На главную

 

Бирюза

Кость сожженных страстью

 

 

 

Бирюза  

Кость сожженных страстью – бирюза –

Тайная мечта…

Многим я заглядывал в глаза:

Та или не та?

                                        Максимилиан Волошин.

 

Название «бирюза» происходит от персидского слова «фируза» и, в зависимости от транскрипции, переводится как «победоносный», «благоденствующий», «приносящий удачу в делах, счастье». В Европу бирюза попала от персов и турок и поэтому называлась «тюркуаз», или «тюркиз».  Первым европейцем, описавшим бирюзу, был Марко Поло. Распространение бирюзы по торговым путям евразийского и обоих американских континентов способствовало расхождению по миру и суеверий, связанных с этим голубым камнем.

 

Кольцо с бирюзой        Культ камня… лучше и не скажешь о широком распространении изделий из бирюзы, а также суеверий, связанных с ней. Согласно поверьям персов, бирюза – это кость людей, умерших от любви. Бирюзу чаще всего обрабатывали в идее кабошонов. Персы считали, что обработанная так бирюза, или, по их словам, «имеющая форму женской груди», - помощник во всех любовных делах. Носящий бирюзу будет долго жить в благоденствии и никогда не увидит дурных снов. Она гарантирует симпатию и приязнь, примиряет поссорившихся супругов.

 

Академик А.Е. Ферсман справедливо указывал: «Нет ни одного камня, который играл бы большую роль в человеческих суевериях и лечебном деле, чем персидская бирюза».

 

Красота  и популярность бирюзы, давнее широкое распространение суеверий и убеждений, с ней связанных, нашли свое отражение в поэтическом и фольклорном творчестве. Описывая  (или придумывая) различные жизненные ситуаций или литературных героев, писатели и поэты невольно способствовали укреплению существовавших либо вновь придуманных поверий о бирюзе.

 

Змеи из бирюзы

       Камень влюбленных не мог не появиться у А.И. Куприна в повести «Суламифь». В этом гимне любви, на страницах, сверкающих подарками царя Израильского, сияет и голубизна персепольской бирюзы, «которая приносит счастье в любви, прекращает ссору супругов, отводит царский гнев...»

 

«Бирюзы значенье голубой – счастье в дом наш принесет с тобой».

                                                                                      Низами.

 

«Парадное ложе стояло под шатром из парчи, с вышитыми бирюзой строками из Корана… под его золоченым куполом прежде стояло знамя пророка Магомета».

                                                                                               Оскар Уайльд.

«И блекнет  бирюза влюбленных, когда проходит любовь».

                                                                                    Саади.

«И твои зеленые глаза, как персидская больная бирюза».

                                                                                                      Николай Гумилев.

 

Впрочем, большинство упоминаний о бирюзе радостны и светлы. До сих пор в поэтическом восприятии человечества скарабей из бирюзы – символ успокоения, отдохновения, счастья.

 

Лей слезы, лей…

Но ото всех на свете

Обид и бед земных

И ото всех скорбей –

Зеленый скарабей

В потомственном браслете,

Зеленый скарабей,

Зеленый скарабей.

Александр Мартынов.

Кольцо с бирюзой  

В поэме Н.А. Некрасова «Коробейники» Иван рад одарить приглянувшуюся ему Катерину всем, что есть в его коробе. Но она взяла только «бирюзовый перстенек». В то время как на деревне «две снохи за ленту пеструю расцарапалися в кровь», Катерина отказывается от куда более соблазнительных для крестьянской девушки вещей:

 

Дал ей ситцу штуку целую,

Ленту алую для кос,

Поясок – рубаху белую

Подпоясать в сенокос

Все поклала ненаглядная,

      В короб, кроме перстенька.

 

Да и перстень она выбрала самый простой. Коробейник же хвалился, что у него есть богатые украшения:

 

Кольцо с бирюзой

 

Видишь, камни самоцветные

В перстеньке как жар горят…

 

 

Почему же ярким самоцветам Катерина предпочла скромную бирюзу? Этот эпизод подчеркивает целомудренное бескорыстие любви крестьянки и  в тоже время скрывает глубокий подтекст. Бирюза стала одним из самых излюбленных талисманов, распространенных в простонародье. Считалось, что она приносит счастье. Но у этого камня было и особенное значение. Испокон веков у многих народов он служил любовным амулетом. Греки считали бирюзу камнем богини Афродиты, римляне – Венеры. На Востоке бирюза являлась украшением невест. На Руси ее называли «девичьем камнем» и тоже видели в ней символ любви. Иван, расставаясь с Катериной, пообещал:

 

Опорожнится коробушка,

На Покров домой приду

И тебя, душа-зазнобушка,

В Божью церковь поведу!

 

Поэтому Катерине перстенек с бирюзой дорог как знак  обручения с Иваном, как свидетельство того, что она стала ее невестой, а еще - как залог его верности. В. Мезенцев в книге «Каменная сказка» приводит широко известное поверье: если один из влюбленных дарит другому бирюзу, а потом чувства его остынут, то бирюза потускнеет. Недаром у восточного поэта Саади есть строки:

 

И блекнет бирюза влюбленных,

Когда проходит их любовь.

 

Бирюза

  В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» «усовершенствованный» лакей Петр носит бирюзовую сережку. Но в этом случае камень имеет совсем иное значение. Петр старательно копирует манеры господ. Если Николай Петрович Кирсанов играет на виолончели, то Петр настойчиво, хотя и безуспешно, осваивает гитару. Не простонародную балалайку, а «благородный инструмент», популярный в дворянской среде. Претензии же Петра на учтивость поведения и некоторое щегольство в одежде свидетельствуют о том, что Павел Петрович Кирсанов стал для него образцом для подражания.

 

Недаром, в конце романа мы узнаем, что Петр наконец обзавелся лаковыми полусапожками, вероятно, такими же, в каких Павел Петрович вышел в гостиную в день приезда аркадия и Базарова. И бирюзовая сережка Петра – это пародийное копирование утонченных вкусов Павла Кирсанова, который даже в деревне застегивает манжеты своей рубашки «одиноким крупным опалом». Но, возможно, Петр носит бирюзу потому, что более дорогие украшения ему не по карману. По народным поверьям, бирюза, принося удачу, являлась еще и оберегом, охраняющим человека от опасностей и от случайной гибели. Об этом камне говорится: «Носящему его весельство наводит. А еще кто его носит при себе, не может быти тот человек убит».

 

 А Петр был малым трусоватым, о чем свидетельствует его поведение на дуэли. Хотя Петр участвует в ней в качестве секунданта, он не в состоянии даже формально выполнять свои функции и испуган так, словно смертельная опасность угрожает ему самому, а не участникам поединка. Базаров только начал отмеривать шаги, а Петр уже обращается к нему: «Евгений Васильевич, - трудом пролепетал Петр (он дрожал, как в лихорадке), - воля ваша, а я отойду».

 

Бирюза  

Кажется, больше всего он боялся, как бы дуэлянты ненароком не попали в него самого. Недаром Базаров с иронией посоветовал ему встать за дерево, что тот, видимо, и исполнил в точности. И когда потребовалась помощь раненому Павлу Петровичу, Базаров никак не мог дозваться лакея: «Петр! Поди сюда, Петр! Куда ты спрятался?» таким образом, бирюзу Петр, скорее всего, носил в качестве охранительного талисмана, заботясь о безопасности своей драгоценной жизни.

 

О том, насколько распространенной была вера в спасительную силу бирюзовых амулетов, свидетельствует эпизод из воспоминаний В.А. Нащокиной о Пушкине: «Незадолго до смерти поэта мой муж заказал сделать два одинаковых золотых колечка  с бирюзовыми камешками. Из них одно он подарил Пушкину, другое носил сам как талисман, предохраняющий от насильственной смерти». В ответ Пушкин сделал для жены друга браслет с бирюзой. Но, видимо, собираясь на дуэль с  Дантесом, поэт забыл про всесильную бирюзу (или намеренно не захотел прибегать к ее помощи). После дуэли смертельно раненный Пушкин, доставленный домой, попросил своего секунданта подать ему шкатулку и, вынув бирюзовое колечко, подарил его Данзасу с тем же объяснением: «Это – талисман от насильственной смерти». 

Вверх