Обращение к учащимся
Сегодня я для вас являюсь источником информации, вы = ее получатели, неугомонный "ИВА-НОВ" - источник шума - и есть помеха. Тетради служат для записи и хранения информации.
Какие устройства в ПК используются для записи и хранения информации?
(МЛ, ГМД, ЖД ...)
Какие операции может производить ПК с информацией? (арифметические и логические действия, обработка текстов: замена, перестановка, удаление символов в тексте; поиск данных в электронных картотеках по каким-то признакам и т.д.)
С глубокой древности и до наши дней перед людьми стояли вопросы обмена, сохранения или сокрытия (шифровки) и передачи информации. Но только в 20 веке родилась наука "ин-форматика", которая стала заниматься изучением структуры и свойств научной информации, способами ее поиска, сбора, хранения, переработки, преобразования, распространения и использования.
Определение (запись в конспект)
Информатика - наука, которая занимается__ изучением структуры и свойств научной информации, способами_@ __ее поиска, сбора, хранения, переработки, преобразования, распространения и использования.
Информатика тесно связана и постоянно взаимодействует с другими науками (радиотех-ника, биология, генетика, электроника), а также сама дала восемь основных направлений для ее дальнейшего развития, что представлено схемой ее "генеалогических" связей.
"Генеалогические" связи информатики
--------------¬ -------------¬ ------------¬
¦ Информатика ¦ ¦ ИНФОРМАТИКА ¦ ¦ Информатика ¦
¦ в обществе ---+ +----в природе ¦
L------------- L------T-------- L--------------
----------------T-------¬----T------------T------------¬
-----¬--------¬- -----¬-----¬ -----¬-----¬- -----¬------¬- ----¬--------¬
¦Теоретическая¦¦Кибернетика¦ ¦ Программи-¦¦Искуственны馦 Информаци- ¦
¦ информатика ¦¦ ¦ ¦ рование ¦¦ интеллект ¦¦ онные системы¦
L--------------L------------ L-----------L-------------L--------------
Каждое направление интересно и заслуживает отдельного разговора, хотя, частично, мы знакомы и с робототехникой и с информационно-справочными системами, и с элемента-ми программирования, если не в рамках образовательного курса и личного опыта, то хотя бы из научно-фантастических книг и фильмов.
Большой вклад в разработку теории информации внесли советские математики А.Н.Колмогоров (1903-1987), А.Я. Хинчину (1894-1959) и американский инженер Р.Хартли и математик К.Шеннон.
ЭВМ являются универсальным инструментом для накопления, обработки, изучения и пе-редачи информации. Поэтому сегодня они находят применение и применяются не только в науке и производстве, как это было на первом этапе появления ВТ, но и в образовании и в быту, и в искусстве и в издательском деле, и в сфере обслуживания.
6. Подведение итогов
На этом уроке мы закончили изучение темы: "Информация, информационные процессы. Наука "информатика".
Ознакомились с понятием - обработка информации.
Научились выделять информационную сторону различных процессов.
Узнали, что такое информатика, чем она занимается и как развивается.
Определили связь информатики и вычислительной техники.
Вопросы по пройденной теме есть?
Удачи всем при освоении материала.
* Оценки за домашнее задание и активное участие в обсуждении темы
получили.....
7. Запишете домашнее задание
1. Подберите примеры физических носителей информации.
2. Придумайте пару своих "черных" ящиков.
3. Решите задачу (несколько карточек с задачей я дам на руки):
Пеленгатор определяет место передачи, если она длится не менее
3 минут. С какой скоростью должен передавать Юстас радиограмму сле-
дующего содержания?
ЮСТАС - АЛЕКСУ: "ОТ ВСЕЙ ДУШИ ПОЗДРАВЛЯЮ С ОКОНЧАНИЕМ УЧЕБНОГО ГОДА.
ЖЕЛАЮ СЧАСТЛИВОГО ОТДЫХА. ЖДУ ЗАДАНИЯ НА ЛЕТО. МЕСТО ВСТРЕЧИ - 1 СЕН-ТЯБРЯ В ТОТ ЖЕ ЧАС."
4. Выучите, что такое информатика и чем она занимается.
5. Определите (интуитивно) роль ПК для решения задач всех направлений информатики.
Для обобщения и закрепления полученных на двух уроках сведений рекомендуется
использовать следующую литературу:
1. Гейн А.Г., Липецкий Е.В. и др. - Информатика в задачах.- Кишинев: Штиинца, 1991, 36-37.
2. *Извочиков В.А., Ревунов А.Д. - Электроно-вычислительная техника на уроках физики в средней школе. - М.: Просвящение, 1978.
3. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих.- /Под ред. академика По-спелова Д.А.- М.: Педагогика-Пресс, с.7-15.
4. Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Сворень Р.А. - Основы информатики и вычислительной техники.- М.: Просвещение, 1990, 1-5.
Благодарю за урок. До свидания.