Термины
[a] [b] [c] [d] [e] [f] [g] [h] [i] [j] [k] [l] [m] [n] [o] [p] [q] [r] [s] [t] [u] [v] [w] [x] [y] [z]

 I

IBM International Business Machines Corporation Крупнейшая в мире фирма по производству ЭВМ, основана в 1911 году Современное название- с 1924 года.

icon-ikon Пиктограмма - особый графический символ, используемый в меню.

 identification=identifier Идентификатор, имя- совокупность символов, идентифицирующих абонента (ресурсы) интерфейса (системы).

1. global # Глобальный идентификатор - об идентификаторе в сложных интерфейсных системах.

if then else statement Оператор if then else-универсальная условная конструкция в языке программирования, позволяющая осуществить выбор между двумя возможными продолжениями.

illegal instruction Запрещенная команда.

image Образ; изображение.

1. # processing Обработка изображения.

immediate addressing Непосредственная адресация.

impact printer Ударное печатающее устройство.

imperative langucge Процедурные языки (КОБОЛ, ФОРТРАН, АЛГОЛ и Паскаль).

implementation Реализация

IN (input) Ввод- передача информации (данных) от источника к приемнику.

Inactive Пассивный.

index. 1. Указатель индекс- символ (выражение), указывающий номер конкретного элемента средства. 2. Совокупность указателей, при помощи которых можно найти запись в файле данных. 3. Значение, находящееся в индексном регистре. 4. =subscript- целое число, задающее некоторый элемент массива.

indexed adressing Индексная адресация.

indexed file Индексированный файл.

indexed sequential file Индексно- последовательный файл.

indexing  Индексация.

index register Индексный регистр.

indicator Индикатор, признак. 1. Один или несколько разрядов, которые можно проверить с целью определения состояния или условия (разряд переполнения- overflow, слово состояния программы- program status word). 2. Прибор для наглядной индикации (иногда путем свечения). 3. Элемент данных, отражающий изменение состояния средства в процессе функционирования.

indirect Косвенная адресация.

addressing inequality Неравенство.

inference (Логический) вывод.

l. # rales Правила вывода.

information Информация - сведения, являющиеся объектом передачи, приема или преобразования и передаваемые с помощью сигналов какой- то физической природы.

1. # storage and retrieval Хранение и поиск информации.

2. # structure=data structure Информационный объект, структура данных.

3. # system Информационная система

4. # technology Информационная технология, технология обработки информации.

5. # theory Теория информации.

inherent Addressing=Implied Addressing Неявная адресация.

inhibit Запрет, блокировка- сигнал общего управления магистралью, используемый для запрещения действий (таких, как прием данных) в модулях системы.

initialization Инициализация- запуск системы (начальный).

initialize Пуск- сигнал общего управления магистрали, используемый в общем случае при включении интерфейсной системы для установки системы (элементов) в определенное состояние.

initiator Задатчик - абонент, выступающий в данный момент инициатором обмена с другим абонентом.

ink jet printer Струйное печатающее устройство.

in- line program Линейная программа-программа без циклов

inner- code Внутренний код.

input (entry) Ввод (вход)- передача данных от источника в приемник (оперативную память ЭВМ).

1. data# Операция ввода (чтения) данных из источника данных (например, носителя данных, клавиатуры ввода данных) и последующая их запись в приемник (данных).

2.# block Входной блок- совокупность машинных слов, рассматриваемых и адресуемых как одно целое при передаче от внешнего источника (или носителя данных) к приемному устройству (оперативную память ЭВМ).

3.# buffer Входной буфер- буфер, предназначенный для хранения данных, вводимых от источника информации.

4. # channel Входной канал- канал, по которому в систему поступают входные сообщения.

5. real time # Ввод в реальном времени - ввод данных (в систему) в момент их формирования (другой системой).

6. stream # Потоковый ввод- способ ввода, при котором вводимые данные интерпретируются как последовательность различных символов.

input-output [I/O] Ввод- вывод- общий термин, определяющий процесс передачи (данных) между основной памятью и периферийными устройствами.

1. buffered # Буферированный ввод- вывод- ввод- вывод, основанный на использовании буферов (буферных регистров, областей) для временного размещения данных.

2. simultaneous # Параллельный ввод- вывод- ввод- вывод, выполняемый одновременно с другими операциями.

insertion Вставка- операция добавления к множеству нового элемента.

installation Установка, инсталляция,- задание параметров и конфигурации (интерфейса).

instruction Команда.

1. # counter Счетчик команд, регистр.

2. # cycle Командный цикл.

3. # format Формат команды.

4. # register Регистр команд.

5. # repertoire=#set Система команд, набор команд

6. # sequencing Порядок следования команд.

7. # word Командное слово, команда.

integer Multiplication And division Целочисленное умножение и деление.

integer programming Целочисленное программирование.

integration testing Тестирование системы в целом.

Intel Американская фирма, специализирующаяся в области микроэлектроники.

intelligent Интеллектуальный - представляющий большие (функциональные) возможности, чем типовые средства (интерфейсы).

l.# knowledge-based system Интеллектуальная система, основанная на использовании знаний.

interactive Интерактивный, диалоговый.

1. # graphics Интерактивные графические средства.

interface Интерфейс- совокупность аппаратных, программных и конструктивных средств, необходимых для реализации взаимодействия различных элементов вычислительной системы.

1. asynchronous # Асинхронный интерфейс- интерфейс, при котором передача данных происходит по­сле получения сигнала приемника, под­тверждающего готовность к приему, и за­вершается подтверждением о приеме данных.

2. idirectional (duplex) #  Двунаправленный (дуплексный) интерфейс- интерфейс, при котором передача данных между элементами системы осуществляется одновременно в обоих направлениях.

3. bidirectional (semi duplex)  # Двунаправленный (полудуплексный) интерфейс- интерфейс, при котором передача данных между элементами системы осуществляется поочередно в каждом из двух направлений.

4. chaining # Цепочечный интерфейс- интерфейс, при котором взаимодействующие устройства соединены последовательно.

5. closed-coupled # Сильносвязанный интерфейс, сильная связь.

6. dual Сдвоенный интерфейс - интерфейсная система, содержащая два идентичных интерфейса (для повышения надежности).

7. extended # Внешний (межсистемный) интерфейс.

8. front-end .# Внешний интерфейс - средства и правила взаимодействия подсистемы с внешними абонентами.

9. general purpose  # Универсальный интерфейс- интерфейс общего пользования.

10. hierarchial # Иерархический интерфейс (система)- система взаимосвязанных интерфейсов, один из которых имеет большее быстродействие, но малую длину, другие - большую длину, но малое быстродействие. Соответствующие средства ЭВМ (системы) пересылают блоки данных между уровнями иерархической системы без явных запросов прикладной программы, делая для нее иерархию интерфейсов «прозрачной».

11. highway # Магистральный интерфейс- интерфейс, при котором все устройства, присоединенные параллельно к одной общей магистрали, могут взаимодействовать.

12. highway-module # Магистрально - модульный интерфейс-интерфейс, содержащий, как правило, несколько магистралей, часть которых обеспечивает высокое быстродействие при взаимодействии модулей внутри блоков, а другая часть- обмен информацией между блоками.

13. host # Главный (основной) интерфейс - в интерфейсной системе главный (основной) интерфейс, по которому осуществляется основная передача информации (с наибольшей производительностью).

14. input output # Интерфейс ввода- вывода- интерфейс, используемый в вычислительных системах для подключения системного периферийного оборудования.

15. interlock (intermit) Межблочный интерфейс - интерфейс, обеспечивающий взаимодействие элементов на уровне автономного устройства блока, стойки, шкафа.

16. # board Интерфейсная плата.

17. # burst mode Монопольный режим интерфейса- режим использования интерфейса, обеспечивающий возможность передачи данных между двумя компонентами системы в течение длительного времени, при этом работа остальных компонентов на это время блокируется.

18. # converter  Интерфейсный преобразователь- блок взаимодействия, обеспечивающий прозрачное соединение двух и более интерфейсов либо нескольких сегментов (частей) одной и той же интерфейсной системы, имеющих различные протоколы и/или физическую реализацию.

19. # device Устройство сопряжения - устройство, обеспечивающее сопряжение устройства с (интерфейсом) ЭВМ.

20. # expander  Интерфейсный расширитель- устройство, обеспечивающее увеличение длины интерфейса и топологии интерфейсной системы. Используется главным образом в микро ЭВМ и персональных ЭВМ, в том числе для расширения XT- bus.

21. # extender  Интерфейсный удлинитель- устройство, реализованное обычно в виде встраиваемой печатной платы и обеспечивающее трансляцию сигналов интерфейса с одной стороны платы на другую.

22. # function Интерфейсная функция- часть алгоритма и средства, реализующие определенную операцию взаимодействия.

23. # loop Интерфейсная петля- реализация интерфейса в виде петли между двумя и более абонентами с возвратом сигналов или сообщений задатчику.

24. # module Интерфейсный модуль - конструктивно и функционально законченные устройства, обеспечивающие взаимодействие абонентов.

25. # multiplex  mode Мультийлексный режим интерфейса- режим разделения во времени функций одних и тех же шин интерфейса, например, шин адреса и данных.

26. # plate Интерфейсная плата (карта)- интерфейсный модуль или его часть, выполненная на печатной плате, представляющей собой жесткую электронную сборку, куда входят активные элементы, токопроводящие дорожки, один или несколько разъемов, которые могут быть вставлены в заднюю панель.

27. # repeater Интерфейсный повторитель- устройство, обеспечивающее восстановление сигналов интерфейса и увеличение длины его магистрали.

28. #. .specification Спецификация (описание) интерфейса.

29. # system Интерфейсная система- совокупность интерфейса и конструктивных средств для реализации функционально и конструктивно законченной системы.

30. # system architecture Архитектура интерфейсной системы- общая логическая организация интерфейсной системы, которая определяет процессы передачи в интерфейсной системе, состав, назначение, принципы и протоколы взаимодействия средств аппаратурного и программного уровней, обеспечивающие создание и функционирование различных структур связи.

31. # testing Тестирование (проверка) интерфейса - проверка правильности функционирования компонентов интерфейса в соответствии со спецификацией.

32. internal #  Внутренний (системный) интерфейс- интерфейс, обеспечивающий взаимодействие высокоскоростных основных системных компонентов (процессора, памяти, контроллеров).

33. intraboard #  Внутриплатный интерфейс- интерфейс, обеспечивающий взаимодействие интегральных схем (СИС, БИС, СБИС).

34. intracase # Внутрикорпусной интерфейс - интерфейс, обеспечивающий взаимодействие элементов внутри СБИС.

35. intraunit  # Внутриблочный интерфейс- интерфейс, обеспечивающий взаимодействие на уровне субблоков, модулей, плат.

36. logical Логический интерфейс- совокупность правил, алгоритмов и временных условий обмена данными между элементами системы.

37. one-way # Однонаправленный интерфейс- интерфейс, при котором передача данных между элементами системы осуществляется поочередно в каждом из двух направлений.

38. parallel # Параллельный интерфейс- интерфейс, при котором N бит данных одновременно передается по N линиям связи.

39. parallel  serial # Параллельно- последовательный интерфейс- интерфейс, при котором группы из Q бит данных (чаще из 8 бит, т.е. байтов) передаются параллельно по Q линиям связи, а число групп приемниками воспринимается последовательно.

40. physical # Физический интерфейс- совокупность электрических и конструктивных средств, реализующих взаимодействие элементов системы.

41. radial#  . Радиальный интерфейс- интерфейс при котором устройства взаимодействуют с помощью индивидуальных линий связи.

42. ring # Кольцевой интерфейс- интерфейс, при котором центральное управляющее устройство связано с управляемым кольцом.

43. serial Последовательный интерфейс-интерфейс, при котором передача информации осуществляется побитно по одной линии связи.

44. small # Малый интерфейс- интерфейс, используемый для подключения однотипных устройств к общему контроллеру, например SCSI.

45. standard # Стандартный интерфейс- интерфейс, удовлетворяющий по параметрам предписанным спецификациям и использующийся в широком классе устройств.

46. synchronous # Синхронный интерфейс- интерфейс при котором процесс передачи данных задается с помощью регулярной последовательности управляющих синхронизирующих сигналов.

47. system  # Системный интерфейс- интерфейс, обеспечивающий сопряжение центрального процессора с основными системными устройствами ЭВМ.

48. transparent  # Прозрачный интерфейс- организация интерфейса, при котором в интерфейсе не осуществляется преобразование информации и интерфейс логически прозрачен ( незаметен) для пользователя.

interlock (Взаимная) блокировка- средства синхронизации процедур (операций ) в интерфейсе, обеспечивающие непрерывное выполнение заданной последовательности операций в определенном режиме работы.

intermediate storage Промежуточное запоминающее устройство.

internal Внутренний.

internet protocol Межсетевой протокол.

interpolation Интерполяция.

interpreter Интерпретатор- языковой процессор, который анализирует и одновременно выполняет предписанные действия.

interrogation Запрос.

interrupt Прерывание- преждевременное принудительное прекращение нормальной последовательности выполнения операций.

1.dedicated Закрепленное (определенное) прерывание.

2. edge-triggered # Прерывание от сигнала (одиночного) с запоминанием.

3, enable # Разрешенное (незамаскированное) прерывание.

4. handler (driver) Подпрограмма (драйвер) прерывания - специальная подпрограмма, выполняющая собственные задачи в соответствии с приоритетом сигналов прерывания (в том числе от системной магистрали).

5.# handling Управление прерыванием.

6.# latency Задержка прерывания- временная задержка от момента появления сигнала прерывания (программного или ПДП) до момента его обработки.

7.# mask Маска прерываний- регистр контроллера интерфейса, каждый разряд которого соответствует определенному типу прерывания, а прерывание от абонента обслуживается (или игнорируется) в зависимости от значения соответствующего разряда маски прерывания.

8. # priority Приоритет прерывания- уровень (число), присваиваемый различными прерывали ям от абонентов интерфейса. При одновременном поступлении нескольких запросов на прерывание обрабатывается прерывание с большим приоритетом.

9.# request Запрос на прерывание- специальный сигнал, посылаемый абонентом в контроллер интерфейса с целью получения ресурсов интерфейса (для передачи от абонента вектора прерывания). Если прерывание разрешено, то контроллер (ЭВМ) осуществляет обработку запроса, вызвавшего прерывание.

10. # service routine Программа обслуживания (обработки) прерывания - управляющая программа монитора (супервизора) ввода - вывода, выполняющая анализ прерываний с целью определения необходимого для выполнения вида обработки.

11. # vector Вектор прерывания- адрес первой из двух ячеек оперативной памяти, закреп ленных за абонентом, в которой записан начальный адрес программы обслуживания абонента, во второй ячейке- слово состояния процессора для этой программы.

12. # vector address Адрес вектора прерывания- уникальный адрес, указывающий обычно на две последовательные ячейки памяти, содержащие начальный адрес программы обработки прерываний и приоритет, согласно которому обрабатывается прерывание.

13. level-triggered # Прерывание от уровня с запоминавием - сигнал (импульсного) прерывания по приоритетному уровню, запоминаемый с помощью триггера.

14. masked # Замаскированное прерывание.

15. programmable # Программируемое прерывание.

16. timer # Прерывание по таймеру.

17. virtual # Виртуальное прерывание.

invalid Недействительный, ошибочный.

inverse Обратный.

inversion Отрицание, инверсия.

invocation Вызов ( процедуры, процесса ).

iteration Итерация.

I/O [ input-output ] Ввод - вывод, в/в - передача информации в/из ЭВМ в периферийные устройства через интерфейсы (ввода- вывода).

1. basic # Базовый ввод- вывод.

2. extended # Расширенный ввод- вывод.

3. special Специальный ввод- вывод.

IPI [Intellectual Peripheral Interface] Интеллектуальный периферийный интерфейс- интерфейс, предназначенный для ЭВМ высокой и средней производительности с целью подключения к центральным и периферийным процессорам Различных быстродействующих устройств, главным образом НМД, НОД, НМЛ, печатающих устройств, средств телеобработки данных и т.д.Интерфейс обеспечивает с 16- разрядной шиной данных скоростью 10 Мбайт/с при удалении взаимодействующих устройств 5... 125 м. Ведутся работы по повы­шению производительности до 50 Мбайт/с. Реализация интерфейса: режим задатчик- исполнитель; кабель с 24 сигнальными линиями и цепочечной схемой подключения восьми исполнителей, каждый из которых обслуживает 16 устройств; передача по двум однонаправленным или магистральным 16- разрядным шинам, в том числе синхронная в потоковом режиме.

  [a] [b] [c] [d] [e] [f] [g] [h] [i] [j] [k] [l] [m] [n] [o] [p] [q] [r] [s] [t] [u] [v] [w] [x] [y] [z]