В истории искусства, в отличие от науки, техники, философии, любой период кончается упадком.
Искусство эволюционирует вместе с порождающей его жизнью, стремительное изменение пластического
языка – не столько дерзкий эксперимент, сколько исторически обусловленная, естественная реакция
на новые и совершенно непривычные реалии.
Испокон веков искусство выполняло функцию своего рода эмоциональных и интеллектуальных
амортизаторов между реальностью и человеческим сознанием, и в Новое Время их роль чрезвычайно
возросла, “позитивное зеркало” искусства XIX века сменилось в XX веке “разбитым зеркалом”,
а может быть и зазеркальем модернизма.
Духовная и материальная культура XX в. – это продолжение социокультурных процессов
века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и
потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом
естественных исторических изменений.
В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания
человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового
отношения дала французcкая живопись, которая стала не только активно темпераментной,
но окрашенной субъективными переживаниями человека. Реальная, живая жизнь, с ее
сюжетами и проблемами, просилась на холст живописца.
Молодые парижские художники хотели говорить о своей эпохе языком именно этой эпохи;
академический язык, с его обязательной ориентацией на классические образы был отвергнут.
Так рождался импрессионизм, главная цель которого – запечатлеть мгновения жизни.
|