Виды, функции и принципы тестов


В школу все чаще стала внедряться такая форма проверки знаний как тестирование. Тест представляет собой систему небольших по объему заданий, охватывающих в совокупности большой круг вопросов отдельных глав учебника информатики и курса в целом.

Тесты представлены тремя видами в двух вариантах: 

  • Первый вид тестов  - предполагает заполнение пропусков «многоточий» таким образом, чтобы получилось истинное высказывание.
  • Учащиеся ограничиваются тем, что вместо многоточий они указывают одно – два слова, которые считают необходимо недостающими.

  • Второй вид тестов  - учащиеся должны установить, истинно или ложно каждое из предложенных высказываний.
  • Учащиеся должны не просто дать ответ «да» или «нет», а проявить умение рассуждать, делать соответствующие выводы, распознавать верно сформулированное математическое предложение от неверного.

  • Третий вид тестов  - предлагает на выбор несколько ответов, среди которых есть верный и неверный и ответ, предполагающий отказ от выполнения задания.

Количество ответов ограничено тремя или четырьмя наиболее значимыми, так как набор ответов должен быть легко обозримым для учащихся.

В ходе учебного процесса тестирование выполняет три основные взаимосвязанные функции:  диагностическую, обучающую и воспитательную:

  • Диагностическая функция  заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
  • Обучающая функция  тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие как: раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
  • Воспитательная функция  проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

При разработке тестов необходимо придерживаться следующих принципов: 

  • тест должен соответствовать целям тестирования;
  • нужно определить значимость проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний;
  • должна быть обеспечена взаимосвязь содержания и формы теста;
  • тестовые задания должны быть правильными с точки зрения содержания;
  • должна соблюдаться репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста;
  • тест должен соответствовать уровню современного состояния науки;
  • содержание теста должно быть комплексным и сбалансированным;
  • содержание теста должно быть системным, но, вместе с тем, вариативным.