Компьютерное тестирование
Обучение - многогранный процесс, и контроль знаний – лишь одна из его сторон.
Однако именно в ней компьютерные технологии продвинулись максимально далеко, и среди них тестирование занимает ведущую роль. В ряде стран тестирование потеснило традиционные формы контроля – устные письменные экзамены и собеседования.
По – видимому, многие преподаватели уже прошли через некоторую эйфорию при создании тестов и поняли, что это – весьма непростое дело. Куча бессистемно надерганных вопросов и ответов – далеко еще не тест. Оказывается, что для создания адекватного и эффективного теста надо затратить много труда. Компьютер может оказать в этом деле немалую помощь.
Существует специальная теория тестирования, оперирующая понятиями надежность, валидность, матрица покрытия и т.д., не специфических именно для компьютерных тестов.
Как отмечалось выше, широкое распространение в настоящее время получают инструментальные авторские системы по созданию педагогических средств: обучающих программ, электронных учебников, компьютерных тестов. Особую актуальность для преподавателей школ и вузов приобретают программы для создания компьютерных тестов – тестовые оболочки. Подобных программных средств существует множество, и программисты – разработчики готовы строить новые варианты, так называемых, авторских систем. Однако широкое распространение этих программных средств сдерживается отсутствием простых и нетрудоемких методик составления тестовых заданий, с помощью которых можно «начинять» оболочки.
В соответствии с моделью занятий выделяется три класса компьютерных тестов на задания, умения и навыки. Отметим, что типы компьютерных тесовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого.
1. Типы тестовых заданий по блоку «знаний»:
- вопросы альтернативные (требуют ответа да – нет);
- вопросы с выбором (ответ из набора вариантов);
- вопросы информативные на знание фактов (где, когда, сколько);
- вопросы на знание фактов, имеющих формализованную структуру (в виде информационной модели или схемы знаний);
- вопросы по темам, где имеются однозначные общепринятые знаковые модели: математические формулы, законы, таблицы;
- вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;
- вопросы, ответы на которые можно распознавать каким – либо методом однозначно.
2. Типы тестовых заданий по блоку «навыки»:
- задания на стандартные алгоритмы (альтернативные да – нет, выбор из набора вариантов);
- выполнение действия.
3. Типы тестовых заданий по блоку «умения»:
- задания на нестандартные алгоритмы (альтернативные да – нет, выбор из набора вариантов);
- выполнение действий.
Выбор типов тестов определяется:
- особенностями инструментальных тестовых программ (тестовыми оболочками);
- особенностями предметной области;
- опытом и мастерством экспертов.
По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет следующие преимущества:
- возможность создавать большее число вариантов тестов;
- возможность решать вопросы обеспечения секретности;
- возможность обновления базы тестовых заданий;
- быстрое получение результатов испытания; освобождение преподавателя от обработки результатов тестирования;
- объективность в оценке;
- индивидуальный контроль знаний;
- возможность регулярного контроля;
- конфиденциальность при анонимном тестировании;
- конфиденциальность при анонимном тестировании;
Методики тестирования, условия и процедуры их эффективного применения приобретают особую актуальность в период реформирования образования, поскольку тесты можно использовать не только для контроля и обучения различных категорий учащихся, но и в качестве инструмента объективного мониторинга самого образовательного процесса.