Фовизм (от фр. fauve – дикий) – название течения во французской живописи 1905-1907гг.
Когда на парижской выставке 1905 года в "Салоне независимых" были
продемонстрированы полотна экспериментировавших
художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти,
один из французских критиков
заклеймил авторов словом les fauves – “дикие звери”. Случайное высказывание вошло
в историю, закрепившись как
название за течением.
Каждый из художников этого круга обладал мощным колористическим дарованием.
Продолжая работу импрессионистов и
постимпрессионистов по раскрепощению цвета, фовисты открыли, что на простейших,
динамически усиленных красочных
аккордах, можно строить эффект целой картины. Лепка объема, построение пространства,
воздушная и линейная
перспектива оттесняются в произведениях фовистов декоративными цветовыми отношениями.
Их цветовые упрощения,
звучные краски продиктованы стремлением выразить эмоцию на пределе, создать ощущение
"дикого" фантастического мира
яркого цвета.
Лозунг фовистов "смотреть на мир глазами ребенка", не означая
подражания детскому творчеству, взывал к нестертости
чувств,
лучшим примером которой служило радостное удивление человека, только вступающего в жизнь.
Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к
эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета,
интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. Фовизм характеризуется предельно
интенсивным звучанием
открытых цветов, сопоставлением контрастных хроматических плоскостей, сведением
формы к простым очертаниям при
отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Группа заявила о себе на парижских выставках 1905-1907 гг., однако вскоре объединение распалось,
и творческие
пути участников разошлись.
|