Дадаизм - модернистское течение, ставшее квинтэссенцией принципа разрушения образности. По словам Георга Гроса,
дадаисты представляли собой воплощение чистого нигилизма, разрушая образность "ради великого Ничто". Возникновение
группы дадаистов в 1916 году было связано с открытием артистического клуба - "Кабаре Вольтера" в Цюрихе. Что
обозначает понятие "дадаизм", не знает никто.
Вот что пишет об этом названии один из ярких представителей дадаизма и его идейный вождь Тристан Тцара в манифесте
1913 года: "Дада - это хвост священной коровы у племени Кру, в некоторых областях Италии так называют мать, это
может быть обозначением детской деревянной лошадки и воспроизведением младенческого лепета. Во всяком случае -
нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения".
Абсолютный нигилизм поколения дадаистов не был легкомысленной позой, он оказался спровоцированным драматическим
историческим контекстом - войной в Европе 1914-1918 гг. В начале 20-х годов еще свежи были воспоминания о страшной
бойне, страсти были накалены. Ален и Одетт Вирмо в своей энциклопедии "Метры сюрреализма", упоминая Дада, пишут:
"Чтобы в этой раскаленной атмосфере суметь навязать новые идеи, приходилось кричать как можно громче. Тон задавали
апостолы войны и глашатаи победы." Попытки заглушить царящие в то время ура-патриотические речи были небезопасны и
предполагали исключительную мощь легких. Дадаисты к этому времени, как известно, встали в решительную оппозицию всем
"воякам" и той цивилизации, которая пожелала, допустила и воспела войну. При этом они выбрали язык насмешки, абсурда,
почти буффонады".Дадаизм с первых своих шагов оказывается космополитическим движением. Завсегдатаями "Кабаре
Вольтера" были представители многонациональной художественной богемы: румын Тристан Тцара, немец Хуго Балль,
франко-немец Жан Ганс Арп и др.
Программным документом движения был "Манифест Дада 1918 года".
В это время Тцара сближается с Марселем Дюшаном и
Франсисом Пикабио, которые уговаривают его перебраться из Цюриха в Париж, где Тцара знакомится с поэтами Андре
Бретоном, Луи Арагоном, Полем Элюаром, Филиппом Супо и Пьером Реверди. Дадаизм переживает новый расцвет в 20-22
годах, вся Европа оказывается поражена дадаистским вирусом. Но многим последователям
дада начинает казаться, что они
вращаются в замкнутом круге. Часть художников - будущих сюрреалистов - стремится начать все заново и опираться на
теорию, в которой наряду со всеобщим отрицанием главенствующее место должно было занять бессознательное.
Дадаистами создается ряд "бессмысленных" произведений: "Святая дева" Пикабии
выглядит как чернильная клякса. Картина
"LHOOQ" Марселя Дюшана представляет собой репродукцию Моны Лизы с пририсованными усами. Другая его произведение
под названием "Фонтан" представляет собой писсуар с росписью художника. Дюшан вырывает банальный объект из его
контекста в соответствии с концепцией "готовых" (ready-made) объектов. Внезапно возникнув, дадаизм также внезапно,
в 1922 году закончил свое существование, отступив перед победным натиском сюрреализма. С одной стороны, он
способствовал усилению процесса развития абстракционизма, с которым многие дадаисты впоследствии сомкнулись, с
другой стороны он послужил почвой сюрреализму.
|