Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и
вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его
картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь
убеждающе реальный образ древней русской столицы.
Апполинарий Васнецов не получил систематического художественного образования.
Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими
русскими художниками братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими.
Искусство Васнецова глубоко национально и демократично. Оно питалось
источниками, уходящими в самую глубину народной жизни. Русская природа, жизнь
народа, его история - основные темы в живописи художника. Замечательный мастер
эпического и исторического пейзажа, он также написал несколько научных работ по
теории искусства, истории, археологии. Эти работы, интересные сами по себе,
способствовали обогащению и углублению содержания его художественных
произведений.
Апполинарий Михайлович родился 6 августа (25 июля ст. ст.) 1856 года в небольшом
селе Рябове Вятской губернии (ныне Кировская область) в многодетной семье
священника. В селе Рябово Кировской области сохранена усадьба, где начали
свой жизненный и творческий путь знаменитые художники Виктор и
Аполлинарий Васнецовы. Его отец был одаренным и просвещенным человеком. Он знал и любил
природу, интересовался естественными науками, астрономией и к тому же сам хорошо
рисовал. Влияние отца на формирование характеров и взглядов сыновей было
огромным. "Любовь к природе, так сказать, влюбленность в нее, наблюдательность,
была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Ночью он обращал мое внимание
на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды... Любовь к природе и
воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу", - писал в своей
"Автобиографии" А. Васнецов.
Детские годы Аполлинария были омрачены большим горем: в 1866 году скончалась его
мать, а в 1870 - отец; в тринадцать лет будущий художник остался круглым
сиротой.В 1872 году Апполинарий, окончив Вятское духовное училище, по настоянию брата
переезжает в Петербург. Первые три года жизни в столице будущий художник под
руководством брата активно готовится к поступлению в Академию художеств; он
много рисует, знакомится с И. Е. Репиным, М. М. Антокольским, В. М. Максимовым и
другими художниками, набирается знаний, увлекается литературой, историей,
естествознанием.
Много читая, будущий художник увлекается художественными и критическими
произведениями Н. А. Некрасова, Г. И. Успенского, Д. И. Писарева, Н. Г.
Чернышевского, П. И. Мельникова-Печерского и других. Ему многое хотелось узнать,
изучить и постичь, пополнить свой "научный и литературный багаж".В то время Аполлинарий настолько увлекся геологией, что решил было поступить в
Геологический институт, но этому решительно воспротивился Виктор Михайлович.
Поступление в институт не состоялось, но интерес к геологии сохранился у
Васнецова на всю жизнь. Впоследствии склонность к изучению древностей отразилась
на всей его художественной деятельности…
В то же время на рубеже XIX и XX веков, формируется, наконец, самое оригинальное
и специфическое направление творческой деятельности художника: он приступает к
созданию обширнейшей серии исторических полотен, рисунков и акварелей, исполняет
произведения, в которых встает уже совершенно особый мир - Древняя Русь, старая
Москва. В картинах из истории Москвы Васнецов выступил основоположником
исторического пейзажа - особого жанра в русской живописи, воссоздающего облик
древних русских городов на основе исторических документов и археологических
изысканий.Начало работы Васнецова над старой Москвой относится к 1891 году, когда художник
выполнял иллюстрации к "Песне о купце Калашникове" для юбилейного издания
сочинений М. Ю. Лермонтова. Нужно было дать несколько рисунков на темы "Москва в
XVI веке. Вид на Кремль из Замоскворечья", "Возвращение Иоанна Грозного с
поединка на Москве-реке между купцом Калашниковым и Кирибеевичем" и "Красная
площадь" . Наиболее излюбленной темой исторического цикла работ А. Васнецова была
Москва XVII столетия - эпохи, которую сам художник изучал и любил больше всего. Однако
в целом охват интересующих его исторических периодов у этого художника-ученого
был, конечно, более широким. Так, например, создавалась в 1920-х годах
последовательно задуманная художником серия акварелей с видами Кремля от
строительства первых деревянных стен до его расцвета в XVII веке.Стремление обогатить выразительные возможности рисунка и акварели заметно во
многих листах на тему старой Москвы, хотя здесь эволюция художественного
мастерства видна не столь отчетливо; многие поздние работы Васнецова 1920-х
годов заметно уступают произведениям, выполненным им в 1900-х годах. Отдавая
должное лучшим листам этого цикла, мы не должны упускать из вида и слабых
сторон. Такова некоторая сухость, проявляющаяся в отдельных произведениях,
заметная в тех случаях, когда художник слишком увлекался археологией и историей.
Особенно это часто проявляется в акварелях 1920-х годов, написанных Аполлинарием
Михайловичем по заказу Музея города Москвы (ныне Музей истории города Москвы)Углубленная работа Васнецова над историей Москвы приводит художника к сближению
с историками и археологами. Он становится членом Комиссии по охране древних
памятников при Московском археологическом обществе.
За активную и плодотворную работу в комиссии в 1903 году Васнецов избирается
членом-корреспондентом, а в 1906 году - действительным членом Московского
археологического общества. Это было большой честью для художника и
свидетельствовало о признании его работы над изучением старой Москвы видными
русскими учеными-историками и археологами.
Всего более 120 произведений, посвященных Москве и другим древнерусским городам,
создал за свою жизнь Аполлинарий Васнецов. |








|