ЖОРЖ БРАК (Braque, Georges) (1882-1963), французский художник, график, скульптор и декоратор;
вместе с Пикассо является создателем кубизма.
Родился 13 мая 1882 в Аржантёй (департамент Сена и Уаза) в семье художника-декоратора.
В 1900-1901 учился в Технической
школе в Париже. В 1902-1904 посещал занятия в Школе изящных искусств и в
академии Эмбера, музеи и частные коллекции,
изучал живопись импрессионистов и постимпрессионистов, египетскую и
греческую скульптуру, а также произведения Коро и
Сезанна.
В 1906-1907 Брак написал несколько серий пейзажей, в которых чувствуется
влияние живописи фовистов и Сезанна. Сильное
впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907).
Следующим летом Брак создал серию новаторских
пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна:
"Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов".
Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Анри Матисс сказал,
что они составлены из кубиков, отсюда и произошло
слово "кубизм".
В 1908-1914 Брак и Пикассо работали в тесном сотрудничестве,
развивая принципы нового художественного направления.
Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов,
словно "разбирая" их на отдельные формы и пространственные
структуры.
В 1912 они начали работать в технике коллажа и аппликации и
увлеклись обратным процессом - синтезированием
объектов из разнородных элементов. Значительным вкладом Брака в творческий процесс стало использование надписей и
различных декоративных техник.
Большая композиция Музыкантша (1917-1918, Базель, Публичное художественное собрание)
стала итогом фазы синтетического
кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках.
В 1920-е годы элементы кубизма
постепенно исчезают из произведений Брака, он использует больше изобразительных мотивов.
Общественное признание пришло
к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин,
написанных в богатой живописной манере:
Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью).
В конце 1920-х годов Брак отказался от ярких живописных эффектов и продолжил
эксперименты с формой и цветом; он писал
морские виды, купальщиц, неоклассические мотивы и головы с двойным профилем.
В 1930-1940-е годы Брак писал натюрморты
и композиции в интерьере, иногда с музыкантами, натурщиками и художниками,
а иногда - вовсе лишенные человеческих фигур.
После войны работы Брака приобрели более созерцательный,
эзотерический характер, о чем свидетельствует
серия из 8 картин Мастерская (1949-1956). В 1952-1953 художник выполнил
росписи плафонов в Лувре. Изображенные
на них большие черные птицы на фоне голубого неба стали одним из наиболее часто встречающихся мотивов в
поздних работах мастера.
Брак создал много рисунков, гравюр и скульптурных произведений,
но главное место в его творчестве занимала живопись.
Умер Брак в Париже 31 августа 1963.
|