Быть может, Египет?

Точно известно, что три с половиной тысячи лет назад КОШКА уже была домашним животным. Свидетельства тому имеются в Древнем Египте, но не известно, когда начался процесс приручения кишки.

Самые ранние из пока найденных останков относятся к иерихонскому периоду неолита - это 7 тысячелетие до нашей эры, - но доказательств, что тогда кошка была домашним животным, нет. Сложность заключается в том, что скелет кошки очень мало изменился в пролеске приручения. И только тогда, когда есть доказательства, подобные тем, что найдены в Египте, мы можем быть уверены, что, одомашнивание все-таки имело место.

Мнение о том, что родиной домашней кошки был Египет, жило среди учёных вплоть до наших дней. Правда, против такой точки зрения говорят данные полученные при раскопках в Передней Азии поселений, существовавших две с половиной тысячи лет до нашей эры. Поэтому регионом одомашнивания оказывается не только долина Нила, но и другие районы, В Южном Ираке кошки были распространены уже в 3 веке до нашей эры. На многих фресках они изображены подле пастухов и охотников. Самые древние изображения- статуэтки из Хачилара, что в Западной Анатолии (Турция), возраст который почти 7600 лет. Они представляют собой фигурки женщин из необожженной глины, держащие на руках зверьков, похожих на кошек. Возможно, эти изображения связаны с культом леопарда, который встречался в то время в Чатал-Гуюке, одном из районов Анатолии. Но и это свидетельство нельзя считать отправной точкой исследований, ибо в это время кошки уже были одомашнены.

В египетском иероглифическом письме львы и кошки имели уже собственные символы - с обозначением "миу", около 2,5 тысяч лет до нашей эры, в надписях пирамид V и VI династий. Позднее на месте "миу" или "миунт" появляется обозначение "мау" - несомненно, звуковое подражание кошачьему мяуканью. В Древнем Египте поначалу были одомашнены не только мелкие кошки, но и крупные хищники - гепарды и камышовые коты.

Крупные кошки, содержавшиеся в домах знатных персон, символизировали, прежде всего, власть их хозяев. Они сопровождали боевые колесницы в сражениях, участвовали в боях. Гепарды - эти прирожденные спринтеры - были и охотничьей привилегией богатых людей в Северной Африке, Персии и Индии еще в начале нашего века. На глаза гепарда надевали кожаные колпачки - как при соколиной охоте - его доставляли на место охоты в двухколесной повозке и при появлении дичи - в основном, антилоп и газелей - с глаз снимали шоры и зверя выпускали. Разумеется, зверь был так выдрессирован, что охотник мог легко отобрать у него добычу.

Иногда египтяне использовали и камышовых котов для охоты на водоплавающую птицу. Они приносили из зарослей дичь, подбитую с помощью оружия подобного бумерангу. Сценка такой охоты дошла до наших дней в живописной росписи из склепа в Фивах, она относится к 1450 году до нашей эры. Но одомашнивание этих животных не дало практических результатов и потому понемногу сошло на нет. Мелкие же кошки остались.

Некоторые факты, свидетельствующие об отношении древних египтян к их любимым животным, помогут нам понять, какую ценность они представляли для людей. В Египте их считали священными, убийство кошки каралось смертной казнью. Если кошка, жившая в доме, умирала, то все домочадцы носили глубокий траур, включавший сбривание бровей. Над умершей кошкой совершались все необходимые ритуалы: ее тело бальзамировали, заворачивали в разноцветные покрывала, на мордочку надевали скульптурную деревянную маску. Некоторых кошек хоронили в сделанных по размеру деревянных "гробиках", других - в плетеных соломенных корзинах. Церемония происходила на огромном кошачьем кладбище, насчитывающем миллионы захоронений.

Богиню кошек называли Баст, или Бастет, это означало, что она является покровительницей Баста, города, в котором находился знаменитый храм кошек. Каждую весну на священное празднование сюда собиралось до полумиллиона людей, и проводилось захоронение ста тысяч мумий кошек в честь непорочной богини (которая, по-видимому, была предшественницей девы Марии). Эти праздники в честь Бастет были самыми популярными и наиболее посещаемыми в Древнем Египте, популярность их объяснялась еще и тем, что они превращались в настоящие оргии и ритуальное безумие.

Текст гимна, обнаруженный на колонне IV века до нашей эры и адресованный богу Солнца, свидетельствует о силе этого культа: "О, священная кошка! Твоя голова - голова бога Солнца. Твой нос - нос Тота, господина трижды более великого, чем Гермополис. Твои уши - уши Озириса, который слышит голоса всех тех, кто его упоминает. Твой рот - рот бога Атму, господина жизни, который тебя предохранил от грязи. Твое сердце - сердце Фата".

Культ кошки был настолько сильным, что продолжался более двух тысячелетий и был официально отменен в 390 году нашей эры, хотя к тому времени уже фактически перестал существовать. В пору же своего расцвета он отражал то безмерное уважение, которым пользовалась кошка в древности, а сохранившиеся до наших дней многочисленные бронзовые статуэтки кошек доказывают, что египтяне высоко ценили их изящные формы.

Египтяне не только преклонялись перед кошками, но и категорически запрещали их вывоз в другие страны. Это приводило к бесконечным попыткам тайно вывезти кошек из страны как престижное домашнее животное. Финикийцы, древние предшественники современных коммивояжеров, рассматривали похищение кошек как своего рода вызов египтянам и вскоре на своих судах стали поставлять высоко ценимых животных пресытившимся богачам Средиземноморья. Это, по всей видимости, раздражало египтян, если не сказать - приводило в бешенство, но было благом для кошки, так как способствовало ее расселению в новых районах, тем более что в те далекие времена с ней везде обращались как с ценным зверьком. Залы греческого и римского искусства в Ватикане, а также музеи Неаполя хранят фигурки бронзовых и мраморных кошек и мозаики с их изображением. В частности, в Неаполе, находится знаменитая фреска, выполненная на острове Крит: кошка, пожирающая перепелку. Это произведение датируется примерно 1600 годом до нашей эры.

Благодаря путешественникам, торговцам и воинам наши герои постепенно расселялись по всему древнему миру. Многочисленные археологические свидетельства и документы тех времен говорят о том, что кошка медленно, но верно проникала в Европу, расселялась на мусульманском Востоке, продвигалась все дальше на север - на территорию нашей страны.