Автор: Соколов Герман 9"а" класс МОУ СОШ #29
Была глухая сторона, где нынче выросла Чуна

Своим возникновением п.Чунский прежде всего обязан сооружению железнодорожной магистрали Тайшет-Лена, которое в 1938-1958 годах велось силами заключённых Управлений Ангарского и Озёрного строительств НКВД/МВД СССР. Причем, особо следует отметить, что трасса железной дороги, следуя особенностям рельефа местности, пролегла в стороне от старожильческих деревень Новочунка, Бидоги, Городище, Мироново, Захаровка, Елань и др. А пристанционными посёлками становились новые населённые пункты - Парчум, Каменск, ст. Новочунка, Октябрьский, Изыкан, Таргиз, где градообразующими предприятиями являлись леспромхозы, в больших количествах поставляющие народному хозяйству СССР лесопиломатериалы.

Как известно, 30.08.1945 г. Государственный комитет обороны (ГКО) принял постановление "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" по масштабному освоению природных богатств Восточной Сибири". Для обеспечения очередной стройки века протяжённостью 5580 км живой силой создавалась разветвлённая сеть исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Так, например, на январь 1946 года списочный состав лагеря №7 (Тайшетлаг, начальник - майор Орловский, главный инженер - майор Санючевич) для японских военнопленных насчитывал 38535 человек. Немало лаготделений (колонн) было и на территории современного Чунского района. У каждой такой колонны - островка ГУЛАГа - была своя специализация: лесозаготовки, строительные или земляные работы, подсобные производства, лазарет, содержание пути, автобаза, кирзавод, лесошпалопиление и т.д. В них содержалось от 200 до 800 и более заключённых.

Краеведы школы №1 установили, что 10 августа 1946 года на 141-ом километре строящейся железной дороги высадился десант - Яков Григорьевич Белоус и Иван Васильевич Гончаров с группой рабочих. Перед ними была поставлена задача провести монтаж оборудования лесоцеха. И в сентябре этого же года цех начал выпускать продукцию. Правда, работы велись, в основном, вручную (9-10 кубометров в сутки). Работами руководил Иван Михайлович Красный.

В конце сентября на 141 км прибыла большая группа строителей (450 человек) во главе с Гладилиным. Для их приёма был построен палаточный городок из 17 палаток в районе ж/д вокзала. Вскоре прибыла и вторая партия. Строительство железной дороги требовало шпал, а для этого нужны были новые цеха. И в июне 1947 года был сдан в эксплуатацию лесозавод (старший прораб - Александр Иванович Соломенцев, начальник лесозавода - Григорий Арсентьевич Черных, 1948 г.). За сутки он выпускал до 380 кубометров лесопродукции. Через месяц был пущен столярный цех. Первым директором ДОКа, проработавшим в этой должности до перевода в Москву в 1966 году, был Наум Алторович Эпштейн.

Работать приходилось в суровых климатических условиях: зимой морозы достигали 60 градусов ниже нуля, когда не выдерживал даже металл и механизмы выходили из строя. А летом первостроителей одолевал гнус и без накомарников нельзя было и шагу ступить. Кругом стояла вековая тайга, чередующаяся с непроходимыми болотами, и лишь с помощью пилы, топора, кирки, лопаты, лома и тачки метр за метром отвоёвывались площадки под жильё.

Долгое время Чуна представляла из себя группу разрозненных лагерных городков, расположенных от ДОКа до района старого банка, связанных между собой грунтовой дорогой вдоль железнодорожного полотна. Трудно себе представить, что котлованы под первые благоустроенные дома по нынешней улице Свердлова стали рыться лишь в 1959-1960 годах, а водонапорная башня, построенная японскими военнопленными незадолго до своей репатриации (1949 г.), почти десятилетие считалась окраиной посёлка!

В 1948 году из-за вырубок был ликвидирован Топорковский ЛЗК, а все ресурсы передали Чунскому ОЛЗП (особый лесозаготовительный пункт). Со временем этот домостроительный комбинат стал поставлять оконные и дверные блоки для строек всей возводимой магистрали, включая Братск, Тайшет и Усть-Кут.

В 1948-1949 годах в соответствии с распоряжением министра Минлесбумпрома СССР от 27.05.1948 г. №5362 были проведены изыскания и первоочередные работы по проектированию Баяндаевского ЛПХ треста "Тайшетлес" Главвостсиблеса. Вывозка древесины с делян для сплава по реке Чуне первые годы осуществлялась по железнодорожной колее 750 мм с паровозной тягой. Лесозаготовительный трест "Братсклес" был организован на основании постановления Совета Министров СССР от 06.12.1949 года в целях промышленного освоения многолесных районов Восточной Сибири.

21 февраля 1948 года ПВС СССР принял секретный указ "О выселении из Украинской ССР лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни". Указ предоставлял право местному руководству при помощи колхозных собраний и сельских сходов решать вопрос о выселении за пределы республики, как правило, на 8 лет практически любого живущего в деревне человека в спецпоселения в бассейнах рек Оби, Енисея и Лены. В начале указ действовал в 16 восточных областях Украины, а со 2-го июня охватил всю территорию СССР, за исключением западных областей Белоруссии. Так в лесных посёлках Иркутской области появились выходцы из Западной Украины.

10 августа 1949 года за счет разукрупнения Питаевского сельсовета был образован Мироновский сельский Совет, в который входили ст.Чуна, 203 участок, 028 участок, п.Октябрьский, 136 км, 139 км, п.Бидоги, уч.Заречный, п.Тарея, д.Баёр, Сплавная контора, д.Мухино, п.Таргиз, Баянда, Захарово, Савельево, Изыкан, Сосновка, Чукша, Мироново.

Уже в 1950 году при ж/д вокзале существовало отделение связи (начальник Лидия Васильевна Герасимова), в штате, включая почтальонов, числилось всего 5-6 человек. Затем почта размещалась (до 1964 г.) в 2-квартирном доме по ул.Почтовая (Свердлова), до 1988 г. в системе почтовой связи работала Тамара Васильевна Бусарева, ветеран почтовой связи. С 1965 г. узел связи в течение 10 лет возглавлял Иван Иванович Колперов. С ноября 1994 узел связи размещался на ул.Ленина.

12 декабря 1953 года на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Чунский район с центром в п.Октябрьский. В состав района вошли Мироновский, Питаевский и Тарейский сельские Советы Алзамайского района; Бунбуйский, Балтуринский, Выдринский, Ганькинский, Новочунский и Червянский сельские Советы Шиткинского района; населённый пункт Паренда Тайшетского района и часть территории Братского сельского Совета Братского района и Худобочинского сельского Совета Тангуйского района.

На основании Указа ПВС РСФСР от 23.12.1955 г. № 732/47 образованы Октябрьский и Чунский поселковые Советы, а сами посёлки отнесены к категории рабочих посёлков. В январе 1956 года начинает свою деятельность Чунский поселковый Совет (находился там, где сейчас пятиэтажный дом в начале ул. Ленина). По штатам, утверждённым 7 февраля, поссовет состоял из председателя исполкома, секретаря, счетовода, работника военно-учётного стола. Первым председателем (с апреля 1956 по февраль 1959 г.) работал Афанасий Иванович Жук, участник ВОВ.

И хотя ещё в 1947 году, в целях улучшения жилищно-бытовых условий локомотивных бригад Совет Министров СССР обязал МПС ежегодно строить индивидуальные жилые дома для продажи их работникам ВСЖД, Чунский ЛЗК, вплоть до начала 60-х годов прошлого столетия, по-прежнему представлял из себя большое лагерное хозяйство с примитивной техникой и дешёвой рабочей силой заключённых (вывезены в Мордовлаг в 1961 году). Среди бараков и убогих засыпнушек заметно выделялись здания средней школы № 90 (директор Калачев, затем - А.А.Ивашин) и клуба "Железнодорожник" (директор Валентина Тишкова, затем в течение нескольких десятилетий во главе творческого коллектива стояла Анна Яковлевна Кузнецова), сданных в эксплуатацию осенью 1951 г. В начале 60-х годов к ним присоединились кирпичные школа № 25 (сейчас № 1, директор Владимир Александрович Дурас) и общественная баня по ул. Зеленая (ныне Щорса).

С 1 января 1963 года Чунский район был ликвидирован, его территория отошла к соседним районам. Совместным решением исполнительных комитетов областного сельского и промышленных Советов депутатов трудящихся от 12-16.02.1963 г. 5 сельсоветов отошли к Братскому району, поселковые Советы р.п. Лесогорск, Октябрьский, Чунский и 4 сельсоветов - к Тайшетскому горсовету. Указом ПВС РСФСР от 6.08.1964г. образован Чунский промышленный район в составе р.п. Октябрьский (центр района), Лесогорский, Чунский и сельских Советов: Баёрский, Новочунский, Тарейский, Таргизский.

15 сентября 1964 года исполнительный комитет Иркутского областного Совета депутатов трудящихся обратился с ходатайством в Президиум Верховного Совета РСФСР о перенесении центра воссозданного Чунского района из р.п. Октябрьский в р.п. Чуна "в связи с невозможностью размещения районных учреждений и организации в р.п. Октябрьский из-за отсутствия в нём необходимых служебных и жилых помещений.., а также учитывая то, что в р.п. Чуна располагаются основные промышленные предприятия, что он является наиболее крупным посёлком и расположен в центре района".

Ходатайство было удовлетворено, и в октябре райисполком (председатель Константин Гаврилович Жилкин, секретарь Эмма Ивановна Гавричкова) разместился в общежитии ЛЗК по ул. Почтовой (Свердлова), а райком партии (1 секретарь РК КПСС - Виктор Яковлевич Кудрявцев) - в начальной школе по ул. Мира (ныне школа № 24).

Указом ПВС РСФСР Чунский промышленный район был ликвидирован. С 12.01.1965. вновь создан Чунский район в составе 3 поселковых и 9 сельских Советов.

1 мая 1965 года было возобновлено издание районной газеты (редактор Борис Михайлович Мартынов). Первоначально тираж составлял всего 1100 экземпляров (в отдельные годы достигал 16 тысяч), а сама она печаталась в Тайшетской типографии. С 1967 года коллектив журналистов более четверти века возглавлял Валентин Васильевич Шелехов. Распоряжением Чунского районного Совета от 27.08.1991 года районная газета "Коммунистический путь" была переименована (по предложению читателей) в "Чунский вестник".

Мощным толчком к строительству жилья и объектов соцкультбыта в Чуне послужили планы развития народного хозяйства СССР на 1966-1970 годы, утверждённые 08.04.1966 г. на ХХ111 съезде КПСС, которыми, в частности, предусматривалось приступить к созданию Чунского лесопромышленного комплекса. Спустя несколько лет, в начале 70-х годов, в райцентре активно развернулось градостроительство. Велось оно с силами СМУ-8 (тех. руководитель п/п-к Владимир Николаевич Маршнев) круглосуточно, за год сдавали по 2-3 многоквартирных дома. Комплектующее для строительства крупнопанельных домов поступало по железной дороге из Красноярска-45.

Большой личный вклад в превращение Чуны лагерной в благоустроенный посёлок с современной инфрастуктурой внёс Павел Григорьевич Твердохлеб (1922-2005 г.г.), директор Чунского ЛЗК в 1966-1986 годах, почётный гражданин п. Чунский (1985 г.) и Чунского района (2003 г.), участник ВОВ, автор книги воспоминаний о Чуне "Любовь моя, печаль моя и радость", человек неординарный и в высшей степени добропорядочный. Его принципиальность, умение отстоять перед высоким начальством свою точку зрения привели к тому, что в короткие сроки были воздвигнуты ДК "Победа" (1975 г., директор Нина Александровна Евдокимова), кинотеатр "Янтарь" (1979 г., директор Галина Никитична Елизарова), пионерский лагерь "Радуга" (1985 г., директор Валентина Терентьевна Поволоцкая), городок профтехучилища (1972 г., директор Виктор Степанович Немтинов), райком партии, комбинат общественного питания (1975 г.), школы, спортклуб "Юность" (1981 г., Борис Иванович Кузнецов) детсады и многое другое, столь необходимое для комфортного климата.

Председатели поссовета уделяли большое внимание благоустройству Чуны: организовывались многочисленные субботники по высадке зелёных насаждений, проводились конкурсы на лучший дом, балкон и подъезд.

27.05.1973 г. состоялось открытие парка "Юность" (директор Валентин Гиберт), асфальтировались улицы, обновлялись тротуары и палисадники. В разные годы исполнительный комитет поселкового Совета возглавляли Н.И.Бирюкова, Н.А.Васильцов, В.П.Веретенников, Ф.К.Дриль, А.И.Жук, В.Ф.Гросс, Н.И.Зеленков, М.И.Карагодин, П.Н.Кулагин, Г.В.Никулин, И.И.Пайвин, К.М.Смелов, С 1990 года главой поселковой администрации является Михаил Иванович Красников.

Медицинское обслуживание населения быстрорастущего посёлка первоначально осуществлялось через железнодорожные больницу и поликлинику (возле клуба "Железнодорожник", заведующий Николай Андреевич Старыгин). Затем в 1958 году открылась врачебная амбулатория (где гостиница "Байкал", заведующая Мария Ивановна Единархова). 27.07.1960 г. был сдан в эксплуатацию больничный городок (в районе магазина "Василий"), участковая больница (главный врач Геннадий Николаевич Корнишин) состояла из четырёх уютных и чистеньких корпусов: общего, инфекционного, амбулатории и хозяйственного.

Позднее был построен двухэтажный деревянный корпус и 3-х этажный роддом по ул. Ленина в кирпичном исполнении. А после того, как заводоуправление с ул. Гоголя (построено в конце 1962 г.) переехало в новое помещение, там разместились поликлиника и администрация ЦРБ (образована в 1964 году). Медперсонал больницы приложил немало сил, чтобы благоустроить и озеленить территорию городка. 25.12.1999 года ЦРБ получила новые корпуса по ул. Советской (главврач Анастас Георгиевич Онуфриади).

12.04.1965 г. был сформирован Чунский РВК (первый военком Всеволод Фёдорович Желтовский). В декабре 1982 года поссовет разместился на 3-м этаже нового здания РВК (до этого они размещались в деревянном строении по ул. Фрунзе). 1 сентября 1967 года начались занятия в детской музыкальной школе по ул. Железнодорожной (ныне Ленина).

Накануне 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (1967 г.) райисполком утвердил решение поссовета о переименовании улиц: Набережной - в Саянскую, Песчаной - в Горького, Западной - в Матросова, Почтовой - в Свердлова, 2-й Зелёной - в 50 лет Октября, Доковской - во Фрунзе, Лесхозной - в Гагарина, 2-й Набережной - в Сибирскую, Химиков - в Дзержинского, Железнодорожной - в Ленина, Заводской - в Крупской, Зелёной - в Щорса, Строительной - в Бича, переулка Доковский - в Комарова, переулка Почтовый - в Гоголя.

1974 год, очевидно, прежде всего будет памятен тем, что в Прибайкалье на строительство Байкало-Амурской магистрали стала приезжать молодёжь со всех концов необъятного Советского Союза. Первыми в Чуну 22 мая прибыли 150 юношей и девушек из Донецкой области. Руководил СМП-532 Михаил Григорьевич Савченко. В посёлке Строительный (ныне микрорайон Заречный, или БАМ), где жили рабочие мехколонны №№ 22 и 126, СМП-532 уже 5 октября 1974 года родился первый коренной житель - Женя Муканова, вес 2 кг 600 гр (заведующая ЗАГС - Роза Ибрагимовна Беззубова). Впоследствии многие из бывших бамовцев навсегда связали свою судьбу с Причунским краем после того, как в июне 1981 года, закончив работы на отсыпке вторых путей БАМа в Чунском районе, СМП-532 перебазировался на ст. Видим Нижнее-Илимского района.

В середине 70-х годов в связи с возобновлением строительства БАМа возникла острая необходимость в отсыпке дорог для большегрузной техники и сооружения автомобильного моста через р. Чуна, т.к. паромные переправы не могли обеспечить бесперебойной работы автотранспорта. Рабочее движение по мосту открылось почти через 6 лет - 30.10.1986 года, а осенью 1988 года Октябрьская автоколонна (начальник Александр Васильевич Танин) перебазировалась в Чуну, что значительно повысило качество перевозки пассажиров общественным транспортом (первый кольцевой автобус стал курсировать по райцентру 09.05.1976 г.). Вплоть до 2006 года, когда маршрутные такси стали представлять для автотранспортного предприятия серьёзную конкуренцию, АТП оставалось стабильно работающим и рентабельным предприятием.

Со временем, на основные задания заместителя Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск генерала А.Н.Комаровского от 08.09.1971 г. в Чунском районе разместился 478 ЛПК (в 1982 году начальник Игорь Васильевич Лаврентьев), построивший с 1976 года в микрорайоне Северный мощную производственную базу, благоустроенное жильё и ряд объектов соцкультбыта. Распоряжением Совета министров СССР от 21.06.1960 г. за Министерством обороны были закреплены приписные леса, которые выполняли функции прикрытия важных объектов, полигонов, стрельбищ и т.д. Лесозаготовительные работы в них разрешалось производить только организованной рабочей силой. Были такие леса выделены и в Чунском районе (отработанный ракетный полигон). Руководство Главка поставило задачу - построить в Чунской лесосырьевой базе современное, передовое по технологии лесозаготовительно-лесопильное предприятие. Потребности в деловой древесине, пиломатериалах, доске пола, погонажных изделиях в районах Сибири были практически неограниченны.

После развала СССР и обвала общесоюзной экономики осенью 1999 года на базе ЛПК-478 были созданы ООО "Чунасиблес" (директор А.И.Шишкин) и ЗАО "Северный ЛПХ" (директор П.В.Трибунский, с 2005 года предприятие обанкротилось). В 1985 году в честь 50-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в райцентре установили Стену памяти погибшим в годы ВОВ землякам, ул. Лесную переименовали в 40 лет Победы, благоустроили площадь у ДК "Победа". Реставрация стены (облицовка мраморными плитками) выполнена в 2005 году.

Не зря в народе говорится: не хлебом единым живёт человек. Новоиспечённые сибиряки, особенно молодёжь, стремились к общению друг с другом, знакомились, обзаводились семьями. В выходные и праздничные дни они охотно посещали очаги культуры - клуб "Железнодорожник" и клуб Чунского ЛЗК ( в районе ДК "Победа", директор Галина Александровна Щипко), принимали участие в художественной самодеятельности и драматических кружках (руководители: при клубе ЛЗК - Фёдор Михайлович Закржевский, в ж/д клубе - Николай Иосифович Поповский), с удовольствием смотрели кинофильмы (Чунская киносеть была образована в ноябре 1964 г., директор И.Г.Шафронский, с 1965 г. - Н.А.Васильцов, в 1968 г. дирекцию киносети перевели в п. Чунский).

Немалую лепту в духовное развитие не одного поколения чунарей внесли детская музыкальная школа (открыта в 1967 г. на Новом посёлке, директор Светлана Михайловна Вахромеева), районная библиотека (справила новоселье 08.09.1982 г. по ул. Ленина, директор Зинаида Алексеевна Клешина, до этого была лишь детская библиотека на Новом посёлке, директор Людмила Ивановна Банщикова), книжный магазин "Факел" (с 19.03.1983 г., директор Тамара Филипповна Лукьянова), районный Дом культуры (открылся в канун нового 1986 г. в бывшем клубе воинской части "Искра" на Новом посёлке, директор Тамара Владимировна Устиненко), театр-студия "Песочные часы" (с 22.12.1991 г., художественный руководитель Лира Владимировна Баранова), студия "Камертон" при ДК "Победа" (Галина Александровна Манькова), ансамбль "Надежда" при ДК "Победа" (Надежда Николаевна Третьякова), школа народных ремёсел (с 02.02.1995 г., директор Светлана Анатольевна Рубинкович), кинотеатр "Янтарь" и ДК "Победа" (в 1992 году передан из ведения ЛЗК в районный отдел культуры), Чунская студия телевидения (с февраля 1992 г., директор Наталья Викторовна Ромашина), газеты "Чунский вестник" (с 1954 г., редактор С.М.Навалихин. По сведениям В.И.Воробьёвой - краеведа из п. Лесогорск, районная газета под названием "Заря коммунизма" выходила 3 раза в неделю с 01.05.1954 г. по 27.04.1962 г. и лишь возобновленное издание с 01.05.1965 г. стало называться "Коммунистический путь". Подтверждением тому является недавно поступивший в музей экземпляр газеты "Заря коммунизма" от 10.07.1955 г.), "Чунский край" (с февраля 2005 г., редактор Анатолий Михайлович Шмаков), историко-краеведческий музей Чунского района (с 12.12.2003 г., директор Сергей Кириллович Плющенков).

С ростом численности населения посёлка возрастала и потребность в образовательных учреждениях: в 1973 году открылась школа № 29 (директор Нина Ивановна Корейко), в 1993 г. - начальная школа № 23 (директор Людмила Николаевна Лапаева), в ноябре 1995 г.- начальная школа № 24 (директор Любовь Владимировна Галиулина), весной 1990 года - пристрой к школе № 90 (что увеличило площадь школы вдвое), 15.09.1992 г. - начальная школа № 28 (директор Тамара Афанасьевна Бабак). Гордость школы - её выпускники: Олег Андреев - генерал-майор, начальник транспортной милиции ВСЖД (шк. № 1); Вячеслав Плюснин - советник Президента РФ по социологическим вопросам (шк.№ 1); Феликс Ходоковский - Герой Социалистического труда (шк. № 90); Евгения Эпштейн, доктор наук, профессор Московского института ядерной физики ( шк. № 90); Сергей Авдеев - доктор медицинских наук, проживает в г. Москве (шк. № 29); Евгения Гайдукова - актриса Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова (шк. № 29).

К старейшим дошкольным учреждениям следует отнести детсад № 1 (в районе дома № 77 по ул. Ленина, директор Людмила Петровна Мурашова), открывшийся в 1958 году; детский сад № 2 (1961 г. по ул. Мира, директор Наталья Григорьевна Кулешова, с 1963 года - Нина Ивановна Грибанова).

90-е годы оказались для Чуны такими же переломными, как и для всей России в целом: прекратили существование государственные предприятия (лесозаготовительные, в сфере торговли и бытового обслуживания), обыденным явлением стала безработица, невыплаты зарплат, забастовки учителей и врачей, рост преступности и наркомании. Всё это в конечном счёте привело к снижению жизненного уровня населения и сокращению его численности: с момента последней переписи (1989 г.) естественная убыль по району составила 8 тыс. чел.

В декабре 1991 года был образован Комитет по управлению муниципальным имуществом (Н.А. Моисеев), проводивший приватизацию жилья и предприятий, 30 октября того же года создан Центр занятости, призванный решить проблемы безработицы. С 1 января 1998 года в районе был учреждён Чунский отдел судебных приставов (начальник - старший судебный пристав О.А.Грибовский). В задачи этой службы входит исполнение судебных решений и, в частности, по невыплатам зарплат и погашения должниками задолженности. В январе 2003 года Пенсионный фонд выделился из системы социального обеспечения (начальник О.Н.Пешкова), разместившись в современном здании по ул. Ленина (бывший банк).

В январе 2000 года жители благоустроенного сектора райцентра пережили страшный шок от размораживания всей отопительной системы посёлка, в результате человеческого фактора и сильного износа теплотрасс, когда только введение чрезвычайной ситуации и помощь ото всей области помогли подготовиться к очередному отопительному сезону 2000-2001 г.г.

Однако при этом нельзя не отметить, что за минувшие 15 лет практически не закрылось ни одного ФАПа, клуба, школы, детсада, библиотеки. Чунский ЛПХ продолжает стабильно работать (численность работающих более 1 тысячи человек), открываются новые магазины, автозаправки, в личной собственности граждан появилось много импортных машин, 16.05.2003 г. в п. Чунский открылся филиал ВерхнеЛенского коммерческого банка (Г.В.Синельникова), что является показателем стабильности. Обновлены линии электропередач, производится интенсивная телефонизация жилья и объектов соцкультбыта, впервые за постперестроечные годы выполнены реконструкция и благоустройство улицы Комарова.

Серьёзных успехов добились чунские спортсмены (клуб "Чемпион", ДЮСШ, школа рукопашного боя) и товрческие коллективы, получившие международную известность (студия "Камертон", Г.А.Манькова, ансамбль "Надежда", Н.Н.Третьякова).

Поскольку Чуна изначально была "деревянной" и нередко возникали пожары, появилась необходимость в создании пожарной охраны. Организатором защиты объектов строительства железнодорожной магистрали от огня в Чуне в 1947 году был старший лейтенант внутренней службы Кирьянов. Штатная численность ВВПО (военизированная вахтёрская пожарная охрана) составляла 32 человека из бойцов и начсостава внутренних войск МВД СССР. На вооружении пожарной охраны были автонасос ПМЗ-1 и автоцистерна ПМЗ-17.

В 1956 г. пожарная охрана из ведения Озерлага была передана в п/я №410, который с 01.01.1957 г. получил наименование "Чунский ЛЗК", входящий в Министерство среднего машиностроения. Через год для пожарной части было построено одноэтажное деревянное пожарное депо (по ул. Ленина, где ДЦ "Янтарь") с караульным помещением и другими служебными комнатами. К 1965 г. штатная численность ВПО (военизированной пожарной охраны) увеличилась до 49 человек, в её распоряжении имелись автоцистерны ПМГ-19, ПМЗ-13 и ПМЗ-42.

В 1967 г., в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 03.05.1966 г. за №344, объектовая ВПО по договору от 30.12.1966 г. была передана в ведение УПО УВД Иркутского облисполкома и стала именоваться профессиональной пожарной частью (ППЧ-3) по охране объектов Чунского ЛЗК и входила в Чунский отряд профессиональной пожарной охраны. 10.07.1970 г. ППЧ-3 разместилась в новом двухэтажном здании депо в кирпичном исполнении, где находится и поныне.

В начале 90-х годов была проведена частичная реорганизация пожарной охраны: вывели из штатов РОВД и создали в районе единую структуру - отряд пожарной охраны (ОПО), изменив при этом и нумерацию частей пожарной охраны по области (ПЧ-97 п. Октябрьский, ПЧ-98 п. Лесогорск, ПЧ-99 п. Чунский). В это же время администрация Чунского ЛЗК расторгла договор с УПО УВД Иркутской области по финансированию пожарной части, т.к. она фактически обслуживала весь п. Чунский. Была создана пожарная часть (ПЧ-99) по охране п. Чунский с финансированием из средств областного бюджета.

Многое сделали для становления пожарной охраны в Чуне В.И. Шилкин, П.Д. Брюханов, В.И. Перфильев, М.И. Новопашин, С.В. Молодцов, Т.В. Зубарев, И.М. Черных, И.В, Науменко, А.В. Антонов.

Правопорядок на территории Чуны в те далёкие годы обеспечивали участковые инспектора, одним из первых - Иван Иванович Власенко (начальник Чунского РОВД майор милиции Михаил Фёдорович Зайцев, с 01.03.1954 г. по 10.05.1955 г.). Преступность на участке тогда была невысокая, по ночам запоздавшие прохожие ходили по улицам посёлка без особой опаски. Чаще всего участковому, имевшему небольшой кабинет в помещении поссовета по ул. Мира, от жителей поступали заявления о кражах и драках. Зарплата милиционера составляла 303 рубля. Для сравнения: среднемесячная зарплата по СССР в 1948 году - 600 рублей, хлеб ржаной (1 кг) стоил 3 руб., сахар-рафинад (1 кг) - 15 руб., мясо свинина - 30 руб., яйца (10 шт.) - 14 руб., водка "Московская" (0,5 литра) - 60 руб., спички - 20 коп., мыло туалетное - 4 руб., костюм полушерстяной - 450 руб.

Чунский РОВД возглавляли: Соколов (1956-57 г.г.), Д.П. Васин (1957 г.), П.Д. Фёдоров (1957-1962 г.г.), М.А. Тарасов (1962-1964 г.г.), С.И. Гусев (1964-1968 г.г.), В.Р. Лопатовский (1968-1970 г.г.), А.Д. Владимиров (1970-1973 г.г.), В.И. Дьяченко (1973-1976 г.г.), И.П. Михайлов (1976-1983 г.г.), М.П. Бояринов (1983-1988 г.г.), В.Г. Тюменцев (1988-2000 г.г.), Ю.В. Тиде (2000-2002 г.г.), А.В. Козырь (2002-2005 г.г.), В.Г. Матвеев (с 2005 г.).

В сентябре 2002 года, когда отмечалось 200-летие МВД, на территории РОВД открылся памятный знак-стела в честь сотрудников отдела, погибших при исполнении служебных обязанностей (А.А. Шастин, Н.Н. Новицкий).

В июле 1981 г. в п. Чунский из г.Юхнова Калужской области передислоцировалась войсковая часть 52653-527 военно-морской лазарет Московского военного округа (командир в/ч 52653 майор медицинской службы Виктор Захарович Урбанов), переданный в ведение Забайкальского военного округа, с декабря 1998 г. - 527 военный лазарет Сибирского военного округа. Финансирование лазарета с 16.03.1984 г. по октябрь 1994 г. производилось при 478 леспромкомбинате, с октября 1994 г. до 01.09.2006 г., момента ликвидации войсковой части 52653 - в финансово-плановом отделе в/ч 71104. С ноября 1986 года лазарет возглавлял майор медицинской службы Дмитрий Петрович Гаризан. В течение 25 лет лазарет размещался в двухэтажном кирпичном здании военного городка в микрорайоне "Cеверный". В штате числилось 25 человек, в том числе - 15 медицинских работников, из них 5 - врачей. Они оказывали медицинскую помощь всем военнослужащим Чунского гарнизона.

У истоков чунского спорта стояли учителя физической культуры Борис Александрович Муратов, Виктор Николаевич Полянский, Константин Петрович Стрелов. Отличные результаты показывали воспитанники тренеров Антонины Степановны и Валерия Ивановича Корпачёвых, Николая Владимировича Мурзина, Александра Михайловича Митусова, Александра Фёдоровича Мустафаева, Александра Михайловича Чудинова. Добрую память о себе оставили организаторы Юрий Максимович Афанасьев, Виктор Яковлевич Елисеев, Виктор Александрович Мельников.

Гордостью нашего спорта являются мастер спорта международного класса по боксу Дмитрий Башкатов, мастер спорта международного класса по лёгкой атлетике Наталья Измоденова, мастер спорта СССР по лыжным гонкам Валерий Неудачин, мастер спорта РФ по боксу Роман Мустафаев, мастер спорта международного класса по гиревому спорту Дмитрий Чугаев.

С ноября 2004 года отдел по физической культуре и спорту администрации Чунского района возглавляет Л.Ф. Немировский.

Автор выражает искреннюю признательность М.И. Новопашину, В.Г. Матвееву, Д.П. Гаризану и Л.Ф. Немировскому за предоставленную информацию для исторического очерка о п. Чунский и приглашает всех читателей районной газеты - чунских старожилов - поделиться своими воспоминаниями.


Народная медицина в Чунском крае

Территория современного Чунского района до начала XX века относилась к Енисейской губернии и считалась самым глухим таежным уголком. В начале XX века школ и больниц на Чуне не было, появившиеся позднее 4 народные школы не могли решить проблему невежества крестьянства. В связи с обособленностью , изолированностью нашего края от внешнего мира , отсутствием колесных дорог до 1912—14 годов, в крае сохранился уклад жизни сибиряков-старожилов в неизменном виде до 40-50х годов XX столетия . Поэтому и сегодня живы старожилы , потомки первых русских поселенцев ,хорошо знающие и помнящие обычаи и нравы чунарей –старожилов . Большой интерес представляет быт сибиряков-старожилов , у которых имеется много оригинальных бытовых черт , отличающих их от русских Европейской России. На эти изменения имели влияние многочисленные факторы. Не останавливаясь на других факторах , в своей работе «Народная медицина в Чунском крае» я хочу остановиться лишь на таком немаловажном факторе на мой взгляд , как влияние на быт старожильческого населения сибирских аборигенов-инородцев. Русские, знакомясь с бытом искони живущего на Чуне населения (эвенков) , весь уклад жизни которого до мелочей был приспособлен к сибирским условиям , невольно, повинуясь полезной необходимости , перенимали немало бытовых особенностей эвенков. Изучая историю заселения нашего Чунского края , встречаясь со старожилами , я впервые соприкоснулся с такой интереснейшей темой , как народная медицина в нашем крае. Заинтересовавшись , я стал собирать материал по этой теме и данная работа служит цели изучения методов народной медицины в Чунском крае . Изучив, имеющуюся литературу по данному вопросу , встречаясь с знатоками народной медицины , я пришел к выводу , что наряду с методами,

Основанными на применении лекарственных растений и лекарств животного и минерального происхождения ( медвежье сало , известь… ) и средствами , заимствованными из медицины ( нашатырный спирт и т.п.) в нашем крае очень велико применение различных заговоров . В широчайшем использовании заговоров прослеживается большое влияние шаманского культа эвенков . Причем , это влияние прослеживается одинаково в селах Бунбуй , Балтурино , Коновалово и Червянка , отдаленных друг от друга и расположенных на двух больших реках района Чуне и Муре.

Для того, чтобы изучить методы народной медицины в нашем крае, необходимо было собрать и описать различные рецепты, используемые чунарями, а также заговоры, применяемые ими, показать роль шаманов в жизни чунских и мурских деревень начала XX в. В данной работе кроме записанных рецептов и наговоров от старожилов использованы материалы исследований Чунского края начала века – работы п. Чеканинского. Материалы по народной медицине Енисейской губернии. – 1914, № 6; Чеканинский И. Следы шаманского культа в русско-тунгуских поселениях по реке Чуне в Енисейской губернии. –Этнографическое обозрение,1914,№3 – 4,Н. И. Воробьев. Материалы по быту русского старожильческого населения Восточной Сибири. Население Причунского края (Енисейской губернии) –ИОАИЭ, и.-т. XXXIII, в 2-3, 1926 ;Чеканинский И.А. Енисейские старины и исторические песни. Этнографические материалы и наблюдения по реке Чуне. –Этнографическое обозрение, 1915, №1 –2; Земля Чунская. Сост. В. Снеткова. Историко-краеведческий сборник, 1999 г.

В работе Ив. Чеканинского Материалы по народной медицине в Енисейской губернии описывается довольно много интересных методов народной медицины, которые я записал в немного измененном виде при встрече со старожилами. В остальных работах приводятся некоторые сведения о влиянии шаманского культа на быт старожильческого населения.

Старожилы Орехова Аксинья Степановна (1922 г. р.), Безотечество Нина Иосифовна (1924 г.р.),Бурмакина Мария Степановна (1912 г.р.) указывают на то , что наряду с применением лекарственных растений при лечении использовалось очень много наговоров, по их словам «Прежде чунари часто обращались за помощью к шаманам».Подтверждением их словам служат сведения из работы хорошего знатока крестьян- сибиряков А.М. Макаренко Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния, с. 10 –« Православные крестьяне, горожане и даже иногда местное духовенство призывают шаманов для врачевания своих болезней…» Чунские и мурские крестьяне часто обращались к знахорям даже в 20- 30 ые годы. Пример этому мы находим в работе Н. И. Воробьева Материалы по быту старожильческого населения Восточной Сибири (1926) ,где он пишет:»Полное отсутствие медицинской помощи ( в крае нет даже фельдшера) , вызвало появление целого кадра знахарей, называемых шаманами, которые лечат, как различными снадобьями, так и наговорами.»

Так какие же снадобья и наговоры использовали наши предки?

Как известно, главную роль в народной медицине играют растения. Очень интересно, что зачастую растения использовали, руководясь внешним видом, цветом, названием. Так, например, считали, что растения, корни которых имеют форму зубов, помогают от зубной боли, растения с листьями или чашечкой сердцевидной формы помогают от « сердешной болезни «, цветок желтой лилии от желтухи и тому подобное. При заболеваниях внутренних травы отваривались в кипятке или чаю, настаивали на водке или спирте и в таком виде применяли внутрь больным. При наружных заболеваниях травы целиком, а чаще определенными частями прикладывались к больным местам, или их сушили, толкли в порошок, которым присыпали раны. Лекарственные растения использовали и для заваривания чая. Д ля чая чунари собирали листья кипрея, смородины, корни шиповника, листья брусники, черники, березовую чагу, цветы «венерины башмачки», белоголовник, душицу и другие. Коренные чунари использовали дары природы, живя с ней в полной гармонии. Ягоду собирали только спелую, не ломали кусты, не разрушали муравейники, не охотились в период размножения животных и птиц. Бережное отношение ко всему живому позволяло сохранять здоровье и силы.

Вот некоторые примеры использования лекарственных растений в лечении болезней:

Отвар осиновой коры использовали при лечении лихорадки (ее еще называли «кумушкой»). Богородскую траву, мяту и полынь заваривали и пили от головной боли. При головной боли же прикладывали к голове свежие (и соленые) капустные листья. За некоторыми травами приходилось ходить очень далеко. Так, например, М. С. Бурмакина (из села Коновалово на реке Муре ) рассказывает, что собирать богородскую траву они ходили за 7 км от деревни на Араканскую сопку. Зверобой заваривали при женских болезнях. Чунари использовали множество других лекарственных растений, применяемых повсеместно. И, как повсюду, постепенно, чаще эмпирически, наши предки составляли картотеку применения трав, на себе испытывая те или иные их свойства. Эти же лекарственные растения используются в наших селах, и по сей день. Так как основным занятием наших предков-чунарей была охота, то с ней связано использование некоторых средств народной медицины, так например, использование медвежьего сала. Очень интересен способ лечения от лишая – из пороха, горючей серы делали мазь на медвежьем сале и мазали. По М.С. Бурмакиной эта мазь очень хорошо помогала. Этот способ широко применяли и мурские эвенки. Они также использовали следующий способ лечения от зубной боли: Собирали нагар из трубки мундштука и клали на зуб, в дупло. (В 19, начале 20 в. в Чунских и Мурских деревнях мужчины, а также немало женщин курили в основном трубку). От жара мочили мягкую старую тряпку простоквашей и прикладывали к телу, а также пили её (простоквашу); от обморожения и ожога использовали гусиное сало; от простуды, болезней горла сеяли отруби, заваривали, помещали в чулок и клали на горло для прогрева.

Как уже указывалось ранее, не малое значение имели также и заговоры, нашёптывания и т.п. Людей, занимающихся лечением больных на Чуне называли «лекари», «чародеи», «колдуны», «волховиты», «отпушшенники», «шаманы». Тот, кто произносит заговор, не должен был думать ни о чём постороннем. Многие из этих заговоров, по словам А.С. Ореховой, используются и сейчас. Некоторые из заговоров, о которых нам рассказывали старожилы описываются и в работе И. Чеканинского «Материалы по народной медицине в Енисейской губернии». Например, заговор от зубной боли: Больной должен выйти в лунную ночь на двор и обращаясь к месяцу произнести такой диалог:

- Здравствуй, месяц!

- Здравствуй.

- Был на том свете?

- Был.

- Видел мертвеца?

- Видел.

- Болят у него зубы?

- Нет.

- Так и раба Божия (имя) не болите больше ни десны, ни зубы. Будьте мои слова крепки и липки, крепче камню, острей булатного ножа. Камень в воду, ключ в зубы. Этот наговор произносится три раза. Другим примером может служить способ лечения от грыжи. – Ребёнка кладут на кровать, бабка берёт пупик ребёнка в зубы через платочек и «грызёт». Мать ребёнка спрашивает у бабки:

- Чё грызёшь?

- Грыжу

- Грызи её шибче, штабы во веки не было.

- Наряду с наговорами, описания которых встречаются в литературе, мне удалось записать и ранее нигде не описанные. Правда, некоторые из них уже частично позабыли. Вот, например, один из способов лечения «кумушки» - (лихорадки), который применяла известная целительница из с. Коновалово Лизавета Леонтьевна Бурмакина. Таким образом, она лечила А.С. Орехову в детстве (примерно в 1930 г.). Больную опускали над открытым подполом (до подмышек), снимали с неё рубашку, заговаривали, заворачивали в рубашку кирпич, ложили его на кровать, где лежала больная, шептали над кирпичом заговор (слова заговора утеряны), потом больную поднимали и одевали на неё назад рубашку. Как вспоминает Аксинья Степановна, лихорадку у неё изгоняли и другими способами: пугали – стреляли холостыми патронами над её кроватью, пугали змеёй. Очень интересный способ лечения от «скрыпа», «скрыпуха» (хруста в суставах) описала нам М.С. Бурмакина. В Коновалово, на окраине, в маленьком домишке, жил одинокий старик по прозвищу «Середа». Он часто приходил в какой-либо дом и говорил: «Здравствуйте, я пришел…» и жил там недели две-три. Его кормили в каждом доме. Откуда он появился никто не знал. Этот старик научил М.С. Бурмакину заговору от «скрыпа». Надо «загрызать» то место, где суставы хрустят и говорить три раза «не руку грызу, а скрыпух». До нас дошли имена известных «лекарок», «знахарок». Это Саломея Рукасуева из Бунбуя, Лизавета Леонтьевна Бурмакина (бабушка Т.А. Максимовой, директора нашей школы) из Коновалово, Бурмакина Евгения из Инбы. Манефа Микитична Смолина из Выдрино (Саввино) упоминается и в работе И. Чеканинского Енисейские старины и исторические песни – «…тоже «знаюшшая», но упорно скрывающая свои познания в области народной медицины».

В начале века чунские крестьяне всё ещё обращались за помощью в лечении к шаманам. Это отмечает и Н.И.Воробьёв в своей работе «Рыболовство на реке Чуне (притоке Ангары). – Красноярск, 1926 г «… шаманы у населения пользуются несомненно большим авторитетом, чем православное духовенство и чунари некоторые сами шаманят, хотя все православные и официально это подчёркивают». Подтверждение влияния шаманов на русскоязычное население служат высказывания крестьян, приводимые в работе И. Чеканинского Следы шаманского культа в русско-тунгусских поселениях по реке Чуна в Енисейской губернии.

Виктор Смолин, 50 лет, неграмотный, д. Выдрина: «… Вот был шаман Амай, так он шаманил и наговорами разными лечил».

Матвей Алексеевич Каверзин, 40 лет, неграмотный, д. Берёзовая: «… Преж-то Амай шаманить здоров был, а топеря-то Ерошка – шаман, годов ему под пятьдесят, а то и мене…».

Матвей Агафоновичь Рукосуев, 44 года, неграмотный, д. Чуно-Ярская: «Касьян шаман, нонче в Фединой живёт. У нас преж-то захворат человек, лечить надо, так вот и звали его. Он шаманит, говорит, что больной – эт с вражками знамя, ну и захворал. А он наговорит, нашоманеть, больному и легче».

В большинстве своём старожилы побаивались шаманов, считали их способными принести большой вред. Это подчёркивает в этой же работе И. Чеканинский: «… если крестьянин сибиряк иной раз и обращается с просьбой к шаману поворажить или пошаманить … о судьбе одержимого болезнью, то роль крестьянина в этом ритуале бывает менее, чем пассивна. Сам он никакого участия не принимает, наблюдая лишь за действиями шамана со стороны, или же совершенно не присутствуя при ворожбе».

По словам М.С. Бурмакиной, они и в 40-ые годы обходили места, где раньше около Коновалово были стойбища тунгусов. Старики говорили, что шаманы карают людей, которые берут себе их предметы, служащие им для культовых обрядов. И. Чеканинский приводит в упоминаемой выше работе рассказ крестьянина – чунаря д. Кондратьевой Егора Каверзина: «А был купец у нас Гобов, он всё покупал гли нтяресу вражков у тунгуски Агаши (с Васей жила она ). Апосля етова у нево сын Анемин (Вениамин) сдурёл и помёр»…

Русских же шаманов было мало. Интересен рассказ крестьянина деревни Бедобской (Бидоги) Григория Шумилова о русском шамане, вышедшем из среды крестьян: «А вот у нас, барин, есь и ись хрестьян Петрован Оомич Рукосуев с Чукши, так он шаманит, как настоящий тунгус. Придёшь к нему ненароком, глянешь бегат по избе-то, шаманит. Говорит: «езлив хотите напушшаю воды в избу» -- и верно все на полати лезут, изба полна воды, бояца все, а посля упеть ничаво. Беда еслив осерчат, сечас вреду пустит, человека изурочит, похиместит». (Чеканинский И. Следы шаманского культа… с.78). По словам старожилов Петрован Рукосуев умел лечить, обладал способностями гипнотизера и экстрасенса. Вспоминают, как он однажды загипнотизировал всех, внушив им увидеть его лезущим в охотничьих лыжах на крышу. Как-то остановил дыхание у сына, чтобы отучить его от вредной привычки избивать жену. Удивительные способности Петрована передались его сыну Прокопию, но тот, к сожалению, погиб на войне. Итак, мы можем сказать, что в начале века, вплоть до 30-х – 40-х годов очень сильна была вера в шаманов, причём, по словам очевидцев, шаманы действительно помогали многим больным. Возможно, это связано с их экстрасенсорными возможностями, такими как у русского шамана Петрована Оомича Рукосуева и тунгуса шамана Ерофея. Шаман Ерофей (Ерошка) излечивал многих тяжёлых больных и видимо также обладал способностями экстрасенса, потому что лечил он таким способом: «… сложив ноги по-турецки, кузнечиком прыгал возле затухающего костра, что-то выкрикивал, вонзил руки к небу…» (Т. Шуринова След по росной траве, 1999 – с.13).

В наши дни широко известен в Чунском районе и за его приделами целитель Александр Трофимович Рукосуев. Александр Трофимович лечил больных с помощью заговоров (переданных ему предками коренными чунарями) и лекарственных растений. Он говорит, что интуиция помогает ему собирать только экологически чистые растения. Вот одно из средств которое он рекомендует раковым больным: молодые грибы-дождевики (местное название «дедушкин табак») складывают в стеклянную банку, закрывают плотно крышкой, ставят настаиваться в тёмное место. При этом образуется тёмный сок, который дают больным по 3-4 капли 3 раза в день.

Исследуя методы и рецепты народной медицины, беседуя со старожилами, я пришёл к выводу, что наряду с лекарственными травами, средствами животного и минерального происхождения на протяжении всего 20 века в нашем крае широко применялись и применяются, по сей день различные заговоры. Эти заговоры передавались из поколения в поколение, причем, по словам А.С. Ореховой, их нельзя передавать человеку старше себя, а лишь младше. В широком распространении этих заговоров прослеживается влияние коренного населения эвенков, которые верили в чудодейственную силу заклинаний шаманов. На протяжении трёх веков, прошедших со времени проникновение русских в долины рек Чуны и Муры, русские, встретившись с аборигенами, не имея численного превосходства, так или иначе с ними ассимилировались и, сохранив в общих чертах особенности русской культуры (в том числе и народных знаний в области медицины) переняли многое у эвенков. Исследуя тему народной медицины в нашем крае, я стремился собрать как можно больше рецептов и заговоров, применяемых чунарями (в данной работе приводятся лишь некоторые из них). Ведь не далеко то время, когда уйдут из жизни старожилы старинных чунских деревень и материалы, представляющие большую этнографическую ценность для изучения духовной культуры нашего района будут для нас навсегда утеряны. А ведь каждый район имеет свои особенности в этнографическом отношении. Исследовательской краеведческой работой я занимался целый год и не жалею, что выбрал эту тему. Я значительно расширил свой кругозор, больше узнал о истории своего родного Чунского края, которая неразрывно связана с историей России.