XX век стал веком минувшим.
Давно замечено: столетия не начинаются по календарю.
ХХ век возникал словно бы нерешительно
и не сразу. Его зарницы ощущались еще в 70-е годы века предшествующего.
Только I Мировая война заставила век ощутить
свое реальное начало ровно как и трагическую свою исключительность,
свою отдельность
и отдаленность не только от ушедшего
столетия, но и от всей предшествующей истории.

Двадцатый век … Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люцеферова крыла)…
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне…
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
Что ж человек? – За ревом стали,
В огне, в пороховом дыму,
Какие огненные дали
Открылись взору твоему?
О чем – машин немолчный скрежет?
Зачем – пропеллер, воя, режет
Туман холодный – и пустой?
А. Блок
Англо-бурская война, колониальная экспансия в Германии,
испано-американская война за территории в Центральной Америке,
конфликты между Россией и Японией, разрешившиеся в 1904 году кровопролитной войной,
где число жертв достигло почти миллиона,
войной, в значительной мере ускорившей начало I русской революции,
революция мексиканская, вспыхнувшая в 1910 году,
постоянно взрывоопасная ситуация на Балканах (войны 1912- 1913 годов) – все
это провоцировало масштабное общественное
беспокойство, предчувствие катастрофы, грандиозных социальных потрясений.
Практически вооруженные конфликты в 1900 годах
стали непрерывными и вылились в 1914г. в Первую Мировую Войну и последовавшие
революционные перевороты в России, Германии,
Венгрии.

Сообщения о катастрофах, стачках, военных конфликтах,
дипломатических проблемах, волнениях и т.д. благодаря
телефону и телеграфу распространялись с невиданной стремительностью
и заставляли человечество постоянно ощущать
всеобщую (и опасную!) взаимозависимость.
“Резкое расхождение прошлого и настоящего - характерный
признак нашего времени. Мы чувствуем, что вдруг
оказались на земле в одиночестве, что мертвые умерли не в шутку,
а по-настоящему, что они уже никак
не могут нам помочь.” Х. Ортега-и- Гассет.
Стремительно меняющаяся действительность, поляризация богатства и бедности,
невиданное строительство
(Эйфелева башня, метро, вокзалы и сами железные дороги, воздухоплавание,
заводы и фабрики, грозные могучие машины и т.д.),
активное развитие фотографии, а затем и кино ускоряют поиск новых
приемов в искусстве. Отказ от традиционного
правдоподобия обостренный и усиленный открытиями художников XIX,
начала XX веков, стремление человека и самих
художников заглянуть с помощью искусства в глубину сознания и бытия
немало способствовали необычайные успехи науки
о подсознании и психоанализе ( З. Фрейд, Г. Юнг).
Обособление искусства (в меньшей степени литературы) от общественной
и социальной проблематики заметно увеличилось.
Участие в политической и даже революционной борьбе, которой увлекались
многие деятели культуры XIX века, уступили место
скептицизму и апатии.
То было время и разочарований, и освобождения.
|