![]() |
![]() |
![]() |
Быть может, Египет?Точно известно, что три с половиной
тысячи лет назад КОШКА уже была домашним животным. Свидетельства тому
имеются в Древнем Египте, но не известно, когда начался процесс приручения
кишки.
Мнение о том, что родиной домашней
кошки был Египет, жило среди учёных вплоть до наших дней. Правда,
против такой точки зрения говорят данные полученные при раскопках
в Передней Азии поселений, существовавших две с половиной тысячи лет
до нашей эры. Поэтому регионом одомашнивания оказывается не только
долина Нила, но и другие районы, В Южном Ираке кошки были распространены
уже в 3 веке до нашей эры. На многих фресках они изображены подле
пастухов и охотников. Самые древние изображения- статуэтки из Хачилара,
что в Западной Анатолии (Турция), возраст который почти 7600 лет.
Они представляют собой фигурки женщин из необожженной глины, держащие
на руках зверьков, похожих на кошек. Возможно, эти изображения связаны
с культом леопарда, который встречался в то время в Чатал-Гуюке, одном
из районов Анатолии. Но и это свидетельство нельзя считать отправной
точкой исследований, ибо в это время кошки уже были одомашнены. В египетском иероглифическом письме
львы и кошки имели уже собственные символы - с обозначением "миу",
около 2,5 тысяч лет до нашей эры, в надписях пирамид V и VI династий.
Позднее на месте "миу" или "миунт" появляется
обозначение "мау" - несомненно, звуковое подражание кошачьему
мяуканью. В Древнем Египте поначалу были одомашнены не только мелкие
кошки, но и крупные хищники - гепарды и камышовые коты. Крупные кошки, содержавшиеся в
домах знатных персон, символизировали, прежде всего, власть их хозяев.
Они сопровождали боевые колесницы в сражениях, участвовали в боях.
Гепарды - эти прирожденные спринтеры - были и охотничьей привилегией
богатых людей в Северной Африке, Персии и Индии еще в начале нашего
века. На глаза гепарда надевали кожаные колпачки - как при соколиной
охоте - его доставляли на место охоты в двухколесной повозке и при
появлении дичи - в основном, антилоп и газелей - с глаз снимали шоры
и зверя выпускали. Разумеется, зверь был так выдрессирован, что охотник
мог легко отобрать у него добычу. Иногда египтяне использовали и
камышовых котов для охоты на водоплавающую птицу. Они приносили из
зарослей дичь, подбитую с помощью оружия подобного бумерангу. Сценка
такой охоты дошла до наших дней в живописной росписи из склепа в Фивах,
она относится к 1450 году до нашей эры. Но одомашнивание этих животных
не дало практических результатов и потому понемногу сошло на нет.
Мелкие же кошки остались. Некоторые факты, свидетельствующие
об отношении древних египтян к их любимым животным, помогут нам понять,
какую ценность они представляли для людей. В Египте их считали священными,
убийство кошки каралось смертной казнью. Если кошка, жившая в доме,
умирала, то все домочадцы носили глубокий траур, включавший сбривание
бровей. Над умершей кошкой совершались все необходимые ритуалы: ее
тело бальзамировали, заворачивали в разноцветные покрывала, на мордочку
надевали скульптурную деревянную маску. Некоторых кошек хоронили в
сделанных по размеру деревянных "гробиках", других - в плетеных
соломенных корзинах. Церемония происходила на огромном кошачьем кладбище,
насчитывающем миллионы захоронений. Богиню кошек называли Баст, или
Бастет, это означало, что она является покровительницей Баста, города,
в котором находился знаменитый храм кошек. Каждую весну на священное
празднование сюда собиралось до полумиллиона людей, и проводилось
захоронение ста тысяч мумий кошек в честь непорочной богини (которая,
по-видимому, была предшественницей девы Марии). Эти праздники в честь
Бастет были самыми популярными и наиболее посещаемыми в Древнем Египте,
популярность их объяснялась еще и тем, что они превращались в настоящие
оргии и ритуальное безумие. Текст гимна, обнаруженный на колонне
IV века до нашей эры и адресованный богу Солнца, свидетельствует о
силе этого культа: "О, священная кошка! Твоя голова - голова
бога Солнца. Твой нос - нос Тота, господина трижды более великого,
чем Гермополис. Твои уши - уши Озириса, который слышит голоса всех
тех, кто его упоминает. Твой рот - рот бога Атму, господина жизни,
который тебя предохранил от грязи. Твое сердце - сердце Фата". Культ кошки был настолько сильным,
что продолжался более двух тысячелетий и был официально отменен в
390 году нашей эры, хотя к тому времени уже фактически перестал существовать.
В пору же своего расцвета он отражал то безмерное уважение, которым
пользовалась кошка в древности, а сохранившиеся до наших дней многочисленные
бронзовые статуэтки кошек доказывают, что египтяне высоко ценили их
изящные формы. Египтяне не только преклонялись
перед кошками, но и категорически запрещали их вывоз в другие страны.
Это приводило к бесконечным попыткам тайно вывезти кошек из страны
как престижное домашнее животное. Финикийцы, древние предшественники
современных коммивояжеров, рассматривали похищение кошек как своего
рода вызов египтянам и вскоре на своих судах стали поставлять высоко
ценимых животных пресытившимся богачам Средиземноморья. Это, по всей
видимости, раздражало египтян, если не сказать - приводило в бешенство,
но было благом для кошки, так как способствовало ее расселению в новых
районах, тем более что в те далекие времена с ней везде обращались
как с ценным зверьком. Залы греческого и римского искусства в Ватикане,
а также музеи Неаполя хранят фигурки бронзовых и мраморных кошек и
мозаики с их изображением. В частности, в Неаполе, находится знаменитая
фреска, выполненная на острове Крит: кошка, пожирающая перепелку.
Это произведение датируется примерно 1600 годом до нашей эры. Благодаря путешественникам, торговцам
и воинам наши герои постепенно расселялись по всему древнему миру.
Многочисленные археологические свидетельства и документы тех времен
говорят о том, что кошка медленно, но верно проникала в Европу, расселялась
на мусульманском Востоке, продвигалась все дальше на север - на территорию
нашей страны. |
|