КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич [22 ноября (4 декабря) 1866, Москва —
13 декабря 1944, Нейи-сюр-Сен, Франция],
русский живописец, график, поэт, теоретик искусства. Один из основоположников
абстрактного искусства 20 в.
Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. В детские
годы путешествовал с родителями по странам
Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник
закончил гимназию (1876-85). В 1885-93
учился на юридическом факультете Московского университета. В 1889 ездил с этнографической
экспедицией по Вологодской губернии, где углубленно знакомился с
древнерусской иконописью и народным творчеством.
Около 1895 отказался от карьеры университетского профессора и полностью
посвятил себя искусству. В 1897 поступил в
школу А. Ашбе в Мюнхене, в 1900 учился у Ф. Штука в Королевской Академии художеств.
В начале 1900-х гг. Кандинский
много путешествовал по Европе и Северной Африке, приезжал в Россию,
но постоянным местожительством избрал Мюнхен
(1902-1908), затем деревню Мурнау в Баварских Альпах.
В раннем творчестве Кандинского натурные впечатления служили основой
для создании ярких красочных пейзажей, иногда
с романтически-символической нагруженностью сюжетов (“Синий всадник”, 1903).
Середина и вторая половина 1900-х гг. прошли
под знаком увлечения русской стариной.
Художник синтетического склада, Кандинский работал также в
сферах декоративно-прикладного искусства (эскизы женских
украшений, мебельной фурнитуры), пластики (лепка в глине),
экспериментировал с живописью по стеклу.
В 1910 создал первое абстрактное произведение и написал
трактат, озаглавленный “О духовном в искусстве”
. Выдвинув в качестве основополагающего фундамента искусства его
духовное содержание, Кандинский считал, что сокровенный внутренний
смысл полнее всего может выразиться в композициях,
организованных на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики.
Абстрактные полотна группировались художником по трем циклам:
“Импрессии”, “Импровизации” и “Композиции”. Ритм,
эмоциональное звучание цвета, энергичность линий и пятен его
живописных композиций были призваны выразить мощные
лирические ощущения, сходные с чувствами, пробуждаемыми музыкой,
поэзией, видами прекрасных ландшафтов.
Носителем внутренних переживаний в беспредметных композициях Кандинского
становилась колористическая и композиционная оркестровка,
осуществленная живописными средствами — цветом, точкой, линией,
пятном, плоскостью, контрастным столкновением красочных
пятен.
Участник множества русских и европейских выставок, художник
умел консолидировать вокруг себя единомышленников.
В 1901 он создал в Мюнхене группировку “Фаланга”, в 1909
возглавил “Новое художественное общество — Мюнхен”,
в 1911 был инициатором возникновения объединения “Синий всадник”.
В первом альманахе “Синего всадника” (1912) была
помещена сценическая композиция Кандинского “Желтый звук” на музыку
Ф. А. Гартмана — готовившаяся постановка, призванная
синтезировать в органическом единстве цвет, свет, движение и
музыку (не состоялась из-за начавшейся 1-й мировой войны).
В 1913 в Берлине вышла книга Кандинского “Живопись как чистое искусство”
на немецком языке и альбом его работ (1901-13).
С началом войны Кандинский, российский подданный, вынужден был покинуть
Германию. Возвратившись на родину через Швейцарию
и Балканы, он поселился в Москве; в 1916 посетил Швецию, в 1917 Финляндию.
Его живописные работы предреволюционных и
революционных лет обладали широким стилистическим диапазоном
"Синий гребень" ..
После Октябрьской революции Кандинской активно включился в
общественную деятельность. Был членом художественной коллегии
Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, председателем Всероссийской
закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела
изобразительных искусств Наркомпроса, в 1919-21 заведовал московским
Музеем живописной культуры. Преподавал в
Государственных художественных свободных мастерских и Вхутемасе (1918-21),
состоял профессором Московского университета.
В январе 1921 Кандинский покинул Институт из-за внутренних разногласий.
Вскоре был избран вице-президентом вновь
созданной Российской Академии художественных наук, в которой руководил
также физико-психологическим отделением.
В декабре 1921 был откомандирован в Берлин для организации там филиала Академии.
В 1922 Кандинского пригласили преподавать в школу “Баухауз”, где ему
были поручены занятия по стенной живописи, по
теории формы. В 1920-е гг. художник достигает всемирного признания,
его персональные выставки прошли во многих музеях
и галереях в странах Европы и США.
После закрытия нацистами школы “Баухауз” (1932) переехал в Берлин,
а оттуда в конце 1933 — во Францию; поселился в
Нейи-сюр-Сен, пригороде Парижа, где жил до самой смерти
(французское гражданство получил в 1939).
Работы Кандинского были включены нацистами в экспозицию
“Дегенеративное искусство” (Мюнхен, 1937), часть его произведений
была уничтожена. Первые месяцы фашистской оккупации художник провел
в Пиренеях. Отказавшись эмигрировать в США,
в августе 1940 возвратился в Париж.
Единство начала и конца, вечного обновления, бессмертия, близость
и неразрывность ада и рая - все это, как нигде в
тогдашней мировой живописи, возникает в искусстве Кандинского.
Поразительно, как естественно и глубоко вписано искусство
художника в образную структуру и проблематику культуры XX века.
|