На рубеже XIX – XX вв., происходят принципиальные
перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности
практически всех этнических региональных типов и от этого становится еще более
разнообразной.

Это многообразие не могло не отразиться на искусстве, литературе, философии,
на культуре в целом, отобразивших и культурный упадок, и деградацию техногенной цивилизации
на рубеже двух последних веков II тысячелетия, и метафизический подход к решению глобальных
проблем, попытку осознания новой роли человека в мире. В культурологии, искусствоведении и
науке этот культурный процесс рубежа XIX-XX вв. получил название
”декаданс” – “ decadence” (упадок), а искусство и культура – декадентские.
Декаданс – особая форма умонастроения, которая отличала многих представителей мировой и
русской культуры в конце XIX – начале XX века. Внешне она выражалась в преобладании
настроения отчаяния,
бессилия, душевной усталости. Подобное неприятие окружающего мира возникает в
кризисные эпохи.
Важно отметить, что декадентство – это не литературное направление и не название одного
из стилей,
а сочетание взгляда на действительность как на предмет, не стоящий изображения, и
пристального внимания
к изображению внутреннего мира личности. Сложилось противоречивое сознание,
затронувшее важнейший
элемент мировоззрения – вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности.

Главное свойство и особенность декаданса – растерянность перед резко изменявшимся миром:
общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в
политике и экономике,
новые социальные отношения, новую картину мира.
Прежние идеалы исчезали, новые казались опасными и разрушительными, и за дымящимися
руинами прежних
художественных иллюзий едва ли различались новые вершины. Несомненно, было лишь осознание
тления, разочарования,
конца. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые
религиозные течения,
появляется ощущение дисгармонии мира, нестабильности человеческого существования, происходит
бунт против
рационального искусства, растет роль абстрактного мышления мистицизма, стремления к
новаторству любой ценой.
Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис
общественного сознания.
На этой теоретической основе и сложился декаданс.
|