Дважды, в 1832 и 1848 гг., город и окрестности были поражены занесённой азиатской гостьей - холерой. Каждый раз её опустошительные действия прекращались после усердного общего моления Господу на городской площади перед чудотворным образом Святителя. С великим сокрушением, слезами и раскаянием при этом граждане специально приносили икону из её постоянного места пребывания села Луги, и за веру и искренность молитвы были утешаемы от Угодника Божия - эпидемия прекращалась.
После этих двух испытаний не раз выпадали городу новые бедствия в виде частых и сильных пожаров, и местное предание свидетельствует, что всегда в таких случаях, как только приносили честный образ святого Николая и молились перед ним, небесная помощь являлась бедствующим и спасала их. Особенно сильное испытание поразило город 18 июля 1855г. До того времени пожары в Рославле случались редко и скоро прекращались. Но пожар 1855 года надолго разрушил установившееся благосостояние рославльчан.
Пожар угрожал всему городу. Все усилия человеческие не могли ничего сделать с бушевавшим пламенем, горожане были в отчаянии. Как всегда, еще при начале пожара послали за чудотворным образом. Никогда так не нуждались горожане в вышней небесной помощи, никогда не молились они с таким усердием, сокрушением и горячностью перед принесенным образом. Тотчас после общего моления перед ними пошел дождь, пламя утихло и пожар прекратился. Сила молитвы и действие внешней помощи были для всех так очевидны, что пораженные горожане в избытке благодарности к Святителю и умиления от Божественного милосердия к ним, с разрешения высшего духовного начальства, постановили с того времени ежегодно в этот день, 18 июля, приносить чудотворный образ святого Николая из Лугов в Рославль и совершать перед ним благодарственный молебен и крестный ход вокруг всего города.
Сохранилось описание этого торжества в книге А.Вознесенского и Ф.Гусева "Житие св. Николая и слава его в России". Ниже оно приводится для утешения людей, почитающих Святителя и молитвенно совершающих его память.
"Знаю, что не в гнев и сетование, а в угоду и удовольствие будет православным, если я опишу им образ этого нового священного веселия граждан Рославля, веселия, исходящего из смирения и сокрушения перед Господом и переходящего в хвалу и благодарение пред Его Святителем. По обыкновению, за несколько дней оно начинается и долго после главного дня продолжается. 16 июля большая часть христолюбивых, благоговейных граждан отправляются к началу торжества в Луги, местопребывание образа. Это предварительные послы к святому Угоднику с просьбой о снисхождении его. Они первые молятся ему и, как настойчивые просители, остаются около его крова и на ночь. Усердие их так велико, что они не смущаются, если многим из них не остается места под кровом гостеприимных селян, и ночь укрывает их только своим звездным шатром."
На утро (17 - го) граждане опять притекают с новыми мольбами к Святителю, и за тем уже многочисленные «оброчники» из них «поднимают» и несут к себе в киоте честную икону вместе с прочими церковными образами. Селяне и священнослужители Лугов провожают от себя на время своего благодатного сожителя до ближайшего поселения, от сюда народ идет с одним пастырем дивным во главе – Святителем Николаем. Земное и небесное торжество это шествие! Луговские и рославльские старожилы говорят, что на их памяти с начала этого крестного хода еще не разу природа не омрачала собой дней его. Ласка летнего дня с его жарким солнцем, с его ярко сияющем небом, с набегающими иногда на эту лазурь белыми, дымящимися тучками, простые красоты сельского края, его полей и лесов, кроткая прелесть проселочного пути, извивающегося среди частью созревших и убранных, частью еще зреющих нив, - вот чем земля, воздух и небо присоединяются к чествованию Святителя. А люди наполняют безмолвие и неподвижность эти земли, неба и воздуха широкой и полной жизнью. Длинная и пестрая толпа их кругом «обручников» с киотом, хоругвями и образом праздничных нарядов движется по пути, и далеко по сторонам разносятся звуки незатейливого народного хора, священного Святителя словами, пением особо составленного ему для этого торжественного канона. Нет конца, кажется, этому множеству (версты на две тянется оно), и удивительно его усердие. И старый и малый находят в себе силы участвовать в этом шествии, не отстают от всех и с одинаково светлым настроением и радостным лицом следует за иконой. Только самые немощные, самые малые, да самые старые и слабые передохнут иногда на середине пути на тянущихся в конце процессии подводах и опять потом идут, и так почти до самого Рославля. По мере приближения к городу толпа начинает все больше возрастать от встречных толп. Наконец, за несколько верст до него, снова священнослужители – теперь уже городские – всем собором, со всеми хоругвями и образами, от всех церквей, со всеми уже гражданами, принимают образ, и несметное множество со строимым церковным пением направляются к городскому Собору. Это бывает уже к вечеру, и Рославль молебствует Господу и Его Святителя долгим и усердным всенощным бдением. Вот наступает и памятная годовщина милости Божьей и заступничество Угодника – 18 июля. Торжественной литургией начинается этот день. После нее, как в тот первый 1855г., бывает общенародный на площади под открытым небом молебен Святителю с покаянным канонам преподобного Андрея Критского. Чин этого трогательного моления вновь нарочито составлен с разрешения Св. Синода – применительно к воспоминанию о прошедших великих бедствиях холеры и пожаров, как о наказаниях города ха грехи. В след за общенародным молебствием совершается не менее трогательное и умилительное, но уже торжествующее и победоносное, защитительное, общенародное крестное шествие с чудотворным образом кругом всего города, в знамение «ограждение от огня и всякого поветрия», и этим кончаются общественные моления. Город, однако, еще не расстается со спасительной святыней: теперь каждый приход, каждая семья жаждет принять милостивого Святителя в лице его образа у себя. Начинается частное хождение образа. Поочередно в каждой церкви перед ним бывает литургия и молебен, и каждый дом принимает его у себя – причем ищут помощи и предлагают свое радушие Чудотворцу даже иноверцы. Так святая икона с молитвословием и хвалебным пением путешествует и гостит в городе еще 4 недели и более, пока не обойдет всех, потом с тем же смирением, хвалой и благодарением, так же торжественно провожается обратно.
«со временем установление крестных ходов за то – говорят – не было в Рославле больших пожаров и до сего дня ».
Крестные ходы с Луговской иконой совершались и после революции 1917г. вплоть до закрытия храма в Лугах. ( 1932г.). Известно, что икона посещала Рославльский монастырь и перед ней служились молебны. Последним перед закрытием монастыря принимал икону и служил перед ней молебны настоятель архимандрит Рафаил (Баутин, + 1947г.).
Икона находилась в Никольском храме села Луги до 1932г. Затем храм был разрушен, часовня над святым колодцем стерта с лица земли.