Время

выбрало
нас

Волонтерское движение

Форум
Российский союз молодежи

принципы волонтерства

История волонтерства

Добровольчество — это новое или хорошо забытое старое?

Термин «добровольчество» в современном его понимании или тем более «волонтерство» не был знаком России до середины 80-х годов нашего века. До этого времени, «добровольцами» в первую очередь называли людей, которые в военную годину, не дожидаясь мобилизационной повестки на военную службу, шли защищать свою страну. Так было и в Первую мировую, и в Великую Отечественную.

В советское время появились люди, которые как «добровольцы» ехали на Целину, на строительство БАМа. Но в большинстве своем «добровольчество» в то время было связано с событиями российского масштаба и активно поддерживалось существовавшей идеологической машиной. В связи с этим и прижился такой термин, как «добровольно —обязательно», т.е. пока все делалось добровольно, то было все хорошо, если же возникало желание отказаться, то появлялся грозный призрак «обязательности».

Сегодня мы вкладываем в это термин нечто другое. Хотя есть великолепные примеры именно добровольческой активности и в то время. Например, добровольческое движение помощи реставраторам под руководством Петра Барановского, действовало под эгидой Общества охраны памяти истории и культуры, зародилось более тридцати лет назад, еще в середине 60-х годов. В газетах часто появлялись обращения к населению, и по выходным отправлялись добровольцы расчищать завалы, подтаскивать кирпичи, размешивать раствор. Таким образом, восстанавливались, например, уникальные постройки музея-ансамбля в Царицыно.

Поэтому, говоря об истории развития добровольчества в России, а особенно ранее XX века, не нужно говорить о том, какой термин используется, требуется говорить о добровольном благотворительном труде людей на благо нуждающихся в помощи. А этому российская история знает множество примеров.

Еще Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна заявили себя в качестве благотворителей. Основанные императрицами многочисленные благотворительные заведения заложили фундамент российской системы социального призрения. Екатерина Великая первая ввела в практик) модель «просвешенной» благотворительности — благотворительности, направленной на масштабные социальные изменения, искоренение социальных язв и улучшение общества. Примером такой благотворительности стал Смольный институт, призванный воспитывать девушек — носительниц идей просвещения. Мария Федоровна — энергичный администратор, напротив, выступила в традиционной роли матери-попечительницы низших классов, особой заботой окружая девочек и вдов. Императрицы задали тон, в соответствии с которым патронирование благотворительных заведений стало основным общественным занятием дам из придворного крута и жен государственных деятелей. В XIX веке София Щербатова, Елизавета Тушкова, княгиня Голицина и великая княгиня Елизавета Федоровна (жены четырех сменивших друг друга московских генерал-губернаторов) основали собственные благотворительные общества. Елизавета Федоровна, когда ее муж погиб в 1905 году от бомбы террориста, уже полностью отдала себя благотворительным делам. Продав все свое имущество, она сделала крупные пожертвования для приютов и госпиталей. Созданное ею общество сестер Марфы и Марии действовало до 1918г. Символом женского милосердия стала княгиня Мария Дондукова-Корсакова. Ее многолетнее бескорыстное служение на поприще благотворительности заслужило уважение во всех кругах общества — от консервативных до самых радикальных. Княгиня была известна тем, что, не получив разрешения посещать узников Шлиссельбургской крепости, обратилась с просьбой заключить в крепость ее самоё.

Но нельзя сказать о том, что благотворительность, добровольчество было уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего людьми простыми. Это и совместное строительство нового дома, и сборы пожертвований на строительство школ, больниц и храмов. Благотворительность в целом относилась к немногим сферам легальной гражданской активности: до 1905 г. в Российской империи не существовало органов представительной власти и избирательного права, профессиональные союзы и партии были запрещены, а различные общества и ассоциации вызывали подозрение.

Благотворительность служила милосердию и в то же время выражала гражданскую позицию демократической интеллигенции, а потому часто носила комплексный характер. Например, в структуру Русского женского взаимно благотворительного общества в начале века входили курсы по обучению и профессиональной подготовке женщин, бюро по приисканию мест и занятий для женщин, совет по устройству общежитии, юридическая комиссия. В 70-х годах XIX века Высшие женские курсы на общественных началах стали работать в Москве, Казани, Киеве и Санкт-Петербурге.

Женские врачебно-акушерские курсы были открыты благодаря значительному пожертвованию  Лидии   Родственной-Шанявской, подготовительные Аларчинские курсы на средства от благотворительных концертов, которые делали добровольцы.

За свою благотворительную деятельность Русское женское взаимно благотворительное общество получило золотую медаль в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже.

В одной из крупнейших московских благотворительных организаций «Общество попечения нуждающихся детей» добровольцы были сборщиками пожертвований и посещали бедных.

Опять же в Москве в 1894 году по инициативе профессора МГУ Владимира Ивановича Герье Московской Городской Думой было учреждение «Городских попечительств о бедных». «Русские ведомости» приводят слова Гарье: «Без общего и дружного участия всех достаточных жителей столицы попечительства не будут в состоянии справиться со своей задачей». На обязанности попечительства была возложена задача по изучению потребностей нуждающегося населения, сбору средств и оказанию индивидуальной помощи. Уже в 1899 году Циркуляр МВД рекомендовал «распространить опыт Москвы в другие города».

И таких организаций было множество. На рубеже ХГХ — XX веков в России было 14854 благотворительных учреждений, состоялось три съезда (1886, 1910, 1914 гг.) по вопросам общественного призрения и частной благотворительности.

А вот еще один из примеров прошлого, который был вновь подхвачен в Нижнем Новгороде уже в 1998 г. В Нижегородском краевом архиве сохранилась брошюра «Как и зачем образовалась Русская лига для борьбы с чахоткой», отпечатанная в московской типографии А. Мамонтова в 1911 году, из которой следует, что «страшная эпидемия холеры за 1010 год дала в России около ста тысяч смертей. Между тем в России от чахотки умирает ежегодно до 500 000 человек... Острые заразные болезни, все вместе взятые, губят меньше людей за один год, чем одна чахотка за то же время». В 1911 году была создана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом.

 

Кто может стать волонтером?

Что могут волонтеры?

Набор волонтеров

Права волонтеров

Структура волонтерской организации

Поощрение волонтеров



 

 

 

 

 

 
Наши новости | Наши проекты | Наши дела | Принципы | Правила | Обучение
© 2008 МОУ  "Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области"
Россия, Белгородская область, Шебекинский район, с. Новая Таволжанка, ул. Харьковская, 22
тел. (47248) 73571, e-mail: tavolga-school@yandex.ru