У ВСЕХ ЛИ РЕЛИГИЙ ОДИНАКОВАЯ ЦЕЛЬ?



 

 

« БОГ ОДИН, ДА МОЛЕЛЬЩИКИ НЕОДИНАКОВЫ »

( РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОСЛОВИЦА)


 

Вступление

         Слово "религия" встречается очень часто в обыденной речи, в научных текстах, в публицистике, художественной литературе. Это — совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога. Человеческая мысль с давних пор стремится понять феномен религии, его природу, значение, и сущность.

В разные периоды истории человечество стремилось выразить свое отношение к религии и религиозным верованиям. Сегодня важно признать, что религия в истории народов мира занимает важное место и это не просто вера или неверие в богов. Религия пронизывает жизнь народов всех континентов. С религиозными обрядами рождается и умирает человек. Этика, мораль, нравственность в большинстве стран носила религиозный характер. С религией связаны многие достижения культуры: иконопись, архитектура, скульптура, живопись и т.д.

Роль религии в обществе и в быту в наши дни у разных народов остается очень большой. Это относится и к экономически развитым странам Запада, где церковь, особенно католическая, выступает в качестве крупного банкира, землевладельца, влияет на политику, воспитание, школьное образование, многие другие сферы жизни. Это относится и к бывшим социалистическим странам, в которых после развала социалистической системы начался "религиозный бум". Не менее, если не более, велико влияние религии в развивающихся странах, где общий культурный и образовательный уровень обычно ниже. Вот почему знакомство с религиозным составом населения необходимо для понимания многих процессов и явлений современности.

Знание религиозной принадлежности населения помогает глубже понять особенности экономической и социальной географии отдельных регионов мира. Так, в мусульманских странах практически отсутствуют такие отрасли сельского хозяйства, как свиноводство и виноделие (из-за религиозных запретов на употребление свинины и вина). Влияние религии иногда сказывается на характере одежды и расцветке тканей, выпускаемых текстильной промышленностью. Религиозные традиции (особенно исламские) находят свое проявление в режиме воспроизводства населения, уровне занятости женщин и т. д. География религий отражает сложные процессы освоения планеты, развития мировой цивилизации в целом, а также духовной культуры отдельных стран и народов.

Каждая религия по-своему самобытна и интересна. В своей работе мы рассмотрели три мировые религии: христианство, буддизм и ислам.

Мы, разумеется, осознаем, что в мире существует огромное число других религий. Обзор всех этих религий невозможно осуществить в рамках одной темы. Но разобрав материал о  трех мировых религий,  мы пришли к выводу:  все мировые религии расходятся в своих основных позициях, однако их цель – достижение общего блага человечества.
 


БУДДИЗМ

Буддизм — первая по времени возникновения мировая религия, возникшая в Индии и получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды.

 

Будда — это человек, достигший просветления, или нирваны.

 

Таким человеком стал Сиддхартха Гаутама почитаемый в качестве Будды Шакьямуни, который положил начало буддистской традиции, став проповедовать людям дхарму.

 


За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования — иными словами, целую цивилизацию.

 

Если попытаться представить эту религию как бы “с высоты птичьего полёта”, перед нами раскинется пёстрое лоскутное одеяло из направлений, школ, сект, религиозных партий и организаций; и тем не менее это одеяло уже тысячи лет прекрасно греет души миллионов последователей буддизма во всём мире.


Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе.

В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

 

Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буддизм — это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм — синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т. п. Такая способность гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт явно выделяет буддизм среди других мировых религий. Из-за этого последователей Будды часто упрекали в излишней гибкости, граничащей с беспринципностью, в склонности к компромиссам. Но именно способность приспосабливаться позволила буддизму вобрать в себя огромное количество местных верований, культов, народных обрядов, культур, идеологий, литературных и художественных традиций на всём географическом пространстве, находившемся под его влиянием на протяжении веков.


Многих верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам. Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им. Он просто предупреждал, что почитание богов, какими бы могущественными их ни считали, принесёт только временное облегчение, но не окончательное спасение. По мере формирования буддийского пантеона в него входили боги брахманизма и других религий. Буддист может одновременно исповедовать даосизм, синтоизм или любую другую “местную” религию, поэтому довольно сложно установить точное количество буддистов в мире.

 

А теперь, после краткого обзора этой первой мировой религии, обратимся к ее учению. Посмотрим, в чем же заключается основа буддийской религиозной доктрины.

 

В центре буддизма - учение о "четырёх благородных истинах".

Четыре Благородные Истины (чатур арья сатьяни) представляют собой формулировки, вполне сопоставимые с формулировками врача, ставящим больному диагноз и назначающим лечение. Эта метафора далеко не случайна, поскольку Будда и видел себя врачом живых существ, призванным исцелить их от страданий сансары и прописать лечение, ведущее к выздоровлению — нирване. И действительно,

первая Истина (Истина о страдании) — констатация болезни и постановка диагноза;

вторая (Истина о причине страдания) указывает на причину болезни,

третья (Истина о прекращении страдания) — прогноз, указание на возможность исцеления и, наконец, четвертая (Истина о Пути) представляет собой прописанный больному курс лечения. Таким образом, буддизм с самого начала своего существования мыслился как своеобразный проект преобразования человека из существа страдающего и онтологически несчастного в существо свободное и совершенное. Этот проект имеет как бы терапевтический (мы бы сказали с известной долей метафоры — психотерапевтический) характер.

Рассмотрим Четыре Благородные Истины подробнее.

Первая Истина  — это истина о страдании. В чем же она заключается и что такое страдание (духкха)?

«Все есть страдание. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение приятным — страдание. Поистине все пять групп привязанности суть страдание».

Мы можем испытать сильное физическое или даже духовное наслаждение и готовы при этом даже воскликнуть: «Остановись, мгновение!» Но мгновение не останавливается, наслаждение заканчивается, и мы страдаем, оттого что оно ушло, стремимся вновь испытать его, но безуспешно, отчего мы страдаем еще сильнее. Или, наоборот: мы стремимся к чему-то, возможно, посвятив этому всю свою жизнь. И вот мы достигли цели, но нас постигает горькое разочарование — плод оказался не столь сладким, как нам представлялось, а жизнь утрачивает смысл, потому что цель достигнута, а более стремиться не к чему. И, наконец, всех нас ждет смерть, которая делает все наши удовольствия и наслаждения конечными и преходящими. Но и это еще не все. Мы не только страдаем, но мы также все время оказываемся в ситуации страдательности, пассивного претерпевания. По видимости — человек сам кузнец своего счастья, но в действительности, будучи опутан клубком причинно-следственных отношений и связей, он не столько кует, сколько сам пребывает под молотом причинности на наковальне следствий. Страдание абсолютно, удовольствие весьма и весьма относительно.

Вторая Благородная Истина — истина о причине страдания. Эта причина  — влечение, желание, привязанность к жизни в самом широком смысле, воля к жизни. Влечение порождает страдание, если бы не было влечений и жажды жизни, то не было бы и страданий. А этой жаждой пронизана вся природа. Она как бы сердцевина жизнедеятельности каждого живого существа. И регулируется эта жизнь законом кармы.

Учение о карме является доктринальным стержнем буддизма. Само слово «карма» может быть переведено как «дело», «действие» (и никоим образом не как «судьба» или «участь», как это иногда думают).

Карма — это действие, причем обязательно имеющее следствие, или результат. Совокупность всех действий, совершенных в жизни, точнее, общая энергия этих действий, также приносит свой плод: она определяет необходимость следующего рождения, новой жизни, характер которой определяется кармой (то есть характером совершенных действий) умершего. Соответственно, карма может быть благой или неблагой, то есть ведущей к хорошим или дурным формам рождения. Собственно, карма определяет в новом рождении то, что философы-экзистенциалисты называют «заброшенностью»: страну, в которой родится человек (если обретается именно человеческая форма рождения), семью рождения, пол и прочие генетические характеристики (например, врожденные болезни), основные черты характера, психологические наклонности и тому подобное. В этой жизни человек снова совершает действия, ведущие его к новому рождению, и так далее, и так далее. Этот круговорот рождений-смертей называется в религиях Индии (не только в буддизме) сансарой (круговорот, коловращение), главной характеристикой которой является страдание, проистекающее из влечений и хотений. Поэтому все религии Индии (буддизм, индуизм, джайнизм и отчасти даже сикхизм) ставят своей целью освобождение, то есть выход из круговорота сансары и обретение свободы от страданий и страдательности, на которые обрекает сансарическое существование любое живое существо. Сансара безначальная, то есть ни у одного существа не было абсолютно первой жизни, оно пребывает в сансаре извечно. А следовательно, сансарическое существование чревато также повторяемостью ситуаций и ролей, мучительным однообразием циклической воспроизводимости одного и того же содержания. И буддизму, и другим религиям Индии полностью чужда идея эволюции — переход из жизни в жизнь образует в индийских религиях не лестницу совершенствования и восхождения к Абсолюту, а мучительное коловращение и переход от одной формы страдания к другой. Поэтому если человек западного воспитания может найти в идее перерождений даже что-то привлекательное («удобную религию придумали индусы, что мы, отдав концы, не умираем насовсем», — пел Владимир Высоцкий), то для индийца она сопряжена с чувством несвободы и мучительной порабощенности, вызывающей потребность в освобождении из этой круговерти («Когда же придет избавление от уз сансары, о Боже?! Эту мысль называют желанием свободы»,  — писал один брахманский философ). Между буддийским и индуистским пониманием кармы есть и некоторые различия. Так в индуизме считается, что последствия кармы определяет Бог, распределяя воздаяние за те или другие поступки. Но в буддизм нет места понятию Бога, и поэтому карма понимается буддистами не как некое возмездие или воздаяние со стороны Бога или богов, а как абсолютно объективный базовый закон существования, как законы природы. По существу, закон кармы представляет собой просто результат перенесения представления о всеобщности причинно-следственных отношений в область этики, морали и психологии.

Третья Благородная Истина  — истина о прекращении страдания, то есть о нирване (синоним — ниродха, прекращение). Как врач, сообщающий больному благоприятный прогноз, Будда утверждает, что несмотря на то что страдание пронизывает все уровни сансарического существования, тем не менее, существует состояние, в котором страдания больше нет, и что это состояние достижимо. Это и есть нирвана.

Один из наиболее распространенных образов, использующихся в текстах для пояснения идеи нирваны, таков: подобно тому, как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, или подобно тому, как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекращается вздымающий волны ветер, точно так же прекращаются все страдания, когда иссякают все аффекты (клеши) и влечения, питающие страдания. То есть угасают именно страсти, привязанности, а вовсе не бытие. С исчезновением причины страдания исчезает и само страдание.

Так что же такое нирвана? Сам Будда никогда не давал прямого ответа на этот вопрос и старался молчать, когда этот вопрос все-таки задавали. Тут Будда оказывается прямым предшественником одного знаменитого философа, провозгласившего, что о чем нельзя говорить, о том следует молчать. Еще в ранних Упанишадах — брахманских текстах философского характера — говорилось, что об Абсолюте (Брахмане) можно говорить только в отрицательных терминах: «нети, нети» («не то, не то»), поскольку Абсолют трансцендентен нашему опыту, непостижим для мысли и невыразим в словах и понятиях. Поэтому, даже психологически правильнее ничего не говорить о нирване, чем сравнивать ее с чем-то нам известным, ибо иначе мы немедленно сконструируем «нашу» нирвану, создадим некий ментальный образ нирваны, вполне неадекватное представление о ней, привяжемся к этому представлению, сделав, таким образом, и нирвану объектом привязанности и источником страдания. Поэтому Будда и ограничивался самыми общими характеристиками нирваны как состояния, свободного от страданий, или как состояния высшего блаженства (парамам сукхам).

Но как же достичь освобождения, нирваны? Об этом говорит Четвертая Благородная Истина  — истина о пути (марга), ведущем к прекращению страданий — то есть о Благородном Восьмеричном Пути (арья аштанга марга).

Весь буддийский путь делится на три большие этапа: этап мудрости (праджня), этап нравственности, или соблюдения обетов (шила), и этап сосредоточения (самадхи), то есть психопрактики. Первый этап включает в себя две ступени, остальные — по три, всего восемь ступеней.

I. Этап мудрости.

1.     Правильное воззрение. На этом этапе человек должен усвоить и освоить Четыре Благородные Истины и другие базовые положения буддизма, внутренне пережить их и сделать основой мотиваций своих поступков и всего своего поведения.

2.     Правильная решимость. Теперь человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения.

II. Этап нравственности.

3.     Правильная речь. Буддист должен всячески избегать лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани и распространения слухов и сплетен, питающих вражду.

4.     Правильное поведение. Миряне-буддисты принимают минимальное количество обетов, способствующих накоплению благой кармы. Они таковы:

1.     Ненасилие, непричинение вреда живым существам: «без палки и меча идет он по жизни, исполненный любви и сострадания ко всем живым существам»;

2.     Отказ от дурной речи (ложь, клевета и т. п., см. выше);

3.     Неприсвоение того, что принадлежит другому; отказ от воровства;

4.     Правильная сексуальная жизнь (в том числе, и в смысле «не прелюбодействуй»);

5.     Отказ от употребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным, а поведение трудно поддающимся контролю.

У монахов и монахинь обетов гораздо больше (несколько сотен). Они подробно описываются в разделе «Виная» буддийской Трипитаки. Обеты монахов ориентируют их жизнь уже не на улучшение кармы, а на ее полное исчерпание и достижение нирваны.

5.     Правильный образ жизни. Это то же правильное поведение, но взятое как бы в социальном измерении. Буддист (как монах, так и мирянин) должен воздерживаться от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением. Он должен воздерживаться, например, от торговли живыми существами, людьми и животными, от торговли оружием (вместе с тем буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создает предпосылки для них), от распространения алкоголя и наркотиков, от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и тому подобное).

III. Этап сосредоточения.

6.     Правильное усердие. Данный этап и все его ступени предназначены в основном для монахов и заключаются в постоянных занятиях буддийской йогой. Слово «йога» означает концентрацию, сосредоточение, связывание в один пучок всех сил для достижения цели.

7.     Правильное памятование. Целостный и всеохватный контроль над всеми психоментальными и психофизическими процессами при развитии непрерывной осознанности. Главные методы здесь — шаматха (успокоение сознания, прекращение волнения психики, избавление от аффектов и психоментальной нестабильности) и випашьяна (аналитическое созерцание, предполагающее культивирование благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих состояний сознания).

8.     Правильное сосредоточение, или правильный транс. Достижение собственно самадхи, предельной формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания. Буддийская традиция описывает многочисленные виды самадхи, некоторые из которых не ведут к нирване. Правильная практика самадхи в конечном итоге приводит монаха к освобождению, и он становится архатом («достойным»; тибетская этимология этого слова «победитель врагов», то есть аффектов — клеш, не является филологически корректной).

Самыми известными учениями буддизма являются Хинаяна («Малая Колесница») и Махаяна («Большая Колесница»). Принцип Хинаяны заключается в том, чтобы отказаться от причинения вреда живым существам, в то время как принцип Махаяны - действовать на благо живых существ, т.е. стать Ботхисаттвой.

 

Во многие годы своего существования Буддизм распространился в азиатском регионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние на общественную и политическую жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство церковью принадлежит главам государств. В странах, где сильно влияние Буддизма, сохраняется множество монахов: достаточно сказать, что в Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина. Буддийские монастыри выступают в качестве крупных учебных заведений, которые являются центрами просвещения и искусства.

Будучи одной из мировых религий, Буддизм с полным основание может быть причислен к самым грандиозным философским конструкциям в духовных исканиях человечества.

 


ХРИСТИАНСТВО

ХРИСТИАНСТВО, одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления:          православие, католицизм, протестантизм.

В основе — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя.

Христианство зародилось из иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан.

 Христианское учение предлагает своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное  смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.


Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца, Сына, и святого Духа. Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: "принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие "таинства" - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

 

Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.

 

Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств:

 

Крещение-таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение. Человек (чаще всего младенец) не только избавляется от так называемого первородного греха, становится правоверным христианином;

 

В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной. Миропомазание совершается после крещения (у правоверных - сразу же за крещением, а у католиков - через определенное время) и заключается в освящении человека как христианина путем смазывания ему отдельных частей тела особым ароматическим маслом (миро), содержащим якобы « божественную благодать», «дары святого духа».

 

В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

 

Таинство покаяния или исповеди - это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

 

Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

 

В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

 

В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. В ходе этого таинства священнослужитель прощает грехи тяжело больного или умирающего и «наделяет» необходимой святостью для потусторонней жизни.

 

ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ

а) Высшая цель

Вот что говорится в Евангелии: «…Всё делайте в славу Божию» (1 Кор. 10: 31); «…Всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки» (Рим. 11:36). Или, возьмем, к примеру, слова из одного из христианских катехизисов: «Главная цель человека — прославлять Бога и вечно Его радовать».

Прославление Христа

В Евангелии об этом говорится так: «…Смирил себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца…» (Флп. 2: 8-11).

Нравственное совершенствование верующих во Христе

«…Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…<…>…Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 44, 45, 48). Христос наказывает нас «…для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:10).

Окончательное прославление верующих во Христе

«…Когда Он предузнал, тем и предопределил быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8: 29-30).

«…Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» (1 Ин.3: 2-3).

Из этих и многих других похожих текстов из Нового Завета становится очевидным, что христианская этика заключает в себе не только правила, которые обеспечивают нормальные отношения между людьми, хотя эти правила и занимают в ней большое место. Среди специальных понятий Нового Завета, таких, как спасение, искупление, оправдание и проч., этика составляет часть того, что называется освящением. Это неотъемлемая часть цели творения, искупления и, наконец, прославления природы и человечества, осваивающего окружающую природу как среду обитания.

б) Общие принципы христианской этики

« И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими »(Втор. 6:5). « Сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37).

А вторая заповедь гласит: «…Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19: 18). « На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:40). « Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13: 10).

Другими словами, эти две заповеди: « Возлюби Господа своего» и « Возлюби ближнего своего» — являются общим этическими принципами, которые должны лежать в основании поступков человека и его практических решений и определять их мотивацию.

Или возьмем еще одно краткое изложение общих принципов библейской этики:

« О, человек! Сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим » (Мих. 6: 8).

При любых жизненных обстоятельствах справедливость и любовь, а также осознание того, что ты живешь и ходишь перед Богом, является абсолютно необходимыми. Без любви справедливость становится бессердечной и формальной. Без знания Бога мы упускаем из виду главную цель этики, которая заключается в том, чтобы угождать Богу и прославлять Его, и, кроме того, утрачиваем ограничитель, который мешает нам совершать зло.

Вспомним ветхозаветную историю о Иосифе, которого искушала жена его хозяина Потифара. На ее попытки соблазнить его тот ответил: «…Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт. 39: 9).

К охарактеризованным выше принципам Новый Завет добавляет еще один, характерный для христианства: осознанное на рациональном уровне чувство долга жить во имя Христа в знак благодарности за личное спасение, обретенное благодаря самопожертвованию Христа:

« Любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5: 14-15).

Именно это означает старое христианское изречение: « В христианстве спасение — это милость, этика — это благодарность».

 

КОНКРЕТНЫЕ ПРАВИЛА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОСТУПКОВ ЧЕЛОВЕКА

Ветхий Завет

         Десять заповедей, которые Бог дал народу Израиля на горе Синай, касаются следующих сфер человеческих действий.

         Отношение человека к Бога:

1)     запрет на поклонение другим богам (при этом надо иметь в виду, что идолы не обязательно бывают деревянными, каменными или металлическими. Они также могут существовать в сознании человека, то есть понятия и идеи тоже могут выступать в качестве идолов);

2)     запрет на поклонение изображениям и почитание их;

3)     запрет на использование имени Бога в обыденной обстановке и при произнесении ложной клятвы.

Отношение человека к своей работе:

4)     предписание соблюдать субботу, то есть использовать один в неделю для физически, эмоционального и психологического отдыха и в то же время — для размышления о Творце.

Отношение человека к родителям:

5)     предписание почитать родителей, причем не только формально, но и фактически, поддерживая их в старости, тем самым утверждая святость процесса передачи жизни от одного поколения к другому.

Отношение человека к обществу:

6)     святость жизни, запрет на убийство;

7)     святость брака, запрет на супружескую измену;

8)     уважение к собственности и запрет на воровство;

9)     святость истины и запрет на ложное свидетельствование.

Отношение человека к своим мыслям, желаниям, вожделениям и искушениям:

10)запрет, который относится не просто к отъему чужой собственности, но и к жажде чужой собственности, то есть касается внутренних желаний человека, которые могут привести его к действиям против чужой собственности (Лев. 19).

 

Из приведенного списка очевидно, что Десять заповедей — это конкретные правила, но столь же очевидно и то, что они не могут служить исчерпывающим списком норм на все случаи жизни. Поэтому в следующих трех главах Ветхого Завета и во многих других книгах Библии даны подробные рекомендации и законы, относящиеся к более частным ситуациям, показывающие, как применять общие правила Десяти заповедей к самым разным жизненным ситуациям. Например, шестая заповедь, которая запрещает убийство, сопровождается подробными инструкциями, как следует связывать эту заповедь с исключительными ситуациями, типа смертной казни, случайного, непреднамеренного убийства или убийства в целях самообороны. Более того, книга Притчи Соломоновы содержит значительное число практических советов, которые не связаны ни с какими общими законами и должны применяться там, где они кажутся уместными.

         Таким образом, Десять заповедей не предназначены для того, чтобы быть подробными и исчерпывающими правилами. Их значение  состоит в описании основных жизненных ценностей и их святости. И это не пустое дело. Существуют ценности, на которые следует ориентироваться в разнообразных сферах жизни и деятельности. Когда вы испытываете большие сложности в своей жизни и нужно справиться с неразрешимыми ситуациями, то очень легко отказаться от базовых ценностей и пойти на компромисс. Например, если человек пытается выжить в условиях сурового соревнования в мире бизнеса, то ему несложно отнестись к истине как к чему-то относительному и пойти, например, на подделку документов. Когда вольное сексуальное поведение становится распространенным, то очень легко утратить чувство святости передачи жизни от одного поколения к другому. Когда жизнь тяжела или когда, напротив, она полна успеха и богатства, очень легко отказаться от высшей ценности: каждодневного духовного общения с Творцом. Поэтому понятно, что библейская этика должна особое внимание уделять тому, что можно назвать

«частными» правилами, которые направлены на сохранение непреходящих ценностей и святости жизни.

 

Новый Завет

         Формулировки христианской этики можно найти во всем тексте Нового Завета. Это связано с тем, что Новый Завет не является системным изложением теологии, где один раздел посвящен, например, Богу Отцу, другой — Христу, третий — Церкви, а четвертый — этике. В теологии Нового Завета христология, сотериология (учение о спасении), этика, отдельные рассказы и притчи переплетены между собой, точно так же, как это происходит в нашем мышлении и жизни. Теория и практика всегда должны идти вместе. Поэтому по всему Новому Завету встречаются отрывки, в которых содержатся этические представления, такие, как Нагорная проповедь (Мф. 5-7), или перечисляются заповеди, которые связаны, например, с жизнью в семье, на работе и в мире в целом.

         Имеет смысл специально упомянуть следующие особенности христианской этики, трактуемые в Новом Завете.

Цель христианской этики — выполнение Закона Божьего. Хотя в Новом Завете подчеркивается, что спасение нельзя заслужить путем соблюдения Закона Божьего и что оно дается исключительно как дар по Божьей милости, тем не менее здесь говорится, что цель спасения — это укрепление каждого христианина в Божьем Духе. Поскольку «…закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грехи и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим. 8: 3-4; ср. Гал. 5: 16-25).

Этические требования Христа выше справедливости в общепринятом смысле этого понятия. « Вы слышали, что сказано: “ люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». (Мф. 5: 43-45). Из этого этического требования Христа вытекает, что христианство автоматически исключает преследование на религиозной почве.

Один из этических принципов Христа предполагает личный опыт спасения и принадлежность Телу Христову, которая порождает новые побуждения и основания человеческой деятельности. «…Отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4: 25). «…Облекитесь…в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг к другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы». (Колю 3: 12-13).

Человек должен руководствоваться принципами христианской этики в реальных сложных жизненных ситуациях.

 

Христианство имеет длительную историю, оно вошло в кровь и плоть европейской культуры. Нельзя отрицать, что самые высокие побуждения людей, их стремления улучшить жизнь общества долгое время питались духовными основами этого вероучения. Православная ветвь христианства органично встроилась в жизнь русского народа и продолжает в ней существовать. Нельзя игнорировать или, там более забыть православные традиции нации, которые в свое время были единственными идеологическими и психологическими скрепами общества (как нельзя даже из повседневной разговорной речи выбросить выражения “не дай бог» или “слава богу”). Но необходимо различать принципы народного самосознания, принявшие христианскую форму, и принципы религии, выдаваемые за всенародные.


ИСЛАМ

«Бог не создал ничего благороднее разума, и гнев Его падает на тех, кто им пренебрегает». «Бог прекрасен и возлюбил прекрасное». Оба эти изречения весьма характерны для Ислама.

Ислам - мировая религия, возникшая в Аравии в 7 веке. Основателем этой религии считается житель Мекки Мухаммед. В возрасте 40 лет Мухаммед объявил себя посланником единого Бога Аллаха, продиктовавшего ему свою волю.


Ислам, подобно иудаизму и христианству, религия теистическая, т.е. исходящая из понимания единого Бога. В то же время ислам принципиально расходится с христианством в понимании Бога, не приемля христианской идеи триединства, догмата троицы, считая его уступкой многобожию. Основа ислама в утверждении, что Бог не только Един, но и Единственен.

Главные принципы ислама изложены в Коране.

Коран - священная книга мусульман, Божественное откровение, переданное Пророку Мухаммеду. Собрание проповедей, молитв, назидательных рассказов и притч.
Другая часть религиозной литературы мусульман — это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

Основные догматы.

 Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди.

Они сводятся к следующему:

1.     вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха;

2.     обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы (салат);

3.     милостыня в пользу бедных (закят);

4.     ежегодный пост (ураза, в десятом месяце — рамазане) в течение всего месяца;

5.     паломничество (хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.

Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне за веру (джихад). Джихад (араб. — священная война, война за веру), предписание ислама, предусматривающее его распространение и утверждение против иноверцев.

В исламе два течения - суннизм и шиизм.

Сунниты,- наряду с Кораном признает сунну (предание о поступках и изречениях Мухаммеда - хадис.)

Главная черта шиизма — вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда — имамами — могут быть только его сородичи-потомки, а "избранные" общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке. Шиизм — государственная религия в Иране, распространен в Йемене, Ираке, Ливане, Бахрейне и др.

Шииты уделяют большое внимание скрытым (эзотерическим) смыслам и толкованию Корана, а также жизни Пророка и его личности.

 

ИСЛАМ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ РЕЛИГИЯМИ

 

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она

энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения,

суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком религиозным

законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место полное

сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе — шариате.

Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.

Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети,— это, собственно, учитель в церковной школе. Кади — это судья, знаток шариата. Муфтий — более высокий духовный чин — главный авторитет в вопросах шариата. Улем — ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял – шейх-уль-ислам — видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права считались непререкаемым законом.

Самыми распространенными праздниками мусульман являются:

·        праздник жертвоприношения (Ид аль-адха, Курбан-байрам);

·         праздник розговенья (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам);

·        праздник Аль-Исра валь-Мирадж;

       Ислам является очень широкой по охвату системой социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно-значимыми.

      Несмотря на обилие в Исламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое представление о принадлежности к единому обществу людей, объединенных общей верой, общими традициями, общей начальной историей и общими интересами в современном мире.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Для того, чтобы ответить на вопрос, вынесенный в названии нашей темы, мы  рассмотрели  основные аспекты трех мировых религий: христианство, ислам, буддизм. И выявили особенности их учений, которые составляют принципиальную основу любой религии. Понимание бога в мировых религиях:

1.     Буддизм

а) Считается, что исходная форма буддизма возникла из индуизма. Строго говоря, это не религия, так как буддизм не основывается или не предполагает с необходимостью веру в какого-то бога. Это философская система, которая пред­лагает своим последователям некий корпус учений (Трипитака) и совокупность психологических дисциплин, кото­рые предназначены для того, чтобы освободить их от тирании желания и привести к образу жизни, свободному от переживаний, стрессов и страхов, и мирному сосуществова­нию с себе подобными.

      б) Махаяна (или народный буддизм) — форма буддиз­ма, имеющая несколько разновидностей. Находится под влиянием индуизма, и поэтому в ней практикуется вера во множество богов.

2.     Христианство и ислам

Основываются на позитивной вере в Бога, и поэтому они категорически не согласны с поклонением тысяче богов в индуизме и махаяне. Они утверждают, что тяжелейший грех сомневаться в единстве Единого Истинного Бога. 

Мировые религии о материальном мире:

1. Буддизм.    

 Согласно этой религии материальное тело человека и окружающий его материальный мир не являются творением высшего божества, хотя они являются результатом истечения (эма­нации) из Него. Они были созданы божеством менее высо­кого ранга или менее высокой формой высшего божества. Вещный мир, или материя, являются чем-то нежелатель­ным, если не сказать больше, что это — безусловное зло. Соответственно, мудрость человека заключается в том, что­бы быть по возможности свободным от уз материального тела и стремиться ввысь по пути духовности до полного освобождения от материальности, достижения мокши, вступления в нирвану и слияния с Мировой Душой.     

2.     Христианство и ислам 

В этих религиях полагается, что материальный мир в том виде, в каком он вышел из рук Бога, был благим и что материальное тело человека — также благо, задуман­ное и целенаправленно созданное Самим Единым Истин­ным Богом. Человеческое тело было искажено грехом, оно подлежит разложению и смерти, но однажды будет воскресено и прославлено.

Таким образом, мы имеем здесь дело не с какими-то не­существенными различиями, а с двумя абсолютно неприми­римыми мировоззрениями.

Мировые религии о проблеме вины:

1.     Буддизм

     Подход к проблеме вины, существующий в восточных пантеистических религиях, таких, как индуизм и буддизм, сосредоточен в учении о карме. Согласно этому учению, любое зло или грех, совершаемые данным челове­ком, приводят его к страданиям. Этот принцип отражен в поговорке «Что посеешь, то и пожнешь». Более того, стра­дание не может закончиться до тех пор, пока оно, согласно закону кармы, не будет каким-то образом полностью искуп­лено.

    В подобной системе идее прощения нет места. В данном контексте она не имеет никакого смысла. Поэтому в некото­рых формах буддизма прощение не фигурирует. Закон кар­мы мыслится как безличный принцип, подобный закону притяжения. Следовательно, грех трактуется не как грех против закона личного Бога-Творца, по милости которого грех может быть прощен. Согласно безличному закону кар­мы, единственный способ, которым человек может освободиться от последствий греха, — это перенести самому столько страданий, сколько он заслужил своим грехом. Он не может полагаться ни на какую внешнюю помощь. «Ни­кто не может помочь другому в очищении».

    Согласно закону кармы, когда человек умирает и его душа покидает тело, если к этому моменту он недостаточно пострадал, чтобы выполнить закон кармы, то его душа должна вернуться обратно на Землю и воплотиться в другое тело. (Учение о переселении душ гласит, что если человек во время своей жизни вел себя очень плохо, то его душа может воплотиться в тело какого-то животного.) Этот цикл может повторяться, если это необходимо, множество раз, до тех пор, пока человек не претерпит столько страданий, сколько необ­ходимо, чтобы выполнить свою карму и тем самым освобо­диться от нового воплощения.

     С точки зрения многих людей, это очень жестокое уче­ние. Более того, из него вытекает вывод о том, что человек, который с детства жил в роскоши и довольстве, может счи­тать, что заслужил эту роскошь, поскольку в предшествую­щей жизни был более праведным, чем ребенок, сейчас жи­вущий в нищете и страдающий от врожденного заболева­ния, — даже если эта роскошь и достаток были достигнуты в результате нечестных финансовых операций его предков. Надо думать, что это учение способствовало поддержанию и обоснованию кастовой системы.

 

2.     Христианство и ислам

Христианство и ислам решительно отвергают это учение. Они отрицают, что появление на свет — это наказание за грехи, совершенные в прошлом воплощении. Подобное отношение к рождению оскорбляет жизнь и Са­мого Творца. Когда Христа спросили о человеке, слепом от рождения: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» — Иисус категорично отвечал: «...не со­грешил ни он, ни родители его...» (Ин. 9: 1-3).

     Если женщина в результате беспорядочной половой жизни заражается СПИДом, то родившийся у нее ребенок может также родиться ВИЧ- инфицированным и впослед­ствии заболеть СПИДом и быстро умереть. Этот пример говорит о том, что в каком-то смысле можно сказать, что дети расплачиваются за грехи своих предков. Но, согласно иудаизму, христианству и исламу, нельзя сказать, что ранняя смерть – это вина ребенка, поскольку он грешил в своем предшествующем воплощении.

Каким образом и на каких условиях человечество может быть освобождено от греха вины и как оно может достичь мира с Богом, взгляды ислама и христианства категорически расходятся.

1.     Христианский догмат о спасении

Таким образом, согласно христианству, спасение человека зависит от Христа. Смерть Христа на кресте была задума­на Богом как жертва за грехи мира. Он был Агнцем Божиим, Который взял на Себя грех мира (Ин. 1: 29). Путем Его воскресения и вознесения Господь объявил, что жертва Хри­ста, нужная для того, чтобы покрыть человеческие грехи, была заплачена, и поэтому Бог может с полным основани­ем даровать справедливое прощение тем, кто в результате подлинного покаяния поверит в Иисуса (Рим. 3:23-28; 4:24-25). Это означает, что люди получают прощение не в резуль­тате своих собственных страданий (как утверждает инду­изм), а посредством страданий Христа, которые Он принял за них, и не в результате своих достойных деяний (как это утверждается во многих вероучениях), а в силу труда искуп­ления, который совершил для них Христос посредством Своей смерти и воскресения (1 Петр. 3:18; Тит. 3:3-7; Еф. 2: 1-10). Обретаемые в результате этого труда мир и уверенность перед лицом грядущего Страшного Суда описывают­ся так: «...Он же однажды, к концу веков, явился для унич­тожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды при­несши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во вто­рой раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9: 26-28).

2.     Спасение в исламе.        

В исламе полагается реальность рая и ада (Сура 81:2-10). Согласно исламу, необходимо верить в Единого Истинно­го Бога, а также необходимо совершать добрые дела для того, чтобы попасть в рай и избежать ада. В исламе при­нимается идея Страшного Суда и подчеркивается его спра­ведливость. В Коране говорится: «В день воскресения Мы поставим весы правды: ни одна душа не будет обижена ни за одно дело, хотя бы оно было весом с зерно горчичное, и его Мы положим на весы: Мы — самый верный из счетовод-цев» (Сура 21:48).

Но в исламе нет Спасителя. Пророку Мухаммеду никог­да не отводилась такая роль. Он не считается искупитель­ной жертвой, благодаря которой Бог дарует спасение. Та­ким образом, надежда на спасение зависит от благих дел человека, которые должны перевесить на весах Божьей спра­ведливости. О прощении в Коране говорится следующее: «Кто признает богов, соучастников Богу, тот делает вели­кий грех. ...Бог не простит того, что Ему приписываются со­участники...» (Сура 4: 51, 116). «А верующим и делающим доброе будет прощение и великая награда» (Сура 35: 8).

Поэтому никто не может быть заранее уверенным в том, что его благие дела перевесят дурные. А если даже они окажут­ся более значимыми, то удовольствуется ли Святой Бог соче­танием благих и неблагах дел в биографии человека? Более того, если прощение зависит от Его произвольного решения («...Он прощает... всякому, кому хочет» (Сура 4:51), никто не может быть уверенным в этой жизни, что он будет прощен.

 

Наш краткий обзор показал, что между этими мировыми религиями существует принципиальные различия. Но есть  в них и то (на наш взгляд), что их объединяет:

1.      Именно подчеркивание различий между разными религиями было и до сих пор остается причиной враждебности между людьми разных вероисповеда­ний.

2.       Подчеркивание различий между религиями неразумно, поскольку все религии в     своей сущности стремятся к одной и той же цели. Они могут идти разными путями, но все эти пути ведут к одной и той же вер­шине, и все они рано или поздно сойдутся в одном и том же месте.

3.  Таким образом, долг всех религий и религиозных людей заключается в том, чтобы прийти к согласию и проповедовать то, что все они ведут к одному и тому же Богу, что все они стремятся к одной и той же цели и что их различия практически не важны. Поэтому все они могут и должны работать вместе во имя общего блага.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ


Библия. Книги Ветхого и Нового Завета. 

Марченков В.Г. Начала православия. М.:Петит,1991. 

Закон Божий (Первая книга о православной вере) под ред.М.Добужинского , Copyrigt 1956 by YMCA-PRESS. Societe a responsabilite limitee, Paris

Косидовский З. Библейские сказания.Сказания евангелистов.М.:Политиздат,1990. 

Наука и жизнь N 3,6-8 /М.:Пресса,1993. 

» Азбука веры »

Реферат: Три мировые религии - буддизм, христианство, ислам

Rmir.HTML

Бессам М. Медани «Библия и ислам»

http://www.tns-counter.ru

Предпосылки возникновения буддизма

Основы буддийского учения

Кочетов А.Н. Буддизм. М., Политиздат, 1968.

Крывелев И.А. История религий. Т. 2, М., «Мысль», 1988.

Арвон А. (пер. с фр. Калантаровой Е.) Буддизм., М., 2005.

Галазны П.Н. История государств Зарубежных стран., М., Юрид. лит-ра, 1980.

Ким Г.Ф. Ислам. Идеология, право, политика и экономика., М., Наука, 1985.

Соловьев В.Ю. Магомет, его жизнь и религиозное учение., Спб., 1902.

Ислам. Краткий справочник., М., 1983.