Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек (собственно Тулуз-Лотрек-Монфа) родился
24 ноября 1864 г. в г. Альби.
Анри был потомком древнейшего аристократического рода, его предки
принимали участие в крестовых походах.
Семья была очень богатой, имела апартаменты в Париже, а также поместье в Альби,
недалеко от Тулузы, на юго-западе
Франции. Как это зачастую случалось в аристократических семьях, родители
Анри были двоюродными братом и сестрой, и
это самым пагубным образом сказалось на физическом здоровье ребенка.
Будучи подростком, Анри сломал шейки обоих бедер,
после чего его ноги совершенно остановились в росте, в то время как торс продолжал расти.
В результате красивый и
ловкий мальчик превратился в уродливого калеку — с короткими ножками,
непропорционально большим туловищем и большой
головой. В порядке «компенсации» природа наградила его пышной бородой,
громким голосом и бурным темпераментом.
Тулуз-Лотрек получил приличное домашнее образование.
К 14-ти годам он был отдан в обучение к глухонемому художнику
Рене Принсто, который специализировался на лошадях и сценах охоты.
В 1882 г. Анри вместе с матерью едет в Париж, где несколько месяцев обучается у Л. Бонна,
затем поступает в студию
Ф. Кормона. Около 1885 г. молодой художник начинает осваивать Париж.
Он открывает для себя Монмартр — район на
севере Парижа, расположенный между фешенебельными бульварами и заводскими окраинами,
— быстро превращавшийся в место
ночных увеселений и прибежище парижской богемы. Лотрек желал работать на Монмартре,
однако его родители воспротивились
этому и не дали денег на аренду студии. Тогда художник ушел из дому и поселился
на Монмартре вместе с Рене Гренье,
своим товарищем по студии Кормона. Общение с друзьями-художниками В. ван Гогом,
Э. Бернаром и Луи Анквентином помогло
Тулуз-Лотреку выработать свой собственный стиль, на который, в значительной степени, повлияло искусство Э. Дега и
японская гравюра.
В 1886 г. родители, сменив гнев на милость, назначают Лотреку содержание;
он арендует на Монмартре студию и квартиру.
Художник становится завсегдатаем ночных увеселительных заведений Парижа —
кафешантанов и танцевальных залов.
Альбом всегда при нем, ему охотно позируют, признавая за своего.
Именно здесь, на Монмартре, Тулуз-Лотрек впервые
получил общественное признание. В картинах, рисунках, набросках Лотрек
воссоздает атмосферу ночного города и его
обитателей («Бал в Мулен-де-ла-Галетт», «В Мулен-Руж», «Кадриль в Мулен-Руж»,
«Одна»).
У художника есть излюбленные персонажи: певцы и танцовщицы, отмеченные яркой индивидуальностью
и талантом: знаменитая
Ла Гулю («Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж»); звезда Монмартра,
певица Иветт Гильбер («Певица Иветт Гильбер»,
«Иветт Гильбер, приветствующая публику»); танцовщица Жан Авриль
(«Танцующая Жан Авриль», ок. 1892, Лувр, Париж);
шансонье и владелец кабаре Аристид Брюан («Аристид Брюан в своем кабаре»).
Особое, если не главное место в творчестве Тулуз-Лотрека занимает портрет
(«Клоунесса Ша-Ю-Ка-О», «Портрет Луи
Паскаля», «Женщина с перчатками», «Портрет Жюстин Дье»).
Индивидуальной манере Лотрека свойственны гибкий и ломкий обобщающий рисунок,
вибрирующие длинные красочные мазки
и холодная гамма, оттененная крупными пятнами ярких цветов.
Лотрек посещал дорогие бордели в центре Парижа. Проституки,
большую часть времени ходившие полуодетыми, были для
художника идеальными моделями. В одном из борделей Лотрек устроил студию,
что давало ему возможность наблюдать и
рисовать на досуге. Его рисунки и картины показывают монотонную повседневную
жизнь проституток: ожидание клиентов,
принятие пищи, игра в карты, медицинские осмотры и т. п.
(«В салоне на улице Де-Мулен», «Улица Де-Мулен», «Одна»,
«Женщина, натягивающая чулок»).
За свою недолгую жизнь Лотрек исполнил множество рисунков и
иллюстраций к журналам и книгам. Важнейшее место в
творчестве Лотрека занимает печатная графика (литография).
За короткий период с 1891 по 1899 гг. художник создал
около трехсот пятидесяти эстампов и афиш, отличающихся графической
легкостью и лаконизмом, декоративной броскостью
цвета, причудливо-гибким рисунком («Японский диван», «Жан Авриль»,
«Наполеон», «Англичанин в Мулен-Руж»). Уже
первая его афиша («Мулен-Руж. Ла Гулю») принесла ему славу
величайшего рисовальщика Парижа. Работы Лотрека
стремительно обретают популярность. Художник много выставляется; в
прессе появляются восторженные публикации о его
творчестве. Издаются серии эстампов Лотрека. В 1893 г.
вышла серия «Кафе-концерт», в которую вошли одиннадцать
литографических портретов Лотрека, запечатлевших его любимых персонажей —
Иветт Гильбер, Жан Авриль, Аристида
Брюана и других актеров и завсегдатаев кафе-шантанов («Жан Авриль»).
В 1893—95 гг. Лотрека печатают в дорогом
гравюрном изда нии «Оригинальный эстамп» («Ревю Бланш»).
Художник получает заказы и для зарубежных журналов
(«Марсель Лендер, погрудно»).
Особое место в творчестве Лотрека-графика занимает литография карандашом. В
карандашной технике сделаны различные шуточные приглашения, меню, разнообразные наброски, иллюстрации. К их числу
относится серия иллюстраций к роману Клемансо «У подножия Синая», исполненная в 1897 г. В 1896 г. в издательстве
Г. Пелле (специализировавшемся на эротической гравюре) выходит серия из одиннадцати литографий «Они», главным
содержанием которой стала интимная жизнь куртизанок. Открывавший серию эстамп «Сидящая клоунесса» («Мадемуазель
Ша-Ю-Као») относится к наиболее запоминающимся образам Тулуз-Лотрека. Из всей серии именно эта работа пользовалась
ь наибольшим успехом и быстро разошлась среди коллекционеров. Успех литографии «Сидящая клоунесса» привел к
публикации в 1897 г. еще двух близких по манере исполнения эстампов Лотрека, посвященных той же героине
(«Клоунесса в Мулен-Руж» и «Танец в Мулен- Руж»).Из последних графических работ Лотрека упомянем «Жокея»,
навеянного искусством Э. Дега. Влияние Дега прослеживается и в других работах художника («Туалет»).
Тулуз-Лотрек вел разгульную и беспорядочную жизнь. Ночи напролет он проводил в увеселениях и пирушках,
много и напряженно работал, спал урывками. Все это пагубно сказалось на его здоровье. Ситуация усугублялась тем,
что на протяжении многих лет художник страдал сифилисом. В возрасте 30 лет Лотрек стал алкоголиком. Друзья,
озабоченные состоянием здоровья Лотрека, пытаются помочь — увозят художника из Парижа, организуют за границей
его выставки. Однако все эти меры нисколько не помогают, и в 1899 г. мать помещает Лотрека в клинику. Перспектива
до конца жизни быть запертым в четырех стенах как будто отрезвила художника — он проявил признаки быстрого
выздоровления, даже начал писать. В скором времени Лотрека забирают из клиники, приставив к нему для присмотра
кузена Поля Вио.
В последние годы жизни Лотрек работал крайне мало («Модистка»).
9 сентября 1901 г. Тулуз-Лотрек скончался.
|