Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Он был единственным
сыном властного отца и вырос в тихом
тенистом Экс-ан-Провансе, старой провинциальной столице Южной Франции,
в 15 милях в глубь страны от Марселя.
Известно, что предки его в XVII веке эмигрировали на юг Франции из маленького городка
Чезана Туринезе в итальянских Альпах
. В течение следующих двухсот лет семья ничего выдающегося не достигла.
Были в ней сапожники, парикмахеры, портные,
но выше никто не поднялся.
В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других
отношениях он получил превосходное
образование. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа,
а затем с 13 до 19 лет учился в Коллеж
Бурбон. Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и
религиозным требованиям времени. Сезанн учился
хорошо, если не блестяще, и получил немало наград по математике, латинскому
и греческому языкам. На протяжении всей
последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские
и французские стихи и до последних дней
был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция.
С ранних лет Сезанн тянулся к искусству, но не имел, на первый взгляд, никаких
ярко выраженных дарований.
Рисование было обязательным предметом и в школе Святого Жозефа, и в Коллеж Бурбон,
а с 15 лет он начал посещать
свободную академию рисунка. Однако ежегодного приза по рисованию в коллеже Сезанн
никогда не получал - его в 1857 году
удостоился лучший друг юного Поля Эмиль Золя. Эта дружба длилась почти всю жизнь.
Сезанна и Золя сближало и увлечение литературой. В особенности они восхищались
романтизмом Виктора Гюго, Альфонса Ламартина,
Альфреда Мюссе. Много говорили о своем будущем, внушая друг другу решимость
посвятить свою жизнь искусству. В будущем оба
видели себя поэтами.
Дружба Золя и Сезанна была, без сомнения, важна для них обоих. Во многом под
влиянием Золя Сезанн выбрал путь художника.
В свою очередь размышления Сезанна о живописи определили вкусы Золя в области
изобразительного искусства. Вместе с матерью
Сезанна, его сестрой Мари и впоследствии сыном Полем Золя стал постоянным,
хотя и не всегда вызывавшим доверие советчиком
и опорой художника во всех практических делах.
В конце 1858 года, сдав со второй попытки экзамены на бакалавра, Сезанн
поступил в юридическую школу при университете
Экса. Он сделал это по настоянию отца. "Увы, - писал он Золя в декабре, -
я выбрал кривую дорожку юриспруденции.
"Выбрал" не то слово - был вынужден выбрать". Вопреки своему желанию он
два года проучился в юридической школе, но
именно за это время в нем созрело твердое решение стать художником.
Луи-Огюст пошел на компромисс, разрешив сыну оборудовать в Жа-де-Буффан мастерскую.
Теперь Сезанн в часы, свободные
от штудирования законов, занимался живописью в своей студии и в академии,
где его учителем был посредственный местный
художник Жозеф Жибер.
Весной 1861 года Луи-Огюст окончательно уступил просьбам жены и сына, разрешив Полю
оставить юридические занятия и ехать
в Париж учиться живописи. В апреле Сезанн отправился в столицу и поселился в
меблированной комнате неподалеку от Золя.
Ему исполнилось 23 года, и он был в самом начале пути. Ранний этап творчества не
принес молодому художнику ни
удовлетворения, ни признания. Сезанн, подчиняясь буйному воображению,
начал писать картины, сюжетами которых стали
cтрасть, чувственность, смерть.
Темы насилия и страха звучат не во всех ранних картинах Сезанна.
В некоторых из них мирное изображение привычных вещей
выражает стремление художника обуздать свою неистовую фантазию.
Наиболее удачна в этом смысле серия портретов, созданных
Сезанном во время его частых посещений Экса.
Стараясь добиться известности, Сезанн каждый год представлял картины в Салон -
выставку современного искусства, находившуюся
под покровительством Французской Академии изящных искусств, бывшей главным
арбитром общественного вкуса. И каждый
год все без исключения работы Сезанна отвергались. Пока его современники
Писсарро или Моне писали идиллические виды
парижских окрестностей, он создавал эротические и часто страшные полотна,
которые смущали и беспокоили его друзей.
Живописные создания Сезанна полны огрехов: фигуры неуклюжи и непропорциональны,
пространство изображено недостоверно.
Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой.
«Натюрморт с кувшинками»,
Источником творческого упорства была для Сезанна вера в искусство как "священнодействие".
Вся его жизнь являет пример
служения, преданности и эпической завершенности. И творчество его, и судьба исключительно
важны для художников следующих
поколений. В XX веке он предстал великим отшельником искусства, мужественно боровшимся в одиночестве.
"Важно не то, что
художник делает, но то, кем он является, - сказал о Сезанне Пикассо в 1935 году, -
безграничное упорство - вот чему он учит
нас".
22 октября 1906 г. Поль сезанн умер.
Поль Сезанн похоронен на кладбище Сен-Пьер вблизи Экс-ан-Прованс на юге Франции.
К северу от его могилы виднеется волнистая
линия Звездных холмов, а еще дальше в прозрачном воздухе Прованса синеет гора по имени Сент-Виктуар.
Гениальность Сезанна и его историческая значимость выражаются в способности сочетать
"чистоту и цельность классических
образцов" с традициями романтического искусства. Он соединил две величайшие и
казавшиеся несовместимыми художественные
системы, раздельно существовавшие во французском искусстве начиная с XVII века.
Роль Сезанна как "отца" нового искусства была по заслугам оценена
следующими поколениями художников.
Достаточно вспомнить о том воздействии, которое он оказал на формирование неисчислимого множества мастеров и
такие художественные направления, как символизм, фовизм, кубизм и экспрессионизм.
Значимость Сезанна не ограничивается
этим влиянием. Он перешагнул пределы современной ему и следующих эпох,
в своей исключительности и завершенности встав
вровень с другими гигантами европейской живописи.
|