![]() |
||||||
Смысл жизни учителя "Тело человеку дают родители, душу дает Бог, Учитель… Это слово входит в сознание каждого человека в раннем возрасте и остается там на всю жизнь. Это понятие связано не только со школой, ведь своими учителями мы называем тех, кто помог нам овладеть ремеслом, определил творческий поиск, поддержал в лучших устремлениях на жизненном пути. Родители дают детям жизнь, учитель наполняет ее смыслом, дает духовную опору, учит человечности. Профессия учителя требует и знания своего предмета, и огромного терпения, и артистизма, и режиссуры, и исполнительского мастерства. Умение воспитать у детей желание трудиться, мыслить, быть самостоятельными и ответственными – вот суть натуры учителя.
«Учение, - говорил он, - это прежде всего отношения - отношение ученика к учителю, к предмету, к своей работе. Желание детей хорошо учиться - основа школы, без него школы нет. Учитель обязан возбудить и поддерживать это желание постоянно.» Испокон веков перед каждым учителем стоит две пары задач: обучать детей и одновременно воспитывать их; обучать детей и одновременно развивать их способности. А Сухомлинский показал, что все эти задали фактически невозможно решить, если не поставить перед собой и не решить ещё одну, такую же важную "пару" задач: вызывать страсть к знанию и учить учиться. Человеком нравственности и морали, «великим гражданином» России, великим Учителем был Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Учёный всегда не был безразличен к судьбе России, его всегда волновали проблемы молодого поколения. В своих работах Дмитрий Сергеевич призывает нас к воспитанию в себе нравственных качеств: чести, совести, воспитанности, интеллигентности. Также учёный говорит о том, что нужно противостоять влиянию негативных качеств: зависти и жадности.
Изучение биографических данных, а также особенностей педагогической работы отдельных учителей, таких, как А.Сухомлинский, Ушинский, Д.Лихачев, показало, что ценностно-смысловое отношение к профессии может возникать как в начале профессиональной деятельности, так и на более позднем этапе, когда пережитые в процессе профессиональной деятельности трудности, стрессовые ситуации и неудачи побуждают переосмыслить свое отношение к профессии, выработать новый взгляд на нее. При этом педагогическая профессия, которая представала как совокупность обязанностей, трудностей, нервных напряжений, конфликтов и огорчений, превращается в источник радости, самоуважения, становления смысла жизни. Таким образом, профессиональное творчество помогает человеку осуществить, "выполнить" себя, продвигаться к вершине реализации своих потенциальных возможностей. Понятие «смысл жизни» трактуется учителями неоднозначно: Первоначальное включение педагогической профессии в систему смысложизненных ориентации учителя - необходимое условие его педагогического творчества; с другой стороны, с повышением уровня педагогического творчества повышается и «статус» педагогической профессии в структурной иерархии смысложизненных ориентации учителя. Эти люди, полностью вовлеченные в процесс педагогического творчества, не мыслят своей жизни без любимых учеников; для них общение с детьми — это как воздух, как постоянный процесс омоложения, самосовершенствования, развития и постижения высокого смысла бытия. Все они воспринимают с радостью свою жизнь, посвященную педагогической деятельности, считают жизнь интересной, эмоционально насыщенной, наполненной. У творческих учителей наблюдается высокий, но не максимальный показатель продуктивности прожитой жизни. Каждый из них считает, что мог бы сделать больше. Для них характерно наличие свободы выбора в собственных действиях и возможности управлять собственной жизнью. У них показатель осмысленности жизни приближается к максимальному.
|
||||||
![]() |
||||||