Ренуар (Пьер) Огюст (Renoir, (Pierre) Auguste) (1841-1919 гг.), французский живописец.
Один из основателей импрессионизма
Родился в семье провинциального портного, который в 1845 г. переехал в Париж.
В молодости Ренуар работал художником
по фарфору, в 1862 г. поступил в Школу изящных искусств. Кроме того, учился в
мастерской Ш. Глейра и познакомился там
с А. Сислеем, Ф. Базилем и К. Моне. Часто посещал Лувр, восхищался работами А. Ватто, Ф. Буше)
O. Фрагонара. Подчеркнутое
использование светотени, придающее изображению почти скульптурную форму,
сближает его ранние работы с творчеством
художников-реалистов, в особенности Г. Курбе, но более легкая цветовая гамма
уже отличает его картины от полотен
предшественников ("Харчевня матушки Антони", 1866, Национальный музей, Стокгольм).
В конце 1860-х гг. художник Ренуар вместе с Клодом Моне совершил несколько поездок
по Сене и регулярно выезжал с
ним на пленэр в окрестности Буживаля, где находилось излюбленное место отдыха парижан,
так называемый "Лягушатник"
("Лягушатник", 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм). Совместная работа во многом
обогатила творческий арсенал
обоих художников, в частности О. Ренуар заимствовал у К. Моне его технику изображения
дали при помощи хроматического
сопоставления чистых цветов. Кроме того, многочисленные зарисовки с натуры привели к
созданию великолепных пейзажей,
органически включающих в себя человеческие фигуры. Художник смело вводит цветные тени,
используя свободный живой мазок,
и достигает определенного мастерства в передаче световоздушной атмосферы летнего дня
("Купание на Сене", 1869, ГМИИ,
Москва;
"Тропинка в высокой траве", 1874, Музей Орсэ, Париж;
"В саду", 1875, ГМИИ, Москва; "Качели", 1876, Музей
д'Орсэ, Париж; "Сена в Аржантёе", 1876, частное собрание;
"Эстак", 1882, Музей изящных искусств, Бостон).
В самом начале 1880-х гг. он совершает путешествия в Алжир и Гернси, а в 1882 гг.
вместе со своей молодой женой
Алиной Шарига уезжает в Италию, где на него большое впечатление производят
работы итальянских мастеров.
Впитав в себя лучезарную красоту Средиземноморья, О.Ренуар воплотил ее в восхитительных,
завораживающих своей
откровенной чувственностью образах обнаженных моделей. Пленительная красота плавных
изгибов тела, шелковистость
и прозрачная нежность кожи подчеркнуты тщательно выстроенной композицией и удивительно
нежной цветовой гаммой
("Купальщица", 1882, частное собрание; "Большие купальщицы", 1884-1887,
Музей искусств, Филадельфия).
В 1903 г. О.Ренуар, страдающий артритом, переезжает на юг Франции в свою
виллу "Колетт" в Кань-сюр-мер. Болезнь
прогрессирует, паралич поражает ноги и руки художника, но О. Ренуар не сдается
и продолжает рисовать, привязывая
кисть к руке. Занятия любимым делом помогают сохранить ему оптимизм и не терять
присутствие духа до самых последних
дней его жизни.
|