История В VI
веке до нашей эры средоточием греческой науки и искусства стала Иония -
группа островов Эгейского моря, расположенных у берегов Малой Азии. Там
в семье золотых дел мастера, резчика печатей и гравера Мнесарха родился
сын. По преданию, в Дельфах, куда приехали Мнесарх с женой Парфенисой, -
то ли по делам, то ли в свадебное путешествие - оракул предрек им
рождение сына, который прославится в веках своей мудростью, делами и
красотой. Бог Аполлон, устами оракула, советует им плыть в Сирию.
Пророчество чудесным образом сбывается - в Сидоне Парфениса родила
мальчика. И тогда по древней традиции Пар-фениса принимает имя Пифиада,
в честь Аполлона Пифийского, а сына нарекает Пифагором, то есть
предсказанным пифией. В легенде ничего не говорится о годе рождения
Пифагора; исторические исследования датируют его появление на свет
приблизительно 580 годом до нашей эры. Вернувшись из путешествия,
счастливый отец воздвигает алтарь Аполлону и окружает юного Пифагора
заботами, которые могли бы способствовать исполнению божественного
пророчества. Возможности дать сыну хорошее воспитание и образование у
Мнесарха были. Как всякий отец, Мнесарх мечтал, что сын будет продолжать
его дело - ремесло золотых дел мастера. Жизнь рассудила иначе. Будущий
великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности
к наукам. У своего первого учителя Гермодамаса Пифагор получает знания
основ музыки и живописи. Для упражнения памяти Термодамас заставлял его
учить песни из "Одиссеи" и "Илиады". Первый учитель прививал юному
Пифагору любовь к природе и ее тайнам. "Есть еще другая Школа, - говорил
Гермодамас, - твои чувствования происходят от Природы, да будет она
первым и главным предметом твоего учения". Прошло несколько лет, и по
совету своего учителя Пифагор решает продолжить образование в Египте, у
жрецов. Попасть в Египет в то время было трудно, потому что страну
фактически закрыли для греков. Да и властитель Самоса тиран Поликрат
тоже не поощрял подобные поездки. При помощи учителя Пифагору удается
покинуть остров Самое. Но пока до Египта далеко. Он живет на острове
Лесбос у своего родственника Зоила. Там происходит знакомство Пифагора с
философом Ферекидом - другом Фалеев Милетского. У Фереквда Пифагор
учится астрологии, предсказанию затмений, тайнам чисел, медицине и
другим обязательным для того времени наукам. Пифагор прожил на Лесбосе
несколько лет. Оттуда путь Пифагора лежит в Милет - к знаменитому
Фалесу, основателю первой в истории философской школы. От него принято
вести историю греческой философии. Пифагор внимательно слушает в Милете
лекции Фалеса, тогда уже восьмидесятилетнего старца, и его более
молодого коллегу и ученика Анак-симандра, выдающегося географа и
астронома. Много важных знаний приобрел Пифагор за время своего
пребывания в Милетской школе. Но Фалес тоже советует ему поехать в
Египет, чтобы продолжить образование. И Пифагор отправляется в путь.
Перед Египтом он на некоторое время останавливается в Финикии, где, по
преданию, учится у знаменитых сидонских жрецов. Пока он живет в Финикии,
его друзья добиваются того, что Поликрат - властитель Самоса, не только
прощает беглеца, но даже посылает ему рекомендательное письмо для
Амазиса - фараона Египта. В Египте благодаря покровительству Амазиса
Пифагор знакомится с мемфисскими жрецами. Ему удается проникнуть в
"святая святых" - египетские храмы, куда чужестранцы не допускались.
Чтобы приобщиться к тайнам египетских храмов, Пифагор, следуя традиции,
принимает посвящение в сан жреца. Учеба Пифагора в Египте способствует
тому, что он сделался одним из самых образованных людей своего времени.
К этому периоду относится событие, изменившее его дальнейшую жизнь.
Скончался фараон Ама-зис, а его преемник по трону не выплатил ежегодную
дань Камбизу, персидскому Царю, что послужило достаточным поводом для
войны. Персы не пощадили даже священные храмы. Подверглись гонениям и
жрецы: их убивали или брали в плен. Так попал в персидский плен и
Пифагор. Согласно старинным легендам, в плену в Вавилоне Пифагор
встречался с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и
мистике, познакомился с учением халдейских мудрецов. Халдеи познакомили
Пифагора со знаниями, накопленными восточными народами в течение многих
веков: астрономией и астрологией, медициной и арифметикой. Эти науки у
халдеев в значительной степени опирались на представления о магических и
сверхъестественных силах, они придали определенное мистическое звучаний
философии и математике Пифагора...
Двенадцать лет пробыл в вавилонском плену Пифагор, пока
его не освободил персидский царь Дарий Гистасп, прослышавший о
знаменитом греке. Пифагору
уже
шестьдесят, он решает вернуться на родину, чтобы приобщить к накопленным
знаниям свой народ. С тех пор как Пифагор покинул Грецию, там произошли
большие изменения. Лучшие умы, спасаясь от персидского ига, перебрались
в Южную Италию, которую тогда называли Великой Грецией, и основали там
города-колонии Сиракузы, Агригент, Кротон. Здесь и задумывает Пифагор
создать собственную философскую школу. Довольно быстро он завоевывает
большую популярность среди жителей. Энтузиазм населения так велик, что
даже девушки и женщины нарушали закон, запрещавший им присутствовать на
собраниях. Одна из таких нарушительниц, девушка по имени Теано,
становится вскоре женой Пифагора. В это время в Кротоне и других городах
Великой Греции растет общественное неравенство; вошедшая в легенды
роскошь сибаритов (жителей города Сибариса) бок о бок соседствует с
бедностью, усиливается социальная угнетенность, заметно падает
нравственность. Вот в такой обстановке Пифагор выступает с развернутой
проповедью нравственного совершенствования и познания. Жители Кротона
единодушно избирают мудрого старца цензором нравов, своеобразным
духовным отцом города. Пифагор умело использует знания, полученные в
странствиях по свету. Он объединяет лучшее из разных религий и
верований, создает свою собственную систему, определяющим тезисом
которой стало убеждение в не расторжимой взаимосвязи всего сущего
(природы, человека, космоса) и в равенстве всех людей перед лицом
вечности и природы. В совершенстве владея методами египетских жрецов,
Пифагор "очищал души своих слушателей, изгонял пороки из сердца и
наполнял умы светлой истиной". В Золотых стихах Пифагор выразил те
нравственные правила, строгое исполнение которых приводит души заблудших
к совершенству. Вот некоторые из них: не делай никогда того, чего ты не
знаешь, но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести
спокойную жизнь; переноси кротко свой жребий, каков он есть, и не ропщи
на него; приучайся жить без роскоши. Со временем Пифагор прекращает
выступления в храмах и на улицах, а учит уже в своем доме. Система
обучения была сложной, многолетней. Желающие приобщиться к знанию должны
пройти испытательный срок от трех до пяти лет. Все этр время ученики
обязаны хранить молчание и только слушать Учителя, не задавая никаких
вопросов. В этот период проверялись их терпение, скромность. Пифагор
учил медицине, принципам политической деятельности, астрономии,
математике, музыке, этике и многому другому. Из его школы вышли
выдающиеся политические и государственные деятели, историки, математики
и астрономы. Это был не только учитель, но и исследователь.
Исследователями становились и его ученики. Пифагор развил теорию музыки
и акустики, создав знаменитую "пифагорейскую гамму" и проведя
основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов: найденные
соотношения он выразил на языке математики. В Школе Пифагора впервые
высказана догадка о шарообразности Земли. Мысль о том, что движение
небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям, идеи
"гармонии мира" и "музыки сфер", впоследствии приведшие к революции в
астрономии, впервые появились именно в Школе Пифагора.
Многое
сделал ученый и в геометрии. Доказанная Пифагором знаменитая теорема
носит его имя. Достаточно глубоко исследовал Пифагор математические
отношения , закладывая тем самым основы теории математические отношения,
закладывая тем самым основы теории пропорций. Особенное внимание он
уделял числам и их свойствам, стремясь познать смысл и природу вещей.
Посредством чисел он пытался даже осмыслить такие вечные категории
бытия, как справедливость, смерть, постоянство, мужчина, женщина и
прочее. Пифагорейцы полагали, что все тела состоят из мельчайших частиц
- "единиц бытия", которые в различных сочетаниях соответствуют различным
геометрическим фигурам. Число для Пифагора было и материей, и формой
Вселенной. Из этого представления вытекал и основной тезис пифагорейцев:
"Все веши - суть числа". Но поскольку числа выражали "сущность" всего,
то и объяснять явления природы следовало только с их помощью. Пифагор и
его последователи своими работами заложили основу очень важной области
математики - теории чисел. Все числа пифагорейцы разделяли на две
категории - четные и нечетные, что характерно и для некоторых других
древних цивилизаций. Позднее выяснилось, что пифагорейские "четное -
нечетное", "правое - левое" имеют глубокие и интересные следствия в
кристаллах кварца, в структуре вирусов и ДНК, в знаменитых опытах
Пастера с поляризацией винной кислоты, в нарушении четности элементарных
частиц и других теориях. Не чужда была пифагорейцам и геометрическая
интерпретация чисел. Они считали, что точка имеет одно измерение, линия
- два, плоскость - три, объем - четыре измерения. Десятка может быть
выражена суммой первых четырех чисел (1+2+3+4=10), где единица -
выражение точки, двойка - линии и одномерного образа, тройка - плоскости
и двумерного образа, четверка - пирамиды, то есть трехмерного образа. Ну
чем не четырехмерная Вселенная Эйнштейна? При суммировании всех плоских
геометрических фигур - точки, линии и плоскости - пифагорейцы получали
совершенную, божественную шестерку. Справедливость и равенство
пифагорейцы видели в квадрате числа. Символом постоянства у них было
число девять, поскольку все кратные девяти числа имеют сумму цифр
опять-таки девять. Число восемь у пифагорейцев символизировало смерть,
так как кратные восьми имеют уменьшающуюся сумму цифр.
Пифагорейцы
считали четные числа женскими, а нечетные мужскими. Нечетное число -
оплодотворяющее и, если его сочетать с четным, оно возобладает; кроме
того, если разлагать четное и нечетное надвое, то четное, как женщина,
оставляет в промежутке пустое место, между двумя частями. Поэтому и
считают, что одно число свойственно женщине, а другое мужчине. Символ
брака у пифагорейцев состоял из суммы мужского, нечетного числа три и
женского, четного числа два. Брак - это пятерка, равная трем плюс два.
По той же причине прямоугольный треугольник со сторонами три, четыре,
пять был назван ими "фигура невесты". Четыре числа, составляющие тетраду
- один, два, три, четыре - имеют прямое отношение к музыке: они задают
все известные консонантные интервалы - октаву (1:2), квинту (2:3) и
кварту (3:4). Иными словами, декада воплощает не только
геометрически-пространственную, но и музыкально-гармоническую полноту
космоса. Среди свойств десятки отметим еще и то, что в нее входит равное
количество простых и составных чисел, а также столько же четных, сколько
и нечетных. Сумма чисел, входящих в тетраду, равна десяти, именно
поэтому десятка считалась у пифагорейцев идеальным числом и
символизировала Вселенную. Поскольку число десять - идеальное,
рассуждали они, на небе должно быть ровно десять планет. Надо заметить,
что тогда были известны лишь Солнце, Земля и пять планет. Знаменитая
тетрада, состоящая из четырех чисел, повлияла через пифагорейцев на
Платона, который придавал особое значение четырем материальным
элементам: земле, воздуху, огню и воде. Пифагорейцы знали также
совершенные и дружественные числа. Совершенным называлось число, равное
сумме своих делителей. Дружественные - числа, каждое из которых - сумма
собственных делителей другого числа. В древности числа такого рода
символизировали дружбу, отсюда и название. Кроме чисел, вызывавших
восхищение и преклонение, у пифагорейцев были и так называемые нехорошие
числа. Это числа, которые не обладали никакими достоинствами, а еще
хуже, если такое число было окружено "хорошими" числами. Примером тому
может служить знаменитое число тринадцать - чертова дюжина или число
семнадцать, вызывавшее особое отвращение у пифагорейцев. Попытку
Пифагора и его школы связать реальный мир с числовыми отношениями нельзя
считать неудачной, поскольку в процессе изучения природы пифагорейцы
наряду с робкими, наивными и порой фантастическими представлениями
выдвинули и рациональные способы познания тайн Вселенной. Сведение
астрономии и музыки к числу дало возможность более поздним поколениям
ученых понять мир еще глубже. После смерти Пифагора в Метапонте (Южная
Италия), куда он бежал по окончании восстания в Кротоне, его ученики
обосновались в разных городах Великой Греции и организовали там
пифагорейские общества. В новое время, особенно благодаря бурному
развитию естествознания, астрономии и математики, идеи Пифагора о
мировой гармонии приобретают новых поклонников. Великие Коперник и
Кеплер, знаменитый художник и геометр Дюрер, гениальный Леонардо да
Винчи, английский астроном Эддингтон, экспериментально подтвердивший в
1919 году теорию относительности, и многие другие ученые и философы
продолжают находить в научно-философском наследии Пифагора необходимое
основание для установления закономерностей нашего мира.
