|
|||||
Девиантное поведение у старших подростков: диагностика, профилактика, практические советы. Определение степени девиантности Инструкции: для правильного оценивания уровня угрозы девиантного поведения необходимо тщательно просмотреть каждый из пунктов и сравнить их с поведением своего ребенка (каждый цвет определяет уровень угрозы отклонения от нормального поведения). Желтый (легкое отклонение от нормы): - Любит спорить, ранимый - Не любит проявлений власти со стороны незнакомых людей - Занимает позицию жертвы (полагает, что мир не дает ему то, на что он имеет право) - Трусливый, есть предрасположенность ко лжи - Беспокойный сон - Очень плохо просыпается, слишком ленивый - Обостренное чувство вины - Обида на окружающих (кто-то что-то должен) - Чувство, что все против него - Не принятие своих ошибок - Оправдания, например:"из-за этого ____, я ..." - Несоблюдение правил - Друзья становятся приоритетом, частая смена круга общения - Преуменьшает значимость событий
Оранжевый (сильное отклонение от нормы, следует обратить внимание)
- Отдаляется от семьи - Отказ от личных интересов - Излишняя импульсивность (хочу это прямо сейчас) - Паранойя - Агрессивное поведение - Внезапное изменение внешности - Частые угрозы сделать с собой что-либо - Неожиданное появление денег на покупку чего-либо - Неприятие со стороны окружающих - Частая депрессия и уныние
Красный (опасность! необходима срочная врачебная помощь, госпитализация)
- Попытка самоубийства или угрозы самоубийства - Побег из дома - Деформация личности (моральная) - Неприятности с законом - Увлечение сектами - Проблемы в школе: прогулы, отстранение от занятий
Советы 1. Создайте положительные отношения с подростком. Дайте понять подростку, что вы искренне беспокоитесь за него. Выслушайте подростка внимательно, проявляя живой интерес к событиям его жизни. Выражайте уважение к его поступкам или наоборот чувство недовольства в разумных количествах. 2. Рассматривайте поведение подростка как попытку удовлетворить его потребности. Согласно Уильяму Глассеру, всё, что делают люди, не что иное, как удовлетворение потребности выживания, власти, свободы, попытки управлять кем–либо. Потребность в признании, свободе, принадлежности ко всему миру особенно важна для подростка. Наличие этих особенностей помогает нам понять мотивы некоторых поступков подростка, вследствие чего мы можем относиться к нему не так строго. 3. Используйте альтернативные способы удовлетворения потребностей подростка. Как только подросток видит, что то, чем он занимается, не помогает ему достигнуть цели, он будет более восприимчив к успешным попыткам других в достижении поставленных задач. Обсудите и составьте вместе с подростком план действий, который наверняка покажет положительные результаты. 4. Мотивируйте подростка. Положительные «толчки» вперёд с вашей стороны окажут большое влияние на укрепление положительного поведения. Выдвижение на первый план и признание маленьких побед, сдвигов в лучшую сторону в поведении подростка могут стать заметными факторами мотивации полностью усовершенствования поведения. 5. Будьте устойчивыми. Иногда подростки любят узнавать предел своих возможностей, как далеко они могут зайти. Девиантное поведение также может быть замечено как крик о помощи подростка для взрослых, чтобы обратить на себя внимание. Постарайтесь проводить как можно больше времени со своим ребёнком и даёте ему понять, что Вы верите в него, его силы и что он обязательно превзойдёт все Ваши ожидания. 6. Прививайте подростку надежду. Объясните ему, что он может измениться даже при том, что временами его поведение несколько неадекватно. 7. Если необходимо, пригласите подростка в специальные центры на обучение контролирования гнева, развитие коммуникабельности, чувства собственного достоинства. 8. Просите, чтобы подросток самостоятельно анализировал своё поведение, подчёркивал все достоинства и устранял недостатки. Пусть подросток произносит вслух все плюсы своего поведения. Повторение положительных фраз ежедневно по несколько раз помогут прибавить ему уверенности, самоуважения. 9. Постарайтесь проследить, чтобы Ваш ребёнок ограничил просмотр криминальных телепередач со сценами насилия. Предложите ему начать что–либо коллекционировать, записаться в танцевальную студию и т.п. Пусть подросток сам выберет себе интересное занятие. |
|