ПИКАССО (Picasso) Пабло (Руис-и-Пикассо) родился 25 октября 1881г., французский
художник, испанец по происхождению.
В 1900-х гг. («голубой» и «розовый» периоды) создал обостренно-выразительные
произведения, посвященные обездоленным
людям («Девочка на шаре», 1905). С 1907 основоположник кубизма,
с сер. 1910-х гг. создавал произведения в духе
неоклассицизма, в ряде работ близок сюрреализму. Произведения
Пикассо иногда полны боли и протеста, имеют большое
общественное значение («Герника», 1937), глубокое гуманистическое содержание
(рисунок «Голубь мира», 1947). Много
работал как график, скульптор, керамист.
Международная Ленинская премия (1962). Международная премия Мира (1950).
Учился у своего отца Х. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье,
Барселоне и в Мадридской академии «Сан Фернандо»,
увлекаясь французским искусством, знакомым по репродукциям. Испытал воздействие анархизма.
В 1900 Пикассо впервые приезжает в Париж, с 1904 живет там постоянно.
Своими «учителями» Пикассо избирает Ван Гога, Гогена, Сезанна, Тулуз-Лотрека. Он начинает
писать яркими пастозными мазками в манере фовизма.
На годы поездок между Парижем и Барселоной (1901-04) приходится
так называемый «голубой период»: в палитре мастера
преобладают голубые оттенки. Для картин этого периода характерны образы нищеты,
меланхолии и печали (Пикассо считал
«кто грустен, тот искренен»); движения людей замедленны, они словно
вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901;
«Свидание», 1902, обе в Эрмитаже; «Старый нищий старик с мальчиком»,
1903, Музей изобразительных искусств, Москва).
В следующий период, получивший название «розового» , появляются сцены
дружбы, любования красотой обнаженного тела.
Произведение переходного периода от «голубого» к «розовому» «Девочка на шаре»
(1905, Музей изобразительных искусств, Москва),
«Женщины бегущие по берегу»).
В 1907 Пикассо создает композицию «Авиньонские девицы» (Музей современного искусства, Нью-Йорк)
большое панно, персонажи
которого посетители и девицы публичного дома в барселонском квартале Авиньон
предстают бесполыми существами, некими устрашающими идолами.
В произведении сочетаются разные стилистические
манеры: розовые фигуры персонажей геометризированы, лики отдельных из них написаны
в штриховой манере, имитирующей приемы
африканских скульпторов. «Авиньонские девицы» произвели сенсацию, картина
положила начало многим экспериментам.
Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века.
В 1908-09 Пикассо совместно с Ж. Браком, влияя друг
на друга, разрабатывают новый стиль кубизм, ставший радикальным поворотом от
поисков художественного эквивалента реальности
к ее полному пересозданию. Используются нейтральные, преимущественно
охристые, серые, коричневые и зеленоватые тона,
характерные для живописи Сезанна, но заметно «утяжеленные»,
помутнелые; они комбинируются в геометрические формулы,
обнажая некие изначальные «прототипы» человеческих фигур, вещей и мира природы.
Первая стадия кубизма получила впоследствии название «аналитической».
С 1919 она постепенно перерождается,
и в 1913 появляется «синтетическая» стадия, для которой характерны большая цветность
форм, стремление к плоскостной
трактовке объектов. Начинают преобладать натюрморты, преимущественно
с музыкальными инструментами, трубками и коробками
из-под табака, нотами, бутылками с вином и т. п. атрибуты, присущие образу
жизни художественной богемы начала века.
В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера
телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных,
названий улиц, кабачков. Пикассо использует коллаж вклеивание в холст
реклам, этикеток и вырезок из газет; со временем
объем инородного материала в картине увеличивается
(присыпки песком, вмонтирование кусочков дерева и металла, осколков
стекла, использование гипса и т. п.).
В «синтетический»период появляется также стремление к гармонизации колорита,
уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал.
Женитьба на балерине Ольге Хохловой, рождение сына Поля сопровождаются возвращением к миру ясных,
понятных, чуждых драматической экспрессии форм. Поездка в Италию также усиливает интерес к классике.
При этом в творчестве мастера сохраняется тенденция к одновременным поискам в разных направлениях.
Так, в середине 1920-х гг.
он испытывает влияние сюрреализма пишет несколько полотен с изображением
женщин на пляже, в трактовке форм которых
соединяет геометрическую манеру кубизма с подчеркнуто витальными элементами.
Он продолжает активно заниматься скульптурой,
сочетая впечатления от африканской скульптуры с приемами кубизма и сюрреализма.
В 1937 симпатии Пикассо на стороне республиканцев, борющихся в Испании
(серия акватинт «Мечты и ложь генерала Франко»,
отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолетов над позициями франкистов).
В апреле 1937 немецкая и итальянская
авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков Герника культурный
и политический центр жизни этого свободолюбивого
народа. За два месяца Пикассо создает свою «Гернику» громадное полотно, которое было
выставлено в республиканском павильоне
Испании на Всемирной выставке в Париже.
В 1944 Пикассо становится членом Французской компартии; в первом послевоенном
Салоне освобождения для его произведений
отводится целый зал. В 1950 он рисует знаменитого «Голубя мира», в 1951 пишет картину «Война в Корее»
.
В 1947 Пикассо приезжает в городок Валлорис традиционный центр керамики на юге Франции.
Он изготавливает здесь блюда
и сосуды самых разнообразных форм, способствуя возрождению традиционного ремесла.
Перед старинным романским собором
на торговой площади устанавливается статуя его работы «Человек с ягненком» (1942-44);
в крипте храма помещаются живописные
панно «Война» и «Мир» (1952). В 1956-57 Пикассо исполняет панно
для здания ЮНЕСКО в Париже. Создает ряд произведений
для Музея Гримальди в Антибе, который вскоре получает название «музей Пикассо».
В 1960-е гг. Пикассо пишет своеобразные вариации на темы прославленых картин знаменитых мастеров прошлого
, трактуя их в гротескно-кубистическом стиле.
Пикассо оказал громадное влияние на художников всех стран,
став самым известным мастером в искусстве 20 в.
|