Астраханские татары делятся на юртовских и кундровских татар, карагашей. Язык татарский. Верующие астраханские татары - мусульмане-сунниты. В этническом формировании астраханских татар приняли участие хазары, кипчаки, приазовские болгары, ногайцы, а также отатаренные таты, индийцы, среднеазиатские тюрки и др. В процессе консолидации астраханских татар определяющую роль сыграли Золотая Орда и образовавшиеся после её распада Астраханское ханство и Ногайская Орда. Большое влияние на этнокультурное развитие астраханские татары оказали поволжские и приуральские татары, переселившиеся в 17 - нач. 20 вв. в Астраханскую губернию. В конце 18 в. их доля в Астраханской губ, составляла 13,2%. в 30-х гг. 19 в. — 17,4%, в нач. 20 в. превысила 1/3 общей численность татар, населения. Во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. астраханские татары вместе с поволжскими, приуральскими и сибирскими татарами образовали единую татарскую нацию. Традиционный костюм мужчин и женщин состоял из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевалась безрукавка, часто расшитая. Женский костюм отличался обилием украшений из серебра, раковин каури, стекляруса. Верхней одеждой служил казакин, а зимой — стеганый бешмет или шуба. На голове мужчины носили тюбетейку, а поверх нее меховую шапку или шляпу из войлока. Женщины носили расшитую бархатную шапочку и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги на мягкой подошве, поверх которых надевали галоши. У разных групп татар сложились свои комплексы одежды и украшений. Однако к концу 19 - началу 20 вв. этнокультурные различия сохранились преимущественно в женском костюме, головном уборах и украшениях. У карагашей бытовала оригинальная халатообразная верхняя женская одежда с широкими рукавами (каптал) или без рукавов (казаки-каптал). Самым распространённым женским убором был татарский комплект, а девушки обычно повязывали голову двумя платками: концы нижнего распускали по спине, концы верхнего завязывали узлом на макушке. Свадебный убор карагашек состоял из волосинка — чепца (шлауш) либо покрывала вроде кимешек, повязки — украшения (моезбек), составленного из множества металлических подвесок и спиралей, высокой цилиндрической матерчатой шапочки на плотной основе (саукеле), украшенной вышивкой и аппликацией, и тастара. Юртовским татаркам праздничным убором служила высокая шапка с кожаным верхом (кундуз). Астраханские татары носили сапожки (ату) из жёлтого сафьяна, иногда с бархатными голенищами и позументными оторочками. Узорные сапожки казанской работы (ичиги), как н головные уборы казанских татар — бархатные калфаки, более характерны для городского костюма рубежа 19-20 вв. Традиционный костюм астраханских татар дополняли многочисленные, в основном металлические, украшения. Но сравнению с поволжско - приуральскими татарами у астраханских татар оригинальны не только отдельные украшения (самобытные височные подвески, шейно-нагрудные украшения и др.), но и традиции использования одних и тех же предметов. Например, кольцевые серьги служили и как украшение для лица (носовые кольца): накосные украшения были принадлежностью исключительно девичьего костюма: матерчатые пояса (ксак) с металлическими накладками использовались и в женских, и в мужских костюмах. Особо чтимыми праздниками у астраханских татар были мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Новогодний праздник Навруз у них известный под названием «амэл», отмечали его 10 марта по старому стилю, празднуя одновременно и наступление весны: выходили в поле, совершали намаз, угощались обрядовой кашей, проводили различные состязания (конные скачки, борьба и др.). Потомки переселенцев - мишарей отмечали весенний праздник «Кызыл йомырка» («Красное яйцо»), приуроченный к первому дню Пасхи, а осенью после сбора и продажи арбузов устраивали праздник под названием «Зыярат байраме» («Кладбищенский праздник»): мужчины приходили на кладбище для коллективной молитвы, затем в деревне устраивались коллективная трапеза, состязания — конные скачки, борьба, стрельба из ружей, бег в мешках и т. п., пели песни, играли на гармони (саз), скрипке (нахра), домбре, били в бубен и плясали, молодёжь водила хороводы. Употребляли большое количество мяса, особенно баранины, рыбу, продукты бахчеводства. К праздничному столу часто подавали плов и различную выпечку из теста. В прошлом астраханские татары предпочитали заключать брачные союзы внутри своих этнических групп. Структура свадебной обрядности, включающая пред- и послесвадебные ритуалы и собственно свадьбу, была в целом единой. Однако существовали свадебные традиции, отличающие этнические группы или объединяющих некоторые из них. У карагашей выкуп за невесту был значительно больше, чем в других группах, «постельный» обряд (первая брачная ночь) они обычно устраивали в специально изготовленной отцом невесты свадебной юрте из белого войлока (урга, карачуй). У кундровских и юртовских татар существовал ритуал целования новобрачной рук родственников мужа: только у них свадебное угощение начиналось подачей плова или пирога с рисом и мясом (ногай балэше). У юртовских татар, как и у средневолжских, бытовали магические обряды «очищения» молодой при въезде в дом мужа (перепрыгивание через костер и т. п.). В советское время традиционная культура и хозяйство астраханских татар претерпели большие изменения. Начиная с 1930-х гг., особенно в 1960-80-х гг., астраханские татары подвергались усиленной русификации. |