История волонтерства
Добровольчество — это новое или хорошо
забытое старое?
Термин «добровольчество» в современном его
понимании или тем более «волонтерство» не был знаком России
до середины 80-х годов нашего века. До этого времени,
«добровольцами» в первую очередь называли людей, которые в
военную годину, не дожидаясь мобилизационной повестки на
военную службу, шли защищать свою страну. Так было и в
Первую мировую, и в Великую Отечественную.
В советское время появились люди, которые как
«добровольцы» ехали на Целину, на строительство БАМа. Но в
большинстве своем «добровольчество» в то время было связано
с событиями российского масштаба и активно поддерживалось
существовавшей идеологической машиной. В связи с этим и
прижился такой термин, как «добровольно —обязательно», т.е.
пока все делалось добровольно, то было все хорошо, если же
возникало желание отказаться, то появлялся грозный призрак
«обязательности».
Сегодня мы вкладываем в это термин нечто
другое. Хотя есть великолепные примеры именно
добровольческой активности и в то время. Например,
добровольческое движение помощи реставраторам под
руководством Петра Барановского, действовало под эгидой
Общества охраны памяти истории и культуры, зародилось более
тридцати лет назад, еще в середине 60-х годов. В газетах
часто появлялись обращения к населению, и по выходным
отправлялись добровольцы расчищать завалы, подтаскивать
кирпичи, размешивать раствор. Таким образом,
восстанавливались, например, уникальные постройки
музея-ансамбля в Царицыно.
Поэтому, говоря об истории развития
добровольчества в России, а особенно ранее XX века, не нужно
говорить о том, какой термин используется, требуется
говорить о добровольном благотворительном труде людей на
благо нуждающихся в помощи. А этому российская история знает
множество примеров.
Еще Екатерина Великая, а затем императрица
Мария Федоровна заявили себя в качестве благотворителей.
Основанные императрицами многочисленные благотворительные
заведения заложили фундамент российской системы социального
призрения. Екатерина Великая первая ввела в практик) модель
«просвешенной» благотворительности — благотворительности,
направленной на масштабные социальные изменения, искоренение
социальных язв и улучшение общества. Примером такой
благотворительности стал Смольный институт, призванный
воспитывать девушек — носительниц идей просвещения. Мария
Федоровна — энергичный администратор, напротив, выступила в
традиционной роли матери-попечительницы низших классов,
особой заботой окружая девочек и вдов. Императрицы задали
тон, в соответствии с которым патронирование
благотворительных заведений стало основным общественным
занятием дам из придворного крута и жен государственных
деятелей. В XIX веке София Щербатова, Елизавета Тушкова,
княгиня Голицина и великая княгиня Елизавета Федоровна (жены
четырех сменивших друг друга московских
генерал-губернаторов) основали собственные благотворительные
общества. Елизавета Федоровна, когда ее муж погиб в 1905
году от бомбы террориста, уже полностью отдала себя
благотворительным делам. Продав все свое имущество, она
сделала крупные пожертвования для приютов и госпиталей.
Созданное ею общество сестер Марфы и Марии действовало до
1918г. Символом женского милосердия стала княгиня Мария
Дондукова-Корсакова. Ее многолетнее бескорыстное служение на
поприще благотворительности заслужило уважение во всех
кругах общества — от консервативных до самых радикальных.
Княгиня была известна тем, что, не получив разрешения
посещать узников Шлиссельбургской крепости, обратилась с
просьбой заключить в крепость ее самоё.
Но нельзя сказать о том, что
благотворительность, добровольчество было уделом только
людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев
самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего людьми простыми.
Это и совместное строительство нового дома, и сборы
пожертвований на строительство школ, больниц и храмов.
Благотворительность в целом относилась к немногим сферам
легальной гражданской активности: до 1905 г. в Российской
империи не существовало органов представительной власти и
избирательного права, профессиональные союзы и партии были
запрещены, а различные общества и ассоциации вызывали
подозрение.
Благотворительность служила милосердию и в то
же время выражала гражданскую позицию демократической
интеллигенции, а потому часто носила комплексный характер.
Например, в структуру Русского женского взаимно
благотворительного общества в начале века входили курсы по
обучению и профессиональной подготовке женщин, бюро по
приисканию мест и занятий для женщин, совет по устройству
общежитии, юридическая комиссия. В 70-х годах XIX века
Высшие женские курсы на общественных началах стали работать
в Москве, Казани, Киеве и Санкт-Петербурге.
Женские врачебно-акушерские курсы были
открыты благодаря значительному пожертвованию Лидии
Родственной-Шанявской, подготовительные Аларчинские курсы на
средства от благотворительных концертов, которые делали
добровольцы.
За свою благотворительную деятельность
Русское женское взаимно благотворительное общество получило
золотую медаль в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже.
В одной из крупнейших московских
благотворительных организаций «Общество попечения
нуждающихся детей» добровольцы были сборщиками пожертвований
и посещали бедных.
Опять же в Москве в 1894 году по инициативе
профессора МГУ Владимира Ивановича Герье Московской
Городской Думой было учреждение «Городских попечительств о
бедных». «Русские ведомости» приводят слова Гарье: «Без
общего и дружного участия всех достаточных жителей столицы
попечительства не будут в состоянии справиться со своей
задачей». На обязанности попечительства была возложена
задача по изучению потребностей нуждающегося населения,
сбору средств и оказанию индивидуальной помощи. Уже в 1899
году Циркуляр МВД рекомендовал «распространить опыт Москвы в
другие города».
И таких организаций было множество. На рубеже
ХГХ — XX веков в России было 14854 благотворительных
учреждений, состоялось три съезда (1886, 1910, 1914 гг.) по
вопросам общественного призрения и частной
благотворительности.
А вот еще один из примеров прошлого, который
был вновь подхвачен в Нижнем Новгороде уже в 1998 г. В
Нижегородском краевом архиве сохранилась брошюра «Как и
зачем образовалась Русская лига для борьбы с чахоткой»,
отпечатанная в московской типографии А. Мамонтова в 1911
году, из которой следует, что «страшная эпидемия холеры за
1010 год дала в России около ста тысяч смертей. Между тем в
России от чахотки умирает ежегодно до 500 000 человек...
Острые заразные болезни, все вместе взятые, губят меньше
людей за один год, чем одна чахотка за то же время». В 1911
году была создана Всероссийская лига для борьбы с
туберкулезом.
Кто может стать волонтером?
Что могут волонтеры?
Набор волонтеров
Права волонтеров
Структура волонтерской организации
Поощрение волонтеров
|