ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА.
Сегодня на рынке большое
количество разнообразной продукции (товаров и марок) с самыми различными ценами
на кажущиеся (покупателю) одинаковые товары и в тоже время одинаковыми ценами
на товары, явно, по мнению покупателя, этим ценам не соответствующие. Каждый
потребитель выбирает тот товар, который для него представляет наибольшую
ценность, исходя из своего представления о качестве товара, его цене и
возможных затратах на эксплуатацию. Получается, что потребительская ценность товара
не является одинаковой для всех покупателей, она сугубо индивидуализирована,
хотя в своей массе, согласно законам математической статистики,
средневзвешенная рыночная ценность товара всегда приближается к истинной его
потребительской стоимости.
Количественная характеристика
одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется
показателем качества продукции.
качество
продукции - это совокупность свойств, обуславливающих пригодность продукции
удовлетворять определённые потребности в соответствии с ее назначением.
Известный американский специалист в области
качества продукции А. Фейгенбаум в своей книге "Контроль качества
продукции" понимает "под качеством изделия или услуги можно
определить как общую совокупность технических, технологических, и
эксплуатационных характеристик изделия и услуги, посредством которых изделие
или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации".
Так же далее автор подчеркивает, что качество
продукции или услуги определяет никто иной как потребитель.
Можно и так сказать, что
уровень качества продукции определяется на основе системы показателей её
качества. Для определения этого уровня, необходимо знать численное значение
каждого из этих показателей и сравнить с аналогичным показателем продукции
принятой в качестве базовой для сравнения.
Под определением показателя качества
подразумевается нахождение его численного значения. Для этого на практике в
зависимости от специфики продукции принимаются следующие методы.
Измерительный - при помощи инструментов,
приборов.
Регистрационный
метод - который основан на
регистрации и подсчёте числа определённых событий (например отказов при
испытаниях) или предметов (например, стандартизированных, унифицированных,
оригинальных защищённых патентом). Регистрационным методом могут определяться
такие показатели как безотказность, патентно - правовые, стандартизация,
унификация.
Вычислительный
метод - основывается на применении специальных математических моделей для
определения показателя качества продукции.
Органолептический метод - предусматривает анализ восприятия человеческих
органов чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и
достоверность найденных значений зависят от квалификации, навыков, и
способности лиц, их определяющих.
Социологический
метод - осуществляется на основе сбора и анализа линий возможных
потребителей.
Высокое качество изделий
предопределяется различными факторами, основными из которых являются:
·
факторы
технического характера (конструктивные, технологические, метрологические и
т.д.);
·
факторы
экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.);
·
факторы
социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).
Совокупность показателей
качества продукции можно классифицировать по следующим признакам:
·
по количеству
характеризуемых свойств (единичные, комплексные и интегральные показатели);
·
по отношению к
различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности,
эргономичности и др.);
·
по стадии
определения (проектные, производственные и эксплуатационные показатели);
·
по методу
определения (расчетные, статистические, экспериментальные, экспертные
показатели);
·
по характеру
использования для оценки уровня качества (базовые и относительные показатели);
·
по способу
выражения (размерные показатели и показатели, выраженные безразмерными
единицами измерения, например, баллами, процентами).
Показатель качества
продукции, характеризующий одно из ее свойств, называется единичным
показателем качества продукции (например, мощность, калорийность топлива и
т.д.).
Относительный показатель
качества продукции – отношение
значения показателя качества продукции к соответствующему (то есть принятому за
исходное) значению, выражается в безразмерных числах или процентах и
вычисляется по формуле
,
где Ki – относительный
показатель качества;
– значение единичного показателя качества
оцениваемой продукции;
– значение единичного базового показателя
качества.
При применении комплексного
метода применяют комплексный показатель качества, который определяется
путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости
каждого показателя. При этом может быть использована функциональная
зависимость:
К = f(n,bi,ki), i = 1,2,3,……..,ni,
где K – комплексный
показатель качества продукции;
n – число учитываемых
показателей;
bi– коэффициент весомости
i-го показателя качества;
ki –i-й показатель качества
(единичный или относительный).
Для определения номенклатуры
показателей качества, коэффициентов весомости и вида функциональной зависимости
f применяются опытно-статистические и экспертные методы.
Комплексный показатель
качества продукции – это показатель, характеризующий несколько ее свойств.
Например, КГ – коэффициент готовности
,
где Т – наработка изделия на
отказ (показатель безотказности);
ТВ – среднее время
восстановления (показатель ремонтопригодности), т.е. КГ характеризует два
свойства изделия – безотказность и ремонтопригодность.
В свою очередь
,
где ТО – среднее время,
затрачиваемое на отыскание отказа;
ТУ – среднее время,
необходимое для устранения отказа.
Таким образом,
ремонтопригодность – сложное свойство изделия по отношению к ТО и ТУ.
Следовательно, относительно коэффициента готовности КГ показатель ТВ можно
рассматривать как единичный, а относительно ТО и ТУ – как комплексный.
Интегральный показатель
качества продукции – отношение
суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к
суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.
где Э – суммарный полезный
эффект от эксплуатации продукции (срок полезного использования холодильника,
пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального
ремонта и т.д.);
ЗС – суммарные затраты на
создание продукции (разработка, изготовление, монтаж и другие единовременные
затраты);
ЗЭ – суммарные
эксплуатационные затраты (техническое обслуживание, ремонт и другие текущие
затраты);
1/И – удельные затраты на
единицу эффекта.
Среди показателей качества
имеются такие, которые невозможно выразить численными значениями (оттенки,
запах, тембр и т.д.). Они определяются при помощи органов чувств
(органолептически) и называются сенсорной характеристикой.
Оценка уровня качества
продукции может производиться дифференциальным или комплексным методами.
1.
При применении
дифференциального метода производится сопоставление единичных показателей
качества новой продукции с идентичными базовыми показателями качества,
2.
а при
комплексном – фактических комплексных
показателей с базовыми комплексными показателями.
Числовые значения показателей
качества устанавливаются с помощью объективных и субъективных методов.
1.
Объективные
методы: измерительный,
регистрационный и расчетный. Объективные методы базируются на применении
технических измерительных средств, регистрации, подсчете событий, выполнении
вычислений.
2.
Субъективные
методы: органолептический,
социологический и экспертный. Основа субъективных методов – анализ восприятия
органов чувств человека, сбор и учет различных мнений, решения, принимаемые
группой специалистов-экспертов.
ГОСТ 22851-77 устанавливает
следующую номенклатуру основных 10 групп показателей качества по
характеризуемым ими свойствам продукции:
1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие
основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают
область ее применения.
а) классификационные
показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной
группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);
б) функциональные
(эксплуатационные), характеризующие полезный результат от эксплуатации изделий
(быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного
прибора и т.д.);
в) конструктивные, дающие
точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий
(двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);
г) показатели состава и
структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их
соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). Показатели этой
группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются
как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей.
2. Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности,
ремонтопригодности и сохраняемости.
Безотказность – свойство
изделия сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки.
Долговечность – свойство
изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми
перерывами для технического обслуживания и ремонта.
Ремонтопригодность –
способность продукции подвергаться ремонту.
Сохраняемость – свойство
изделий и продуктов сохранять исправное и пригодное к потреблению состояние в
течение установленного в технической документации срока хранения и
транспортирования, а также после него.
Например, показатели
транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к
транспортированию, не сопровождающемуся ее использованием или потреблением.
Определяются экспериментальным, расчетным или экспертным методами. Например,
показатель пригодности продукции к сохранению потребительских свойств при
перевозках, он отражен в нормах естественной убыли для отдельных видов
продукции (стекло, цемент и т.д.)
,
где КД – доля продукции,
сохраняющая в заданных пределах свои первоначальные свойства за время
перевозок, %;
QП – количество продукции,
погружаемое в транспортное средство;
QВ – количество выгруженной
продукции, сохранившей значения показателей качества в допустимых пределах.
3. Эргономические показатели характеризуют систему «человек – изделие» и учитывают
комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых
процессах. К ним относятся гигиенические (освещенность, температура, давление,
влажность), антропометрические (одежда, обувь, мебель, пульты управления) и психофизиологические
(скоростные и силовые возможности, пороги слуха, зрения и т.п.).
Психофизиологические
характеризуют приспособленность изделия к органам чувств человека.
Психологические характеризуют
возможность восприятия и обработки различной информации.
Физиологические характеризуют
допустимые физические нагрузки на различные органы человека.
4. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность,
рациональность формы, целостность композиции, совершеннство производственного
исполнения, стабильность товарного вида (характеристики художественных стилей,
оттенков, запахов, гармоничности и т.д.).
5. Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие
оптимальное распределение затрат материалов, времени и средств труда при
технической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. Это
показатели трудоемкости, материало- и фондоемкости, себестоимости изделий.
Исчисляются как общие (суммарные) так и структурные, удельные, сравнительные
или относительные показатели.
Относительные показатели –
это, например:
– коэффициент использования
материалов
,
где МГ – количество материала
в готовой продукции;
МВ – количество материала,
введенного в технологический процесс;
показатель удельной
себестоимости
,
где SУД – удельная
себестоимость;
S – общая себестоимость
изделия;
B – определяющий параметр
изделия (мощность, вес и т.п.).
6. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными,
унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими
изделиями.
Основные показатели
унификации – коэффициенты применяемости, повторяемости, взаимной унификации для
групп изделий, удельный вес оригинальных деталей (узлов). Стандартными являются
все части продукции, выпускаемые по государственным и отраслевым стандартам.
7. Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений,
использованных в продукции, их патентную защиту, а также возможность
беспрепятственной реализации продукции в нашей стране и за рубежом (количество
или удельный вес запатентованных или лицензированных деталей (узлов) и т.п.).
8. Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на
окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции.
Например: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду,
вероятность выброса вредных частиц, газов, излучений при хранении,
транспортировании и использовании продукции, уровень ПДК.
9. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие
при ее эксплуатации или потреблении безопасность человека. Они отражают
требования к нормам и средствам защиты людей, находящихся в зоне возможной
опасности при возникновении аварийной ситуации, и предусмотрены системой
госстандартов по безопасности труда, а также международными стандартами.
10. Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление,
эксплуатацию или потребление продукции, учитываемые в интегральном показателе
качества продукции (различные виды затрат, себестоимость, цена и пр.), при
сопоставлении различных образцов продукции – технико-экономические показатели.