ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема программы:
     Информация, информационные процессы.
Тема урока:
     Единицы измерения информации.Информационные процессы.  Хранение, обработка, пе-редача информации.
Класс: 8 В, 8 Б
Время: 5 октября 2007, 5 урок, 6 урок
Цели урока:
Учебная.
1.    Оценить подготовленность и уровень знаний по пройденному  материалу.
2.    Рассказать о единицах измерения информации.
3.    научить оценивать технически количество информации.

Развивающая.
1.    Способствовать формированию научно-технических взглядов на  бытовые" процессы.
2.    Развивать у учащихся познавательные интересы.
Воспитательная.
    Воспитывать усердие и любознательность.
Тип урока:
     Комбинированный урок.
Методы проведения:
1.    Фронтальный опрос
2.    Рассказ.
3.    Практическая работа

Материально-техническое обеспечение урока:
1.    Доска
2.    Мел
3.    Калькулятор
Межпредметные связи:
     1. Дисципланиа "Физика";
     2. Дисципланиа "Математика".

Внутрипредметная связь:
Тема 1.3. Количества информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Опреде-ление количества информации.
Тема 1.4. Алфавитный подход к определению количества информации
                               
СТРУКТУРА УРОКА
     
     1. Организационный момент                                -  3-2 мин.
      2. Сообщение темы урока                                    -  3-2 мин.
      3. Сообщение целей и задач урока, мотивация -  4-5 мин.
      4. Фронтальный опрос                                          -  6-5 мин.
      5. Сообщение нового материала………………… 14-15 мин.
      6. Практическая работа…………………………...-  12-11 мин.
      7. Подведение итогов, обобщение                     -  2-3 мин.
      8. Выдача домашнего задания                           - 1-2 мин.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
3. Сообщение целей и задач урока.
    
Мотивация:  Каждому  из  вас  нужно  продемонстрировать  не только свои знания по прой-денному материалу, но и по  принять  активное участие в новой теме. Исходя из знаний по  другим  предметам, фильмов, литературы и из личного опыта, каждый сможет продемонстри-ровать  свою  наблюдательность,  внимательность,  любознательность и получить новые зна-ния и навыки по теме.


4. Фронтальный опрос
  Учитель  проводит  фронтальный  опрос-беседу  по  следующим вопросам:
  4.1. Что такое информация?

Ответ учеников: Это знания и сведения об окружающем мире, о его объектах и явлениях.
  4.2. Перечень жестов,  которыми  люди  пользуемся  для  передачи    сообщения.

Ответ: Привет, Прощай, ОК, Получишь, Ай-яй-яй. _
  4.3. Какими способами пользовались люди в древности  и  в  средние  века для передачи со-общений?

Ответ: Костры - тревога, враг. Колокольный звон - собрание, срочный сбор на площади или у церкви, пожар.
  4.4. Какие  существуют виды и формы (знаки) представления  информации?

Ответ:  Устная и письменная речь, фото, рисунки, нотные знаки, хим и мат. Символы, до-рожные знаки, музыка, сигналы, гудки, звонки  и т.д.
4.5. Кто ввел техническую единицу измерения информации?

Ответ: Клод Шеннон

6.  Сообщение нового материала и запись в тетрадь.
Определение
         Наименьшая единица информации - это бит, т.е. разряд в двоичной  (бинарной) сис-теме счисления (состояние "0" или "1"). Есть сигнал, нет сигнала. Включено/ выключенно
1 Байт - это группа данных из 8 бит (0100010 - любая  комбинация  из восьми 0 и 1)

Единицы измерения информации

1 Байт = 8 бит = 23 бита
1 КилоБайт = 1024 байта =210байта
1 МегаБайт = 1024 Кбайта =220 байта
1 ГигаБайт = 1024 Мбайта =230байта
1 ТерраБайт =1024 Гбайта =240 байта
1 бод = 1 бит/cек - скорость передачи информации
        Нервная система человека способна передать в  мозг  при  чтении текста 16 бод, что составляет 2 байта в секунду.
     1 байт условно можно рассматривать, как символ  (буква любого алфавиты,  цифра, знак препинания, пробел).


Пример на доске. Записать в тетрадь.
 
ЛИЦЕЙ = 5 байт      ШКОЛА  = 5 байт   МИРУ   -   МИР!  = 11 байт
  12345                      12 34 57                  1234  567 8 91011 (2 пробела ЭТО = 2 байта+1 байт      восклицательный знак)

    Прочитать.
Пример, 1 страница учебника содержит 50 строк, 1 строка =  60 знаков (60 байт) Следователь-но, 1 страница учебника 50строк х 60знаков= 3000 знаков (байт)= 3 Кбайта.
    Средняя страница любой книги имеет емкость в 2.5 Кбайта.
    Обращение к учащимся: "Быстренько подсчитали!" "Правильно! - 500 Кбайт или 0.5 Mбайт информации.
Внимание интересная информация! Просто прочитать классу.
Большая Советская Энциклопедия содержит 120  Мбайт  информации (120 000 000:3000 Є 40 000 страниц!)
      1 газета на 4 страницы -  150 Кбайт
Если один человек говорит по 8 часов в день без перерыва, то за  70 лет он наговорит 10 Гбайт (Это 5 млн. страниц!).
      Один кадр черно-белого телевизора = 300 Кбайт информации.
      Один кадр цветного  ТВ - 1 Мбайт.
6. Практическая работа в рабочих тетрадях.
Задание 1. Записать своё личное имя и подсчитать его информационную емкость.(число байт в имени)
Задание 2. Записать фразу "Не могу заснуть без детектива" и подсчитать её информа-ционную емкость.(число байт в имени).
Задание 3. Вычислить сколько памяти нужно ПК, чтобы сохранить текст
          1 вариант                                                                                               2 ваиант
1 сентября  -  день Знаний                                                                  1 марта - начало весны
Ответ: 24 байта                                                                             Ответ: 22 байта
Задание 4. Определите скорость передачи текста от системного блока на принте, если
1 вариант

Струйный принтер принимал 1 страницу   текста (70 строк по 60 символов)  10 сек

Ответ: 3360 бит/сек .т.е. бод
           2 вариант

Игольчатый принтер принимал 1 страницу (65 строк по 60 символов)  1 минуту (Это 60сек!)
Ответ: 65 бит/сек,  т.е. 65 бод

Алгоритм решения:
1)   Подсчитать инфо. объем текста 70*60*8бит=33600 бит
2)  Скорость 33600 бит/ 10 сек=3360 бод

Задание 5. Определите поместиться ли архив документов школы на ГМД.Сколько нужно ГМД для этого архива?
          1 вариант                                                                                               2 ваиант
Размер архива документов 185000 Кбайт                                     Размер архива 137000Кбайта
Размер ГМД 1,44 Мбайта                                                               Размер ГМЛ 1,43 Мбайта      
Ответ: непоместиться, нужно 129 ГМД                       Ответ: не поместиться, нужно 96ГМД
Алгоритм решения:
1. Превратить  архив из кбайт в Мбайт, т.е. 185000/1000=185 Мб
2. Размер ГМЛ меньше архива
3. Нужно 185/1,44=129 ГМД

7. Подведение итогов
    
Зачитать ответы. Ученики ставят себе  оценки в тетради. Это самооценка.
   
            
7. Запишете домашнее задание.

    1. Подберите примеры физических устройст носителей информации.
    2.  Читать. Учебник Учриновича 8 класс, страница
    3. Решите задачу:
     Пеленгатор определяет место передачи, если она длится не  менее 3 минут. С какой ско-ростью должен передавать ЮСТАС радиограмму  следующего содержания?

ЮСТАС - АЛЕКСУ:
"ОТ ВСЕЙ ДУШИ ПОЗДРАВЛЯЮ С НАЧАЛОМ УЧЕБНОГО ГОДА"

  

Благодарю за урок. До свидания.