Помолясь усердно Богу
Мастер сел за стол дубовый.
А в руках кусочек неба
Ловко из железа выбит.
Первые мазки туманны -
Путь художник намечает.
А вторые - долгожданны -
Буйной краской расцветают.
Что было необходимо для производства? Да по материальному
счёту ничего особенного: нужны были ножницы, деревянный молоток
и кисти с красками.
А по большому счёту ручное производство
подносов требовало умелых рук.
Для создания жостовского
подноса требовался кузнец (коваль),
шпаклёвщик (грунтовщик) и живописец (рисовальщик).
Кузнец из листового железа, ножницами выкраивал
листы нужной формы и размеров. Нарезанное железо
выбивал деревянным молотком на чугунной плите,
соответствующей форме и размеру будущего подноса.
Формы подносов были достаточно разнообразные:
прямоугольные, круглые, овальные, «гитарные»
или восьмиугольные. Размер тоже варьировался:
маленький – «блюдечко», средний – «тазик» и великан
– «скатертный». Бортик также требовал от кузнеца
внимания, выбивался зубилом и мог быть «простым» или
волнистым – «крылатым». В крупных мастерских ручной
труд уже не применялся, там подносы, что называется,
массово «клепались», т.е. применялись, так называемые
«боевые машины», предназначенные для штамповки подносов.
Вот такой поднос-заготовка передавался в руки шпаклёвщика.
Современное дополнение: В настоящее время процесс
изготовления стальных листов-заготовок для подносов
(толщиной до 1 мм), конечно же, механизирован:
сначала из железного листа вырубается заготовка
нужного размера,
а затем на мощном прессе ей придают
одну из 30 принятых на фабрике форм.
Но эксклюзивные
авторские подносы изготавливаются мастером-ковалем
на чугунной форме до сих пор.
И расписываются они не так,
как штампованные,
да и стоят соответственно.
Шпаклёвщик покрывал поднос сначала лаком и отправлял в
сушильную печку с t-60-80 градусов. Затем острым ножичком удалял мелкие
пылинки, образующие некоторые шероховатости. Далее наносил
на поднос несколько слоёв густого грунта (шпаклёвки), который
представлял собой сложный состав из сажи и олифы, а потом ещё
раз лак, и отправлял на 3-4 часа снова в жаркую печку на просушку.
Самый главный секрет Жостова – это лак! До конца его состав
не разгадан до сих пор! Но, тем не менее, известно, что главная
загадка заключалась в одном из основных ингредиентов. Это копал
– природная смола африканского или азиатского происхождения. Надо
думать, покупался он на торговых ярмарках у заезжих купцов.
Состав «вороного» или «хрустального» лака ценился на вес золота!
Это был совершенно особый масляный лак, «который на железе, меди
и дереве ни мало не трескается и с которым никакие в России
делаемые лаки в доброте и прочности сравниться не могут, даже
самый аглицкий лак он превосходит и равняется с китайским». Да
и ко всему прочему этот лак, «когда в жаркой печи хорошо иссохнет,
то, как зерцало становится». Другими словами от лака зависело,
потемнеет ли роспись или сохранит свой цветущий вид и зеркальную
поверхность.
Подносам, покрытым натуральным растительным лаком, время было
ни почём. Когда поднос высыхал, его передавали живописцу.
Современное дополнение: Такие операции, как грунтовка и
лакировка (как и штамповка подносов на прессе), также
механизированы. Для этих целей используются автонапылители:
манипулятор и пульверизатор. Что касается лака, то звучит
смешно, но в те далёкие годы качество подносов было
гарантированно отменным, ведь мастера-то не знали синтетики
и работали с экологичными растительными компонентами. А вот
что происходит с качеством лака сейчас в «век полимеров» -
это вопрос. Поэтому хотя в 50-е годы Жостово ещё работало
на натуральном лаке с копалом, в настоящее же время его полностью
вытеснили искусственные эпоксидные смолы, с добавлением
которых лак медленно сохнет и неприятно пахнет.
Живописец делает фон и расписывает поднос. Основной фон
жостовсих подносов – чёрный, но бывает и цветным (красный,
синий, золотистый, цвета слоновой кости). Инструмент художника
– мягкие беличьи кисти (именно такие позволяют вбирать в себя
большое количество краски); масляные краски и льняное масло,
которым обильно разбавляют краски; палитра и шпатель для смешивания
красок; и линейка (муштабель), которая кладётся на бортик
подноса и служит подставочкой для рук. Кисти, специально
подобранные по длине волоса и по размеру, меняются живописцами
каждый месяц.
Да, и конечно же – не обойтись без фантазии и
таланта! Мастер пишет исключительно по воображению – образцов
нет. Думаю, что проблем в деревне с воображением нет. Стоит
выйти за околицу, а там раскинулось душистое луговое разнотравье,
наливаются соком спелые ягоды, птицы щебечут в ветвях деревьев
и всё такое.
Образцов может и нет, но правила есть - отточенные поколениями семей деревенских художников и связанные с целым рядом очень прочных жостовских традиций. В основе росписи подносов лежит виртуозное мастерство! Начинают обучаться азам росписи с детства, и лишь годам к семнадцати молодой рисовальщик овладевает всеми приёмами кистевого письма. Во время работы над росписью рисовальщик сидит на стуле и держит поднос на коленях. Поднос постоянно вращают во время работы, что помогает осмотреть роспись со всех сторон и оценить композицию с разных точек. Над одним подносом мастер работает 14 дней. «Изюминкой» именно жостовской росписи является мазок – он кладётся в несколько приёмов и называется «долгим», при этом он должен быть и щедро густым, округлым и упругим. Именно мазок придаёт объём знаменитому жостовскому букету, позволяя в буквальном смысле каждому цветку донести до нас свой аромат…
На главную   Назад   Мотивы   Секреты