Продолжает много работать: заканчивает трилогию - "Мои университеты" ("Детство" и "В людях" вышли в 1913 - 16), пишет роман "Дело Артамоновых" (1925). Начинает работу над книгой "Жизнь Клима Самгина", которую продолжал писать до конца жизни. В 1931 Горький вернулся на родину. В 1930-е вновь обращается к драматургии: "Егор Булычев и другие" (1932), "Достигаев и другие" (1933).

    Подводя итог знакомству и общению с великими людьми своего времени, Горький пишет литературные портреты Л.Толстого, А.Чехова, В.Короленко, очерк "В.И.Ленин". В 1934 усилиями М.Горького был подготовлен и проведен 1-й Всесоюзный съезд советских писателей. 18 июня 1936 М.Горький скончался в Горках, похоронен на Красной площади.       

Добролюбов  Николай Александрович

     Добролюбов Николай Александрович (1836-1861). Русский публицист, литературный критик, поэт, революционный демократ. Николай Александрович Добролюбов родился 5 февраля (по старому стилю - 24 января) 1836 года в семье весьма состоятельного священника, в Нижнем Новгороде. Безграничную привязанность Николай Добролюбов питал только к матери - доброй, приветливой, умной и благородной: "От нее, - писал Добролюбов в своем дневнике вскоре после смерти матери, - получил я свои лучшие качества; с ней сроднился я с первых дней моего детства; к ней летело мое сердце, где бы я ни был; для нее было все, что бы я ни делал".

    К отцу относился отчужденно, но с уважением и почтительностью. Уже в три года Николай Добролюбов прекрасно декламировал многие басни И.А. Крылова. Когда Николаю исполнилось 8 лет, его образованием занялся семинарист философского класса М.А. Костров, позднее женившийся на сестре Добролюбова. Костров отказался от стандартного зазубривания и старался развивать мыслительные способности ученика.

    Когда 11-летнего Николая Добролюбова отдали в старший класс духовного училища, он всех поразил осмысленностью ответов и начитанностью. Через год он перешел в семинарию, где также оказался сразу среди первых учеников, несмотря на то, что большинство из них были старше Николая на 4-5 лет. Сочинения семинариста Добролюбова занимали 30, 40, а иногда и 100 листов. Особенно объемны были его сочинения на философские темы и по русской церковной истории.

    Уже в 14 лет Николай Добролюбов начал общаться с редакциями по поводу переведенных им стихотворений Горация, а в 15 лет стал вести свой дневник. В 1853 приехал в Петербург, где в 1857 окончил Главный педагогический институт. В институте был главой оппозиционнДобролюбов Николай Александровичого студенческого кружка, в 1855 выпускал нелегальную рукописную газету «Слухи».

    В 1856 Николай Добролюбов познакомился с Н.Г. Чернышевским и с Н.А. Некрасовым и вскоре стал сотрудничать в журнале «Современник» в качестве редактора критико-библиографического отдела. В 1859-1861, являясь составителем, редактором и основным автором сатирического отдела «Современника» "Свисток", печатал фельетоны и стихотворные пародии. В 1857-1859 одновременно с работой в "Современнике" печатался в «Журнале для воспитания».

    В мае 1860 Николай Добролюбов по настоянию друзей выехал за границу для лечения, начинавшегося туберкулеза. Жил в Германии, Швейцарии, Франции, Италии, но вылечить туберкулез не удалось. В июле 1861 Николай Александрович Добролюбов вернулся в Петербург, где 29 ноября (по старому стилю - 17 ноября) 1861 умер. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Петербурге (рядом с могилой Белинского).

    Среди произведений Николая Александровича Добролюбова - стихи, фельетоны, стихотворные пародии, публицистика на литературные, философские и исторические темы: «На 50-летний юбилей Н.И. Греча» (1854; стихотворение), «Ода на смерть Николая I» (1855; стихотворение), «О степени участия народности в развитии русской литературы» (1858; статья), «Первые годы царствования Петра Великого» (1858; статья), «Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым» (1858; статья), «Литературные мелочи прошлого года» (1859; статья), «Что такое обломовщина?» (1859; статья о романе И.А. Гончарова «Обломов»), «Темное царство» (1859; статья о пьесах А.Н. Островского), «Луч света в темном царстве» (1859; статья о пьесах А.Н. Островского), «Когда же придет настоящий день?» (1860; статья о романе И.С. Тургенева «Накануне»), «Черты для характеристики русского простонародья» (1860, статья), «Непостижимая странность» (1860; статья), «Отец Александр Гавацци и его проповеди» (1860; статья), «Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура» (1860; статья), "Пускай умру, печали мало" (1861; стихотворение), «Роберт Овэн и его попытки общественных реформ».   

         Евстигнеев Евгений Александрович

    Евгений Евстигнееев родился 9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде.

    Детство Евгения прошло на окраине, которая называлась посёлком Володарского. Его отец был на двадцать лет старше матери. Оба они были рабочими: Александр Михайлович — металлист, Мария Ивановна — фрезеровщица. Для своей матери — Марии Ивановны — он был поздним ребёнком: когда он появился на свет, ей было 32 года. Женя рано, шести лет, остался без отца, мама второй раз вышла замуж, но и отчим умеЕвгений Александрович Евстигнеевр, когда мальчику было семнадцать. До войны Женя успел окончить семилетку и в сорок первом пошёл работать электромонтёром. Потом год проучился в дизелестроительном техникуме, но после смерти отчима пришлось идти зарабатывать. Четыре года он слесарил на заводе «Красная Этна», занимался в самодеятельности, играл в джазе.

    Евгений Александрович был очень музыкален, виртуозно играл на разных инструментах: на гитаре, на рояле, хоть на вилках. Выступал в разных местах, и вот однажды в 1946 году в кинотеатр, где в составе джаз-оркестра Женя играл ударником, пришёл директор Горьковского театрального училища Виталий Лебский. Директор от одного актёра узнал, что там необыкновенный ударник, и решил посмотреть. Парень, действительно, был странный. Он играл так виртуозно и самозабвенно, вытворял с барабанными палочками нечто невообразимое, заслоняя собой целый оркестр и приводя публику в восторг. От него нельзя было оторваться.

    После того как оркестранты отыграли очередную композицию, Виталий Лебский подошёл к музыканту и спросил его: «Молодой человек, не хотите ли вы стать драматическим актёром?» На что Евстигнеев простодушно ответил: «Я не знаю». — «Тогда вот вам мои координаты, и я жду вас у себя», — продолжил Лебский и вручил парню бумажку с адресом училища.

    В 1946 году Евгений был зачислен на первый курс Горьковского театрального училища. Окончив театральное училище в 1951 году, Евстигнеев был распределен во Владимирский областной драматический театр имени А. Луначарского. В 1954 году поступил в Школу-студию МХАТ, причём сразу на второй курс. В середине 1955 года студенты Школы-студии МХАТ создали «Студию молодых актёров», которая через год стала базой для нового столичного театра — «Современник». В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского).

    Первую свою значительную роль в «Современнике» Евстигнеев сыграл в 1960 году в спектакле «Голый король» по пьесе Е. Шварца. После этого спектакля исполнитель главной роли — короля — Евстигнеев проснулся знаменитым.

    Настоящая всесоюзная слава пришла к Евстигнееву в 1964 году — после роли Дынина в фильме режиссёра Э. Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».

    Последней ролью Евстигнеева в «Современнике» был Дорн в «Чайке» А. Чехова в 1970 году. В 1971 вслед за Олегом Ефремовым, перешёл в труппу МХАТа.

    Первой его ролью на новой сцене стал Володя в спектакле «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина. В декабре 1980 года у Евстигнеева случился инфаркт. На рубеже 90-х годов он сыграл в Театре Антона Чехова Фирса в «Вишнёвом саде», в 1991 году — в АРТеле АРТИСТОВ Сергея Юрского — Глова в спектакле «Игроки-ХХI». Последней ролью Евстигнеева в кино был царь Иван Грозный в фильме В. Ускова и В. Краснопольского «Ермак». Евстигнеев умер перед операцией на сердце в Лондоне 5 марта 1992 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.         

Лебедев Сергей Алексеевич

        Иногда при знакомстве с биографиями выдающихся деятелей науки и техники советского периода трудно не испытать чувство глухого раздражения. Адресовано это отнюдь не самим ученым и конструкторам – досаду вызывает политика властей, страшно любивших «секретить» все и вся. Это естественно, что в той или иной степени, но все выдающиеся ученые середины прошлого столетия (и наши, и западные) принимали участие в военных программах, а иногда и были их руководителями. Но если мы прекрасно знали имена и достижения Р.ОппенгеймСергей Алексеевич Лебедевера, Э.Теллера, фон Брауна, Э.Ферми, то фамилия, к примеру, А.Д.Сахарова впервые была озвучена для широкой публики, что он «отец русской водородной бомбы», мы узнавали из передач ВВС. Идиотизм этой параноидальной секретности особенно отчетливо проявлялся в том, что фамилии Курчатова, Сахарова, Королева, Келдыша, Челомея, Лебедева прекрасно были известны на Западе и составляли секрет только для граждан 1/6 части суши. Каков, однако, секрет – где-то в середине 60-х один знакомый мальчик, у которого мама работала в соответствующем КБ, сообщил двенадцатилетнему автору этих строк на ухо фамилию генконструктора космических аппаратов – Королев. Ну и секрет!

        По этой причине до широкой публики только сейчас начинает доходить все значение многих личностей советской эпохи и масштабность их свершений. Причем налицо невольная реакция отравленного идеологией ума – нам так долго внушали, что Россия - родина слонов, что все достижения человечества, от закона сохранения материи до парового двигателя, радио и самолета, родом именно из нашей страны, что невольно начинаешь сомневаться и в реальной значимости деяний этих ученых – не очередная пропаганда ли? Между тем это совершенно не так.

        Сергея Александровича Лебедева еще при жизни называли гением. Он действительно, как никто другой отвечает этому определению – он соединял в своей личности скромность и трудолюбие, широкую академическую образованность со знанием прикладных дисциплин, умение сформулировать главную цель с пониманием того, как этой цели достичь. Здание в Феофании, в котором размещалась лаборатория С.А. Лебедева

       Начало инженерной и научной деятельности С. А. Лебедева совпало с осуществлением плана ГОЭЛРО. Он занимался задачами устойчивости энергетических систем и к середине 40-х был уже известным ученым – в 1950 он стал лауреатом Сталинской премии за работы в области энергетики. По ходу дела ему пришлось столкнуться с большим количеством трудоемких вычислений, для выполнения которых тогда традиционно применялась аналоговая вычислительная техника. Но крайне невысокая точность и ограниченность возможностей аналоговых машин привела Лебедева к мысли о постройке цифровой машины – компьютера. В конце сороковых он полностью переключается на работы по созданию таких машин.

       Лебедев совершенно самостоятельно пришел к тем же выводам, которые на Западе сделал фон Нейман – принципы построения универсальных компьютеров в нашей литературе иногда до сих пор называют «принципами фон Неймана-Лебедева». Основными в них были следующие положения: машина должна работать в двоичной системе счисления; программы и данные располагаются в общей памяти; память должна быть организована иерархически (от памяти малого объема, но с высоким быстродействием, до медленной памяти большой емкости). И тогда и сейчас существовали компьютеры, основанные на иных принципах (например, микроконтроллеры в основном имеют другую архитектуру), но генеральная линия всех разработок, от монстров 50-х до современных Маков и РС, основана именно на этих положениях.

       В 1951-м под руководством Лебедева была построена МЭСМ – «малая электронно-счетная машина». Эта машина оказалась первой в континентальной Европе настоящей ЭВМ, построенной по принципам фон Неймана. До этого в Кембриджском университете в Англии, был построен ЭДСАК (1949), однако МЭСМ была куда совершенней ЭДСАКа – в ней был впервые применен принцип распараллеливания вычислительных процессов. Американская ЭВМ с «фоннеймановской» архитектурой, ЭДВАК, была закончена только в 1952-м. Дурацкая секретность (на МЭСМ, кроме всего прочего, выполнялись расчеты в области термоядерных процессов, а также космических полётов и ракетной техники) привела к тому, что мировая общественность только в 1956-м узнала о ее существовании. К тому времени под руководством Лебедева была построена БЭСМ-1, и доклад об этих достижениях на Международной конференции по электронным счетным машинам в Дармштадте (ФРГ), который сделал Лебедев, произвел сенсацию. БЭСМ оказалась лучшей ЭВМ в Европе! Впрочем, все, что и в дальнейшем выходило из стен руководимого С. А. Лебедевым Института точной механики и вычислительной техники (ИТМ и ВТ) было на момент создания лучшим в мире.

        В конце 50-х под руководством Лебедева была создана ламповая машина М-20, которой было суждено на много лет вперед стать классической. Именно на примере М-20 студенты тех лет постигали основы программирования. Одновременно с этим Лебедев совершенствовал серию БЭСМ – в начале шестидесятых элементная база этих машин стала полностью полупроводниковой. Наконец, в 1967-м была закончена БЭСМ-6, которой суждено было стать одной из самых выдающихся разработок в области вычислительной техники. В ее конструкцию было заложено так много новых принципов, что она выпускалась еще семнадцать лет , а последняя БЭСМ-6 была демонтирована только в 1995 году. Директор английского музея вычислительной техники Дорон Свейд (Doron Swade) писал по поводу БЭСМ-6, что «пресловутое технологическое превосходство США в период холодной войны было в значительной степени мифом». Американский ILLIAC-IV, прямой конкурент БЭСМ-6, был закончен позднее, обошелся много дороже и уступал советской конструкции в быстродействии на определенных классах задач, несмотря на то, что в нем было, чуть ли не на порядок больше элементов.

       Последним детищем С.А.Лебедева был «Эльбрус» - знаменитый многопроцессорный комплекс, в основу которого были положены принципы суперскалярной архитектуры, характерные для современных быстродействующих    процессоров.

      Лебедев не замыкался на создании суперов – под его руководством были созданы многие специализированные машины (работе над вычислительными комплексами, входящими в состав советского ядерно-ракетного щита, мы и обязаны тем, что фамилия Лебедева была долгие годы засекречена).

       Академиком Сергей Алексеевич был избран еще в 1953-м, на одном заседании с А.Д.Сахаровым. Он много посвящал себя работе в Академии наук, в конце жизни активно выступал против намеченной к тому времени генеральной линии на копирование устаревших западных образцов ВТ, типа системы IBM/360. Жизнь показала, что С.А. был в этом совершенно прав. Несмотря на аргументы его противников о том, что такое решение было принято с целью «обеспечить в максимальной мере совместимость с ЭВМ, разработанными в других странах», факт налицо – БЭСМ-6, по словам упоминавшегося выше Свейда, стала «последним оригинальным русским компьютером, что был спроектирован наравне со своим западным аналогом». Конечно, был еще «Эльбрус», но эта разработка, несмотря на всю ее оригинальность и значение, так и осталась в стороне от «линии партии», заставлявшей производства штамповать безликие ЕСы и СМы. 

Кулибин Иван Петрович

    Выдающийся русский механик-изобретатель.

    Кулибин родился в семье мелкого торговца в селении Подновье Нижегородского уезда. В юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу. В 1764—1767 годах Кулибин изготовил уникальные карманные часы. В их корпусе помимо собственно часового механизма помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками (ныне часы хранятся в музее Эрмитаж). Кулибин дважды (в 1792 и в 1799) собирал знаменитые часы Павлин работы английского механика Джемса Кокса, которые постоянно экспонируются в павильонном зале малого Эрмитажа.Ива́н Петро́вич Кули́бин

    С 1769 и на протяжении более 30 лет Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.

    К 1772 Кулибин разработал несколько проектов 300-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций. В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них — фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения (см. Водоход), механический экипаж с педальным приводом.

    Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы — лишь это впечатляло современников. Технический прогресс не был нужен крепостникам XVIII века, так как слишком дешева была рабочая сила.

    Неутомимый новатор, Кулибин был консервативен в привычках и домашнем быту. Никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров западного покроя, Кулибин в длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой казался представителем другого мира. Но на балах он с неистощимым остроумием отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной словоохотливостью и прирожденным достоинством в облике.

    Кулибин был трижды женат, третий раз женился уже 70-летним стариком, и третья жена принесла ему трех дочерей. Всего у него было 12 детей обоих полов. Всем своим сыновьям он дал образование.

Лобачевский Николай Иванович

    Русский математик, создатель геометрии Лобачевского, деятель университетского образования и народного просвещения. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского «Коперником геометрии».

    Н. И. Лобачевский родился в Ардатовском районе Нижегородской губернии. Его родителями были Иван Максимович Лобачевский (чиновник в геодезическом департаменте) и Прасковья Александровна Лобачевская. В 1800 году после смерти отца мать вместе с семьёй переехала в Казань. Там Лобачевский окончил гимназию (1802—1807), а затем (1807—1811) и только что основанный Казанский Императорский университет, которому отдал 40 лет жизни.

    Большое влияние во время обучения в университете на Лобачевского оказал Мартин Фёдорович Бартельс — друг и учитель великого немецкого математика Карла Фридриха Гаусса. Он взял шефство над бедным, но одарённым студентом. На старшем курсе в характеристику Лобачевского включили «мечтательное о себе самомнение, упорство, неповиновение», а также «возмутительные поступки» и даже «признаки безбожия». Над ним нависла угроза отчисления, но заступничество Бартельса и других преподавателей помогло отвести опасность.

    По Никола́й Ива́нович Лобаче́вскийокончании университета Лобачевский получил степень магистра по физике и математике с отличием (1811) и был оставлен при университете. В 1814 году стал адъюнктом, спустя 2 года — экстраординарным, и в 1822 году — ординарным профессором. Студенты высоко ценили лекции Лобачевского.

    Круг его обязанностей был обширен — чтение лекций по математике, астрономии и физике, комплектация и приведение в порядок библиотеки и музея и т. д. Среди его служебных обязанностей есть даже «наблюдение за благонадёжностью» всех учащихся Казани.

    В 1819 году в Казань приехал ревизор (М. Л. Магницкий), который дал крайне отрицательное заключение о состоянии дел в университете. Магницкого назначили попечителем; он уволил 9 профессоров, вводит строгую цензуру лекций и казарменный режим. Бартельс уехал в Тарту, а Лобачевского назначили деканом физико-математического факультета.

    В эти годы он пишет учебники по геометрии и алгебре; первый из них был осуждён за использование метрической системы мер, а второй вообще не был напечатан.

    В 1826 г. Магницкий был смещён с должности попечителя за злоупотребления. Назначается новый попечитель (М. Н. Мусин-Пушкин). Лобачевский избирается ректором университета. Он с головой погружается в хозяйственные дела — реорганизация штата, строительство механических мастерских, лабораторий и обсерватории, поддержание библиотеки и минералогической коллекции, участвует в издании «Казанского Вестника» и т. п. Многое он делает собственными руками. Читает научно-популярные лекции по физике для населения. И одновременно он неустанно развивает и шлифует дело своей жизни — неевклидову геометрию.

    В 1832 году Лобачевский женился на Варваре Алексеевне Моисеевой. У них родилось семеро детей.

    1834: вместо «Казанского вестника» начинается издание «Учёных записок Казанского униКазанский университет в 1830-е годыверситета».

    Лобачевский был ректором Казанского университета в период с 1827 по 1846 годы, пережив эпидемию холеры (1830) и сильнейший пожар (1842), уничтоживший половину Казани. Благодаря энергии и умелым действиям ректора жертвы и потери в обоих случаях были минимальны. Усилиями Лобачевского Казанский университет становится первоклассным, авторитетным и хорошо оснащённым учебным заведением, одним из лучших в России.

    20 ноября 1845 года Лобачевский был в шестой раз утвержден в должности ректора на новое четырехлетие. Несмотря на это, в 1846 году Министерство грубо отстраняет Лобачевского от должности ректора и профессорской кафедры (официально — по причине ухудшения здоровья). Формально он получил даже повышение — был назначен помощником попечителя, однако жалованья ему за эту работу не назначили.

    Вскоре Лобачевский разорён, имение его жены было продано за долги. В 1852 году умирает старший сын Лобачевского. Здоровье его самого подорвано, слабеет зрение. Главный труд учёного, «Пангеометрия» записывают под диктовку ученики слепого учёного в 1855 году.

    Похоронен на Арском кладбище в Казани.

Мельников Павел Иванович

    Также известен как Мельников-Печерский (25 октября (6 ноября) 1818, Нижний Новгород — 1 (13) февраля 1883, Нижний Новгород) — русский писатель, этнограф-беллетрист.Павел Иванович Мельников

    Павел Мельников происходил из старинного, обедневшего дворянского рода. Окончил словесный факультет Казанского университета. Попал под подозрение и был выслан властями в г. Шадринск. После ссылки работал учителем в гимназии.    Был чиновником особых поручений министерства внутренних дел по искоренению церковного раскола. Он принимал непосредственное участие в преследованиях, в т.ч. в разорениях старообрядческих скитов и молелен.

    Кавалер ордена святой Анны 3-й степени. Вышел в отставку в 1866 году в чине действительного статского советника.

    Писал под псевдонимом Андрей Печерский, придуманном в 1850 году В. Далем. Многими воспринимается как один из авторитетных авторов в области старообрядчества. Однако, по мнению старообрядцев, ввиду его должности многие сделанные им описания старообрядческой среды носят тенденциозный характер.

    Самые известные произведения: дилогия «В лесах» (1871—1874) и «На горах» (1875—1881) в которых детально описан быт и обычаи нижегородских купцов-старообрядцев и Комаровского скита. 1883 году.
    Первоначально похоронен в Нижнем Новгороде на кладбище Крестовоздвиженского монастыря, в 1950 году перезахоронен на Бугровском кладбище.

Минин Кузьма

    Деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей Земского ополчения 1611—1612.

    Подробности о его деятельности становятся известными только с 1611, когда прибыла в Нижний Новгород грамота от патриарха Гермогена или от Троицкой лавры (в точности неизвестно). После прочтения её убеждал народ «стать за веру» протопоп Савва, но гораздо убедительнее оказались страстные слова Минина:

«Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».

    В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались прежде всего к Минину, и он подробно развивал свои планы. С каждым днём росло его влияние; нижегородцы увлекались предложениями Минина и наконец решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги.

    Вождём ополчения выбрали князя Дмитрия Пожарского, лечившегося тогдаМ. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 от ран в подмосковном имении и пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину.

    При поддержке войск Пожарского, Минин осуществил оценку имущества нижегородского населения и определил часть, которая должна пойти на ополчение. По совету Минина давали «третью деньгу», то есть третью часть имущества, либо, в некоторых случаях, пятую часть. Лица, которые не могли собрать требуемой суммы, отдавались в холопы, а их имущество полностью конфисковывалось.

    По словам летописи, он «жаждущие сердца ратных утолял и наготу их прикрывал и во всем их покоил и сими делами собрал не малое воинство». К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые известной окружной грамотой, в составлении которой, несомненно, участвовал Минин. В начале апреля 1612 в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе; в августе был побежден Ходкевич, а в октябре Москва была очищена от поляков. На другой день после венчания на царство (12 июля 1613) Михаил Фёдорович пожаловал Минину звание думного дворянина и вотчины. Заседая с тех пор постоянно в думе и живя в царском дворце, Минин пользовался большим доверием царя (в 1615 ему поручено было беречь Москву, вместе с ближними боярами, во время путешествия царя к Троице в Сергиев монастырь) и получал важнейшие «посылки».

Назарова Маргарита Петровна

    Советская актриса цирка и кино, дрессировщица тигров, народная артистка РСФСР (1969).

    Маргарита НМаргарита Петровна Назароваазарова родилась 26 ноября 1926 г. Её детство прошло в городе Пушкине под Ленинградом.

    Во время Великой отечественной войны Маргарита попала в плен и была интернирована в Германию. Работала в Гамбурге — сначала домашней служанкой, потом танцовщицей в кабаре. После возвращения в СССР устроилась работать в рижский цирк. С 1946 года выступала как балерина на эстраде, потом в передвижном театре оперетты. Готовила сперва акробатические номера, затем, 1954 года перешла к работе с хищными животными. Вышла замуж за коллегу и партнера Константина Константиновского.

    В 1957 году участвовала в культурной программе VI международного фестиваля молодёжи и студентов в Москве.

    В 1961 году снялась в фильме «Укротительница тигров». Затем в фильме «Полосатый рейс» исполнила главную роль, принесшую ей всесоюзную славу. Также в качестве дублёра снималась в фильме «Опасные тропы».

    В последние годы жила в Нижнем Новгороде. 26 октября 2005 года скончалась в бедности и одиночестве в своей нижегородской квартире.

Нестеров Пётр Николаевич

    Штабс-капитан, русский военный лётчик. Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова). Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран.Петр Николаевич Нестеров

    Родился в городе Нижний Новгород 27 февраля (15 февраля по старому стилю) 1887 года в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса. После неожиданной смерти отца материальное положение семьи сильно ухудшилось. Его мать, Маргарита Викторовна, не имея средств на оплату жилья, была вынуждена переехать вместе с четырьмя детьми во Вдовий дом. 26 августа (8 сентября по старому стилю) 1897 года Нестеров поступил в Нижегородский кадетский корпус, где в своё время его отец занимал должность воспитателя. В 1904 году Нестеров закончил корпус.

    В числе шести лучших выпускников Пётр Николаевич был после окончания корпуса направлен в Михайловское артиллерийское училище. В 1906, отлично выдержав выпускные экзамены, Нестеров, произведённый в подпоручики, попал по распределению в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду, служил во Владивостоке, где лично разработал правила корректирования стрельбы из аэростата.

    Увлечение авиацией началось у Петра Николаевича с 1910 года. В июле-августе 1911 года, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, Пётр Николаевич познакомился с учеником профессора Н. Е. Жуковского — Петром Петровичем Соколовым и вскоре стал членом Нижегородского общества воздухоплавания. В 1912 году Нестеров сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного лётчика, и уже первый самостоятельный полет 25-летний поручик Пётр Нестеров совершил в сентябре 1912 г., в 1913 году окончил курс авиационного отдела офицерской Воздухоплавательной школы. В мае 1913 года он был назначен в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве, с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте, а в июне переведён в 11-й корпусный отряд 3-й авиационной роты. Вскоре Петр Николаевич стал командиром отряда. Перед отправкой на новое место службы его направили в Варшаву для обучения на самолете «Ньюпор», которые тогда приняли на вооружение армии.

    Макет самолёта «Ньюпор» на котором Нестеров совершил «мёртвую петлю»
    Став опытным пилотом, Нестеров занимался и конструкторской деятельностью. В 1910 году, будучи артиллеристом, Петр Николаевич построил планер и летал на нем. Позже, на основе изучения полета птиц, он разработал проект оригинального самолета без вертикального оперения. Воинское ведомство отклонило проект, но Нестеров продолжал совершенствовать свою машину. Летом 1913 года проект был одобрен, но без предоставления средств. Находясь в Киеве, в начаМакет самолёта «Ньюпор» на котором Нестеров совершил «мёртвую петлю»ле 1914 года Нестеров с помощью старшего механика отряда Г. М. Нелидова модифицировал самолет «Ньюпор-4»: укоротив фюзеляж на 0,7 м, снял вертикальное оперение, рули высоты были оставлены, но их размах значительно увеличили и ввели большую площадь аэродинамической компенсации. На этом самолете выполнили несколько испытательных полетов продолжительностью около часа, после которых выявились существенные недостатки в предложенной Нестеровым схеме. О дальнейших испытаниях этого аппарата данных нет.

    В 1913 году Петр Нестеров разработал исследовательскую конструкцию семицилиндрового двигателя мощностью 120 л. с. с воздушным охлаждением. Позже авиатор занимался строительством одноместного скоростного самолета, закончить который помешала война.

    Владея глубокими знаниями в области математики и механики, имея достаточный пилотажный опыт, П. М. Нестеров теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей и осуществил их на практике. В своей работе о «взаимодействии руля глубины и направления при значительных углах крена» он впервые доказал, что во время выполнения виражей с креном большее 45 градусов происходит изменение в работе руля: руль высоты выполняет функции руля направления, а руль направления — руля высоты. После назначения командиром отряда Нестеров ввел обучение полетам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку.

    Он также разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками и ведения воздушного боя, освоил ночные полеты. В августе 1913 года возглавил групповой перелет (в составе трех машин) по маршруту Киев — Остёр — Козелец — Нежин — Киев с посадками на полевых аэродромах. Во время перелета впервые в истории авиации проводилась маршрутная киносъемка. В первой половине 1914 года Пётр Николаевич осуществил два перелета: Киев — Одесса за 3 часа 10 минут и Киев — Гатчина за 9 часов 35 минут. Для того времени это было большим достижением.

    Для доказательства своей идеи, согласно которой «в воздухе для самолета всюду опора», 27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем П. Н. Нестеров впервые в мире выполнил на самолете «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» в 70 л. с. замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу.

    Согласно рапорту, летчик на высоте 800—1000 метров, выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров, включил мотор поднял самолет вверх, описал вертикальную петлю и пошёл в пике. Мотор снова выключил, выровнял самолёт и, спускаясь по плавной спирали, благополучно приземлился.

    Спустя двенадцать дней эту сложную авиационную фигуру повторил француз Адольф Пегу. Именно это событие получило широкую огласку и в иностранной и в росийской прессе. В мае 1914 г. Пегу прибыл в Петербург для демонстрации «мертвой петли». В ответ Нестеров разослал телеграммы в редакции российских газет: «Императорскому аэроклубу уже давно необходимо подтвердить, что первую „мертвую петлю“ совершил русский летчик».

Награды:

10 февраля 1914 года Киевское Общество воздухоплавания отметило Нестерова за научную разработку вопроса о глубоких кренах и за осуществленную им «мертвую петлю», присудив ему золотую медаль Общества. Позже Киевское городское руководство от лица города вручило отважному пилоту-новатору памятный золотой жетон, с которым Петр Николаевич никогда не расставался.

    В 1914 году Нестеров был произведён в штабс-капитаны и назначен начальником авиационного отряда. С началом первой мировой войны он отбыл на Юго-Западный фронт, 11 авиаотряд принимал участие в освобождении Львова. Нестеров осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых в России бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. Эта операция была проведена лётчиком так эффективно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова.

    Осуществив за время войны 28 вылетов 8 сентября (25 августа по старому стилю) 1914 года, около городка Жолква Пётр Николаевич Нестеров совершил свой последний подвиг — протаранил самолет в котором находились пилот Франц Малина (Franz Malina) и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь (Friedrich von Rosenthal), которые вели воздушную разведку передвижения русских войск. Они летели на тяжёлом «Альбатросе» на высоте, недосягаемой выстрелами с земли. Нестеров пошёл ему наперерез в лёгком быстроходном «Моране». Австрийцы пытались уйти от столкновения, но Нестеров настиг их и врезал свой самолёт в хвост «Альбатроса». Оба самолёта упали на землю, а лётчики погибли. Нестеров похоронен в Киеве на Лукьяновском кладбище. 25 января 1915 года награждён орденом св. Георгия 4 степени посмертно.

    В его честь город Жолква Львовской области на Украине некоторое время носил название «Нестеров», также его именем были названы улицы и переулки в городах Москва, Санкт-Петербург, Гатчина, Минск и Нижний Новгород, установлены памятники в Киеве и Нижнем Новгороде. Имя «Нестеров» присвоено астероиду № 3071.

    В 1914 году на месте гибели Петра Нестерова в городе Жолкве был сооружен монумент. Позднее, в 1980 году, здесь построили мемориал памяти героя-авиатора. В 1990-е годы мемориал был разрушен.

Свердлов Яков Михайлович

    Советский политический и государственный деятель, революционер. Член ЦК РСДРП(б), РКП(б). Председатель ВЦИК (формальный глава Советского государства) в ноябре 1917 – марте 1919 гг. Партийные псевдонимы: товарищ Андрей, Макс, Михаил Пермяков, Смирнов и др. Как председатель ВЦИК, был одним из организаторов разгона Учредительного собрания, расстрела царской семьи и расказачивания.Яков Михайлович Свердлов

    С 1901 года в рядах РСДРП, после раскола на II съезде РСДРП в 1903 году стал большевиком и профессиональным революционером, вёл агитацию в Костроме, Казани, Екатеринбурге, выдвинулся в руководители Екатеринбургского и Уральского комитетов РСДРП.

    С сентября 1905 года направлен на Урал в качестве представителя - агента ЦК.

    Организовал актив из опытных подпольщиков. Среди них были Н. Н. Батурин (преподаватель рабочего университета), Н. Е. Вилонов (Михаил Заводской), С. А. Черепанов (псевдоним Лука, расстрелян в 1918 г. в Тюмени), Мария Авейде (расстреляна после 1918 г. в Екатеринбурге), Камаганцев (Кузьма), Ф. Ф. Сыромолотов (начальник боевой дружины), А. Е. Минкин (Марк) и ряд других.

    В 1905 году организовывал революционные выступления масс в Екатеринбурге и обучался практике боевых дел у боевиков Э. С. Кадомцева, организовавшего боевые дружины большевиков на Урале, привёз боевиков Кадомцева в революционный Петербург, где они организовали боевые дружины рабочих, что послужило расширению известности Свердлова как практичного руководителя масс.

    В октябре 1905 года создал и возглавил Екатеринбургский Совет рабочих депутатов.

    С 1906 года - Свердлов в Перми, где находился крупнейший на Урале Мотовилихинский пушечный завод.

    Неоднократно арестовывался и приговаривался к содержанию в тюрьме и ссылке, в тюрьмах занимался самообразованием, перенял много опыта у уголовников. Вместе с И. Теодоровичем (в 1917 году назначен наркомом по продовольствию, потом Генеральный секретарь Крестьянского Интернационала) организовал в тюрьме узкую группу «своих», безоговорочно поддерживающих друг друга и подавлявших всех остальных.

    С 10 июня 1906 г. по сентябрь 1909 г. Свердлов сидел в тюрьмах Урала. Были арестованы так же его соратники и жена. 19 декабря 1909 г. снова арестовали в Москве. 31 марта 1910 г. был выслан в Нарымский край на 3 года. Он бежал, не пробыв и четырех месяцев.

    В 1910 г. бежал из Нарымской ссылки в Петербург, и, пока И. Сталин находился на Краковском совещании был редактором газеты «Правда». Вступил в активную переписку с Лениным, и был кооптирован в Русское бюро ЦК РСДРП.

Соколов Евгений Николаевич

    Советский, российский учёный, специалист в области нейронаук (работы в области нейронных механизмов когнитивных процессов). Основоположник отечественной психофизиологии. Заведующий кафедрой психофизиологии факультета психологии МГУ (1971—2001), академик АПН СССР (1984), академик Российской Академии Образования (1993), член Национальной Академии наук США (1975), почётный член Американской Академии Искусств и Наук (1976), почётный член Международной Ассоциации Психофизиологов (1980), почётный член Академии наук Финляндии (1984), заслуженный профессор МГУ (1998), член Центрального Совета Международной организации по исследованию мозга при Юнеско.

    Евгений Николаевич Соколов родился 23 сентября 1920 в Нижнем Новгороде. С 1941 по 1945 сражался на фронте в составе Западного, Калининского, 2-го Прибалтийского и 1-го Белорусского фронтов. Награждён орденами Красной Звезды и Отечественной Войны. В 1946 году закончил МосковскЕвгений Николаевич Соколовий институт иностранных языков им. М. Тореза.

    С 1947 по 1950 учился в аспирантуре сектора психологии института философии Академии наук СССР. Принимал участие в работе Психофизиологической лаборатории под руководством С. В. Кравкова. В 1950 году, после защиты кандидатской диссертации (по философии) (тема: «Восприятие в свете учения И. П. Павлова»), посвящённой рефлекторной теории восприятия, был принят на работу на кафедру психологии Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова, где организовал и возглавил кафедру психофизиологии. В 1960 году стал доктором биологических наук (тема диссертации: «Восприятие и условный рефлекс»). В 1970 награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

    В 1974 читал курс лекций в Массачусетском технологическом институте (США). В 1975 избран в Национальную Академию Наук США, а в 1976 — в Американскую академию искусств и наук. В 1984 стал членом Академии наук Финляндии. Избран в академию педагогических наук СССР (в настоящее время — Российская Академия Образования). В 1984 г. награжден золотой медалью И. П. Павлова за вклад в изучение высшей нервной деятельности. В 1989 г. награжден знаком Психофизиологического общества США и в 1997 — «медалью столетия» Международной Организации Психофизиологии. В 1993 г. за высокое качество лекций награжден медалью Ломоносова. В 1995 г. по инициативе Е. Н. Соколова в МГУ имени М. В. Ломоносова был создан Центр магнитной томографии и спектроскопии.

    Скончался 14 мая 2008 в Москве, похоронен на Хованском кладбище.

Награды:

Стеклов Владимир Андреевич

     Русский математик и механик. Действительный член Петербургской Академии наук (1912), вице-президент АН СССР (1919-1926).

    Владимир Андреевич Стеклов родился 9 января 1864 г. (28 декабря 1863 г.) в Нижнем Новгороде. Уже в школьные годы обнаружил способности к математике и физике. В 1882 г. он поступает на физико-математический факультет Московского университета, однако занятия Стеклова складывались в этот первый год университетской жизни неудачно, и он в 1883 г. переводится в Харьковский университет. С этого времени начинается длинный харьковский период жизни В. А. Стеклова. Когда Стеклов был уже на третьем курсе, в Харьков приехал выдающийся математик А. М. Ляпунов, тогда еще молодой ученый. Своими прекрасными лекциями он привил многим студентам университета любовь к математике. Благодаря А. М. Ляпунову В. А. Стеклов нашел свое призвание в математике и начал научную деятельность.

    В 1887 г. В. А. Стеклов окончил Харьковский университет и в 1889 г. назначается ассистентом при кафедре механики. В 1893 г. он получает степень магистра прикладной математики, а в 1901 г. — степень доктора прикладной математики. К этому времениВлади́мир Андре́евич Стекло́в В. А. Стеклов уже — выдающийся учёный, известный своими научными трудами (45 работ) в области механики и математической физики. С 1902 по 1906 г. В. А. Стеклов — председатель Харьковского математического общества. В 1904 г. В. А. Стеклов — декан математического факультета Харьковского университета.

    С 1906 г. В. А. Стеклов — профессор кафедры математики Петербургского университета. В 1910 г. он избирается адъюнктом Петербургской Академии наук, в марте 1912 г. — экстраординарным академиком и в июле того же года — ординарным академиком.

    Основные работы В. А. Стеклова (их насчитывается более 150) относятся к математической физике, механике, квадратурным формулам теории приближений, асимптотическим методам, теории замкнутости, ортогональным многочленам. Его работы по уравнениям в частных производных относятся к электростатике, колебаниям упругих (или квазиупругих) тел, задачам распространения тепла. Он дал полное теоретическое обоснование решений задачи о распространении тепла в неоднородном стержне при заданном начальном условии и граничных условиях на концах стержней, а также задачи о колебании неоднородной струны или стержня при определенных начальных и граничных условиях. Задача о распространении тепла была им исследована и в случае трёхмерного тела. Им получены значительные результаты в решении задач Дирихле и Неймана. Эти задачи раньше были решены с помощью сферических функций. Большая заслуга В. А. Стеклова в создании теории замкнутости ортогональных систем функций. Ему принадлежат идеи сглаживания функций. Стеклов посвящает много работ вопросам разложимости по собственным функциям задачи Штурма-Лиувилля, при этом совершенствует и развивает метод Шварца-Пуанкаре. В области гидродинамики он исследовал движение твёрдого тела в жидкости, теорию вихрей, движение эллипсоида, движение твёрдого тела с эллипсоидальной полостью, наполненной жидкостью.

    В. А. Стеклов был организатором и первым директором Физико-математического института, разделённого впоследствии на два института, Институт математики и Институт физики; на основе Института математики со временем также организовались самостоятельные институты, два из которых — Математический институт им. В. А. Стеклова и Санкт-Петербургское отделение Математического института им. В. А. Стеклова — носят ныне его имя.

Харитон Юлий Борисович

      Академик Ю.Б. Харитон был выдающимся советским ученым, широко известным своими открытиями в ряде областей современной физики и техники: химической физики и техники, ядерной физики и техники. Но в историю российской науки и техники он вошел, прежде всего, как один из создателей ядерного щита нашей родины и гарантов мира на земле. С 1943 года он был сотрудником ныне знаменитой – а тогда очень, очень секретной – Лаборатории № 2 АН СССР, руководимой И.В. Курчатовым

      Юлий Борисович Харитон родился в 1904 г. в семье петербургского журналиста. В 1920 году он — студент электромеханического факультета, а с весны 1921 г, — физико-механического факультета Петроградского политехнического института, Уже в 1924 г. его пригласил работать к себе в лабораториЮлий Борисович Харитоню Николай Николаевич Семенов.

      Двадцатилетний Ю.Б. Харитон стал одним из авторов серии первоклассных исследований по взаимодействию молекул с поверхностью твердых тел. В 1925 г. он получает диплом об окончании института. Молодой Ю.Б. Харитон в 1926 г. при поддержке А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицы и Н.Н. Семенова командируется в Англию, в лабораторию Резерфорда, где изучает чувствительность глаза к слабым импульсам света, а также взаимодействие альфа- излучения с веществом.

    В 1928 г., спустя два года, Ю.Б. Харитон возвращается в СССР, где возглавляет лабораторию исследования взрывчатых веществ в Институте химической физики. Здесь им была основана советская школа физики взрыва, признанным главой которой он являлся.

    Одновременно он занимается урановой проблемой. В 1939 — 1941 гг. Ю.Б. Харитон и Я. Б. Зельдович публикуют результаты исследований условий осуществимости цепной реакции.

    В 1939 году Ю.Б. Харитоном и Я.Б. Зельдовичем были выяснены условия возникновения ядерного взрыва, получены оценки его огромной разрушительной мощи. Ими же в 1941 году с участием И. Гуревича была уточнена критическая масса урана.

    Во время Великой Отечественной войны Харитон с сотрудниками одного из НИИ Наркомата боеприпасов выполнил ряд работ по вопросам эффективности различных конструкций боеприпасов и различных ВВ и исследованию воздушной ударной волны.

    Помимо этого, он обеспечивал консультациями Наркомат обороны, Наркомат боеприпасов и другие наркоматы оборонной промышленности по вопросам, связанным с расшифровкой новых образцов вооружения противника, теоретическим обоснованием новых видов нашего вооружения, разъяснением возможности применения суррогатов ВВ и т. п.

    4 октября 1944 года в газетах был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями большой группы научных и инженерно-технических работников, занимавшихся во время войны разработкой и исследованием различных боеприпасов. В списке награжденных оказался и Ю.Б. Харитон, который был награжден орденом Красной звезды. Для него это была первая государственная награда.

    В 1943 году в СССР была организована Лаборатория № 2 АН СССР, ставшая центром работ по атомной проблеме (с 1955 го да это Институт атомной энергии, ныне — Российский национальный центр «Курчатовский институт»). Ее руководителем по рекомендации А.Ф. Иоффе был назначен И.В. Курчатов. Ю.Б. Харитон был привлечен И.В. Курчатовым к исследованиям по урановой проблеме.

    В 1945 г. Ю.Б. Харитон был введен в состав Технического комитета при Спецкомитете ГКО СССР по руководству всеми работами по атомному проекту. В 1946 году по поручению Игоря Васильевича Курчатова Юлий Борисович в составе лаборатории №2 АН СССР организовал и в течение почти полувека был научным руководителем объекта, который именовался КБ-11, а затем ВНИИЭФ (ныне Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики).

    Расположен Центр на территории когда-то знаменитой Саровской пустыни (в Арзамасе-16, ныне Саров), о которой в "Энциклопедическом словаре" Брокгауза и Эфрона можно прочитать: "…Основан в XVII в. на месте татарского города Саракла. Первая церковь сооружена в 1706 г. Пустынь приобрела известность строгостью жизни иноков; особенно чтится память отшельников Марка и Серафима".

    Волею обстоятельств Саровская пустынь стала центром создания отечественного ядерного оружия. В разные годы здесь в центре работали будущие лауреаты Нобелевской премии: А.А. Абрикосов, В.Л. Гинзбург, Л.В. Канторович, Л.Д. Ландау, И.Е. Тамм, Н.Н. Семенов, И.М. Франк, трижды Герои Социалистического труда Н.Л. Духов, Я.Б. Зельдович, Е.И. Щелкин и многие другие выдающиеся ученые и инженеры. Эти слова понадобились автору для того, чтобы подчеркнуть тот тяжелый груз ответственности, которую возложило государство на плечи этого маленького ростом и хрупкого на вид, но сильного духом человека. Атомная бомба у нас в стране была успешно испытана 29 августа 1949 года, а водородная бомба – 12 августа 1953 года. Так в системе ядерных вооружений был достигнут паритет с США, которые рассматривались как потенциальный противник.     

    За исключительные заслуги перед государством по разработке атомного и водородного оружия в 1949, 1951, 1953 гг. был трижды удостоен звания Героя Социалистического Труда. В 1953 г. он был избран действительным членом АН СССР.

    АН СССР отметила выдающиеся научные исследования Юлия Борисовича медалью имени И.В. Курчатова (1974 г.) и высшей наградой академии медалью имени М.В. Ломоносова (1984 г.). Его поистине титанический труд отмечен многими высокими правительственными наградами.

    Юлий Борисович был исключительно скромен и деликатен, но эта деликатность не противоречил, а твердому, целеустремленному и успешному руководству работами огромного масштаба. Он всегда был готов оказать помощь нуждающимся в ней.

    Он был интереснейшим собеседником: прекрасным рассказчиком и внимательным слушателем. Он глубоко чувствовал и прекрасно понимал поэзию и прозу. Страстный путешественник, Юлий Борисович изъездил не только весь Советский Союз, но и многие европейские страны. Стажируясь в Англии, он побывал во Франции, Германии и Голландии.

Четвериков Сергей Сергеевич 

      Сергей Сергеевич Четвериков (1880–1959)– выдающийся русский биолог, генетик- эволюционист, родился 24 апреля (6 мая) 1880 г. в Москве в семье фабриканта – владельца сукновальной фабрики. Его отец, Сергей Иванович, был образованным, либерально настроенным человеком. Мать, Мария Александровна, происходила из семьи Алексеевых. Ее брат, Николай Александрович Алексеев, долгое время был городским головой Москвы, а двоюродный брат Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский) – основатель Художественного театра.

       Мать Сергея Сергеевича получила домашнее образование, знала три европейских языка, много читала. Детям в семье прививали уважение к любому труду. Гувернер, страстный натуралист, приучил детей к общению с природой, наблюдательности и бережному отношению ко всему живому. Любовь к природе Сергей Сергеевич пронес через всю жизнь.

     Сергей был определен в частное реальное училище, которое блестяще окончил в 1897 г. Вопреки желанию отца в 1900 г. он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В университете он увлекся биологией чешуекрылых (лепидоптерологией) и в 1902 г. опубликовал первые научные работы. В том же году он совершил свою первую большую зоологическую экспедицию с П.П. Сушкиным, во время которой коллекционировал бабочек Минусинского края и Западных Саян, а в 1904 г. участвовал в экспедиции на озеро Зайсан и горный хребет Тарбагатай.

Содержание