
1 = 12
1+3 = 22
1+3+5 = 32
1+3+5+7 = 42
Закономерность, подмеченная Колмогоровым в возрасте шести-восьми лет.
|
Колмогоров Андрей Николаевич
(1903 - 1987)
По меткому выражению одного ученого, математик - это тот, кто умеет находить аналогии между утверждениями.
Лучший математик - кто устанавливает аналогии доказательств. Более сильный может заметить аналогии теорий. Но есть и такие, кто между аналогиями
видит аналогии. Вот к этим редким представителям последних и относится Андрей Николаевич Колмогоров - один из лучших, если не лучший математик
двадцатого века.
Андрей Николаевич Колмогоров родился 25 апреля 1903 года в Тамбове. Тетушки Андрея в своем доме организовали школу для детей
разного возраста, которые жили поблизости, занимались с ними - десятком ребятишек - по рецептам новейшей педагогики. Для ребят издавался рукописный
журнал "Весенние ласточки". В нем публиковались творческие работы учеников - рисунки, стихи, рассказы. В нем же появлялись и "научные работы"
Андрея - придуманные им арифметические задачи. Здесь же мальчик опубликовал в пять лет свою первую научную работу по математике. Правда, это была
всего-навсего известная алгебраическая закономерность, но ведь мальчик сам ее подметил, без посторонней помощи!
Когда мальчику исполнилось семь лет, его сестра, Вера Яковлевна, переехала с ним в Москву. Она определила его в приготовительный класс
гимназии Репман. Эта во многом необычная гимназия была организована двумя замечательными женщинами - Евгенией Альбертовной Репман и Верой
Федоровной Федоровой. В ней, в частности, не было процентной нормы для инородцев, мальчики и девочки учились вместе (так было, кажется,
лишь в двух московских гимназиях; в гимназии Андрей Николаевич познакомился с Аней Егоровой, ставшей впоследствии его женой). И организация
занятий была в той гимназии своеобразной. Там не ставили текущих оценок, а если кто-то проявлял повышенный интерес к предмету, он мог
заниматься этим предметом со старшеклассниками. В гимназии работали первоклассные учителя. Преподавательница французского языка, много
жившая в Париже, вела с учащимися философские и этические беседы на французском языке, учила их художественному переводу, знакомила с
произведениями классической и современной французской литературы. Она привила Андрею Николаевичу любовь к Франции, ее духу и культуре, и
эта любовь сопутствовала ему всю его жизнь. И математику преподавали замечательные, творчески мыслящие педагоги. Вот одна из задач, которую
маленький Андрей получил от своих учителей.
Задача 2. Какой многоугольник получится, если рассечь куб плоскостью, проходящей через его центр перпендикулярно
главной диагонали?
В наших беседах с Андреем Николаевичем неоднократно речь заходила об одаренности, в частности, о математической.
В своей брошюре "О профессии математика", обращенной к юношеству, Андрей Николаевич выделил три группы специфической математической
одаренности - алгоритмическую, геометрическую и логическую. Про себя он любил говорить, что многие его открытия были вызваны к жизни
неожиданно возникшей геометрической картинкой. Он считал, что способность к образнрму геометрическому мышлению можно и нужно тренировать
на задачах, подобных задаче 2. (Смешно думать про Андрея Николаевича, что геометрическая одаренность превалировала в нем: он был среди
крупнейших аналитиков и логиков своего времени, но своей геометрической интуицией он особенно гордился.)
Завершая тему гимназии, необходимо сказать, что Андрей Николаевич на всю жизнь сохранил самые теплые чувства к своим
товарищам, педагогам и атмосфере творчества и свободы, которая окружала его в гимназии Репман.
"Я принадлежу, - говорил ученый, - к тем крайне отчаянным кибернетикам, которые не видят никаких принципиальных
ограничений в кибернетическом подходе к проблеме жизни и полагают, что можно анализировать жизнь во всей ее полноте, в том числе и
человеческое сознание, методами кибернетики. Продвижение в понимании механизма высшей нервной деятельности, включая и высшие проявления
человеческого творчества, по-моему, ничего не убавляет в ценности и красоте творческих достижений человека".
"Квант" №3/4, 1993 г.
|