Логотип

Эволюция художественных стилей в период
Декаданса

  

 
  Карта сайта
 
 
  Декаданс  
      Исторический аспект
      Искусство Декаданса
 
  Истоки модернизма  
 
  Модернизм  
 
    Постмодернизм
    Московская биеннале
 
  Художественная галерея  
 
  Список источников  
 

Декаданс


На рубеже XIX – XX вв., происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становится еще более разнообразной. Мунк. Крик
Это многообразие не могло не отразиться на искусстве, литературе, философии, на культуре в целом, отобразивших и культурный упадок, и деградацию техногенной цивилизации на рубеже двух последних веков II тысячелетия, и метафизический подход к решению глобальных проблем, попытку осознания новой роли человека в мире.

В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX-XX вв. получил название ”декаданс” – “ decadence” (упадок), а искусство и культура – декадентские.

Декаданс – особая форма умонастроения, которая отличала многих представителей мировой и русской культуры в конце XIX – начале XX века. Внешне она выражалась в преобладании настроения отчаяния, бессилия, душевной усталости.
Подобное неприятие окружающего мира возникает в кризисные эпохи. Важно отметить, что декадентство – это не литературное направление и не название одного из стилей, а сочетание взгляда на действительность как на предмет, не стоящий изображения, и пристального внимания к изображению внутреннего мира личности.
Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения – вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности.
Энсор. Въезд Христа в Брюссель
Главное свойство и особенность декаданса – растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира.
Прежние идеалы исчезали, новые казались опасными и разрушительными, и за дымящимися руинами прежних художественных иллюзий едва ли различались новые вершины.
Несомненно, было лишь осознание тления, разочарования, конца.
Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения, появляется ощущение дисгармонии мира, нестабильности человеческого существования, происходит бунт против рационального искусства, растет роль абстрактного мышления мистицизма, стремления к новаторству любой ценой.
Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания. На этой теоретической основе и сложился декаданс.


Назад Карта сайта Вперед