
Илер Жермен Эдгар Дега родился 19 июля 1834 г. в Париже в состоятельной семье (отец Эдгара был банкиром).
Получил прекрасное образование. Окончил лицей Людовика Великого, затем, в 1853 г. поступил на юридический факультет
Парижского университета. С 1854 г. посещал мастерскую Л. Ламота, ученика Энгра. В 1855—56 гг. учился в Школе изящных
искусств в Париже. Восхищался Энгром, считая его крупнейшим художником современности. В 1855—60 гг. неоднократно бывал
в Италии, где изучал творчество мастеров итальянского Возрождения
В 1860-е гг. художник начинает разрабатывать новый для французской живописи мотив — скачки
(«Жокеи перед трибунами»), впоследствии ставший одной из излюбленных тем его творчества («Скачки в провинции»,
«Проездка скаковых лошадей», «Скаковые лошади»).

В 1860-е гг. Дега сблизился с импрессионистами. Однако, в отличие от импрессионистов,
Дега не интересуется пейзажем и предпочитает работать в мастерской. Увлечённый многообразием и
подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж — улицы, кафе и т. п.
(«Площадь Согласия», «Абсент», «Мисс Лала в цирке Фернандо»).
Излюбленной темой Дега был театральный мир («Певица с перчаткой»). Однако художника привлекает не
столько праздничная атмосфера театра, сколько его будничная жизнь, каждодневный труд артистов. Важнейшее место
в творчестве Дега занимает так называемый «балетный» цикл. Художник создал значительное количество произведений,
живописующих как выступления танцовщиц на сцене («М-ль Фиокр в балете «Источник»», «Звезда»), так, и даже в большей
степени, сцены репетиций, отдыха и туалета балерин («Репетиция», «Экзамен танца», «Сидящая танцовщица»,
«Балетный класс»,,
«Танцовщицы за кулисами»).
Характерная особенность искусства Дега состоит в том, что он изображает своих персонажей в движении.
Художник мастерски показывает своеобразие движений людей в зависимости от их профессии: он пишет не только жокеев
и танцовщиц, многие его картины посвящены представителям низших слоев общества .
В 1872 г. Дега несколько месяцев провел в Америке; после возвращения в Париж он пишет композицию «Хлопковая
контора в Новом Орлеане».
В 1874 г. на первой выставке импрессионистов Дега выставил десять своих картин. Несмотря на то что Салон
не отказывал художнику в праве выставлять свои картины, Дега продолжал участвовать в выставках импрессионистов вплоть
до 1886 г.
Во время франко-прусской войны (1870—71), когда Дега служил в артиллерии, у него начались проблемы со зрением.
С конца 1870-х гг. его зрение начинает резко ухудшаться. Художник все чаще обращается к технике пастели, а в скором
времени вынужден полностью отказаться от масляной живописи.
В 1880—90-х гг. Дега пишет преимущественно балерин, а также занятых туалетом обнаженных женщин
(«Лохань», «Женщина, вытирающая ноги», «Купальщица, ступающая в ванну», «Женщина, расчесывающая волосы»).
Произведения этого периода имеют напряженный характер: укрупненные, почти плоскостные фигуры заключены в тесное
пространство, изображения становятся более интенсивными и богатыми по цвету («Голубые танцовщицы»).
С конца 1880-х гг., отчасти из-за усиливающейся болезни глаз, Дега начинает работать в скульптуре, изображая
фигуры балерин, купальщиц, лошадей. В 1904—06 гг. Дега почти полностью ослеп и вскоре был вынужден оставить живопись,
занимаясь исключительно скульптурой. Дега создавал свои скульптурные произведения из глины или воска,
которые он наносил
на каркас («Маленькая танцовщица»), и многие из них погибли из-за несовершенства этой техники. Около 150 статуэток,
оставшихся в мастерской после его смерти, были отлиты из бронзы («Большая арабеска», 1882—95, частная коллекция,
Париж; «Танцовщица», 1896—1911, там же).
С 1812 г. Дега был уже не в состоянии работать. 27 сентября 1917 г. художник умер. Всю свою жизнь Дега был
одиноким человеком — он ни разу не был женат и не имел детей.
|