Бхарата Шастра
Классический танец в Индии считают одной из форм йоги,
признавая в нем синтез физической выносливости и духовной энергии. Основная
движущая сила индийского танца - индуизм с его богатым фольклором, сокровищницей
мифов, легенд и обрядов. Согласно индуистской мифологии, первым танцором был бог
Шива. Своим космическим танцем Тандава он создал мир из хаоса. Этим же танцем
мог и разрушить его. В ипостаси танцора Шива известен как Натараджа - Владыка
Танца. Шива научил танцевать свою супругу Парвати, так возникла женская форма
танца - Ласья.
Поначалу танец был доступен лишь небожителям. В небесном дворце царя богов Индры
устраивались пышные празднества, где самые прекрасные апсары - полубожественные
танцовщицы - показывали свое искусство. Когда же сам Шива танцевал Тандава, боги
считали за великое счастье составить ему оркестр. Вот как описан этот танец в
одном из древних санскритских текстов: 'Энергия третьего глаза Шивы заставляет
содрогаться все миры. Шива ослепляет своей сдержанной улыбкой. По волосам Шивы,
украшенным луной и звездами, спускается на землю Ганга. В руках Натараджи -
трезубец, барабанчик и священный огонь. О Шива, исполняющий Тандава со своей
супругой Парвати, ваш танец заставляет все миры замереть в трепетном восторге.
Вишну играет на мридангаме, Индра - на флейте, Брахма задает ритм танцу,
Сарасвати аккомпанирует на вине, а Лакшми поет. О Натараджа, мой бог и
покровитель, весь мир озарен огненной энергией твоего танца'.
Простым
смертным не было дано видеть танцы богов. Но мудрец Бхарата за свои великие
подвиги и аскезу удостоился милости присутствовать во дворце Индры. Бхарата
захотел, чтобы людям тоже стало доступно искусство танца. Он смиренно обратился
к Брахме, создателю драмы, и Шиве, первому танцору, прося их открыть свои
знания. Получив из уст Брахмы эти знания, Бхарата записал их. Так, по преданию,
возникла 'Натья Шастра' - 'Наука о танце', трактат, на основе которого
развивались все стили классического танца Индии - Бхарата Натьям, Кучипуди,
Одисси, Катхакали, Мохиниаттам, Манипури, Катхак. Затем Бхарата попросил Шиву и
Парвати отправиться с ним на землю и научить людей танцевать. Шива научил танцу
мужчин, Парвати - женщин. Согласно 'Натья Шастре', понятие 'танец' включает в
себя нритта - чистый танец без смысловой нагрузки, в котором важна точность
исполнения движений; нритья - танец, где сочетается техника исполнения и
мастерство абхиная - актерской выразительности; натья - драматическое действие.
Эти три компонента, слитые воедино, порождают гармонию 'Лалита кала' - тонкого
искусства.
Система классического танца Кучипуди представляет собой кульминацию развития
существующих танцевальных направлений в культуре Индии. Основанный на фундаменте
танцевального искусства - 'Натья Шастре', Кучипуди развивался, сохраняя чистоту
древнейшего наследия. Богатство возможностей изображения различных, даже очень
глубоких чувств в этом стиле является его главным достоинством. Особое место в
Кучипуди, гармонично соединившем пение, танец и драматическое представление,
занимают сольные танцевальные эпизоды. Свое название стиль получил по имени
деревни в самом сердце штата Андхра-Прадеш. Эту деревню в XV веке правитель
княжества Голконда подарил артистам. Изначально деревня называлась Кучелавапури,
т.е. поселение актеров.
В средние века многие традиционные виды искусства
Индии пришли в упадок. Танцы из ритуального действа превратились в придворное
развлечение, артисты воспевали не бога, а своего покровителя. Именно тогда, в XV
веке, жил человек, которому Кучипуди обязан своим сохранением в первозданной
чистоте и необычайной популярностью даже сегодня, - танцор, поэт и мудрец
Сиддхендра Йоги. Его песни о любви Сатьябхамы к Кришне послужили основой для
известнейшего балета Кучипуди 'Бхамакалапам'.
'Джатисварам' и 'Тиллана' -
технические композиции. Они характеризуются быстрым ритмом, прыжками,
разнообразием поз. 'Тарангам' - присущий только стилю Кучипуди жанр, композиции
которого содержат повествовательные эпизоды из жизни бога Кришны и требуют
виртуозной техники исполнения, вершина которой - танец на латунной тарелке.
Вообще, если говорить о различных стилях индийского классического танца,
Кучипуди по технике исполнения является одним из самых быстрых и сложных.