История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных
сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской
области) - Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других
- возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных
изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного
подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение
братьев Вишняковых лакированных металлических
подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок,
портсигаров, чайниц, альбомов и прочее существует с 1825 г.".
В 1830 г. производство подносов в Жостове и окрестных селениях
увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные
декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно
вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских
Троицкой волости.
Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный
рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков.
В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы.
Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет. В самобытном
искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы
цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной
русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках
и т. п.
В 1922 г. в деревне Новосильцево возникла "Новосильцевская трудовая артель"
по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в Жостове организовались
"Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик"
и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов.
Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос"
в деревне Жостово.
1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского
искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма
приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались
изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую
живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные
художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства
и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники Жостово
понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества,
сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление
традиционного мастерства.
В 1960 - е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне.
Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет
и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями
ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках
в стране и за рубежом.
За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными
декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию,
обрело статус уникального вида русского народного искусства.
Сегодня декоративная живопись Жостово находится на подъеме.
Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем.
Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится
противостоять современной безоглядной коммерциализации.
Жостову подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские
манеры художников. Коллектив, работающий в промысле, обладает
высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным
трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства
и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых
мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства,
классического натюрморта и разных видов русского прикладного и
народного искусства, пополняющих "творческую копилку" мастеров.
Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством
заражают молодых, что способствует наследованию мастерства новыми
поколениями, открывает пути дальнейшей жизни промысла.
Назад   Мотивы   Секреты   Технологии