Главная  |  Сибирин С.А.  |  О музее  |  Нормандия-Неман  |  Достижения  |  Фото  |  Творчество юных  |  Отзывы о музее

Музей

 

Краткая история полка Нормандия-Неман

 

 
     История 1-го отдельного истребительного авиационного полка сражающейся Франции "Нормандия - Неман" началась    4 декабря  1942 года, когда эскадрилья "Нормандия", состоявшая из 15 французских добровольцев, была включена в состав Советских ВВС ( члены первой группы французских летчиков уже имели на своем счету 19 воздушных побед, одержанных в небе Франции, Англии, Средиземноморья и т.д.).
    22 Марта 1943 года эскадрилья прибыла на полевой аэродром Полотняный Завод, где базировались советские бомбардировщики Пе-2. "Нормандия", тесно взаимодействуя с нашими летчиками, до 10 апреля входила в состав 204-й БАД, а с середины апреля и до конца войны - находилась в оперативном подчинении 303-й ИАД, которой командовал генерал - майор авиации Г. Н. Захаров. 16 апреля 1943 года эскадрилья "Нормандия" (в составе 11 пилотов), перебазировалась на полевой аэродром Васильевское, вместе с 20-м авиаполком той же дивизии.
    Все свои воздушные бои пилоты "Нормандии" провели на истребителях конструкции А. С. Яковлева. Их первой машиной стал Як-1Б ( фото справа ), затем пересели на Як-9 и, наконец,
войну они закончили - уже на новейших Як-3.
    В августе 1943
года эскадрилья, приняв очередное пополнение, была переформирована в отдельный истребительный авиаполк. За период с 1 апреля по 4 сентября 1943 года летчики "Нормандии" одержали 75 безусловных и 4 возможные победы, 14 самолетов противника уничтожено на земле. За это время эскадрилья потеряла 17 пилотов - половину своего личного состава.
    К лету 1944 года, получив очередное пополнение и перевооружившись на новые Як-9, полк имел в своем составе уже 61 пилота и 55 самолетов, что по военным меркам соответствовало уже количественному составу почти 2-х истребительных авиаполков. "Нормандия" готовилась к новым боям...

Истребитель Як-9 Марселя Альбера, весна 1944 года.

    Большой путь прошли французские авиаторы "крылом к крылу" с советскими летчиками, много боев провели вместе. Этот путь, начавшись с Подмосковья, закончился в Восточной Пруссии. Они участвовали в освобождении Орла, Брянска, Смоленска, Белоруссии и Литвы, в овладении городами Гумбинен, Инстенбург, Кенигсберг и Пилау. Зимой 1945 года летчики "Нормандии" приняли участие в напряженных боях за Кенигсберг. К этому времени полк летал уже на новейших машинах Як-3.

Як-3 полка "Нормандия - Неман", весна 1945 года.

    Истребитель Як-3 сразу же очаровал французов - простой, легкий, быстрый и довольно неплохо вооруженный. Правда скоро дали о себе знать и его слабости: относительно небольшая автономность ( всего 1 час полета ), деликатное шасси и недостаточная прочность при перегрузках ( его последний недостаток, в какой - то мере, стал причиной гибели одного из летчиков - лейтенанта Камилля Бертрана ). И все же минусы нового самолета никак не могли затмить его преимуществ, с ними вскоре примирились. Боевые действия показали, что в умелых руках новой машине нет цены.
    К концу войны 96 летчиков полка совершили 5240 боевых вылетов, провели 869 воздушных боев, сбили 268 самолетов противника (по данным штабных архивов 303-й ИАД,  или 273 - по данным французской инспекции ВВС) и подбили еще 80 самолетов.
    Судьба не баловала французских летчиков. Из первой группы - 15-ти человек - в живых осталось только трое: Марсель Альбер, Роллан де ля Пуап и Жозеф Риссо. Всего за время боевых действий, полк потерял 42 пилота: 35 в воздушных боях, 7 - при исполнении служебных обязанностей. Имена всех погибших золотом выбиты на мемориальной доске, установленной на доме 29 по Кропоткинской набережной в Москве, где когда - то находилась французская военная миссия.
    За совершенные подвиги Советское правительство наградило полк Орденами Красного Знамени и Александра Невского, а французское - Почетного легиона, Крестом войны с шестью пальмами, Крестом освобождения и Военной медалью. Многих советских орденов и медалей удостоились 83 французских летчика. Четверо из них - Марсель Лефевр (4.06.1945 года), Марсель Альбер (27.11.1944 года), Роллан де ля Пуап (27.11.1944 года) и Жак Андре (4.06.1945 года) стали Героями Советского Союза.

Истребитель Як-3 на аэродроме в Праге, весна 1945 года.

    15 Июня 1945 года полк на своих боевых машинах, подаренных им Советским правительством, взлетел с аэродрома Эльбинг и взял курс на Париж... Один из самолетов Як-3, на котором воевали летчики "Нормандии", в настоящее время хранится в Национальном Музее Авиации в Ла Бурже.

 

Рекламаа

Сибирин С.А.
О музее
Нормандия-Неман
История полка
Награды музея
Фото
Творчество юных
Отзывы о музее

   
За время существования музея его посетило
около 500 человек!

Проведено 36 встреч и экскурсий!

   
Приглашаем в музей имени С.А. Сибирина!


Предлагаем организацию классных часов и встреч по 13 темам!

   Темы мероприятий

 

Гимназия №1

   

О гимназии
Фото
Достижения

   

Адрес музея

   

462360, г.Новотроицк Оренбургской обл.,
ул. Зелёная
, 47а,
МОУ "Гимназия №1",
кабинет №27

   

Новости

   
• 25.09.06. ГТРК "Оренбург" сняла сюжет о нашем музее.
• Музей им. С.А. Сибирина ведет переписку с музеями Франции.
• В Париже в Ле-Бурже установлен памятник советско-французским авиаторам.

 

Время работы
   

понедельник-пятница
 8:30 - 16:00

   
   

Счетчики

   

Ссылки друзей

   

Информационный сервер российской авиации

   
       

Вопросы, предложения и пожелания вы можете отправить на наш e-mail

http://www.musei.nxt.ru/  | 462360, г.Новотроицк Оренбургской обл., ул. Зелёная, 47а, МОУ "Гимназия №1", кабинет №27  | Copyright © A. Majirin 2006