Эдуард (Эдуар) Мане родился 23 января 1832 г. в Париже в богатой буржуазной семье.
Способности к рисованию
проявились у Эдуарда еще в бытность его учеником колледжа (где он посещал факультативный класс по рисованию).
Родители Эдуарда хотели, чтобы он стал юристом. Однако карьера юриста не привлекает юношу, и он делает попытку
поступления в мореходную школу. Провалившись на экзаменах, в 1848 г. Эдуард отправляется юнгой в плавание.
Вернувшись в Париж, он вновь сдает экзамен и вновь не выдерживает его. В 1850 г. Эдуард поступает в Школу изящных
искусств, где обучается у Т. Кутюра. Окончив обучение в 1856 г., Мане совершает турне по музеям Голландии, Италии,
Германии и Австрии, где знакомится с творчеством великих мастеров (Джорджоне, Тициана, Д. Веласкеса, Ф. Халса и других),
делает множество набросков и зарисовок.
В 1863 г. три тысячи из пяти тысяч картин, представленных в Салон, были отвергнуты жюри.
Наполеон III распорядился
выставить эти полотна в расположенном по соседству Дворце промышленности. Эта выставка получила название
«Салона отверженных». В центре внимания Салона отверженных оказалась картина Мане «Завтрак на траве»,
навеянная «Сельским концертом» Джорджоне. Позаимствовав мотив у классиков, Мане наполнил его современным содержанием.
Однако публика и критики были шокированы «вопиющей непристойностью» картины. Разразился грандиозный скандал.
В 1860-е гг. Мане работает в самых разных жанрах: пишет жанровые сцены («Завтрак в мастерской»,
«Скачки в Лоншане»,
«Музыка в Тюильри»), портреты («Флейтист», «Портрет Э. Золя», «Балкон»), марины («Бой «Кирсарджа» и «Алабамы»),
натюрморты, религиозные композиции, обращается к эпизодам современной истории («Казнь императора Максимилиана»).
В 1866 г. жюри Салона отвергает картины Мане («Флейтиста» и др.). В 1867 г., опасаясь нового отказа,
Мане на собственные средства устраивает выставку, на которой представляет публике пятьдесят лучших своих картин.
Однако и эта выставка успеха не имела.
В 1868 г. в Салон был принят «Портрет Э. Золя», вызвавший положительную реакцию публики.
Во время франко-прусской войны и осады Парижа (1870—71)
Мане оставил кисть и вступил в артиллерию канониром.
На гибель «Парижской коммуны» художник откликнулся несколькими
произведениями («Расстрел коммунаров», акварель, 1871,
Музей изобразительных искусств, Будапешт).
1870-е — начало 1880-х гг. Мане много работает в области портрета, расширяя возможности этого жанра,
соединяя в одном произведении несколько жанров («Портрет С. Малларме», «Портрет мадам Мане на голубом диване»,
«Весна»,
«Осень»); пишет натюрморты («Лимон», «Сирень в стеклянной вазе») и пейзажи, выступает как рисовальщик, занимается
литографией и офортом.

В 1881 г. за «Портрет охотника на львов» Мане получает почетную медаль II степени.
В том же году он награждается
орденом Почётного легиона.
Последней и самой значительной работой Мане стало полотно «Бар в «Фоли-Бержер».
Любая его картина поражает острой наблюдательностью, свободой и легкостью мазка,
смелой изысканностью красочных сочетаний,
Это был художник-новатор, нередко подвергавшийся нападкам официальной французской критики.
Впрочем, это пришлось
испытать всем импрессионистам, признание и слава к которым пришли не сразу.
В конце 1870-х гг. здоровье Мане резко ухудшилось.
В апреле 1883 г. художника поразила гангрена.
Врачи были вынуждены ампутировать ему ногу. Несмотря на то что операция прошла успешно,
30 апреля 1883 г. Мане скончался.
|