Термины
[a] [b] [c] [d] [e] [f] [g] [h] [i] [j] [k] [l] [m] [n] [o] [p] [q] [r] [s] [t] [u] [v] [w] [x] [y] [z]

C

cache Кеш - высокоскоростная буферная па ять между основной памятью и регистрами процессора, используемая для хранения команд и данных с целью увеличения производительности процессора.

l.# support Поддержка кеш - памяти - процедура приведения в соответствие содержимого кеш - памяти процессора с содержимым общей памяти на магистрали без специ­ального протокола (магистрали).

call Вызов подпрограммы.

cancel Отмена. Отменять, прерывать.

capacity Пропускная способность.

1. channel # Пропускная способность каналов.

capital Прописная буква.

carry Перенос.

cascaded Каскадный - реализация линий прерыва­ния (в интерфейсе).

catalog Каталог.

CD [collision detection] Обнаружение столкновения (кадров).

CD [compact disk] Компакт- диск.

1. CD-ROM [Compact Disk Read Only Memory] Неперезаписываемый компакт- диск; может содержать более 650 Мбайт данных.

cell 1. Ячейка - позиция каркаса, где интерфейсная плата может быть вставлена в заднюю панель.2. Элемент памяти или регистра, предназначенный для хранения одного двоичного числа и имеющий определенный адрес. 3. Клетка в электронной таблице.

central Центральный.

1. CPU [central processing] Центральный процессор - основной рабочий элемент ЭВМ (арифметико-логическое устройство + устройство управления).

Centronics Промышленный стандартный 8- разрядный параллельный интерфейс для подключения к ПЭВМ на расстоянии до 6 м периферийных устройств вывода, главным образом принтеров.

chain Цепочка (цепь) - метод приоритетного доступа, основанный на последовательном подключении абонентов интерфейса к приоритетной линии.

1. daisy # Цепь приоритета - способ подключения, при котором позиция в цепи определяет приоритет на получение ресурсов коллективного пользования.

channel Среда распространения сигналов (интерфейса).

1. analog# Аналоговый канал (интерфейс) - канал связи, используемый для передачи информации в аналоговой форме, например для подключения к ПЭВМ аналоговых мониторов.

2. # input-output Канал ввода - вывода - устройство, обеспечивающее пересылку данных между Основной памятью ЭВМ и периферийными устройствами посредством интерфейса ввода- вывода. Каналы обычно работают параллельно с центральным процессором под управлением программы канала. Различают мультиплексные, селекторные, блок- мультиплексные и инкрементные каналы.

3. computer # Машинный канал- канал передачи данных (системная магистраль, шина) между процессором и системными контроллерами периферийных устройств.

4. discrete #  Дискретный канал (интерфейс) - канал связи, обеспечивающий передачу информации в дискретной форме.

5. duplex # (interface) Дуплексный канал (интерфейс) - канал связи, обеспечивающий передачу информации в дискретной форме.

6. monochannel Моноканал - подсистема на базе монопольно используемой среды, обеспечивающая передачу сигнала от абонента-отправителя всем остальным абонентам.

7. multiplexer Мультиплексный канал (интерфейс)- канал, обеспечивающий одновременный Обмен данными между несколькими абонентами и ЭВМ в режиме разделения оборудования канала. Различают байт - и блок-мультиплексный каналы (lрежимы работы интерфейса).

check Контроль (проверка) ошибки.

1. # bits Контрольные разряды.

chip Микросхема, интегральная схема (ИС) чип.

circuit Линия связи, канал связи, схема (электронная).

1. # grade Диапазон (характеристика) канала - при передаче данных диапазон изменения скорости передачи по каналу.

clear Сброс - сигнал общего управления (линия магистрали), используемый в общем случае для сброса регистров данных в моду­лях системы. Очищать (экран).

client Клиент - агент, требующий обслуживания сервером.

clock Часы (время).

l.# interrupt Таймерное прерывание (от таймера)

2. # rate Тактовая частота.

3. master# Задающий генератор.

clone Аналог, имитация - реализация прототипа.

close a file Закрыть файл.

cluster Кластер - группа устройств с общим контроллером. Кластер - единица распределения памяти (один или несколько смежных секторов).

code Код (набор знаков), система кодирования - обычно в интерфейсах этот термин используется для двоичных кодов (с основанием 2).

l. non-return-to-zero #  Код без возвращения к нулю- двоичный код, при котором каждый бит информации в течение периода следования пере­дается высоким или низким уровнем сигнала.

2. return to - zero #  Код с возвращением к нулю.

codec Кодек - составная часть оконечного устройства, обеспечивающая кодирование и декодирование информации в соответствие с принятой формой представления.

coder Кодер (составная часть кодека) - кодирующее устройство, преобразующее информацию от абонента или контроллера в принятый в интерфейс код подачи информации.

collision  Конфликт, коллизия.

column Столбец.

command Команда - сигналы на соответствующих линиях магистрали, определяющие в общем случае адрес подсистемы, одно иди более устройство, субадрес абонента и операцию.

1. # accepted Команда принята. Сигнал ( линия магистрали ), указывающий в общем случае опознание команды адресуемым модулем.

common Общий.

communication Передача данных, взаимодействие-передача информации от источника к приемнику без изменения последовательности или структуры содержимого информации.

compatibility Совместимость-способность устройства системы согласованно взаимодействовать с другим устройством, системой.

1. design # Конструктивная совместимость-согласованность конструктивных элементов Интерфейса, обеспечивающая механический контакт элек­трических соединений и механическую замену схемных элементов, блоков и устройств.

2. electrical # Электрическая совместимость - согласованность статических и динамических Параметров электрических сигналов в системе шин с учетом ограничений на пространственное размещение устройств интерфейса и техническую реализацию приемопередающих элементов

3. hardware #  Аппаратная совместимость.

4. information # Информационная совместимость- согласованность взаимодействия устройств Системы в соответствии с совокупностью логических условий, определяющих структуру и состав унифицированного набора шин; набор процедур по реализации взаимодействия и последовательность их выполнения для различных режимов функционирования; способ кодирования и форматы команд данных, адресной информации и информации состояния; временные соотношения между управляющими на их форму и взаимодействие.

component height Высота компонента (модуля), размещаемого на печатной плате, например, в современных интерфейсных системах высота составляет не более 13,97мм (0,55 дюйма).

compile Транслировать. Компилировать.

computer  System Вычислительная система- система обработки информации, работающая с зако­дированными данными.

1. centralized # Централизованная вычислительная система- система обработки данных, в которой информационные, вычислительные и управляющие ресурсы сосредоточены в одном из элементов системы.

2. noncen-tralized # Децентрализованная вычислительная система- система обработки данных, в которой информационные, вычислительные и управляющие ресурсы распределены по нескольким элементам системы.

concurrent Параллельный - процессы (процедуры)-выполняемые параллельно и использующие общие ресурсы (интерфейса).

condition Условие.

1. exception # Исключительная (особая) ситуация обычно обнаружение ошибки.

configuration (topology) Конфигурация (топология) - компонорка системы (интерфейса сети) с определением характера, числа взаимосвязей и основных характеристик ее функциональных элементов; совокупность an средств и соединений между ними; чень средств, включенных в данную систему.

1. automatic #  Автоматическое конфигурирование (системы)- процедура установления адресов идентификаторов (номеров) устройств системной магистрали при первоначалом запуске системы.

2. cable # Конфигурация кабеля - вид подсоединения кабелей к модулям, имеющим несколько соединителей ввода- вывода на передней панели.

3. chain configuration (topology) Цепочечная конфигурация (топология)-конфигурация системы, при которой все ее компоненты (узлы) соединены в цепочку двухточечными соединителями. Используется в основном в схеме арбитража, например в системе VME.

4. # system Конфигурация системы - совокупность функциональных компонентов системы и Связей между ними, обусловленная основными техническими характеристиками этих компонентов. Основными типами конфигурации интерфейсных систем (сетей) являются звездообразная кольцевая, шинная, цепочечная.

5. ring# (topology)  Кольцевая конфигурация (топологий) - конфигурация системы, при которой каждый компонент (узел) связан с двумя другими, а все - образуют кольцо.

6. star #(topology) Звездообразная конфигурация (топология) - конфигурация системы, при которой все ее компоненты (узлы) соединены с центральным блоком управления ( узлом)

connection Соединение - связь, устанавливаемая между функциональными блоками для передачи информации.

1. multipoint # Многоточечное соединении е- соединение, устанавливаемое между более чем двумя приемниками данных.

2. point-to-point # Двухточечное соединение - соединение, устанавливаемое между источником и приемником данных.

connector Соединитель (разъем)- физическое устройство, которое может быть соединено с другим аналогичным устройством с целью передачи одного или более сигналов.

1. cable # Кабельный соединитель- устройство, обеспечивающее непосредственное подсоединение прямой и ответной (разъем ) частей стандартного кабеля, например RS-232 С.

2. adze (card) # Соединитель непосредственного контактирования - обеспечивает подключением печатной платы устройства к системной плате или объединительной панели, например крейта КАМАК.

3. external # Внешний соединитель.

4. internal  # Внутренний соединитель.

5. pin # assignments Распределение контактов соединителя интерфейса. Для основного соединителя обычно специфицируется соответствующими стандартами на интерфейс и оформляется в виде таблиц с указанием сигналов по рядам и контактам, для дополнительных соединителей носит рекомендательный характер.

6. standard #  Стандартный соединитель (разъем)- соединитель магистралей современных мо Дульных интерфейсных систем, специфицированный публикацией IES 603- 2- 1980 для 96- контактного трехрядного соединителя типа СО 96- М косвенного контактирования с шагом между контактами 2,54мм (0,1 дюйма).

console Клавиатура + дисплей. Место оператора.

control Управление.

l. flow # Управление потоком данных - операции предотвращения переполнения буферов и очередей ( в интерфейсных системах и каналах ввода- вывода).

controller Контроллер - составная часть абонента, обеспечивающая управление обменом информацией по интерфейсу.

1. device # Контроллер ( внешнего ) устройства- устройство сопряжения (системного интерфейса ) ЭВМ с внешним устройством, исполняющее функции управления устройством.

2. parallel # Параллельный контроллер- контроллер, который обеспечивает сопряжение магистрали ( крейта) и параллельной межблочной магистрали (ветви).

3. serial# Последовательный контроллер- контроллер, который обеспечивает сопряжение между магистралью (крейтом) и последовательной межблочной магистралью.

conversion Преобразование - управляемое преобразование информации (сигналов) одной системы в информацию другой системы.

copy Копировать.

counter Счетчик- устройство (например, регистр), используемое для подсчета числа происходящих событий.

coupling Сдвоенный- при соединении двух систем (интерфейсов) с целью разделения общих ресурсов и обеспечения немедленного переключения одной системы на другую в случае сбоя или отказа.

crate (rack) Каркас (крейт) - жесткая основа, которая обеспечивает механическую поддержку плат, вставленных в заднюю (объединительную) панель, а также точное соединение разъемов и такое положение, при котором системные платы не контактируют.

cursor Курсор, указатель.

cut Удалять, вырезать.

cycle Цикл - временной или пространственно-временной интервал, в котором выполняется один набор операций.

I. bus clock # Цикл синхронизации шины - интервал, равный одному периоду синхронизации шины (в современных параллельных интерфейсах составляет 100нс и менее).

2. # stealing Занятие ( кража) цикла - занятие приоритетного цикла памяти каналом ввода- вывода в процессе выполнения операций процессором.

3.#time Время ( такт) цикла - промежуток времени между завершением одного цикла и началом следующего цикла.

4. fetch # Цикл выборки.

5. reject (abont)# Исключающий цркл - цикл, во время которого один из абонентов посылает на шину сигнал ошибки и прекращает все циклы шины. Цикл подразделяется на сигнальную и исправляющую фазы.

6. transmission Цикл передачи- цикл шины, во время ко* торого владелец шины передает данные на шину. Цикл передачи подразделяется на фазы запроса и ответа.

  [a] [b] [c] [d] [e] [f] [g] [h] [i] [j] [k] [l] [m] [n] [o] [p] [q] [r] [s] [t] [u] [v] [w] [x] [y] [z]