ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема программы:
Информация, информационные процессы.
Тема урока:
Единицы измерения информации.Информационные процессы. Хранение, обработка, пе-редача информации.
Класс: 8 В, 8 Б
Время: 5 октября 2007, 5 урок, 6 урок
Цели урока:
Учебная.
1. Оценить подготовленность и уровень знаний по пройденному материалу.
2. Рассказать о единицах измерения информации.
3. научить оценивать технически количество информации.
Развивающая.
1. Способствовать формированию научно-технических взглядов на бытовые" процессы.
2. Развивать у учащихся познавательные интересы.
Воспитательная.
Воспитывать усердие и любознательность.
Тип урока:
Комбинированный урок.
Методы проведения:
1. Фронтальный опрос
2. Рассказ.
3. Практическая работа
Материально-техническое обеспечение урока:
1. Доска
2. Мел
3. Калькулятор
Межпредметные связи:
1. Дисципланиа "Физика";
2. Дисципланиа "Математика".
Внутрипредметная связь:
Тема 1.3. Количества информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Опреде-ление количества информации.
Тема 1.4. Алфавитный подход к определению количества информации
СТРУКТУРА УРОКА
1. Организационный момент - 3-2 мин.
2. Сообщение темы урока - 3-2 мин.
3. Сообщение целей и задач урока, мотивация - 4-5 мин.
4. Фронтальный опрос - 6-5 мин.
5. Сообщение нового материала………………… 14-15 мин.
6. Практическая работа…………………………...- 12-11 мин.
7. Подведение итогов, обобщение - 2-3 мин.
8. Выдача домашнего задания - 1-2 мин.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
3. Сообщение целей и задач урока.
Мотивация: Каждому из вас нужно продемонстрировать не только свои знания по прой-денному материалу, но и по принять активное участие в новой теме. Исходя из знаний по другим предметам, фильмов, литературы и из личного опыта, каждый сможет продемонстри-ровать свою наблюдательность, внимательность, любознательность и получить новые зна-ния и навыки по теме.
4. Фронтальный опрос
Учитель проводит фронтальный опрос-беседу по следующим вопросам:
4.1. Что такое информация?
Ответ учеников: Это знания и сведения об окружающем мире, о его объектах и явлениях.
4.2. Перечень жестов, которыми люди пользуемся для передачи сообщения.
Ответ: Привет, Прощай, ОК, Получишь, Ай-яй-яй. _
4.3. Какими способами пользовались люди в древности и в средние века для передачи со-общений?
Ответ: Костры - тревога, враг. Колокольный звон - собрание, срочный сбор на площади или у церкви, пожар.
4.4. Какие существуют виды и формы (знаки) представления информации?
Ответ: Устная и письменная речь, фото, рисунки, нотные знаки, хим и мат. Символы, до-рожные знаки, музыка, сигналы, гудки, звонки и т.д.
4.5. Кто ввел техническую единицу измерения информации?
Ответ: Клод Шеннон
6. Сообщение нового материала и запись в тетрадь.
Определение
Наименьшая единица информации - это бит, т.е. разряд в двоичной (бинарной) сис-теме счисления (состояние "0" или "1"). Есть сигнал, нет сигнала. Включено/ выключенно
1 Байт - это группа данных из 8 бит (0100010 - любая комбинация из восьми 0 и 1)
Единицы измерения информации
1 Байт = 8 бит = 23 бита
1 КилоБайт = 1024 байта =210байта
1 МегаБайт = 1024 Кбайта =220 байта
1 ГигаБайт = 1024 Мбайта =230байта
1 ТерраБайт =1024 Гбайта =240 байта
1 бод = 1 бит/cек - скорость передачи информации
Нервная система человека способна передать в мозг при чтении текста 16 бод, что составляет 2 байта в секунду.
1 байт условно можно рассматривать, как символ (буква любого алфавиты, цифра, знак препинания, пробел).
Пример на доске. Записать в тетрадь.
ЛИЦЕЙ = 5 байт ШКОЛА = 5 байт МИРУ - МИР! = 11 байт
12345 12 34 57 1234 567 8 91011 (2 пробела ЭТО = 2 байта+1 байт восклицательный знак)
Прочитать.
Пример, 1 страница учебника содержит 50 строк, 1 строка = 60 знаков (60 байт) Следователь-но, 1 страница учебника 50строк х 60знаков= 3000 знаков (байт)= 3 Кбайта.
Средняя страница любой книги имеет емкость в 2.5 Кбайта.
Обращение к учащимся: "Быстренько подсчитали!" "Правильно! - 500 Кбайт или 0.5 Mбайт информации.
Внимание интересная информация! Просто прочитать классу.
Большая Советская Энциклопедия содержит 120 Мбайт информации (120 000 000:3000 Є 40 000 страниц!)
1 газета на 4 страницы - 150 Кбайт
Если один человек говорит по 8 часов в день без перерыва, то за 70 лет он наговорит 10 Гбайт (Это 5 млн. страниц!).
Один кадр черно-белого телевизора = 300 Кбайт информации.
Один кадр цветного ТВ - 1 Мбайт.
6. Практическая работа в рабочих тетрадях.
Задание 1. Записать своё личное имя и подсчитать его информационную емкость.(число байт в имени)
Задание 2. Записать фразу "Не могу заснуть без детектива" и подсчитать её информа-ционную емкость.(число байт в имени).
Задание 3. Вычислить сколько памяти нужно ПК, чтобы сохранить текст
1 вариант 2 ваиант
1 сентября - день Знаний 1 марта - начало весны
Ответ: 24 байта Ответ: 22 байта
Задание 4. Определите скорость передачи текста от системного блока на принте, если
1 вариант
Струйный принтер принимал 1 страницу текста (70 строк по 60 символов) 10 сек
Ответ: 3360 бит/сек .т.е. бод
2 вариант
Игольчатый принтер принимал 1 страницу (65 строк по 60 символов) 1 минуту (Это 60сек!)
Ответ: 65 бит/сек, т.е. 65 бод
Алгоритм решения:
1) Подсчитать инфо. объем текста 70*60*8бит=33600 бит
2) Скорость 33600 бит/ 10 сек=3360 бод
Задание 5. Определите поместиться ли архив документов школы на ГМД.Сколько нужно ГМД для этого архива?
1 вариант 2 ваиант
Размер архива документов 185000 Кбайт Размер архива 137000Кбайта
Размер ГМД 1,44 Мбайта Размер ГМЛ 1,43 Мбайта
Ответ: непоместиться, нужно 129 ГМД Ответ: не поместиться, нужно 96ГМД
Алгоритм решения:
1. Превратить архив из кбайт в Мбайт, т.е. 185000/1000=185 Мб
2. Размер ГМЛ меньше архива
3. Нужно 185/1,44=129 ГМД
7. Подведение итогов
Зачитать ответы. Ученики ставят себе оценки в тетради. Это самооценка.
7. Запишете домашнее задание.
1. Подберите примеры физических устройст носителей информации.
2. Читать. Учебник Учриновича 8 класс, страница
3. Решите задачу:
Пеленгатор определяет место передачи, если она длится не менее 3 минут. С какой ско-ростью должен передавать ЮСТАС радиограмму следующего содержания?
ЮСТАС - АЛЕКСУ:
"ОТ ВСЕЙ ДУШИ ПОЗДРАВЛЯЮ С НАЧАЛОМ УЧЕБНОГО ГОДА"
Благодарю за урок. До свидания.