Писсарро Камиль (1830-1903 гг.), французский живописец и график, известный представитель
импрессионизма Писсарро был единственным художником, который участвовал во всех восьми
выставках импрессионистов.
Считался духовным наставником этого движения. Творческое наследие художника
составляют главным образом пейзажи.
С 1895 г. у Писсарро ухудшается зрение, он вынужден отказаться от работы на пленэре
и начинает писать виды
Парижа из окон своей мастерской.
Его сын, Люсьен Писсарро (Lucien Pissaro) (1863-1944 гг.), в 1890 г. переехал в Лондон и
способствовал
распространению в Англии импрессионизма и постимпрессионизма.
Камиль Писсаро родился на Антильских островах, вскоре его семья переезжает в Париж, где он
посещает Школу изящных
искусств (1842-1847). Затем возвращается на Антильские острова, работает в Венесуэле с датским
художником Мельби. В
1855 г. вновь приезжает в Париж и продолжает учебу в академии Сюиса, где знакомится с К.Моне.
Много времени проводит
в работе на открытом воздухе. Ранний период творчества отмечен сильным влиянием К. Коро и Г.Курбе.
В 1860-х гг. его
милые, не противоречащие канонам официального искусства пейзажи несколько раз выставлялись
в Салонах. Вскоре,
преодолев влияние Г.Курбе и выработав свой собственный стиль, Писсарро оказывается в числе
отверженных и впадает в
глубокую нищету, не имея возможности продать свои картины. В минуты отчаяния пытается
навсегда порвать
с живописью.
Пейзажи К. Писсарро не похожи на искрящиеся и артистичные картины К.Моне,
но они отмечены большей непосредственностью
реалистического восприятия природы. Очень редко использует К. Писсарро
фрагментарную "случайность" композиции,
предпочитая ей более законченное построение своих полотен ("Въезд в деревню Вуазен",
1872, Музей д'Орсэ, Париж;
"Вспаханная земля", 1874, ГММИ, Москва). Это стремление Писсарро к упорядоченности
композиции и весомой пластике
форм ощущается в его картине "Улица в Сидхеме" (1871), связанной еще с традициями
художников барбизонской школы.
Мягким лиризмом отмечен сельский пейзаж
,"Красные крыши" (1877, Музей д'Орсэ, Париж).
Как все импрессионисты, К. Писсарро любил рисовать город, который пленил его
своим бесконечным движением,
течением потоков воздуха и игрой света. Он воспринимал его как живой, беспокойный организм,
способный изменяться в
зависимости от времени года, степени освещенности и т.д.
Так, например, художник написал 30 картин с изображением бульвара Монмартр, рассматривая его из
одного и того же
окна ("Бульвар Монмартр в Париже", 1897, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В своих работах К. Писсарро удалось избежать крайнего проявления пленэра, когда материальные
предметы словно растворяются
в мерцании световоздушного пространства ("Снег в Лувесьенне", 1872, собрание Пола Розенберга,
Нью-Йорк;
"Улица в Лувесьенне", 1873, Музей д'Орсэ, Париж).
Многие его работы отличает интерес к характерной выразительности, даже портретности,
присущей городскому пейзажу
("Вид на Руан", 1898, Музей д'Орсэ, Париж).
Этой жаждой достоверности объясняется и интерес художника к человеку, воплотившийся
в жанровых картинах, при
создании которых К. Писсарро пытался упорядочить мазок и создать, в противовес своим
прошлым пленэрным исканиям,
некий долговечный монументальный импрессионизм ("Кофе с молоком", 1881, Художественный
институт, Чикаго;
"Девочка с веткой", 1881, Музей д'Орсэ, Париж; "Женщина с ребенком у колодца",
1882, Художественный институт,
Чикаго; "Рынок: торговка мясом", 1883, Галерея Тейт, Лондон).
|