Поль Эжен Анри Гоген родился в 1848 г. в Париже в семье редактора одной из столичных
газет.
В 1849 г. в связи с неблагоприятной политической обстановкой семейство отправляется в
Южную Америку к родственникам Алины Гоген, матери Поля. В пути от разрыва аневризмы умирает
отец Поля. Некоторое время вдова с двумя детьми живет у своего дяди в Перу, однако, испугавшись
назревающей революции, семья возвращается в Орлеан, где в 1855 г. Поль поступает в пансион.
После окончания учебы Поль определяется учеником штурмана на торговое судно, затем
отбывает моряком воинскую повинность. После демобилизации Гоген работает биржевым маклером,
в свободное время занимаясь живописью. В 1873 г. Гоген женится на молодой гувернантке из Дании
Мете Софии Гад, которая в последующие десять лет родила ему пятерых детей.
Всерьез увлекшись живописью, Поль посещает академию Колоросси. В 1876 г.
его пейзаж «Лес в Вилофоре» был принят
в Салон. На выставке импрессионистов в 1881 г. Гоген выставляет «Этюд обнаженной натуры»,
вызвавший благосклонную реакцию
критиков.
В 1883 г. Поль оставляет работу и целиком отдается живописи. Это приводит художника
к разрыву с семьей, нищете и
скитаниям. В 1886 г. он живет в Понт-Авене, в 1887 — на Панаме и острове Мартиника,
в 1888 — работает в Арле с Ван Гогом.
В этот период были написаны «Кафе в Арле», «Видение после проповеди», «Желтый Христос».

Сблизившись с символистами, Гоген, а также работавшие под его влиянием художники
(так называемая «понт-авенская
школа») пришли к созданию своеобразной живописной системы — синтетизма, использующей обобщение
и упрощение форм и линий.
Дальнейшее развитие эта система получила в картинах, написанных Гогеном на островах Океании.
Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни,
к искусству Древней Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам.
В 1891 г., увлекаемый мечтой об идеальном обществе, художник едет на Таити.
Хотя на поверку колониальная
действительность оказалась весьма далекой от утопической мечты Гогена, — тем не менее в
своих полотнах он создает
ощущение первозданного рая, который насыщен солнцем и населён духовно цельными людьми,
живущими в единстве с природой

Художник и здесь живет в нищете и, чтобы хоть как-то наладить свой быт, обзаводится женой,
тринадцатилетней таитянкой
Техурой. В счастливый медовый месяц Гоген пишет свою знаменитую картину «Дух умершего
бодрствует»,
«Всадники на берегу». Тогда же был создан
«Таинственный источник» — цикл картин по мотивам древнетаитянской религии и мифов.
Осенью 1893 г. Гоген вернулся в Париж и сразу приступил к организации выставки,
однако здесь его ожидал полный
провал: экспозиция вызвала всеобщее недоумение и презрение. От неминуемой нищеты и
унижений Гогена спасло наследство
умершего дяди. Художник вернулся к светской жизни и приступил к написанию книги о
«неиспорченных детях природы»
(«Ноа-Ноа» — «Благоухающий остров»). В этот краткий период пребывания во Франции
Гоген пишет серию картин с изображением
бретонских крестьян и пейзажей («Пейзаж в Бретани. Мулен-Давид», «Бретонские крестьянки»),
несколько портретов
(«Автопортрет с палитрой»).
В сентябре 1895 г. Гоген возвращается на Таити. Узнав, что Техура вышла замуж,
он берет себе новую жену — Пахуру.
Художник построил себе дом, разбил цветник, расставил на участке идолов и скульптуры.
Однако райской жизни не получилось
— Гогена мучит целый букет болезней: головокружения, перебои сердца, ухудшающееся зрение,
язвы на теле… В периоды улучшения
он пишет картины.
В 1897 г. из Дании приходит сообщение о смерти дочери Алины. Духовные и физические
страдания толкнули художника на
самоубийство. В результате неудавшегося суицида Гоген на целый год оказался прикованным к
постели. Оправившись от болезни,
он продолжает работать.
Гоген создал целый ряд скульптурных произведений («Техура», «Идол с жемчужиной»).
Работал в области графики («Три фигуры»).
8 мая 1903 г. Гоген умер.
|