Герб города КалтанКалтан

29 июля 1959 года Указом Президиума Верховного Совета рабочий поселок Калтан преобразован в город. Название Калтан к городу перешло по наследству от улуса Калтан – Калтанская ГРЭСмаленького шорского поселения. В переводе – зимний морозный ветер. Историю этого поселения можно проследить с 1607 года с прихода русских переселенцев на юг Кемеровской области. В первой половине 17 века Россия начала укреплять свои границы в Сибири. К 1640 году была построена кузнецкая линия укреплений общей протяженностью более 300 км. На линии было сооружено 17 укреплений , в том числе и форпост Калтанский. К середине 19 века в Калтане было не более 40 дворов.

Вплоть до 1917 года жизнь калтанцев протекала спокойно. Почти вдвое увеличилась численность: с открытием в районе поселка Сарбала угля и прокладкой Кузнецкого тракта возросло число ремесленников.

ВокзалСоветская власть была установлена в марте 1918 года. Первым председателем калтанского совета стал участник революции 1905-года – Абрам Николаевич Царев. Значительным событием стала прокладка железной дороги Сталинск (ныне - Новокузнецк) – Таштагол в 1931 г. История города тесно связана с историей Южно-Кузбасской ГРЭС.

Город находится на юге Кузбасса , в 338 км от г. Кемерово и в 30 км от г. Новокузнецк . Занимаемая площадь - 3265 га . Население - 26 тысяч человек.
Сегодня в городе проживают 26 тысяч жителей. Имеется большая сеть сферы обслуживания горожан . В городе 7 общеобразовательных школ , 7 детских дошкольных учреждений , 2 профучилища. Имеется 8 медицинских учреждений, 4 аптеки, 2 профилактория-санатория, стадион, 3 дома культуры, кинотеатр, музыкальная школа, школа искусств, библиотеки.

Администрация городаПромышленность города представлена 254 предприятиями производственной и непроизводственной сферы. Основные промышленные предприятия города : ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС», ОАО разрез « Калтанский », ООО ПК «Калтанский Завод КВОиТ» , ОАО «Калтанский кирпичный завод» , ОАО «Южно-Кузбасский производственный комбинат».

Выпускаемая продукция: электро-, теплоэнергия, уголь, концентрат, металлоконструкции , кирпич , оконные и дверные блоки , пиломатериал, сборные железобетонные конструкции и изделия.

Транспорт: перевозка грузов и пассажиров осуществляется железно дорожным и автомобильным транспортом. Транспортные промышленные предприятия города представлены ООО «Белтранс» , ООО «Южно-Кузбасское Промышленно-Транспортное Управление».

Инфраструктура жилищно - коммунального хозяйства представлена следующими предприятиями : МУП «ЖКХ», МУП «УГХ», МУП «МКП», МУП Гортоп» , ОАО «Кузбасская электросетевая компания» филиал «Электросеть» г. Калтан , ООО «Спецтранс-Трейд».

Вечный огоньЮжно-Кузбасская ГРЭС – градообразующее предприятие. Это первая в Сибири электростанция, где было начато освоение отечественного оборудования на высоких параметрах пара. В июне 1919 года впервые был поднят вопрос о проведении изыскательных работ по выбору площадки под строительство Южно - Кузбасской ГРЭС. Однако Великая Отечественная война прервала эти работы. Вновь они были возобновлены в 1945 году. В 1946 году утверждена площадка под строительство ЮК ГРЭС мощностью 500 кВт/час на территории поселка Калтан. А в 1951 году сдан в эксплуатацию первый турбоагрегат на ЮК ГРЭС. ЮК ГРЭС стала градообразующим предприятием. Вспомогательные цеха станции развивались в крупные предприятия города – ЮК ПК, завод КВОиТ. Для полного обеспечения ГРЭС углем была построена шахта “Шушталепская”, а позднее - шахта “Северный Кандыш” и разрез “Калтанский”.

Улица городаЮжно-Кузбасский Производственный комбинат существует с 1954 года. За это время из стройцеха , созданного при строительстве ЮК ГРЭС предприятие выросло в мощный самостоятельный комбинат, который выпускает различную продукцию. В том числе, сборный железобетон столярные изделия, пенопласт, ДСП, стеновые и кровельные панели из профлиста.

История Завода котельно-вспомогательного оборудования неразрывно связана с историей развития сибирской энергетики и началась со строительства ГРЭС. В 70-80 годы коллективом завода про делана значительная работа по развитию крупноблочного изготовления энергетического оборудования, что позволяет сэкономить сроки его монтажа на строительной площадке . Одним из первых в стране на Калтанском заводе КВОиТ было организовано централизованное изготовление котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов поточным методом.

Открытие моста через КондомуРазрез «Калтанский» один из молодых в составе ОАО ХК «Кузбассразрезуголь» . Год пуска в эксплуатацию 1982. В 1974 году на месте нынешнего разреза, шахтой «Шушталепской» производственного объединения «Южкузбассуголь» был создан участок открытых работ с годовой добычей в 100 тысяч тонн. Приказом министра угольной промышленности СССР № 498 от 18.11.1981 на базе этого участка был создан, а затем передан в состав производственного объединения по добыче угля открытым способом «Кемеровоуголь» (в настоящее время ОАО ХК «Кузбассразрезуголь») разрез «Калтанский». Сейчас это одно из перспективных и стабильно развивающихся угледобывающих предприятий области. Земельные отводы разреза «Калтанский», расположенного в Осинниковском геолого-экономическом районе, составляют 913 тыс.га.