"Кубизм - самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса"
Кyбизм - (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa.
Плacтичecкий язык
кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти,
плacтичecкoм cдвигe фopмы.
Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года - канун первой мировой войны.
Новаторство кубистов. Если живопись импрессионистов провозгласила условный характер цвета,
то кубисты выразили новый
подход к реальности через условный характер пространства. Ж. Брак писал:
"не нужно даже пытаться подражать вещам,
которые преходящи и постоянно меняются, и которые мы ошибочно принимаем за
нечто неизменное". Американский искусствовед
Дж. Голдинг писал, что кубизм - "самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса".
Слово "кубизм" по-видимому возникло в 1908 году. Существует легенда о том, что Матисс увидев картину Брака
"Дома в Эстаке", сказал, что она напоминает ему изображение кубиков.
В том же году в журнале "Жиль Блаза" критик Луи
Воксель пишет о живописи Брака, как о сводящейся к изображению кубов.
Так насмешливая шутка Матисса переросла в название
новой школы.
Период 1907-1912 годов - период аналитического кубизма (называемого также стереометрическим или объемным).
В это время
происходит сенсационное преобразование художественной реальности, невиданное доселе
- разложение формы, в данном случае на кубы.
Художественная практика кубистов: отказ от перспективы, сокращение фигур в ракурсах, показ их одновременно
с нескольких сторон, тяготение к обратной перспективе. В 1908-1909 годах и Брак и Пикассо
ищут приемы за пределами кубизма.
После 1912 года начинается период так называемого "синтетического" кубизма,
именуемого также "кубизмом представления"
Принцип создания художественного пространства заключался в наполнении
изобразительной плоскости элементами расчлененного
предмета, которые с треском сталкиваются между собой, ложатся рядом,
перекрывают или проникают друг в друга.
Таким образом, картина создается как нарисованный коллаж из отдельных аспектов
формы, как бы разрезанный на мелкие части.
Форма у кубистов предстает в виде плоского отпечатка, одновременно с разных сторон.
|