Импрессионизм (фр. impressionisme, от impression - впечатление) -
художественный стиль в искусстве последней трети XIX
- начала XX вв., оказавший огромное влияние на все последующее искусство.
Представители его стремились передать
непосредственное впечатление от окружающего мира, изменчивые состояния природы живописными средствами.
Импрессионизм зародился в 1860-х годах во Франции,
когда Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в живопись многообразие
и сложность городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира.
Импрессионисты создали живописную систему, которая отличается разложением сложных тонов на чистые цвета,
накладываемые на холст раздельными мазками с таким расчетом, чтобы при восприятии зрителем картины издали
происходило оптическое смещение этих цветов. Все это, а также цветные тени и рефлексы создавали светлую,
радостную живопись. Игра разнообразных мазков, пастообразных и жидких, придавала красочному слою трепетность и
реальность, ощущение незаконченности, эскизности произведения. Таким образом, происходило слияние нескольких
стадий работы художника в единый процесс, как бы замена картины этюдом.
Импрессионисты стремились передать в своих произведениях непосредственное
впечатление от окружающей среды - impression,
впечатление прежде всего от современного города с его подвижной, импульсивной, разнообразной жизнью.
Это впечатление они стремились воплотить на полотне, создав живописными средствами иллюзию света и воздуха,
богатой световоздушной среды. Для этого они разложили цвет на весь спектр, стараясь писать чистым цветом,
не смешивая его на палитре и используя оптическое восприятие глаза, сливающего на определенном расстоянии
отдельные мазки в общий живописный образ.
Впервые в истории искусства художники сделали для себя правилом писать не в мастерской, а под открытым небом:
на берегу реки, в поле, в лесу, на пленэре.
После выставки в Париже (15 апреля 1874 г.) этих художников стали называть импрессионистами, от французского слова "impression"-
что значит "впечатление". Это слово подходило к их работам,
потому что в них художники передавали своё непосредственное
впечатление от увиденного. Художники по новому подошли к изображению мира.
Главным для них стали трепетный свет, воздух,
в который как бы погружены фигуры людей и предметы. В их картинах чувствовался ветер, влажная после дождя,
нагретая солнцем земля. Они стремились разглядеть и показать удивительное богатство цвета в природе.
Импрессионизм был последним крупным художественным движением во Франции 19 века.
Нельзя сказать, что путь художников-импрессионистов был лёгок. Сначала их не признавали,
их живопись казалась слишком
смелой и необычной, над ними смеялись. Никто не хотел покупать их картин.
Но они упорно шли своим путём. Ни бедность,
ни голод не могли заставить их отказаться от своих убеждений.
Прошло много лет, некоторых из художников-импрессионистов
уже не было в живых, когда наконец их искусство было признано.
|