XX столетие – самое динамичное в истории человеческой цивилизации,
что не могло не отразиться на всем характере его культуры.

"Искусство, - писал Выгодский, -
есть важнейшее средоточение всех
биологических и социальных процессов личности в обществе,
способ уравновешивания человека с миром в самые критические и
ответственные минуты жизни."
Названная роль “амортизаторов” возросла на стыке веков, во-первых.
в силу
резких и быстрых перемен – социальных,
эмоциональных, этических, во-вторых, поскольку эти
компенсаторные функции
искусства стали востребованы куда большим,
нежели прежде, числом зрителей (репродукционная техника,
звукозапись, кино и т.д.).
Искусство декаданса является отражением всех социальных и
мировоззренческих противоречий.
Изобразительное искусство сделало мощный рывок в сторону
авангардного негативизма,
от импрессионизма, Сезанна, Ван Гога, “Наби” к фовизму,
кубизму и далее к полной беспредметности. В 1909 г.
В Париже появляется футуризм,
его крестный отец – итальянский писатель
Ф. Маринетти. Позже возникает новое общество экспрессионистов,
появляется дадаизм, аудизм и др. В 1915 г.
В Париже заявляют о себе фовисты - “дикие”, в 1918г.
формируется кубизм.

Искусство декаданса развивалось
по нескольким направлениям, но ни один стиль не вытекал
из другого,
ни один метод не был причиной возникновения новых.
Но главное: ни одно из направлений стилевой эволюции
не охватывает развития искусства в целом. Для осмысления
целостности необходимо рассмотреть совокупность всех существующих
методов и стилей: лишь во взаимодействии они образуют
искусство декаданса.
Происходит противопоставление мира художественного миру
реальному.
В период декаданса началось интенсивное
переосмысливание задач искусства, движение “в глубь” личности
человека с целью раскрытия всех его потенциальных
возможностей. В своих крайних проявлениях искусство
декаданса отрекается от осмысленности и визуальной
оригинальности
образов, от гармонии, естественности.
Многое воспринималось искусством
рубежа веков прежде всего как нечто пусть и
прекрасное по-своему, но соединенное с распадом,
безнравственностью, даже уродством.

Одним из самых распространенных принципов языка
искусства декаданса стала гипертрофированная условность.
Художник отказывается либо от устремлений красоте, либо
от сюжета, даже мотива, либо от какого то ни было жизнеподобия,
обращаясь, таким образом, более чем прежде, к воображению и
фантазии зрителя.
Проповедь “чистого искусства”, в котором критики нередко
упрекали декадентов, имела и положительные черты.
Она стимулировала творческий поиск. Особенно ярко
это проявилось в живописи. Не случайно именно в творчестве
декадентов
находятся истоки многих течений,
определивших лицо мировой культуры XX века.
|