Происхождение народов Саха. История заселения
Существует несколько гипотез о происхождении народов Саха. В своей работе «Древний и средневековый северо-восток Азии», изданной в 1992г. профессор Ф.Г.Сафронов проанализировал новые версии происхождения современной якутской народности «Саха». Вопрос происхождения заинтересовал исследователей почти сразу же после присоединения Якутии к РФ и имеет давнюю историогеографическую традицию. Он был поставлен еще в XVII в Исбрандтом также свои гипотезы выдвигали Страленберг, Гмелин, Фишер, Кочнев и другие.Все гипотезы сходились в том, что якуты – народ южный, на юге сложились как народность, потом перенеслись на Среднюю Лену.
Токарев С.А. выдвинул версию, согласно которой якуты, как народность сложились не на юге, а на средней Лене на базе смешения пришлых этнических элементов и аборигенных. Он признал наличие в материальной и духовной культуре, элементы культуры народов южной Сибири и Центральной Азии. А именно: виды однажды и домашней утвари. восьмиугольные юрты бурятского типа, некоторые элементы шаманского верования, имена божеств, словарного состава якутского языка. Проникновение южных жителей не север не носило массового характера, как считалось ранее. А имело место постепенное передвижение отдельных тюркских и монгольских групп из Прибайкалья, верхнего и среднего Амура. Продвижение могло идти и вниз по Лене в район Якутска, а так же через Чечуйский волок на Вилюй, и по Витиму, и по Олекме, и по Алдану. Окладников А.П. возражал Токареву, главное внимание акцентируя на северных элементах культуры якутов и написал «Историю Якутии», 1955. Москва – Ленинград, и «Исто-рический путь народов Якутии». Он так же признает происхождение якутской народности на средней Лене, но к смешению народов прибавлял юкагиров и чукчей.
Существовала государственно – племенная организация. Во главе союза племен - старейшина. Страна находилась в постоянных связях с Китаем, орхонскими и алтайскими тюрками, енисейскими кыргызами. Именно курыкане выделили южных предков современной якутской народности. А это было связано с большими передвижениями монгольских племен, в результате которых в 9 – 10 веке племена Онона и керулена заняли земли курыкан, в том числе и земли где образовалась бурятская народность. В связи с этим часть курыкан, оставаясь на месте растворилась в монгольской массе и утратила свою культуру. Другая часть (северная ветвь) была оттеснена на север. Ее передвижение началось в 10ём веке и усилилось в 11-м. Оно продолжалось долго, вплоть до первой половины 1 6-го века, проходя последовательными этапами от одного пункта к другому. Часть курыкан осела вблизи Олекминска, часть перешла в бассейн реки Вилюй и по нему вышла к Лене и поднялась вверх. Пришлые южане постепенно ассимилировали часть местного населения, часть оттеснили на окраины, и таким образом тунгусская земля стала якутской. И.В.Константинов в своем труде, «Происхождение якутского народа и его культуры», рисует исторический путь якутского народа, начиная с древнейших времен до начала 17-го века. В конце прошлой и в первые века нашей эры под натиском гуннов, занявших Забайкалье, в район Прибайкалья в среду местных племен вклинились племена уйгуров. Они и хуны, в результате этнической консолидации, стали ядром формировавшегося тюркоязычного народа, который с 6-го века стал называться гулиган. Курыкане – ближайшие предки якутов. На их дальнейшую судьбу существенное влияние оказало возвышение , в начале 10-го века, монгольского племени киданей. Они в 10-м веке вытеснили из Монголии уйгуров и распространили свои владения до Алтая включительно. В результате этих передвижений началось проникновение монголоязычных племен в Прибайкалье.
Здесь новыми представляются тезисы о том, что нельзя огульно отрицать теорию миграции, что до 12 - 13 вв. никакого проникновения предков якутов не было, что их переселение явление одноактное и в это время этнически они уже сложились. Их язык дрревнетюркский, сформировался в 5-7 вв. и его следует считать «древнеякутским». Зыков в своей диссертации на тему: «Археологическое изучение Якутии. История и итоги», пришел к выводу о том, что основное ядро якутов составляют потомки древнейших тюркоязычных племен, а в их формировании значительную роль сыграли также монгольские и тунгусские племена. При этом выделил четыре этапа: таштыкский – 1-й век до н.э. – 5-й век н.э.; курыканский – 6-10 век; древнеякутский – 11-12 век; якутский – 12-15 век. В начале первого этапа в Прибайкалье жили аборигенные тунгусоязычные племена охотников и рыболовов. Во времена гуннов сюда проникли предки уйгуров – скотоводы , которые смешались с аборигенами и составили второй компонент курыкан. В 5 в. От древнехакасских племен минуссинской котловины отделилось тюркоязычное ядро составвившее осно-ву курыкан. Во втором этапе в курвканское время в Прибайкалье , в результате взаимодействия древних хакасских племен с предками уйгуров сформировалась курвканская культура. Присутствовали и тунгусоязычные аборигены края. И это начало формирования якутской культуры – протоякутов. Третий этап связан с проникновением в 11 – 12 вв. Из Забайкалья в Прибайкалье монголоязычных кочевников, оттеснивших часть протоякутов (курыкан) в район верхней Лены.Здесь последние находились еще в некотором общении с предками бурят, которые заняв самые северные районы теперешнего расселения вытеснили протоякутов еще дальше на север. В процессе этих контактов в 12 в. Сформировались древние якуты. Оставшаяся в Прибайкалье часть курыкан была ассимилирована монголоязычными пришельцами и влилась в состав предков бурят. Четвертый этап – древние якуты в 13 – 14 вв. достигли средней Лены. И в долине Туймаады и на Амгино–Ленском плоскогорье к 16 веку сложился народ саха.При этом вопрос об участии в этногеническом процессе тунгусов и юкагиров , по мнению Зыкова , требует специального изучения. Гоголев А. И. – археолог и этнограф, в своих работах «Историческая этнография якутов», «Лекции по исторической этнографии якутов», специально изучающий этот вопрос, рассматривает его на широком фоне древней и средне древней истории всего тюркоязычного народа Центральной Азии и всего великого степного пояса Евразии - Южной Сибири, Казахстана, Южного Приуралья, Поволжья, Предкавказья, Северного Причерноморья вплоть до Дуная. Он, исходя из общеизвестного тезиса о том, что первоначальное тюркоязычное ядро якутов берет свое начало из кочевых племен Центральной Азии , убежден, что этногенез якутов может быть раcсмотрен как конечный результат историко – культурных и этнических связей между представителями трех групп алтайской языковой общности – тюрков, монголов, тунгусоманчьжуров. Начальный период первого этапа назван скифосибирским – вторая половина первоготысячелеотия до нашей эры. Существовала единая культурная основа древнетюрских племен, из которых сформировались якуты, тувинцы, хакасы, алтайцы, киргизы и казахи. В 3 веке до нашей эры в Монголии сформировалось Гуннское государственное образование, затем гуннско – сарматский. Это подготовило фундамент для тюркоязычной эпохи. Якуты находились в родстве с с хуннами (тюрками)
Начиная с 10 века в Прибайкалье и прилежащих районах произошла смена населения так как сюда продвигались монголоязычные племена бассейнов рек Онона и Керулена. Они долго жили вместе с курыканами. Часть курыкан продвигалась по Лене и 13 – 14 веке расселилась по средней Лене. В 15 – 16 веках произошло сложение якутской народности в результате сложного процесса консолидации различных этнических групп. Среди них первое место занимали курыкане, затем монголы, далее тунгусы. Наконец в создании якутской народности принимали участие и автохтоны края.
|