Резьба по кости
|
Бивни мамонта и моржовый клык сотнями пудов вывозились в Россию.
При таком обилии сырья естественно ожидать развитого косторезного промысла.
Действительно, от глубокой древности сохранились календари и наконечники стрел
с магическими насечками, сделанные из этого красивого и прочного материала.
|
Особое внимание привлекают к себе ларцы, шкатулки и гребни 18- 19 веков.
По своей форме и технике исполнения они напоминают холмогорские, а отчасти
и китайские работы.
Известны гребни, подчасники, шкатулки и девятисторонние ларцы с четырехскатными
откидными крышками, выполненные в Якутии во второй половине 18- 19 веках.
В изготовлении большинства предметов из кости наиболее употребительным видом
техники была резьба «на проем», то есть сквозная, ажурная. |
|
 |
Для нее типичен
простейший геометрический рисунок в виде косой сетки, овалов, крестов и ряд
растительных узоров – розетки, трилистники, веточки. Отличительной чертой
якутского стиля резьбы по кости является соединение тонкой сквозной сетки,
которая создает обширный фон, с низкопрофильным рельефом.
|
Типичными сюжетами являются сцены охоты на птицу или белку, поездки на оленях,
на лодках, ритуальные сцены. Наиболее известные мастера косторезы Т.А.Аммосов,
Е.Н.Алексеев, В.П.Попов.
Иметь деревянного или костяного идола в доме раньше считалось великим
несчастьем: культовые фигурки могли вырезать только шаманы, использовавшие
их для камланий. Но несмотря на строгие запреты, народные мастера вырезали
из кости человечков; некоторые из них сохранились.
|
|
 |
Коллекция косторезного
искусства XVIII - XX веков берет свое начало с 1945 года, когда из фондов
Якутского
краеведческого музея были переданы ценные в художественном отношении
предметы резной кости XIX - нач. XX веков - среди них орнаментальные
пластинки, фигуры животных и утилитарные предметы, произведения К.И.
Неустроева, Д.М. Никифорова, обучавшихся в начале XX века резьбе по кости
в мастерских Сергиева Посада под Москвой. |
 |
С конца XVIII века Якутия известна как один из признанных
центров резьбы по кости. Само наличие якутских косторезных изделий во
многих музейных собраниях России, Германии и Америки свидетельствует об их
популярности не только в местах бытования, но и далеко за пределами.
|
Уже в 1869 году якутская резная кость упоминается в
списках промышленной выставки в г. Иркутске. Надо заметить, что не мастера
числились участниками выставок, а владельцы предметов - чиновники и купцы.
Лишь по счастливой случайности в списке экспонатов Всероссийской выставки,
происходящей в 1902 году в Санкт-Петербурге есть запись о блюде из корня
березы с инкрустацией мамонтовой кости и серебром с надписью: "Анастасий
Григорьевич Бурнашев…1900г." В запасниках музея имеется икона "Вознесение
Христа", выполненная Бурнашевым. |
|
 |
С полным правом можно назвать шедевром жанровую
композицию "Якутка у коновязей" (1947), выполненную Василием Петровичем
Поповым (1906-1960), представителем целой династии косторезов Мегинского
улуса.
Сложившись в основных своих традициях XX века, коллекция
якутской резной кости характеризуется высоким художественным уровнем
главнейших своих произведений.
|
Личность народного мастера Терентия Васильевича Аммосова - яркое
явление в изобразительном искусстве Якутии.
Достигая
совершенства в различных приемах резьбы от костяного кружева и изящных
миниатюр до объемных жанровых композиций, мастер умело использует
пластические и фактурные особенности кости,
обогащая композиции сложной
игрой бликов и светотени. В его коллекции традиционные шкатулки,
декоративные кубки и пластины, шахматы, композиции, выполненные по
фольклорным мотивам, сценки из сельской жизни и празднеств, ножи, трубки и
письменные приборы. |
|
 |
Уникальна коллекция работ и мастера анималистического жанра Семена
Николаевича Пестерева (1917-1983). Его излюбленные мотивы - охота,
стремительные, полные динамики собачьи и оленьи упряжки, лесная жизнь
зверей, табуны коней, стада оленей и коров на вольных пастбищах.
|
Глубоко национально и необычайно выразительно самобытное
творчество Степана Никифоровича Петрова (1938-1984), по мощи и духу
созвучное образам якутского героического эпоса.
Его произведения - органический сплав красоты
пластического языка общения, декоративного начала и мастерства. |
|
Творчество этой великолепной "триады" по своей
художественной наполненности является духовным наследием якутского
народа. |
|
|