Население
Численность постоянного населения Нижегородской области (1990—2008). По данным на 1 января 2008 года, население области составляет 3359,8 тыс. человек.
Национальности
Русские составляют 94 процента жителей Нижегородской области. Но есть в ней места, где они не в большинстве. В Краснооктябрьском районе, например, их по численности превосходят татары, живущие там около, четырехсот лет.
Все люди — братья! — гласил старый лозунг. Но это не только призыв к единению, это — историческая правда. Лингвисты убедительно доказали — все языки Северного полушария развиваются в известном смысле из одного корня-основы, который назван ностратическим — от латинского слова -nostra» — «наш» Могучий, культурный этнос около 20 тысяч лег назад пришёл в движение, покинул давно обжитые места; когда на Земле резко изменился климат, группы людей разошлись в разные стороны – на север, запад и восток, встретились обитавшими там иными племенами, соединились с ними, породив новые языки и культуры.
Финно-угоpы
Финно-yrpы
считаются самыми древними, но современных жителей нашего края. Это большая
группа народов, в которую входят эстонцы и венгры, ханты и саамы, удмурты и
вепсы.
Шесть Тысяч лет назад предки современных финно-угорских народов явились в Нижегородское Поволжье с Южного Урала. Здесь происходили сложные процессы образования новых культур и этнических единств. Отсюда около 4 тысяч лет назад ушли к северо-востоку предки будущих удмуртов и коми, а чуть позднее — к. северо-западу — карелов, финнов, эстонцев. Так что великий эпос «Калевала», рассказывающий о древней земле финно-угров, вероятно, имеет отношение к нашему краю.
В начале новой эры на основе Городецкой археологической культуры (названа по селу Городец Рязанской области) по Оке и Волге сложились этносы — мордва, мари, мурома. Мурома исчезла, растворилась в русском народе еще в средние века, оставив в память о себе древнейший город России — Муром, который старше и Владимира, и Суздаля. На владимирских, костромских, ярославских землях, на северо-западе Нижегородского Поволжья сложился другой финно-угорский этнос, тоже исчезнувший в средние века, — меря. Его основа — культура, называемая Дьяковской. В нашей области о мере напоминает название левого берега Волги — гам, где Городецкий и Сокольский районы, — Маура, Как свидетельствуют находки археологов и исследования топонимистов, на севере, в Поветлужье на основе Ананьинской культуры складывались в эту пору удмурты, позднее отошедшие далеко к востоку.
Мари
Их численность в стране — 671 тысяча, из которых лишь 8 тысяч живут в нашем крае. Но к ним — особо пристальное внимание ученых, ведь люди эти на протяжении тысячелетий остаются на земле своих предков, хранят традиции, которые всегда связаны с местными условиями и в отрыве от них не поддаются пониманию. Делятся марийцы на четыре группы: луговые (они живут возле Йошкар-Олы), горные (возле Козьмодемьянска, а в нашей области — в Васильсурске), восточные (отошедшие несколько веков - назад на Урал) и северо - западные, (Кировская и Нижегородская области; у нас — Тоншаевский, Тонкинский, Шарангский и Воскресенский районы). Различия между группами велики, языки их разные, этническое разделение свершилось больше тысячи лет назад, и с тех пор произошло много событий, активным было взаимодействие с соседями. Северо-западные мари, как доказано учеными, — потомки не только марийцев, но и отошедших к востоку в заволжскую тайгу мерян — родственного, но другого народа.
Средневековые путешественники рассказывали в своих записках о том, что земли марийцев начинались по Волге сразу за Нижним Новгородом, жили марийцы по обоим берегам реки; согласно документам, владения их на Правобережье доходили до Пьяны. Принадлежало марийцам и Поветлужье, которым в XIV веке правили могущественные марийские кугузы (князья) Коджа Ералтем и Ош Пондаш. Крупный город Цепель, считавшийся столицей горных мари, стоял возле современного Васильсурска, пока в 1523 году это место не было завоевано Москвой и там не встала русская крепость.
Память о былом расселении марийцев осталась в названиях сёл и рек. Река Линда — по-марийски "Незаселенная», Заево, Урень, Быдреевка, Чемашиха, Копылиха, Пахутино — от марийских личных имен, которых специалисты насчитали по древним рукописям 23 тысячи! Тоншаево — Тоньша по-марийски — это древний местный центр правления. Ветлуга — многоводная река, а Шаранга — река, берега которой поросли ивняком. Деревни Черемисское, Черемиска по правому берегу Волги — прямое указание на то, кто раньше жил в этих местах. Русские называли своих марийских соседей черемисами.
Марийцы были замечательными охотниками, до тонкостей знали тайгу, не боялись проводить в непроходимом лесу многие дни. Вплоть до XX века они добывали мед диких пчел, ловили рыбу, обходясь без снастей. Поля марийцев, с трудом отвоеванные у тайги, были невелики, но знание природы и умение предсказывать погоду обеспечивали хорошие урожаи. Разводили марийцы и домашний скот.
Природа не только кормила марийцев, она была для них объектом религиозного почитания. Несмотря на усилия соседей, большинство марийцев не стали ни православными, ни мусульманами. Их древняя традиционная религия — поклонение великому богу Кугу Юмо и целому пантеону меньших богов, - богу зверей (Ур. Юмо), дождя (Юр Юмо), светлого дня (Ошкец Юмо), ветра (Мардеж Юмо), воды (Вюд Юмо). Храмами для марийцев служат священные рощи - божьи леса (юмо-ата), где весной и осенью, а, в случае бедствий и летом, одетые в белые одежды жрецы-карты разводят жертвенный очаг, собирают земляков и, приносят сдоим богам подарки, обращаются к ним за поддержкой. Мир верующего марийца сложен, пронизан многочисленными связями, в него нельзя безнаказанно вмешиваться, потому что никто не мог сказать наперед, чьи интересы в конечном счете заденет такое вмешательство. Марийцы были убеждены, что каждый лес, речка, поле имеют своего духа-хозяина. Вюдава — мать воды — берегла свою реку, свое озеро. Из уважения к ней в воду никогда не сливались нечистоты, стирать полагалось в специальных колодах, а не с мостков, не разрешалось рубить деревья у берега — считалось, что Вюдава их любит. Чтобы не обидеть ее, мариец никогда не ловил рыбы больше, чем ему требовалось. Лесной дух Кожлаоза, как считалось, берег лес от алчных охотников и порубщиков. Конечно, можно пошутить над строгостями, описанными этнографами прошлого, — марийцы, например, не разрешали сбивать сосульки, чтобы не сердить мороз, — зато их древние леса сохранились, а реки чисты и полноводны.
Особенно берегут марийцы свои священные рощи и деревья, которых в области сохранилось около сорока. В таких местах нельзя заготовлять дрова, ломать сучья — лес, считают мари, сам найдет и накажет виновного. А деревья священных рощ понимают человека — в них живут души умерших и еще не родившихся людей: береза — дерево девушек, липа — женщин, дуб — воплощение настоящего мужчины. Кстати, американские ученые, исследовавшие информационный обмен между человеком и растениями, доказали, что между этими видами деревьев и категориями людей и в самом деле существует прекрасное взаимопонимание. В рощу люди идут, когда им плохо, когда нездоровится, они убеждены, что роща поможет. Весной же, в пору пробуждения природы после холодов, люди приходят к родовым деревьям, чтобы сказать им доброе слово, поддержать, ведь они тоже живые существа. Само собой, для жертвенного огня топливо приносят из других мест, используют сушняк. Самые знаменитые священные рощи находится неподалеку от Тоншаева, Шаранги; в Васильсурск, к древним святилищам своей столицы горные мари приходят пешком за десятки километров по праздникам.
В марийской национальной одежде, которая в ходу до сих пор, преобладает белый цвет; домотканый холст расшивается орнаментом — чаще красным, специалисты могут прочитать по нему многое. Составлялся орнамент из знаков тамги — традиционных символов рода, цвета и их последовательность рассказывали о предназначении костюма и жизни самой вышивальщицы. Женская одежда щедро украшалась монетами, обувью служили лапти.
Фольклор мари нашей области сохранил многое — это и традиционные дорожные песни без слов, мотив и ритм которых помогает коротать время в дальнем пути; и древние мифы о происхождении земли и богов; и зажигательные ритмичные танцы под народные инструменты — гусли, волынку, барабан; и тошныенг ойвлак — «думы стариков», идущие из веков рассказы о лесных духах, о путях, по которым прошли далекие предки, о народных героях. Тоншаевские мари берегут рассказы о девушке Ирге, которая в давние времена ценой жизни спасла своих земляков от врагов; близ Васильсурска помнят о Рознеге, помогавшем Ивану Грозному брать штурмом Казань.
Вхождение мари в Российское государство произошло при Иване Грозном — большинство из них стали союзниками Московского государства против Казани, жестоко их притеснявшей.
Национально-культурным центром мари в нашей области стала деревня Черномуж (Каремсола) возле Шаранги, экспозиция о жизни этого народа есть в Шарангском районном музее.
Татары
Явились они на нижегородские земли не с востока, а с запада. В XV веке московские князья приняли под свое подданство татарского хана Касыма и его потомков. Им дали земли в Рязанской Мещере, город Городец Мещерский, который с тех пор получил название Касимов. Верой и правдой служили касимовские татары Москве, обороняя восточные Границы. А с продвижением границ дальше часть их была переселена в XVI веке на земли Нижегородского Поволжья. За татарами нашего края закрепилось название мишари, связанное со словом «Мещера», -— их язык несколько отличается от языка казанских татар: в нем много мещерских финно- угорских черт. Живут татары в нашей области крупными крепкими селами, численность их увеичивается; достигнув уже 75 тысяч. Ссргачский, Краснооктябрьский, Спасский, Княгининский, Пильнинский, Сеченовский и Первомайский районы — ареал расселения татар за последние века не менялся, много татар живет в Нижнем Новгороде, в Дзержинске, на Бору.
Семимиллионный татарский народ - второй по численности в России. Примерно 50 тысяч татар проживают в Нижегородской области. Считая себя членом одной дружной семьи, населяющей российский дом.
Скоро исполняется 400 лет образования современных, ныне существующих татарских селений нижегородского края. Татары-мишари поселились здесь в XVI веке, в ходе русской колонизации Среднего и Нижнего Поволжья.
Татары-мишари являются потомками этноса мещера, известного на Руси с
незапамятных времён. Впервые мещера вместе со словянами-кривичами, руссами и
мордвой упоминается в русской летописи в 859 г. Она оставила многочисленные
курганные захоронения, датируемые VII в., в бассейнах
Москвы-реки и Оки. Позднее она локализовалась в среднем течении Оки, между Цной
и Мокшей. Мещерская общность сформировалась в соседстве с русскими княжествами в
степных просторах.
Татары-мишари находились на государственной службе после переселения. Но после перевода в Припьянскую степь и образования там татарских поселений, их жизнь стала многоукладной. Они занимались и земледелием, и торговлей, и промыслами. В частности, получили известность как поводыри медведей, научившие их играть, плясать. Их знали по нижегородской ярмарке, куда съезжался народ. Насчитывали пять, семь и более тысяч жителей, в каждом из них было до семи мечетей. К середине XVI века деревень было уже 34. Ныне они находятся в 6 районах Нижегородской области.
Отношения складывались дружно и русскими, и с мордвой, и с чувашами, и с марийцами. Татарские поселения отличались тем, что в них не было крепостного права, татары совмещали боевую службу с крестьянским трудом, имели право в собственности на землю, могли продавать и покупать её, свободно переходить на службу в другие места. Поэтому они очень рано втянулись в товарно-денежные отношения, что развивало в них предприимчивость, чувство хозяина. Но в области духовной жизни, образования не всё было так гладко. И время от времени проводились компании по насильственному крещению татар. Относительная свобода вероисповедания была провозглашена при Екатерине II в 1780-е годы.
В течение всего XVII столетия нижегородские татары вместе с другими группами служилых татар вступали в составе поместных войск, участвовали в освобождении западных земель, в строительстве крепостей на южных окраинах. В начале XVIII века, были созданы регулярные войска, потребность в татарской коннице отпала, и Пётр I перевёл всех служилых татар в лашманы, на работе по заготовке и вывозке корабельного леса.
Мордва
Это обозначение объединяет два этноса с различными языками — эрзю и мокшу, которые были единым целым около полутора тысяч лет назад, но затем историческая судьба развела их. Этносы суммарно насчитывают 1154 тысяч человек, из которых в Нижегородской области живут З6 тысяч. К сожалению, число это сокращается — люди забывают свой родной язык и начинают считать себя русскими.
По своему происхождению эрзя и мокша — ближайшие родственники мари, однако их формирование шло в южной части современного Нижегородского Поволжья. Именно им принадлежало устье Оки, потому с таким упорством воевал инязор (князь) Пургас с владимиро-суздальскими князьями после основания Нижнего Новгорода.
Сейчас эрзянские села и деревни располагаются островами на юге области — в
Пильнинском, Сергачском, Сеченовском, Краснооктябрьском, Гагинском, Шатковском,
Лукояновском, Первомайском и Вознесенском районах, мокша живет всего в трех
населенных пунктах Лукояновского и Первомайского районов. Но еще совсем недавно
ареал расселения мордвы был в нашем крае значительно шире. Еще сто лет назад па
территории современных Богородского и Дальнеконстантиновского районов жило
около 35 тысяч эрзи -терюхан — ныне полностью исчезнувшей этнографической
группы, земли которой начинались в ту пору всего в 40 верстах от Нижнего
Новгорода. Именно на терюханском материале писатель Мельников-Печерский готовил
свою работу "Очерки мордвы, где описал обряды и языческие моления, которые
наблюдал возле деревень Инютино и Криуша. Там теперь говорят только по-русски.
Исчезла мордва и в Перевозском районе, а ведь именно с ее бытом и культурой
знакомился в 1768 году академик Петр Симон Паллас.
Напоминают о былом населении юга области названия, во многих из них звучат личные имена основателей-эрзян — Ардатов, Арзамас, Суроватиха, Кстово, Болдино, Ичалки, Дивеево, в Нижнем Новгороде от таких имен происходят и Канавино, и Бурнаковка, и Копосово, и Петряевка. Эрзянские же названия Тарталей («крутой овраг»), Миянг ("бобровый"), Пешелань. («липовый») и многие, многие другие.
Эрзяне были в прошлом землепашцами, мокшане — в большинстве скотоводами. Оба парода жили лесными промыслами: охотились, добывали мед диких пчел, ловили рыбу. Само собой разумеется, это требовало от людей глубокого понимания природы и гармоничных отношений с нею.
Настойчиво обращали эрзян и мокшан в православие в XVII—ХУШ веках, это требовало отказа от сложившегося образа жизни, вызвало утрату национальных черт. Сотни сел забыли свои древние песни, потеряли вместе с преданиями историческую память. По свидетельству экологов, именно в тех районах, где это случи лось, разрушение среды сельским хозяйством особенно значительно, почти полностью сведен лес, пересохли реки.
О язычестве эрзи и мокши можно узнать сейчас лишь из исследований ученых, но многом оно напоминает марийское. Верховный бог Чепце (у эрзи) или Шкай Су мокши), боги и духи стихий, лесов, рек: Пургинень (грозы), Масторава (земля-мать), Паксява (мять поля), Вирява (мять леса), Ведяпа (мать воды), Рава (мать Волги) – такими существами был населен окружающий мордву мир. Из уважения к ним, из боязни обидеть «хозяин» человек делал богам и духам подарки, никогда не загрязнял, воду, не рубил в лесу лишних деревьев, а к срубленным относился рачительно, не добывал лишних зверей и птиц, в меру ловил рыбу; страшным грехом счтиталось ругаться в лесу, сетовать на скудность его даров. Разумеется, только у земледельческого народа могли возникнуть представления о Паксяве, которая в жаркий полдень ходит по своим полям и не желает, чтобы в эту пору ей встречались люди; тех, кто ей попадается, бьет по голове. Это поверие спасало от тепловых ударов. Как обиталища душ предков, почитались те же деревья, что и у мари.
Моление во многом также напоминало марийское. Происходило оно в особых местах — возле родника и старых, никогда не рубившихся деревьев. Около двадцати таких священных урочищ эрзи сохранились до сих пор на юге области, порой в них встречаются редкие, занесенные в Красную книгу растения, огромные деревья, достигшие 300 лет, большие плоские валуны. Места эти берегут по традиции, хотя молиться туда никто не ходит больше полутора сотен лет. К сожалению, многие святилища были уничтожены церковниками; на окраине Сергача, например, в 1706 году были срублены великолепные дубы священной рощи, из них построена церковь.
Самое примечательное в древнем фольклоре эрзи и мокши — эпические песни, настоящие поэмы о богах, о происхождении мири, о предках и исторических событиях, о том, как живут в лесу звери и птицы, о жизни волжских рыб. Они раскрывают перед человеком красоту и гармонию мира, учат тому, что каждая жизнь бесценна, что лебедь, утка, заяц способны переживать, как человек, и нельзя их обижать.
Национальный костюм мокши и эрзи — белый с красным, как и у других финно-угорских народов, с богатой орнаментальной вышивкой; лучшими украшениями были монеты и небольшие белые раковины каури, привозившиеся с Индийского океана. Обувалась эрзя в лапти, "а мокша чаше в кожаные сапоги, причем мокшанки носили штаны -— им приходилось сидеть а седле. «Мордовку вначале услышишь, а потом увидишь», — говорили в народе. Как и марийки, эрзянки и мокшанки носили множество медных и железных украшений, которые при ходьбе звенели. Металлические утиные лапки служили оберегом для женщин — утка у финно-угоров считалась их покровительницей.
Окончательно в состав Русского государства мордовские народы вошли одновременно с марийцами, но и до этого они часто оказывались союзниками русских в борьбе против захватчиков. Нижегородские эрзяне заняли значительное место в истории страны: из них вышел патриарх Никон, проводивший церковную реформу, выдающиеся ученые — основоположник мерзлотоведения А. И. Сумгин, украинский биолог и эколог В. И. Талиев, известный педагог Л. Л, Куманев, историк и этнограф Н. Ф. Мокшин, языковед Д. Т. Надькин.
Национально-культурным центром эрзи и мокши в
области является город Лукоянов, где в 1992 году открылся музей эрзянской и мокшанской культуры.
Чуваши
Родственные татарам, живут в четырех деревнях Воротынского района. Однако переехали они сюда лишь в ХIХ веке с территории современной Чувашии. И в отрыве от традиций родного края им удается сохранить свой язык, они помнят чувашские песни, танцы и берут расшитые монетами костюмы своих прабабушек.
Славяне
Нижегородцы могут гордиться: на их землях, как и на соседних владимиро-суздальских, московских, рязанских, складывалась великая русская культура, сам русский народ.
Лингвисты и историки считают временем, когда шел этот процесс, XIV—XVII века. Это пора, когда в Печерском монастыре создавал летопись Лаврентий, когда творил фрески сподвижник Андрея Рублева Прохор из Городца, когда создавал свое житие нижегородец Аввакум. Обосновавшись к ссверо-востоку от Киевской Руси, выходцы из нее положили начало новому народу, который во многом отличается от прямых потомков тех, кто жил в Киеве и вокруг него, — украинцев. Русский народ вобрал в себя культуру и опыт поглощенных им финно-угорских народов — мещеры, муромы и в первую очередь мери, ведь формирование его шло на их землях. Замечательные лингвисты Л. А. Шахматов, О. Б. Ткаченко убедительно доказали, как много элементов из языка мери И мордвы сохраняется поныне в русском языке, в его фонетике и лексике.
Переселялись на нижегородские земли и представители других славянских пародов. При Екатерине II сюда были вывезены целые украинские села, жителям которых предписывалось заниматься будным Промыслом — получением древесного угля и ценного химического вещества поташа из древесины. Потому переселенцев назвали будаками. Их потомки до сих пор живут в Болшеболдинском, Шатковском, Арзамасском, Вознесенском районах, однако давно утратили родной язык, хотя и не забыли любимых украинских песен.
В 1994 году в составе Сокольского района наша область получила две белорусские деревни. Как сюда попали белорусы? Тоже в результате переселения. Столыпинская реформа в начале века оторвала миллионы людей от родных мест, раскидала по белому свету. Вот и в Заволжье приехали несколько сот крестьян из-под Могилева.