![]() |
Заключение |
|
||||||||
Исследуя литературу о самоцветах, не устаешь удивляться тому функциональному многообразию, которое выполняет камень в русской и зарубежной литературе. В работе раскрывается роль некоторых из них: § Жемчуг - «окаменевшая капля росы…», - так объясняли его происхождение в Средние века, с одной стороны, является символом духовной красоты, но в то же время, предвестием слез, грядущих несчастий. В мире арабо-мусульманской культуры жемчуг был символом вершин мудрости, красноречия, искусств. В лирике поэтов Серебряного века представляет яркие и многообразные образы;
§ Бирюза – «кость людей, умерших от любви» является средством характеристики не только литературных персонажей, но и их поступков, что можно проследить на материале русской классики («Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Коробейники» Н.А. Некрасова, «Суламифь» А.И. Куприна) и восточной поэзии Саади, Низами. Камень влюбленных не мог не появиться у А.И. Куприна в повести «Суламифь». В этом гимне любви, на страницах, сверкающих подарками царя Израильского, сияет и голубизна бирюзы, «которая приносит счастье в любви, прекращает ссору супругов, отводит царский гнев…
§ Опал выступает в роли выразительной детали, способной создать точный, поэтичный портрет литературного героя и передать его внутреннее состояние в эпических произведениях. Например, «одинокий опал», выбранный Павлом Петровичем Кирсановым для запонок, становится в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева весьма значительной деталью. Этот камень высоко ценился знатоками, недаром его называли «благородным опалом». Выбор Павла Петровича подчеркивает его аристократизм, утонченную изысканность его вкусов. И в то же время в средние века опал считался камнем одиночества, символом разрушенных иллюзий и обманутых надежд. Упоминание об опаловых запонках Тургенев словно намекает на душевное состояние героя после печального завершения его любовной истории;
§ Гранат является одним из самых распространенных атрибутов любовной символики, используемой писателями и поэтами разных стран. Магические свойства граната помогают раскрыть глубинную и таинственную связь с внутренним миром литературного героя в прозе («Гранатовый браслет», «Суламифь») А. Куприна и поэзии А.Ш. Навои, Низами, О. Хайяма;
§ Коралл исполняет роль образа-символа защитника и врачевателя душевных ран в народных поверьях. Так, например, в рассказе Куприна «Олеся» рассказчик застает пустую хату: «Со стесненными, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг мое внимание привлек яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», - единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви».
§ Сердолик – символ русской поэзии Серебряного века. Он оказался, пожалуй, единственным материалом в культах народов мира, не подвластным перепадам капризной моды.
Таким образом, можно прийти к выводу, что за гранями самоцветов, словно случайно, мимоходом брошенных писателями на страницы своих произведений, скрывается порой глубокий смысл.
Камень - это символ - образ, художественная выразительная деталь, олицетворяющая характер героя, его поведение и даже внутренний мир самого автора.
|