Символисты о себе: «Три главные элемента лежат в основе символизма: мистическое содержание; символы; расширение художественной впечатлительности». Слова, краски, звуки обретают глубинный, символический смысл. Одним из творцов живописного символизма был М.А. Врубель («Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный»). Другой художник-символист В.Э. Борисов-Мусатов. Картина «Гобелен» изображает парк и дворец XVIII столетия, женщин в одежде той эпохи. Но это не историческая живопись – это маскарад! Действие происходит всегда и никогда. В картине ощущаем медленный музыкальный ритм и грусть, оттененные стилизованной декорацией. Символистом в поэзии являлась А.А. Ахматова. Вечером Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем Свежо и остро пахли морем На блюде устрицы во льду. Он мне сказал: «Я верный друг!» - И моего коснулся платья. Как не похожи на объятья Прикосновенья этих рук! Так гладят кошек или птиц, Так на наездниц смотрят стройных… Лишь смех в глазах его спокойных под легким золотом ресниц. А скорбных скрипок голоса Поют за стелющимся дымом: «Благослови же небеса – Ты первый раз одна с любимым». Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Валерий Брюсов не только писали стихи, но и пытались осмыслить свою поэтику, проанализировать свои произведения. Цветовые эпитеты в стихах символистов играют весьма важную роль и несут большую смысловую нагрузку (в качестве примера строчки из стихотворения Блока): И очи бездонные Цветут на дальнем берегу… Шлейф, забрызганный звездами, Синий, синий, синий взор. «Бродячая собака» - артистическое кабаре в десятых годах (1912-1914 до войны). Оформление «Бродячей собаки», не претендовавшее на роскошь, довольно простое и скромное, было, тем не менее, изысканным и имело свой неповторимый стиль. Волшебная кисть Н. Сапунова, С. Судейкина, Н. Кульбина превратила обыкновенный подвал в уютный кабачок, где артистическая и литературная братия была как у себя дома. Б. Лившиц вспоминает: «Если не считать крохотного закоулка, в котором спал бок о бок с грязным пуделем и вершил все дела Пронин, «Бродячая собака» состояла из 2 комнат, вмещавших в себя максимум сто человек». Помещение было решено своеобразно. Вместо рядов стульев по залу были расставлены столики, за которыми в течение всего вечера можно было пить вино и закусывать. В кабачке всегда звучала музыка: как специальные музыкальные вечера, так и фон при чтении стихов. Об этом пишет Георгий Иванов: «И снова – оплывающие свечи, стихи Ахматовой или Бодлера, музыка Дебюсси или Артура Лурье». |