Известен с 1726 г.. Название – в честь первопоселенца, беглого крестьянина Фёдора Белова, основавшего свою заимку на берегу реки Бачат. В 1851 г. началась разработка угольных месторождений. Поселок стал городом в 1938 г.. Современный Белово – крупный промышленный центр Кузбасса.
г. Белово
-
областного подчинения, является районным
центром, расположен на расстоянии 170 км к югу от
Кемерово, в Кузнецкой котловине, на реке
Бачат. Железнодорожная станция
- на линии Томск – Артышта.
Основные отрасли: угольная промышленность и цветная металлургия. Среди предприятий: заводы – цинковый (с 1931; работает на полиметаллических рудах Салаира и Восточного Казахстана), «Кузбассрадио», литейно-механический, машиностроительный; предприятия по производству стройматериалов; трикотажная фабрика; предприятия мясомолочной промышленности. ГРЭС.
Из истории города. По историческим масштабам город Белово еще достаточно молод. Поселения в районе реки Ини были непостоянны в силу полукочевого образа жизни местных народов. Только позднее в 1726 году, появилась первая заимка беглого крестьянина, приписанного к Колывано-Воскресенским рудникам.
Примерно
через 20 лет после первого поселения на берегу Бачата на географической карте
можно было бы сделать отметку о новой деревне "Белово". Писари Кузнецкого уезда
недолго ломали голову и назвали ее по фамилии первопоселенца Федора Белова.
Благодаря тому, что поблизости было месторождение углей, жители деревни
оказались связанными с горнопромышленным ремеслом. Предки нынешних беловских
шахтеров поставляли для Гурьевского и Гавриловского заводов уголь, но только
древесный, томленный из березовых чурок.
1960 год. введен в эксплуатацию разрез"Колмогоровский".
1961 год. Начала работать шахта "Чертинская-Западная".
1965 год. Построена центральная обогатительная фабрика "Беловская".
1966 год. - Гидрошахта "Грамотеинская" (ныне "Инская") начала подавать уголь по трубам на Беловскую ГРЭС.
Первые
разработки угольных пластов в Беловском районе относятся к 50-м годам прошлого
столетия, когда началось строительство копей.
Немаловажную роль в жизни города играет железная дорога. Исторически сложилось
так, что города росли возле старых трактов: Барнаульского, Томского и
Кузнецкого. Весной 1937 года Электровоз ВЛ-19ь92 первым протянул состав с
рельсами и металлом из Кузбасса.
Дальнейшее развитие всего железнодорожного хозяйства было подчинено удовлетворению нужд растущих первенцев Сибирской индустрии.
В 1927 году Совет Труда и Обороны принял решение о
строительстве Цинкового завода с годовой производственной мощностью 12 тыс.тонн.
Пока возводились цехи, геологи обнаружили месторождение цинковых руд рядом - в
Салаире. На этом-то месторождении и решено было базировать будующий завод
полностью, для чего началось строительство Салаирского рудника. В
1931
году предприятие выдало первые тонны цинка. После "перестройки" цинковый завод
переживал тяжелые времена - но с помощью губернатора области удалось возродить
предприятие.
Государственная районная электрическая станция занимает достойное место в ряду энергетических предприятий Кузбасса и Сибири. В июле 1956 года на берегу реки Ини началось строительство жилых домов. Стремительна история предприятия. В августе 1962 года было перекрыто русло Ини и началось заполнение водохранилища для будущей электростанции. 16 июня 1964 года началось комплексное опробование первого блока. Через полгода введен в строй второй 200-тысячный блок. Дальнейшая работа - это не знающее перерывов наращивание мощностей молодого предприятия.