Москва
в творчестве
Васнецова А.М.
По произведениям Васнецова можно восстановить
этапы развития русской столицы. |
|
 |
"Основание
Москвы Юрием Долгоруким
"
(1917) |
"Московский Кремль при Иване Калите. Середина
XIV века" (1921) |
|
|
"Московский кремль при Дмитрии
Донском" |
"Московский кремль при Иване
III" |
В драматическую атмосферу времен Смуты переносит
нас это полотно
Через убедительно представленные детали он идет к эмоциональной
образности показа прошлого. ...По деревянному настилу мостовой через
Кремль стремительно мчатся два всадника - воин и монах. Не
конкретизируя, не расшифровывая, кто они и с какой целью едут,
художник заставляет нас реально ощутить напряженный пульс жизни той
эпохи. |

"Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века"
(1913). |
«Попробуем перенестись воображением на триста-четыреста лет назад...
Центр средневекового уклада жизни города сосредотачивался в Кремле.
Здесь были главные храмы, жили царь, митрополит и самые богатые и
властные мужики - бояре; здесь находились приказы на Ивановской
площади, здесь шли суды и расправы. Окруженный со всех сторон водой
и рвами, он имел вид неприступного замка, как его и называли
иностранцы». «Кремль был продуктом векового народного творчества;
здесь вылилось в осязательную форму все то, что могло создать оно.
Складывались про него былины, сказки; он принимал облик сказочного
жилища Жар-птицы... В Китай-городе - кружала и харчевни, погреба в
Гостином дворе с фряжскими винами... Здесь же зазывали прохожих в
кружала и притоны словоохотливые женщины с бирюзовыми колечками во
рту. Слышен был плач детей-подкидышей, вынесенных сюда в корзинах
все теми же божедомами, собирающими добровольные приношения на их
пропитание... Пройдет толпа скоморохов с сопелями, гудками и домрами...
Раздастся оглушительный перезвон колоколов на низкой деревянной
колокольне на столбах... Склоняются головы и спины перед проносимой
чтимой чудотворной иконой... Разольется захватывающая разгульная
песня пропившихся до последней нитки бражников... Гремят цепи
выведенных сюда для сбора подаяния колодников... Крик юродивого,
песня калик перехожих... Смерть, любовь, рождение, стоны и смех,
драма и комедия - все завязалось неразрывным непонятным узлом и
живет вместе как проявление своеобразного уклада жизни
средневекового народного города».
Изобразительные эквиваленты этих живописных сцен мы находим в
акварелях
Васнецова.
|

"Москва при Иване Грозном.
Красная площадь" (1902)

"Городская площадь XVII
века." |

"Улица
в Китай-городе начала XVII века"

"Мясницкие ворота.
Уличное движение
в XVII веке" (1926). |

"Медведчики (развлечение).
Старая Москва"
(1911).
|
Васнецов воссоздал
семипролетный каменный мост через
Москву-реку, который находился в районе современного Большого
Каменного моста. Изображение оживлено шумной жанровой сценой: на
переднем плане движется веселящая народ группа скоморохов. Показ
зимнего городского пейзажа с замерзшей рекой и покрытыми снегом
крышами потребовал яркой, звучной, декоративной живописной гаммы,
которая хорошо соответствует карнавальной ситуации. |

«Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века»
(1901). |
Васнецов
неоднократно обращался к теме Книжные лавочки на Спасском
мосту как к доказательству интенсивной интеллектуальной жизни
москвичей далекого прошлого. |

|

|
"Книжные
лавочки на
Спасском
мосту в XVII
веке"(1916) |
"Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке"
(1922) |
В 1925 году, уже немолодой
художник, подводя итоги творчества и своего изучения жизни старой
Москвы, пишет большую картину «Красная площадь во второй половине
XVII века». Изображенное в картине состояние природы в яркий
солнечный день помогает создать праздничный образ Москвы, выразить
патриотические настроения и надежды художника. |

"Красная площадь во второй
половине XVII века" (1925) |
"Старая
Москва. На
крестце в
Китай-городе"
(1902) |

"Москва. Конец XVII
века" (1902) |
 |
 |