Французский живописец-пейзажист, один из основателей импрессионизма.
Творческий метод Моне сформировался в
процессе самостоятельной работы на пленэре.
Моне изобрел свою собственную живописную систему, отличительная
особенность которой состоит в том, что в картине отсутствуют четкие контуры предметов
и постепенный переход
от света к тени; при этом вся картина - и фигуры, и пейзаж - является сочетанием цветовых пятен.
Моне писал, главным образом, пейзажи. В поисках новых впечатлений художник оборудовал лодку-студию,
в которой плавал по Сене.
В поздний период творчества, завоевав признание и получив необходимые средства, снял усадьбу в
сельской местности, разбил великолепные сады, где и писал с натуры. Стремясь запечатлеть
переходные состояния природы,
создавал серии картин-вариаций на один сюжетный мотив. Моне много путешествовал по Франции,
а также за границей:
ездил в Англию, Италию, Голландию, Швейцарию, Норвегию.
Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 г. в Париже, в семье бакалейщика.
Юные годы Оскара прошли в Гавре. Свою творческую деятельность юный Моне начал
с рисования карикатур,
которые выставлялись в витрине гаврского окантовщика, а первые уроки живописи получил у
пейзажиста Э. Будена,
скитаясь с ним по побережью и постигая приемы работы на открытом воздухе.
В 1859 г. Моне едет в Париж. Однако,
вопреки желанию родителей, которые хотели, чтобы он поступил в парижскую Школу изящных
искусств, Моне, оказавшись
в столице, с головой уходит в богемную жизнь, завязав многочисленные знакомства в артистической
среде. В результате
юноша лишается материальной поддержки со стороны семьи. В 1860 г. Моне посещает академию Сюиса,
а в 1861 г. его
призывают в армию, и он едет в Алжир. Вернувшись в 1862 г. во Францию больным, он
восстанавливает отношения с
семьей. Отец вновь отпускает его в Париж, настояв на том, чтобы сын получил "правильное"
образование. Моне
поступает в мастерскую популярного в то время Ш. Глейра, где работает до 1864 г
. Но формирование его творческого
метода происходит отнюдь не в студии, но в процессе совместной работы на пленэре
с близкими ему по духу О. Ренуаром,
Ф. Базилем и А. Сислеем.
В 1865 и 1866 гг. Моне выставляется в Салоне, и его картины
имеют скромный успех. Из
ранних работ художника наиболее значительными являются "Завтрак на траве" , написанный вслед за
одноименной картиной Э. Мане, "Терраса в Сент-Адресс", "Женщины в саду"
(отвергнута жюри Салона 1867 г.).
Это время было очень тяжелым для Моне, крайне стесненного в средствах,
постоянно преследуемого кредиторами и даже
пытавшегося покончить с собой.
Художнику приходится все время переезжать с места на место, то в Гавр, то в Сент-Адресс,
то в Париж, где он пишет
городские пейзажи. Затем он снова едет в Нормандию, в Этрета, где коммерсант Годибер
покупает у него несколько
картин, а в 1869 г. предоставляет ему дом в Сен-Мишель, деревне на берегу Сены
в нескольких километрах от Парижа.
В Сен-Мишель часто приезжает О. Ренуар, и художники работают вместе. Расположенный неподалеку
живописный ресторанчик
с купальней послужил мотивом для серии пейзажей Моне ("Лягушатник").
В 1870 г. Моне женился на Камилле Донсье; полученное за невесту приданое на некоторое
время избавило его от
финансовых проблем. Молодые супруги переехали в Трувиль, где Моне написал несколько пейзажей .
Трагические события 1870-71 гг. вынуждают Моне эмигрировать в Лондон. В Лондоне он встречает
Добиньи и Писсарро,
с которым работает над видами Темзы ("Темза ниже Вестминстера") и туманами Гайд-парка.
В 1871 г. Моне узнает о смерти отца и
уезжает во Францию. Моне с увлечением рисует Сену . Оборудовав
лодку-студию, он плавает по Сене, запечатлевая в этюдах речные пейзажи ("Регата в Аржантёйе").
В 1874 г.
"Анонимное общество живописцев, художников и граверов", создателем которого был Моне,
организует выставку,
на которой, в частности, была представлена картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце".
Собственно, по названию
этой картины художники-устроители и получили наименование "импрессионистов"
(от франц. impression - впечатление).
Выставку раскритиковали в печати, да и публика отнеслась к ней негативно.
Поздней осенью 1876 г. Моне приезжает в Париж с желанием изобразить виды зимнего
города сквозь пелену тумана;
своим объектом он решает сделать вокзал Сен-Лазар. С разрешения директора
железных дорог он располагается на
вокзале и работает дни напролет, результатом чего явились полдюжины полотен,
приобретенных впоследствии Дюран-Рюэлем
. В 1877 г. состоялась третья выставка импрессионистов, в 1879 г. - четвертая.
Публика по-прежнему враждебно
относится к этому направлению, и материальное положение Моне, снова осаждаемого кредиторами,
кажется безнадежным.
Вследствие этого он перевозит семью из Аржантёйя в Ветёй, где живет вместе с четой
Ошеде и пишет несколько
великолепных пейзажей с видами окрестностей ("Сад художника в Ветёйе"). В 1879 г. после
долгой болезни умирает
Камилла. Моне остается один с двумя детьми.
В 1880 г. в зале журнала "Ви Модерн", принадлежащего издателю и коллекционеру Жоржу Шарпантье,
открывается выставка
восемнадцати картин Моне. Она приносит художнику долгожданный успех.
Продажа картин с этой выставки позволяет Моне
поправить свое материальное положение. Моне часто ездит в Нормандию, куда его
влечет природа, море и особая
атмосфера этой земли. Там он работает, живя то в Дьеппе, то в Пурвиле, то в Этрета,
и создает целый ряд великолепных
пейзажей
("Скала-арка к западу от Этрета").,
В 1883 г. вместе с семьей Ошеде Моне переезжает в Живерни (местечко в 80 км к северу от Парижа).
В следующем году
художник совершает путешествие в Италию, в Бордигеру ("Бордигера. Италия", "Сад в Бордигере. Утро").
В 1888 г. Моне
работает в Антибе.
В 1889 г. Моне добивается наконец настоящего и прочного успеха: в галерее торговца картинами
Жоржа Пти одновременно с выставкой работ скульптора О. Родена организуется ретроспективная
выставка Моне, на
которой выставляются сто сорок пять его работ, с 1864 по 1889 гг. Моне становится известным и
уважаемым живописцем.
В Живерни Моне прожил 43 года, до самой своей смерти.
В 1892 г. Моне женится на Алисе Ошеде, в которую он был влюблен в течение многих лет.
В начале 1890-х гг. Моне пишет
"Стога" ("Стога сена. Конец лета") - первую большую серию картин, где художник пытается
запечатлеть нюансы освещения,
меняющегося в зависимости от времени суток и погоды. Он работает одновременно на нескольких холстах,
переходя от одного к другому по мере изменения световых эффектов. Эта серия имела большой успех.
К опыту "Стогов" Моне возвращается в новой серии - "Тополя"
("Тополя на Эпте", "Тополя на Эпте. Осень").
Эта серия, выставленная в галерее Дюран-Рюэля в 1892 г., также имела большой успех,
но еще более восторженно
была встречена большая серия "Руанский собор" ("Руанский собор в полдень.
Гармония в голубом и золотом"), над
которой Моне работал в период с 1892 по 1894 гг. Последовательно отображая перемену
освещения от утренней зари до
вечерних сумерек, художник написал пятьдесят видов величественного готического фасада.
Осенью 1899 г. в Живерни Моне начинает цикл "Кувшинки" ("Водяные лилии. Облака", "Кувшинки"),
над которым будет
работать до самой смерти. Начало нового столетия застает Моне в Лондоне.
В 1908 г. Моне отправляется в свое предпоследнее путешествие: едет вместе с женой в Венецию.
Художник провел в
Венеции два месяца. По возвращении во Францию он продолжает работу над венецианскими пейзажами,
которые выставит
лишь в 1912 г. В конце жизни Моне пережил тяжелые утраты: в 1911 г. умерла жена Алиса,
тремя годами позже -
старший сын Жан. Начиная с 1908 г. Моне испытывал серьезные проблемы со зрением.
Однако продолжал писать до
последних дней.
6 декабря 1926 г. Моне умер.
|