на титульную

Эволюция художественных стилей в период
Декаданса


 
  Постимпрессионизм
 
 
  Ван Гог  
 
  Сезанн  
 
  Гоген  
 
  Тулуз-Лотрек  
 

Постимпрессиониз. Тулуз-Лотрек
(1864-1901)

Тулуз-Лотрек

Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек (собственно Тулуз-Лотрек-Монфа) родился 24 ноября 1864 г. в г. Альби.

Анри был потомком древнейшего аристократического рода, его предки принимали участие в крестовых походах. Семья была очень богатой, имела апартаменты в Париже, а также поместье в Альби, недалеко от Тулузы, на юго-западе Франции. Как это зачастую случалось в аристократических семьях, родители Анри были двоюродными братом и сестрой, и это самым пагубным образом сказалось на физическом здоровье ребенка. Будучи подростком, Анри сломал шейки обоих бедер, после чего его ноги совершенно остановились в росте, в то время как торс продолжал расти. В результате красивый и ловкий мальчик превратился в уродливого калеку — с короткими ножками, непропорционально большим туловищем и большой головой. В порядке «компенсации» природа наградила его пышной бородой, громким голосом и бурным темпераментом.

Тулуз-Лотрек получил приличное домашнее образование. К 14-ти годам он был отдан в обучение к глухонемому художнику Рене Принсто, который специализировался на лошадях и сценах охоты.

Кабаре Японский диван. Афиша, 1893 В 1882 г. Анри вместе с матерью едет в Париж, где несколько месяцев обучается у Л. Бонна, затем поступает в студию Ф. Кормона. Около 1885 г. молодой художник начинает осваивать Париж. Он открывает для себя Монмартр — район на севере Парижа, расположенный между фешенебельными бульварами и заводскими окраинами, — быстро превращавшийся в место ночных увеселений и прибежище парижской богемы. Лотрек желал работать на Монмартре, однако его родители воспротивились этому и не дали денег на аренду студии. Тогда художник ушел из дому и поселился на Монмартре вместе с Рене Гренье, своим товарищем по студии Кормона. Общение с друзьями-художниками В. ван Гогом, Э. Бернаром и Луи Анквентином помогло Тулуз-Лотреку выработать свой собственный стиль, на который, в значительной степени, повлияло искусство Э. Дега и японская гравюра. В 1886 г. родители, сменив гнев на милость, назначают Лотреку содержание; он арендует на Монмартре студию и квартиру.

Художник становится завсегдатаем ночных увеселительных заведений Парижа — кафешантанов и танцевальных залов. Альбом всегда при нем, ему охотно позируют, признавая за своего. Именно здесь, на Монмартре, Тулуз-Лотрек впервые получил общественное признание. В картинах, рисунках, набросках Лотрек воссоздает атмосферу ночного города и его обитателей («Бал в Мулен-де-ла-Галетт», «В Мулен-Руж», «Кадриль в Мулен-Руж», «Одна»).
У художника есть излюбленные персонажи: певцы и танцовщицы, отмеченные яркой индивидуальностью и талантом: знаменитая Ла Гулю («Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж»); звезда Монмартра, певица Иветт Гильбер («Певица Иветт Гильбер», «Иветт Гильбер, приветствующая публику»); танцовщица Жан Авриль («Танцующая Жан Авриль», ок. 1892, Лувр, Париж); шансонье и владелец кабаре Аристид Брюан («Аристид Брюан в своем кабаре»).

Портрет Оскара Уайльда, 1895 Особое, если не главное место в творчестве Тулуз-Лотрека занимает портрет («Клоунесса Ша-Ю-Ка-О», «Портрет Луи Паскаля», «Женщина с перчатками», «Портрет Жюстин Дье»). Индивидуальной манере Лотрека свойственны гибкий и ломкий обобщающий рисунок, вибрирующие длинные красочные мазки и холодная гамма, оттененная крупными пятнами ярких цветов. Лотрек посещал дорогие бордели в центре Парижа. Проституки, большую часть времени ходившие полуодетыми, были для художника идеальными моделями. В одном из борделей Лотрек устроил студию, что давало ему возможность наблюдать и рисовать на досуге. Его рисунки и картины показывают монотонную повседневную жизнь проституток: ожидание клиентов, принятие пищи, игра в карты, медицинские осмотры и т. п. («В салоне на улице Де-Мулен», «Улица Де-Мулен», «Одна», «Женщина, натягивающая чулок»).

За свою недолгую жизнь Лотрек исполнил множество рисунков и иллюстраций к журналам и книгам. Важнейшее место в творчестве Лотрека занимает печатная графика (литография). За короткий период с 1891 по 1899 гг. художник создал около трехсот пятидесяти эстампов и афиш, отличающихся графической легкостью и лаконизмом, декоративной броскостью цвета, причудливо-гибким рисунком («Японский диван», «Жан Авриль», «Наполеон», «Англичанин в Мулен-Руж»). Уже первая его афиша («Мулен-Руж. Ла Гулю») принесла ему славу величайшего рисовальщика Парижа. Работы Лотрека стремительно обретают популярность. Художник много выставляется; в прессе появляются восторженные публикации о его творчестве. Издаются серии эстампов Лотрека. В 1893 г. вышла серия «Кафе-концерт», в которую вошли одиннадцать литографических портретов Лотрека, запечатлевших его любимых персонажей — Иветт Гильбер, Жан Авриль, Аристида Брюана и других актеров и завсегдатаев кафе-шантанов («Жан Авриль»). В 1893—95 гг. Лотрека печатают в дорогом гравюрном изда нии «Оригинальный эстамп» («Ревю Бланш»). Художник получает заказы и для зарубежных журналов («Марсель Лендер, погрудно»).

Особое место в творчестве Лотрека-графика занимает литография карандашом. В карандашной технике сделаны различные шуточные приглашения, меню, разнообразные наброски, иллюстрации. К их числу относится серия иллюстраций к роману Клемансо «У подножия Синая», исполненная в 1897 г. В 1896 г. в издательстве Г. Пелле (специализировавшемся на эротической гравюре) выходит серия из одиннадцати литографий «Они», главным содержанием которой стала интимная жизнь куртизанок. Открывавший серию эстамп «Сидящая клоунесса» («Мадемуазель Ша-Ю-Као») относится к наиболее запоминающимся образам Тулуз-Лотрека. Из всей серии именно эта работа пользовалась ь наибольшим успехом и быстро разошлась среди коллекционеров. Успех литографии «Сидящая клоунесса» привел к публикации в 1897 г. еще двух близких по манере исполнения эстампов Лотрека, посвященных той же героине («Клоунесса в Мулен-Руж» и «Танец в Мулен- Руж»).Из последних графических работ Лотрека упомянем «Жокея», навеянного искусством Э. Дега. Влияние Дега прослеживается и в других работах художника («Туалет»).

Клоунесса Ша-Ю-Ка-О Тулуз-Лотрек вел разгульную и беспорядочную жизнь. Ночи напролет он проводил в увеселениях и пирушках, много и напряженно работал, спал урывками. Все это пагубно сказалось на его здоровье. Ситуация усугублялась тем, что на протяжении многих лет художник страдал сифилисом. В возрасте 30 лет Лотрек стал алкоголиком. Друзья, озабоченные состоянием здоровья Лотрека, пытаются помочь — увозят художника из Парижа, организуют за границей его выставки. Однако все эти меры нисколько не помогают, и в 1899 г. мать помещает Лотрека в клинику. Перспектива до конца жизни быть запертым в четырех стенах как будто отрезвила художника — он проявил признаки быстрого выздоровления, даже начал писать. В скором времени Лотрека забирают из клиники, приставив к нему для присмотра кузена Поля Вио. В последние годы жизни Лотрек работал крайне мало («Модистка»).

9 сентября 1901 г. Тулуз-Лотрек скончался.


Назад Карта сайта Домой Вперед