Компьютерное тестирование

Обучение -  многогранный процесс, и контроль знаний – лишь одна из его сторон.

Однако именно в ней компьютерные технологии продвинулись максимально далеко, и среди них тестирование занимает ведущую роль. В ряде стран тестирование потеснило традиционные формы контроля – устные письменные экзамены и собеседования.

По – видимому, многие преподаватели уже прошли через некоторую эйфорию при создании тестов и поняли, что это – весьма непростое дело. Куча бессистемно надерганных вопросов и ответов – далеко еще не тест. Оказывается, что для создания адекватного и эффективного теста надо затратить много труда. Компьютер может оказать в этом деле немалую помощь.

Существует специальная теория тестирования, оперирующая понятиями надежность, валидность, матрица покрытия и т.д., не специфических именно для компьютерных тестов.

Как отмечалось выше, широкое распространение в настоящее время получают инструментальные авторские системы по созданию педагогических средств: обучающих программ, электронных учебников, компьютерных тестов. Особую актуальность для преподавателей школ и вузов приобретают программы для создания компьютерных тестов – тестовые оболочки. Подобных программных средств существует множество, и программисты – разработчики готовы строить новые варианты, так называемых, авторских систем. Однако широкое распространение этих программных средств сдерживается отсутствием простых и нетрудоемких методик составления тестовых заданий, с помощью которых можно «начинять» оболочки.

В соответствии с моделью занятий выделяется три класса компьютерных тестов на задания, умения и навыки. Отметим, что типы компьютерных тесовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого.

1. Типы тестовых заданий по блоку «знаний»:

  • вопросы альтернативные (требуют ответа да – нет);
  • вопросы с выбором (ответ из набора вариантов);
  • вопросы информативные на знание фактов (где, когда, сколько);
  • вопросы на знание фактов, имеющих формализованную структуру (в виде информационной модели или схемы знаний);
  • вопросы по темам, где имеются однозначные общепринятые знаковые модели: математические формулы, законы, таблицы;
  • вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;
  • вопросы, ответы на которые можно распознавать каким – либо методом однозначно.

2. Типы тестовых заданий по блоку «навыки»:

  • задания на стандартные алгоритмы (альтернативные да – нет, выбор из набора вариантов);
  • выполнение действия.

3. Типы тестовых заданий по блоку «умения»:

  • задания на нестандартные алгоритмы (альтернативные да – нет, выбор из набора вариантов);
  • выполнение действий.

Выбор типов тестов определяется:

  • особенностями инструментальных тестовых программ (тестовыми оболочками);
  • особенностями предметной области;
  • опытом и мастерством экспертов.

По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет следующие преимущества:

  • возможность создавать большее число вариантов тестов;
  • возможность решать вопросы обеспечения секретности;
  • возможность обновления базы тестовых заданий;
  • быстрое получение результатов испытания; освобождение преподавателя от обработки результатов тестирования;
  • объективность в оценке;
  • индивидуальный контроль знаний;
  • возможность регулярного контроля;
  • конфиденциальность при анонимном тестировании;
  • конфиденциальность при анонимном тестировании;
 

Методики тестирования, условия и процедуры их эффективного применения приобретают особую актуальность в период реформирования образования, поскольку тесты можно использовать не только для контроля и обучения различных категорий учащихся, но и в качестве инструмента объективного мониторинга самого образовательного процесса.