Биографическая миниатюра

Л.Ф. Магницкий (1669-1739)

Л.Ф. Магницкий (1669-1739)

Сведения о жизни и деятельности Леонтия Филипповича Магницкого немногочисленны. Известно, что родился он 9 июня 1669 г . в Тверской губернии. Достоверных сведений о том. где и какое он получил образование, нет. Его сын по этому поводу пишет так: «...наукам изучался дивным и неудобовероятным способом».

В конце XVII в. Магницкий живет в Москве и является широко известным своей образованностью человеком. За «остроумие в науках» в 1700 г . Петром 1 он был «...именован прозванием Магницкий и учинен российскому благородному юношеству учителем математики...»

Реформы, начатые Петром I в конце XVII - начале XVIII в., коснулись и образования. 14 января 1701г. Петр 1 подписал указ об учреждении в Москве Школы математических и навигацких наук. В школу принимались дети из разных сословий. По окончании шко­лы они направлялись на военную, морскую и государственную служ­бу. 22 февраля 1701 г . учителем школы по приказу Петра 1 назначен Магницкий, который был известен как лучший математик Москвы. Ему было поручено создать для школы учебник по математике и на­вигации. В короткий срок Магницкий написал учебник - 21 ноября 1701 г . он представил его рукопись.

В 1703 г . «Арифметика» была напечатана, что явилось знаменательным событием для отечественной науки и культуры. Книгу использовали не только в учебных заведениях, она широко служила для самообразования. Один из экземпляров «Арифметики» в 1725 г . попал в руки юному М.В. Ломоносову, который хранил эту книгу до конца своих дней. Позже М.В. Ломоносов назвал «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого «вратами учености».

В предисловии к «Арифметике» отмечается, что отпечатана она по распоряжению Петра 1 «ради обучения мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей». Магницкий проделал огромную работу, чтобы излагаемый материал был доступным и интересным для читателя. Многие параграфы заканчиваются стихотворениями, подытоживающими изученное. Стихотворения, в которых даются советы и назидания, «разбросаны» по всей книге.

Вот, например, пожелания из предисловия к «Арифметике»:

И желаем да будет сей труд

Добре пользовать русский весь люд.

А о приложениях математики, о пользе науки говорится в таких строках:

Прими, юне, премудрости цвета, ...

Арифметике любезно учися,

В ней разных правил и штук придержися.

Ибо в гражданстве к делам есть потребно.

Лечити твой ум аще числит вредно.

Та пути в небе решит и на мори.

Еще на войне полезна и и поли.

Обще всем людям образ дает знати,

Дабы исправно, в размерах ступати.

В 1735 г . в Петербурге была открыта Морская академия, куда было перенесено обучение военным наукам, а в Московской навигацкой школе стали учить только арифметике, геометрии и три­гонометрии. С этого момента Магницкий становится старшим учителем математико-навигацкой школы и руководит ее учебной частью. Наряду с преподавательской работой ему поручается набор учителей для открывшихся в то время в России цифирных школ.

С 1732 г . и до последних лет своей жизни Л.Ф. Магницкий являлся руководителем навигацкой школы. Скончался он 30 октября 1739 г .

Высокую оценку деятельности Магницкого дали его современники и потомки. П.В. Чичагов, сын выдающегося боевого адмирала В.Я. Чичагова (1726-1809), учившегося в свое время в навигацкой школе, вспоминает по рассказам отца: «Один из учителей, Магницкий, слыл за великого математика. Он издал ... сичинение, бывшее у меня в руках, в котором заключались арифметика, геометрия, тригонометрия и начатки алгебры. Позже эту книгу признали за образец учености. Тут-то отец мой почерпнул свои познания».

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768)-русский поэт, ученый-филолог, писал: «Магницкий Леонтий - муж, сведущий славянского языка... добросовестный и нельстивый человек, первый Российский арифметик и геометр; первый издатель и учитель в России арифметики и геометрии».

 

Леонард Эйлер (1707-1783)

Леонард Эйлер (1707-1783)

Вместе с Петром 1 и Ломоносовым

Эйлер стал добрым гением нашей

академии, определившим её славу,

её крепость, её продуктивность.

С.И. Вавилов.

Творчество Эйлера изумительно и

в науке беспримерно.

А.Н.Крылов.

      Леонард Эйлер родился 4 апреля  1707 г. в селении Рихен вблизи города Базеля, Швейцария. Начальное образованне получил дома под руководством отца, затем продолжил обучение в гимназии Базеля. Одновременно он посещает лекции по математике в университете. Известный математик Иоганн Бернулли обратил внимание на способного ученика. Как писал сам Эйлер, И. Бернулли «...высказал чрезвычайно полезный совет, состоявший в том, чтобы я сам принялся за некоторые труднейшие математические книги и прочитывал их с особым вниманием; в случае же (несомненно, что это лучший способ делать счастливые успехи в математических науках) какого-либо недоразумения или трудности... он... разъяснял мне встреченные затруднения».

В 1723 г . Эйлер получил степень магистра искусств, а в 1727 г . защитил диссертацию о распространении звука.

В 1727 г . Эйлер (тогда ему едва исполнилось 20 лет) принял при­глашение только что созданной Петербургской академии наук и при­ехал в Петербург, где был назначен адъюнктом математики. В 1730 г . Л. Эйлер получил место профессора (академика) кафедры физики, а в 1733 г . - кафедры математики.

В этот период Эйлер ведет кипучую деятельность. Он постоянно делает научные доклады на академических конференциях, выступает с публичными лекциями, с лекциями по физике и математики в университете и гимназии при Академии наук, принимает активное участие в работе комиссий по обследованию машин и многочисленных технических проектов, в составлении полного географического атласа России, публикует в каждом томе «Комментариев Петербургской академии наук» по нескольку своих научных трудов и т. д.

В 1741 г . Л. Эйлер переехал в Берлин. Покинув Петербург, он поддерживал непрерывную связь с Петербургской академией наук. Оставаясь ее почетным членом, продолжал печататься в академических изданиях, по запросам академии сообщал о новых изобретениях и открытиях, исполнял различные поручения. Кроме того, Л. Эйлер руководил занятиями молодых людей, которых академия направляла на учебу за границу. Он считал необходимым готовить русских людей для замещения профессорских должностей в России. Так, например, на просьбу Петербургской академии наук рекомендовать ученого для занятия в ней кафедры механики он писал: «Лучше всего будет заменить это место способным русским...» Эйлер очень высоко ценил русских ученых Семена Кирилловича Котельникова - автора первого русского учебника механики и М.В. Ломоносова. Он предлагал С.К. Котельникова на должность профессора высшей математики Петербургской академии наук, отдавая ему предпочтение перед рядом иностранных ученых: «...по сравнению с ними я могу с полным правом считать Котельникова Архимедом или Ньютоном...» О работах по физике и химии М.В. Ломоносова Эйлер пишет «сии диссертации не токмо хороши, но и весьма превосходны...» Предлагая Петербургской академии наук рекомендовать М.В. Ломоносову участвовать в конкурсе на тему «О селитре», он писал: «Я сомневаюсь, чтобы мог кто-нибудь кроме Ломоносова написать об этом лучше, почему и прошу убедить его приняться за работу».

В 1766 г . Эйлер со своей семьей возвращается в Петербург и приступает к активной деятельности в Академии наук. Он продолжает вести обширные научные исследования и заниматься большой научно-организационной работой. В этот период он справедливо считался первым математиком в мире и пользовался всеобщим уважением и почетом.

Умер Л. Эйлер 18 сентября 1783 г . в Петербурге.

Необычайно велико научное наследие Л. Эйлера. Полное собрание его сочинений насчитывает более 70 томов, а списки его трудов - более 850 названий. Он автор книг по механике, теории движения Луны и планет, по географии, по теории кораблестроения, теории музыки и т. д.

Л. Эйлер является основателем русской научной математической школы. Приведем в заключение выдержку из одного письма Л. Эйлера: «Его королевское величество (Фридрих II) недавно меня спрашивал, где я изучил то, что знаю? Я согласно истине ответил, что всем обязан моему пребыванию в Петербургской академии наук».

Именем Леонарда Эйлера в современной математике названы критерий, метод, многочлены, подстановки, постоянная, преобразование, произведение, ряд, теоремы, тождества, уравнения, формулы, функции, характеристика, интегралы, углы, числа и т. д.

Задача, приписываемая Л. Эйлеру

Решив все свои сбережения поделить поровну между всеми сы­новьями, некто составил такое завещание. «Старший из моих сыно­вей должен получить 1000 р. и восьмую часть остатка; следующий -2000 р. и восьмую часть нового остатка: третий сын - 3000 р. и восьмую часть следующего остатка и т. д.).

Определить число сыновей и размер завещанного сбережения.

Блез Паскаль (1623-1662)

Блез Паскаль (1623-1662)

Биография этого французского ученого - одна из самых ярких и трагических в истории науки .

Ещё в детстве Паскаля поразила непонятная нервная болезнь: мальчик панически боялся воды, бился в судорогах. Но он выжил и довольно скоро оправился от недуга. Отец развил в нем ум и память и никогда не требовал ничего заучивать. Блез надолго сохранил великий дар детства - способность удивляться. Отец слыл страстным и талантливым любителем математики. Он переписывался с Рене Декартом, Пьером Ферма, и математические споры не были редкостью в его доме.

«Папа, что такое геометрия?»-спросил однажды Блез. «Как тебе объяснить? Это средство чертить правильные фигуры и находить существующие между ними отличия». Такое пояснение, по расчетам отца, вряд ли могло возбудить детскую любознательность, но он ошибся. На бумаге и на полу детской Блез выводит начальные теоремы Евклида. Он не знает даже общепринятых терминов и называет прямую - «палкой», круг - «колесом», параллелограмм - «длинным квадратом». Застав его за таким занятием, отец был смущен и обрадован. - «Мой сын будет великим математиком! Это я открыл сегодня!»

И сын действительно стал великим математиком. В 16 лет он доказал «теорему Паскаля», написал трактат о конических сечениях. В 18 лет изобрел счетную машину - прообраз арифмометров. Этого юношу уже называли «великим математиком», он спорил с Ферма, а чопорный Декарт отказывался верить, что автору присланных ему математических трудов только 16 лет. Но в 24 года Паскаля разбил паралич. С трудом передвигаясь на костылях, он продолжал работать.

В 25 лет наступает резкий перелом. Паскаль оставляет все занятия математикой и физикой, читает только богословские книги. Он считает, что отказ от науки будет жертвой Богу, который послал ему физические страдания. Но здоровье его катастрофически ухудшается. Постепенно, несмотря на физические страдания, Паскаль начинает искать выход в труде. Постепенно он выкарабкивается из бездны отчаяния и начинает опять заниматься математикой. Здоровье идет на поправку, он даже подумывает о женитьбе. И надо же случиться этой поездке на праздник в Нейи! Лошади понесли карету, на мосту через Сену шарахнулись в сторону. Карета уцелела чудом. Когда к ней подбежали, Паскаль был без сознания. Он прожил еще восемь лет.

Паскаль умер 19 августа 1662 г., 39 лет от роду. Согласно легенде, в 1789 г . герцог Орлеанский приказал вырыть кости Паскаля и отдать алхимику, который обещал добыть из них философский камень.

Многие изобретения Паскаля стали настолько привычными в повседневной жизни, что сегодня уже никто не вспоминает имени их автора. И.С. Тургенев писал И.Л. Некрасову: «Я в одном месте говорю о паскалевой тачке. Ты знаешь, что Паскаль изобрел эту, по-видимому, столь простую машину». А еще Паскалю принадлежит идея омнибусов - общедоступных «карет за 5 су» с фиксированными маршрутами - первого регулярного городского транспорта.