ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

 

Защита прав потребителей – понятие, недавно  вошедшее в нашу  действительность. Работы по ее правовому и организационному  обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической  политики государства. 

         До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия . Ведомственные  нормативные акты и инструкции  ограничивали  права потребителя и не давали  им возможности  предъявить свои обоснованные  претензии . Судебная защита практически  отсутствовала . Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права , закрепленные в резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН  (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).

         Только с принятием  Верховным Советом  Российской Федерации 7февраля  1992 года Закон “О защите прав потребителей”. Закон вобрал в себя  лучший опыт соответствующей международной и зарубежной  национальной  законодательной  практики.

Закон издан для регулирования отношений, возникающие между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях,  продавцах),  просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов,  объединения в общественные организации потребителей, а также определении механизма реализации этих прав.

 

В настоящее время в российской экономике восстанавливается и начинает активно функционировать потребительский рынок, почти полностью разрушенный к концу 1991 г. Значительно расширилось товарное предложение; начался процесс создания рынков жилья, медицинских, образовательных, культуринансовых,страховых услуг. Взаимоотношение предприятий все более формируется на принципах рыночной экономики с соответствующей нормативной базой; возрастает роль негосударственного сектора экономики и т.д.

         В законе “О защите прав потребителей” есть важная норма, согласно которой Правительство Российской Федерации не в праве поручать министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти принимать ведомственные акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. До недавнего времени такие акты, как правило, отражали, прежде всего, интересы производителей и продавцов, что привело к ущемлению прав потребителей. Закон “О защите прав потребителей” позволил прекратить такую практику.

 

         Важное значение имеет для потребителей  статья о механизме реализации прав потребителей на просвещение путем включения требований об изучении законодательства о защите прав потребителей в государственные образовательные стандарты  и образовательные профсоюзные программы. Реализация права на просвещение позволяет формировать не только компетентного потребителя, но и добросовестного  предпринимателя.

 

         Закон снабжен нормой, устанавливающей  права и обязанности изготовителя в области определения срока службы, срока годности товара, а также изготовителя при определении гарантийного срока на товар. Законом определено, что если изготовитель не установил срок службы или срок годности на товары, на которые обязан был установить эти сроки, то вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, подлежит возмещению независимо от времени его причинения. Это повышает ответственность изготовителя за соблюдением норм Закона в участии установления сроков  службы и сроков годности.

         Этот Закон необходимо знать каждому гражданину, т.к. он дает возможность гражданину-потребителю не только приобрести статус равноправного субъекта  на рынке товаров, работ, услуг, но грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свой нарушенные права.

 

  Органы защиты прав потребителей г. Перми.

 

Отдел защиты прав потребителей Прикамского 

    территориального управления ГАК России;    

    614006. Г. Пермь ул. Ленина, 51, каб. 904,тел.

    901-77.901-482.

 

Инспекция по защите прав потребителей при 

    администрации г. Перми;

    614000 г. Пермь ул. Ленина, 23, каб. 216,

    тел.  92-46-25.       

 

 Органы по защите прав потребителей при районных администрациях г. Перми.

 

1 Дзержинский район; 614000,г. Пермь ул. Ле                         

     нина, 85, каб. Тел. 34-08-19

 

2 Индустриальный район;  614600, г. Пермь ул.           

     Стахановская, 51, тел. 27-59-82

 

3 Кировский район;614113, г. Пермь ул. Киров

     градская, 33. Каб. 14 тел. 55-79-42

 

4 Ленинский район; 614000, г. Пермь, ул. Кирова, 57, каб. 5.

Тел. 34-35-13

 

5 Мотовилихинский район;

      614014, г. Пермь, ул. Уральская 51а, каб. 3.

      Тел. 36-24-65, 66-08-30

 

6 Орджоникидзевский район;

      614026, г. Пермь, ул. Щербакова, 24,

      тел. 72-05-04

 

7 Пермский район;

     614026, г. Пермь-26, ул. Верхне-        

     Муллинская,71. Каб. 21 тел. 96-28-99

 

8 Свердловский район;

      614000, г. Пермь, ул. К.Маркса, 58. Каб. 2.

      Тел. 90-47-40, 90-48-05.