РОМАНТИЗМ
Романтизм — одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII—первой половины XIX века, получившее всемирное значение и распространение. В XVIII веке романтическим именовалось все фантастическое, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности. На рубеже XVIII и XIX веков слово «романтизм» становится термином для обозначения нового литературного направления (Дж. Байрон, А. Ламартин, Г. Гейне и др.). Классической страной романтизма была Германия. Для английского романтизма характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом (Дж. Ките, Дж. Байрон, П. Шелли). Во Франции утвердился романтизм лишь в начале 1820-х годов. Французский романтизм связан главным образом с жанром лирического интимно-психологического романа и повести (В. Гюго, А. Дюма-отец, П. Мериме). Романтизм распространился и в Италии, Испании, Дании, США. В России особенно мощное развитие романтизма происходит в связи с общественно-национальным подъемом после войны 1812 года. Творчество многих романтиков проникнуто пафосом гражданского служения, свободолюбия и борьбы. Резко обозначились контуры романтизма с возникновением лиро-эпического жанра (южные поэмы А. Пушкина, «Войнаровский» К. Рылеева). Пафос романтизма (творчество М. Лермонтова) связан с абсолютной свободой личности. В центре мира, по мнению романтиков, стоит человек, окруженный враждебной действительностью. Кризис романтизма начался в 40-е годы XIX века. Постепенно он уступает главное место другому направлению — реалистическому.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Слово «романтизм» пришло в Россию из западноевропейских литератур, где оно первоначально имело совсем не тот смысл, какой имеет сейчас. «Романтизм», точнее, прилагательные «романтический», «романтическая» относились к определённому жанру — роману. Романом же называли произведение, написанное не на латинском языке, принятом в Западной Европе в Средние века в качестве языка литературного, а на одном из живых, «простонародных» языков романской группы, например на французском. Поэтому и значительно позднее, когда слово «романтизм» уже не связывалось исключительно с романом, а стало обозначать художественное направление или стиль, его в первую очередь относили к западноевропейской, романской литературе. Аполлон Григорьев в 1859 г. чуть ли не с обидой заметил: «Зачем же, спрашивается, назвали романским это начало стихийное и тревожно-лихорадочное, которое было обще многим эпохам?., которое столь же, если не более, свойственно и нашей русской природе?..». Обида Аполлона Григорьева отчасти объяснима: к середине XIX в. русская литература уже могла похвастаться множеством ярких романтических произведений, пронизанных «стихийным и тревожно-лихорадочным» духом. К этому времени она не только пережила, но в значительной мере уже и изжила романтический период своей истории. Вместе с тем романтизм действительно пришёл к нам с Запада, из романских стран. Здесь была его родина, здесь скрывались его глубокие корни, уходившие ещё в рыцарскую поэзию, в творчество трубадуров и миннезингеров—средневековых стихотворцев, певцов любви. Одно из первых явлений романтизма — «иенская школа». В Германии, в Иене — маленьком университетском городке, в конце XVIII -начале XIX в. проживало несколько замечательно талантливых, разносторонне образованных людей: литераторы братья Август и Фридрих Шлегели, Людвиг Тик, поэт и философ Фридрих Шеллинг. Приезжали сюда и другие писатели, например Новалис (под этим псевдонимом скрывался Фридрих фон Харденберг). Южнее, во Франции, в это время происходили бурные революционные потрясения, но в маленькой тихой Иене они отозвались по-своему, страстными спорами, напряжёнными философскими и художественными исканиями, которые помогали выработке нового направления в искусстве. «Прекрасное было время... — писал об этой эпохе Шеллинг. — Человеческий дух был раскован, считал себя вправе... спрашивать не о том, что есть, но о том, что возможно». Одновременно с «иенской школой» в Англии возникла другая ветвь романтизма — «озёрная школа». К ней относились поэты Уильям Вордсворт, Самюэл Колридж, Роберт Саути. Они предпочитали жить не в шумных городах, а в живописном краю озёр (отсюда и название). Кстати, это характерно для романтизма, который нередко противопоставлял цивилизации нетронутую природу, естественные человеческие отношения, незамысловатый уклад жизни. К началу XIX в. в Германии центр романтического движения переместился из Иены в другой университетский городок — Гейдельберг. Тут жили писатели Людвиг Арним, Клеменс Брентано, Йозеф Эйхендоф, а также филологи братья Якоб и Вильгельм Гримм. Братья Гримм составили знаменитое собрание немецких сказок, знакомое детям многих стран. Интерес к народному творчеству, фольклору, был далеко не случаен. Романтизм стремился вернуться к первоосновам культуры. Своих вершин романтизм достиг в первой трети XIX в. в творчестве немца Эрнста Теодора Амадея Гофмана, англичанина Джорджа Байрона, француза Виктора Гюго. К той же поре относятся и успехи русского романтизма, который развивался в тесном соприкосновении с западным. Фантастические рассказы и повести Гофмана (среди наиболее известных его произведений — «Щелкунчик и Мышиный король», «Крошка Цахес») выходили в то же время, когда в России печатались баллады Жуковского. А в год смерти Байрона (1824) Пушкин уже написал почти все свои романтические поэмы. «Отставание» русских романтиков от западных сократилось, но ещё давало о себе знать. Достаточно заметно влияние Гофмана на В. Одоевского, Байрона — на Пушкина и т. п. Оказали воздействие на русскую романтическую музу и французские романтики, особенно на первых порах. А «Собор Парижской богоматери» Виктора Гюго вышел в том же 1831 г., что и первая часть сборника Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Самые же поздние произведения французского романтизма (например, «Отверженные» Гюго, 1862 г.) появились тогда, когда в России уже почти безраздельно господствовали реалистические стили. |
Неизвестный художник. Беседка в парке. Первая половина XIX в. |
Романтик. Литография. 1825 г |