ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №1

Тема программы:
       Информация, информационные процессы. Наука "Информатика".
Тема урока:
       Информация. Общенаучное понятие.  Личность  и  информационная сфера общества. Единицы измерения информации.

Цели урока:
Учебная.
     Дать учащимся представление об информации и информационной сфере общества. Рассказать о видах  и  источниках  информации.  Научить единицам измерения информации.
Развивающая.
     Побудить к познавательной деятельности. Привить  навыки  оценки качественной ценности и количественной емкости информации.
Воспитательная.
     Воспитать внимательность и наблюдательность.
Тип урока:
     Урок сообщения и усвоения знаний.

Методы проведения:
                  Урок - рассказ.
Материально-техническое обеспечение урока:

      1. Схема "Kомпоненты информационной сферы общества".
      2. Гибкие магнитные диски (ГМД), компакт-диски (СD).
      3. Таблицы:
                 3.1."Единицы измерения информации";
                 3.2."Единицы измерения времени".
      4. Раздаточный материал: схемы и таблицы.
Межпредметные связи:
     1.Дисципланиа "Физика";
     2.Дисциплина "Математика".

Внутрипредметные связи:
  Тема 1."Общие сведения о ПЭВМ": принципы организации и  работы ПК.

                          СТРУКТУРА УРОКА
                          
      1. Организационный момент                  -  1-2 мин.
      2. Сообщение темы урока                     -  1-2 мин.
      3. Сообщение целей и задач урока, мотивация -  5-6 мин.
      4. Опрос по пройденному материалу           -  9-10мин.
      5. Сообщение нового материала               - 45-50мин.
      6. Подведение итогов                        -  3-4 мин.
      7. Выдача домашнего задания                 -  5-6 мин.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
3. Сообщение целей и задач урока.

Мотивация: Предлагаю сегодня каждому из вас  продемонстрировать не только свои знания по пройденному материалу, но и  по  новой теме. Исходя из знаний по другим предметам, фильмов,  литературы и из личного опыта, каждый  сможет  продемонстрировать  свою
наблюдательность,  внимательность,  любознательность  и  получить оценку__ за активное участие в уроке.
 
4. Опрос и подготовка к теме
           
Обращение к учащимся:
  1. Какие устройства ЭВМ вводят и какие выводят информацию?
     - (Клавиатура, джойстик, сканер, микрофон, мышь);
     - (Монитор, принтер, плоттер, динамики).

  2. Где в ЭВМ происходит обработка, изменение введенной информации? (Процессор)
  3. Какие устройства в ЭВМ приспособлены для  хранения  информации?
     (внутренняя  память:  оперативное  запоминающее   устройство   (ОЗУ) и постоянное (ПЗУ); внешние носители  информации:  ГМД,  МЛ (магнитные  ленты),  "винчестер"  -  жесткий  диск  (ЖД),      стриммер, оптические диски (ОД), компакт диски (CD).
  4. А кто перечислит какими органами-устройствами воспринимает информацию человек?
  5. Где обрабатывается информация у человека?
  6. Как получают информацию слепые, плохослышащие и плоховидящие,
     дальтоники?
  7. Как получают информацию растительный и животный мир (рыбы,      змеи, пчелы, птицы)?
  8. Что получается в  результате  изолированности  человека  (во    время литургического сна; путешествий во времени; у  отшельников, у осужденных)?
  9. Что такое информация? Что вы понимаете под этим словом?
     (Информационная  программа  "Время",  "День";   информационно-развлекательная передача "Доброе утро"; спортивный информационный вестник)

5. Объяснение нового материала
    
Определение (запись в конспекте под диктовку)

     Информация - это знания и сведения (данные) об окружающем  ми-
      ре, его объектах и явлениях.

    ¦ Информация - постоянный спутник человека,  благодаря  которому
      он ориентируется во внешнем мире.

    ¦ Информация является постоянным спутником человека, поэтому
      ее еще называют __мерой разнообразия окружающей среды.

 Как общенаучное понятие "информация" включает в  себя  обмен сведениями между людьми, между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен  сигналами  в  животном  и  растительном мире, генетическую информацию.
Обращение к учащимся__ (положите ручки, отдохните).
  Давайте  вспомним, в каком виде мы получаем информацию:
  Звуки
  Рисунки (изображение, видеоизображение)
  числа
  тексты
  графики
  нотные знаки
  хим. и мат.  уравнения  и  формулы
  алгоритмы (программы)
  показания приборов
 Звук Как много информации мы  получаем  благодаря  органам слуха:
         смех - плач (радость и горе)
         стон - свист (боль  и озорство)
 Музыка   Грустная - веселая, детская - военная,  эстрадная  -
          симфоническая, танцевальная - лирическая.
  Язык жестов и позы! __Танцы, пантомима. Как малыши делают "До свидания!", "Дай!", "Нет - Да!", "Воздушный поцелуй!". Поза  агрессивности руки в бока). Позы высокомерия и замкнутости?

  Итак, запишите пожалуйста дальше.
       Человек обитает в информационном поле,  среди  информационных
данных и процессов, где на него непрерывно воздействует три потока :

- сенсорный   - воспринимаемый органами чувств (зрение, слух  обоняние)
- вербальный  - устное и письменное слово (прямое общение, телевидение, радио, телефон)
- структурный - пища, воздух и вода.

     80%-90% информации человек получает при помощи  невербальных средств.
    Анализируя данные, получаемые от этих потоков, человек ориентируется во внешнем мире.

    Вокруг любой личности образуется определенная сфера.
Говоря о воспринимаемой человеком  информации,  нужно  помнить, что количество и качество воспринимаемой информации, существенно зависит от уровня ее понимания, от тереса к ней, от знаний  человека в той или иной области.
    Обращение к учащимся
     И это действительно так! Любители эстрады  могут  часами  гово-
рить о певцах и их творчестве. Рыбаки - о рыбе, о снастях и рыбалке.
Спортсмены - о спорте.
     Итак, мы разобрали, что такое информация и в каких видах  мы
ее получаем. Теперь выясним, что можно делать с информацией.
    Запишите
     Информацию можно:
     - накапливать (собирать) и хранить (устное и  письменное  слово,
       фотография, кино, ГМД, МЛ и ЖД);
     - передавать (обмениваться);
     - кодировать, фиксировать в числах, буквах, знаках;
     - изменять (обрабатывать);
     - измерять количественно и качественно.
     Единицы измерения информации __(запись в конспект под диктовку)

Определение
     Бит - наименьшая единица информации, разряд в двоичной  (бинарной) системе счисления (состояние "0" или "1").
1 Байт - это группа данных из 8 бит (0100010 - любая  комбинация  из восьми 0 и 1)

           Единицы измерения информации
   ---------------------------------------¬
   ¦  1 Байт = 8 бит = 23 бита            ¦
   ¦  1 КилоБайт = 1024 байта =210 байта  ¦
   ¦  1 МегаБайт = 1024 Кбайта =220 байта ¦
   ¦  1 ГигаБайт = 1024 Мбайта =230 байта ¦
   ¦  1 ТерраБайт =1024 Гбайта =240 байта ¦                         
   ¦  1 бод = 1 бит/cек - скорость переда¦                         
   ¦          чи информации              ¦                         
   L--------------------------------------