ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА N°2
Тема программы:
Информация, информационные процессы. Наука "Информатика".
Тема урока:
Информационные процессы. Хранение, обработка, передача информации. Наука "инфор-матика" и ее место среди других наук.
Цели урока:
Учебная.
Оценить подготовленность и уровень знаний по пройденному материалу. Научить выде-лять информационную сторону различных процессов. Показать связь информатики и ВТ, оз-накомить с направлениями развития информатики.
Развивающая.
* Способствовать формированию научно-технических взглядов на
"бытовые" процессы.
* Развивать у учащихся познавательные интересы.
Воспитательная.
Воспитать .........
Тип урока:
Комбинированный урок.
Методы проведения:
Сообщение и самостоятельная работа учащихся по катрочкам.
Материально-техническое обеспечение урока:
1. Схема "Источник - получатель".
2. ГМД, CD.
3. Раздаточный материал:
3.1. Схема "Генеалогические" связи информатики";
3.2. карточки с домашней задачей;
Межпредметные связи:
1. Дисципланиа "Физика";
2. Дисципланиа "Математика".
Внутрипредметная связь:
Тема 1. "Общие сведения о ПЭВМ: принципы организации и работы ПК."
Тема 2. Урок 1."Информация. Общенаучное понятие. Личность и ин-
формационная сфера общества. Единицы измерения информации."
СТРУКТУРА УРОКА
1. Организационный момент - 1-2 мин.
2. Сообщение темы урока - 1-2 мин.
3. Сообщение целей и задач урока, мотивация - 3-5 мин.
4. Опрос по пройденному материалу - 09-11 мин.
5. Сообщение нового материала - 45-50 мин.
6. Подведение итогов, обобщение - 3-5 мин.
7. Выдача домашнего задания - 3-5 мин.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
3. Сообщение целей и задач урока.
Мотивация: Каждому из вас должен продемонстрировать не только свои знания по прой-денному материалу, но и по принять активное участие в новой теме. Исходя из знаний по другим предметам, фильмов, литературы и из личного опыта, каждый сможет продемонстри-ровать свою наблюдательность, внимательность, любознательность и получить итоговую оценку по теме.
4. Опрос
Какие будут вопросы по пройденному материалу? Что-то непонятно_в домашнем зада-нии?_@
Преподаватель проводит фронтальный опрос-беседу по следующим вопросам:
4.1. Что такое информация?
4.2. Перечень жестов, которыми мы пользуемся для передачи
сообщения.
4.3. Какими способами пользовались люди в древности и в средние
века для передачи сообщений?
4.4. Какие существуют виды представления информации?
4.5. Каковы источники получения информации?
4.6. Существует ли объективные оценки качества информации?
*
Оценки получили .....
5Обьяснение нового материала:
¦ Информационные процессы: обработка, хранение, передача...
Запишите это, пожалуйста.
¦ Обработ- это любое преобразование информации из одного вида в
другой, производимое по строгим формальным правилам.
Например:
Выполнение арифметических действий, проверка текста на ошибки - примеры обработки ин-формации.
¦ Кодирование - частный случай обработки (представление информации смволами).
Т.е. запись вами сегодняшней лекции в тетрадь и есть ее кодирование для хранения и дальнейшего использования. Для кодирования люди используют символы - буквы и цифры или другие знаки (иероглифы). Последовательность информационных сигналов называется сообщением.
Для записи сообщений люди используют национальные алфавиты.
Алфавит русского языка имеет 33 буквы
английского 26 буквы
греческий 24 буквы
индийский 50 букв
математический алфавит (арифметические знаки (9,(),+,-,/,*,<,>)
Алфавит ЭВМ состоит из "0" и "1" - двоичный код.
Кодирование информации в ЭВМ - это отдельный разговор, большая и интересная тема.
Тайнопись, шифры, веселые человечки, азбука Морзе (. -) - это тоже способы кодирование информации. Говоря о кодировании нельзя не сказать о методах шифровок. Это всегда лю-бопытно и многих увлекает.
Примеры любительских методов шифровки:
1. После каждого символа вставляется буква-паразит (х):
яхихзхухчхахюхихнхфхохрхмхахтхихкхух
Я изучаю информатику
2. Запись слов в обратном порядке:
ЮЛБЮЛЯБЕТЯ - __я тебя люблю
3. Замена звонких согласных - глухими и наоборот: С - З Д - Т
Сегодня - школьник, завтра - академик__. Ш - Ж В - Ф
ЗЕКОТНЯ - ЖГОТНИГ, САФДЛА - АГАТЕМИГ. Г - К Р - Л
Для обработки (преобразования) информации используются всевозможные аппараты: радио, телевидение (вопрос к учащимся: "Что делают с сигналами?") (преобразуют электро-магнитные волны в звуковые и видеосигналы), аппарат метро, кассовый аппарат, телефон и т.д.
Задание учащимся. Имеется ряд устройств для обработки информации определите, что происходит в "черном ящике", в чем заключается обработка информации этим устройством.
вход ---------------¬ выход вх ---------------¬вых
---+ ? +---- ---+ ? +----
48 ¦ ¦ 12 27 ¦ ¦72
19 L--------------- 10 91 L---------------19
23 5 103 301
---------------¬вых вх ---------------¬вых
---+ ? +---- ---+ ? +----
мир ¦ ¦рим хлеб¦ ¦греп алла L---------------олла зуб L---------------суп
каша ашак рис лиз
Закончили игру в "черный ящик".
Записать в конспект
Информация _Aне может существовать__ без своего __физического__ носи-
теля (мозг, звуковая или световая волна, бумага, электромагнитная
запись, книга, фотография). Физический носитель является средой для
хранения, обработки и передачи информации.
Назовите известные вам устройства для записи и хранения информации, в том числе для ПК.
1 куб.см ЗУ хранит более 15 млн байт ў 15Мб.
А теперь поговорим о передаче информации....
При передаче информации всегда должен существовать источник ин-
формации и ее получатель, что происходит по следующей схеме:
-------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦ ПОМЕХИ ¦
¦ИСТОЧНИК-------------------- ПРИЕМНИК ИНФОРМАЦИИ¦
¦ канал связи ¦
L-------------------------------------------------
Каналы связи характеризуются пропускной способностью - максимальным количеством информации, которое может быть передано по этому каналу в единицу времени.