ДЮШАН, МАРСЕЛЬ (Duchamp, Marcel) (1887–1968), французский художник, крупнейший
представитель дадаизма и сюрреализма и один из величайших новаторов в искусстве
20 в.
Родился 28 июля 1887 близ Руана в Нормандии в семье художника; учился в Академии
Жюлиана в Париже. В 1910–1911 увлекся физикой и математикой; тогда же Дюшан вместе
со своими братьями, художником Гастоном (известным под именем Жак Вийон) и скульптором
Раймоном Дюшан-Вийоном, и другими молодыми художниками организовал «Салон золотого
сечения». Целью этого художественного объединения было исследование идеальных
пропорций и золотого сечения, а также математических основ искусства в целом.
В ранний период творчества Марсель Дюшан под влиянием живописи Поля Сезанна и Анри
Матисса писал очень яркие и смелые по цветовому решению полотна
"Свет"
.
В 1912,
экспериментируя с формами и цветами, художник создал одно из самых противоречивых
своих произведений, Обнаженная, спускающаяся с лестницы, где движение передано при
помощи следующих одна за другой пересекающихся плоскостей. Картину не приняли на
Салоне независимых 1912, и тогда Дюшан отправил ее на Армори-шоу 1913 в Нью-Йорк,
где один критик язвительно назвал ее «взрывом на макаронной фабрике». Сам автор объяснял
концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства
через абстрактное изображение движения». Уже в 1913, когда проходило Армори-шоу, двадцатипятилетний
Дюшан почувствовал, что исчерпал возможности станковой живописи. В результате возникла концепция изделия
«ready-made» (редимейдов) – готового продукта (термин возник из торговой рекламы), прославившая Марселя Дюшана,
которая состояла в том, что любой обычный предмет, выбранный из своей среды или группы предметов, подписанный и
выставленный художником, может быть назван произведением искусства. «Готовые продукты» Дюшана – скребок для снега,
вешалка для шляп, сушка для бутылок и велосипедное колесо – были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым
традиционным искусством.
Наиболее монументальным из них была стеклянная конструкция: Невеста, раздетая своими собственными холостяками,
иногда называемая также Большое стекло (1915–1923). Эта композиция, которая считается одним из лучших произведений
Дюшана, – сложная и мастерски исполненная шутка: несколько «холостяков», помещенных в нижней части, домогаются
«невесты», представленной наверху. Среди самых скандальных выходок Дюшана, направленных против общественного
мнения и искусства вообще, – нарисованные на репродукции Моны Лизы усы и борода. На нью-йоркской Выставке
независимых в 1917 художник представил писсуар под названием «Фонтан». Ироничное название этого объекта придавало
ему статус «произведения искусства».
В 1923 Дюшан решил отказаться от занятий искусством, объявив, что оно подпало под влияние бизнесменов и, что еще
хуже, принято средним классом. В 1920-е – 1940-е годы он организовал несколько выставок современного искусства.
Его «постановки» сюрреалистических выставок 1942 и 1947, в которых должны были участвовать зрители, предвосхитили не
только хэппенинги 1950-х и 1960-х годов, но и концепцию современного искусства, согласно которой зритель играет в
создании произведения столь же активную роль, как и художник.
С возникновением в 1960-х искусства поп-арта слава Дюшана возросла; прошли две большие ретроспективные
выставки (1966 – Лондон, галерея Тэйт; 1973–1974 – Нью-Йорк, Музей современного искусства). Пожалуй, лучшее
выражение идеи Дюшана нашли в его разрозненных заметках, изданных в 1934 под названием Зеленый ящик.
Умер Дюшан в Нейи во Франции 1 октября 1968.
|