Терроризм является постоянным спутником
человечества. Еще в I веке нашей эры в Иудее действовала секта
сикариев (сика - кинжал или короткий меч), уничтожавшая
представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами. Еще
Фома Аквинский и отцы христианской церкви допускали идею
убийства правителя, враждебного, по их мнению, народу. В средние
века представители мусульманской секты ассошафинов убивали
префектов и халифов. В эти же времена политический террор
практиковали некоторые тайные общества в Индии и Китае. На
территориях современного Ирана, Афганистана и некоторых других
стран животный страх на своих противников из мусульманской
суннитской знати и правителей наводила могущественная и
предельно закрытая секта исмаилитов, использовавшая в своей
борьбе доведенные до совершенства способы физического устранения
неугодных лиц.
В 1848 г.
немецкий радикал Карл Гейнцген доказывал, что запрет убийства
неприменим в политической борьбе и что физическая ликвидация
сотен и тысяч людей может быть оправдана, исходя из “высших
интересов человечества”. Гейнцген явился в какой-то мере
основоположником теории современного терроризма. Он считал, что
силе и дисциплине реакционных войск нужно противопоставить такое
оружие, с помощью которого небольшая группа людей может создать
максимальный хаос. И здесь Гейнцген надеялся на отравляющий газ,
ракеты, а также требовал поиска новых средств уничтожения. Это и
есть так называемая “философия бомбы”, которая появилась в XIX
веке, хотя ее корни уходят к оправданию тираноубийства в
греческой истории.
Концепция “философии бомбы” получила
дальнейшее развитие и углубление в
“теории разрушения” Бакунина. Последний в своих работах
отстаивал мысль о признании лишь одного действия - разрушения. В
качестве средств борьбы он предлагал яд, нож и веревку.
Революционеры, считал Бакунин, должны быть глухи к стенаниям
обреченных и не должны идти ни на какие компромиссы, что русская
почва должна быть очищена мечом и огнем.
Доктрина
“пропаганды действием” была выдвинута анархистами в 70-е
годы XIX века. Суть ее в том, что не слова, а только
террористические действия могут побудить массы к давлению на
правительство. Эта же мысль проходит позднее и у Кропоткина,
когда он определяет анархизм как “постоянное возбуждение с
помощью слова устного и письменного, ножа, винтовки и динамита”.
К концу XIX века особая роль в пропаганде терроризма в Европе и
США
принадлежит Иоганну Мосту, который проповедовал “варварские
средства борьбы с варварской системой”.
Терроризм становится постоянным фактором
общественной жизни со второй
половины XIX века Его
представители - русские народники, радикальные националисты в
Ирландии, Македонии, Сербии, анархисты во Франции 90-х годов, а
также аналогичные движения в Италии, Испании, США.
До
первой мировой войны терроризм считался орудием левых. Но, по
существу, к
нему прибегали индивидуалисты без политических
платформ, а также националисты не только левых, социалистических
ориентаций. С окончанием войны террор на свое вооружение взяли
правые. Национал-сепаратисты и фашистские движения в Германии,
Франции и Венгрии, “железная гвардия” в Румынии. Крупнейшими
терактами того времени были политические убийства Карла
Либкнехта и Розы Люксембург в 1919 г., югославского короля
Александра и французского премьер-министра Барту в 1934 г. В
основе этих движений находятся разные идеологические платформы,
но фактически те и другие руководствуются положениями доктрин
“философии бомбы” и “пропаганды действием”.
В XX веке
спектр мотивов для использования методов террора существенно
расширился. Если русские народовольцы, первомартовцы и эсеры
рассматривали террор как самопожертвование на благо общества, то
для “красных бригад” он служил способом и средством
самоутверждения. “Красный террор” и “черный” террор фашистского,
неонацистского толка стоят недалеко друг от друга и не имеют
ничего общего с тем, что делами народовольцы. У современного
терроризма одна вожделенная цель: захват власти. И ни о каком
“благе общества” здесь и говорить не приходится.
В XX
веке состоялся перенос терроризма на государственный уровень,
чего до
этого не было. Террористическое государство “давило”
своих граждан беззаконием внутри страны, заставляло их постоянно
ощущать свое бессилие и слабость. Оно не меняло своего поведения
и за пределами своих границ. Исторический пример - фашистская
Германия. В последние годы многие действия США на международной
арене стали очень близки по своему характеру к террористическим.
После развала СССР бандитская традиция пустила свои корни во
многих районах
и уголках постсоветского пространства.
Попытки насилием добиться своих целей, даже самых благородных,
вызвали появление на древе государственного терроризма новых
диких ростков - вооруженных конфликтов на территории Грузии,
Азербайджана, Армении и Молдовы, в Таджикистане и Киргизии и
т.д. Сегодня миру уже грозят ядерным терроризмом, терроризмом с
применением отравляющих веществ. Характер эпидемии приобрели
похищения людей в целях шантажа или получения выкупа. Сегодня
многие люди испытывают на себе все “прелести” информационного
терроризма. И так далее.
Террористическая деятельность
включает следующие действия:
Ø
Организацию,
планирование, подготовку и реализацию террористической акции.
Ø
Подстрекательство к
террористической акции, насилию над физическими лицами или
организациями,
Ø
уничтожению
материальных объектов в террористических целях.
Ø
Организацию
незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества
(преступной организации),
Ø
организованной
группы для совершения террористической акции, а равно участие в
такой акции.
Ø
Вербовку,
вооружение, обучение и использование террористов;
Ø
Финансирование
заведомо террористической организации или террористической
группы или иное содействие им. (Терроризм в настоящее
время)