Стр 16 «ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА» при работе на ПК
Правило 7: заботься о зрении при работе на компьютере. Уже в первые годы компьютеризации было отмечено специфическое зрительное утомление у учащихся, студентов и служащих, работающих на компьютерах, получившее общее название «компьютерный зрительный синдром» (CVS-Computer Vision Syndrome). Причина данного расстройства в том, что зрительная система человека, приспособленная для восприятия объектов в отраженном свете (лес, небо, поле, дерево, картина, книга, текст и т. п.), а не для работы с дисплеем монитора, который принципиально отличается от привычных глазу объектов наблюдения - его свечение, мерцание на экране вызывает зрительное утомление. При работе на компьютере часами у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, глаза напрягаются, их работоспособность снижается. Очень часты жалобы на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних на дальние и с дальних на ближние предметы, кажущееся изменение окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз - чувство жжения, «песка», покраснение век, боли при движении глаз. Как же построить учебный процесс с использованием информационных технологий с детьми младшего школьного возраста, которых привлекает всё яркое, необычное, броское? А восприятие учебного материала, естественно, оказывает существенную нагрузку на глаза школьника. Способность зрения четко видеть предметы на различных расстояниях, называется аккомодацией. Возрастные изменения объема аккомодации при нормальной рефракции (по А.А. Маркосяну)
По табличным данным мы видим, насколько различны показатели объема аккомодации. Если учесть, что любые нагрузки на зрение конкретно усугубляют эти различия еще более, то ненормированная работа с компьютером без соблюдения гигиенических требований к процессу обучения может привести к серьезным изменениям в здоровье школьника. У детей очень рано проявляется способность воспринимать свет и дифференцировать его по степени яркости (светоощущение). Адаптация к высокому уровню освещенности происходит в течение 1 мин, при этом чувствительность глаза резко понижается. Светоадаптация различна относительно возраста человека - ее показатели повышаются с 5 до 20-30 лет. В течение дня она тоже различна - максимальная светочувствительность в 12 часов дня, а минимальная - в 24 часа. На эти показатели существенно влияет общее состояние организма, утомляемость, учебные перегрузки, длительность занятий за компьютером и т. д. Поскольку детали изображений на мониторе компьютера достаточно мелкие, важно обратить внимание еще и на такую способность зрительного восприятия школьников, как остроту зрения. Чем меньше расстояния между двумя различными точками, тем больше острота зрения. Существуют специальные таблицы, по которым можно определить состояние остроты зрения школьников. Таблицы построены по десятичной системе. Для выявления остроты зрения ученика помещают на расстоянии 5 м от таблицы. Если в десятом ряду он видит все буквы или предметы, острота зрения равна единице. Исключение каждого последующего ряда при движении снизу вверх говорит о понижении остроты зрения на 0,1. Для определения остроты зрения у дошкольников с различных расстояний используются специальные портативные таблицы и соответствующие ей рисунки. Таблица для выявления остроты зрения
Естественно, что при продолжительной работе, связанной с напряжением органов зрения, острота зрения понижается. Все, что связано с работой на компьютере, требует значительного умственного и зрительного напряжения, поскольку на довольно близком расстоянии приходится рассматривать на экране мелкие буквы, рисунки, цифры, штрихи. Периодически переводя взгляд с экрана на клавиатуру, школьник постоянно перестраивает систему аккомодации глаза. Это вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией экрана. Нагрузка на глаза при общении с компьютером существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы - чтение, письме, просмотре телевизионных передач, видеофильмов. Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. В связи с этим очень важно не просто соблюдать гигиену занятий за компьютером, но и обязательно выполнять со школьниками специальные упражнения зрительной гимнастики. Некоторые упражнения представлены в Приложении 7.
Правило 8: закончил занятие - сделай разминку. Цель проведения разминки - обеспечить восстановление школьника в конце занятий, когда значительную нагрузку испытывали органы зрения, опорно-двигательный аппарат, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки. Исходя из этого, для разминки составляют комплекс, включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5-2 минут. Общеразвивающие, корригирующие и дыхательные упражнения должны быть школьникам хорошо знакомы. Выполнение комплексов упражнений способствует формированию правильной осанки. Школьникам можно предложить упражнения с такими пособиями, как флажки, кубики, ленточки, мячики, эспандеры, природный материал (шишки, желуди, орехи). Упражнения выполняются сидя и стоя. Исходное положение для ног (обычно - стойка, ноги на ширине ступни параллельно) должно быть удобным, обеспечивая устойчивое положение и способствуя равномерному распределению тяжести тела. Особенно важно обращать внимание школьников на то, что, выполняя упражнения, включенные в комплекс разминки после занятий, нужно правильно сочетать движения с ритмом дыхания, не задерживая его. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, предложите им при опускании рук вниз, при приседаниях, наклонах, произносить звуки или слова. Например, при наклоне вперед протяжно произнести звук «ш-ш-ш» - как сдувается лопнувший шарик и т. д. На эффективность проведения комплекса разминки влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех необходимых компонентов, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Музыкальное сопровождение комплекса упражнений оставит неизгладимый след в памяти школьников и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений, помогающих восстановлению организма учащихся после занятий на компьютере. Приложение 8
|