Для лучшего просмотра используйте браузер Opera

ГЛАВНАЯ
Виктор Михайлович Васнецов
3 (15) мая 1848, село Лопьял, Вятская губерния, Российская империя — 23 июля 1926, Москва, СССР) — русский художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты. Старший брат художника Апполинария Васнецова.
История музея. Коллекции

1909-1917-е годы

Если рассматривать судьбу нашего музея в контексте существования провинциальных музеев России, то несложно заметить, что есть много общего в истории их развития. Художественные музеи в провинции появились в начале XX столетия. Причина тому видится в интенсивной художественной и интеллектуальной жизни общества в это время, в пробуждении чувства национального самосознания, которое способствовало появлению состоятельных купцов, меценатов, занявшихся благотворительной деятельностью. В лоне миссионерского начала русского купечества и рождаются художественные музеи российской провинции.

Когда-то сложившееся представление о Вятке, как о глухом и диком крае, не выдерживает никакой критики уже в связи с тем фактом, что среди всех периферийных художественных музеев Вят­ский был открыт по счету третьим после Саратовского музея и музея в Феодосии. На рубеже XIX—XX веков художественная жизнь Вятки переживала своего рода Ренессанс, вызванный активной деятельнос­тью местной молодежи, вернувшейся домой после окончания сто­личных вузов. Они стояли на пути новых творческих преобразований, горели желанием вложить полученные знания в большое дело.

Все началось с художественных выставок, которые устраивали местные художники, привлекая столичных и периферийных из других городов. Выставочная деятельность вылилась в потребность объединиться. В 1909 г. был создан Вятский художественный кружок, считавший своей главной задачей открытие художественного музея.

Таким образом, необходимость в создании своего храма искусств была давно, но потребностью это стало в начале XX столетия. Бук­вально за год, т. е. в течение 1909 г., местные художники собрали такую коллекцию картин, которая позволила открыть художественный музей в Вятке. Вся тяжесть организационной работы легла в основном на плечи двух художников — А. М. Васнецова и С. А. Лобо-викова.

Мы знаем, что идея создания музея принадлежала братьям Васнецовым — Виктору и Аполлинарию. Они поделились своим жела­нием устроить в Вятке картинную галерею, дать для нее свои про­изведения и оказать содействие в приобретении произведений других художников. После длительного обсуждения характера будущего музея остановились на предложении А. М. Васнецова, который хо­тел создать художественно-исторический и этнографический музей. Этой концептуальной направленности музей придерживается и по сей день.

Сложность в создании нашего музейного собрания заключалась в том, что в среде вятского купечества не было меценатов такого размаха, как Третьяковы, Щукины, Мамонтовы, коллекции которых могли бы составить фундамент музея. Вятские худож­ники пошли по другому пути. С. А. Лобовиков предложил разослать обращения к русским художникам с предложением пожертвовать картины в музей кружка. На этот призыв откликнулись прежде все­го художники-земляки, проживавшие в Москве и Петербурге. По предложению С. А. Лобовикова А. М. Васнецов просил помощи у М. К. Морозовой — вдовы крупного московского коллекцио­нера. Переговорив с ней, он послал в Вятку письмо, где указал, какие картины она принесет в дар и на каких условиях. Всего было двенадцать работ. Среди них произведения А. М. Васнецова, М. В. Нестерова, К. А. Коровина, В. В. Переплетчикова. Картины, подаренные М. К. Морозовой, являются драгоценными жемчужи­нами нашей коллекции.

Из воспоминаний В. И. Деныиина мы узнаем, что братья Васнецовы, и прежде всего А. М. Васнецов, преподававший в то время в училище живописи, ваяния и зодчества, приобщал своих сту­дентов-земляков к собиранию картин для музея кружка. Желанием его было приобретение живописи художников объединения «Со­юза русских художников», многие из которых являлись его близ­кими друзьями. Главная проблема — проблема национального — решалась не только в их творчестве, но и в общественной деятель­ности. Эти художники часто экспонировали свои произведения на передвижных выставках, оставляя их потом провинциальным музе­ям. Таким путем к нам попали картины С. А. Виноградова, СВ. Ива­нова, В. А. Бакшеева, С. В. Малютина, В. Д. Поленова. Одним из первых заложил фундамент будущего музея А. М. Васнецов, пода­рив ему самое большое количество живописных работ.

вверх

1917-1920-е годы

1917г. - это время коренного переворота в обществе, в результате которого вменилось политическое устройство государства, стала вырабатываться и прово­диться новая культурная политика, касающаяся и музейного дела.

1920г. - это время окончания гражданской войны на территории Вятской Губернии, начало работы культурных учреждений в мирных условиях. После Октябрьской революции в г. Вятке продолжал работать музей Вятско­художественно-исторического кружка, основанный в 1910 г.

Архивных материалов, содержащих сведения о деятельности музея в 1917-1918гг., сохранилось немного. Известно, что он располагался в доме Клобукова вплоть до конца 1918г. Президиум городского исполкома летом 1918 г. принял постановление о полном освобождении помещения музея от квартирной платы.

О выставочной деятельности, об увеличении количества экспонатов можно узнать из сохранившихся старых схем развесок картин. По осень 1918г. сохранялась вывеска произведений, проведенная Н.Г. Машковцевым. Всего в экспозиции было более 60 картин. Осенью была осуществлена новая развеска работ под руководством Ф.В. Гогеля. В музее разместилось уже около 80 картин.

Всю музейную работу выполняли члены кружка. В его правление входили З.Д. Клобукова, А.С. Лебедев, С.А. Лобовиков, Р.А. Любимова, Н.Н. Хохряков и Еще летом 1918г. кружку продолжали выдавать денежные пособия от городского отдела народного образования.

В октябре 1918г. губернский отдел народного образования начал проводить работу по организации губернского музея, для этого был «временно откомандирован в музей Н.Н. Хохряков по художественно-исторической части», сам он работал архивариусом.

В октябре губисполкомом была утверждена смета «на устройство Вятского губернского музея искусства и старины и выставки при нем в доме призрения», постановив открытие музея приурочить ко дню 1-й годовщины Октябрьской рево­люции.

В ноябре 1918 г. для музея пришла охранная грамота из управления делами народного комиссариата по просвещению, которая удостоверяла, что музей в г. Вятке, помещающийся на ул. К. Маркса (бывшая Владимирская) и заключаю­щий в себе коллекцию художественных и исторических предметов, состоит под охраной и в ведении Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины при народном комиссариате по просвещению. В грамоте отмечалось, что «исключительно право распоряжения хранящимися коллекциями, обстановкой, прочим инвентарем принадлежит коллегии данного музея, которая действу­ет с ведома и согласия Всероссийской коллегии по делам музеев».

В ноябре 1918 г. в музее была открыта выставка произведений местных художников, а по ее окончании в здание музея искусства и старины были перемеще­ны художественные коллекции, библиотека музея Вятского художественно-истори­ческого кружка.

В январе 1919 г. в губернской газете «Известия Вятского губисполкома» было напечатано о создании музея: «Художественно-исторический музей Вятского художественного кружка переводится в здание музея искусства и старины. ...Временно оба музея закрыты. Производится развеска картин и устройство музея».

Для управления музеем в январе была утверждена художниками временная коллегия в составе Н.Н. Румянцева, Л.А. Плетнева и Джмухадзе.

Уже в феврале 1919 г. состоялось открытие музея для постоянного обозрения публикой. В музее находилось собрание картин, принадлежавшее художественному кружку. В губернской газете «Известия» сообщалось, что «верхний этаж здания* заключает в себе картины, начиная с «передвижников» и кончая новейшими, в нижнем этаже находятся картины старых мастеров и отдел народного искусства».

Деятельность музея во многом зависела от постановлений губернского подотдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины, который образовался после того, как в феврале 1919 г. из Москвы вернулся ранее туда командированный Ф. В. Гогель, привезший для этого специальные директивы.

В феврале на заседании художников были избраны члены коллегии подотдела. Председателем избрали И.А. Чарушина (архитектор), как художника выбрали М.А. Демидова, как музееведа А.С. Лебедева. Все они уже до этого назначения работали в других учреждениях. И.А. Чарушин основную должность занимал отдел государственных сооружений, А.С. Лебедев был заведующим губернского музея местного края (шла его организация), а М.А. Демидов работал учителей рисования в педагогическом институте. Члены подотдела по делам музеев были утверждены Московским отделом по делам музеев. Вятский губернский отдел народного образования первоначально отнес созданный подотдел к музейной секции внешкольного подотдела, назначив ему политического руководителя Добросмыслова, объяснив свое решение тем, что функции этого подотдела ранее выполнялись Вятским губернским внешкольным подотделом, который выдавал охранные грамоты, принимал на учет и хранение предметы науки и искусства.

13 февраля 1919 г. на заседании подотдела было принято постановление, где говорилось, что местный подотдел по делам музеев должен иметь самостоятельное значение на основании привезенного «Положения об организации подотделов» из центра. В нем указывалось, что «губернские подотделы, оставаясь автономными в пределах губернии, действуют под общим руководством отдела в Петрограде и Москве на основании особого положения и инструкции. Руководство должно осуществляться через особых инструкторов, командируемых на места Всероссийским отделом по делам музеев». Членами местного подотдела было принято решение считать отнесение его к внешкольному подотделу неправильным.

Об организации самостоятельного подотдела было сообщено в губернской газете «Известия», указав в ней, что в его обязанности входит: «управление всем музейным делом в губернии, охрана памятников искусства и старины, создание губернских фондов».

В феврале Ф. Гогель передал образовавшемуся подотделу из Москвы различные инструкции для работы и анкетные листы для регистрации монументальных и других памятников искусства и старины. Еще он привёз художественные ценности для пополнения коллекций музея. Доставленные им картины были сразу размещены для обозрения, но «...новое их направление было не понятно для публики», поэтому был приглашен художник А. И. Деньшин, который читал по воскресеньям лекции по вопросам искусства.

О пополнении коллекции музея было также сообщено в губернской газете "Известия": «В Вятку привезены ... для музея, в числе 28 первоклассных художе­ственных произведений, картины ... художников новых школ: Сомова, Сарьяна, Петрова-Водкина, Кузнецова, Крылова, Ларионова, Кончаловского, Грабаря, Врубеля, Левитана, Богаевского, Ульянова, Добужинского и картина нового французского художника Валлотона».

В феврале музеем искусства и старины было предложено ведать И.А. Чарушину и М.А. Демидову ввиду того, что он являлся исключительно художественным. Образованный подотдел по делам музеев отвечал за формирование штата служащих музея.

Н.Н. Хохряков работал заведующим картинной галереей с основания музея. С 4 марта 1919 г. на должность заведующего хозяйственной частью был принят писатель-драматург А.П. Вершинин. 25 мая на место старшего хранителя был назначен Н.Н. Румянцев. На должность заведующего гравюрным кабинетом и библиотекой была приглашена И.Н. Степанова, которая ранее шесть лет проработала в гравюрном кабинете московского Румянцевского музея и один год старшим библиоте­карем Вятской губернской публичной библиотеки им. А.И. Герцена. Она приступили к работе 16 мая 1919 г.

Таким образом, штат музея весной 1919г. состоял в основном из компетентных служащих, которые и раньше занимались музейной, выставочной деятельностью.

Служащими музея было выработано «Положение о Вятском губернском музее искусства и старины». В нем указывалось, что музей находится в ведении Всероссийской коллегии по делам музеев и совета коллегии музея. В "Положении" отмечалось, что музей, основанный в 1910 г., именуется теперь Вятским губернским музеем искусства и старины.

Служащие музея хотели организовать свою деятельность, исходя из поставленных ими целей:

  1. Удовлетворение своими художественными сокровищами художественно-эстетических запросов края, развивая любовь к искусству и влияя на воспитание вкуса населения;
  2. Преследование культурно-просветительной цели, обслуживая и поддерживая интерес населения к искусству;
  3. Содействие развитию и усовершенствованию музейного дела в крае». Деятельность служащих музея должна была быть направлена не только на организацию работы городского музея, но и на становление музейного дела во всей губернии. Но, находясь в трудных условиях, они в основном занимались сохранением музейных коллекций, а подотдел по делам музеев — хозяйственными проблемами музея (например, обеспечением его топливом), охраной здания от занятия его воинскими частями.

Функционирование музея и подотдела в 1919 г. были осложнены из-за военных действий, которые проходили на территории Вятской губернии и тем, что губоно нередко принимал решения, касающиеся музея, без участия на заседаниях членов подотдела по делам музеев и совета коллегии музея.

В первой половине апреля 1919 г. в Вятке началась эвакуация различии учреждений в связи с приближением войск Колчака. Третьего апреля в Москву имя М. Покровского была отправлена телеграмма следующего содержания: «Эвакуируем в Москву Публичную библиотеку им. Герцена. Другие музеи, кабинеты..., имущество большой ценности приготовьтесь принять. Необходимо сохранить в целости». Об эвакуации музея было объявлено по поручению Губернского отдела народного образования А.И. Деньшиным. Подотдел по делам музеев, собравшись на экстренном заседании с привлечением художественных сил и в присутствии А.И. Деныпина, постановил, что на основании охранной грамоты эвакуация музея недопустима без разрешения Московского отдела по делам музеев. Но отдел народ­ного образования, несмотря на принятое решение подотдела, отдал распоряжение провести эвакуацию музея в течение нескольких дней. Подотдел был вынужден подчиниться этому требованию.

О начавшейся экстренной эвакуации музея подотдел уведомил центр срочной телеграммой. Коллегия подотдела, служащие музея занимались поиском необходимых упаковочных материалов для музейных экспонатов. Они были вынуждены обратиться к заведующему Вятским губоно Н. Шубину с просьбой о продлении срока для м подготовки к эвакуации, так как найти достаточное количество упаковочного матери­ала во время эвакуации многих других учреждений было делом невыполнимым. Но эту просьбу отдел проигнорировал. Прибывшие от отдела люди сняли картины с подрамников, упаковали их в ящики из сырых досок, и «музей был свернут».

Эвакуация музея была остановлена двумя срочными телеграммами из Москвы от Н.И. Троцкой (Председатель Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины), пришедшими 14 апреля. В одной из телеграмм сообщалось, что Всероссийская коллегия по делам музеев Наркомпроса тре­бует приостановить эвакуацию музеев, библиотек, прочих художественных учрежде­ний Вятки, оставив их на местах согласно решению Наркома Покровского. Во второй телеграмме указывалось, что необходимо «...приостановить эвакуацию музейных цен­ностей из Вятского губернского музея искусства и старины ввиду того, что музейные коллекции имеют исключительно культурное значение и не имеют для против­ника ценности как военное или материальное имущество. Эвакуация недопустима ввиду трудности транспортировки и невозможности гарантировать совершенную со­хранность музейных коллекций. Следует принять спешные меры к охране музейного имущества на месте и в случае военной опасности убрать музейные коллекции в подвал».

Остановив эвакуацию музея, местный подотдел по делам музеев стал принимать меры к сохранению за музеем его здания на ул. К. Маркса. В отчете музея показывалось, что Вятский губернский отдел народного образования не оказал ника­кой поддержки в отстаивании здания музея от занятия его воинскими частями. В нем же отмечалось, что здание удалось отстоять И.А. Чарушину, «...благодаря своей Сергии, пользуясь охранной грамотой и телеграммой от Н.И. Троцкой».

В апреле-мае 1919 г. в составе подотдела произошли существенные изменения, так как М.А. Демидов уехал в г. Яранск с эвакуированным педагогическим институтом как его преподаватель, а А.С. Лебедев — в Москву для сопровождения имущества из эвакуированной Вятской публичной библиотеки им. Герцена. На место М.А. Демидова в качестве художника был приглашен Н.Н. Румянцев, который проработал с 7 мая по 7 июля 1919г. На место А.С. Лебедева как музееведа назна­чили Н.Н. Хохрякова, который находился на этой должности с 8 мая по 8 июня 1919 г.

А.С. Лебедев, находясь в Москве, сделал доклад о деятельности Вятского Губернского музея искусства и старины. Московский отдел по делам музеев при­слал необходимый кредит для функционирования музея и подтвердил значение его охранной грамоты.

С середины мая до середины августа 1919 г. в музее проходил ремонт, извлекались из ящиков экспонаты. Н. Н. Хохряков занимался восстановлением картину которые пострадали во время предпринятой эвакуации. Ему не удалось все испра­вить. Так, картина «Зима» Дубовского не была восстановлена, так как для этого требовалось помощь реставратора.

В музее также занимались размещением экспонатов. К 15 июля было размещено 68 картин и 8 скульптур, а уже к августу — 131 картина и 18 скульптур.

Для посетителей музей открылся 16 августа. За период с 16 августа по 28 декабря 1919 г. музей работал 86 дней. За это время его посетили 3469 человек. Из общего количества посетителей 50 % приходилось на воинские части, которые находились в доме Городской коммуны (напротив здания музея), и им было удобно посещать музей. 30 % приходилось на учащихся, а 20 % на случайных приезжих посетителей и на местную интеллигенцию.

В музее посетители могли не только ознакомиться с экспозицией, но и послушать лекции на темы: «Техника живописи», «Как пишутся картины», «Идеал современной живописи», которые читал А.И. Деньшин.

Для рекламы музея отпечатывались афиши маленького формата, которые оповещали населения о днях открытия и часах работы музея. Их распространяли по учебным заведениям города, по различным государственным учреждениям и на так называемых «модных улицах», чтобы привлечь горожан к посещению музея. В августе 1919 г. на заседании коллегии музея сообщалось, что среди местной публики, в том числе среди местной интеллигенции, «...интерес к знакомству с музеем...» отсутствует. Сотрудники музея ездили в командировки не только по уездам губернии, но и в Москву. Так, в начале сентября 1919 г. пришло письмо в местный подотдел Москвы от Н.Г. Машковцева, в котором сообщалось, что подотдел провинциального музеев Московского отдела по делам музеев считает необходимым приезд HI Румянцева в Москву. В конце сентября Н.Н. Румянцев был командирован в столицу для того, чтобы «...уяснить взгляды центра на задачи Вятского музея, выяснить ставки для жалованья служащим музея, изучить постановку техники музейного дела в Московских музеях» и вывезти приобретенные для музея Н. Г. Машковцевым художественные ценности. Н.Н. Румянцев из командировки привез 4 ящика, в которых находились картины, гравюры, рисунки и книги. Приобретение художественных ценностей было возможным также благодаря установленной связи местного подотдела с советом Вятских губернских кооперативных съездов, которые изыскивали для этого средства. В 1919 г. в г. Вятке функционировал фонд для охраны памятников искусства и старины и для приобретения художественных коллекции.

Осенью 1919 г. в Вятской губернии началась эпидемия тифа, в г. Вятке закрывались многие учреждения, а их помещения отдавались под госпитали. Не избежал этой участи и музей. Заведующий отделом управления губернией дал распоряжение служащим музея «...очистить помещение в трехдневный срок» для создания в нем лазарета. После проведенного экстренного заседания подотдела по делам музеев коллегией музея были отправлены телеграммы Н.И. Троцкой и Н. Г. Машковцев. Служащие музея посетили Вятский отдел государственного контроля и отдел управления губернией, но все их просьбы и доказательства не привели к положительно» результату. К 4 декабря музей был полностью переведён в здание «Присутственных мест», в его второй корпус («Северный») на берег реки Вятки. При упаковке перевозке музейных экспонатов были соблюдены необходимые меры предосторожности для их сохранения.

Во втором корпусе для музея были выделены три комнаты: одна под картинную галерею, другая под отделение старинных предметов, а третья под библиотеку и канцелярию. Предоставленному для музея помещению был необходим ремонт, так как ранее здесь художники писали плакаты для торжеств. В отчете музея указывалось, что «...следы старания художников были видны на стенах и на полу в форме различных пятен разных цветов, различных надписей».

Впоследствии в отчете об этом периоде деятельности музея было написан «…снежные метели делали непроходимыми тротуары..., полное безлюдье.... Внутри – сваленные в груду коллекции, бессистемно лежащие прямо на полу кучами.

В довершении всего пятнистый тиф с «испанкой», общее недомогание и растерянность... двери без замков ..., что перевезено, что сохранено, что утеряно никто ничего не знает.... Из всего состава остаются лишь двое».

Из отчета Н.Н. Хохрякова о работе картинной галереи мы узнаем, что тиф не пощадил служащих музея. Оставшаяся сторожиха 0. Михайлова, будучи больной тифом, лежала в помещении музея, пока у нее не признали тиф и не увезли в больницу, сторож Буторин умер в больнице от тифа, а секретарь — машинистка лежала дома с «испанкой».

В конце декабря 1919 г. из — под ареста был выпущен А.П. Вершинин. Вернувшись, он сразу приступил к работе в музее.

В январе 1920 г. музей принял своих первых посетителей на новом месте после окончания ремонта. Практически все музейные экспонаты были сохранены, как отмечалось в отчете «...по счастливой случайности коллекции остались в цело­сти». В списках экспозиции были перечислены фамилии художников, чьи работы были размещены, при этом было указано, что нет революционных сюжетов». В начале мая на должность заведующей библиотекой и гравюрным кабине­том была принята Валентина Федоровна Париаманова (возможно Парламонова). Она не только заведовала отделом, но и ездила по Вятскому уезду для выявления и обследования художественно-исторических памятников. Проводившаяся весной в Вятке мобилизация рабочей силы коснулась и работников музея. Так, Н.Н. Румянцева было решено перевести на службу в речной транспорт как специалиста речного дела. Коллегия музея обратилась с письменной просьбой к Н. Г. Машковцеву, чтобы он ходатайствовал об оставлении Н.Н. Румянцева на занимаемой должности, как незаменимого специалиста, музееведа-художника.

В приложенном к письму протоколе заседания коллегии музея указывалось, что Н.Н. Румянцев служил в пароходстве 28 лет назад, а так как он обладает солидным возрастом (53 года), то не может быть полезным работником транспортного дела. В протоколе отмечалось, что Н.Н. Румянцев 28 лет занимался искусством, был деятельным участником в создании местных художественных выставок, выставлял свои произведения в столицах, был принят в союз работников искусства. О его непосредственной работе как музееведа было написано: «В данное время исполняет обязанность старшего хранителя музея и как уполномоченный для всей Вятской губернии работает по охране и учету памятников искусства и старины, деятельно собирает древнюю иконопись и предметы народного северного искусства в фонд губернского музея.» Н.Н. Румянцев был оставлен на своей должности. В 1920 г. была проведена реорганизация подотдела по делам музеев на основании принятой центром инструкции о создании губернских секций музеев и старины при подотделах искусств губернских отделов народного образования. В ней указывалось, что губернские секции должны делиться на две комиссии: по охране памятнике искусства и старины и по музейному делу. На должность председателя Вятской губернской секции по делам музеев был избран И.А. Чарушин.

В июне 1920 г. в городе началось сокращение госпиталей, и старое здание музею было возвращено. Ему требовался ремонт, который проходил с июня по сентябрь, а в октябре 1920 г. музей снова принял посетителей.

Московский отдел по делам музеев особое внимание уделял деятельности Вятского губернского музея искусства и старины. Например, в 1920-м году Вятский губернский исполнительный комитет не учитывал работников музея при выдаче дополнительного продовольственного пайка. Узнав об этом, Московский отдел по делам музеев прислал уведомление, что сотрудники музея как ответственные служащие имеют право на продовольственный паек сверх общегражданского. В уведомлении указывалось, что Вятский музей получает кредиты из центра.

В ноябре в г. Вятку приезжал Н. Г. Машковцев. На объединенном собрании Н. Г. Машковцев рекомендовал назвать Вятскакий губернский музей государственным музеем по аналогии с Саратовским Радищевски государственным музеем, так как оба музея были выделены по смете центральным отделом по делам музеев в отдельные параграфы на предмет их финансирования, этим фактом Московский отдел признал Вятский музей равноценным Саратовскому по художественному значению и указывал на то, что он имеет не только губернское, но и государственное значение.

вверх

1920-е годы

За 1920 г. значительно были пополнены коллекции музея. Несмотря на то, что музей в этом году был продолжительное время закрыт, его посетили за 200 дней открытия 4225 человек, экскурсий было проведено 73. В отчете музея был написано: «К концу 1920 г. работа по возрождению музея закончилась с плодотворным успехом».

Таким образом, в первые годы советской власти шло становление музейной дела в стране, и служащие Вятского музея искусства и старины внесли больше вклад в его развитие. Несмотря на то, что им приходилось работать в трудных условиях, они смогли сберечь коллекции музея, пополнить их ценными произведениями искусства и старины, вели научную работу.

вверх

1930-е годы

1930-е годы, когда все сферы общественной жизни были политизированы, не назовешь легкими в музейной судьбе. Сверху шли постоянные директивы относительно того, как выстраивать марксистско-ленинскую экспозицию, какие выставки готовить к революционным праздникам, на приобретение каких работ обращать особое внимание. В частности, рекомендовалось закупать такие, произведения, где бы трактовались темы нового быта, индустриализации, колхозного строительства, героического прошлого страны и народа. Игнорировать эти рекомендации музей не мог — время обязывало. К счастью, приобретая подобнее работы, сотрудники обращали внимание не только на их тематику, но и на художественный уровень. Поэто­му в 1930-е годы коллекция пополнилась рядом интересных, созвучных времени произведений советских художников, таких, как, например, 3-й вариант картины А. Рылова «В.И. Ленин в Разливе», который автор написал специально по заказу музея, как приобретенные во «Всекохудожнике» в Москве и Ленинграде жанровая композиция П. Котова «Красноармейская делегация на Кузнецкстрое», батальные полотна И. Владимирова, М. Грекова, запечатлевшие различные эпизоды гражданс­кой войны...

Тогда же из крупнейших сокровищниц страны, но прежде всего из Государ­ственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в коллекцию посту­пали произведения западноевропейских мастеров.

В послевоенные годы и в последующие десятилетия собирательская работа коллектива сотрудников продолжалась. Её, конечно, не назовешь равномерной в разные моменты. В силу объективных причин были периоды временного спада этой работы или, напротив, её активизации, но совсем на нет она не сходила. Источники, из которых произведения поступали в музей, были самыми разнообразными. Это Министерства культуры СССР и РСФСР, комитет по делам искусств при Совете Министров РСФСР, Управление культуры Кировского облисполкома, Кировская организация Союза художников РСФСР... Работы закупались музеем у мастеров искусства, их наследников, частных лиц, приносились художниками в дар.

вверх

1990-е годы

Очень серьёзное внимание на комплектование собрания обращалось в два последние десятилетия, особенно в 1990-е годы. В этот период пополнялись, практически, все его отделы.

У частных лиц закупались произведения древнерусского искусства (иконы, мелкая пластика), а также отдельные изделия из фарфора, стекла, серебра, бронзы.

В результате экспедиций научных сотрудников по районам Кировской области в музей поступали интересные памятники народного творчества (ткачество, вышивки). Весомыми были приобретения русской живописи, графики старых и современных мастеров, дымковской игрушки... Пути их попадания в собрание различны, но стоит отметить, что в наше непредсказуемое время с его поистине катастрофическими финансовыми проблемами, как и в первые годы существования музея, большое значение приобрели пожертвования. Особенно щедрым в данном плане оказался 2000 год. В июне местный предприниматель И. Гмызин принес в дар музею интересное собрание известного вятского коллекционера А. Юферева (свыше 200 работ), а в декабре к 90-летию музея современные кировские художники, представители разных видов искусства, подарили ему 171 произведение. И, конечно, нельзя не отметить такое поистине редкостное приобретение, как выполненный по эскизам А. Васнецова мебельный гарнитур из трех предметов (стол, диван, кресло), поступившии к юбилею музея из Государственного музейного выставочного центра «Росизо» зпри активном содействии Государственного Исторического музея.

Вот таким образом была собрана многообразная коллекция, которая в насто­ящее время насчитывает свыше 17000 экспонатов. Уже отмечалось, что она даёт достаточно ясное представление об основных вехах развития отечественного изобра­зительного искусства. Но к этому необходимо добавить, что коллекция позволяет также увидеть насколько богата талантами вятская земля, так как буквально с самого начала существования музея и вплоть до наших дней его сотрудники счита­ли и считают одной из своих первостепенных задач изучение местного материала, приобретение произведений художников-земляков. Так постепенно внутри общего собрания сложились очень ценные монографические мини-коллекции, знакомящие с творчеством многих талантливых уроженцев нашего края прошлого и современнос­ти. Они различны по численности. Одни насчитывают в своем составе десятки экспонатов, как, например, коллекции произведений В. и А. Васнецовых, А. Рылова, И. Шишкина... Состав иных исчисляется сотнями — таковы коллекции работ М. Демидова, А. Исупова, Н. Хохрякова, ряда других авторов. Что же касается исконно вятского народного промысла - дымковской игрушки, то её крупнейшая в стране коллекция поистине уникальна - в ней свыше 3000 работ мастериц разных поколений.

Собирательской деятельностью, естественно, коллектив сотрудников не огра­ничивается. В музее ведется серьезная выставочная, пропагандистская, издательская работа. Но всему этому предшествует тщательное изучение собрания музея. Специ­алисты исследуют различные разделы коллекции, творчество конкретных мастеров, отдельные произведения. Со своими открытиями, находками, выводами они выступают на научных конференциях. Одна из них - «Музей на пороге XXI века» - была проведена в связи с 90-летием музея в декабре 2000 года. С материалами этой конференции, а также ряда более поздних исследований и знакомит наш сборник.

вверх

Аполлинарий Михайлович Васнецов
(25 июля (6 августа) 1856 — 23 января 1933) — русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова.