ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №1
Тема программы:
Информация, информационные процессы. Наука "Информатика".
Тема урока:
Информация. Общенаучное понятие. Личность и информационная сфера общества. Единицы измерения информации.
Цели урока:
Учебная.
Дать учащимся представление об информации и информационной сфере общества. Рассказать о видах и источниках информации. Научить единицам измерения информации.
Развивающая.
Побудить к познавательной деятельности. Привить навыки оценки качественной ценности и количественной емкости информации.
Воспитательная.
Воспитать внимательность и наблюдательность.
Тип урока:
Урок сообщения и усвоения знаний.
Методы проведения:
Урок - рассказ.
Материально-техническое обеспечение урока:
1. Схема "Kомпоненты информационной сферы общества".
2. Гибкие магнитные диски (ГМД), компакт-диски (СD).
3. Таблицы:
3.1."Единицы измерения информации";
3.2."Единицы измерения времени".
4. Раздаточный материал: схемы и таблицы.
Межпредметные связи:
1.Дисципланиа "Физика";
2.Дисциплина "Математика".
Внутрипредметные связи:
Тема 1."Общие сведения о ПЭВМ": принципы организации и работы ПК.
СТРУКТУРА УРОКА
1. Организационный момент - 1-2 мин.
2. Сообщение темы урока - 1-2 мин.
3. Сообщение целей и задач урока, мотивация - 5-6 мин.
4. Опрос по пройденному материалу - 9-10мин.
5. Сообщение нового материала - 45-50мин.
6. Подведение итогов - 3-4 мин.
7. Выдача домашнего задания - 5-6 мин.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
3. Сообщение целей и задач урока.
Мотивация: Предлагаю сегодня каждому из вас продемонстрировать не только свои знания по пройденному материалу, но и по новой теме. Исходя из знаний по другим предметам, фильмов, литературы и из личного опыта, каждый сможет продемонстрировать свою
наблюдательность, внимательность, любознательность и получить оценку__ за активное участие в уроке.
4. Опрос и подготовка к теме
Обращение к учащимся:
1. Какие устройства ЭВМ вводят и какие выводят информацию?
- (Клавиатура, джойстик, сканер, микрофон, мышь);
- (Монитор, принтер, плоттер, динамики).
2. Где в ЭВМ происходит обработка, изменение введенной информации? (Процессор)
3. Какие устройства в ЭВМ приспособлены для хранения информации?
(внутренняя память: оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) и постоянное (ПЗУ); внешние носители информации: ГМД, МЛ (магнитные ленты), "винчестер" - жесткий диск (ЖД), стриммер, оптические диски (ОД), компакт диски (CD).
4. А кто перечислит какими органами-устройствами воспринимает информацию человек?
5. Где обрабатывается информация у человека?
6. Как получают информацию слепые, плохослышащие и плоховидящие,
дальтоники?
7. Как получают информацию растительный и животный мир (рыбы, змеи, пчелы, птицы)?
8. Что получается в результате изолированности человека (во время литургического сна; путешествий во времени; у отшельников, у осужденных)?
9. Что такое информация? Что вы понимаете под этим словом?
(Информационная программа "Время", "День"; информационно-развлекательная передача "Доброе утро"; спортивный информационный вестник)
5. Объяснение нового материала
Определение (запись в конспекте под диктовку)
Информация - это знания и сведения (данные) об окружающем ми-
ре, его объектах и явлениях.
¦ Информация - постоянный спутник человека, благодаря которому
он ориентируется во внешнем мире.
¦ Информация является постоянным спутником человека, поэтому
ее еще называют __мерой разнообразия окружающей среды.
Как общенаучное понятие "информация" включает в себя обмен сведениями между людьми, между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, генетическую информацию.
Обращение к учащимся__ (положите ручки, отдохните).
Давайте вспомним, в каком виде мы получаем информацию:
Звуки
Рисунки (изображение, видеоизображение)
числа
тексты
графики
нотные знаки
хим. и мат. уравнения и формулы
алгоритмы (программы)
показания приборов
Звук Как много информации мы получаем благодаря органам слуха:
смех - плач (радость и горе)
стон - свист (боль и озорство)
Музыка Грустная - веселая, детская - военная, эстрадная -
симфоническая, танцевальная - лирическая.
Язык жестов и позы! __Танцы, пантомима. Как малыши делают "До свидания!", "Дай!", "Нет - Да!", "Воздушный поцелуй!". Поза агрессивности руки в бока). Позы высокомерия и замкнутости?
Итак, запишите пожалуйста дальше.
Человек обитает в информационном поле, среди информационных
данных и процессов, где на него непрерывно воздействует три потока :
- сенсорный - воспринимаемый органами чувств (зрение, слух обоняние)
- вербальный - устное и письменное слово (прямое общение, телевидение, радио, телефон)
- структурный - пища, воздух и вода.
80%-90% информации человек получает при помощи невербальных средств.
Анализируя данные, получаемые от этих потоков, человек ориентируется во внешнем мире.
Вокруг любой личности образуется определенная сфера.
Говоря о воспринимаемой человеком информации, нужно помнить, что количество и качество воспринимаемой информации, существенно зависит от уровня ее понимания, от тереса к ней, от знаний человека в той или иной области.
Обращение к учащимся
И это действительно так! Любители эстрады могут часами гово-
рить о певцах и их творчестве. Рыбаки - о рыбе, о снастях и рыбалке.
Спортсмены - о спорте.
Итак, мы разобрали, что такое информация и в каких видах мы
ее получаем. Теперь выясним, что можно делать с информацией.
Запишите
Информацию можно:
- накапливать (собирать) и хранить (устное и письменное слово,
фотография, кино, ГМД, МЛ и ЖД);
- передавать (обмениваться);
- кодировать, фиксировать в числах, буквах, знаках;
- изменять (обрабатывать);
- измерять количественно и качественно.
Единицы измерения информации __(запись в конспект под диктовку)
Определение
Бит - наименьшая единица информации, разряд в двоичной (бинарной) системе счисления (состояние "0" или "1").
1 Байт - это группа данных из 8 бит (0100010 - любая комбинация из восьми 0 и 1)
Единицы измерения информации
---------------------------------------¬
¦ 1 Байт = 8 бит = 23 бита ¦
¦ 1 КилоБайт = 1024 байта =210 байта ¦
¦ 1 МегаБайт = 1024 Кбайта =220 байта ¦
¦ 1 ГигаБайт = 1024 Мбайта =230 байта ¦
¦ 1 ТерраБайт =1024 Гбайта =240 байта ¦
¦ 1 бод = 1 бит/cек - скорость переда¦
¦ чи информации ¦
L--------------------------------------