Ludwig van Beethoven
Людвиг ван Бетховен – великий и, пожалуй, самый известный немецкий композитор, пианист и дирижер. Родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 (крещен 17 декабря). Дед по отцовской линии, тоже Людвиг, был придворным музыкантом в капелле курфюрста-архиепископа
Кёльнского. Он дослужился до должности придворного капельмейстера
и пользовался
уважением окружающих. Его единственный сын Иоганн пел в той же капелле, но не так же успешно, как и свой отец, поскольку он вел беспорядочную жизнь. Он женился на Марии Магдалене Лайм, которая родила ему 7 детей, 4 из которых умерли.
Людвиг, бывший страшим из трех сыновей, жил в нищете. Отец хотел сделать из него второго Моцарта. Со временем отцу прибавили жалованье в расчете на будущее его одаренного и трудолюбивого сына. Людвиг занялся игрой на скрипке и фортепиано. На первом он играл неуверенно, а на фортепиано больше импровизировал. К. Г. Нефе, с 1782 боннский придворный органист, стал первым настоящим учителем Бетховена.
Обязанности Бетховена как придворного музыканта значительно расширились, когда
эрцгерцог Максимилиан Франц стал курфюрстом Кёльнским. Франц начал проявлять
заботу о музыкальной жизни Бонна, где располагалась его резиденция, и в 1787
Бетховену удалось впервые посетить Вену (в то время музыкальную столицу
Европы). Он учился даже у Моцарта, который по слухам был доволен им и
предсказал ему светлое будущее. Но вскоре ему пришлось вернуться домой, к
матери, которая лежала при смерти. После ее смерти он остался единственным
кормильцем в семье вместе с отцом-алкоголиком и двумя младшими братьями.
В Вене, куда Бетховен приехал во второй
раз в 1792 и где оставался до конца своих дней, он быстро нашел титулованных
друзей-меценатов. Одаренность юноши, его жадность к музыкальным впечатлениям,
пылкая и восприимчивая натура привлекли внимание некоторых просвещенных
боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему
свободный вход в любые музыкальные собрания. Особенно много сделало для него
семейство Бройнинг, которое взяло опеку над неуклюжим, но оригинальным молодым
музыкантом. Доктор Ф. Г. Вегелер стал ему другом на всю жизнь, а граф Ф. Е. Г.
Вальдштейн, его восторженный почитатель, сумел убедить эрцгерцога послать
Бетховена для учения в Вену.
Люди, встречавшиеся с молодым
Бетховеном, описывали двадцатилетнего композитора как коренастого молодого
человека, склонного к щегольству, порой дерзкого, но добродушного и милого в
отношениях с друзьями. Понимая, что он недостаточно образован, он отправился к
Йозефу Гайдну, признанному венскому авторитету в области инструментальной
музыки (Моцарт умер годом ранее). Он некоторое время приносил ему для проверки
упражнения в контрапункте. Гайдн, однако, вскоре охладел к строптивому ученику,
и Бетховен втайне от него стал брать уроки у И.Шенка и затем у более
основательного И.Г.Альбрехтсбергера. Помимо этого, желая усовершенствоваться в
вокальном письме, он посещал в течение нескольких лет знаменитого оперного
композитора Антонио Сальери. Вскоре он вошел в кружок, объединявший
титулованных любителей и профессиональных музыкантов, и чуть позднее Князь Карл
Лихновский ввел молодого провинциала в круг своих друзей.
Бетховен восторженно принимал
революционные лозунги и воспевал свободу в своей музыке. Вулканическая,
взрывчатая природа его творчества – несомненно, воплощение духа времени, но
только в том смысле, что характер творца был в какой-то мере сформирован этим
временем. Смелое нарушение общепринятых норм, мощное самоутверждение, грозовая
атмосфера бетховенской музыки – все это было бы немыслимо в эпоху Моцарта.