В начале XIX века в русской поэзии продолжают творить и классицисты, и сентименталисты, уживаются на равных правах самые разнородные явления. К концу 10-х — началу 20-х годов на волне национально-патриотического подъема, вызванного Отечественной войной 1812 года, складывается русский романтизм. Многие русские поэты-романтики были участниками Отечественной войны, они постигли душу народа, его высокую нравственность, патриотизм, самоотверженность и доблесть. Именно поэтому русский романтизм, зачинателями которого выступили В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков, выдвинул на первый план интересы свободной личности, не удовлетворенной действительностью. Пафос поэзии Жуковского — суверенность внутренней, духовной жизни самостоятельной и независимой личности. Его герой не удовлетворен социальной, казенной моралью, разочарован в ней. Его отталкивают равнодушие, корысть, властолюбие, суетные земные заботы. Велика заслуга Жуковского в том, что он, по словам Белинского, обогатил русскую поэзию глубоко нравственным, истинно человеческим содержанием. И все-таки, отмечая высокие достижения ранних русских романтиков, нужно признать, что народная жизнь, дух народа не были постигнуты ими в достаточной полноте и к изображению народного характера они сделали лишь первые шаги. Ко второй половине XIX в. отношение к романтизму заметно изменилось. Белинский, которому принадлежат блестящие характеристики многих писателей-романтиков и русского романтизма в целом, в последние годы жизни писал об этом явлении в ироническом тоне. Например, размышляя об Александре Адуеве из романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» (1847 г.), критик заметил, что тот «был трижды романтик — по натуре, по воспитанию и по обстоятельствам жизни, между тем как и одной из этих причин достаточно, чтобы сбить с толку порядочного человека...». Спустя пятнадцать лет герой тургеневского романа «Отцы и дети» Базаров выскажется ещё резче: романтизм — «чепуха» и «гниль». Впрочем, сам Тургенев так не думал: для него, как и для многих других, традиции романтического искусства всегда оставались живыми и плодотворными. Подлинное возрождение романтизма наступило позднее, на рубеже XIX и XX вв., когда в русской литературе появились символисты. В романтиках, с их полнотой и яркостью чувств, свободой художественной формы, интересом ко всему необычному, не поддающемуся объяснению с позиций одного лишь здравого смысла, поэты серебряного века увидели своих учителей и непосредственных предшественников. В своём докладе «О романтизме», прочитанном в 1919 г. в Петрограде перед актёрами Большого драматического театра и опубликованном в 1923 г., Александр Александрович Блок говорил: «Подлинный романтизм вовсе не есть только литературное течение. Он стремился стать и стал на мгновение новой формой чувствования, новым способом переживания жизни. Литературное новаторство есть лишь следствие глубокого перелома, совершившегося в душе, которая помолодела, взглянула на мир по- новому, потряслась связью с ним, прониклась трепетом, тревогой, тайным жаром, чувством неизведанной дали, захлестнулась восторгом от близости к Душе Мира». |
К. Н. Батюшков. |