Работа технического комитета начинается со сбора заявок на
разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и
организации, общественные объединения, научно-технические общества,
предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в ТК согласно
закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке обязательно должна быть
обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также
приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта. На основании
заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) формирует годовой план государственной
стандартизации России. Дальнейшая работа проводится на основе договоров на
разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие
этапы: составление технического задания (организацией-разработчиком или ТК),
разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в
Госстандарт РФ (Госстрой РФ) для принятия, обновление стандарта, пересмотр и
отмену стандарта.
Рассмотрим содержание
этапов разработки государственного стандарта. В
техническом
задании определяют:
сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом;
содержание и структуру будущего стандарта, и перечень требований к объекту
стандартизации; список заинтересованных потенциальных потребителей этого
стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для
списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на
отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные
предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие
отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др. Разработке проекта
стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это
связано с четким размещением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно
объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более
определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на
проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных
документах публикуется в специализированном издании Госстандарта РФ (или
Госстроя РФ), чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях.
Разработка проекта
проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к
первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России,
международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных
стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического
уровня. Важный момент на этой стадии — определение патентной чистоты объекта
стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее
информационное обеспечение.
Проект в первой редакции,
составленный подкомитетом и рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть либо
на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его
соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям российского
законодательства и положениям Государственной системы стандартизации. После
этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявленным ранее
заинтересованным организациям.
Вторая стадия разработки
заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции
проекта нормативного документа и подготовке его к принятию. Окончательная
редакция должна быть рассмотрена членами ТК, органами государственного контроля
и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта,
научно-исследовательскими институтами Госстандарта (Госстроя). Если с окончательной редакцией проекта согласны не менее двух
третей членов ТК, то документ считается одобренным, и рекомендуется для
принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РФ
(Госстрой РФ), а также и заказчику нормативного документа.
Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Процедура
принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие
законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим
стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-91 "ГСС. Общие
требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов".
Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения
в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется. Далее
принятый стандарт подлежит регистрации, информация о нем публикуется в
ежемесячном Информационном указателе. Все перечисленные выше функции выполняет
Госстандарт РФ (Госстрой РФ) в установленном им порядке. Стандарт не должен
быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями
научно-технического прогресса. Но поскольку срок действия его не
устанавливается, необходима постоянная работа всех членов ТК и заинтересованных
сторон, направленная на своевременное обновление нормативного документа.
Согласно ГСС РФ обновление стандарта проводится с целью поддержания его
соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны.
Результатом анализа действующего стандарта может быть внесение изменений в его
содержание, либо пересмотр, либо отмена нормативного документа.
С целью получения
информации для актуализации стандартов технические комитеты ведут постоянную
работу по поддержанию обратной связи с предприятиями и организациями,
принимающими стандарты, а также анализируют предложения, поступающие от членов
ТК по внесению изменения в действующие нормативные документы. При необходимости обновления стандарта
ТК разрабатывает проект изменения, проект
пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного
документа и вносит предложение в Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Изменение,
вносимое в стандарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных
требований к ней. Но они не должны нарушать взаимозаменяемость и совместимость
продукции, производимой по обновленному стандарту, выпускаемой по действующему.
Пересмотр
государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен
действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые
изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества
продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость.
Отмена стандарта может
осуществляться как с заменой его новым, так и без
замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции (оказания
услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие
нового стандарта. Принятие окончательных решений о внесении изменений,
пересмотре и отмене государственных стандартов, а также соответствующая
публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта
РФ (Госстроя РФ). Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стандарта
отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший данный
нормативный документ. Отмена стандарта отрасли обычно связана либо со снятием
продукции с производства, либо с введением в действие государственного
стандарта на тот же объект стандартизации с такими же или более высокими
требованиями и нормами. Обновление или отмена стандарта предприятия
осуществляется по решению руководства самого субъекта хозяйственной деятельности,
принявшего этот стандарт.
Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных достижений, связанных с внедрением изобретений и научных открытий. Отмена этой категории нормативных документов связана с моральным устареванием объекта стандартизации. Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право разработки, обновления и отмены стандартов, обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Госстандарт РФ.