Анализ компьютерных информационных систем (КИС)
1.Система-это совокупность выделенных по некоторому признаку элементов и связей между ними представляющая собой некоторое единство, целостность и направленная на достижение определенной цели. Подсистема- это часть системы, выделенная по некоторому заданному признаку. Эл. Системы - это неделимая с точки зрения определенного наблюдателя часть системы. Большая система – это система, которая не может быть рассмотрена и изучена иначе как в виде совокупности выделенных по некоторому признаку и связанных подсистем. Сложная система – это система, обладающая хотя бы одним из показателей сложности систем. 1. Большие размеры системы 2. Необходимость использования нескольких языков описания и рассмотрения ее сточки зрения разных наблюдателей 3. Сложность математических моделей при описании систем 4. Неточность информации 5. Наличие элементов с собственными интересами 2.Любая система обладает следующими свойствами 1.Делимость. Система может быть разбита на элементы. 2.Целостность. Система рассматривается, как некоторое единство с общей глобальной целью если из системы выпадает какой-либо элемент, то образуется новая система. 3.Изолированность. Можно указать границу, отделяющую систему от внешней среды. 4.Относительная изолированность. Система выделяется из внешней среды. Но необходимо заранее уточнить, где проходит граница системы. 5.Разнообразие. Каждый элемент, входящий в систему может выполнять различные функции.
3. Системный анализ (С.А). С.А – это раздел науки, предметом рассмотрения которого являются: проблемы исследования и разработки, анализа и синтеза больших и сложных проблем. С.А это методология здравого смысла позволяющая создавать и совершенствовать сложных систем и решать сложные проблемы. Системный подход. Некоторая общая методология исследования больших и сложных систем или решения сложных недостаточно четко сформулированных проблем. Примеры:
4.Системный подход при решении сложных проблем. Разделен на восемь этапов.
1. Формирование и определение проблемы 2. Выяснение и рассмотрение конечных глобальных целей и критериев 3. Структуризация проблемы и разбиение ее на более частные проблемы 4. Разбиение проблемы на более частные цели, достижение которых должно привести к достижению общей цели 5. Анализ ресурсов возможностей, ограничений 6. Выявление альтернативных вариантов и путей решения проблемы 7. Анализ и сравнение альтернатив, и принятие решений по каждой частной задаче 8. Реализация решения 9. Анализ результатов, их оценка, накопления опыта для решения будущих проблем.
5.Системный подход при анализе и совершенствовании сложных КИС. Состоит из пяти стадий. 1.Определение системы и ее структуры. определение, что входит в систему, что является внешней средой и определение границ системы. выявление “узких мест” восстановление структуры существующей системы. 2.Диагностика системы. выявление фактических функционирования отдельных подсистем, входящих в систему. выявление существующих связей между подсистемами. построение моделей для отдельных подсистем. 3.Проверка согласованности целей, критериев. композиция глобальных целей и реалий исходя из существующих реалий проверка согласованности выявленных фактических целей с одной стороны, подписанных ранее целей и критериев с другой 4.Оценка резервов и возможностей совершенствования системы оценка имеющихся резервов по каждой подсистеме в отдельности. оценка резервов, которые можно получить за счет лучшей организации системы. Предварительная экономическая оценка эффективности. 5.Формулировка проблемы совершенствования системы. Здесь следуют этапы конкретизации, структуризации, формализации проблемы и решения ее в соответсвии с изложенными выше рекомендациями. 6.Бизнес как система.
Входами(U) являются
Выходами
Основные процессы бизнеса:
Бизнес обычно рассматривают как развивающуюся систему с внутренними и внешними обратными связями. В качестве примеров информационных обратных связей можно привести
Основные цели бизнеса
7. Виды описания. Любая информационная система может быть описана множеством способов в зависимости от позиции наблюдателя. 1.Морфологическое или структурное – это описание с помощью структурных схем 2.Математическое – описание на языке математических формул 3.Описание на каком-либо искусственном языке 4.Описание на естественном языке Виды обеспечения Кис - техническое обеспечение, программное, математическое, организационное и другие виды необходимые для обеспечения нормального выполнения всех предписанных функций системы.
8.Классификация Кис. В зависимости от назначения КИС системы подразделяются на несколько типов. · Информационные системы управления (ИСУ) · Информационно поисковые системы · Экспертные системы · Системы поддержки принятых решений · Офисные системы · Гибридные системы и т. д. 9.Жизненый цикл создания и развития ИСУ. Методология ЖЦ ИСУ базируется на понимании того, что ИСУ является развивающейся системой проходит в процессе развития ряд стадий. Принципиальное отличие ИСУ от многих технических систем состоит в том, что ИСУ должна развиваться вместе с организационной системой, для которой она создана. На стадии эксплуатации эффективность ИСУ даже при использовании новейших информационных и телекоммуникационных технологий может существенно меняться при структурных преобразованиях в организации. Быстрый прогресс в компьютерной технике и телекоммуникациях приводит к моральному старению ИСУ необходимости модернизации или модификации и ускорению жизненного цикла. Само понятие “ЖЦ” трактуется как процесс модернизации или модификации существующей или разработки новой ИСУ. При эксплуатации ИСУ можно выделить начальную фазу, когда идет освоение ИСУ, фазу эффективной эксплуатации и фазу деградации системы, когда возникает необходимость её модернизации или разработки новой системы. На этом ЖЦ завершается и начинается новый цикл. Процесс разработки новой системы включает три крупных стадии
10.2. Спиральная модель Ж.Ц. (80-е – 2000гг.) Делает упор на начальные этапы Ж.Ц.: анализ требований; проектирование спецификаций (описание системы на языке заказчика); предварительное и детальное проектирование. На этих этапах проверяется и обосновывается разумность технических решений путем создания прототипов. Каждый виток спирали соответствует созданию модели П.О., фрагменту П.О. или версии П.О. на которых уточняются детали, характеристики, цели, определение качества. При использовании этой модели Ж.Ц., заказчик принимает непосредственное участие в процессе разработки. Недостатком спиральной модели является сложность планирования времени и средств. 11. Математическое описание процессов и систем. Иерархический принцип описания заключается в том, что система задается семейством моделей, каждая из которых описывает поведение или цели системы с какой либо одной стороны, с позиций одного из наблюдателей или с определенного уровня абстрагирования. Для каждого уровня существует ряд характерных особенностей: переменных, законов и принципов, с помощью которых описывается поведение системы. Описание систем включает в себя следующие этапы: 1. определение системы, выделение системы из внешней среды, определение границ системы 2. определение входов и выходов системы 3. описание структуры, выделение элементов системы 4. описание свойств элементов, входящих в систему 5. Описание взаимосвязей между элементами и подсистемами. 12. Классификация математических моделей. Существует несколько линий классификации математических моделей: 1. Линия классификации
2. Линия классификации:
3. Линия классификации:
4. Линия классификации:
5. Линия классификации: Оптимизационные модели – для нахождения оптимального решения Имитационные модели – имитация поведения процесса во времени Прогнозирующие модели – для получения прогнозных оценок процесса 6. Линия классификации: модели с непрерывным временем модели с дискретным временем 13. CASE – технологии. Case средства - это программные средств, поддерживающие процессы создания и сопровождения информационных систем. Case - технологии включают в себя: Case – средства, а также Case – методологии, которые базируются на структурных методологиях. Case – средства: стали использоваться в 70-х годах. В своем развитии они претерпели две генерации: Case – средства 1-го поколения (Case – 1) – применялись до конца 80-х годов. Они позволяли осуществлять следующие функции: 1. Создание документации с использованием компьютера. 2. Создание диаграмм с использованием компьютера. 3. Автоматизированный анализ, разработка и проверка. 4. Проектирование спецификации. Case – средства 2-го поколения (Case-2) – Развивались с конца 80-х годов, они поддерживают: 1.Автоматическую кода – генерацию на основании спецификаций. 2. Информационную поддержку управления проектированием. 3. Построение прототипов и моделей системы. 4. Контроль за соблюдением стандартов по всем этапам Ж.Ц. 14. Программные средства реализации информационных процессов. П.О. - это набор программ, процедур, правил и документации, входящих в состав вычислительной системы. П.О. – подразделяется на три основных класса А) Системное Б) Прикладное В) Инструментарий программирования А) Системное П.О. (С.П.О.) – Это П.О. используемое для разработки и выполнения прикладных программ. Основными функциями СПО – являются: 1. Создание операционной среды для функционирования программ. 2. Обеспечение эффективной работы компьютера 3. Проведение диагностики и профилактики аппаратуры компьютера. 4. Проведение вспомогательных технологических процессов (архивация, восстановление файлов и т.д.) Б) Прикладное П.О: 1. О.С – это программа, которая начинает свою работу сразу после включения компьютера и управляет выполнением пользовательских программ, а так же управляет ресурсами компьютера (Windows 9x/NT) 2. Программные обеспечения - это программы, которые предоставляют пользователю удобный интерфейс, работы с О.С скрывают от него подробности задания команд. Они бывает: текстовыми (Far Manager) и графические (Windows 3.11) В) Инструментарий программирования – это программные продукты, поддержки технологий программирования. Язык программирования – это формализованный язык, для описания алгоритма решения задачи на компьютере. Прикладное программное обеспечение (ППО)- это программные средства, предназначенные для решения того или иного класса задач. ППО – общего пользования включает в себя: 1. Текстовые процессоры.(MS Word) 2. Электронные таблицы(MS Excel) 3.Графические редакторы (Paint) 4. Системы управления базами данных (MS Access) 5. Средства создания презентации (MS Power Point)
15. Технические средства реализации информационных процессов. Компьютер – это универсальное средство для автоматизации обработки информации. Первоначально компьютеры создавались для проведения различного рода вычислений, затем оказалось, что компьютер может обрабатывать и другие виды информации т.к. любой вид информации может быть представлен в числовом виде. В настоящее время компьютеры используются для создания текстов графики управления предприятиями хранения информации. Для того чтобы компьютер понимал информацию её нужно перевести в числовую форму, т.е. кодировать т.к. вся информация в компьютере представлена в виде нулей и единиц т. е. в двоичной системе счисления. Для ввода и вывода информации к компьютеру подключаются дополнительные устройства, называемы периферийными: Монитор – для изображения графической и текстовой информации. Клавиатура для ввода символьной информации Мышь указательное устройство для облегчения ввода информации. Принтер – устройство для вывода текстовой и графической информации на печать Модем – модулятор/демодулятор устройство для преобразования и усиления сигналов, поступающих из линий связи в компьютер и выходящих из него В настоящее время многие компьютеры работают не изолированно друг от друга, а объединены посредством кабелей, телефонных линий, В компьютерную сеть. Существует несколько видов сетей: Локальная сеть – это группа компьютеров объединенных между собой посредством кабелей. Глобальная сеть – это сеть в которую входит множество сетей и обмен в которой, ведется по определенным правилам. Интернет – это всемирная совокупность компьютерных сетей данные в которой передаются по протоколу TCP/IP и на территории, которой существует единое адресное пространство.
16. Программные средства MS Office. Microsoft Word – это текстовый процессор для создания больших документов позволяет не только набирать и редактировать текст но и форматировать его, вставлять в него различные графически изображения аудио и видео файлы. Microsoft Excel – электронные таблицы предназначенные для автоматических расчетов удобное средство для создания различных отчетов Microsoft PowerPoint – программа для создания различны презентаций позволяет создавать презентационные материалы в виде распечаток транспарантов. Microsoft Access - система управления базами данных (СУБД) Microsoft Binder - программа для группировки всех необходимых для проекта документов, книг презентаций. Microsoft Outlook – программа для хранения информации управления ею и обмена. Позволяет получать и отправлять электронные общения.
|
||
copyright (c) 2006, Kemlya-shool. all right reserved |