- Подростки
испытывают необходимость выйти в жизнь без родительских указаний: помощь
родителей часто рассматривается ими как попытка вмешаться, родительская
забота - как обидное отношение "как к маленькому", советы
родителей воспринимаются как команды.
- Согласитесь
с беспокойством и неудовольствием. Это возраст, полный противоречий и
беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка
изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности, любит
родителей и одновременно их ненавидит и т. д.
- Избегайте
попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как
"Я отлично знаю, что ты чувствуешь". Подростки уверены, что они
неповторимы, уникальны в своем роде. Их чувства - это даже для них самих
что-то новое, личное. Они видят себя как сложных и таинственных существ, и
они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят
очевидными, наивными и простыми. Очень тонкое дело - в этот период
принимать в расчет их потребности.
- Различайте
согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Родители могут
терпимо относиться к нежелательным поступкам детей (например, новая
прическа), т. е. поступкам, которые не были санкционированы, не
поощрялись родителями.
- Разговаривайте
и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя, как
он, или используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль
жизни, отличный от стиля жизни их родителей, и это тоже составляет часть процесса
формирования их личности. Таким образом, начинается постепенный отход от
родителей. Подражание родителями их стилю и жаргону толкает их в еще более
глубокую оппозицию.
- Одобряйте
подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии,
относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о
недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителем.
Многоэтапной задачей родителя является создание таких отношений и
предоставление подростку такого жизненного опыта, которые будут укреплять
характер и создавать личность.
- Избегайте
акцентировать слабые стороны. При обнаружении другими слабых сторон
характера подросток чувствует боль. А если причина этой боли - родители,
то она дольше не проходит.
- Помогите
подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас.
Говорите языком, который поможет развить независимость: "Это твой
выбор", "Сам реши этот вопрос", 'Ты можешь отвечать за
это", "Это твое решение". Родители должны подводить детей к
самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности
мнений ровесников.
- Правда и
сочувствие рождают любовь. Не торопитесь вносить ясность в те факты,
которые, по вашему мнению, были извращены. Родители, скорые на расправу,
не научат уважать правду. Некоторые родители излишне торопятся точно
сообщить, где, когда и почему они были правы. Часто подростки встречают
такие заявления упрямством и злобой. Таким образом, иногда и правда
превращается в смертельное для семейных отношений оружие, если
единственная цель - это "докопаться" до истины.
- Уважайте
потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой
дистанции, что может показаться для многих родителей невозможным.
- Избегайте
громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции.
Избегайте заявлений типа: "Когда я был в твоем возрасте...",
"Это меня ранит больше, чем тебя...".
- Не
"навешиваете ярлыков". "Аня глупая и ленивая. Она никогда
ничего не добьется". Такое "навешивание ярлыка" ведет к
тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать
тому, что о них думают родители.
- Избегайте
неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно
содержать одну информацию: понятный запрет, полное доброжелательности
разрешение или открытую возможность сделать выбор.
- Избегайте
крайностей, одинаково неправильно давать полную свободу и
"закручивать гайки".
- Сохраняйте
чувство юмора.